Содержание
Введение
Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.
С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.
Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной власти различных уровней.
Конституцией Российской Федерации (ст. 71) таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается в основном федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.
Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Федеральных законах, основным из которых является Таможенный Кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе” .
Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.
Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль.
Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.
В связи с этим возникла актуальная проблема организации таможенного контроля на местах. Раньше таможенный контроль осуществлялся на таможенной границе, но с выходом производителей на внешний рынок, возникла необходимость перенести основную работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни.
Глава 1. Таможенный контроль 1.1 Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Особенностью правового регулирования таможенно-правовых отношений является то, что эти отношения всегда так или иначе связаны с перемещением через таможенную границу товаров или транспортных средств.
Под перемещением через таможенную границу по таможенному законодательству России понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с таможенной территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся:
При ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию России и при вывозе с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории страны – фактическое пересечение таможенной границы России;
При вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории России и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады – подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывести либо ввести товары или транспортные средства.
Правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений основных принципов перемещения товаров и транспортных средств. К таким принципам относятся: равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, возможность запрещения ввоза и вывоза отдельных товаров, возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, добровольность выбора и изменения таможенного режима, обязательность таможенного оформления и таможенного контроля, определенность места и времени пересечения таможенной границы, регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами.
Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Суть этого принципа перемещения через таможенную границу заключается в том, что все юридические и физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Это право соответствует нормам Конституции РФ, закрепившим за каждым (то есть независимо от принадлежности к российскому гражданству) возможность свободно выезжать за пределы России, а гражданам России – так же беспрепятственно в нее возвращаться, а так же право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, в том числе и во внешнеэкономической сфере. Юридическое равенство прав на перемещение товаров и транспортных средств признается за всеми лицами независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий, предусмотренных законодательством от собственного имени. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном Таможенным Кодексом (ст. 12), за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном Таможенным Кодексом. Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Возможность запрещения ввоза и вывоза отдельных товаров. Перечень оснований, по которым может быть запрещен ввоз в Россию и вывоз из нее отдельных товаров включает в себя: соображения государственной безопасности; защиту общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека; защиту животных и растений; охрану окружающей природной среды; защиту художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран; защиту права собственности (в том числе и интеллектуальной); защиту прав российских потребителей ввозимых товаров. Этот перечень является открытым.
Товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено Таможенным Кодексом или иными федеральными законами. Вывоз запрещенных к ввозу товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (статья 362). Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с главой 41 Таможенного Кодекса. Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных ТК — выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации. Товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Расходы, возникшие у лиц, указанных в статье 16 Таможенного Кодекса, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возмещаются.
Таможенное оформление и таможенный контроль. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным Кодексом.
При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным Кодексом.
После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено Таможенным Кодексом, несут:
1) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, — российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;
2) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:
~ лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;
~ иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с Таможенным Кодексом для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем. (ст. 16)
В случаях, предусмотренных Таможенным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей.
1.2 Формы и порядок проведения таможенного контроля
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
— имеющих устойчивый характер;
— связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
-подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводи- телей;
— затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.
Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным Кодексом.
Формами таможенного контроля являются:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение пояснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
7) личный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
10) таможенная ревизия.
1. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров (статья 149), если иное прямо не предусмотрено Таможенным Кодексом.
2. При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.
3. Получение пояснений — получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, указанных в статье 16 Таможенного Кодекса, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями.
Пояснение оформляется в письменной форме. Форма пояснения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств — внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.
В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.
В случае установления в ходе проведения таможенного осмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей. По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств.
7. Таможенный досмотр — проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:
1) неявки указанных лиц по истечении срока, указанного в пункте 1 статьи 129 Таможенного Кодекса;
2) существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
3) пересылки товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24);
4) оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии понятых.
Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.
В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.
По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются:
а) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
б) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств;
в) результаты таможенного досмотра.
Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, либо его представителю, если это лицо установлено.
7. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным Кодексом.
Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом.
Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.
Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.
Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником, который не вправе уклониться от исполнения решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра.
При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.
Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
Досматриваемое лицо (его законный представитель) в ходе личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право:
— требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра;
— ознакомиться со своими правами и обязанностями;
— давать объяснения, заявлять ходатайства;
— знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт; пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;
— обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра, если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра, в соответствии с Таможенным Кодексом.
О проведении личного досмотра составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в двух экземплярах. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законным представителем), понятыми, а при обследовании тела досматриваемого — медицинским работником. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законному представителю).
8. Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.
9. Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных Таможенным Кодексом. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных Таможенным Кодексом, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.
Осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения. Перечень должностей должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ в указанные помещения и на указанные территории, а также форма предписания определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня.
По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.
10. Таможенные органы проводят таможенную ревизию — проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах.
Общая таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у декларантов и лиц, указанных в статье 16 Таможенного Кодекса и не выступающих в качестве декларанта.
Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.
При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации.
Проверка должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица.
Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.
Специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами:
— в случаях, если по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля, предусмотренных настоящей главой, обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений;
— у таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков — при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных Таможенным Кодексом;
— у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, — при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных Таможенным Кодексом, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Проведение специальной таможенной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа или лицом, его замещающим.
Решение о проведении специальной таможенной ревизии принимается в письменной форме. Перед началом проведения специальной таможенной ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.
Специальная таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии. В указанный срок не включается период времени между вручением лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить продолжительность проверки еще на один месяц.
Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.
Проведение таможенной ревизии (в общей и специальной формах) допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Глава 2. Особенности таможенного контроля при пересечении таможенной границы ж/д транспортом 2.1 Действия уполномоченных должностных лиц таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место прибытия, при прибытии товаров и транспортных средств на территорию РФ железнодорожным транспортом
Уполномоченное должностное лицо при сообщении перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, сведений о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, установленных статьей 76 Кодекса, принимает следующие документы:
1) железнодорожную накладную (далее — накладная);
2) имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
3) поездную передаточную ведомость (натурный лист) (в двух экземплярах) (далее — передаточная ведомость).
При представлении перевозчиком документов, составленных на иностранных языках, уполномоченное должностное лицо при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 76 Кодекса.
После проставления штампа уполномоченное должностное лицо осуществляет проверку наличия в документах, представленных при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (далее — документы, представленные при прибытии), сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 76 Кодекса:
1) наименование и адрес отправителя товаров;
2) наименование и адрес получателя товаров;
3) наименование станции отправления и станции назначения товаров;
4) о количестве грузовых мест, о маркировке и видах упаковок товаров;
5) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (гармонизированная система) или (по возможности) Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России) не менее чем на уровне первых четырех знаков;
6) вес брутто товаров (в килограммах);
7) идентификационные номера транспортных средств и контейнеров.
Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации либо представить документы (часть документов) в электронном виде.
Уполномоченное должностное лицо вправе требовать от перевозчика представления только тех сведений, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 76 Кодекса.
При этом уполномоченное должностное лицо не требует обязательного наличия в коммерческих документах оттисков печатей или штампов лиц, не являющихся отправителями (продавцами).
Если документы не содержат всех необходимых сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 76 Кодекса, уполномоченное должностное лицо письменно в произвольной форме уведомляет перевозчика о необходимости представления недостающих сведений.
Перевозчик (лицо, действующее по его поручению) вправе сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных им в произвольной форме.
Если недостающие сведения не могут быть представлены, то по заявлению перевозчика или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, товары и транспортные средства после отцепки из состава поезда могут быть:
— размещены в ЗТК, расположенной в месте прибытия, для последующего представления таможенному органу недостающих документов и (или) сведений;
— подвергнуты таможенному досмотру в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров, в том числе с отбором проб и образцов товаров (с составлением соответствующего акта).
Таможенный досмотр проводится в объеме, достаточном для установления недостающих сведений о товарах.
