Реферат по предмету "Экономическая теория"


Товар и его свойства 3

--PAGE_BREAK--Натуральное производство

         История развития общества свидетельствует, что на протяжении длительных периодов, охватывающих различные общественные способы производства, сохраняются некоторые общие формы экономической жизни. Социальная практика знает три формы общественного производства – натуральную, товарную и непосредственно общественную. В докапиталистических формациях господствовала натуральная форма производства, но уже в период распада первобытного строя зарождается товарная. В современном мире во всех развитых странах товарная форма производства является доминирующей. По мере усиления социальной ориентации рыночного хозяйства получают развитие элементы непосредственно общественной формы. Растет роль товарного производства и в экономической жизни развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, где еще высок уровень натуральной экономики. Все это доказывает, что товарное производство имеет высокую адаптативную способность к разным формам собственности и способам производства.

         Исторически первым возникло натуральное производство, при котором продукты труда предназначались для внутрихозяйственного потребления. В течение почти 3 млн лет единственной формой общественного производства было натуральное. В процессе распада первобытнообщинного строя возникло товарное производство, но натуральная форма еще долго оставалась господствующей, сочетаясь при этом с товарной.  В целом во всех докапиталистических формациях хозяйство в основном было натуральным. Каждая хозяйственная единица была полностью обособлена от остальных как в производстве, так и в потреблении. Уровень потребления субъектов хозяйствования зависел исключительно от уровня производства.

         Общественное разделение труда в натуральном хозяйстве было развито слабо. Несмотря на это, внутри такого хозяйства труд уже мог быть разделен между отдельными людьми и группами людей. К примеру, внутри латифундий имело место разделение труда между рабами, которые исполняли различные виды работ. Но разделения труда между хозяйственными единицами не существоало, был лишь идентичный набор видов работ. Рабовладельческие латифундии или феодальные имения отличались не столько разнообразием видов работ, сколько количеством занятой рабочей силы (рабов и крепостных). Что касается свободных крестьян, то структура их хозяйств была практически одинакова. Крестьяне не только выращивали хлеб, но и изготавливали орудия труда, одежду, обувь и т.д. конечно, и при натуральном хозяйстве некоторые продукты труда (сено, железо, пряности и т.д.) обменивались на рынке как товары. Но такой обмен играл второстепенную роль.

         Натуральная форма производства существовала в условиях неразвитого общественного разделения труда и отвечала тому уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, которые обуславливают ограниченную цель производства и подчиняют его удовлетворению незначительных по объему и однотипных, примитивных по характеру потребностей.
Причины возникновения и сущность товарного производства







         Организационно-хозяйственной основой возникновения товарных отношений является общественное разделение труда, которое означает специализацию производителей на изготовлении отдельных видов продуктов ил оперделенной производственной деятельности. Общественное разделение труда и обмен продуктами – два взаимообусловленных и взаимосвязанных процесса.

         В докапиталистических формациях общественное разделение труда было слабо развито. Выделение пастушьих племен из массы первобытных положило начало первому крупному общественному разделению труда, сделало возможным регулярный обмен между общинами. В рабовладельческом обществе произошло второе крупное общественное разделение труда -–ремесло отделилось от земледелия, что означало возникновение товарного производства, то есть производства, специально ориентированного на обмен. Развитие обмена обусловило возникновение металлических денег, фрмирование класса купечества, появление торгового капитала. Это было третье крупное разделение ртуда, которое предопределило последующее развитие товарного производства.

         В ХХ в. в развитых станах мира произошло четвертое крупное разделение труда – отделение нематериального производства (науки, образования, здравоохранения и т.п.) от материального. С серидины 70-х гг., то есть с развертыванием информационной революции, началось пятое крупное общественное разделение ртуда – выделение информационной деятельности и сферы информационных услуг. Но само по себе общественное разделение ртуда, прелполагая наличие обмена продуктами, спонтанно не приводит к появлению товарных отношений.

