1. Таможенная стоимость товара, методы её определения
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:
1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;
4) метода вычитания;
5) метода сложения;
6) резервного метода.
Согласно основному методу таможенной оценки – по цене сделки с ввозимыми товарами – таможенной стоимостью признается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы РФ. Исчерпывающий перечень оснований неприменения этого метода содержится в п. 2 ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе». Это следующие основания.
1. Ограничение прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением установленных законодательством РФ, ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы, и ограничений, существенно не влияющих на цену товара. Для отказа по этому основанию от применения первого метода оценки таможенный орган должен не только выявить ограничение прав покупателя на товар, но и исследовать степень влияния этого фактора на цену сделки. Основной метод таможенной оценки не применяется, только в случае существенного влияния указанных ограничений на цену сделки. Например, действие покупателя в интересах и за счет другого лица на основании агентского договора не исключает его применения.
2. Зависимость продажи и цены сделки от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено. Таможенные органы зачастую делают вывод об их наличии в случае существенного отклонения стоимости товаров от уровня цен на идентичные или однородные товары, ввезенные в РФ другими лицами, либо от уровня мировых цен. Такой довод принимается судами, если таможенные органы докажут, что для сравнения берется информация именно об идентичных или однородных товарах, стоимость которых значительно отличается от оцениваемых, с учетом условий поставки, времени перемещения и иных обстоятельств, влияющих на цену.
В одном из решений суд не согласился с доводом таможенного органа и указал, что в качестве такого условия не может рассматриваться наличие между поставщиком и покупателем дилерского соглашения, в силу которого последний обязался не закупать аналогичный товар у третьих лиц.
Не считается таким условием и поступление товаров, ввозимых в РФ на основании внешнеторгового договора, не непосредственно от продавца, а от иного лица (фактического отправителя).
Суд поддержал вывод таможенного органа о том, что сбор и переработка продавцом товаров под будущие поставки под контролем представителя покупателя является условием, от соблюдения которого зависят продажа и цена сделки и влияние которого не может быть учтено.
3. Использование декларантом при заявлении таможенной стоимости данных, не подтвержденных документально либо не являющихся количественно определенными и достоверными. Данное положение заключает в себе оценочный критерий: таможенный орган при решении вопроса о таможенной стоимости конкретных товаров определяет соответствие названному требованию использованной для определения таможенной стоимости информации. Бремя подтверждения правильности заявленной таможенной стоимости и метода ее определения возложено на декларанта.
На невыполнение именно этого требования как на основание для отказа в применении первого метода таможенной оценки таможенные органы указывают в большинстве случаев. Суды признают соответствующие решения таможенных органов правомерными, в частности если внешнеторговые договоры не содержат сведений о наименовании и полной характеристике товаров (в том числе ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения, упаковка, общая сумма контракта, цена за единицу товара); об условиях поставки товаров, если такие сведения невозможно с достоверностью определить из других документов, согласованных обеими сторонами; если представленные документы содержат противоречивые сведения о предмете сделки, оплате товаров, транспортных расходов; если невозможно идентифицировать экспортные грузовые таможенные декларации с ввезенными в РФ товарами, отсутствуют отметки таможенных органов на указанных декларациях; если инвойс не подписан продавцом, не содержит информации об условиях оплаты и банковских реквизитах; если из представленных документов не усматривается согласованная сторонами цена каждого вида товара, поставляемого в рамках товарной партии, заявленной к таможенному оформлению. Зачастую сведения об ассортименте товаров и цене за единицу товара каждого наименования содержатся только в инвойсе. В этой связи важно отметить, что отсутствие платежных документов на момент таможенного оформления не может служить основанием для отказа от применения первого метода и перехода к последующим методам таможенной оценки.
4. Взаимозависимость участников внешнеторговой сделки является основанием для отказа в применении первого метода таможенной оценки только в том случае, если она отразилась на цене сделки. Признаки взаимозависимости определены в подп. «г» п. 2 ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе». В процессе заявления сведений о таможенной стоимости таможенным органам отсутствие влияния взаимозависимости на цену сделки обязан доказать декларант. Однако в ходе судебного разбирательства каждая из сторон – и таможенный орган, и декларант – должна доказать наличие либо отсутствие влияния взаимозависимости на стоимость товаров.
Если таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, она определяется путем последовательного применения других методов таможенной оценки. Неприменение методов 2 – 5 таможенные органы обосновывают главным образом отсутствием информации. Суды не считали этот довод достаточным, и исходя из принципа строгой последовательности применения методов таможенной оценки (за исключением методов вычитания и сложения стоимости, которые могут применяться в любой последовательности) не признавали соответствующие действия таможенных органов правомерными. Однако в последнее время намечается иной, более глубокий и правильный подход к этому вопросу.