Уполномоченное должностное лицо при помещении товаров и транспортных средств в ЗТК делает на лицевой стороне двух листов накладной (оригинале накладной и дорожной ведомости) запись «Товар и транспортное средство размещены в ЗТК» с указанием даты и времени размещения, подписывает и заверяет ее личной номерной печатью (ЛНП), а при выдаче товаров и транспортных средств перевозчику (после представления недостающих сведений или проведения таможенного досмотра) — «Товар и транспортное средство выданы» с указанием даты и времени выдачи, подписывает и заверяет ее ЛНП.
Уполномоченное должностное лицо осуществляет в соответствии с установленным порядком таможенный осмотр транспортных средств, а также товаров, перевозимых на открытых транспортных средствах, в ходе которого проверяет:
— исправность установленных на транспортные средства, контейнеры запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) и сохранность таможенных пломб либо иных средств идентификации иностранных таможенных органов (если имеются) и соответствие сведений о них данным, указанным в накладной;
— целостность состояния грузового отделения транспортного средства, контейнера;
— сохранность товаров, перевозимых на открытых транспортных средствах (целостность их упаковки (тары), соответствие количества грузовых мест данным, указанным в накладной).
Если в результате таможенного осмотра нарушений не выявлено, уполномоченное должностное лицо на лицевой стороне двух листов накладной (оригинале накладной и дорожной ведомости) делает отметку «Осмотрено, нарушений не выявлено» и заверяет ее ЛНП.
Если в результате таможенного осмотра установлены признаки нарушения таможенного законодательства либо по требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, уполномоченное должностное лицо составляет акт таможенного досмотра (осмотра) по форме, утвержденной Приказом ГТК России от 20.10.2003 N 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств» (зарегистрирован Минюстом России 13.11.2003, рег. N 5236).
Уполномоченное должностное лицо принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств при наличии следующих оснований:
— наличие письменного обращения перевозчика или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров, в том числе с отбором проб и образцов;
— необходимость проведения таможенного досмотра установлена профилями рисков.
По иным основаниям проведение таможенного досмотра до подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, не допускается.
Решение о необходимости проведения таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут после завершения таможенного осмотра путем выдачи уполномоченным должностным лицом поручения на проведение таможенного досмотра по форме и согласно порядку, установленному распоряжением ГТК России от 18.12.2003 N 689-р «Об утверждении типовой формы поручения на проведение таможенного досмотра и Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на досмотр».
При этом таможенный досмотр осуществляется согласно порядку, установленному статьей 372 Кодекса, а также правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о его проведении и размещения товаров и транспортных средств в ЗТК, расположенных в месте прибытия или на складах временного хранения (СВХ), расположенных на ближайших к месту прибытия железнодорожных станциях (если в месте прибытия отсутствуют погрузочно-разгрузочные средства).
При этом товары и транспортные средства размещаются на СВХ (в ЗТК) исключительно на период времени, необходимый для фактического проведения таможенного досмотра и оформления акта таможенного досмотра (осмотра).
По результатам таможенного досмотра уполномоченное должностное лицо составляет акт таможенного досмотра (осмотра) в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ГТК России от 20.10.2003 N 1166. Первый экземпляр акта остается в таможенном органе, а второй экземпляр акта вручается перевозчику и прикладывается к документам, представленным перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В месте прибытия товары и транспортные средства в соответствии со статьей 77 Кодекса могут быть:
— разгружены или перегружены (статья 78 Кодекса);
— помещены на СВХ (глава 12 Кодекса) или в ЗТК пункта пропуска, а также на СВХ, расположенные на ближайших от места прибытия железнодорожных станциях, с целью их декларирования и выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом (при этом перемещение на СВХ, расположенные в регионе деятельности таможни, структурное подразделение которой размещено в месте прибытия, осуществляется с таможенным сопровождением), согласно порядку, установленному Правилами временного хранения и иными правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела;
— заявлены к определенному таможенному режиму согласно порядку, установленному иными правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела;
— заявлены к ВТТ или МТТ (глава 10 Кодекса) согласно порядку, установленному Инструкцией о ВТТ и МТТ.
