КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине «Менеджмент»
по теме:«Цели и функции управления в таможенной сфере»
Содержание
Введение
1. Общие и конкретные функции управления таможеннойдеятельностью
2. Планирование и прогнозирование в управлении таможеннойдеятельностью
3. Организация и координация управления таможеннойдеятельностью
4. Мотивация в управлении таможенной деятельностью
5. Контроль в управлении таможенной деятельностью
Заключение
Список литературы
Введение
В теории управлениявопрос о функциях управления – один из центральных, поскольку касается сущностии содержания управленческой деятельности. Анализ функций, их четкая,обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основпостроения аппарата управления, определения его структуры и степеницентрализации и децентрализации, установления круга прав и обязанностейструктурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работникаи др.
В зависимости от задачисследования управление может быть подразделено на функции по следующимпризнакам:
содержание процессауправления;
принадлежность к сферам(видам) деятельности;
принадлежность кразличным видам управленческого труда (технологический, организационный ит.д.);
содержание выполняемыхработ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированное,техническое обслуживание).
Вышесказанноеподтверждает актуальность данной работы. Цель работы – охарактеризовать цели ифункции управления в таможенной сфере. Из цели вытекают задачи работыохарактеризовать общие и специальные функции управления в таможенной сфере иподробно их проанализировать.
1. Общие и конкретные функции управления таможенной деятельностью
Слово«функция» в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение».Деятельностьруководителей можно представить как непрерывный процесс выполненияуправленческих функций.Функцииуправления – специализированные виды управленческой деятельности; обособленныенаправления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющеевоздействие.Любаяфункция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование,выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей.Функцииуправления характеризуются следующими свойствами:· осуществляются в каждой хозяйственной системе и на каждомуровне управления;· присущи управлению любой организацией;· разделяют содержание управленческой деятельности на видыработ по признаку последовательности их выполнения во времени;· относительно самостоятельны, и в то же время тесновзаимодействуют.
Датьисчерпывающий перечень функций управления весьма затруднительно. В научнойлитературе, как иностранной, так и отечественной существуют различные точкизрения на классификацию функций управления, хотя, в сущности, они отличаютсялишь по отдельным параметрам. Например, Е.П. Голубков выделяет такие функции,как:
· определение целейи задач деятельности организации;
· планирование;
· организация;
· мотивация;
· координация ирегулирование;
· учет, анализ иконтроль.[1]
В своюочередь М. Мескон относит к функциям управления следующие виды деятельности:
· стратегическоепланирование;
· планированиереализации стратегии;
· организациявзаимодействия и полномочий;
· построениеорганизаций;
· мотивация.[2]Отдельныеавторы причисляют к функциям управления также функцию принятия решений.[3]
Но несмотряна многообразие, функции управления делятся на общие и конкретные. Этойклассификации мы и будем придерживаться в данной работе.
Общимифункциями являются,прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование;мотивация; контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческогоцикла, определяют специализацию труда. Из самого их названия вытекает, что ониприсущи не только сфере таможенного управления.
Ко второмуклассу относятся задачи специфического характера, свойственные толькоуправлению таможенными структурами. Они вытекают из необходимости поддержаниянепрерывности рабочего процесса в среде таможенной деятельности.
Конкретныефункции управления как более обособленные, самостоятельные областипрофессиональной таможенной деятельности применительно к новым условиямхозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретныхфункций формируют структуру таможенных органов, осуществляют подбор ирасстановку кадров, разрабатывают системы информации, организацииделопроизводства.
Конкретныефункции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать.Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управлениятаможенными структурами. Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнениеконкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности,предприимчивости таможенных руководителей и, отсюда следует, успешноевыполнение заданий, качество работы. Функции управления способствуютналаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующейструктуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Исходя из такойпосылки А.Я. Кибанов подразделяет все функции управления на внешние,внутренние, главные, основные, вспомогательные, полезные, вредные,неестественные, дублирующие[4].
2. Планирование и прогнозирование в управлении таможенной деятельностью
Планированиеи прогнозирование занимают ведущее место среди функций управления.Прогнозирование – это предвидение хода развития на предстоящий период дляконкретной таможенной организации. Планирование – это задача в плане показатьто, чего нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.
