--PAGE_BREAK--
Положительные и отрицательные тенденции развития гостиничной индустрии
Положительные тенденции
Отрицательные тенденции
1. Возрастут расходы правительств на пропаганду туризма;
1. Отставание отелей от авиатранспорта по уровню компьютеризации современных технологий бронирования;
2. Ускоряется процесс слияния компаний, отмечается увеличение количества договоров франшизы и внешних инвестиций
2. Налоговое бремя отелей будет увеличиваться, и доля туризма в общем объеме налогов повысится с 10,4 до 11% за последние 10 лет;
3. Становится выгодным и прибыльным быть «зеленой» гостиницей, то есть заботиться об охране окружающей среды.
3. Поглощение малых отелей крупными гостиничными цепями
4. Гостиничная индустрия меняет способ подсчета своих прибылей: с дохода на один номер – на доход с одного клиента
Важным условием привлечения туристов в регион является повышение комфортностиотелей и качества обслуживания. Для отправки любой информации желательно в каждом номере устанавливать видеотелефон и компьютер, подключенный к глобальной сети. Возрастает популярность отелей -музеев, то есть старых частных отелей, по комфортабельности соответствующих мировым стандартам, но сохраняющим неповторимое очарование старины. Международная цепь отелей «Хилтон» планирует возвести на Луне отель. Проект обойдется корпорации в $6 -12 млрд. Согласно проекту, отель будет представлять собой стальную конструкцию, покрытую материалами, которые используются при создании космических «челноков». Его клиентам будет предоставлен сервис на уровне пятизвездочного отеля. Оплата за номер с видом на Землю превысит стоимость других номеров. При отеле планируется пляж. Весь комплекс будет располагаться под огромным герметичным куполом. Объекты питания тоже претерпят определенные из мнения, которые, правда, не будутносить массовый характер. В частности, меню ресторанов, баров, кафе будет составляться со все большим разнообразием, учитывая возрастающую популярность экзотической кухни. В качестве фона к процессу приема пищи будут испо льзоваться национальная музыка и развлекательные программы.
Одной из главных особенностей развития туризма является неравномерное распределение международных туристских потоков в разных регионах и странах. Туристские потоки сконцентрированы в нескольких регионах земного шара, и их движениеимеет в основном интрарегиональный характер. В настоящее время наблюдаются такие пропорции: массовые или групповые туристы составляют 20-30% от общего числа лиц, путешест вующих за границу; остальные 70 -80% – индивидуальные туристы, которые путешествуют, как правило, в близлежащие страны. Это соотношение в последние годы меняется в пользу массового туризма по следующим причинам: уменьшение числа последовательных дней отпуск и в то же время увеличение частоты отпусков; низкая цена авиаперевозок; увеличение числа чартеров для удобства туристов, путешествующих группами; повышенная заинтересованность туроператоров в массовом туризме в связи тем, что он приносит большой доход; поиск новых направлений, которые имеют большие преимущества с экономической точки зрения; увеличение числа рабочих мест в массовом туризме; увеличение числа туристов, путешествующих на автобусах благодаря низкой цене турпакета.
Объемы путешествий с целью рекреации увеличиваются более динамично по сравнению с объемом делового туризма. В настоящее время соотношение изменилось в сторону рекреационного туризма: 60% туристов путешествуют с целью отдыха и только 40% – с деловыми целями. Можно предположить, что в основном развитие туризма будет осуществляться за счет увеличения числа путешествующих с целью рекреации, несмотря на то, что деловой туризм будет иметь важное значение для мирового туризма в целом. Во всех экономически развитых странах для работающих предусматриваются оплачиваемые отпуска. В развивающихся странах положение с оплачиваемыми отпусками также стабилизируется. Увеличивается продолжительность оплачиваемых отпусков. Например, в Японии в настоящее время продолжительность отпусков для многих категорий работников составляет семь недель в год. Это дает возможность увеличивать время, проведенное в отпусках за рубежом, совершать длительные путешествия. К началу XXI в. наметилась тенденция к увеличению продолжительности пребывания во время международных путешествий и увеличению количества путешествий, совершаемых в течение года. Увеличение продолжительности пребывания происходит в основном за счет числа туристов пожилого воз раста, пенсионеров, особенно из тех стран, где пенсии составляют значительные суммы и уровень пенсии достаточен для того, чтобы совершать заграничные путешествия. В тоже время в мировом туризме отмечается рост количества краткосрочных поездок на выходные дни или на две-три ночевки. Это происходит за счет молодых туристов, которые стремятся вырваться в путешествие на несколько дней, чтобы не допускать длительных перерывов в работе. Туроператоры проявляют интерес к путешествиям старшей возрастной группы населения (третий возраст). Эта категория потребителей имеет больше времени, больше денег. У них есть уже взрослые дети. Они верны своим привязанностям, едут в знакомые места, не хотят экспериментировать. Они теснее привязываются к определенному месту проживания, знают всех служащих в гостинице.
Наблюдается возрастание требовательности клиентов к сервису[4]. Это особенно проявляется по мере того, как туристы все больше путешествуют и все больше узнают о современном сервисе. Чем больше туристы путешествуют, тем большего комфорта они хотят. Они могут сравнивать уровень предоставляемого сервиса, часто что-то критикуют, требуют рекламаций. Отмечается рост мобильности населения. У многих есть автомобили, они легко снимаются с места и путешествуют. Увеличились туристские расходы, путешествующие стали тратить больше денег во время поездок. Теперь пользуются популярностью нетрадиционные средства размещения, горные шале, охотничьи домики, бунгало и др.
Туристский продукт становится все более изощренным. Создаются новые гастрономические концепции. Много внимания обращается на мелочи и на то, что не имеет прямого отношения к средствам размещения или экскурсиям. Туроператоры испытывают сильную конкуренцию со стороны авиакомпаний, которые стали продавать собственные туры, комбинируя авиабилет с услугами прямых поставщиков туруслуг (гостиниц, экскурсионных бюро и др.). Низкие авиатарифы для собственных туров
позволяют авиакомпаниям предлагать туры по более выгодным ценам. Это может несколько ослабить позиции туроператоров на рынке и сократить их долю продаж. Положение туроператоров также может быть ослаблено в связи с тем, что потребительские вкусы меняются в сторону большей независимости и индивидуальных путешествий в отличие от групповых массовых туров. Процесс глобализации туристских услуг ведет к серьезному увеличению объемов информации, которую необходимо собирать, обновлять, структурировать и пересылать. Новинкой туриндустрии конца 90 -х гг. стало путешествие без турдокументов, благодаря их электронной версии, помещаемой в КСБ в виде персонального файла. Теперь путешественник может получить посадочный билет на самолет, всего лишь предъявив удостоверение личности. Широкое использование всемирной компьютерной сети Интернет, пожалуй, оказывает самое мощное воздействие на системы дистрибуции в туризме. В настоящее время ее можно рассматривать и как дистрибутивный канал, и как дополнительный информационный ресурс дистрибутивной системы. Величайшим достижением Интернет является возможность предоставить глобальный доступ к турпродукту с гораздо меньшими затратами по сравнению с традиционными системами дистрибуции. Е. А. Джанджугазова выделяет восемь тенденций развития мировой индустрии гостеприимства. Основные тенденции развития мирового гостиничного рынка:
• распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на другие продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей. Например, организация питания, досуга, развлечений, выставочной деятельности и т. д.;
• растущая демократизация индустрии гостеприимства, которая в значительной степени способствует повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя;
• усиление специализации гостиничного бизнеса, которое позволяет более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;
• развитие новых видов туризма, к примеру, экологического, приключенческого,
экстремального, некоторых тематических направлений, позволяет учесть интересы
практически любых категорий потребителей и сделать туристский продукт более
изощренным;
• глобализация и концентрация гостиничного бизнеса, которая проявляется в создании
туристских корпораций и гостиничных цепей, также создаются гостиничные ассоциации, союзы, международные правительственные и неправительственные организации;
• глубокая персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;
• широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, позволяющее проводить глубокую и системную экономическую диагностику;
• внедрение новых технологий в деловую стратегию предприятий индустрии гостеприимства.
В частности, широкое использование Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг; а также распространение современных компьютерных систем бронирования и резервирования.
1.4. Зарубежный опыт развития гостиничных услуг
В последнее время наряду с традиционными полносервисными отелями и ресторанами все больше стали появляться специализированные предприятия с сокращенным набором предлагаемых услуг и блюд. Специализация предприятий бывает самой разнообразной. Гостиницы могут ориентироваться на обслуживание представителей определенного сегмента туристского рынка: например, на клиентов, посвящающих свой отпуск игре в гольф, катанию на лыжах, конным турам и т.д., туристов, выезжающих на конгрессы, выставки, ярмарки и т.п.
