Реферат по предмету "Финансы"


Принципы и методы финансового планирования

--PAGE_BREAK--1. Финансовое планирование1.1 Понятие, цели, задачи финансового планирования


Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.

Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.

Цели финансового планирования:

1.        Новаторские – творческие, перспективные цели.

2.        Решение проблемы (зачем предприятию нужна прибыль).

3.        Обычные рабочие обязанности (предъявлять требования к работникам, планировать заранее).

4.        Самосовершенствование (личные творческие цели конкретных специалистов).

Задачи финансового планирования:

1.        Определить источники и размеры собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационного фонда и устойчивые пассивы – кредиторская задолженность, которая законно находится в обороте).

2.        Принятие решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов. Уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций. Развиваться лучше не за счет своих средств, а за счет внешних кредиторов. Главные кредиторы в мире – банки.

3.        Выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности.

4.        Определить финансовые взаимоотношения предприятия с госбюджетом, банками, с вышестоящими организациями. Нужны ли нам эти взаимоотношения? В госбюджете сейчас должна быть проведена оптимизация налогообложения.

5.        Обеспечивается соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.

6.        Контролируется финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.


1.2 Виды финансового планирования


Финансовое планирование на предприятии разделяется на перспективное, текущее и оперативное, которые органически связаны между собой. Первым этапом финансового планирования является прогнозирование финансовой деятельности предприятия (перспективное финансовое планирование на период 3— 5 лет). Второй этап –текущее планирование, что конкретизирует финансовый прогноз на плановый период (год) и является основой для применения оперативного финансового планирования на протяжении более коротких промежутков времени (квартал, месяц, декада) в пределах планового периода.

Перспективное финансовое планирование на предприятиях реализуется через составление бизнес-плана предприятия. Бизнес-план является примером соединения перспективного и текущего планирования и складывается предприятиями в случаях приватизации предприятия, продажи контрольного пакета акций на неконкурсных условиях иностранным инвесторам, при созданные совместных предприятий с участием иностранного капитала, при получении долгосрочных кредитов, обоснованные производства новых видов продукции и тому подобное.

Бизнес-план разрабатывается с увязкой финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Значительная часть такого плана имеет юридический, организационный и производственный характер: обоснование организационно-правовой формы предприятия, характеристика продукции, ее качеств, упаковки, организации сбыта, цены продажи и затрат на ее производство и реализацию; детально разработанный производственный план и результаты маркетинговых исследований.

Бизнес-план складывается предприятием на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не являются достоверными.

Важной частью бизнес-плана является финансовый (текущий) план, который обобщает все предыдущие его разделы в стоимостном выражении. В нем отображенные размеры прибыли, налогов, объемы инвестиций, использование собственных и привлеченных средств, резерв выплаты дивидендов (акционерное общество), финансовые резервы и тому подобное.

Текущее планирование как составляющая перспективного планирования реализуется через составление предприятиями текущих финансовых планов, в которых согласовываются доходные и расходные статьи на плановый период. В этих планах детализируются и применяются более точные, сравнительно с перспективными планами, методы расчетов доходов предприятия. Финансовые и план определяет взаимоотношения предприятия с бюджетом, кредитными учреждениями, участниками проведения совместной деятельности, управляющими и координирующими организациями и основателями (акционерами).

Негосударственные предприятия, которым предоставленная самостоятельность в планировании, могут избирать любую другую форму финансового планирования, которую они считают за необходимую для себя. Например, бюджетирование.

Бюджетирование, как инструмент финансового планирования, в странах рыночной экономики считается описанием целей предприятия, определением конкретных финансовых и операционных заданий в сроках. Он является количественным планом деятельности предприятия и выполнения программ, которые являются взаимоувязанным набором финансовых и/или натуральных, экономических показателей. Бюджеты создают отдельные целостные саморегулирующие системы, каждая из которых отвечает за определенное направление использования ресурсов и получения прибыли. Другими словами, бюджет признается финансовым планом и экономическим регулятором отношений между структурными подразделениями предприятия и предприятием и внешней средой.

Бюджетирование предусматривает подготовку главного бюджета, что состоит из интегрированных друг с другом бюджетов, которые отображают разные стороны деятельности предприятия.

Главный бюджет является основой для прогнозирования и планирования прибыли – основного финансового ресурса предприятия. Этот бюджет описывает в структурированной форме ожидания относительно продажи продукции, расходов и других финансовых операций в плановом периоде.

Оперативное финансовое планирование дополняет текущее финансовое планирование. Целью оперативного финансового планирования является контроль за формированием и расходованием финансовых ресурсов, ожидаемых в ближайшем будущем.

Оперативное финансовое планирование составляют все предприятия, задачей которого есть эффективный контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов; обеспечение и поддержание ликвидности фирмы. Ликвидность в большей мере зависит от движения денежных потоков, нежели чем от запасов, сырья и материалов. Коэффициент ликвидности – это краткосрочная кредиторская задолженность (равен оборотные средства минус запасы). Показывает число дней, в течение которых фирма может работать исключительно за счет имеющихся у нее ликвидных активов.

Составляется три плана: составление и исполнение платежного календаря, составление кассового плана, расчет потребности в краткосрочном кредите.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Организация финансового планирования


Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).

По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.



2. Принципы финансового планирования2.1 Основные принципы


Различают следующие основные принципы финансового планирования: принцип научности, принцип комплексности, принцип оптимальности.

