Реферат по предмету "Таможня"


Долг и честь в таможенных органах

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Профессиональный честь и долг как моральная основа таможенной службы……………………………………………………………………………..3

2. Нормативное регулирование чести и долга таможенных органов…………7

ЗАКЛЮЧНИЕ…………………………………………………………………....12



ВВЕДЕНИЕ

Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элементом регулирования таможенной деятельности является профессиональное сознание сотрудников таможенных органов. Структура профессионального сознания включает в себя два элемента, профессиональный и нравственный – долг и честь сотрудников таможенных органов. Долг — одна из основных категорий этики, поскольку сфера морали — это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг — общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств человека, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

Объектом изучения в данной работе является долг и честь в таможенных органах, а предметом —

Целью реферата является изучение профессионального долга и чести сотрудников таможенных органов.

В работе поставлены следующие задачи:

Раскрыть понятие профессионального долга и чести в таможенных органах;

Изучить нормативное регулирование чести и долга таможенных органов.

Теоретическую основу работы составили опубликованные научные труды отечественных ученых по вопросам профессиональной этики. Наиболее полно эта тема отражена в таких источниках как Гурова И. П. «Этика международных экономических отношений», а также в законе от

27.07. 2004 «О государственной гражданской службе российской федерации» N 79-ФЗ и приказе ФТС России от 14.08.2007 № 977 « О кодексе этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов».


Профессиональный честь и долг как моральная основа таможенной службы

Категория чести относится к числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь – это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности, благородства. Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками таможенных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Заслужить звание «человек чести» можно только безупречным исполнением служебного долга и требований нравственности.

Честь сотрудника таможенных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Здоровое честолюбие – не чуждое чувство для сотрудника таможенных органов. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает в карьеризм, когда человек готов использовать самые грязные средства для достижения корыстных целей.

Профессионально-нравственный потенциал служебного коллектива – это степень способности сотрудников противостоять преступности, коррупции, достойно преодолевать повседневные трудности и негативное воздействие факторов, ослабляющих чувство долга, ответственности, чести, профессионального и человеческого достоинства. Долг каждого сотрудника

постоянно поднимать авторитет таможенных органов в глазах общественного мнения и возрождать лучшие традиции, которые у них несомненно были. В то же время честь сотрудника таможенных органов требует и движения вперед, овладения современной техникой и новейшими приемами и методами выполнения своих профессиональных обязанностей. Одной из составляющих категории чести является верность данному слову. Это такое важное качество человека, что иногда оно отождествляется с понятием чести. Ничто так не подрывает чести сотрудника таможенных органов, как нарушение данного слова или отступление от него.

Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить по государственному.

Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Особенно большое признание категория долга получила в сфере военной и таможенных деятельности. Именно в этих сферах долг используется как крайне действенная движущая людьми сила. Потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь. Долг сотрудников таможенных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями. Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако

следует различать эти понятия. Долг – это требование общества, коллектива, а желаемое – атрибут личности.

В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Следовательно, общественный долг – действующее сознание. Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив. В таможенных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Нравственный долг сотрудников таможенных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, пополнение бюджета. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед таможенными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.

Специфика требований служебного долга сотрудников таможенных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации таможенных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества – исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.



Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность таможенных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма. Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение – это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно.

Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.

2. Нормативное регулирование чести и долга таможенных органов



ФТС разработало методические рекомендации начальникам служб силового обеспечения таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы, которые разработаны в целях повышения эффективности мер, направленных на укрепление служебной дисциплины и поддержание в таможенных коллективах здоровой морально-психологической обстановки.