В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» декларант обязан заявить и подтвердить сведения о таможенной стоимости. Главная обязанность таможенного органа (в этой части) – проконтролировать правильность заявленной таможенной стоимости и избранного метода ее определения. Эта обязанность не предполагает возложение на таможенный орган бремени розыска и подбора всей совокупности сведений по каждому перемещаемому через таможенную границу РФ товару, особенно учитывая довольно жесткие требования, установленные Законом к ценовой информации для применения методов 2 – 5 таможенной оценки. Если таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров, располагает соответствующей информацией, он должен использовать ее для определения таможенной стоимости конкретных оцениваемых товаров. Если же такая информация у таможенного органа отсутствует, методы 2 – 5 не могут быть применены.
Декларант сам может предоставить необходимые для применения этих методов сведения, которые также оцениваются таможенными органами с точки зрения достоверности и документального подтверждения (например, коммерческими, таможенными, бухгалтерскими документами), относимости к оцениваемым товарам и достаточности для целей таможенной оценки.
В случае подтверждения судом правомерности и обоснованности неприменения методов 1 – 5 таможенной оценки и расчета таможенной стоимости по 6-му (резервному) методу главным вопросом, который подлежит выяснению, является правильность выбора таможенным органом ценовой основы для определения таможенной стоимости.
Расчет таможенной стоимости на основе резервного метода осуществляется с учетом подходов, выработанных в мировой практике. Одними из основных требований в рамках данных подходов являются:
обеспечение максимального подобия сравниваемых товаров;
использование информации, содержащей точное описание товаров: их коммерческие наименования, сведения о фирме-изготовителе, материале, технических параметрах и прочих характеристиках, которые влияют на их стоимость.
Резервный метод, основанный на гибком применении 2-го и 3-го методов, может быть использован для определения таможенной стоимости товаров только в том случае, если таможенная стоимость идентичных или однородных товаров была определена по первому методу.
При использовании резервного метода учитываются технические характеристики и иные параметры, влияющие на стоимость сравниваемых товаров, в том числе репутация потребителя, условия и цели ввоза и т.д. Так, судом были признаны неправомерными определения таможенным органом таможенной стоимости на основе 6-го метода ввиду того, что сравниваемые товары имели различные технические характеристики; были ввезены в РФ в различных количествах и на иных коммерческих условиях; таможенным органом при корректировке таможенной стоимости не было учтено долгосрочное сотрудничество покупателя с продавцом, цели поставки с учетом сегментирования рынка; расчет таможенной стоимости был произведен на основе цены, указанной сторонами в контракте, без учета предусмотренной им скидки.
Нередко, применяя резервный метод, таможенные органы используют ценовую информацию интернет-сайтов. В этой связи необходимо отметить, что подп. «г» п. 2 ст. 24 Закона РФ «О таможенном тарифе» установлена недопустимость использования в качестве основы для определения таможенной стоимости по резервному методу произвольно установленной или достоверно не подтвержденной цены товаров. Использование интернет-ресурсов возможно при соблюдении указанных общих требований, предъявляемых к независимым источникам ценовой информации, а именно полученные данные должны быть достоверными и обоснованными. При этом информация интернет-сайтов должна оцениваться в совокупности и наравне с иными сведениями о цене товаров с учетом обстоятельств их перемещения через таможенную границу РФ. Суды также требуют подтверждения времени действия цен на товары, информация о которых берется на интернет-сайтах, а иногда – установления лица, поместившего информацию.
Действия таможенных органов по корректировке таможенной стоимости признавались судами неправомерными при совершении этими органами следующих грубых нарушений процедуры таможенной оценки: неистребование у декларанта документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, непроведение консультаций по вопросу определения таможенной стоимости и т.д., т.е. лишение декларанта права подтвердить заявленную им таможенную стоимость и избранный метод таможенной оценки. В свою очередь, отказ декларанта доказать заявленные сведения о таможенной стоимости (например, непредставление без весомых на то оснований в установленный таможенным органом срок дополнительно запрошенных документов) рассматривался судами как свидетельство обоснованности действий таможенных органов.
Признание судом неправомерными корректировок таможенной стоимости таможенными органами, как правило, влечет за собой соответствующие изменения в правовой оценке связанных с корректировкой действий: привлечение к административной ответственности, выставление требования об уплате таможенных платежей, отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и др.
