Реферат по предмету "Таможенная система"


Внешняя торговля и таможенная политика Российской империи в конце XIX-начале XX века

План
Введение
1. Таможенная политика России в90-х гг. ХIХ века
2. Таможеннаяполитика России в начале ХХ века
3. Внешняя торговля Российскойимперии в начале XX века
Заключение
Список литературы

Введение
Формированиепоследовательной таможенной политики, в том числе создание первого таможенноготарифа в Российском государстве можно отнести ко времени правления АлексеяМихайловича (XVII в.). В последующее время тариф частоизменялся под влиянием фритредерских и протекционистских настроений в правящихкругах.
Вначале XX века Россия имела торговые отношенияс 28 странами. Из них с 16 – на основе режима наибольшего благоприятствования.С Германией, Англией, Италией, Францией, Австро-Венгрией торговые отношениябазировались на основе конвенционного тарифа. С семью государствами имелисьдвусторонние торговые соглашения, в том числе с Китаем, Персией и Турцией.
Вцелом, в начале века во внешней торговле Россия придерживалась политикижесткого протекционизма, что нашло свое отражение в тарифе 1903 года. Политикапротекционизма оказала положительное влияние на развитие русскойпромышленности.
Вданной работе рассматривается структура и характер внешней торговли, а также таможеннаяполитика Российской империи в конце XIX — начале XX века.

1. Таможенная политика России в 90-х гг. ХIХ века
После Крымской войнытарифная политика России направлена прежде всего на защиту собственногопроизводителя, по сути говоря – рынка труда. Очень высокими пошлинамиоблагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифомпониже – те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным встране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европойне могла.
Поэтому таможенный тариф1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям,уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввозоблагалось сырье, наивысшей – готовых фабрикатов. Однако и эта политика не далаожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается кпротекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой,что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года всетаможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственнойиндустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.
Новые принципы тарифнойполитики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленномМинистерством финансов. Этот тариф соединял систематизировал все положительносебя зарекомендовавшие изменения предшествующих лет и был нацелен наподдержание тех отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки былонедостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству иметаллургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были сниженыдо минимальных, — и через два года Россия стала самым крупным импортеромнемецких косилок и паровых молотилок.
К 90-м годам относитсярадикальное изменение российской тарифной политики, выразившееся в принятиидвойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носилвполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию,облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя. В то жевремя таможенная борьба западноевропейских государств привела к системедвойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимныеуступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они былизаинтересованы. Такие договоры были заключены между Германией, Австро-Венгрией,Италией, Швейцарией и Бельгией и вступили в действие с февраля 1892 года. Всреднем пошлины были повышены на 30% и с 20 июля 1893 года был установлендвойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих нам, и повышенный– для прочих. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен сФранцией. Основным его положением было обоюдное пользование правомблагоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита ипрочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатовтретьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены напроизведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Францияпонизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок длярусских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договора были заключены сГерманией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией,Тунисом. Но не с США, Англией и Турцией.
Первым русским теоретикомтарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию,начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем СоветаМинистров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу «Принципыжелезнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только прижизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл принципов в следующем:
· Тарифы должнырегулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетоминтересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум, на срок окупаемостивложенного капитала.
· Тарифы должныбыть явными. То есть их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни отгосударственного фиска.
· Тарифы должныобеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольнои в угоду конъюнктуре рынка.
· Тарифы не могутрешить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне.Они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствованиясобственной экономике».
· Тариф долженсоотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать снизкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.
· Государственныйтариф должен иметь силу закона.
Все эти принципы С.Виттепришлось применить на практике во время российско-германской «таможеннойвойны из-за 10 копеек с пуда». В течение года 1893-94 Германия пыталасьизменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять тарифы на поставкисельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году былподписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.