Основными задачами воспитательно-профилактической работы в силовых подразделениях таможенных органов являются:

поддержание правопорядка и укрепление служебной дисциплины, профилактика должностных преступлений и грубых нарушений служебной дисциплины;

формирование у должностных лиц законопослушания, верности конституционному и служебному долгу, исполнительности, высокопрофессиональных качеств, обусловленных особенностями таможенной службы;

утверждение в сознании и поведении должностных лиц общечеловеческих ценностей: чести, совести, порядочности, чуткости, взаимопомощи;

привитие чувства любви к Родине, гордости за принадлежность к таможенной службе, уважения и сохранения ее славных традиций, постоянной готовности к защите экономических интересов Российской Федерации;

Основными методами воспитательно-профилактической работы являются: убеждение, личный пример, поощрение, дисциплинарное воздействие. Начальники служб силового обеспечения таможенных органов организуют и проводят воспитательно-профилактическую работу с подчиненными должностными лицами на постоянной основе. Осуществляют ее дифференцированно, с учетом профессиональных, возрастных, социальных, психологических, национальных, религиозных и иных индивидуальных

особенностей должностных лиц. Они организуют обучение руководителей силовых структурных подразделений методике и практике воспитательно-профилактической работы; показывают личный пример исполнительности и дисциплинированности, нравственной чистоты, честности, скромности и добросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей.

Основным нормативным документом, регулирующим нравственную сторону таможенной службы является Кодекс чести таможенника. Согласно положений Кодекса этики таможенник – это представитель Российской Федерации и в своей служебной деятельности должен воздерживаться от поведения, которое, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении им своих служебных обязанностей. По культуре речи, культуре поведения, интеллекту манерам, внешнему виду, форме одежды таможенника, граждане, пересекающие Государственную границу Российской Федерации, судят о таможенной службе и о Российской Федерации. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации предписывает должностным лицам таможенных органов быть тактичными, корректными, внимательными к гражданам и участникам внешнеэкономической деятельности, всеми своими действиями обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Лица, состоящие на службе в таможенных органах, обязаны не допускать ситуаций, когда личная заинтересованность или личные отношения с гражданами могут повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей и привести к обвинениям в недобросовестности.

Должностные лица таможенных органов Российской Федерации:

призваны дорожить духовными и нравственными ценностями, завещанными нашими предками, хранить и приумножать лучшие традиции многовековой истории российской таможни, проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и

иностранных государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий;

обязаны не допускать конфликта интересов и иных ситуаций, когда личная заинтересованность или личные отношения с гражданами могут повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей и привести к обвинениям в недобросовестности;

должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение у граждан в объективном и добросовестном исполнении ими должностных обязанностей; любые предложения каких-либо услуг, извлечения выгоды, подношений и подарков должны рассматриваться таможенником как попытки подтолкнуть его к нарушению установленного порядка и служебной дисциплины.

В 1993 году Всемирной таможенной организацией была принята, а в 2003 году пересмотрена, Декларация о честности действий таможни, регулирует следующие основные сферы: личные обязательства, соблюдение закона, отношения с обществом, получение подарков, использование служебной информации, политическая деятельность, трудовая атмосфера. Основная идея, которую несет в себе этот документ: таможенник — это представитель государства, и своими действиями он должен поддерживать и укреплять имидж таможенной службы. Ведь по его поведению, культуре речи, манерам и привычкам, внешнему виду и интеллекту люди судят не только о таможенной службе, но и в целом о государстве. В свою очередь порядочность и безупречная репутация — основа доверия граждан к сотрудникам таможенных органов. Арушская декларация о честности в таможне, которая акцентирует внимание на двенадцати различных, но взаимосвязанных факторах по предотвращению коррупции и повышению уровня честности в таможенных органах. Это: минимальное административное регулирование, прозрачность действий и принимаемых решений, автоматизация таможенного дела, стратегическое разделение,

ротация и перемещение персонала, персональная ответственность и подотчетность, специальные процедуры по набору персонала, высокий моральный дух и организационная культура, развитие аудита и систем внутреннего расследования, принятие специального Кодекса поведения, перманентное профессиональное обучение, адекватное вознаграждение за труд, формирование специальных отношений с брокерами и отраслевыми представителями

Все сотрудники таможенных органов должны соблюдать законы. Таможенники обязаны извещать вышестоящего руководителя о случаях, когда их заставляют поступать вопреки нормам поведения и дисциплины, а также о незаконных фактах, выявленных в ходе исполнения своих функций.