Рестораны, как правило, специализируются на приготовлении национальных блюд, ужинов, завтраков. Огромную популярность во всем мире приобрели рестораны быстрого обслуживания, специализирующиеся на гамбургерах и жареной картошке (McDonald´s), пицце (Pizza Hut, Domino, Little Ceasar), бифштексах (Sizzler), морепродуктах (Red Lobster), сэндвичах (Subway). В этой связи особый интерес представляют также рестораны, ориентированные на какую-либо тему: Дикий Запад, рок-н-ролл, футбол, самолеты, железная дорога, ностальгия по 50-м, обеденный дом и т.д. Обычно они предлагают ограниченное количество блюд, их главная задача состоит в создании настроения и атмосферы.
Углубление специализации предприятий гостеприимства взаимосвязано с такой важнейшей тенденцией, как образование международных цепей, которые играют огромную роль в разработке и продвижении высоких стандартов обслуживания. Говоря о цепи, обычно подразумевают группу предприятий, которые осуществляют коллективный бизнес и находятся под непосредственным контролем руководства цепи. Цепь может иметь собственные здания или арендовать их. Руководство цепи имеет преимущества при разделе прибыли, но в то же время несет ответственность за все потери, возможные при любых (в частности финансовых) операциях.
Большинство из того, что сейчас считается «стандартом в производстве», либо имело свое начало, либо получило поддержку в гостиничных цепях. «Холидей Инн» была первой гостиничной цепью, которая активно использовала телеконференцию. Гостиницы корпорации «Хайятт» всегда будут ассоциироваться с большим фойе с элементами планировки атриума и стеклянными лифтами. Овощные бары, откатывающиеся окна, компьютерный учет номерного фонда — это лишь некоторые примеры нововведений. К середине 90-х годов под контролем крупнейших гостиничных объединений и цепей находилось более 30% всего мирового гостиничного фонда. Как и многие другие тенденции, образование гостиничных цепей получило свое начало в США. Особенно интенсивно этот процесс внедрялся в экономику гостеприимства в 60-х годах. К началу 90-х годов влияние американских гостиничных цепей стало доминирующим в мире. Они вытеснили из десяти ведущих мировых гостиничных цепей европейские цепи Travelodge International и Master Hosts International, оставив в настоящее время только две — Ассоr (Франция) и Forte PLC (Великобритания). Крупнейшие гостиницы мира представлены в таблице 1.4. Таблица 1.4
Десять крупнейших гостиничных цепей мира
№ п/п
Название гостиничной цепи
Число предприятий
Общее число номеров
Число стран, в которых находятся предприятия
1
Hospitale Franchise
4400
435000
6
2
Holiday Inn Worldwide, Atlanta
2031
365 309
62
3
Choice Hotels International, Silver Springs
3467
299 881
38
4
Best Western International, Phoenix
3401
276 659
60
№ п/п
Название гостиничной цепи
Число предприятий
Общее число номеров
Число стран, в которых находятся предприятия
5
Accor, Paris
2205
252 887
73
6
Marriott Hotels and Resorts, Bethesda
898
186 656
27
7
ITTSheratonCorp.
Название гостиничной цепи
417
Число предприятий
129 937
Общее число номеров
61
Число стран, в которых находится предприятие
8
Forte PLC, London
959
98 450
60
9
Hilton Hotels Corp., Beverly Hills
223
92 119
8
10
Carison Hospitality Group, Minneapolis
368
83 258
39
Международная гостиничная ассоциация (МГА) подразделяет гостиничные цепи на три категории:
• первая — это корпоративные цепи — гостиничные корпорации, владеющие многочисленными предприятиями;
• вторая — цепи независимых предприятий, которые объединяются для использования общей системы бронирования, концепции маркетинга, рекламы и других дорогостоящих для отдельного предприятия услуг;
• третья — цепи, представляющие управленческие услуги.
Существует много точек зрения на то, что послужило причиной успеха цепей. Однако бесспорными причинами являются постоянство в качестве продукта, идентичность услуг на разных предприятиях, а также доступность цен.
Каждый тип гостиницы, входящий в гостиничную цепь, имеет свою марку. Преимуществом тех компаний, которые строго придерживаются своих фирменных наименований, является то, что потребители, пользующиеся услугами одной гостиничной цепи, достаточно четко представляют качество обслуживания и размещения на предприятии, принадлежащем этой цепи, независимо от его месторасположения. Это позволяет гостиничным цепям задолго до открытия новой гостиницы проводить ее рекламу и бронирование, будучи уверенным, что постоянные клиенты предпочтут новую гостиницу известной марки случайному выбору, сделанному во время поездки. Практика показывает, что гостиничная цепь еще задолго до открытия гостиницы начинает проводить бронирование мест. С этого же времени название гостиницы и все ее реквизиты включаются в национальный перечень гостиниц, а также во всевозможные специальные справочники.
Тенденция образования гостиничных объединений и цепей в последние годы наблюдается и в государствах СНГ. В октябре 1997 года в Москве была создана первая российская гостиничная цепь — «Норд-отель», представляющая собой добровольное объединение из двенадцати гостиничных предприятий различных организационно-правовых форм Северо-Восточного округа Москвы, таких как «Алтай», «Байкал», «Восток», «Восход», «Заря», «Звездная», «Золотой Колос», ММК «Молодежный», «Останкино», «Саяны», «Турист», «Ярославская», ГАО «Москва» (25% гостиничных мест Москвы). Организационно-правовая форма «Норд-отеля» — закрытое акционерное общество.
С начала 90-х годов в строительстве, реконструкции и управлении гостиницами в России также принимают участие международные гостиничные цепи (табл. 1.4).
Таблица 1.4.
Международные гостиничные цепи
Название цепи, страна
Название гостиницы
Город
расположения
Вместимость
номеров
мест
Год введения в эксплуатацию
МагсоPolo Hotels and Resorts (Австрия)
Марко Поло
Москва
68
120
1992
Dusit Thani Kempinski
Палас-отель
Москва
221
442
1993
Accor (Франция)
Палас-отель
Москва
287
571
1993
Radisson SAS (США)
Невский
Петербург
250
500
1992
Inter-Continental Hotels
Береста
Новгород
234
465
1992
IMP Group Ltd
Европа
Москва
300
600
1993
Hotels (Гонконг)
Софитель
Сочи
231
378
1991
Кроме гостиничных цепей на мировом туристском рынке активно функционируют специфические объединения, основная цель которых — объединить лучших представителей гостиничного бизнеса. К примеру, с 1928 года ведет работу по определению самых лучших отелей мира международная корпорация «Ведущие отели мира». Она ежегодно помещает сведения о лучших предприятиях в своем специальном каталоге. Подобную работу около 30 лет проводит и международная организация «Привилегированные отели и курорты мира». С 1968 года функционирует международная гостиничная ассоциация «Тишайшие отели мира», штаб-квартира которой находится в Париже. При вступлении в эту ассоциацию оцениваются три следующих критерия: естественная и приятная окружающая среда; уютное здание и интерьер гостиницы со своим характерным обликом; гостеприимство, отвечающее всем современным требованиям, в том числе и прекрасная кухня.
Вопросами координации функционирования гостиничных цепей и ассоциаций независимых гостиниц и ресторанов в Европе занимается Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц и ресторанов Европейского экономического сообщества (ХОРТЕК).
Количественный рост гостиничных цепей, их слияние и объединение создают ошибочное мнение о снижении многообразия предложения и отдыха. Однако на практике наблюдается обратная тенденция: распространение цепей (из-за некоторой обезличенности, стандартизованности обслуживания) не может удовлетворить всех разнообразных требований туристов, что готовит почву для развития малых независимых гостиниц, делающих ставку на уникальность и неповторимость. Именно такие гостиницы специалисты считают прототипами гостиниц XXI века: комфортабельные, построенные в сельском стиле и предлагающие услуги за умеренную цену, имеющие все необходимое для работы и отдыха, без ресторана (предусматривается, что ресторан находится рядом), где клиенты могут получить изысканное персонифицированное обслуживание. Именно уникальность малой гостиницы является главным инструментом рыночной политики.
Как показывает практика, малые гостиницы в своем большинстве — это независимые гостиницы, то есть находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании обладателя, получающего прибыль от такой собственности. Наличие договорных обязательств с другими компаниями в вопросах управления или использования чужого знака обслуживания не влечет за собой изменения статуса предприятия как независимого по отношению к другим субъектам рыночных отношений.
За последние десятилетия ничто так не повысило профессионализм и производительность предприятий и организаций индустрии гостеприимства, как внедрение новых компьютерных технологий, которые в корне изменили способ ведения гостиничного бизнеса, позволили владельцам предприятий разрешить ряд проблем и создали массу удобств клиентам.
Стремление к удовлетворению запросов потребителей стало стимулом для разработки гибких пакетов прикладных программ, способных настраиваться на нужды различных пользователей. Одной из таких программ является программа «Гостиница» («Отель»). Она предназначена для локальной автоматизации технологических процессов приема, размещения, питания и предоставления дополнительных услуг туристам.
Данная программа состоит из следующих блоков:
• автоматизированное рабочее место «Портье»;
• подсистема «Ресторан»;
• подсистема «Склад»;
• подсистема «Техническое обслуживание»;
• подсистема «Бухгалтерский учет».