Прогнозированиеи планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы, какобъекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческимпроцессом оказания воздействия на систему, они усиливают темпы ее развитияпроизводства, способствуют вскрытию дополнительных резервов, материальныхисточников, требуют применения передовых методов и форм воздействия на весь ееорганизм. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-заошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные исистематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнююперспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.
В широкомсмысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятиюуправленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленныхна достижение желаемого результата, предусматривает следующее:
· Цели и задачи.
· Пути и средства. Достижение поставленныхцелей, которые состоят в выборе методов совокупности взаимосвязанных действий.
· Ресурсы,необходимые длявыполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должныувязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
· Пропорции. Поддержание пропорциональности междуотдельными элементами таможенной системы – важнейшее условие ее эффективности.
· Организациявыполнения плана и контроль.
Существуюттри способа планирования: от достигнутого уровня, оптимальное и адаптивное.
Наиболеепростой – от достигнутого уровня. Он не нацеливаете коллектив на изысканиерезервов повышения эффективности производства. Консерватизм проявляется в том,что он не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений. Приэтом способе планирования не уделяется должного внимания научно-техническомупрогрессу.
Болеепрогрессивный способ – оптимальное планирование. Он строится на системе научно-обоснованныхнормативов, экономико-математических методах, совместном рассмотрении плановвзаимосвязаных объектов. Цель его – достижение наиболее высоких конечныхрезультатов. Такое планирование часто связано с коренными качественнымипреобразованиями в системе, концентрацией ресурсов, сил и средств. Егонедостаток – не всегда учитываются возникающие в ходе производства на местахвозможности корректировки заданий.
Широковнедряется адаптивное планирование – это планирование, которое позволяет гибкореагировать на изменения во внешней среде, т. е. учитывать их в плане иэффективно к ним приспосабливаться. Центр тяжести здесь переносится на факторыи стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений. При этом используютсяместная инициатива, резервы, изыскиваются пути дальнейшего повышенияэффективности деятельности. Большое внимание уделяется самому процессусоставления плана, его увязке со смежниками.
В таможенной системе РФприменяется адаптивное планирование управления таможенными процессами,направленное на перевод таможенных процедур на новыйкачественный уровень, отвечающий современным условиям экономического роста. Вконце прошлого года правительство РФ одобрило Концепцию развития таможеннойслужбы на период до 2010 и последующие годы. Это событие стало переломным в жизни российских таможенных органов.
Основная цель Концепции – создание вРоссии конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и«прозрачной» для участников внешнеэкономической деятельности.
Итогомреализации предусмотренных Концепцией мероприятий должно стать таможенноеадминистрирование, предполагающее его высокую эффективность при внешнейпростоте и быстроте оформления товаров, иначе говоря, «контроль в видесервиса».
На современном этапеэкономического развития планирование должно быть комплексным. Сначала даетсяанализ состояния хозяйства, различных сторон его деятельности, а затемучитываются такие факторы, как общественная потребность, имеющиеся трудовые,материальные и финансовые ресурсы. Принимается во внимание также нормативнаябаза, сбалансированность планов на основе натуральных и стоимостных балансов,балансов производственных мощностей и труда.
Видыпланирования зависят от направленности и характера организации: стратегическоеили перспективное; среднесрочной тактическое или текущее. ВышеупомянутаяКонцепция относится к стратегическому планированию таможенной деятельности.Целью стратегического планирования является комплекс снование проблем, скоторыми может столкнуться организация в перспективе.
Среднесрочныепланы, как правило,охватывают пятилетний срок. В них отражаются количественные показатели, в томчисле и в отношении распределения ресурсов, сведения по источникамфинансирования. Текущее планирование охватывает детальные разработки (обычно наодин год) оперативных планов для таможенной организации в целом и ее отдельныхподразделений.
Методологияпланирования базируется на широком использовании программно-целевого подхода.Он требует точных формулировок целей организации и их увязки с ресурсами. Целиставятся на длительную перспективу и отражают главные направления программыразвития организации, в соответствии с которой формулируются конкретные задачикаждому подразделению.