К началу 90-х годов встране сформировалось разветвление систем таможенных платежей, различавшихся взависимости от источника поступления: внешние пошлины (ввозные и отпускные)складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение таможенных клейм, забандероли, штрафные деньги, и т.д. Тариф 1891 года рассматривалсяправительством России в качестве минимального. В дополнению к нему путемприбавок создавался максимальный тариф. В 1893 году он был воплощен в жизнь взаконе о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран,отказавших России предоставлении льготных условий для ввоза или транзитароссийских товаров, облагались пошлинам на 15-20% превышавшими обычные ставки.Закон 1893 года был направлен против Германии, которая отказываласьпредоставить на товар из России режим наибольшего благоприятствования иподписать с ней торговый договор. Как уже указывалось выше, началась торговаявойна между Россией и Германией. После нескольких месяцев бессмысленной иизнурительной войны Россия и Германия пришли в 1894 году к соглашению иподписали торговый договор сроком на 10 лет. Приложенные к этому договору «конвенционныйтариф» 1894 года частично смягчил систему протекционизма. По 125 статьямтарифа 1891 года понижение пошлин составило 10-33%. Договор 1894 годазнаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных торговыхотношений. Во избежание похожих конфликтов европейские государства в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципатаможенно-тарифной автономии и подписывать двусторонние торговые конвенции,предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке икорректировке национальных таможенных тарифов. Россия помимо Германии заключилаподобное конвенционное соглашение с Францией, Австро-Венгрией, Болгарией,Италией и Португалией.2. Таможенная политика России вначале ХХ века
По истечении срокадействия русско-германского торгового договора в 1903 году был утвержден новыйобщий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционномтаможенно-тарифном законодательстве. Тариф, введенный в действие с февраля 1906года содержал «целый ряд вновь и отчасти весьма значительно повышенныхставок». Характеризуя в целом таможенную политику России конца XIX- начала XX в.в. следует подчеркнуть, что в эти годы она продвинуласьвперед «по пути рационального построения таможенного протекционизма».К концу XIX века в России сложилась единаясистема таможенных органов. Центральный из них был Департамент таможенныхсборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководствотаможенным делом страны. При департаменте состояли члены особого присутствия поприменению тарифа к товарам ( из чиновников торгово-промышленных учреждений ичленов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручаласьревизия таможенных учреждений, расследование по контрабанде т.п. Нижестоящимзвеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из нихвходило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихсяв зависимости от «прав, предоставленных сим учреждениям по привозу иочистке пошлинных товаров» на
— главные складочныетаможни;
— таможни первого класса;
— таможни второго класса;
— таможни третьегокласса;
— таможенные заставы;
— переходные пункты.
Таможенные уставы1904-1910 г.г. отразили происшедшие после 1892 г. перемены в таможенном деле. Вчастности, они больше не содержали статей, которыми определялись многочисленныеправа и обязанности пограничной стражи. Устав 1904 года впервые содержал раздел«О привозе иностранных товаров по железным дорогам». Устав 1910 годауточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу,предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу впроизводстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах ставерстнойпограничной полосы.
События первой мировойвойны (1914-1918 г.г.) самым пагубным образом сказались на таможенном делеРоссии. К осени 1917 года таможенная система России оказалась практическиразрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена.Многие из них закрылись на длительный срок, а то и вовсе прекратили своесуществование. Департамент таможенных сборов, входивший в состав Министерствафинансов бездействовал. Около года таможенным делом в стране руководил ЦКпрофсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих всентябре 1917 года .
С зимы 1918 годаДепартамент таможенных сборов возобновил свою деятельность. В мае 1918 года висключительное ведение центральной государственной власти было переданообложение перевозимых через границу товаров таможенной пошлиной и другимисборами. Одновременно управление всеми таможенными учреждениями как органамицентральной Советской власти вверялось Наркомату финансов. Таможни в своейработе объявлялись независимыми от местных властей, которые получали правоограниченного надзора за ними, без вмешательства в административную ираспорядительную деятельность. При этом местные Советы наделялись правомназначения при таможнях комиссаров, осуществляющих общий надзор за их работой.Все эти положения закреплялись принятым 29 мая 1918 года декретом Совнаркома «Оразграничении прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлини о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Фактическидекрет от 290 мая 1918 года стал правовой основой формирования советскихтаможенных учреждений.