Выбор ставки ввозной таможенной пошлины (базовая, преференциальная, максимальная) зависит также от страны происхождения товаров. Сведения о стране происхождения заявляются при декларировании товаров таможенным органам. В случае возникновения сомнений в достоверности указанных сведений таможенные органы запрашивают у участников внешнеторговой деятельности документы, подтверждающие страну происхождения товаров. При этом, как показывает практика, зачастую не учитывается следующее.--PAGE_BREAK--
В соответствии со ст. 37 ТК РФ таможенные органы вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, только в случае, если стране происхождения товаров РФ предоставлены тарифные преференции, а также при обнаружении признаков недостоверности сведений о стране происхождения товаров, влияющих на применение ставок таможенных пошлин, налогов и / или применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таким образом, если сведения о стране происхождения товаров не определяют применение либо неприменение названных запретов и ограничений и не влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов – например, когда торгово-политические отношения РФ с каждой страной, рассматриваемой в качестве возможной страны происхождения конкретных товаров, предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, – требование таможенных органов представить сертификаты происхождения товаров неправомерно.
2. Основные положения таможенного декларирования
Правила декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами в соответствии с главой 23 Таможенного кодекса РФ1, устанавливают три формы декларирования: устную, конклюдентную и письменную. Согласно Положению о порядке таможенного оформления товаров для личного пользования все товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, независимо от формы декларирования товаров.
До принятия ныне действующего ТК РФ таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу для личных потребностей (кроме товаров, пересылаемых в качестве международного почтового отправления), осуществлялось в порядке и на основании форм документов, определенных документами таможенного ведомства, принятых на основании старого ТК РФ. В настоящее время данные документы по большей части уже отменены2.
С точки зрения нынешнего распределения компетенции в сфере регулирования таможенного дела это представляется вполне логичным и правомерным, учитывая следующее. Положения главы 23 ТК РФ, равно как и Положения о порядке таможенного оформления товаров для личного пользования, не наделяют ФТС России полномочиями по установлению порядка таможенного оформления товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 281 ТК РФ товары для личного пользования физических лиц перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями главы 23 ТК РФ, а в части, не урегулированной указанной главой, – в соответствии с общим порядком, установленным ТК РФ. Согласно п. 6 ст. 124 ТК РФ определение формы декларирования товаров отнесено к компетенции федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации. При этом указанное министерство вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, учитывая категорию перемещаемых товаров, способ их доставки и иных обстоятельств.
В предыдущей редакции ТК РФ, действовавшей до проведения так называемой административной реформы, данные полномочия закреплялись за федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, т.е. за ГТК России, который и успел утвердить основные правила, определяющие формы декларирования3. Данные правила в основной своей массе пока, до принятия новым ведомством иных документов, сохраняют свою силу.
Декларирование в письменной форме
Декларированию в письменной форме подлежат перемещаемые физическими лицами товары, включая транспортные средства, в следующих случаях:
– при перемещении товаров в несопровождаемом багаже;
– при пересылке товаров в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
– когда ввоз товаров ограничен в соответствии с законодательством РФ либо стоимость и (или) количество которых превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу РФ с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;
– при перемещении товаров, вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ;
– если обязательное декларирование в письменной форме при вывозе товаров предусмотрено законодательством РФ;
– при перемещении транспортных средств.
Данный перечень товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, является закрытым. Однако, учитывая достаточно емкие формулировки, отсылающие к законодательству РФ, список товаров, которые необходимо задекларировать в письменной форме, значительно расширяется при более детальном изучении. В таком расширенном варианте он и представлен в письме ФТС России от 3 мая 2006 г. №01–06/15085 «О перечне товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации декларированию в письменной форме».