Благодарястратегическому и текущему планированию формируются задачифинансово-хозяйственной деятельности на определенный период и конкретныеспособы их деятельности. В планах предусматриваются необходимые дляосуществления задач материальные и финансовые ресурсы и методы их эффективногоиспользования. Методология планирования предусматривает увязку целей сресурсами, определение последовательности, средств и методов достижения целей.
В таможенныхорганах планирование ведется «сверху вниз». Планирование осуществляется навысшем уровне управления и носит характер директивы для низовых уровнейуправления. Высшее звено управления определяет цели, основные направления иглавные хозяйственные задачи развития организации. На каждой более низкойступени управления они конкретизируются с учетом возможностей каждогоподразделения.
3. Организация и координация управления таможенной деятельностью
Организациякак функция управления на предприятии охватывает главным об разомисполнительскую и оперативную деятельность. Ее задача сформировать управляющуюи управляемые подсистемы, установит конкретные параметры, режим работыподразделений, организации, отношения между ними.
Организациявыступает как вид деятельности, которая направлена на разработку и утверждениесхем и структур управления, должностных инструкций, положений, другихнормативных документов. В ее основе – глубокий экономический анализ существующегоположения дел, научный расчет, всестороннее изучение работника иуправленческого процесса.
Посредствоморганизации соединяется люди и подразделения единый организм. Однако этосоединение не случайно, а подчинено законам управления, благодаря действиюфункции организации устанавливается и взаимодействие между объектом и субъектомуправления.
Функцияорганизации заключается в установлении временных и постоянных взаимоотношениймежду всеми подразделениями. Она определяет порядок и условия функционированияпредприятия. Существует два пути реализации этой функции: черезадминистративно-организационное управление и через оперативное управление.
Черезадминистративно-организационное управление определяется структура,устанавливаются взаимосвязи, распределяются функции между подразделениями,делегируются полномочия и устанавливается ответственность между работникамиаппарата управления.
Оперативноеуправление заключается в постоянном сравнении достигнутых результатов споказателями текущих планов.
Организационнуюструктуру составляют подразделения с их взаимосвязями, которые определяютсяцелями предприятия, его подразделений и их функциями.
Таможеннаяслужба России сегодня – одна из крупнейших таможенных служб мира. Этомногофункциональная, технически оснащенная, динамично развивающаяся структура,в которой работает более 60 тысяч квалифицированных специалистов.
Преодолевразрушительные для нее последствия распада СССР, получив в «наследство» 14тысяч километров не обустроенных границ, ощущая острый дефицит профессиональныхкадров, она прошла огромный путь становления и развития.
Таможенникамиежегодно оформляется около 3 млн. грузовых таможенных деклараций и каждый деньперечисляют в доход государства примерно одиннадцать миллиардов рублей. Причемсуммы перечисляемых таможенных платежей увеличивались с каждым годом: если в1991 году в бюджет поступило более 4 млрд. рублей (около 76 млн. долларов США),то в 2005 году – более 2 трлн. рублей (свыше 75,5 млрд. долларов США), то естьпочти в 1000 раз больше. Свыше 2 трлн. рублей перечислено уже за 9 месяцев 2006года, что на 45% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Соответственновозрастала и доля таможенных платежей в структуре федерального бюджета: в 2005году она составила 41,8%. Для сравнения: в 1991 году эта цифра не превышала10%.
В составеФТС России работает 7 региональных таможенных управлений, 144 таможни, в том числе4 специализированные, 688 таможенных постов, 317 пунктов пропуска черезгосударственную границу. В ее структуре действует высшее учебное заведение –Российская таможенная академия, признанная Всемирной таможенной организациейодним из своих региональных учебных центров.
Федеральнаятаможенная служба имеет 7 представительств за рубежом – в Белоруссии, Украине,Казахстане, Киргизии, Финляндии, Германии и Бельгии. Решается вопрос оботкрытии представительств в Китае и Польше.
По нормам,признанным Всемирной таможенной организацией, показателем степени развитоститаможенной администрации любого государства является развитая инфраструктура,применение современных информационных технологий, правовая база иквалифицированные кадры. Современная таможенная служба России полностью отвечаетэтим критериям.
Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый надолжность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации попредставлению Министра экономического развития и торговли Российской Федерации.
Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственностьза осуществление возложенных на Службу полномочий.
Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей,назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономическогоразвития и торговли Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя Федеральной таможенной службыустанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральнойтаможенной службе подчинены следующие таможни центрального подчинения:
Центральноетаможенное управление;
Южноетаможенное управление;
Сибирскоетаможенное управление;
Приволжскоетаможенное управление;
Дальневосточноетаможенное управление;
Уральскоетаможенное управление.
В составкаждого управления входят таможни и таможенные посты.
Сущностькоординации заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньевсистемы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленногорежима работы таможенных структур. При помощи этой функции решаются задачи,связанные с разделением труда в аппарате управления, и необходимого состоянияупорядоченности системы деятельности в случае отклонения от заданныхпараметров. Цель координации и регулирования – установление взаимодействия вработе таможенных подразделений, руководителей и специалистов и устранениепомех и отклонений от заданного режима работы. Координация осуществляется с помощьюсовещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов играфиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями.
4. Мотивация в управлении таможенной деятельностью
Огромноезначение для достижения целей организации имеет использование функциимотивации. Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя идругих на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целейорганизации.
Различаютвнутреннее и внешнее вознаграждение. Внутреннее вознаграждение человек получаетот самой работы. Это удовольствие от общения с сослуживцами, чувство достижениярезультата, удовлетворения от полезности произведенного продукта. Внутреннеевознаграждение обеспечивается путем создания хороших условий труда и точнойпостановкой задачи.
Внешнеевознаграждение дает организация (предприятие, фирма). Оно может выступать ввиде, как материального вознаграждения, так и морального. Материальное –зарплата, дополнительные выплаты, премии, оплата определенных расходов.Моральное присвоение звания «лучший работник», похвала, отметка в приказе и др.
Дляосуществления мотивации, прежде всего, необходимо определить потребности людей.А. Маслоу множество человеческих потребностей разделил на пять групп поприоритетности их удовлетворения:
1)физиологические – вода, еда, жилище;
2)безопасность и уверенность в будущем, защита от физических и физиологическихопасностей и уверенность, что физиологические потребности будут удовлетворены вбудущем;
3) социальные– социальное признание, взаимодействие, привязанность и поддержка;
4) уважение –самоуважение личные достижения, признание, уважение со стороны окружения;
5)самовыражение – реализация своих потенциальных возможностей.
Первые двегруппы – первичные потребности, остальные – вторичные, удовлетворить которыечеловек стремится после удовлетворения первичных. В общей массе людей, восновном, выдерживается приведенная последовательность потребностей, хотя аконкретных обстоятельствах какая-то из потребностей может доминировать.
Из теорииМаслоу следует, что мотивация людей зависит от множества их потребностей. Сростом материального благосостояния и стабильности в обществе на первый планвыступают вторичные потребности. Однако потребности людей меняются. Поэтомуруководителю необходимо следить за способами мотивации в каждом конкретномслучае.
Все же вусловиях управления людьми следует исходить из того, что четкого разграниченияпотребностей не существует. Кроме того, руководитель должен учитыватьиндивидуальные качества людей. Особенно следует учитывать прошлый опыт, которыйоказывает доминирующее влияние на потребности в настоящем.
Другойисследователь Д. МакКлелланд считал, что мотивация должна основываться на трехпотребностях: власти, успехе, причастности. Эта теория в какой-то мере схожа стеорией Маслоу. Так, потребность власти и успеха у Маслоу – это самовыражение иуважение. Потребность в причастности – это социальные потребности.
Еще однамодель мотивации была разработана Ф. Герцбергом. Он выделил два факторапроцесса побуждения себя и других к деятельности: гигиенические факторы имотивации. Гигиенические факторы – это факторы окружающей среды. Герцбергутверждал, что при отсутствии или при недостаточном наличии этих фактороввозникает ощущение неудовлетворенности работой. Но если их достаточно, то онини на что человека не воодушевляют. Человек к ним безразличен.
К мотивациямГерцберг относит успех, продвижение по службе, признание и одобрениерезультатов работы, высокую степень ответственности, возможности творческого иделового роста. Их отсутствие не вызывает неудовлетворенности работой, ноналичие побуждает к эффективной деятельности.