На рабочем месте «Портье» автоматизированы следующие функции:
· прогноз загрузки номерного фонда;
· ввод данных по резервированию;
· бронирование мест под плановые заезды групп туристов и отдыхающих;
· оформление заезда гостей;
регистрация туристов и отдыхающих;
· переселение;
· изменение данных по отдельным группам и отдельным отдыхающим;
· расчет с проживающими;
· контроль за оплатой и выездом;
· оформление выезда отдыхающих и организованных групп туристов;
· учет и выдача справок по проживающим в гостинице;
· формирование отчетных документов о работе гостиницы и ее основных подразделений;
· формирование контрольных журналов работы персонала по сменам.
Подсистема «Ресторан» предназначена для автоматизации следующих действий:
· разработки графиков питания организованных туристов и отдыхающих;
· разработки меню с учетом заказов и периодичности его смены;
· управления производством;
· управления обслуживанием;
· учета индивидуальных заказов;
· ведения расчетных операций и др.
Подсистема «Техническое обслуживание» используется для:
· анализа текущего состояния номерного фонда;
· планирования выбытия номеров на ремонт и реконструкцию;
· анализа текущего состояния инженерных систем и коммуникаций (энерго-, водо-, газо-, теплоснабжения, лифтовых хозяйств, теле-, радио-, видеокоммуникаций и систем и др.);
· разработки графиков технического обслуживания и ремонта инженерных систем и коммуникаций;
· обеспечения и контроля санитарно-гигиенических норм в гостинице (температуры, влажности, уровня шума, освещенности и т.д.).
Для бесперебойной работы гостиницы и ресторана необходимо точно определить потребность по всем видам промышленных и продовольственных товаров, что возможно только при существовании отлаженной, четко работающей системы информации о наличии различных товаров на складе. Обеспечить подобную информацию позволяет программа «Склад».
Программа «Бухгалтерский учет» представляет собой комплекс программных средств, реализующих функции всех подразделений бухгалтерии: учет основных средств (фондов), материальных ценностей, товаров, денежных средств и финансово-расчетных операций, расчет зарплаты, сводный бухучет и отчетность.На гостиничных предприятиях может быть использован и ряд других прикладных программ («Руководитель», «Телефонный справочник», «Делопроизводство», «Кадры», «Маркетинг» и т.д.). В деятельности гостиничных мероприятий огромное значение имеет использование возможностей международных систем бронирования и резервирования, интегрированных в глобальные сети Интернет. К числу таких систем относятся: «AMADEUS», «Worldspan»; «Galileo», «Sabre», «Fidelio Hotel Bank».«AMADEUS» является самой популярной компьютерной системой бронирования и способна оказывать большее количество международных услуг, чем любая другая система. Система «AMADEUS» Hotels предлагает точную, скорректированную до последней минуты информацию о размещении ориентировочно в 35 000 отелях и других средствах размещения во всем мире. Она дает сведения о местоположении гостиницы, наличии свободных мест, о наборе услуг и специальных расценках, оговариваемых конкретным агентством. С декабря 1995 года в Российской Федерации начала эксплуатироваться система «Ключ», предлагающая услуги по бронированию мест размещения более чем в 40 городах России, СНГ и странах Балтии.На российском рынке также функционирует система бронирования и резервирования, разработанная фирмой «Туринтел», которая имеет выход на основные международные системы «AMADEUS», «Galileo», «Sabre»; система «Тур Резерв», разработанная системой «Аримсофт»Разделы бронирования гостиничных услуг существуют и в глобальной компьютерной сети Интернет. Наиболее популярным из них является Travel Web, открытый в марте 1996 года американской компьютерной компанией «Pegasus Systems». Travel Web содержит информацию о 94 странах мира, обо всех ведущих гостиничных цепях и более 200 авиакомпаниях. Помимо бронирования, она располагает удобной системой поиска подходящих отелей и авиарейсов.В заключение следует сказать, что в мировой практике существует четыре модели гостеприимства. Европейская модель представляется гостеприимством «высокого полета» и высокой репутации. Кроме того, европейский гостиничный рынок наиболее распространенный и развитый. Отличительными чертами европейского гостеприимства можно назвать:
• стремление европейских отелей к сокращению вместимости номерного фонда, что усиливает индивидуализацию обслуживания клиентов;
• главное достоинство отелей не в роскоши, а в изысканных и стильных интерьерах, высокой репутации и известности, высококлассном обслуживании;
• наиболее дорогие отели расположены в уникальных местах и зданиях, в исторических центрах городов;
• традиционность и требовательность дорогих отелей по отношению к постояльцам;
• автоматизация европейских отелей не заменяет личностных отношений с постояльцем;
• сильнее где бы то ни было в Европе выражена гостиничная сегрегация, которая приводит к тому, что постоялец дорогого отеля никогда не столкнется в холле с постояльцем другого социального статуса;
• вместе с тем европейский гостиничный рынок отличает диверс ифицированностьпредложения – от дешевых придорожных гостиниц до крайне дорогих элитных отелей. Азиатская модель гостеприимства противоположна европейской, что отражается в любви азиатов к роскоши, показному богатству, гигантизму. Именно в Азии находятся самый высокий (Шанхай), самый вместительный (Бангкок) и самый роскошный (Дубай) отели мира. Если в Европе категория гостиницы обратно пропорциональна ее вместимости, то в Азии наоборот. Отличительными чертами азиатских отелей класса люкс являются:
• наиболее удачное месторасположение;
• большая площадь номеров и общественных помещений;
• большая вместимость;
• роскошь и богатство интерьеров и особенно экстерьеров отелей;
• невысокая (по сравнению с Европой) стоимость и доступность услуг;
• возможность пользования разнообразной инфраструктурой и дополнительными
услугами;
• широкое распространение систем обслуживания «АН inclusive» и «Ultra all inclusive».
Американская модель гостеприимства имеет черты как европейской модели, так и азиатской. Так, в центрах крупнейших американских городов распространены отели класса «люкс», отвечающие требованиям типичных европейских гостиниц (стиль, небольшие размеры, индивидуальное обслуживание). С другой стороны, основные курорты и туристские центры страны застроены отелями, внешне и внутренне напоминающими азиатские (большая вместимость, роскошь, огромная развитая инфраструктура). Восточно-европейская модель гостеприимства выделяется отдельно от европейской по причине наличия большой доли постсоветских предприятий гостиничной индустрии, а также, как в американской модели, соседством отелей, типичным как для европейской, так и для азиатской моделей. С другой стороны, современный этап развития гостиничного рынка на постсоветском пространстве Европы характеризуется строительством новых средств размещения, типичных как для Европы, так и для Азии.
На сегодняшний день существует потребность в малых гостиничных предприятиях. Малых гостиниц не хватает во многих городах РФ. В основном гостиничная сфера активно развивается в Москве и Санкт-Петербурге, а остальные города нашей страны испытывают острую потребность в гостиницах с доступными ценами. На данный момент российский рынок захватывается сетевыми гостиничными предприятиями с иностранными именами, что мешает отечественным предприятиям развиваться. Они предоставляют возможность развиваться своему персоналу и таким образом российские организации перенимают опыт у зарубежных гостиниц. При активной государственной поддержке малые гостиницы смогут уверенней чувствовать себя на рынке РФ. Чем доступней цены на гостиничные услуги, тем активней может развиваться туризм. Необходимо продолжать развитие гостиничной отрасли в РФ, а с развитием информационных каналов это делать проще и выгодней. Основываясь на данной потребности рынка, я решила создать проект по созданию базы отдыха на горнолыжном курорте. В аналитической части рассматриваются основные вопросы, влияющие на решение о создании.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2. Аналитическая часть
2.
1
Анализ факторов развития отрасли за 3 -5 последних лет
Выделяют восемь тенденций развития мировой индустрии гостеприимства. К основным тенденциям развития мирового гостиничного рынка относятся:
распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на другие продукты и услуги. Например, организация питания, досуга, развлечений, выставочной деятельности и т. д.
растущая демократизация индустрии гостеприимства, которая в значительной степени способствует повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя.
усиление специализации гостиничного бизнеса, которое позволяет более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков.
развитие новых видов туризма, к примеру, экологического, приключенческого, экстремального, некоторых тематических направлений, позволяет учесть интересы практически любых категорий потребителей и сделать туристский продукт более изощренным.
глубокая персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов.
широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, позволяющее проводить глубокую и системную экономическую диагностику.
внедрение новых технологий в деловую стратегию предприятий индустрии гостеприимства. В частности, широкое использование Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг; а также распространение современных компьютерных систем бронирования и резервирования.
Исследования гостиничной индустрии РФ показали, что:
отели будут продолжать отставать от авиатранспорта и других секторов туриндустрии по уровню компьютеризации и использования современных технологий в бронировании туров.
