Реферат по предмету "История"


Общеобразовательные воскресные школы в России в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века

М. В. Попинова
Вистории педагогики воскресные школы были представлены двумя основными типами.Это конфессиональные школы различного вероисповедания (пятничные для мусульман,субботние для евреев, воскресные для христиан), предназначенные длярелигиозно-нравственного воспитания, и общеобразовательные школы для взрослых иработающих детей, ставящие своей целью их первоначальное образование.
Возникновениеобщеобразовательных воскресных школ в России было инициировано общественно — педагогическим движением конца 50-х — начала 60-х годов XIX века,представлявшим одно из направлений более широкого социального движения,характерного для предреформенных лет. В него включились не только общественные,но и государственно-правительственные структуры. Одной из трибун сторонниковизменений стали официальные органы морского и военного министерств журналы«Морской сборник» и «Военный сборник». На их страницахвпервые начали обсуждаться такие проблемы, как реорганизация армии, введениегласности, отмена крепостного права [1]. В 1856 году в «Морском сборнике»была опубликована статья знаменитого русского хирурга и общественного деятеляН. И. Пирогова «Вопросы жизни», положившая началообщественно-педагогическому движению в России. В центре внимания автора статьинаходилась проблема воспитания и образования. Отказ от узкой специализации впользу широкого общего образования, гуманизация воспитания, обращение кчеловеку, активизация имеющихся у него возможностей к самопознанию исамовоспитанию понимались как средство гражданского воспитания, формированияистинного человека [2]. Статья вызвала большой общественный резонанс и интереск педагогическим проблемам, их широкое обсуждение на страницах печати.
Однимиз результатов общественно-педагогического движения стало появлениеобщеобразовательных воскресных школ, предназначенных для обучения взрослых. Всовременной науке существует мнение, согласно которому воскресные школы«возникли как воплощение… представлений о необходимости соединенияспособностей и стремлений образованного общества с широкими социальныминуждами» [3]. С одной стороны, обозначилось стремление интеллигенции кповышению культурного уровня жизни народа. Оно возникло и сложилось в условияхособой атмосферы предреформенных лет. Наиболее характерной чертой нравственнойатмосферы являлось существование уникального этоса, свойственного образованномуобществу в 60-е годы XIX века. Русская интеллигенция того времени высоко цениласострадание и совесть, испытывала острое чувство вины за привилегированноеположение, считая служение народу моральным долгом каждого [4].
Сдругой стороны, обозначилась потребность народных масс в первоначальномобразовании, которое в изменяющихся социально-экономических условиях стало всеболее осознаваться как средство «социального продвижения, занятия болеекомфортной социальной ниши» [5]. В предреформенные годы динамизм развитиябыл отличительной чертой российской экономики. 50-е годы XIX века — это началотехнического переворота в промышленности и на транспорте. В ведущих отрасляхобрабатывающей промышленности России происходил переход от мануфактурного кфабричному производству. Начал складываться рынок рабочей силы, главнымисточником которого явился неземледельческий отход крестьянского населения.Накануне крестьянской реформы 1861 года в стране насчитывалось до 3 млн.человек, уходящих на заработки. Из них более 9/10 составляликрестьяне-отходники [6]. Миграция сельского населения в города, егопролетаризация, изменение социальной структуры общества, традиционных условийжизни и деятельности как следствие изменяющейся промышленной инфраструктуры — все это привело к формированию более широких образовательных запросов состороны народных масс.
Вусловиях модернизационного скачка образовательная политика государства такжепоменяла свои ориентиры. Пришло понимание того, что модернизация социально-культурнойи экономической областей жизни должна сопровождаться сломом старой общественнойпсихологии, складыванием нового мировоззрения и поведенческих стереотипов. Этонашло отражение в образовательной политике государства, одним из направленийкоторой стала поддержка общественной инициативы, проявленной в отношенииобразования взрослых. Таким образом, изменение образовательного заказагосударства, с одной стороны, и образовательных потребностей общества, сдругой, привели к созданию воскресных школ.