Если в отношении товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации ветеринарному или фитосанитарному контролю, указанный контроль не осуществлен, уполномоченное должностное лицо возвращает перевозчику документы для прохождения в соответствии с установленным порядком указанных видов государственного контроля и информирует органы ветеринарного или фитосанитарного контроля.
После прохождения ветеринарного или фитосанитарного контроля уполномоченное должностное лицо принимает от перевозчика документы на товары и проверяет результаты прохождения ветеринарного и (или) фитосанитарного контроля.
Товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом или иными федеральными законами.
При возврате товаров и транспортных средств по требованию таможенного органа за пределы таможенной территории Российской Федерации уполномоченное должностное лицо делает запись «Подлежат возврату отправителю» на лицевой стороне двух листов накладной (оригинале накладной и дорожной ведомости), указывает основания принятия такого решения, подписывает и заверяет ЛНП.
В случае заявления товаров к ВТТ или МТТ уполномоченное должностное лицо, ответственное за прием документов, представленных при прибытии, передает комплект документов уполномоченному должностному лицу, ответственному за выдачу разрешения на ВТТ или МТТ.
По решению начальника таможни, в регионе деятельности которой расположено место прибытия, допускается проведение одним уполномоченным должностным лицом принятия документов, представленных при прибытии, и выдачи разрешения на ВТТ или МТТ. Указанное решение оформляется приказом таможни с последующим внесением изменений в соответствующие должностные инструкции.
По желанию заинтересованного лица, уполномоченное должностное лицо передает лицу, получающему разрешение на ВТТ или МТТ, транспортные, коммерческие и иные документы для составления транзитной декларации (ТД) на бланке установленного образца.
2.2. Особенности проведения фактического контроля товаров, помещаемых под таможенные режимы, предполагающие их убытие с таможенной территории Российской Федерации железнодорожным транспортом
Погрузка товаров на транспортные средства, убывающие с таможенной территории Российской Федерации, допускается на любой железнодорожной станции после принятия таможенным органом, в регионе деятельности которого находится данная железнодорожная станция, таможенной декларации, за исключением, если при таможенном оформлении товаров указанный таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки.
В случае принятия решения о предъявлении товаров для их проверки погрузка товаров осуществляется в местах, согласованных перевозчиком с таможенным органом.
Уполномоченное должностное лицо оформляет разрешение на погрузку товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем проставления на накладной (без номера накладной и транспортных средств) под наименованием товаров оттиска штампа «Погрузка разрешена», который подписывает и заверяет ЛНП.
Таможенное оформление и таможенный контроль вывозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, производится в соответствии с порядком и в сроки, установленные Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».
При завершении проверки таможенной декларации и выпуске товаров в соответствии с избранным таможенным режимом уполномоченное должностное лицо проставляет оттиск штампа установленной формы в графе «D» комплекта ТД1 и в графе «C» комплекта ТД2 («D/J» комплекта ТД3 и в графе «C» комплекта ТД4) таможенной декларации и на двух листах накладной (оригинале накладной и дополнительном экземпляре дорожной ведомости, предназначенном для дороги отправления) с указанием в ее правом верхнем углу регистрационного номера таможенной декларации, подпись и оттиск ЛНП.
В случае помещения вывозимых товаров под процедуру ВТТ разрешение на ВТТ товаров выдается таможенным органом отправления после принятия таможенной декларации в порядке, установленном пунктом 10 Инструкции о ВТТ и МТТ.
По завершении погрузки товаров в транспортное средство перевозчик принимает товары к перевозке после представления отправителем товаров экземпляра таможенной декларации (оформленной согласно установленному порядку в уполномоченном таможенном органе) и накладной, на двух листах которой (оригинале накладной и дорожной ведомости) проставлен оттиск штампа «Выпуск разрешен» и указан в ее правом верхнем углу регистрационный номер таможенной декларации, которые подписаны и заверены ЛНП уполномоченным должностным лицом.