налоговое бремя отелей будет увеличиваться, и доля туризма в общем объеме налогов повысится с 10,4 до 11% за последние 10 лет;
возрастут расходы правительств на пропаганду туризма;
гостиничная индустрия меняет способ подсчета своих прибылей: с дохода на один номер — на доход с одного клиента;
в гостиничной индустрии ускоряется процесс слияния компаний, отмечается увеличение количества договоров франшизы и внешних инвестиций.
становится выгодным и прибыльным быть «зеленой» гостиницей, то есть заботиться об охране окружающей среды. Известно, что большинство организаторов конгрессного и инсентив-туризма, выбирая отель, придают большое значение экологии. Анализ отраслевой среды в РФ представлен в таблице 2.1.
Табл. 2.1 «Анализ отраслевой среды в РФ»
Таким образом, дифференциация продукта разнообразна, т.к. сегодня гостиницы переориентируются на узкие сегменты, что способствует расширению ассортимента услуг отрасли. Существуют различные категории гостиниц, которые удовлетворяют разнообразные потребности гостей[5]. Таким образом, сложность производства услуги всегда зависит от сегмента, на который ориентируется гостиница. Уровень технических новшеств высок только в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске. Общее состояние гостиничного бизнеса в России однозначно лучше, чем 10 лет назад. Гостиниц становится больше, выбор шире. В гостиничный бизнес приходит все больше частных предпринимателей. Международные операторы начинают развиваться не только в Москве и Питере, но и в регионах. Появляются альтернативные предложения: уже есть не только не отремонтированные старые советские гостиницы, но и мини-отели, абсолютно новые гостиницы. Одно из последствий конкуренции — улучшение качества услуг и уменьшение их стоимости. Однако, даже при этом количество номеров, которые соответствуют номерам в гостиницах международного уровня, в Москве составляет всего 15%. Этого не достаточно.
Гостиничная отрасль тесно связана с туризмом. На сегодняшний день туризм в России развивается медленными темпами. Это связано с неразвитой инфраструктурой туристических объектов, с рядом сложностей при оформлении визы иностранным гражданам. Государство слабо поддерживает старинные здания, памятники архитектуры, монастыри, то, что интересно туристам. Фактически отсутствуют туристические маршруты.
Для развития других регионов РФ также нужна государственная поддержка– налоговые преференции, уменьшение административных барьеров, программы льготного кредитования. Например, во многих европейских странах ставки НДС на услуги размещения и питания значительно ниже базовых. В России самый низкий в Европе показатель количества гостиничных номеров на тысячу жителей. В Москве он составляет 3,5 номеров на тысячу, в Санкт-Петербурге – 4,2. И это самая высокая концентрация по стране. Дальше идут Екатеринбург и Новосибирск с показателями 2,1 и 0,8. Для сравнения в Берлине и Мадриде – 11,4 и 11,2 на тысячу соответственно, а в Париже, Лондоне и Риме – 18,6, 15,3 и 19,5. В Москве больше всего в России номеров, отвечающих международным требованиям, однако даже здесь их в несколько раз меньше, чем в крупных европейских городах. Менее 15% гостиниц РФ работают под узнаваемыми брендами, из них 50 гостиниц – под международными, и лишь 12 – вне Москвы и Санкт-Петербурга. В странах Азии и Европы 32-33% отелей работают под маркой известного бренда, а в США таких гостиниц свыше 70%. Также, одной из главных проблем отрасли является кадровый вопрос. Уже сейчас существующие кадровые ресурсы не способны удовлетворить спрос на персонал в отрасли. Необходимо совершенствование системы высшего и среднего профильного образования и повышение мобильности кадров. Ведь среднестатистический россиянин меняет 1,5 города за свою жизнь, тогда как граждане Европы и США за свою жизнь успевают переехать в 3-4 и даже 5 городов. Государство должно стимулировать отели, которые участвуют в образовательном процессе.
По данным Росстата Россияне совершают около 90 млн. поездок по стране в год, генерируя 80% прибытий в отели. Поэтому даже незначительный рост внутреннего спроса может дать ощутимый приток гостей в отели. Чтобы поднять внутренний спрос в первую очередь необходимо развивать транспортную инфраструктуру – дороги, аэропорты, вокзалы, железнодорожные перевозки, low-cost авиакомпании. К этому необходимо добавить активное продвижение туристического продукта на внутреннем рынке, развитие нишевых рынков – дайвинг, экотуризм, паломничество, горный туризм. Росту внутреннего спроса содействует такая общая тенденция развития российского общества, как повышение значения интернет-коммуникаций. Ведь в России уже 42 млн. интернет пользователей, и это второе место в Европе после Германии. Отели должны развивать on-line продажи через совершенствование системы платежей, контента и т.п.
Повышение привлекательности России как направления может не только существенно улучшить имидж страны, но и обеспечить рост международных прибытий. Сегодня их 25,5 млн. в год, что составляет 20% всех прибытий по России, но в тоже время это всего лишь 5% от общего числа прибытий в Европе. 52% этого иностранного потока составляют граждане СНГ. Для активизации иностранного потока необходимо увеличение бюджета на продвижение России, открытие национальных туристических офисов в ключевых странах, продвижение российских регионов. Ведь сейчас 90% иностранцев едут в Москву и Санкт-Петербург. В целом по России в городской местности находится 65% гостиниц, в сельской местности – 35%. Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются в Москве и Санкт-Петербурге. На данный момент в России существует потребность в открытии гостиниц средней ценовой категории.
2.2. Выбор и оценка приемлемого месторасположения нового предприятия
Удачный выбор местонахождения для гостиницы является самым важным критерием, так как именно от этого будет зависеть и позиционирование на рынке гостиничных услуг, выбор своего круга клиентов. На территории РФ существует четыре горнолыжных курорта. К ним относятся: Приэльбрусье, Красная поляна, Домбай, Архыз. На данный момент самыми перспективными считаются курорты Красная поляна и Архыз, в связи с проведением зимней олимпиады 2014 года на их территории. Описание горнолыжных курортов представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Описание горнолыжных курортов РФ
Показатели
Красная поляна
Домбай
Приэльбрусье
Месторасположение
Рядом известным южным городом Сочи, черным море
Рядом с курортами северного Кавказа (Кисловодск, Пятигорск, Есентуки)
Рядом с курортами северного Кавказа (Кисловодск, Пятигорск, Есентуки)
Имидж
Несколько трасс принадлежат компании «Газпром», популярен среди политиков нашей страны и звезд.
Часто проходят зимние соревнования среди горнолыжников, гостиницы среднегоуровня
Главным спонсором курорта является компания Мегафон, на территории проводятся соревнования среди горнолыжников, гостиницы среднего уровня
Показатели
Красная Поляна
Домбай
Приэльбрусье
Инфраструктура
Аэропорт в Сочи, развита транспортная инфраструктура, широкий выбор трасс, развлекательных заведений
Аэропорт в Мин-Водах, развитая транспортная инфраструктура, каток
Аэропорт в Мин-Водах, развитая транспортая инфраструктура
Цены
От 2000 рублей за стандартный номер
От 700 рублей за стандартный номер
От 700 рублей за стандартный номер
Данная таблица показывает, что наиболее популярным в РФ является горнолыжный курорт в Сочи, но цены на гостиничные услуги и горнолыжное катание там самое высокие, что мешает там отдыхать людям со средним заработком. Также, данный курорт более популярен среди граждан РФ. Иностранные гости предпочитают отдыхать в Приэльбрусье, т.к. снежный покров держится там очень долго (до середины мая) и Эльбрус является самой высокой вершиной Европы, что привлекает иностранных скалолазов. Месторасположение у всех курортов довольно удачное и острых проблем с транспортным средством нет ни на одном из них. Наиболее развитая инфраструктура также на Красной поляне. Но, тем не менее, отдых там самый дорогой по сравнению с Приэльбрусьем и Домбаем. Соответственно и потребители этих курортов отличаются, как предпочтением, так и готовностью заплатить за свои предпочтения. На основе сравнения трех горнолыжных курортов РФ можно выявить слабые, сильные стороны горнолыжного курорта Архыз и определить возможности и угрозы курорта. Результаты представлены в таблице 2.3 Таблица 2.3
Сильные и слабые стороны горнолыжного курорта Архыз
Сильные стороны (S)
(внутренние факторы)
1)уникальный природно-рекреационный потенциал;
2)хорошее состояние экологии;
3) развитая транспортная инфраструктура, наличие развитых автотранспортных, железнодорожных и воздушных коммуникаций, высокая плотность автомобильных дорог;
4) развитая телекоммуникационная мультисервисная сеть;
5)наличие свободной и недорогой рабочей силы
Слабые стороны (W)
(внутренние факторы
1) слабый имидж курорта
1)высокая степень износа значительной части дорог общего пользования и их низкая пропускная способность
2)несоответствие материальной базы учреждений курортно-рекреационного комплекса современным требованиям, недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества курортных и туристских услуг;
4)недостаточное продвижение санаторно-курортного и туристического продукта на рынке услуг;
5)недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества предоставляемых курортных и туристских услуг.