Форма таможенной декларации, применяемой при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, в соответствии с упрощенным порядком, а также Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом ГТК России от 19 мая 2004 г. №590 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации». На основании данных документов (Приказа и утвержденной им Инструкции), а также Положения о порядке таможенного оформления товаров для личного пользования (в развитие которого они, собственно, и были приняты) можно отметить следующие общие аспекты письменного декларирования сопровождаемого и несопровождаемого багажа:
– утверждена документарная форма пассажирской таможенной декларации, которая применяется при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в соответствии с упрощенным порядком;
– данная форма декларации применяется при декларировании в письменной форме товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, несопровождаемом багаже и ручной клади при следовании через Государственную границу Российской Федерации;
– в пассажирской таможенной декларации указываются данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность декларанта, точные сведения о перемещаемых товарах и другие сведения, необходимые для таможенных целей (в частности, наличие либо отсутствие у физического лица сопровождаемого и несопровождаемого багажа, данные о товарах, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности);
– декларация заполняется в двух экземплярах. Записи делаются ручкой четко и разборчиво на русском или английском языках либо делаются соответствующие отметки в предусмотренных для этого графах (например, зачеркнутый квадрат означает утвердительный ответ, незачеркнутый – отрицательный);
– в случае перемещения через российскую таможенную границу товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, несовершеннолетним лицом сведения об этих товарах заявляются в пассажирской таможенной декларации лица, его сопровождающего (одного из родителей, усыновителя, опекуна или попечителя, а при перемещении группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей – в пассажирской таможенной декларации руководителя группы. В последнем случае также допускается заявление руководителем группы сведений о товарах в произвольной форме в отдельном перечне с разбивкой по товарам каждого несовершеннолетнего лица. Указанный перечень является неотъемлемой частью пассажирской таможенной декларации руководителя группы);
– при принятии пассажирской таможенной декларации должностное лицо таможенного органа проставляет оттиск личной номерной печати на дате заполнения декларации, указанной лицом, декларирующим товары, а также обводит сплошной линией сделанные физическим лицом записи о декларируемой валюте и товарах с целью предотвращения возможности последующих дописок и исправлений;
– после проверки таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает запись о выпуске товаров в графе «Для служебных отметок» (на двух экземплярах декларации), заверяет запись личной номерной печатью и вручает один экземпляр физическому лицу, перемещающему товары.
Говоря о декларировании товаров в письменной форме, стоит обратить внимание, что к правилам декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, требования общего порядка таможенного оформления, распространяющиеся на внешнеторговые операции, применяются лишь в случаях, когда это непосредственно предусмотрено правовыми актами. Так, ГТК России издан Приказ от 3 марта 2003 г. №203 «О декларировании товаров», в котором, в частности, установлено, что:
а) по желанию декларанта декларирование товаров, помещаемых под таможенные режимы выпуска для свободного обращения или экспорта, может производиться путем подачи таможенной декларации в виде письменного заявления, в котором содержатся сведения, необходимые для таможенных целей, при условии что:
– общая таможенная стоимость товаров не превышает суммы, эквивалентной 1000 долларов США;
– товары перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному договору или перемещение товаров не связано с исполнением договорных обязательств;
– перевозка товаров осуществляется на одном транспортном средстве;
– товары одновременно представлены таможенному органу;
б) подача таможенной декларации в виде Заявления должна сопровождаться представлением установленных документов (перечень которых приведен в приложении к данному Приказу).
Вместе с тем порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, регламентируется главой 23 ТК РФ, а также принятыми во исполнение указанных актов нормативными и правовыми актами. Указанный порядок не предусматривает при декларировании товаров, перемещаемых для личного пользования физических лиц, заявления (непосредственно физическим лицом либо лицом, действующим по его поручению) установленных ТК РФ таможенных режимов. Поэтому установленный вышеназванным Приказом порядок декларирования, несмотря на его достаточно внешне либеральные условия, при таможенном оформлении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, не применяется.
Особенности декларирования в письменной форме товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в сопровождаемом багаже
Декларирование товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации в сопровождаемом багаже, осуществляется в письменной форме на бланках пассажирской таможенной декларации, о которой говорилось выше. Таможенное оформление таких товаров начинается с момента представления уполномоченному должностному лицу таможенного органа заполненной и подписанной декларантом таможенной декларации. Пассажирская таможенная декларация считается поданной с момента ее принятия уполномоченным должностным лицом таможенного органа путем проставления указанным лицом оттиска личной номерной печати на указанной декларантом дате заполнения декларации. продолжение
--PAGE_BREAK--
При вывозе товаров физическим лицом декларация подается одновременно с предъявлением товаров таможенному органу.
Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в сопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, производится в специально установленных таможенными органами местах, а при пересечении Государственной границы Российской Федерации железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении такими местами являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства).
При таможенном оформлении товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, декларант обязан: произвести декларирование товаров в соответствии с таможенным законодательством, предъявить документы (в частности, удостоверяющий личность, подтверждающие факт приобретения и стоимость декларируемых товаров, иные подтверждающие заявленные в декларации сведения или предусмотренные правилами декларирования), уплатить причитающиеся таможенные пошлины, налоги, выполнять иные установленные обязанности.
Физические лица вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, перемещаемые ими через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме.