         Возникновение товарных отношений наряду с организационно-производственным обособлением специализированных звеньев общественного разделения ртуда обуславлено социально-экономической обособленностью поизводителей, которая позволяет им присваивать произведеный продукт, распоряжаться им, быть собственниками, результатом материальных условий производства. Такая обособленность со времени распада первобытного строя становится экономической основой возникновения частной собственности на средства производства как исторически первой формы экономического обособления. Вследствие этого происходит превращение обмена деятельностью и продуктами труда в товарный обмен. Эта обособленность может иметь различный характер, зависящий от господствующего типа собственности. Правомерен вопрос: почему возникает обособленность производителей?

         Со стороны непосредственного содержания труда она обусловливается, прежде всего, его неоднородностью, различной сложностью, неодинаковым функциональным содержанием работы – соотношением творческого и исполнительского компонентов, элементов умственного и физического труда. Различаются и условия труда, в зависимости от которых выделяют труд простой и сложный, во вредных условиях и т.д. Не одинаковы физические и духовные способности людей, их навыки к каждодневной и напряженной работе, поэтому результативность, эффективность труда разных людей различна. Со стороны общественой формы обособленность субъектов производства обусловлена их интересами к присвоению результатов своего (в условиях простого товарного производства) или чужого труда.

         В современных условиях признаками проявления экономической обособленности товаропроизводителей являются:

1)     формы и границы присвоения средств и результатов производства;

2)     самостоятельное определение объемов производства, установление цен, распределение полученных прибылей и т.д.;

3)     независимость в управлении производством и сбытом продукции;

4)     самостоятельность в выборе поставщиков сырья, электроэнергии, комплектующих изделий, ответственность за выполнение контрактов, договоров;

5)     самофинансирование, экономический риск, самоокупаемость и др.

         общественное разделение труда, по Марксу, проявляется в трех основных формах: разделение на его большие роды: земледелие, промышленность – общее, разделение этих родов на виды и подвиды – частное, а разделение труда внутри предприятия – единияное. Такая классификаия, с одной стороны, отражает историческую последовательность возникновения форм разделения труда, с другой – степень его развития в пределах отдельных национальных экономик.

         Непосредственной основой возникновения и развития товарного производства и обособления товаропроизводителей являетсяобщее и частичное разделение труда. Эти формы создали большие отделенные друг от друга сферы производства, слияние которых в совокупный общественный воспроизводственный организм в условиях социально-экономической обособленности производителей происходит путем обмена продуктами труда как товарами. Таким образом, обмен произведенными товарами через рынок формирует экономические связи между обособленными товаропроизводителями. Единство процессов экономического обособления и общественного разделения труда состоит в том, что они имеют общую ориентацию на формирование и развитие экономических связей в сфере обмена.

Товарное производство – это такая организация общественного хозяйства, при которой отдельные продукты изготавливаются обособленными производителями и для удовлетворения общественных потребностей неоходимы купля-продажа на рынке этих продуктов, превращающихся в товар. Отсюда следует, что основными чертами товарного производства являются:

1)     общественое разделение труда;

2)     обособление присвоения средств производства;

3)     производственно-хозяйственная и социально-экономическая обособленность собственников произведенного подукта;

4)     экономические связи между обособленными товаропроизводителями, реализуемые через обмен;

5)     стихийный характер экономического развития

        

Простое и капиталистическое товарное производство







         Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое товарное производство основывается на собственном труде, капиталистическое – на использовании немного труда. Продукт труда в простом товарном производстве принадлежит товаропроизводителю, в капиталистическом – собственнику средств производства. Простое товарное производство, как правило, мелкое, а конечная цель – удовлетворение личных потрубностей товаропроизводителей. Капиталистическое товарное производство предусматривает совместный труд многих наемных работников, развитое единичное разделение труда. Его цель – получение прибыли. Простое товарное производство имеет ограниченно рыночный характер (одна часть произведенных ПРОДУКТОВ ИДЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ЛИЧНОЕ НАТУРАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ, ВТОРАЯ – ТОВАРНАЯ – НА РЫНОК), а капиталистическое полностью подчинено рынку. Но у простого и капиталистического товарного производства есть и общие черты: конкуренция товаропроизводителей, разорение одних и обогащение других, наконец,  один тип собствености – частная, хотя и в различных ее формах.
Различия между натуральным хозяйством и товарным производством