Перваявоскресная школа в России была открыта в октябре 1859 года в Киеве придеятельном участии профессора П. В. Павлова. Эта школа была учреждена сразрешения попечителя Киевского учебного округа Н. И. Пирогова в зданииКиево-Подольского уездного дворянского училища. Основателями школы являлись 17студентов Киевского университета св. Владимира и один студент Киевской духовнойакадемии. Школа была предназначена для «мальчиков из детей ремесленников идругих лиц рабочего класса, не имеющих ни времени, ни средств посещатьобыкновенные училища» [7]. Учредители ставили своей целью дать ученикампервоначальное образование. В программу преподавания были включены следующиепредметы: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика. Уже в первое воскресенье вшколу пришло около 50 человек, затем число желающих учиться возросло до 100человек и более. 25 октября 1859 года по ходатайству студентов того жеуниверситета в Киеве была открыта вторая мужская воскресная школа — Новостроенская, в которой к марту 1860 года обучалось 148 человек [8]. А с 1860года начали создаваться и женские воскресные школы. В течение года в Киеве былоучреждено 7 воскресных школ, предназначенных для первоначального обучениявзрослых и детей.
В1860 году движение по открытию воскресных школ стало набирать силу по всейРоссии. По данным «Журнала МНП» за год (с момента открытия первойвоскресной школы в Киеве) в 30 различных местностях России было основано 68воскресных школ (58 мужских и 10 женских), из которых треть — в столицах (по 12школ в Петербурге и Москве) [9]. Воскресные школы открывались повсеместно, нетолько в столичных и губернских городах, но также в уездных и даже в селах. Кпримеру, за период со второй половины сентября по ноябрь (по далеко не полнымданным) воскресные школы были открыты в Камышлове, Ярославле, Белеве, ЦарскомСеле, Москве (9-я), Пскове, Харькове (2-я), Казани (2-я), Омске, Сызрани,Нижнем Новгороде, Астрахани, Кронштадте, Могилеве, Тамбове, Перми, близ г.Вознесенска в селениях Новогеоргиевске и Константиновке [10]. В Москве перваявоскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года [11]. Здесь, как и в Киеве,огромная роль в открытии школ принадлежала студенчеству, поддержанномупрофессором Н.С.Тихонравовым. С мая 1860 года воскресные школы начали оченьэнергично организовывать в Петербурге. В течение 1860 года там было открыто 19воскресных школ. "… В учреждении… школ в Петербурге принимали участиевоспитанники училища правоведения и лицея, студенты университета иМедико-Хирургической академии и вообще молодые люди и даже дамы" [12]. Нетолько в европейской части страны, но и в Сибири общество не осталосьравнодушным к идее воскресных школ. Первая из них появилась там 25 сентября1860 года. В том же году возникла школа в Омске и три в Иркутске [13].
Ярославскаягуберния также включилась в общероссийское движение. В 1860 году в ней былосоздано 4 воскресных школы. Первая воскресная школа в Ярославле была открыта 18сентября 1860 года при Ярославском уездном училище [14]. 4 декабря 1860 годапри Ярославском военном училище была организована вторая мужская воскреснаяшкола [15]. 20 ноября 1860 года при Рыбинском уездном училище была созданавоскресная школа для ремесленных учеников и рабочих. 11 декабря 1860 года насредства ростовского городского головы Ивана Титова была учреждена воскреснаяшкола при Ростовском уездном училище. Всего к 1 января 1862 года в Ярославскойгубернии было открыто 7 воскресных школ. Кроме вышеназванных были созданы школыпри Мышкинской тюрьме, при Норской мануфактуре льняных изделий в Ярославскомуезде (школа содержалась правлением Норской мануфактуры и предназначалась длямужчин-рабочих), при Угличском уездном училище. Последняя была основана 8января 1861 года и рассчитана на женщин [16].