Отправление с железнодорожной станции товаров и транспортных средств до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленным таможенным режимом не допускается.
Принятые перевозчиком к перевозке вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары и транспортные средства, а также документы на них подлежат доставке в железнодорожный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, указанный в накладной.
2.3 Действия должностных лиц при убытии товаров с таможенной территории РФ железнодорожным транспортом
При прибытии товаров и транспортных средств в железнодорожный пункт пропуска уполномоченное должностное лицо получает от перевозчика документы, содержащие сведения, предусмотренные статьей 76 Таможенного кодекса Российской Федерации:
1) накладную;
2) имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
3) экземпляр таможенной декларации (оформленной согласно установленному порядку в уполномоченном таможенном органе);
4) передаточную ведомость (в двух экземплярах).
В случае перевозки товаров в соответствии с процедурой ВТТ (МТТ) перевозчик представляет листы с обозначениями «4» и «5» комплектов ТД1 и ТД2 или листы с обозначением «4/5» комплектов ТД3 и ТД4 ТД.
Наряду с подачей документов и сведений, перевозчик предъявляет таможенному органу товары и транспортные средства, на которых они перевозятся. При этом уполномоченное должностное лицо проверяет выполнение требований к количеству и состоянию товаров, установленных статьей 122 Кодекса.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа при получении от перевозчика документов и сведений в правом верхнем углу обоих экземпляров передаточной ведомости проставляет оттиск штампа по форме, приведенной в приложении 1 к настоящей Инструкции.
Если в отношении товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации ветеринарному или фитосанитарному контролю, указанный контроль не осуществлен, уполномоченное должностное лицо возвращает перевозчику документы для прохождения в соответствии с установленным порядком указанных видов государственного контроля и информирует органы ветеринарного или фитосанитарного контроля.
После прохождения ветеринарного или фитосанитарного контроля уполномоченное должностное лицо принимает от перевозчика документы на товары и проверяет результаты прохождения ветеринарного и (или) фитосанитарного контроля.
Если в представленных документах не содержится сведений, предусмотренных статьей 76 Таможенного кодекса Российской Федерации, уполномоченное должностное лицо письменно в произвольной форме извещает перевозчика о необходимости представления недостающих сведений. От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.
Если перевозчик не представил недостающие сведения, товары могут быть по требованию перевозчика либо лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, помещены в ЗТК, расположенную в железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа при помещении товаров и транспортных средств в ЗТК делает на лицевой стороне двух листов накладной (оригинале накладной и дорожной ведомости) запись «Товар и транспортное средство размещены в ЗТК» с указанием даты и времени помещения, подписывает и заверяет ее ЛНП, а при выдаче товаров и транспортных средств перевозчику (после представления недостающих сведений или документов) — «Товар и транспортное средство выданы» с указанием даты и времени выдачи, подписывает и заверяет ее ЛНП.
После представления перевозчиком недостающих сведений и проведения проверки уполномоченное должностное лицо принимает решение о возможности фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации и проставляет на накладной (оригинале накладной, дополнительном экземпляре дорожной ведомости, остающемся в таможенном органе, и на дополнительном экземпляре дорожной ведомости, предназначенном для выходной пограничной станции) оттиск штампа «Вывоз разрешен», который подписывает и заверяет ЛНП.
Уполномоченное должностное лицо разрешает отправление поезда из места убытия путем указания на передаточной ведомости в штампе времени окончания таможенного контроля («Отправление поезда разрешено») и проставления подписи и оттиска ЛНП.
Решение о запрещении вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации принимается в случае обнаружения признаков нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
В случае запрещения вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает запись «Вывоз запрещен» на таможенной декларации, на двух листах накладной (оригинале накладной и дорожной ведомости) на эти товары, указывает основания принятия такого решения, подписывает и заверяет ЛНП.
Товары, вывоз которых из Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, помещаются на СВХ или в ЗТК.
Если перевозка товаров осуществлялась в соответствии с ВТТ (МТТ), то уполномоченное должностное лицо до выполнения действийпередает необходимые документы уполномоченному должностному лицу, осуществляющему оформление завершения ВТТ (МТТ).