Весь коллектив выступает как собственник, производитель и потребитель
Существует обособленность и самостоятельность производителей
Производство ориентируется на удовлетворение потребностей коллектива

Производство ориентируется на удовлетворение потребностей других

Материальные блага из производства в потребление поступают прямо, минуя обмен

Материальные блага поступают в потребление посредством обмена; при этом между производителями возникают экономические отношения

Производство благ определяется заранее, исходя их потребностей и возможностей

Количество необходимых обществу благ определяется задним числом после их производства, при реализации

Нет соперничества между производителями

Существует соперничество между производителями и потребителями

Слабо влияет на развитие производительных сил, производство и повышение его эффективности

Оказывает активное влияние на развитие производительных сил, производства и повышение его эффективности
    продолжение
--PAGE_BREAK--


         В условиях административно-командной системы бывшего СССР имело место искусственное служение сферы функционирования товарно-денежных отношений, игнорирование требований экономических законов рыночной организации производства. Это стало одной из причин неэффективности советской экономики и ее затратного характера. Становление социальноориентированной рыночной экономики призвано решить эту проблему.
Основное противоречие товарного производства









         Двойственная природа труда проявляется в движении основного противоречия товарного производства – между частным и общественным трудом. Конкретный труд является непосредственно частным трудом, но в условиях общественного разделения труда товаропроизводители производят продукты для других лиц, что придает их труду (скрыто) общественный характер, который проявляется только при обмене. С позиции отношений непосредственного производства общественный  характер труда состоит в том, что каждый его вид – лишь один из элементов разделения труда, имеющий целью удовлетворение общественных потребностей.

         Углубление общественного разделения труда в его общей и особенной формах способствовало росту товарного производства и обращения. Последствия же развития единичной формы разделения труда на предприятии имели прямо противоположную направленность. Так, в каретной мануфактуре в одной мастерской трудились различные работники (портной, слесарь и др.), которые раньше самостоятельно, отдельно друг от друга принимали участие в производстве карет. Ранее продукт частного труда каждого из них был товаром. На предприятии же капиталиста отдельный труд каждого ремесленника вследствие его глубокой специализации уже не производит готовый товар, теряет свою экономическую обособленность, приобретает форму общественного труда (при условии, что изготовленный конечный продукт – карета – будет реализован на рынке, удовлетворит ту или иную общественную потребность). Черты непосредственно общественной организации частный труд приобретает только в пределах отдельного предприятия.

         В процессе развития технологического способа производства, в частности, при укрупнении предприятий растут масштабы организованного и планомерного производства, и вместо индивидуального доминирующим становится коллективное производство и коллективный характер труда. Частный труд имеет место на мелкотоварных предприятиях, которые основываются на частной трудовой собственности (например, фермерское хозяйство).

         Противоречие между частным и общественным трудом – основное противоречие товарного производства – сопровождается стихийным колебанием цен, разорением одних и обогащением других производителей товаров. Так, в случае неудачи при реализации своего продукта товаропроизводитель не в состоянии закупить другие товары и удовлетворить свои нужды в потреблении и производстве. Он разоряется, пополняет армию тех, кто вынужден продавать свою рабочую силу. Другой товаропроизводитель, наоборот, успешно реализуя свои товары, постепенно обогащается, становится крупным предпринимателем.
Развитие товара и товарного производства в современных условиях







         В течение последнего столетия в диалектике отношений конкретного и абстрактного, часного и общественного труда появились качественно новые стороны, связанные с процессом эволюции товара.

         Наглядное представление об этом может дать производство современного автомобиля. США, например, ежегодно производят около 11 млн, Япония – около 15 млн автомобилей. Современный автомобиль состоит в среднем из 15 тыс. деталей, производством которых заняты как гигинтские компании, так и множество мелких предприятий-поставщиков. Американский самолет «Боинг-743» собирается из 4,5 млн различных частей, в производстве которых занято 16 тыс. компаний. В этих условиях противоречие между абстрактным трудом как субстанций стоимости, и конкретным трудом, производящим определенную потребительскую стоимость, приобретает новую, более сложную форму.