Если физическое лицо при таможенном оформлении товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, при пересечении Государственной границы Российской Федерации железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении, не смогло по причинам, не зависящим от него, предъявить эти товары для таможенного оформления, но при этом намерено предъявить их для таможенного оформления, последнее может быть произведено таможенным органом по месту постоянного проживания или временного пребывания физического лица в порядке, установленном для таможенного оформления несопровождаемого багажа. Для данного права указанное лицо, перемещающее товары, должно представить в таможенный орган заявление в письменной форме и документы, подтверждающие ввоз декларируемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Ввозимые в сопровождаемом багаже товары, на которые по причинам, не зависящим от таможенных органов, не представлены одновременно с пассажирской таможенной декларацией документы и сведения, необходимые для завершения таможенного оформления, и (или) в отношении которых не подтверждена уплата таможенных пошлин, налогов, подлежат помещению на склад временного хранения. До окончания срока временного хранения лицо, ввозящее товары, должно принять меры по обеспечению их таможенного оформления либо вывоза с таможенной территории Российской Федерации.
Особенности декларирования несопровождаемого багажа и пересылаемых товаров (за исключением экспресс-грузов и МПО)
Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в несопровождаемом багаже, производится на основании Положения о порядке таможенного оформления товаров для личного пользования (раздел III). В отношении данных товаров должна быть представлена декларация в письменной форме. Поскольку общие правила письменного декларирования товаров таможенным органам рассматривались выше, здесь отметим те требования, которые предъявляются при таможенном оформлении именно указанной группы товаров (перемещаемых в несопровождаемом багаже).
Таможенное оформление товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых постоянно проживают или временно пребывают эти физические лица, осуществляющие их ввоз (вывоз) через таможенную границу Российской Федерации. Перевозка данных товаров от места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации до места таможенного оформления производится в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита. Если по причинам, не зависящим от таможенных органов, не представляется возможным произвести таможенное оформление товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, и (или) уплату таможенных пошлин, налогов в день поступления товаров в установленное место при внутреннем таможенном транзите, такие товары подлежат помещению на склад временного хранения.
Декларантом товаров, перемещаемых физическими лицами в несопровождаемом багаже, может быть как российское, так и иностранное физическое лицо, перемещающее эти товары либо действующее по доверенности физического лица или законного представителя, перемещающего товары.
Декларирование товаров, перемещаемых физическим лицом в несопровождаемом багаже, производится им путем подачи в таможенный орган заявления, а также документов, необходимых для подтверждения заявленных сведений и соблюдения требований таможенного законодательства (в частности, декларант также представляет пассажирскую таможенную декларацию, содержащую данные о несопровождаемом багаже и возвращенную физическому лицу при его следовании через таможенную границу4, документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость декларируемых товаров, транспортные (перевозочные) документы). В случае декларирования товаров иным лицом, таможенное оформление производится на основании грузовой таможенной декларации либо иных установленных документов.
Приказом ГТК России от 17 июня 2004 г. №687 «Об утверждении формы заявления физического лица и порядка заполнения заявления физического лица» утверждена форма заявления физического лица и Порядок заполнения заявления физического лица, предназначенного для декларирования товаров (перемещаемых через российскую таможенную границу физическим лицом для личного пользования в несопровождаемом багаже, а также при декларировании товаров, пересылаемых в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации, и предназначенных для личного пользования этого лица). Таким образом, утвержденное указанным Приказом заявление физического лица является формой таможенной декларации, используемой для декларирования товаров в указанных выше случаях. Данная форма заявления не применяется:
– для декларирования автомобилей;
– в отношении товаров, пересылаемых в адрес физических лиц в международных почтовых отправлениях и экспресс-грузах, а также пересылаемых в адрес физических лиц средств наземного транспорта, на которые таможенные органы выдают паспорта транспортных средств, паспорта шасси транспортных средств или паспорта самоходных машин.
Заявление считается поданным с момента его принятия должностным лицом таможенного органа. Должностное лицо таможенного органа оформляет принятие заявления путем проставления в правом верхнем углу заявления даты его подачи, своей подписи и оттиска личной номерной печати с указанием регистрационного номера. Заявление с момента принятия становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таможенная декларация (заявление), на товары, ввозимые на российскую таможенную территорию в несопровождаемом багаже, должна быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенному органу в месте их прибытия на данную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (п. 6 ст. 286 и ст. 129 ТК РФ).
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическим лицом в несопровождаемом багаже, завершается путем проставления должностным лицом таможенного органа в соответствии с принятым им решением (о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, об отзыве заявления и т.п.) подписи, оттисков штампа и личной номерной печати в специально обозначенном месте заявления.