Такимобразом, в 1860 году было открыто наибольшее число школ за весь первый периодих существования (с октября 1859 по июнь 1862 года). Дм. Вольфсон предполагал,что число воскресных школ, основанных в 1860 году, «доходило, вероятно, до200» [17]. Конечно, такое широкое открытие воскресных школ объяснялось, втом числе, и тем, что оно не встречало на своем пути никаких начальственныхпреград. Напротив, правительственные структуры не только не мешали развитиюобщественной инициативы в деле создания школ, но и стимулировали ее. Так, вмарте 1860 года министр внутренних дел разослал всем губернаторам циркуляр, вкотором одобрил создание воскресных школ и рекомендовал содействовать ихраспространению: «В некоторых городах, для распространения грамотности иразвития нравственности в ремесленном классе, признано полезным учредитьвоскресные школы для ремесленных учеников и рабочих… Полагая, что устройствов городах воскресных школ должно принести существенную пользу для городскихобществ и что устройство таких школ… может быть сделано с весьманезначительными издержками, я, по соглашению с министром народного просвещения,прошу Ваше Превосходительство обратить внимание на этот предмет...» [18].Очень активно включилось в движение по устройству воскресных школ военноеведомство. В Петербурге, например, в 1860 году воскресные школы были открыты вказармах гвардейского экипажа, гальванической роты и в залах учебногофехтовального гимнастического кадра стрелкового батальона. Воскресные школыоткрывались военными на основании Высочайше утвержденного положения от 4 июня1860 года, разрешившего учреждение данных школ при частях и в зданиях военноговедомства [19].
Ещевесной 1860 года министр народного просвещения сообщил циркуляром попечителямучебных округов, что «вполне сочувствуя со своей стороны благой цели этихучреждений, столь важных для просвещения рабочего и ремесленного класса, он невстречает никакого препятствия к открытию воскресных школ, равно как и кпомещению их в свободных зданиях учебных заведений Министерства» [20]. Всентябре 1860 года министр, учитывая быстрый рост числа воскресных школ вПетербурге, сделал распоряжение о предоставлении им в качестве помещений всехстоличных зданий, принадлежащих гимназиям, уездным и приходским училищам [21].Воскресные школы конца 50-х — начала 60-х годов XIX века, как отмечалиофициальные отчеты, чаще всего располагались в зданиях учебных заведенийМинистерства народного просвещения и военного ведомства. Так, в Петербурге в1860 году воскресные школы были открыты в зданиях уездных и приходских училищ — Вознесенского, Владимирского, Введенского, Андреевского, Сергиевского,Самсоньевского, а также гимназий — 1-й, 2-й, 3-й и Ларинской, в казармахгвардейского экипажа, гальванической роты, в здании Института путей сообщения ит.п. [22]. Учредители и преподаватели воскресных школ в большинстве своем такжепринадлежали к учебному ведомству Министерства народного просвещения. Посвидетельству Ширинского-Шихматова, из 292 распорядителей воскресных школ всехучебных округов (за исключением Харьковского) 165 имели отношение к учебному ведомствуМНП, а из 1720 преподавателей — 519; 276 преподавателей принадлежали к средедуховенства, 162 были чиновниками разных ведомств, 100 — офицерами. Много былостудентов (286), учеников гимназий и семинарий [23].
Вобщественное движение по созданию воскресных школ активно включилась каклиберально настроенная интеллигенция и молодежь, так и демократическиориентированная. Организуя воскресные школы, радикальные и либеральные кругичасто действовали в тесном контакте. Разрешая общественную инициативу в областиобразования, правительство в то же время стремилось обезопасить себя отвозможного перенесения радикальных настроений молодежи в народную среду.Следствием этого явилась разработка законодательных механизмов функционированиявоскресных школ. В мае 1860 года Министерство народного просвещения издалоправила о воскресных школах, «дабы предупредить возможность уклонениястоль полезных для народного образования учреждений от прямого пути,указываемого самим их назначением» [20]. По программе преподаваниявоскресные школы приравнивались к приходским училищам ведомства МНП. В нихмогли использоваться только те учебники и учебные пособия, которые былипризнаны полезными для приходских училищ (что означало игнорированиепотребностей и интересов взрослых учащихся воскресной школы). Предметамипреподавания являлись: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика, рисование ичерчение (если была возможность). В воскресные школы принимались лица всехвозрастов, мужчины должны были заниматься отдельно от женщин.