6)высокий уровень безработицы
7)значительный износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при крайне недостаточных инвестициях в их обновление;
Возможности (
О
)
(внешние факторы)
1) Открытие горнолыжного комплекса «Романтика» к 2012 году ;
2) Проведение зимней олимпиады ;
3) Инвестиционные вложения в курорт
4) усиление приоритетов постиндустриального общества;
5) устойчивый экономический рост в Российской Федерации;
6) повышение благосостояния населения страны;
7) упрощение визовых режимов;
8) развитие туризма;
9) развитие правоприменительной практики, снижение административного давления на бизнес;
9)развитие науки и технологий, научно-технический прогресс
Угрозы (T) (внешние факторы)
1) ускорение процессов мировой глобализации;
2) повышение конкурентности рынка капитала;
3) многолетнее соседство очагов межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
4) опережающее развитие туризма в других регионах Российской Федерации;
5) отток квалифицированных кадров из республики;
6) технологическое и техническое отставание и потеря конкурентоспособности
Анализ показал, что республика имеет хорошие перспективы на будущее. В развитие курорта вкладывают инвестиции. В 2014 году планируется задействовать курорт в проведении зимней олимпиады. Проанализировав, основные горнолыжные курорты РФ и остановив свой выбор на «Архызе», необходимо определиться с местонахождением проектируемого предприятия внутри курорта «Архыз»[6]. Центральной частью курорта является поселок Нижний Архыз, рядом находится горнолыжная трасса и планируется строительство 3 новых туристических комплексов. Поэтому эту часть курорта можно считать наиболее престижной. На данный момент на территории Нижнего Архыза нет дефицита площадей, однако, в данном месте высокая стоимость аренды земли. Это обусловлено открытием нового горнолыжного комплекса «Романтика», который стал привлекательным для туристов и послужил толчком к развитию курорта «Архыз». В связи с этим появляется ощутимая конкуренция среди гостиничных предприятий. Также на данном рынке существует наличие свободной рабочей силы, что является плюсом. Развитая транспортная инфраструктура и аэропорт «Минеральные Воды» упрощает туристам возможность попасть на курорт. Прекрасное состояние экологии привлекает не многих туристов… Также, интересным районом является поселок Буково, рядом с которым расположена Специальная Астрофизическая Обсерватория. Район является перспективным для строительства конгресс отелей, гостями которых могут стать ученые, бизнесмены. Современное развития науки и технологий способствует развитию таких районов, как Архыз. Недостатками данного региона является слабый имидж. Но так, как в будущем планируется открытие новых горнолыжных комплексов, то и имидж постепенно будет становиться все более ярким и привлекательным. Упрощение визовых режимов послужит шагом к открытию курорта для иностранных туристов, что повлияет на развитие имиджа и увеличение доходов.
Таким образом, сформирован список рекомендаций по размещению горнолыжной гостиницы
· в регионе с богатым природным комплексом;
· в регионе с перспективами на будущее;
· выгодно расположить гостиницу рядом с горнолыжными трассами;
· выгодно расположить гостиницу рядом с развитой инфраструктурой;
2.3Анализ внешней среды (макроокружения)
продолжение
--PAGE_BREAK-- PEST (STEP) анализ
Анализ внешней среды позволяет выявить факторы, оказывающие позитивное/негативное влияние на развитие туристической отрасли в целом и индустрии конгресс-туризма в частности. В качестве модели, наиболее полно отражающей воздействие внешней среды на отрасль, был выбран метод PEST-анализа, который структурирует воздействие факторов внешней среды на индустрию туризма по четырем основным направлениям. Анализ представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4. «
Pest анализ»
Политика
Визовые барьеры для иностранных туристов
Сложная и дорогостоящая процедура оформления виз является серьезным препятствием, сдерживающим рост потока туристов в Россию.
Опасность террористических угроз
нестабильное положение на Северном Кавказе, террористические акты в Москве и других регионах создают крайне неблагоприятный образ России в глазах мировой общественности.
Слабая законодательная база
туристическая отрасль работает на основе старой законодательной базы, которая не соответствует современным реалиям и не стимулирует инвестиции в туризм как отрасль экономики.
Концепция развития туризма
Принятие на федеральном уровне концепции развития туризма в России стимулировало появление региональных концепций развития туризма, что демонстрирует желание власти развивать туристскую инфраструктуру России и регионов.
Представительство России вмеждународных организациях и ассоциация
Слабое присутствие России в международных, профессиональных и отраслевых ассоциациях (частности, по деловому туризму) не позволяет продвигать российскую индустрию туризма на международном уровне
Продвижение Архыза
Создание инвестиционного проекта для данного региона, открытие новых горнолыжных комплексов.
Вывод
В целом политические фактор отрицательно влияют на развитие гостиничной отрасли, лишь вложение инвестиций в Архыз оказывает значительное влияние на развитие данного региона и отрасли в целом.
Экономические факторы
Факторы
Нехватка средств размещения:
Горный курорт Архыз испытывает острую нехватку в гостиницах, соответствующих европейским стандартам. Это сдерживает поток «массовых» бюджетных туристов.
Развитие транспортной инфраструктуры Карачаево-Черкессии
Планируется создание межрегионального автодорожного маршрута на направлении Минеральные Воды — Черкесск — Адлер. Одновременно планируется создание международного автодорожного маршрута Черкесск — Сухум, обеспечивающего прямое сообщение из центральных районов Российской Федерации в Республику Абхазия.
Несоответствие цены и качества средств размещения
неразвитая инфраструктура рынка туризма обуславливает завышение цен на проживание в гостиницах, что отталкивает многих потенциальных туристов и формирует негативный имидж курорта.
Непрозрачность рынка туризм
Отсутствие достоверных статистических данных о въездных потоках, размещениях в гостиницах и ценах на проживание затрудняют оценку реальной потребности в гостиницах и не дают возможности точно рассчитать объем инвестиций и срок окупаемости проектов.
Вывод: Существует потенциал для создания гостиниц среднего уровня, соответствующим европейскому качеству по доступной цене.
Социальные факторы
Факторы
Уровень доходов населения
Низкий уровень потребления, бедность, социальная диспропорция формируют отрицательный имидж России и Архыза в глазах туристов.
Российский менталитет
Россияне плохо говорят на иностранных языках, малообщительны и замкнуты. Это создает негативное впечатление у иностранных туристов.
Архыз-источник природных богатств
Курорт богат природными богатствами, что привлекает многих туристов
Вывод:
При создании благоприятного имиджа нашей страны и доброжелательного отношения местного населения к туристам, их поток увеличится.
Технологические факторы
Факторы
Неразвитая туристская инфраструктура:
Отсутствие необходимого количества комфорта, а также нехватка средств размещения сильно тормозят развитие туризма в регионе
Низкий уровень подготовки профессиональных кадров
Отсутствие профессионального менеджмента в гостиничном бизнесе, низкий уровень профессиональной подготовки кадров обуславливают низкое качество обслуживание клиентов, что, в свою очередь, негативно сказывается на восприятии гостиничного бизнеса в целом.
Срок строительства и окупаемости гостиничных объектов
Относительно долгий срок строительства гостиничных объектов и низкая загрузка отелей увеличивают срок окупаемости проектов и негативно влияют на приток инвестиций в туристическую отрасль.
Новая система классификации гостиниц
С одной стороны дает возможность привести весь гостиничный фонд России к единым стандартам, что, несомненно, является положительным моментом. С другой стороны, быстрая классификация всех гостиниц невозможна из-за более жестких критериев оценки гостиниц и больших затрат на необходимую реконструкцию
В целом политические фактор отрицательно влияют на развитие гостиничной отрасли, лишь вложение инвестиций в Архыз оказывает значительное влияние на развитие данного региона и отрасли в целом.Существует потенциал для создания гостиниц среднего уровня, соответствующим европейскому качеству по доступной цене.При создании благоприятного имиджа нашей страны и доброжелательного отношения местного населения к туристам, их поток увеличится. Таким образом, при создании эффективного менеджмента и необходимого уровня комфорта в гостиницах курортная зона Архыз может повысить свою привлекательность. Технологические факторы сильно влияют на развитие гостиничных услуг. В связи с низкой загрузкой туристических зон отели получают низкую прибыль. Отсутствие профессиональных кадров оказывает сильное отрицательное давление на имидж туристических объектов и тормозит развитие гостиниц на территории РФ. Зарубежный опыт в данной ситуации может помочь выйти на правильный путь развития гостиничной индустрии, но для этого необходимо стать более открытыми и не бояться внедрять новое, экспериментировать, вкладывать в развитие персонала и мотивировать его.
2.4. Анализ внешней среды (мезоокружения)
2.4.1.Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
Для определения параметров проектируемой гостиницы проводится анализ рынка гостиничных услуг по вместимости рисунок 2.1.
Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
Рисунок 2.1
58% — до 50 номеров
37% — от 50- до 100 номеров
5% — до 10 номеров
Анализ данных, представленных на рисункепоказывает, что наибольший удельный вес (58%) занимают гостиницы вместимостью до 50 номеров, далее следуют по убыванию гостиницы от 50-до 100 номеров (37%), а менее всего гостиниц до 10 номеров.