Анализируявсе три теории, можно сделать вывод, что применение их в практике управлениябезусловно дает положительный результат в целом. Но все же следует внимательноотноситься к отдельным группам, отдельным типам людей и использоватьпредложенные теоретические положения с учетом конкретных условий и конкретнойситуации.
Рассмотренныетеории основаны на потребностях, удовлетворение которых влияет на поведениелюдей. Существует еще три процессуальных теории, в которых мотивациярассматривается как процесс последовательных состояний. Это теория ожидания,теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Теорияожидания основана на том, как конкретная личность оценивает возможностьсвершения ожидаемого события. По отношению мотивации к труду теория ожидания рассматриваетпроцесс: «затраты труда – результаты – вознаграждение и удовлетворенность им».Мотивация будет эффективна только в том случае, когда на каждом этапе ожиданиебудет положительным. Если человек недостаточно удовлетворен вознаграждением, томотивация будет ослаблена.
Теориясправедливости основана на соизмерении вознаграждения с затраченными усилиями исоотношением этого вознаграждения к вознаграждению других людей, выполняющих аналогичнуюработу. Опыт показывает, что если сотрудники считают, что им недоплачивают –они начинают работать хуже. Если же считают, что им переплачивают, отношение ктруду (как правило) не меняется. Поскольку у каждого работника потребностиразные, то по-разному будет оценено и конкретное вознаграждение. До тех порпока люди не будут считать себя справедливо вознагражденными, они будутстремиться к уменьшению интенсивности труда.
Элементыобеих процессуальных теорий объединяет теория мотивации, разработанная Портероми Лоулером. Модель содержит пять факторов: затраченные усилия, восприятие,полученные результаты вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии смодель результаты зависят от приложенных усилий, способностей работника,индивидуальных особенностей и осознания своей роли. Степень уверенности в том,что данный уровень усилий приведет к конкретному уровню ценности вознагражденияспособствует приложению этих усилий. Модель ставит вознаграждение в зависимостьот достигнутых результатов.
Модельпостроена на понятии «результативный труд ведет к удовлетворению» вопрекимнению большинства менеджеров, которые считают, что «удовлетворение ведет кдостижению высоких результатов».
Исследованияпоследних лет подтвердили теорию Портера-Jloyлера. Ценностью их модели являетсятакже то, что она показала эффективность объединения понятий «усилия»,«способности», «результаты», «вознаграждение» и «восприятие» в единойвзаимосвязанной системе.
В общейсистеме мотивации особую роль играет заработная плата. Рыночная экономикаориентирована на конечные результаты деятельности. Справедливое общество должностремиться к полной компенсации затраченного труда, которая реализуется череззаработную плату. А сама заработная плата удовлетворяет многие потребности –физиологические, безопасности, защищенности и другие.
В настоящеевремя в таможенных структурах РФ применяются следующие меры стимулированияслужащих:
а) повышение престижатруда в таможенной сфере;
б) достаточно высокая,регулярно выплачиваемая и индексированная заработная плата, повышаемая с ростомквалификации служащего;
б) создание нормальныхусловий труда;
в) государственноестрахование, гарантированное повышение пенсионного обеспечения;
г) обеспечение служебнойперспективы (повышение по службе и в звании).
Специальные звания имеютцель повышения ответственности сотрудника к выполнению своего долга истимулируют это стремление. Присвоение звания или повышение в должностинапрямую связаны с аттестацией, которая бывает общая и персональная.
Специальныезвания подразделяются на первичные и очередные и присваиваются в соответствии сзанимаемыми должностями. Первое специальное звание и до капитана таможеннойслужбы присваиваются начальниками таможенных органов. Старшему начальствующемусоставу – ФТС РФ.
Должности, занимаемыесотрудниками таможенных органов и звания по этим должностям делятся на следующиегруппы:
1) младший состав –прапорщики;
2) средний начальствующийсостав (лейтенант – капитан);
3) старший начальствующийсостав (майор – полковник);
4) высший начальствующийсостав (генералы и действительные государственные советники).
Звания присваиваются вследующих случаях:
1) истек установленныйсрок службы в предыдущем звании;
2) новое званиесоответствует должности;
3) служащий положительносебя зарекомендовал.