30декабря 1860 года Министерство народного просвещения издало циркулярпопечителям учебных округов, в котором разъяснялось, что воскресные школыдолжны служить только пособием приходским училищам, а попечители учебныхокругов «следить за тем, чтобы воскресные школы не выступали из границопределенного им круга действий, т.е. чтобы обучение в них ограничивалосьЗаконом Божиим, чтением, письмом и первыми правилами арифметики». Циркулярпризывал попечителей учебных округов очень ответственно подходить к выборуучредителей и преподавателей воскресных школ, предварительно собирать о нихсведения. Предлагалось обеспечить контроль над школами со стороны смотрителейуездных училищ, директоров гимназий или других лиц. Обе эти меры должны былислужить предупреждению возможного соединения деятельности воскресных школ сразвивающимся радикальным общественным движением. В январе 1861 года АлександрII одобрил данный циркуляр и повелел попечителям учебных округов обеспечиватьнеослабевающее наблюдение за воскресными школами, а губернаторам оказывать вэтом учебному ведомству всяческое содействие. Епархиальному начальствупредлагалось назначить в каждую воскресную школу священника, который занималсябы не только преподаванием Закона Божия, но и наблюдением за тем, «чтобы вшколе не допускалось ничего противного правилам православной веры и началамнравственности» [24].
Разработкачетких правовых механизмов деятельности воскресных школ, жесткая еерегламентация, сдерживание общественной и частной инициативы, подозрительностьпо отношению к учредителям и их намерениям были вполне объяснимы с точки зрениятех противоречивых исторических условий, в которых действовало самодержавие: содной стороны, понимание необходимости социально-экономической модернизации, сдругой — желание политической консервации. На фоне ростаобщественно-политической активности общества, радикальных настроений, все болеераспространявшихся в среде молодежи, позиция самодержавия, не желавшегоделиться с обществом своими политическими правами, становилась непримиримой.Государство стремилось к сохранению контроля над обществом. Меры сдерживания,примененные правительством к воскресным школам, носили, таким образом,охранительный характер.
Результатомправительственных действий явилось резкое снижение числа школ, открытых запериод 1861 — 1862 годов, по сравнению с 1860 годом. Например, в Петербурге в1861 году было открыто 8 воскресных школ, в 1862 году — всего одна, в то времякак в 1860 году — 19 [25]. Уменьшалось и число преподавателей; проходило тооживление, исчезал тот энтузиазм, которые характеризовали начало движения.
Ужелетом-осенью 1861 года государство резко встало в оппозицию к обществу ипроявляемой им инициативе. Первый удар обрушился на университеты: запрещалисьстуденческие организации, отменялись стипендии, регламентировались программыпреподавания. В мае-июне 1862 года репрессии государства обрушились на целыйряд общественных организаций — воскресные школы, Вольный университет, публичныебиблиотеки, Шах-клуб, студенческую секцию Литфонда. По данным Э. Кимбэлла, ксентябрю более ста литераторов, ученых, студентов, офицеров находились втюрьме, под домашним арестом или разыскивались властями, так как был отданприказ об их аресте. В течение следующих нескольких месяцев за незначительныеоппозиционные действия, выражение независимых взглядов сотни общественныхдеятелей были арестованы, многие из них были отданы под суд и понесли уголовноелибо административное наказание [26]. В такой атмосфере и были закрытывоскресные школы 10 июня 1862 года Высочайшим повелением, предусматривавшимразработку новых правил их функционирования [27].
Всегоза период с октября 1859 по июнь 1862 года в восьми учебных округах, а также вВосточной и Западной Сибири было открыто 316 воскресных школ (по другимоценкам, 274 и 331 школа) [28]. Особенностью воскресных школ того времени былоих преимущественное открытие в городах; в селах школы за редким исключениемпочти не открывались. В столичных и крупных губернских городах было учрежденонаибольшее число школ: в С.-Петербурге — 28, Москве — 21, Киеве — 9, Одессе — 6, Казани — 5, Полтаве- 5. Число воскресных школ, открытых для мужчин, былозначительно выше числа женских школ (257 против 54). Эти особенностиобъяснялись как тем, что воскресные школы предназначались, прежде всего, длярабочих и ремесленников, так и тем, что женское образование в те годы тольконачало развиваться.