С целью выбора места расположения новой гостиницы необходимо проанализировать распределение гостиниц по районам. Большинство гостиниц расположено в поселке Нижний Архыз, т.к. к этому месту ближе всего находятся горнолыжные спуски и инфраструктура. Остальная часть гостиниц расположены в 3 км от Нижнего Архыза рядом с научной обсерваторией и они относятся к конгресс отелям.
Распределение гостиниц по классности показывает число средств размещения, позиционирующих себя на определенном уровне качества услуг. При этом необходимо отразить соответствие качества фактически оказываемых услуг заявленной категории.
На территории поселка Нижний Архыз расположено всего четыре отеля. Один из них категории 3 звезды, остальные гостиницы категории 2-звезды. Проанализировав цены на гостиничные услуги, стало понятно, что средняя цена за двухместный номер категории стандарт- 1000 рублей. Следует отметить, что средние цены на размещение в гостиницах 2-3 звезды в течение полугодия практически не менялись. В 2005 году, несмотря на ввод в эксплуатацию двух новых гостиниц, увеличивших номерной фонд почти на 50 номеров за счет открытия гостиницы «Красная скала» изменений в сторону улучшения не произошло: проблема размещения в Архызе стоит остро.В прошлом году с помощью инициативы городских властей по стимулированию инвестиционной активности в этой области, динамика интереса инвесторов к 2010 году возросла.
Также, для анализа спроса на гостиничные услуги необходимо проанализировать туристический поток. Из общего количества граждан, посетивших Архыз с деловой целью прибыло-20% туристов. С целью посещения Специальной Астрофизической обсерватории. Остальные 80%- туристы. Также, в Архызе проявляется тенденция к увеличению удельного веса граждан из стран СНГ. Количество посетителей из стран дальнего зарубежья значительно принижает аналогичный показатель по странам СНГ. Но к 2014 году ожидается повышение этого показателя, в связи с проведением олимпийских игр на территории Архыза и Сочи. На данный момент именно иностранцы представляют наибольший интерес для развития гостиничной инфраструктуры и всей туристской индустрии.
Таким образом, проведенное исследование позволяет выявить следующие тенденции развития рынка гостиничных услуг Архыза:
· дефицит гостиниц туристского класса с удобными парковками, развитой системой общественного питания, центрами отдыха в Архызе;
· номерной фонд в динамике не растет;
· спрос в настоящее время находится на среднем уровне, но существуют тенденции к его росту;
· отсутствие малых гостиниц с хорошим уровнем комфорта;
· туристы предпочитают малые гостиницы, в которых хотят найти доброжелательность, индивидуальный подход, более домашнюю обстановку, чем в крупных гостиницах похожих на городские.
Результатом проведенного анализа конъюнктуры рынка гостиничных услуг является определение потребности в создании дополнительных мест гостиничного размещения.
2.4.2. Аналитическая оценка деятельности конкурентов
Конкурентоспособность каждого отдельно взятого продукта или услуги определяется как их относительное преимущество по сравнению с аналогичными при выборе, осуществляемом потенциальными клиентами[7]. Понятие конкурентоспособности организации, осуществляющей деловую активность в туристической индустрии, гораздо сложнее. В частности, спрос на туристические услуги подвержен высокой степени эластичности по отношению к уровню доходов клиентов и ценовым предложениям. На него в большей степени оказывают давление такие факторы внешней деловой среды, как политика, социальная обстановка и уровень стабильности в каждом отдельно взятом регионе. Для оценки конкурентоспособности организации предприятия необходимо проанализировать основных конкурентов. Для проведения сравнительного анализа деятельности гостиницы необходимо выбрать количественные и качественные показатели характеризующие это гостиничное предприятие. Результат построить в таблицу « сравнительная характеристика конкурентов». Конкурентная группа была составлена из организаций со сходными конкурентными стратегиями и занимаемыми на рынке позициями. В качестве показателей выделены: цена, удобство расположения, доступность парковки, имидж, широта ассортимента услуг, оформление номеров, реклама.Оценка деятельности конкурентов представлена в таблице 2.4
Таблица 2.4
Оценка деятельности конкурентов
5 — отлично;
4- средне;
3-ниже среднего;
2-плохо
Факторы
Пансионат «Энергетик»
Пансионат «Красная скала»
Турбаза «Архыз»
Турбаза «Алания»
Цена
5
4
3
3
Удобство расположения
(1-5 баллов)
5
5
4
5
Доступность парковки
(1-5 баллов)
5
5
5
5
Имидж (1-5 баллов)
3
3
1
1
Широта ассортимента услуг (1-5 баллов)
5
4
1
1
Оформление номеров
(1-5 баллов)
3
3
1
1
Профессионализм работы персонала
(1-5 баллов)
3
3
2
2
Реклама (1-5 баллов)
2
3
1
2
Итоговая оценка:
31
30
19
20
По результатам анализа пансионат «Энергетик» набрал наибольшее количество баллов. Данный пансионат имеет прекрасное месторасположение, располагает широким спектром услуг и предоставляет их за доступную цену. Отель недавно был отремонтирован, все номера в хорошем состоянии. Внешне отель выглядит привлекательно. Недостатками является отсутствие хорошей рекламы. Информацию об отеле можно получить только через туристические сайты и сайты тур фирм. Собственного сайта у гостиницы нет. Индивидуальный имидж гостиницы плохо выражен и корпоративная культура не развита. Единого стиля у номерного фонда нет. Отзывы туристов об этом пансионате положительные. На данный момент пансионат «Энергетик» можно считать серьезным конкурентом.
Примерно на том же самом уровне находится пансионат «Красная скала». Рекламная составляющая деятельности пансионата немного выше предыдущего. Имеется собственный сайт, но, на мой взгляд, он не достаточно доработан, т.к. цены на номера представлены неудобно. Простое оформление номеров объясняет его цена.
Турбазы «Архыз» и «Алания», на мой взгляд, имеют ряд недостатков. Турбазы были построены давно и ремонт в них не производится. Информация об услугах турбаз практически закрыта и отсутствует реклама. Качество обслуживания и уровень комфортности номеров на низком уровне. К плюсам я отношу большую прилегающую территорию, что дает возможность для активного отдыха на территории. Тем не менее, серьёзную конкуренцию эти турбазы не составляют, а скорее только портят мнение туристов о курорте «Архыз». Ни у одного из конкурентов не разработана программа лояльности и цены не меняются в зависимости от низкого и высокого сезонов.
Проанализировав конкурентную ситуацию курорта, я выявила, что цены на услуги гостиничного рынка «Архыза» ориентированы на покупателя со средним доходом. Отсутствие пятизвездочных отелей говорит о присутствии свободной ниши на рынке. Возможно, на данный момент гостей с высокими требованиями к услугам мало, но с открытием новых горнолыжных трасс они обязательно появятся. Также нет отелей с ярко выраженным индивидуальным стилем и привлекательным имиджем. Для более подробного сравнения характеристики конкурентов, представляю их в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Сравнительная характеристика конкурентов
Название
Услуги
Номерной фонд
Цена/чел (руб)
Расположение
Реклама
Пансионат «Энергетик»
Одно трехэтажное здание, автономный обогрев и горячая вода, стоянка, домашняя кухня, бильярд, сауна, мангал и беседки на берегу реки.
Стандартный 2-х местный
2000
В п. Архыз на берегу реки Большой Зеленчук (высота 1500 м), панорама долины реки Большой Зеленчук, вершины хребта Абишира-Ахуба
Интернет
Стандартный 3-х местный
2500
Полулюкс 2-х местный
3000
Люкс 2-х местный
3500
Пансионат «Красная скала»
Кафе, домашний кинотеатр, игровая приставка Nintendo, настольный теннис, бильярдная. Рядом с отелем автостоянка.
Стандартный 2-х местный
1500
Пансионат «Красная скала» расположен вблизи центра п. Архыз на берегу горной реки.
Сайт в интернете, рекламные щит в пос.Архыз
Стандартный 3-х местный
1000
Полулюкс 2-х местный
3500
Люкс 4-х местный
3000
Блок 2-х местный
1000
Турбаза «Архыз»
Сауна, волейбольная площадка, футбольная площадка, дискобар
2-х местный стандартный
800
В поселке Архыз на правом берегу реки Большой Зеленчуг
3-местный стандартный
700
Турбаза «Алания»
Горячий душ через день, удобства на этаже, баскетбольная, волейбольная площадка
2-х, 3-х местные номера в коттедже
1000
В поселке Архыз
интернет
3-х местный люкс
1500
По результатам аналитической оценки деятельности конкурентов было выявлено, что основным конкурентом базы отдыха «Северная Европа» станет пансионат «Энергетик». К сильным сторонам конкурентов можно отнести удачное расположение, развитая внутренняя инфраструктура, доступная цена. Недостатки: отсутствие эффективной рекламы и имиджа гостиницы. К товарам заменителям базы отдыха можно отнести палаточные лагеря и частные владения.