Кроме того, представляется необходимым отметить еще несколько аспектов, связанных с таможенным оформлением несопровождаемого багажа. Как уже отмечалось, физические лица при следовании через Государственную границу Российской Федерации указывают сведения о наличии несопровождаемого багажа в соответствующей графе пассажирской таможенной декларации. В утвержденной Приказом ГТК России от 19 мая 2004 г. №590 Инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации предусмотрено:
1) при заполнении пассажирской таможенной декларации указывается наличие либо отсутствие у физического лица сопровождаемого и несопровождаемого багажа;
2) уполномоченное должностное лицо таможенного органа в графе «Для служебных отметок» указывает сведения об уведомлении физическим лицом таможенного органа о наличии товара, перемещаемого в несопровождаемом багаже, проставляя отметку «НБ» и реквизиты (дата и регистрационный номер) договора перевозки (багажной квитанции, накладной, коносамента и т.п.), иные сведения, необходимые для таможенных целей.
ФТС России в письме от 3 августа 2006 г. №04–18/27077 «О декларировании товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже» дала весьма важное «дополнительное разъяснение», касающееся сведений, которые должно предоставлять лицо, перемещающее товары, при указании в таможенной декларации несопровождаемого багажа. По мнению таможенного ведомства, «для безусловного исполнения» положений Приказа ГТК России от 19 мая 2004 г. №590 «в случае заявления лицом, подавшим пассажирскую декларацию, о наличии у него сопровождаемого багажа он обязан представать должностному лицу таможенного органа, которому производится декларирование, документы, подтверждающие наличие договора перевозки (багажной квитанции, накладной, коносамента и т.д.) и содержащие сведения о реквизитах договора перевозки и количестве мест. В случае отсутствия у лица указанных документов должностным лицом таможенного органа отметка о наличии несопровождаемого багажа в пассажирской декларации не проставляется, а поступающий в адрес этого лица несопровождаемый багаж должен рассматриваться в таможенном отношении как пересылаемый». Последствия такой «квалификации» багажа очевидны и, видимо, обременительны для заявителя, который не смог представить требуемые документы: согласно Положению о применении единых ставок таможенных пошлин пересылаемые товары облагаются совокупным таможенным платежом. Кроме того, при непредставлении на момент пересечения таможенной границы договора его перевозки физическое лицо, перемещающее товары, обязано заявить в пассажирской таможенной декларации о наличии таких «пересылаемых» товаров как подлежащих обложению таможенными платежами с обязательным подробным и точным изложением их списка.
Особенности таможенного оформления товаров, пересылаемых в адрес физических лиц экспресс-перевозчиками
Дополнительно несколько замечаний о таможенном оформлении товаров, пересылаемых в адрес физических лиц без пересечения ими таможенной границы через экспресс-перевозчиков, т.е. перемещаемых не в качестве сопровождаемого, несопровождаемого багажа или международного почтового отправления, а специализированными транспортно-экспедиционными организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера5.
При пересылке через экспресс-перевозчика товаров физическому лицу на российскую таможенную территорию товаров, предназначенных для личного пользования данного лица, применяются специальные правила декларирования, а именно:
– к указанным товарам (экспресс-грузам) утвержденная Приказом от 17 июня 2004 г. №687 форма заявления физического лица не применяется6;
– указанные товары подлежат декларированию путем подачи уполномоченному таможенному органу реестров индивидуальных накладных либо письменного заявления физического лица, оформленного в произвольной форме и содержащего имеющиеся у декларанта сведения о декларируемом товаре (в объеме, установленном для письменного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования). продолжение
--PAGE_BREAK--
Представление указанных документов предусмотрено Приказом ГТК России от 6 октября 1999 г. №676 «О типовом порядке таможенного контроля и таможенного оформления товаров отдельной категории» и письмом ГТК России от 30 декабря 2003 г. №01–06/50852 «О таможенном оформлении экспресс-грузов с 1 января 2004 г.». При этом реестр индивидуальных накладных (независимо от стоимости пересылаемых по общей накладной или в одном экспресс-отправлении товаров) представляется в случае декларирования указанных экспресс-грузов непосредственно экспресс-перевозчиком, уполномоченным на это физическим лицом – отправителем или получателем этих товаров, а письменное заявление физического лица – в случае самостоятельного декларирования пересылаемых в его адрес экспресс-грузов, в том числе и в качестве несопровождаемого багажа.
Декларирование в устной форме
В случаях, когда перемещаемые физическими лицами товары для личного пользования не должны декларироваться письменно, производится их декларирование в устной или конклюдентной форме. При этом за физическим лицом, перемещающим товары через таможенную границу, сохраняется право по собственному желанию представлять письменную декларацию на такие товары, не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме (п. 3 ст. 286 ТК РФ). При декларировании товаров в устной форме физическое лицо заявляет уполномоченному должностному лицу таможенного органа об отсутствии товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме. Таможенное оформление товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации в сопровождаемом багаже, начинается при декларировании товаров в устной форме с момента заявления физического лица уполномоченному должностному лицу таможенного органа об отсутствии в перемещаемом им сопровождаемом багаже товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме.