Движениепо созданию воскресных школ конца 50-х — начала 60-х годов XIX века былопримечательно не только энтузиазмом учредителей и размахом общественной инициативы,но и глубиной педагогического поиска, проявленного в них. Первые воскресныешколы начали конструировать те принципиальные основы, создавать тот особыйстиль педагогической деятельности, которые стали отличительными чертами школвзрослых и более позднего времени. Воскресные школы предреформенных лет былиновым, оригинальным учебно-воспитательным учреждением; подобного опыта еще несуществовало в России. Поэтому их создателям пришлось разрабатывать и принципыпостроения педагогического процесса, и содержание образовательных программ, иприемы обучения. Специфика педагогической деятельности первых воскресных школопределялась двумя главными факторами. Во — первых, общим духом эпохи,стремлениями и идеалами образованного общества 60-х годов и, во — вторых,особенностями организации школ. Воскресные школы были предназначены длявзрослых людей, занятых ежедневным трудом, поэтому преподавание в них велось повоскресным и праздничным дням. Однако при большом желании учащихся занятиямогли быть организованны и в будни, по вечерам. Прием новых учениковосуществлялся школой каждое воскресение. Обучаться в ней могли люди всехвозрастов (как взрослые, так и дети) и сословий (известны примеры, когдаучились даже дети небогатых дворян). Разнообразие состава учащихся (повозрасту, подготовке, жизненному опыту и интересам) обусловило деление их нагруппы от 2-3 до 15-20 человек. В среднем такие группы состояли из 5-6 человек,а общее число групп обычно достигало в воскресной школе 15- 20. Такоеразнообразие состава учащихся побуждало преподавателей к разработке иосуществлению принципа индивидуализации обучения, который реализовывался вгибкости программ. Для каждой конкретной группы учеников была предусмотренаособая программа, которая зависела от их запросов и подготовки. Делениеучеников на группы по уровню грамотности впервые было предложено в киевскихвоскресных школах. Новостроенская воскресная школа, например, делилась на трикласса: низший, в который определялись неграмотные; средний — разбирающиебуквы; высший — бегло читающие. В дальнейшем воскресные школы разработаливарианты деления учеников на группы, но ведущим критерием всегда оставаласьграмотность. Краткость учебного времени (30 учебных дней в году) стимулировалаинтерес преподавателей к использованию наиболее эффективных методов обучения.Большое распространение в воскресных школах получили наглядный метод обучения(использование методики обучения арифметике Груббе) и звуковой метод обученияграмоте (метод Золотова).
Воскресныешколы ориентировались на такое преподавание, которое представляло бы свободноеобщение между преподавателями и учащимися, не регламентированное узкимиформальными рамками. Учащиеся имели право заниматься исключительно однимпредметом либо всеми предметами, преподающимися в школе; посещение уроков с ихстороны не являлось обязательным. Отметки и экзамены в школе отсутствовали,окончание курса в ней не сопровождалось выдачей аттестата. Отказ отформализации обучения, гуманизация отношений между учителем и учеником,обращение к ученику, стремление сделать его соучастником образовательногопроцесса — все эти идеи были новыми для русской педагогики середины XIX века.Воскресные школы возникли на фоне общественного подъема тех лет и легче ибыстрее других образовательных учреждений впитали в себя гуманистические идеалыэпохи. Одним из ведущих принципов построения воспитательно — образовательногопроцесса в воскресных школах стал принцип равенства. Преподаватели воскресныхшкол ввели новый, нехарактерный для традиционной педагогики того времени стильобщения с учениками. Ко всем ученикам воскресной школы было принято обращатьсяна «Вы». Обращение «ты» считалось грубым и находилось ввоскресной школе под запретом. Поощрения и наказания, как средства стимуляцииповедения, были признаны малоэффективными. В случае нарушения дисциплины (что,надо отметить, было в воскресных школах крайне редким и даже почти невозможнымявлением) личные замечания не использовались, так как считалисьоскорбительными. Учитель адресовывал замечания всей группе учеников, полагая,что в таком случае сама группа будет выступать регулятором поведения. Детскиешалости (в воскресных школах наряду со взрослыми нередко учились и дети)учителя были склонны рассматривать скорее как проявление активности, присущейребенку от природы, чем как нарушение субординации между педагогом и учеником.