В июле 1918 годаДепартамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенногоконтроля с переподчинением его Наркомату торговли и промышленности (НКТиП). Введение НКТиП (с июня 1920 года — Наркомат внешней торговли (НКВТ) перешлоуправление таможенным делом. Закреплялось новое содержание деятельностисоветской таможни. Ввиду реализации идеи о государственной монополии внешнейторговли таможенный контроль ставился ее вспомогательным инструментом. Товарыне продавались а распределялись. Внешнеторговый оборот оставался нерегулярным инезначительным.
Но и отказ от широкогоприменения таможенно-тарифного регулирования с переходом к системе лицензийтребовал, тем не менее, введения вспомогательных регуляторов, в частности –таможенного обложения. Вызывалось это двумя основными причинами. Во-первых,лицензионная система в начале 20-х годов охватывала не весь внешнеторговыйоборот – из нее были изъяты посылочный обмен и отчасти торговля с некоторымивосточными странами. Во–вторых, при калькуляции цен на товары приходилосьучитывать наличие таможенных пошлин.
Кроме того, припоследовавшем переходе в НЭПу восстанавливались многие утраченные функциитаможенных органов. Это обусловливалось как расширением объема внешнейторговли, так и представлением ряду государственных и хозяйственных организацийправа самостоятельного выхода на мировой рынок. Отмеченные факторы настоятельнотребовали восстановления таможенно–тарифного регулирования внешней торговли,введения соответствующего таможенного тарифа.
Первые советскиетаможенные тарифы были приняты в 1922 году: в феврале – по европейскойпривозной торговле, в июле- по европейской вывозной торговле. В их основу былположен довоенный русский таможенный тариф. 3. Внешняя торговля Российской империи в начале XX века
Оборотвнешней торговли России увеличился с 1900 по 1913 г. в два с лишним раза.Царизм всячески продолжал форсировать экспорт, добившись за все эти годыактивного торгового сальдо, являвшегося важнейшим источником расплаты повнешним займам и т.д. Однако в динамике вывоза и ввоза имелись колебания,определявшиеся кризисами, неурожаями и т.д. Объем вывоза снижался в годысильной депрессии, граничившей с кризисом в 1907 и 1908 гг., имелось такжеснижение и в 1912 г.; объем ввоза также снижался несколько раз в довоенныйпериод.
Несмотряна получение значительного активного сальдо от внешней торговли за все этигоды, напряженность платежного баланса не уменьшалась. За 1898-1913 гг. активплатежного баланса складывался из следующих статей: поступления от экспорта17435 млн. руб., инвестиции иностранных капиталов в промышленность, банки ит.д. 2225 млн., государственные займы 2000 млн. и прочие поступления 240 млн.;а всего 21900 млн. руб.; структура пассива была такая: платежи по импорту 13313млн. руб.; проценты, дивиденды и выкуп ценных бумаг 5400 млн., расходы русскихза границей 2000 млн., прочие расходы 415 млн., увеличение золотого фонда 772млн. руб.
Первыйгод войны дал большое снижение внешней торговли и пассивное торговое сальдо,которое оставалось и во все последующие годы войны. Снижение вывоза во времявойны по физическому объему было еще больше ввиду роста цен на товары. Резкоепревышение ввоза над вывозом способствовало тому огромному возрастанию внешнегогосударственного долга, о котором мы говорили выше.
Сальдоот внешней торговли за это время было меньше платежей, связанных с выплатами погосударственным займам. Правда, в годы перед войной росла добыча золота встране: в 1900 г. было добыто 38,8 т, в 1909 г. — 48,0 т, в 1911 г. — 52 т.Однако и с учетом этого обстоятельства свести платежный баланс можно было лишьпри условии получения новых внешних займов, ложившихся тяжелым бременем натрудовой народ.
Структуравнешней торговли России и в период монополистического капитализма отражалахарактер страны, отставшей в экономическом отношении. Экспорт хлеба продолжалиграть главную роль среди товаров, вывозимых из России, достигая в отдельныегоды огромной цифры (847 млн. пуд. в 1910 г., или 18% валового сбора); экспортфорсировался в целях получения активного сальдо, а также и тем, что этот периодхарактеризуется значительным повышением цен на хлеб на мировом рынке.