         В создании потребительной стоимости автомобиля принимают участие несколько тысяч видов конкретного труда. Гигантская концентрация производства, рост уровня обобществления труда ведут к тому, что конкретный труд все меньше проявляется как частный труд независимого, экономического обособленного товаропроизводителя. У «Дженерал моторс», наиболее могущественной американской монополии, производящей автомобили, в начале 90-х гг. насчитывалось около 40 тыс. поставщиков, а доля закупок в семме оборота составляла около 48 %.  В японских компаниях «Тойота» и «Ниссан» удельный вес закупаемых деталей и материалов составляет более 70%. В этих условиях определение конкретного труда как общественного происходит через систему заказов, контрактов, субподрядов. «Дженерал моторс» устанавливает с поставщиками продолжительные производственные связи, и превращение отдельной детали, узла автомобиля в товар происходит не обычным путем полной и свободной конкуренции на рынке, а планируется заранее, приобретает форму договора. Головная фирма жестко контролирует затраты производства в своих отделениях-поставщиках, вводит для них ограниченный коммерческий расчет, постоянно ориентируясь при этом на внешних поставщиков. Все это свидетельствует о трансформации товарного производства в современных условиях.

         Один из важнейших принципов организации современного рынка в развитых капиталистических странах состоит в том, что потенциальный производитель прежде, чем начать производить товар, находит покупателя, предварительно заключает с ним письменное или устное соглашение или контракт. В них оговаривается качество товара, цены, срок поставки, платежи и т.д. благодаря этому сфера рыночных отношений, по существу превращается в сферу прямых связей между производителями и потребителями.

         В 70 – 80-е гг. благодаря компьютеризации и автомотизации производства, переходу к гибким производственным системам автомобильная промышленность частично начинает работать по индивидуальным заказам. Это значит, что каждая машина собирается и оборудуется на поточной линии, конвейере в соответствии с индивидуальными вкусами, пожеланиями будующего владельца, которые заносятся в программу компьютера. нА основе почти 40 видов выпускаемых автомобилей можно заказать несколько сот образцов отделки или оборудования машин, что свидетельствует об ограниченном сочетании стандартного производства массовой продукции с индивидуальными заказами. Так снимается проблема подтверждения рынком общественной необходимости производимых товаров, что свидетельствует о постепенном укреплении непосредственно общественной формы производства.

         Еще более сильный подрыв товарного производства (а значит, все меньшее проявление конкретного труда в форме частного) происходит в результате усиления вмешательства государства в экономику. Такое вмешательство осуществляется через заключение государственых контрактов, закупку государством существенной доли произведенной продукции, что означает гарантированный спрос на нее. Государственный контракт – это детально рахработанный экономический и правовой документ, который регламентирует организационно-технические, административно-управленческие отношения при исполнении заказа подрядчиками.

         В прцессе углубления международного разделения труда конкретный труд обретает форму различных видов труда на более широкой интеллектуальной основе (из 8 тыс. компаний-смежников, с которыми кооперируется итальянский автомобильный концерн ФИАТ — –коло 2 тыс. являются зарубежными фирмами), а сведение затрат конктетного труда к его изменению в абстрактной форме происходит в прцессе формирования интернациональной стоимости товара. Стоимость выражает здесь производственные отношения между товаропроизводителями разных стран.