Всвоей деятельности воскресные школы стремились также осуществить и принципгласности. Гласность, как известно, занимала не последнее место в иерархииобщественных ценностей «шестидесятников». Воскресные школырассматривались их организаторами как открытые для публики и обсуждениязаведения. Любой желающий имел право посетить воскресную школу, высказать своизамечания распорядителю, присутствовать в совете без права голоса. Школами былопринято за правило периодически отчитываться на страницах печати о ходеобучения в них.
Принципсотрудничества и сотворчества, отказ от взгляда на ученика как на пассивногоучастника процесса обучения также имел своим истоком общественные настроения,представление об активности и деятельности как условии социального прогресса иразвития. Преподаватели воскресных школ очень внимательно изучали интересы,запросы, образовательные потребности учеников, реагировали на них расширениемучебных программ. Одной из главных тенденций педагогической деятельностивоскресных школ являлась гуманизация процесса обучения, в основе которой былаустановка на ученика как на центр образовательных воздействий. Ученик иорганизация взаимодействия с ним понимались как цель, а не средствопрофессиональной самореализации педагогов. Преподаватели воскресных школпринимали за правило «постоянно иметь в виду удовлетворение потребностиучащихся знать, а не своей потребности учить» [29]. Учителя считалинеобходимым все свои объяснения строить на соответствии их степени развитияпонятий учащихся, невнимательность учеников объяснять не их слабостью, анедостатками преподавания, постоянно наблюдать за уровнем развития учеников иподбирать группу и программу, соответствующие их новому уровню.
Принципразвивающего обучения был признан одним из ведущих в деятельности воскресныхшкол. Школы ставили своей задачей не просто дать своим ученикам известную суммузнаний, а построить процесс обучения таким образом, чтобы занятия будили мысльучащихся, развивали, расширяли их кругозор. Важным средством, способствующимрешению поставленной задачи, преподаватели считали создание особой школьнойатмосферы. Ценным признавалось установление личных эмоциональных связей междуучителем и учениками, которые помогают снять напряженность в отношениях испособствуют самораскрытию учеников. С этой целью за каждой группой закреплялсяодин преподаватель, который вел всю классную и внеклассную работу.Преподаватели стремились активизировать мыслительную деятельность учеников, внимательноотносились к их вопросам. Совместный поиск ответов на вопросы, порожденныежизнью, преподаватели использовали как средство формирования и развития уучеников интеллектуальных потребностей. Таким образом, общение преподавателя сучениками выполняло активизирующую функцию. Важным средством развития наряду собщением педагоги первых воскресных школ считали книгу. При школах устраивалисьбиблиотеки, поощрялось домашнее чтение. Книга, по мнению учителей, развивала,расширяла кругозор, побуждала к самообразованию, способствовала складываниюновых интересов, служила стимулом к продолжению образования. Таким образом,воскресные школы в своей деятельности вплотную подошли к разработке условий исредств педагогики развития, существенно обогатив тем самым традиционнуюпедагогику.
Программапреподавания в первых воскресных школах обязательно включала Закон Божий,чтение и письмо, арифметику. Неграмотных обучали прежде всего чтению.Использовалась звуковая методика А. В. Золотова, которая включала три этапапервоначального обучения чтению: знакомство с гласными звуками, чтение слогов,чтение по таблицам А. В. Золотова. Одновременно с чтением по таблицам и поразрезной азбуке ученикам предлагалось также составлять из разрезных буквслова. Учеников, научившихся читать по таблицам, переводили в среднюю группу(группу малограмотных), где в основе обучения было чтение по «Книге длявзрослых» А. В. Золотова. Чтение соединяли с пересказом прочитанного.Условием перевода в высшую группу было сформированное умение правильно и плавночитать. Содержание обучения чтению грамотных учеников включало чтение книггражданской и церковной печати с кратким объяснением прочитанного. Ставилисьзадачи формирования у учеников орфоэпических норм, умения соблюдатьинтонационную логику, отработки механизма быстрого чтения. Второй этап обучениячтению в данной группе предполагал введение объяснительного чтения, то естьчтения, соединенного с разбором, выяснением понимания, пересказом содержанияпрочитанного. Обучение арифметике также начинали с группы неграмотных, скоторой проходили счет до 100. С малограмотными изучали 4 арифметическихдействия, обучали счету до миллиона. В группах грамотных отрабатывали навыкчетырех арифметических действий с целыми числами и дробями, знакомили сиспользованием счетов. При обучении арифметике учителя воскресных школприменяли методику Груббе, суть которой заключалась в первоначальном обучениисчету на предметах. Основное внимание учителя обращали на развитиесообразительности учащихся. При подборе арифметических задач ориентировались нато, чтобы их содержание имело связь с бытом учащихся.