Кроме того, очередноезвание может быть присвоено до истечения срока выслуги в предыдущем звании какпоощрение за добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Служащие таможенныхорганов могут поощряться за успешное выполнение должностных обязанностей заобщественно-полезные дела, проявление активности и инициативы, за отвагу ивысокий профессионализм, за безупречную продолжительную работу. Поощрения могутбыть формальными и неформальными. Формальные поощрения (с занесением в трудовуюкнижку) объявляются приказами. К ним относятся:
объявление благодарности,
вручение ценного подарка,
выдача премии,
вручение почетной грамоты,
занесение в Книгу или наДоску Почета,
присвоение звания «лучшийработник»,
нагрудный знак – отличникили почетный,
досрочное присвоениеспециального звания.
По содержанию различаютмеры морального, материального и смешанного поощрения: так благодарность – это моральноепоощрение, премия – материальное, досрочное звание – смешанное.
За служебныеправонарушения таможенные служащие могут привлекаться к уголовной,административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Служебныеправонарушения в таможенной сфере имеют следующие особенности:
а) они связаны свыполнением обязанностей по службе;
б) они совершаются виновно(умышленно, неосторожно);
в) за их совершение квиновным применяются установленные законодательством санкции;
г) к ответственностипривлекают компетентные государственные органы в порядке, четко установленномзаконом.
Непосредственно передюридическими, физическими лицами таможенный служащий ответственности не несет,даже если он нарушит их права. К нему применяются меры юридическойответственности органами государственной власти.
Уголовная ответственностьнаступает на основании УК РФ за совершение преступлений таких как:
халатность,
злоупотребления,превышение власти или служебных полномочий,
должностной подлог,
поучение взятки.
К административнойответственности таможенные служащие могут привлекаться на основе КоАП РФ.
За нарушение служебнойдисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующиедисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
строгий выговор;
предупреждение о неполномслужебном соответствии по результатам аттестаций;
увольнение из таможенныхорганов.
Порядок привлечения кдисциплинарной ответственности регулируется правовыми актами и имеет четырестадии:
1) служебноерасследование;
2) принятие решения;
3) пересмотр дела поразным мотивам (жалоба, протест прокурора);
4) исполнение приказа.
Дисциплинарное взыскание (наказание)действует 1 год, если не снимается досрочно. Во время его действия к служащемунельзя применять поощрительные меры.
5. Контроль в управлении таможенной деятельностью
Управлениеследует рассматривать как непрерывный процесс целенаправленных действий, потомучто цели не всегда достигаются предусмотренном виде, люди не всегда или не таквыполняют поручения, изменение окружающей среды ведет к изменению внутреннихпеременных.
Определениестепени достижения цели осуществляется при помощи контроля, которыйпредставляет собою процесс установления отклонения от предусмотренных величин идействий людей в деятельности таможенной организации. Благодаря контролюорганизация имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановыхзаданий. По тому контроль можно определить как процесс, при помощи которогоорганизация обеспечивает достижение своих целей.
Контроль –одна из функций управления. Как функция, контроль имеет двоякий характер. Содной стороны, – это элемент каждой общей функции управления (организации,регулирования, координации, планирования, учета, анализа), а с другой, – этосамостоятельная функция управления, так как деятельность по контролюпредставляет собой ее самостоятельный вид.
Посредствомфункции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректироватьдеятельность организации на предотвращение кризисного положения. Контрольпозволяет фиксировать свои ошибки и сознательные и несознательные нарушения иисправлять их до того, как они станут на пути достижения цели. Вместе с темконтроль дает возможность определить, какая деятельность на пути достиженияцели была наиболее эффективна.
Имея большойдиапазон воздействия на организацию, контроль не должен ограничиваться толькорамками деятельности контрольных таможенных органов. Он входит в обязанностируководителя любого ранга.
В замкнутом циклеуправленческой деятельности контроль взаимодействует с другими функциями.
Объектомконтроля выступаютразличные таможенные организации. Внутри организации контролю подвергаютсяпроисходящие в них процессы или отдельные элементы системы.
Субъектом контроля выступает контролирующее звено.Контроль таможенной деятельности осуществляют государственные органы.