 В пределах современного товарного производства  действуют две противоположные тенденции: к дальнейшему его развитию и подрыву. Первая обусловлена следующими факторами:

ü     углублением общественного разделения труда (например, количество машиностроительных отраслей и производств в развитых странах мира составляет более 200, а менее развитых – около 15);

ü     специализацией, обособлением различных видов деятельности ( выделение отдельных производственных функций в самостоятельные производства);

ü     увеличением количества экономически обособленных производителей (в США в 1947 – 1996 гг. количество предприятий возросло почти на 10 млн, что с точки зрения отношений собственности означает обособление товаропроизводителей, которые, изготовляя товары и предоставляя услуги, вступают в отношения с другими товаропроизводителями и потребителями);

ü     превращение науки в непосредственную производительную силу (патенты, лицензии, ноу-хау становятся товаром);

ü     обособлением сферы производства новых информационно-технологических и програмных продуктов (нового крупного общественного разделения труда);

ü     возрастаним роли и экономической значимости сферы нематериального производства (образования, здравоохранения и др.) в производстве рабочей силы.

Услуги, которые предоствляют эти отрасли, превращаются в товар.

         Аналогичное воздействие на развитие товарного производства оказывает процесс углубления международного разделения труда, в частности, международнойспециализации производства. Тенденция к расширению товарного производства обусловлена также ростом количества населения и действием закона возрастания потребностей.

         Усиление тенденции к подрыву товарного производства и рыночных отношений, в том числе, определяется дальнейшим ростом масштабов единичного разделения труда, в основе которого лежит подетальная и пооперационная специализация внутри отдельных производственных единиц. Основой этих процессов является растущая концентрация производства, возникновение и развитие гигантских объединений и усиление элементов организованности и планомерности в пределах отдельных компаний, развитие контрактных отношений между монополиями, с одной стороны, и мелкими и срденими предприятиями – с друной, при которых последние специализируются на производстве отдельных деталей и узлов для комплектации конечной продукции. Кроме того, всем операциям купли-продажи между корпорациями предшествует заключение письменного или устного контракта, который имеет юридическую силу. Каждая из сторон берет на себя обязательства по выполнению условий контракта, а его нарушение предусматривает штрафные санкции. Поэтому составляются предварительные планы производства, его обеспечения оборудованием, рабочей силой, сырьем, а также финансовые планы преприятия, планы научно-технических исследований и т.п. В этих условиях отпадает необходимость подтверждения через рынок общественно необходимого характера производимых товаров.

К определенному подрыву товарного производства ведет и создание международных и транснациональных корпораций, совместных предприятий, заключение государством контрактов на национальном и международном уровнях, централизованное наднациональное регулирование экономики. Аналогичное воздействие оказывают гигантские банки, которые создают аппарат для общественного регулирования процесса производства и распределения продуктов.

         К подрыву товарного производство ведет возникновение непосредственной формы производства, при которой в результате процесса планирования на микро- и макроуровне, а также использования достижений НТР удовлетворение большей части общественых потребностей будет происходить без превращения продуктов труда в товар на рынке. Отрицание непосредственно общественной формы производства свидетельствует о неисторическом подходе, прежде всего, к товарной форме организации производства, которая существовала не всегда и не может функционировать вечно. Более развитая форма, которая диалектически, то есть с сохранением сильных, прогрессивных сторон товарной формы, осуществит ее отрицание, будет действовать в качественно иных, новых проявлений, подчиняясь при этом закономерностям развития непосредственно общественного производства. Но в целом в современных условиях тенденция к расширению масштабов товарного производства является преобладающей.

         К основным чертам современного товарного производство относятся углубление существующих форм общественного разделения труда и возникновение нового крупного разделения труда; преобладание коллективного производства, коллективного характера труда и ассоциированных форм собственности; установление экономических связей между товаропроизводителями через рынок, контрактную систему и в результате кооперации, специализации и др.; преимущественно планомерный характер развития товарного производства (конкурентной среды); превращение государства в крупного товаропроизводителя, в предпринимателя, финансиста, кредитора, организатора; ослабление социально-экомической обособленности товаропроизводителей вследствие развития отмеченных выше явлений и процессов.
                         

    продолжение
--PAGE_BREAK--Товар и его свойства

         В натуральном хозяйстве производились вещи, блага. Благо – это вещь или услуга, которая удовлетворяет тем или иным человеческим потребностям. Благо может выступать в форме товара, который производится только при товарном производстве. Товар отличается от блага тем, что он удовлетворяет потребность человека посредством обмена, т.е. через акт купли-продажи.