Обучениеписьму начиналось в группах малограмотных с развития мелкой моторики кисти иотработки правильных движений. С этой целью ученикам предлагали списывать ксебе в тетради буквы, установленные на доске; практиковалось также и письмо спрописей с постепенным переходом на письмо с напечатанного текста. Умениеписать буквы и слова на доске и бумаге считалось достаточным условием дляперевода ученика в высшую группу. Здесь учеников обучали письму под диктовку иупражняли в изложении на бумаге прочитанного. При этом преследовались две цели:сформировать элементарный навык правописания и умение излагать свои мысли.
Куказанным предметам во всех воскресных школах обязательно добавлялосьпреподавание Закона Божия, на уроках которого объединялись все группы. В центрепреподавания находились обучение главным, наиболее употребительным молитвам,объяснение литургии, православного катехизиса, рассказы из Священной истории,преимущественно из жизни Иисуса Христа. Если занятие в школе совпадало скаким-либо большим христианским праздником, то наставники-законоучители краткообъясняли ученикам значение праздника. Система обучения предусматриваласледующую последовательность: в несколько уроков кратко излагалась историяВетхого Завета, затем одновременно с историей Нового Завета преподаваликатехизис. Достаточно ознакомив с историей Нового Завета, приступали кобъяснению литургии. Объяснение молитв сопровождалось переводом их на русский язык;учеников ориентировали на умение читать молитвы одинаково хорошо как нацерковнославянском, так и на русском языках. Следует отметить, что введение впрограмму обучения Закона Божия преследовало не только реализациюгосударственного заказа, рассматривавшего следование канонам православной верыкак одну из главнейших сторон духовной народной жизни, но и задачу культурногоразвития в целом. Так, история Церкви рассматривалась в связи с историейОтечества и как неотъемлемая часть истории культуры. Важное значениепреподаватели придавали Закону Божию и как средству нравственногосамосовершенствования учащихся.
Указанныепредметы преподавания являлись обязательными и были приняты во всех воскресныхшколах. Однако эти школы стремились прежде всего развивать учащихся, и поэтомувопреки официальным регламентациям Министерства народного просвещения во многихиз них программа обучения была расширена. Так, в харьковских воскресных школахв расписание уроков включались беседы по географии, популярной химии, о полезныхживотных; по просьбе учащихся в программу преподавания в них были введеныфранцузский и немецкий языки; в казанской мужской воскресной школепреподавались иностранные языки, история, география, естественные науки;объяснительное чтение в московских воскресных школах содержало сведения поистории и физике; в самарской воскресной школе сообщались сведения погеографии, популярной медицине, а учитель физики демонстрировал ученикам опыты,объяснял устройство телеграфа. Не только губернские, но и уездные воскресныешколы вводили расширенную программу обучения. В Елабуге Вятской губернии ввоскресной школе преподавались рассказы по истории, географии, сведения поестествоведению [30].
Такимобразом, в основу педагогического процесса организаторы первых воскресных школпоставили не просто обучение грамоте и сообщение известной суммы знаний, но иразвитие мысли учеников и формирование у них четкой направленности ксамообразованию. Такая установка сохранилась на протяжении всей историивоскресных школ и определяла практику работы в них.
Список литературы
СтепановЛ.В. Крестьянская реформа 1861 года в историографии ФРГ // Россия XIX-XX веков.Взгляд зарубежных историков. М.: Наука, 1996. С. 161.
ДнепровЭ.Д. «Морской сборник» в общественно-педагогическом движении 60-хгодов XIX века // Советская педагогика. 1964. № 10. С. 81.