Палаточный вид отдыха практикуется только летом, поэтому в летние сезоны данный вид проживания может составить конкуренцию базе отдыха. Палаточные лагеря располагаются на территории «Центральной Поляны» Архыза в пяти километрах от месторасположения базы отдыха.
Частные владения предлагают свои услуги по цене от 700 до 1000 рублей. Но такой вид проживания не сильно развит.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.4.3 Анализ потенциальных потребителей
Большинство туристов горнолыжных курортов приезжают для того, чтобы удовлетворить несколько потребностей:
1. Потребность в чистом воздухе, во взаимодействии с природой;
2. Потребность в достижениях, успехах, самосовершенствовании;
3. Потребность в общественном признании.
Люди, предпочитающие активный отдых имеют ряд особенностей. Они энергичны, целеустремленны, ищут ярких впечатлений, разнообразия. После активного отдыха туристы испытывают потребность в комфорте. Более подробное описание характеристик потребителя представлено на рисунке 2.1.
«Описание характеристик будущего потребителя»
Таким образом, портрет будущего потребителя выглядит так:
· Туристы в возрасте от 30 лет и выше;
· Доход выше 10 тыс. рублей;
· Любители лыжного спорта;
· Цель приезда: подъем на вершины, катание на лыжах;
· Предпочитают номера стандартного типа;
· Являются гостями из РФ
При создании эффективного менеджмента и необходимого уровня комфорта в гостиницах курортная зона Архыз может повысить свою привлекательность. После проведения анализа был формирован список рекомендаций по размещению горнолыжной гостиницы:
· в регионе с богатым природным комплексом;
· в регионе с перспективами на будущее;
· выгодно расположить гостиницу рядом с горнолыжными трассами с развитой инфраструктурой
Результатом проведенного анализа конъюнктуры рынка гостиничных услуг является определение потребности в создании дополнительных мест гостиничного размещения.
По результатам аналитической оценки деятельности конкурентов было выявлено, что основным конкурентом базы отдыха «Северная Европа» станет пансионат «Энергетик». К сильным сторонам конкурентов можно отнести удачное расположение, развитая внутренняя инфраструктура, доступная цена. Недостатки: отсутствие эффективной рекламы и имиджа гостиницы. К товарам заменителям базы отдыха можно отнести палаточный вид отдыха практикуется только летом, поэтому в летние сезоны данный вид проживания может составить конкуренцию базе отдыха. Палаточные лагеря располагаются на территории «Центральной Поляны» Архыза в пяти километрах от месторасположения базы отдыха.
Также был сформирован портрет будущего потребителя:
· Туристы в возрасте от 30 лет и выше;
· Доход выше 10 тыс. рублей;
· Любители лыжного спорта;
· Цель приезда: подъем на вершины, катание на лыжах;
· Предпочитают номера стандартного типа;
· Являются гостями из РФ
3.Проектная часть
3.1. Мероприятия по созданию нового предприятия
Мероприятия по созданию мини-гостиницы «Северная Европа» проводятся по следующим ключевым этапам, которые представлены в схеме 3.1.
Схема 3.1
Планируемые мероприятия по созданию гостиницы «Северная Европа»
3.1.1.Разработка уставных документов и регистрация нового предприятия
Организационно-правовая форма. Проектируемая база отдыха является частным коммерческим предприятием. Поскольку не планируется эмиссия большого количества и вывод акций предприятия на биржу и число акционеров будет менее 50, то такая форма как ОАО отпадает. Необходимо сделать выбор между ЗАО или ООО. Основное отличие-это владение акциями предприятия в ЗАО и долями предприятия в ООО. В ООО собственники более защищены в том, что при желании выхода они могут получить свою долю предприятия вместе с приращенным капиталом в денежном выражении. В ЗАО собственники должны продавать свои акции по договорной цене. ООО в большей степени предназначено для людей и организаций, которые или очень сильно доверяют друг другу, или не доверяют вовсе. При выходе любого из членов ООО, доля которого более чем 30%, жизнеспособность предприятия будет под угрозой, поскольку капитал должен быть вынут из оборота или из собственности и выплачен владельцу. ЗАО более защищено с точки зрения самого предприятия, при выходе любого из собственников его акции могут быть проданы по коммерческой стоимости, что не нанесёт вреда оборотному капиталу и имуществу предприятия. В ООО также можно продать свою долю, но « просто вынуть» капитал гораздо проще, и случается это намного чаще, чем продажа доли другим собственникам или третьему лицу.
I этап организации ООО. Подготовка к регистрации
Шаг 1. Перед организацией ООО определите состав учредителей. Законом установлены ограничения количества и состава учредителей и участников ООО. Их может быть от одного до 50. Кроме того, не может быть учредителем юридическое лицо с одним участником.
Шаг 2. Выберите фирменное наименование будущего ООО. Чтобы избежать проблем с регистрацией при организации ООО, необходимо проследить за уникальностью его названия. Оно не должно совпадать или быть сходным до степени смешения с уже существующими фирмами.
Шаг 3. Необходимо найти юридический адрес для ООО, который не должен относиться к так называемым «массовым адресам», регистрация по которым незаконна и может вызвать серьезные проблемы. Лучше всего, если указанный юридический адрес фирмы соответствует ее фактическому местонахождению. Также, при организации ООО возможна регистрация по месту жительства кого-либо из учредителей.
Шаг 4. Составление Устава как один из процессов организации ООО. Устав определяет права и обязанности участников ООО, порядок проведения собраний и многое другое. Согласно вступившим в силу законодательным изменениям, Устав ООО является единственным учредительным документом.
Шаг 5. Определитесь с видами деятельности ООО. Страховые, инвестиционные, банковские и сельскохозяйственные ООО имеют особый порядок прохождения регистрации. Это необходимо учитывать при организации ООО до его регистрации.
Шаг 6. Если учредитель или соучредитель – иностранная компания, нужно оформить дополнительные документы.
II этап организации ООО. Подготовка правоустанавливающих документов
Шаг 1. Проведение собрания учредителей в процессе организации ООО, по итогам которого принимается решение основных вопросов работы Общества, определяется размер уставного капитала (не менее 10000 рублей), принимается Устав и избирается руководство.
Шаг 2. Всеми учредителями подписывается Договор об учреждении ООО.
Шаг 3. Составление и подписание договора, устанавливающего права и обязанности участников в различных ситуациях, связанных с организацией и деятельностью ООО.
III этап организации ООО. Оформление документов на регистрацию ООО
Шаг 1. Выберите форму Заявления о государственной регистрации юридического лица в форме ООО, уточнив необходимый вариант в местном отделении ИФНС.
Шаг 2. Организация ООО — заполнение заявления. Здесь очень важно не допустить ни одной ошибки, чтобы не получить отказ в регистрации ООО.
Шаг 3. Нотариальное заверение подписи заявителя.
Шаг 4. Оплата госпошлины (2000 рублей). Пошлина для получения копии Устава составляет 200 рулей. Это тоже является одним из этапов организации ООО.
IV этап организации ООО. Государственная регистрация ООО
Шаг 1. Подача документов в ИФНС по адресу регистрируемой фирмы:
заявление о государственной регистрации по форме №Р11001 с нотариально заверенной подписью заявителя
решение учредителей о создании общества договор об учреждении общества заявление о выдаче дубликата устава квитанции об оплате госпошлины (в том числе на выдачу дубликата устава) заявление об избрании упрощенной системы налогообложения (при необходимости)
Шаг 2. Выдача расписки о получении заявителем документов. Также расписка может быть выслана по почте.
V этап организации ООО. Получение пакета документов ООО в налоговой инспекции
По прошествии 5 дней с момента подачи документов в ИФНС, налоговым органом выдается:
свидетельство о государственной регистрации ООО выписка из ЕГРЮЛ свидетельство о постановке на налоговый учет дубликат Устава ООО уведомление о возможности использования упрощенной системы налогообложения (если было заявлено)
Организационно-правовая форма предприятия (далее—ОПФ) – общество с ограниченной ответственностью. Участники этого общества несут ответственность по его обязательствам в пределах стоимости внесенного вклада 32 264 000руб. Полный пакет услуг по регистрации общества с ограниченной ответственностью «под ключ» – 16000 руб.Т.е. в результате банкротства совладельцы фирмы ответственность в сумме, которую каждый партнёр внёс в уставный капитал.Участники общества не отвечают по его обязательствам лично принадлежащим им имуществом.Новая гостиница зарегистрирована по адресу: поселок Архыз, ул. Баксанская, д.67а.
3.2.
Мероприятия по организации деятельности
Описание проектируемой базы отдыха «Северная Европа»
Проектируемая база отдыха «Северная Европа» будет располагаться на территории Карачаево-Черкесской республики в курортном поселке Архыз. На территории Северного Кавказа образовано два горнолыжных курорта в Кабардино-Балкарии курорт «Домбай» и в Карачаево-Черкессии «Архыз». На данный момент «Архыз» считается более перспективным регионом, т.к. туда вкладываются инвестиции и уже подтвержден стратегический план развития. Наиболее перспективным направлением стратегии признано направление «Карачаево-Черкесская Республика – центр рекреации и туризма».