Взаимодействуя с общественностью, таможенники должны проявлять объективность и беспристрастность. Сотрудники таможенных органов обязаны использовать все приемлемые способы для оказания содействия представителям общественности в выполнении ими своих обязательств перед таможенной службой и обеспечения соблюдения их законных прав. При взаимодействии с представителями общественности таможенники обязаны называть свое имя и должность, а также носить идентификаторы личности.

Предложение подарков и других видов вознаграждений сотрудникам таможенных органов может быть расценено как попытка повлиять на принятие решения, поэтому таможенникам запрещается принимать подарки и различные знаки гостеприимства, за исключением следующих случаев: преподнесение символических подарков, таких как календарь, ежедневник, кружка, в знак благоприятных деловых отношений; отказ от принятия подарка может оскорбить культурные чувства; подарок преподносится на общественном собрании, форуме, и отказ от него может вызвать замешательство; знаки гостеприимства непосредственно связаны со служебной необходимостью (деловые обеды). Во всех случаях независимо от стоимости полученной в подарок вещи, сотрудник таможенной службы

должен уведомить вышестоящего руководителя о полученном подарке или знаке гостеприимства в письменной форме, полученная в подарок вещь фиксируется в специальном журнале (с описанием и указанием приблизительной стоимости).

Сотрудники таможенной службы должны соблюдать конфиденциальность сведений, материалов и информации, полученных в ходе своей профессиональной деятельности, проявлять осмотрительность при пользовании и хранении накопленных сведений и не использовать служебную информацию и документы в противозаконных целях. Сотрудники таможни обязаны соблюдать конфиденциальность сведений, связанных с деловой активностью экономических агентов. Обязанность соблюдения конфиденциальности сохраняется даже после прекращения служебных отношений между сотрудником таможни и экономическим агентом.

Сотрудники таможенных органов не должны делать неуместные публичные комментарии, касающиеся политики, программ и стратегий таможенных органов, выражать негативное мнение о государственной политике при выполнении служебных обязанностей, делать личные заявления, которые могут быть восприняты как официальные комментарии.

Вновь поступающие на службу граждане должны ознакомиться с нормативными документами с устанавливающие запреты и ограничения, требования к служебному поведению. Кодексом этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ должен быть вывешен во всех служебных помещениях таможенных органов и информационных стендах для участников ВЭД. Всем должностным лицам могут быть вручены Памятки об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением государственной службы должностными лицами таможенных органов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика разработки и введения в действие Кодекса чести таможенника стала еще одной ступенью в повышении профессиональной компетентности и честности, культуры делового общения в таможенной сфере, что, в свою очередь, способствует росту доверия к таможенным органам со стороны общества. Ведь Кодекс чести таможенника создан и для граждан, которые вправе соотносить действия сотрудников таможенных органов с нормами данного документа, информирующего их о том, какого поведения они могут ожидать и требовать от таможенников. Сотруднику таможенных органов следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации, для того, чтобы в каждом конкретном случае определить соответствие своих действий нравственной допустимости. Нравственная воспитанность сотрудника должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Закон от 27.07. 2004 «О государственной гражданской службе российской федерации» N 79-ФЗ.

Приказ ФТС России от 14.08.2007 № 977 « О кодексt этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов»

Распоряжение ФТС РФ 66-р от 19.03.08 «Об утверждении Методических рекомендаций начальникам служб силового

обеспечения таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы».

Гурова И. П. Этика международных экономических отношений. М.: Дело, 2004. – 408с.

Кухаренко В.Б. Модернизация таможенной службы: Монография. -М.: ИЦ «Классика», 2000

Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.: Республика, 2001. — 719 с.

Федеральная Таможенная Служба РФ//www.customs.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.