КимбэллЭ. Русское гражданское общество и политический кризис в эпоху Великих реформ.1859-1863 // Великие реформы в России. 1856-1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б.Эклофа, Дж. Бушнелла. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 267.
ЛинденмейерА. Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих реформ // Великиереформы в России. 1856-1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла.М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 290-292.
ШевелевА.Н. Общественно-педагогическое движение как фактор формированиягосударственной образовательной политики России 60-80 годов XIX века. Дисс.…канд. пед. наук. СПб, 1996. С. 121.
СоловьеваА.М. Промышленная революция в России в XIX веке. М.: Наука, 1990. С. 65-90;121.
Государственныйархив Российской Федерации. Ф. 109. III Отделение. 1859. I Экспедиция. Д. 230.Л. 2.
Известияо воскресных школах, женских учебных заведениях, публичных библиотеках и пр. //Журнал МНП. 1860. № 12. С. 130. Отчет о состоянии Новостроенской воскреснойшколы // Журнал МНП. 1860. Ч. СVI. С. 43. Абрамов Я.В. Наши воскресные школы.Их прошлое и настоящее. СПб, 1900. С. 17.
Известияо воскресных школах, женских учебных заведениях, публичных библиотеках и пр. //Журнал МНП. 1860. № 11. С. 55.
ГАРФ.Ф. 109. III Отделение. 1859. I Экспедиция. Д. 230. Лл. 33, 38, 40, 44. ЖурналМНП. 1860. № 12. С. 131. Журнал МНП. 1860. № 11. С. 67.
АбрамовЯ.В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. СПб., 1900. С. 50.
ГАРФ.Ф. 109. III Отделение. I Экспедиция. 1862. Д. 263. Лл. 37 об., 38, 56 об.
ВольфсонД. Сибирские воскресные школы 60-х годов // Русская школа. 1903. № 5-6. С. 55.
ГАРФ.Ф. 109. III Отделение. 1859. I Экспедиция. Д. 230. Л. 33.
Воскресныешколы в Ярославле // Журнал МНП. 1861. Ч. С XII. С. 99. Сведения о воскресныхшколах в Московском учебном округе // Циркуляр по управлению Московским учебнымокругом. 1862. № 4. С. 15-16.
Сведенияо воскресных школах в Московском учебном округе // Циркуляр по управлениюМосковским учебным округом. 1862. № 4. С. 11-16. Критский П.А. Наш край.Ярославль, 1907. С. 203.
ВольфсонД. Сибирские воскресные школы. Томск, 1903. С. 19.
ЛемкеМ. Очерки освободительного движения «шестидесятых годов». СПб., 1908.С. 402.
ЖурналМНП. 1862. № 2. Ч. СXIII. С. 5.
РождественскийС.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб.,1902. С. 378.
Сборникраспоряжений по Министерству народного просвещения. Т. 3. 1850-1864. СПб.,1867. С. 400.
ГАРФ.Ф. 109. III Отделение. 1859. I Экспедиция. Д. 230. Л. 35. Абрамов Я.В. Нашивоскресные школы. Их прошлое и настоящее. СПб., 1900. С. 25.
Ширинский-Шихматов.Воскресные школы в России. СПб., 1863. С. 22.
Сборникпостановлений по Министерству народного просвещения. Царствование императораАлександра II. 1855 — 1864. Т. 3. СПб., 1865. С. 551.
ГАРФ.Ф. 109. III Отделение. 1862. I Экспедиция. Д. 263. Лл. 56 об. — 57.
КимбэллЭ. Русское гражданское общество и политический кризис в эпоху Великих реформ.1859 — 1863 // Великие реформы в России. 1856-1874. С. 273-274.
ЖурналМНП. 1862. № 6. Ч. СXIV. С. 243.
Ширинский-Шихматов.Воскресные школы в России. СПб., 1863. С. 6. Журнал МНП. 1862. № 6. Ч. С XIV.С. 314-329. Вольфсон Д. Сибирские воскресные школы. Томск, 1903. С. 43.
ЖурналМНП. 1861. Ч. СXI. С. 141.
ЧугуноваН.С. Воскресные школы Поволжья и Урала. Дисс.… канд. ист. наук. Казань,1966. С. 229.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.