База отдыха «Северная Европа» ориентирована на семейный отдых групповых и индивидуальных туристов среднего класса. Основные туристические потоки ожидаются из регионов России и стран СНГ. Номерной фонд составят двенадцать номеров, каждый из которых будет расположен в деревянном домике. Внутренний дизайн домиков будет выполнен в стиле стран Северной Европы и передаст основные традиции и особенности этих стран, отсюда и такое название — «Северная Европа». На территории базы откроется уютное кафе, баня, открытая летняя площадка. «Северная Европа» будет располагаться на берегу реки Зеленчугская в поселке Архыз. Рынок гостиничных услуг Архыза характеризуется сезонностью. Летний сезон ( с мая – по сентябрь), зимний сезон (с декабря — по февраль). Поэтому в летние сезоны планируется предоставление таких услуг, как экскурсии, конные прогулки, прокат велосипедов, кафе, а в зимние прокат горных лыж, сноубордов, баня. На уровень цен в любой организации оказывают влияние следующие факторы:
· себестоимость услуги;
· уровень цен у конкурентов;
· соотношение спроса и предложения.
Не менее важными факторами, влияющими на ценовую политику, являются:
· категория гостиницы и номеров («звездность»)
· оснащенность номеров;
· месторасположение гостиницы;
· дополнительна инфраструктура;
· цены конкурентов.
В следующей таблице приведены окончательные тарифы на номера
Стоимость номеров представлена в таблице 3.1.
Стоимость услуг базы отдыха «Северная Европа
Категория номера
Низкий сезон
Высокий сезон
Стандарт двухместный
1500
2 000
Стандарт трехместный
2000
3 000
Полулюкс
3000
4000
Таблица 3.1
Выше приведены открытые цены. Для определения цен для турфирм и корпоративных клиентов следующий порядок:
· индивидуальные туристы от турфирм — скидка 10%
· группы от турфирм- скидка 15%
· индивидуальные постоянные клиенты — более 20 ночей — скидка 5%;
· индивидуальные постоянные клиенты — более 50 ночей- скидка 10%;
· индивидуальные постоянные клиенты – более 100 ночей – скидка 15%;
· корпоративные клиенты – в зависимости от гарантий от заполняемости.
По моему мнению, при запуске гостиницы открытые цены не должны быть ниже предложенных цен. Но для того, чтобы стимулировать спрос, можно объявить начальный период работы гостиницы льготным и всем гостям предоставлять специальные скидки от открытых цен. После разработки ценовой структуры необходимо регулярно отслеживать и корректировать цены на основе маркетинговых исследований, проводимых на регулярной основе самим же предприятием.
Важнейшим показателем деятельности гостиничного предприятия является объем продаж услуг. Он определяется по периодам планирования на основании данных маркетинговых исследований и с учетом структуры номерного фонда. В таблице 3.2 приведен план продаж гостиницы «Северная Европа» разряда 3 звезды. Заключительным этапом в разработке плана деятельности гостиницы является расчет планируемой суммы издержек. Целесообразно рассчитать отдельно постоянные и переменные затраты. Расчеты постоянных и переменных затрат представлены в таблицах 3.3, 3.4.
--PAGE_BREAK--
Таблица 3.2
План продаж мини –гостиницы «Северная Европа» разряда 3 звезды в первом периоде
Таблица3.3
Постоянные затраты в 1 периоде, руб
Наименование
Сумма за первый период
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Арендная плата за землю
882080
220520
220520
220520
220520
Лицензии
72000
72000
Страхование
179280
89640
89640
Коммунальные услуги
183600
15300
15300
15300
15300
15300
15300
15300
15300
15300
15300
15300
15300
Реклама
322164
80541
80541
80541
80541
Интернет-линии
43200
3600
3600
3600
3600
3600
3600
3600
3600
3600
3600
3600
3600
Заработная плата
5344650
445387,5
445387,5
445387,5
445387,5
445387,5
445387,5
445387,5
445387,5
445387,5
445387,5
445387,5
445387,5
Налог на имущество
514854
171618
171618
171618
Земельный налог
33696
11232
11232
11232
Амортизация основных фондов
4642876
386906,3
386906,3
386906,3
386906,3
386906,3
386906,3
386906,3
386906,3
386906,3
386906,3
386906,3
386906,3
Итого
12218400
1313895
851193,8
851193,8
1335105
851193,8
851193,8
1424745
851193,8
851193,8
1335105
851193,8
851193,8
Таблица 3.4
Переменные затраты в 1 периоде
Наименование
Сумма за первый период
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Прачечная
415920
25440
23670
30330
35160
34140
37290
37260
34560
40590
41160
42480
33840
Продукты для ресторана
3053850
37860
98940
160800
250530
314700
308790
312790
310970
310300
321930
314130
312090
Электроэнергия
26460
570
600
1410
2370
2070
2700
2580
2100
3270
3270
3570
1950
Средства для уборки
45660
960
1050
2460
4080
3570
4650
4440
3630
5670
5640
6150
3360
Итого
3541890
64830
124260
195000
292140
354480
353430
357070
351260
359830
372000
366330
351240
--PAGE_BREAK--
Штатное расписание базы отдыха «Северная Европа»
Наименование структурного подразделения
Должность
Количество штатных единиц
Оклад, (руб)
1
2
3
4
Дирекция
Дирекция
1
51724
Бухгалтерия
Главный бухгалтер
1
34482
Служба приема и размещения
Портье
4
13793
Служба уборки номерного фонда
Горничная
4
7920
Дворник
1
4650
Служба безопасности
Начальник
1
24120
Старший смены охраны
4
18960
Охранник
4
17220
Служба закупок
Закупщик
1
27570
По гостинице
21
136689
Ресторанная служба
Шеф-повар
1
34470
Повар
4
17220
Менеджер ресторана
1
13770
Официант
7
7920
Хостесс
1
13080
Бармен
2
13080
Уборщик
2
7920
По ресторану
17
107460
Всего
38
239149
Таблица 3.6
В данной таблице не указаны отчисления на ЕСН. Таким образом, целесообразно сформировать затраты на оплату труда персонала и затрат по единому социальному налогу. Потребная численность персонала гостиницы была определена на основании проектируемой структуры предприятия, организационной структуры управления с учетом планируемых объемов дополнительных и основных услуг. Фонд заработной платы планируется на основе системы оплаты труда персонала. В табл 3.7 приводится расчет этих показателей для гостиницы «Северная Европа».
Таблица 3.7
Расчет затрат на заработную плату сотрудников с учетом страховых взносов
Должность
Колличество
Оклад, руб
Страховые взносы, руб
ФОТ в месяц, руб
ФОТ с учетом ЕСН, руб
Затраты в год, руб
Директор
1
31 035
8 069
31 035
39 104
469 243
Главный бухгалтер
1
20 690
5 379
20 690
26 069
312 828
Портье
4
8 276
2 152
33 103
41 710
500 524
Горничная
4
4 759
1 237
19 035
23 984
287 807
Начальник охраны
1
14 483
3 766
14 483
18 248
218 969
Старший смены охраны
4
11 379
2 959
45 517
57 352
688 219
Охранник
4
10 345
2 690
41 379
52 137
625 648
Дворник
1
4 793
726
4 793
5 519
42 230
Закупщик
1
16 552
4 303
16 552
20 855
250 262
Шеф повар
1
20 690
5 379
20 690
26 069
312 828
Повар
4
10 345
2 690
41 379
52 137
625 648
Менеджер ресторана
1
8 276
2 152
8 276
10 428
125 131
Бармен
2
7 862
2 044
15 724
19 812
237 746
Официант
7
4 759
1 237
33 311
41 972
503 662
Уборщик
2
4 759
1 237
9 517
11 992
143 904
Итого
5 344 650
3.2.3 Закупка оборудования
Номерной фонд мини-гостиница «Северная Европа» составят двенадцать номеров, каждый из которых будет расположен в деревянном домике. Внутренний дизайн домиков будет выполнен в стиле стран Северной Европы и передаст основные традиции и особенности этих стран, отсюда и такое название — «Северная Европа». На территории базы откроется уютное кафе, баня, открытая летняя площадка. «Северная Европа» будет располагаться на берегу реки Зеленчугская в поселке Архыз. Затраты на строительство номерного фонда указаны в таблице 3.8.
Таблица 3.8
Инвестиционные затраты на строительство и инженерную инфраструктуру
Расчетные затраты
Сумма (тыс.руб.)
Арендная плата за землю
882
Конструктивные элементы зданий, внутренняя отделка
13570
Инженерная инфраструктура
Электроснабжение
790
Отопление
1100
Горячая, холодная вода
960
Канализация
840
Итого
18142
продолжение
--PAGE_BREAK--