После завершения ВТТ (МТТ) уполномоченное должностное лицо передает оформленные документы уполномоченному должностному лицу, принимающему решение о завершении таможенного оформления при убытии товаров из Российской Федерации.
По окончании проверки товаров и транспортных средств уполномоченное должностное лицо заполняет журнал учета товаров при их убытии с таможенной территории Российской Федерации.
По решению начальника таможни, в регионе деятельности которой расположен железнодорожный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, допускается проведение одним уполномоченным должностным лицом принятия сообщения об убытии, о завершении ВТТ (МТТ) и решения о возможности фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации. Указанное решение принимается путем издания приказа таможни с одновременным внесением изменений в соответствующие должностные инструкции.
После окончания таможенного контроля в железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации уполномоченное должностное лицо формирует комплект документов (копий) на товары и транспортные средства и вместе с одним экземпляром передаточной ведомости передает для контроля и хранения в уполномоченные подразделения таможни.
2.4 Заключительные действия должностных лиц таможенного органа при пересечении таможенной границы РФ железнодорожным транспортом
Начальники таможен и таможенных постов, в регионе деятельности которых расположены железнодорожные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, обязаны обеспечить хранение в соответствии с установленным порядком документов, составленных таможенными постами при принятии соответствующих решений о приеме документов, представленных при ввозе (вывозе), об организации и проведении таможенного досмотра (осмотра), а также по результатам принятия таких решений (оригиналы или их заверенные копии), в том числе вместе с документами, относящимися к оформлению ВТТ и МТТ.
Начальники таможенных постов при поступлении запросов из вышестоящих таможенных органов о причинах нарушения сроков проведения таможенных операций и действий, установленных Кодексом и настоящей Инструкцией, не позднее трех часов с момента получения запроса обязаны сообщить следующее:
— на каком этапе проведения таможенного контроля в железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации произошло нарушение сроков;
— фамилии и должности уполномоченных должностных лиц, принимавших соответствующие решения, а также их непосредственных руководителей;
— основания для принятия соответствующих решений с обязательным указанием правовых актов федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела;
— сроки, в течение которых были приняты решения и обеспечено их исполнение.
К сообщению должны быть приложены копии документов, оформленных должностными лицами таможенных постов при принятии соответствующих решений, по результатам принятия таких решений (транспортные и товаросопроводительные документы, ТД, акт таможенного досмотра (осмотра)).
Порядок передачи документов и (или) сведений, в том числе содержащихся в журналах учета таможенных постов, ведущихся в электронном виде, необходимых для проведения таможенного контроля, устанавливается иными правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, предусматривающими оперативный обмен документами и информацией между различными подразделениями и таможенными органами Российской Федерации различных уровней.
В случае выявления в ходе осуществления таможенного контроля признаков административных правонарушений и преступлений уполномоченное должностное лицо осуществляет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Заключение
Тема таможенного контроля является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов.
Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела является развёрнутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, Таможенным кодексом РФ, а также многочисленными правилами проведения таможенного контроля, определяемыми Государственным таможенным комитетом.
В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед Россией, является выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной торговли. Переживая серьёзные трудности, остро нуждаясь в поддержке отечественных экспертов, страна стоит перед необходимостью защиты национальных интересов, из которых первоочередные – экономические.
Важнейший элемент системы государственного управления внешнеэкономическими связями – таможенная структура, и в первую очередь, система таможенного контроля. Вместе с тем, механизм правового регулирования этой сферы таможенного регулирования (как и таможенного регулирования вообще), созданной в первые годы реформ на основе ТК 1993 года, несовершенен.
Огромный массив разнородных зачастую противоречащих друг другу нормативных актов вряд ли может обеспечить эффективную защиту интересов как государства, так и частных лиц.
Особо важную роль играет таможенный контроль товаров и транспортных средств при пересечении границ РФ железнодорожным транспортом, так как железная дорога обеспечивает торговлю со многими близлежащими странами