Устное декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами, может осуществляется в форме устного ответа на устные вопросы уполномоченного лица таможенного органа во время прохождения таможенного контроля в зоне таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу.
Декларирование товаров в конклюдентной форме производится путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Случаи, когда допускается такая форма декларирования, и порядок ее осуществления определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Порядок декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме утвержден Приказом ФТС России от 22 ноября 2006 г. №1208.
Для использования конклюдентной формы устного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами, в пунктах пропуска обустраиваются места для прохода физических лиц, специально обозначенные таким образом, чтобы лицо могло сделать выбор формы декларирования товаров. Проход физического лица через специально обозначенное место для прохода лиц, не имеющих в ручной клади или сопровождаемом багаже товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, рассматривается как заявление таможенному органу об отсутствии у указанного лица товаров, подлежащих декларированию в письменной форме.
Декларирование путем совершения конклюдентных действий практикуется, например, в международных аэропортах. Там организована система «зеленых коридоров»: пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом выбора «зеленого коридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу (вывозу) товаров. Перечень пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых применяется порядок декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме, также утвержден Приказом ФТС России от 22 ноября 2006 г. №1208.
При декларировании товаров в устной форме документы и сведения, представление которых требуется при письменном декларировании, декларант представляет по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа.
Временное хранение при таможенном оформлении товаров, перемещаемых физическими лицами
При производстве таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами, может возникнуть вопрос о помещении таких товаров на склад временного хранения, т.е. об использовании соответствующей таможенной процедуры. Согласно ст. 99 ТК РФ «Временное хранение товаров – таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру».
Временное хранение товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования:
1) осуществляется за счет лица, товары которого помещены на склад временного хранения;
2) проводится с соблюдением общих правил применения данной таможенной процедуры, установленной главой 12 ТК РФ;
3) применяется:
– по просьбе лиц, перемещающих товары, либо
– в случае, когда немедленное таможенное оформление товаров и (или) уплата таможенных пошлин, налогов не представляются возможными по причинам, не зависящим от таможенных органов;
4) допускается в отношении иностранных товаров (учитывая сферу применения процедуры временного хранения, определенную ст. 99 ТК РФ). В случае помещения российских товаров на СВХ они не приобретают статуса находящихся на временном хранении в соответствии с главой 12 ТК РФ. Также неправомерным будет требование таможенного органа о помещении российских товаров на временное хранение.
Декларирование иностранной валюты и иных валютных ценностей, перемещаемых физическими лицами
Правила декларирования иностранной валюты и иных валютных ценностей, перемещаемых физическими лицами, имеют некоторые специфические особенности.
Согласно части 2 п. 2 ст. 12 ТК РФ порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и ТК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений, при этом если сумма единовременно ввозимых таких ценностей превышает в эквиваленте 10000 долларов США, то они подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.
По общему правилу, установленному п. 4 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», при единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме такие ценности подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации. Одновременно с этим предусмотрены и специальные правила, состоящие в следующем:
1) вывоз из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
В данном случае предусматривается декларирование таких ценностей в устной форме. Документы, подтверждающие ввоз, пересылку указанной валюты, других ценностей в Российскую Федерацию, представляются уполномоченному должностному лицу таможенного органа по его требованию (п. 12 Положения о порядке таможенного оформления товаров для личного пользования). В графе «Для служебных отметок» пассажирской таможенной декларации, оформленной при ввозе указанных ценностей в Российскую Федерацию, делается соответствующая запись о вывозе валютных ценностей (п. 14 Инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 19 мая 2004 года №590);
2) физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации. При этом такая вывозимая валюта:
а) не подлежит декларированию таможенному органу, если ее сумма при единовременном вывозе из Российской Федерации равна в эквиваленте 3000 долларов США или не превышает этой суммы;
б) подлежит декларированию таможенному органу, если ее сумма при единовременном вывозе из Российской Федерации превышает в эквиваленте 3000 долларов США (но не более суммы, равной в эквиваленте 10000 долларов США). Декларирование осуществляется путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ;
в) не может единовременно вывозиться из Российской Федерации свыше указанного предела (равной в эквиваленте 10000 долларов США), за исключением случаев, когда такая валюта была ранее ввезена (переведена) в Российскую Федерацию в установленном порядке и имеется соответствующее документарное подтверждение такого ввоза. Стоит обратить внимание, что такой способ доставки валюты, как пересылка, в законе не указан. Поэтому пересылка иностранной валюты и (или) валюты РФ в Российскую Федерацию не является основанием для ее последующего вывоза с территории Российской Федерации при вывозе указанной валюты сверх установленных норм7;
3) дорожные чеки подлежат обязательному декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации в случае, если при единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами) их сумма превышает в эквиваленте 10000 долларов США. В иных случаях письменное декларирование вывозимых из Российской Федерации дорожных чеков производится по желанию физического лица.