Вывозхлебных товаров составлял в отдельные годы несколько больше половины всегоэкспорта, как, например, в 1905 и 1909 гг. Кроме хлебных товаров основнымистатьями экспорта являлись лес, яйца, масло, лен, кожи, пушнина; вывозпромышленных товаров играл хотя несколько и возросшую, но все же незначительнуюроль (вывозились ткани хлопчатобумажные, металлы, сахар, шерсть, нефтепродуктыи др.). С начала войны значение хлеба как статьи экспорта систематическиснижалось и упало в 1917 г. до 2,1% стоимости вывоза из России; при сокращенииобъема экспорта в это время резко повысилось относительное значение льна и лесакак предметов экспорта.
Средиввозимых товаров на первом месте стояли промышленные товары и различные сырыематериалы: ввозился в больших объемах хлопок, машины и аппараты, шерсть,металлы (черные и цветные), каменный уголь, чай, химические товары и т.д.
За1909-1913 гг. внешний товарооборот России возрос в полтора раза по сравнению с1904 — 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составлялипродовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%. Нескольковозросли размеры промышленного экспорта — тканей, нефти, сахара, металлов, хотяего доля составляла всего 10% вывоза. Для завоевания внешних рынковкапиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне русскийсахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке. Рельсовыйсиндикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25-30% дешевле, чем в России.Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной Америке, Японии и дажев Англии.
Русскийрынок имел большое значение для развитых капиталистических стран. На протяжениивсего довоенного периода первой страной по объему русского экспорта, а также иимпорта являлась Германия, оттеснившая далеко назад Англию, игравшую раньшеглавную роль в русской торговле. В XX веке возрос ввоз в Россию немецких машин,станков, оборудования.
Германскийфинансовый капитал всеми средствами добивался понижения таможенных пошлин вРоссии и повышения таможенного барьера на товары, ввозимые из России вГерманию.
Извсей суммы экспорта России в 1901 г. в 761 млн. руб. на Германию приходилось179 млн. руб., а из всего русского импорта, составлявшего в этом году 593 млн.руб., — 210 млн. руб. приходилось на Германию; перед войной же почти половинавсех привозимых товаров в Россию шла из Германии. Последняя вывозила из Россиихлеб и различное сырье, а поставляла преимущественно промышленные изделия.
Россияимела пассивное сальдо от торговли с Германией. Немецкие помещики, добившисьувеличения пошлин на ввозимые хлебные товары, тем самым сокращали ввоз русскогохлеба в Германию и даже вытесняли Россию с европейских хлебных рынков вывозомсвоего хлеба.
Второеместо по объему торговли принадлежало Англии, ввозившей из Россиилесоматериалы, хлеб, яйца, нефтепродукты, марганцевую руду, кожевенное сырье ит.д. и привозившей к нам главным образом каменный уголь, машины, каучук,хлопок, шерсть и бумажную пряжу. Во время войны привоз товаров из Англии вРоссию и в первую очередь военных материалов в ценностном выражении увеличился;под ввозимые товары Англия в значительной степени предоставляла России ивнешние займы; на нее приходилось около 70% всего военного долга царскойРоссии.
Третьеместо в торговле с Россией принадлежало маленькой, но старой колониальнойстране — Голландии, вывозившей из нашей страны хлеб, лес, руду, отруби и т.д. иввозившие каучук, кофе, какао и другие товары. Объем внешней торговли России сГолландией включает в значительной степени экспорт хлеба из России в Германию,шедший через Голландию. После Голландии четвертое место по объему вывозимых изРоссии товаров принадлежало Франции, далее шли Австрия, Персия, Финляндия ит.д.
Какуже упоминалось, во внешней торговле царское правительство упорно стремилось кактивному балансу в качестве источника платежей по иностранным займам, ккоторым оно постоянно прибегало. Поэтому царизм усиливал политику таможенногопротекционизма, выдавал предпринимателям специальные вывозные премии, возвращалим налоги с товаров, предназначенных на экспорт, и т.д. С помощью государстварусские внешнеторговые фирмы успешно теснили своих западно-европейскихконкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импорта приходилось на долюРоссии. В отличие от торговли с западноевропейскими государствами в восточныестраны Россия вывозила преимущественно промышленные товары. Так, она поставлялаПерсии основную часть таких товаров, как сахар, керосин, железо, стеклянныеизделия, бумагу, хлопчатобумажные ткани и т.д., и ввозила к себе сырые продукты- хлопок, фрукты, рис, икру и т.п. В значительной степени такой же характерносил российский экспорт и в другие восточные страны — Китай, Афганистан,Монголия, Турция и др.