Контроль, осуществляемыйдо фактического начала работы, называется предварительным. Он предусматриваетпредупреждение нарушений установленных правил ведения работ. Кроме того,предварительный контроль направлен на предупреждение нарушения законности,нецелесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятиянеобоснованных решений.
Контроль,осуществляемый на стадии хозяйственного процесса, носит название текущегоконтроля. Его объектом являются подчиненные сотрудники, а осуществляется онначальниками. Задача текущего контроля – оперативное выявление и своевременноепресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения служебныхзаданий.
Заподчиненными текущий контроль осуществляется на основе обратной связи. В ролирегулятора системы выступает руководитель, осуществляя контроль за заданнымипараметрами. Контроль дает возможность также своевременно реагировать наизменяющиеся внутренние и внешние факторы.
Заключительный,или последующий,контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Фактически полученныерезультаты сравниваются с предусмотренными. Целью этого вида контроля являетсяустановление правильности, законности и экономической целесообразности производимыхработ, вскрытие недостатков и упущений в работе.
Заключительныйконтроль дает информацию для учета, если аналогичная работа повторяется вбудущем. Эта же информация используется для мотивации труда.
На практике различныетипы контроля используются одновременно и очень важно их правильное сочетание.Чтобы результаты контроля можно было оценить наиболее эффективно, конечныецели, ключевые результаты должны быть хорошо определены. Контроль должен бытьнаправлен на результаты как основной, так и вспомогательной деятельности.
Руководитель на стадииконтроля должен анализировать и управленческое поведение. Наилучшим являетсясочетание напористости и гибкости. Худший вариант – агрессивность и вялость.
Заключение
Организация таможенного управлениястроится на основе шести известных принципов: специализации,пропорциональности, параллельности, точности, непрерывности и ритмичности. Деятельностьруководителей – процесс непрерывного выполнения управленческих функций. Функцииуправления подразделяются на основные и конкретные.
Основополагающее значениеимеет классификация основных функций, отражающая содержание процессауправления, его стадии: планирование (перспективное, текущее, оперативное),организация, регулирование (координирование, распорядительство), контроль, учети анализ. Процесс управления начинается с постановки целей (планирования) и заканчиваетсяучетом и анализом их выполнения. Только всей совокупностью этих функций реализуетсяцель, для достижения которой и создается управляющая система.Функцияпланирования состоит в определении целей организации и выработке мер по ихдостижению. Это действия, с помощью которых руководство придает единоенаправление усилиям всех членов организации.Функцияорганизации деятельности состоит в создании общей структуры управления,определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборелюдей для конкретной работы, наделении их полномочиями и ответственностью. Этоединственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективностьвсех других функций управления.Функциякоординирования направлена на достижение согласованности и гармоничности всовместной деятельности всех элементов (направлений деятельности,подразделений, служб, отделов, подсистем) таможенной организации. Функциюкоординирования совместной деятельности можно назвать «настройкой системы».Функциярегулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных сустранением отклонений от заданного режима работы организационной системы.Применяется данная функция в процессе оперативного управления совместнойдеятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности.Функциямотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестнойдеятельности для достижения целей таможенной организации. Она направлена наопределение потребностей персонала, разработку систем вознаграждения завыполненную работу, использование различных систем оплаты труда.Функцияконтроля состоит в наблюдении за происходящими процессами в управляемомобъекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными,выявлении отклонений. Наиболее тесно она связана с функцией планирования,поскольку контролирует движение таможенной организации к поставленным целям.
Конкретные функцииуправления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнениеконкретных функций в комплексе составляет процесс управления таможеннойорганизацией.
Список литературы
1. Бодди Д., Пейтон Р. Основыменеджмента. СпБ., 2000.
2. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М., 1995.
3. Голубков Е.П. Менеджмент. М., 1993.
4. Гольдштейн Г.Я.Основыменеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог:Изд-во ТРТУ, 2003.
5. Кибанов А.Я. Менеджмент – наукауправления. М., 1997.
6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента. М.: 1995.
7. Основы таможенного дела. Учебник. /Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ГТК РФ М.: ОАО Изд-во «Экономика»,2002.
8. www.customs.ru