Принцип научности в планировании финансов состоит в научно обоснованных методах расчета, также анализе финансовой и хозяйственной деятельности. Наиболее научным является нормативный метод. На основе заранее установленных нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках. Применяется такая система норм и нормативов: региональные нормативы (ставки областных налогов, нормы областной администрации); Местные нормативы (район); отраслевые нормативы (нормативы отрасли или предприятий определенных организационно-правовых форм: нормативы числа работающих для малых предприятий); нормативы, принятые на предприятии (например: потребность в оборотных средствах, приказы по учетной политике). Достоинства нормативного метода: более точная оценка планируемых финансовых показателей и выявление резервов роста дохода. Недостатки нормативного метода: трудоемкость создания норм и контроля за ними.

Принцип комплексности в планировании финансов обосновывает увязку показателей финансового плана.

Принцип оптимальности в планировании финансов состоит в выборе одного наиболее оптимального планового решения из возможных вариантов плана. Существует 3 вида плана: оптимистический, пессимистический, нейтральный. Финансовый план оказывает влияние на экономику. Это влияние обусловлено: 1) т.к. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, то в результате достигается материально-финансовая сбалансированность; 2) статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия.
2.2 Дополнительные принципы


Организация финансов предприятий, которые отображают процесс формирования, деления и использования финансовых ресурсов основывается на соответствующих принципах организации хозяйственной деятельности субъектов ведения хозяйства, а именно: финансовой независимости и ответственности, коммерческого расчета, формирования финансовых резервов и др.

Финансовая независимость предприятий гарантируется действующим законодательством Украины. Государство гарантирует всем субъектам ведение хозяйства, независимо от избранных ими организационных форм (предприятие, общество), одинаковые права и создает одинаковые возможности для доступа к финансовым и природным ресурсам; неприкосновенность имущества; обеспечивает защиту любой формы собственности. Предприятия самостоятельно разрешают, какую производить продукцию и кому ее реализовывать, как распределять чистый доход (выручку) от продажи продукции, как распределять и использовать финансовый результат. Безусловно, принятие таких решений предприятия согласовывают с действующим законодательством.

Ответственность за результаты деятельности. Этот принцип реализуется в случаях неплатежеспособности предприятий, возникновения убытков, нарушения ими действующего законодательства Украины и зарубежных стран (налогового, антимонопольного, антидемпингового и др.).

Предприятия несут полную реальную ответственность за своевременность и полноту выполнения своих обязательств перед поставщиками, потребителями, государственными институциями, кредитными учреждениями и другими предприятиями и организациями. Они обязаны покрывать убытки и потери за счет собственных финансовых ресурсов и резервов. Невозможность выполнять свои обязательства перед государством и кредиторами в случае убыточности и неплатежеспособности создает непосредственную угрозу любому предприятию стать банкротом.

Коммерческий расчет как метод ведения хозяйства предусматривает постоянное сравнение расходов и результатов деятельности предприятия. Его целью является получение прибыли при оптимальных расходах капитала при минимальных рисках.

Коммерческий расчет отвечает основным принципам саморазвития предприятий – самоокупаемости и самофинансированию:

-                     самоокупаемость создает условия для обеспечения предприятия необходимыми материальными, трудовыми и денежными ресурсами и предусматривает рентабельную деятельность;

-                     самофинансирование предусматривает обеспечение за счет собственных ресурсов не только покрытия текущих расходов, но и расходов капитального характера, финансирования социально-экономического развития предприятия и расходов будущих периодов.

Формирование финансовых резервов. Финансовые резервы, которые создаются на предприятиях, в ассоциациях и министерствах за счет прибылей, необходимая для обеспечения стабильность круговорота денежных средств и всего процесса, расширенного воссоздания. Наличие централизованных (формируются за счет чистой прибыли в министерствах и в ассоциациях) и децентрализованных (формируются за счет чистой прибыли) финансовых резервов позволяет маневрировать финансовыми ресурсами, ликвидировать временные финансовые трудности, которые возникают в процессе ведения хозяйственной деятельности, проводить единую техническую и технологическую политику определенной группы предприятий и тому подобное.

Формирование и использование денежных фондов и финансовых ресурсов задевает не только интересы предприятий (обществ), их работников, акционеров и других контрагентов, но и интересы государства, и потому нуждается в надлежащем финансовом контроле за хозяйственно-финансовой деятельностью субъектов ведения хозяйства. Контроль осуществляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и средств влияния соответствующего содержания.

Разграничение средств на собственные и одолженные. Раздел средств на собственные и одолженные является важным для предприятий потому, что в отдельные периоды деятельности, или постоянно, возникает дополнительная потребность в средствах, которая реализуется путем получения краткосрочных ссуд и долгосрочных кредитов. Сочетание собственных и одолженных средств позволяет более рационально использовать и хранить собственный оборотный капитал, своевременно реализовывать инвестиционные проекты.

На организацию финансов имеют влияние организационно-правовые формы субъектов ведения хозяйства. Прежде всего, это проявляется в процессах формирования капитала (уставного капитала), организации взаимоотношений с бюджетом и государственными целевыми фондами, проведением дивидендной политики (акционерные общества).

Отраслевые особенности тоже имеют влияние на организацию финансов. Например, сезонность производства предусматривает соответствующий состав и структуру оборотного капитала, особенности в делении и использовании прибылей (формирование резервов).

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.