         В литературе блага часто делят на экономические и неэкономические. Экономическими признаются блага, существующие в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют. Например воздух существует в неограниченном количестве и не является экономическим благом.

         Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. При этом не обязательно, как считают некоторые современные западные экономисты, чтобы товар выступал как результат труда. Главное, утверждают они, что товар предназначен удовлетворять потребность посредством обмена.

         Действительно, блага, на которые не затрачен труд, могут приобретать форму товара (например, необработанная земля) и продаваться. Но в основном блага создаются благодаря производственной деятельности людей. Согласно трудовой теории стоимости, товар – это продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности посредством обмена, т.е. путем купли-продажи. Не всякая вещь или благо (например, вода, воздух и т.п.), способные удовлетворять ту или иную потребность, является товаром. К товарам относится не все то, что удовлетворяет человеческие потребности, а только продукты человеческого труда. Но и продукты человеческого труда не всегда были и являются товаром. Если продукт производится для удовлетворения своих потребностей, то он не является товаром. Продукт человеческого труда становится товаром, когда он производится для удовлетворения потребностей других, т.е. когда он производится на продажу. В процессе осуществления акта купли-продажи отдельные члены общества вступают межу собой в отдельные отношения. Следовательно, товар – это общественная форма продукта труда.

         Товары могут различаться в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на следующие виды.

1.     Взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого. Примерами могут служить, положим, пары вещей: сливочное масло и маргарин, кефир и простокваша, автомашины «тойота» и «хонда».

2.     Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается. Это, скажем, фотоапарат и фотопленка, видеомагнитофон и кассеты к нему.

3.     Независимые блага, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой (например, бананы и рыба, трикоажные изделия и наручные часы).

Товар обладает двумя свойствами:

Ø     потребительской стоимостью

Ø     стоимостью


Потребительская стоимость

         Расматривая сущность товара, необходимо различать его основные свойства. Анализ товара следует начинать с его потребительской стоимости. В данном отношении товар представляет собой вещь, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет определенные человеческие потребности. Потребительская стоимость прямо зависит от потребительских свойств вещей.

         Полезность вещи или услуги, обусловленная их потребительскими свойствами, определяет их потребительскую стоимость. При покупки товара (как вещи или услуги) человек производит «оценку» потребительских стоимостей, «иследует» их качество, сопостовляет объективную и субъективную стороны потребительной стоимости различных товаров и услуг. Таким образом, потребительная стоимость товара является более емкой категорией по сравнению с его полезностью.

         Роль потребительной стоимости в условиях товарного производства состоит в том, что она является вещественной основой, материальным носителем общественных отношений и цели производства и ее следует изучать как общественную потребительную стоимость, поскольку в условиях общественного разделения труда продукт изготавливается не для потребления самим производителем, а для других людей. Так как общественная потребительная стоимость представляет промежуточное звено между производством и потреблением, ее характер имет важное значение для процесса реализации продуктов в масштабе всего общества. Это, в свою очередь, свидетельствует об ограниченной связи потребительной стоимости с качеством продукции, а значит, и с эффективностью производства. Историческая тенденция эволюции потребительной стоимости заключается в значительном расширении количества потребительных стоимостей; в усложнении прцесса их создания, росте полезных свойств традиционных товаров, повышении качества и долговечности большинства товаров; создание растущего количества потребительных стоимостей в форме товарных услуг и др.

         Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это свойство иногда определяется как полезность товара. При этом под полезностью понимается только способность товара удовлетворять человеческие потребности, независимо от его влияния на здоровье человека.

         Вышеуказанное определение потребительной стоимости относится как к средствам производства, так и к предметам потребления. Например, потребительная стоимость стали – это удовлетворение потребности производства в металле, в создании из него машин, конструкций. Потребительная стоимость хлеба – это удовлетворение потребности людей  в пище, в получении определенных, неоходимых организму калорий и веществ. Потребительня стоимость – это то, что различает все товары.

         При определении потребитеьлной стоимомти товара разногласий среди экономистов нет. Но при определении стоимости товара они существуют.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.