Перерасчет иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком РФ на день декларирования таможенному органу. Для целей декларирования таможенному органу внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме принимается:
1) для эмиссионных ценных бумаг – номинальная стоимость ценных бумаг;
2) для иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты РФ или иностранной валюты, – соответствующая сумма в валюте РФ или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет указанная ценная бумага.
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. продолжение
--PAGE_BREAK--
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.
В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):
1) заявляемый таможенный режим;
2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 настоящего Кодекса, об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем;
4) сведения о товарах:
наименование;
описание;
классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
наименование страны происхождения;
наименование страны отправления (назначения);
описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения;
таможенная стоимость;
5) сведения об исчислении таможенных платежей:
ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
применение тарифных преференций;
суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей;
6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
8) сведения о производителе товаров;
9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;
10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования (статья 131);
11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;
12) место и дата составления таможенной декларации.
В случае использования таможенной декларации в качестве документа для целей осуществляемых органами валютного контроля, таможенными органами и другими агентами валютного контроля учета и контроля валютных операций в таможенной декларации подлежат указанию в соответствии с компетенцией таможенных органов в осуществлении валютного контроля также сведения, необходимые для этих целей, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать.
Форма декларирования определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с учетом категории лиц, указанных в статье 16 ТК РФ, видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, и формы, в которых они представляются, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 ТК РФ.
Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
Если таможенный орган принимает неполную таможенную декларацию, применяются те же требования и условия таможенного законодательства Российской Федерации, включая порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, которые применяются в случае, если изначально подается полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация.
Статья 136 ТК РФ устанавливает понятие периодической таможенной декларации
При регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.
Применение периодической таможенной декларации не должно приводить к нарушению предельного срока временного хранения товаров или к нарушению срока уплаты таможенных пошлин, налогов.
При применении периодической таможенной декларации к российским товарам, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации, применяются правила, предусмотренные пунктами 3 и 7 статьи 138 ТК РФ.
При регулярном перемещении через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить использование одной периодической таможенной декларации при неоднократном перемещении таких товаров в течение одного года.
При вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
При отказе таможенного органа в применении упрощенного порядка декларирования российских товаров таможенный орган уведомляет об этом декларанта в соответствии с пунктом 5 статьи 132 ТК РФ с указанием условий, выполнение которых необходимо для применения такого порядка.
Внутренний таможенный транзит осуществляется на основе транзитной декларации, в качестве которой таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие следующие сведения (п. 2 ст. 81 ТК):
о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами;
о стране отправления (стране назначения) товаров;
о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор;
о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом – также о водителе транспортного средства;
о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описаний и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; продолжение
--PAGE_BREAK--
об общем количестве грузовых мест;
о пункте назначения товаров;
о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;
о планируемом сроке перевозки товаров (ст. 82);
о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам (п. 3 ст. 86).
Список использованных источников
Конституция РФ от 12 дек. 1993 г. // РГ. 1993. 25 декабря.
Международная конвенция о ГС // Таможенные ведомости. 1996. №8. С. 73 – 84
Гражданский кодекс РФ часть 1 // СЗ РФ, 1994. №32. СТ. 3301.
Таможенный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2003. №22. Ст. 2066
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (в ред. фед. закона от 19.05.2010 №86-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2000. №32.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. фед. закона от 09.03.2010 №20-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824
Закона РФ от 21 мая 1993 г. №5003–1 «О таможенном тарифе» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №23. Ст. 821
Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 №795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории российской федерации за пределы государств – участников соглашений о таможенном союзе и признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ» // Собрание законодательства РФ. 2007. №1 (2 ч.). Ст. 254
Ларионов В.В. Проблема определения предмета уголовно наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей // Таможенное дело. 2006. №1.
Какурин С. Неправомерное увеличение таможенных сборов // «ЭЖ-Юрист», 2006. №23.
Станкевич А.В. Споры о взыскании таможенных платежей: проблемы правоприменения // Налоги (газета). 2006. №9.
Стрижова О.А. Правовое регулирование таможенной стоимости // Реформы и право. 2008. №4.