Вместес тем, большие трудности русской торговле создавала слаборазвитая транспортнаясеть. Хотя перед мировой войной в связи с промышленным подъемом железнодорожноестроительство снова усилилось, транспорт был узким местом русской экономики.Общая длина железных дорог в 1913 г. достигла 70,2 тыс. км. Более чем вдвоевырос за 1900-1913 гг. грузооборот, однако по этому показателю Россия занималалишь пятое место в мире. Более 3/4 всех железнодорожных путей былиодноколейными, не хватало паровозов и вагонов. Размещение железных дорог встране было крайне неравномерным: 82% приходилось на европейскую часть. Но издесь перед первой мировой войной на единицу пространства приходилось рельсовыхпутей в 11 раз меньше, чем в Германии, и в 7 раз меньше, чем в отсталойАвстро-Венгрии. Мало было и шоссейных дорог. Весной и осенью глубинные районыбыли буквально отрезаны вследствие бездорожья. В ряде губерний доставка пудахлеба от села до железнодорожной станции стоила дороже, чем из Одессы вАмерику.
Вэтот период заметно увеличились иностранные инвестиции в российскуюпромышленность. Лидерами являлись Франция, Великобритания, Германия и Бельгия.Ведущие отрасли России, такие как горнодобывающая, металлургическая находилисьпод контролем капитала из этих стран. Так, 75% угледобычи принадлежалофранцузскому капиталу (упоминавшийся ранее монополист «Продуголь»).Иностранцы контролировали 60% нефтедобычи.
Отрицательнымпоказателем являлось и то, что Россия ввозила товары из экспортируемого сырья.
Таким образом, Россиязанимала в мировом товарообороте седьмое место. Однако на одного жителя Россииприходилось 15 рублей, вырученных за счет внешней торговли, что было в 52 разаменьше, чем в Голландии, в 15 раз меньше, чем в Англии и в 8 раз меньше, чем вГермании.

Заключение
Итак, характеризуя вцелом таможенную политику России конца XIX- начала XX в.в. следует подчеркнуть, что в эти годы она продвинулась вперед «попути рационального построения таможенного протекционизма». К концу XIX века в России сложилась единаясистема таможенных органов.
События первой мировойвойны (1914-1918 г.г.) самым пагубным образом сказались на таможенном деле России.Таможенная система России оказалась практически разрушенной.
Отметим, что первыесоветские таможенные тарифы были приняты в 1922 году и в их основу был положендовоенный русский таможенный тариф.
В начале ХХ векапроизошло увеличение доли России в мировой торговле до 3,9% (то есть почти вдва раза по сравнению с концом XIXвека). Это позволяло нашей стране занимать седьмое место в мире потоварообороту. Однако если в абсолютном выражении доходы государства от внешнейторговли росли, то в пересчете на душу населения они оставались на крайненизком уровне по сравнению со странами Западной Европы.
Другой отличительнойчертой этого периода является выход Германской империи на первое место вмировой торговле. Германия оттеснила Англию с первого места и по товарооборотус Россией.
Экономика России начала XX века оказалась в значительной меремонополизирована. Причем, основные отрасли промышленности были поставлены подконтроль иностранного капитала.
В целом, структуравнешней торговли России начала XXвека отражала уровень экономического развития страны, которая оставаласьотсталой среди ведущих стран мира.

Списоклитературы
1. Хромов П.А. Экономическое развитие России в XIX-XX веках. 1800-1917. М., 1950.
2. Виноградов В.А. Экономическая история России XIX-XX вв. М., 2000.
3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. М., 2001.
4. Чунтулов В.Т., Кривцова Н.С., Чунтулов А.В., Тюшев В.А.Экономическая история СССР. М., 1987.
5. Протопопов А.С. История международных отношений и внешнейполитики России 1648-2000 гг. М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.