Исторически в Крымусложилась сложная этническая структура населения. Украинская региональнаяобщина Крыма — самая малочисленная в Украине. Наибольшая доля населения Крымапредставлена русскими (на их долю в общей сложности приходилось более 2/3 всегонаселения), в то время как украинцы составляли чуть более четверти его жителей.В течение 1990-х годов в этнической структуре населения Крыма наметилисьнекоторые изменения. Они связаны, во-первых, с миграционным притоком крымскихтатар и оттоком представителей других этносов (прежде всего русских) за пределыреспублики. Наибольшее количество крымских татар зафиксировано в центральных изападных районах республики, в некоторых из них доля крымских татар составляетболее 25%. Особенностью Крыма является также крайнее разнообразие национальногосостава населения. Здесь встречаются представители многих народностей: русские,татары, немцы, греки, армяне, болгары, евреи, караимы, крымчаки, поляки, чехи,молдаване и др. Последним из кочевых народов были татары, сделавшиеся в Крымуоседлым населением. В годы турецкого владычества Крым был заселен довольногусто, даже степной Крым был сплошь покрыт татарскими селениями. Массастаринных заброшенных татарских деревень и кладбищ свидетельствует об этом.Сохранившиеся сведения указывают, что населения было не меньше 140.000 чел.Население занималось земледелием, садоводством, скотоводством, солянымпромыслом, торговлей, ремеслами.
Татары. Современныекрымские татары распадаются на степных, горных и прибрежных. Первые сохранилисвой монгольский тип в своих существенных отличиях; горные же имеют смешанныйтип, и чисто монгольский облик теряется; кровь монгола смешалась с кровьюгреков, готов, генуэзцев и др. Татары южно-бережские представляют особый тип,свойственный исключительно Южному берегу. Рост их выше среднего. Живут татарыпросто, но чистоплотно. Татарские домики (сакли), обращенные по больше частифасадом на юг, сделаны из камня (или из необоженного кирпича — калыба), имеютплоскую крышу, очень низки. Татары исповедуют мусульманство (сунниты), котороепринял еще хан Золотой Орды, Берке; в религиозном отношении татары терпимы.
Греки. Современноегреческое население Крыма произошло от слияния древнейших греческих поселенцевс балаклавскими — архипелажскими греками и позднейшими выходцами — анатолийцами. В большинстве случаев греки невысокого роста, со смуглым лицом,черными курчавыми волосами и горбатым носом; изредка попадаются среди них иблондины с голубыми глазами. Исповедуют они православную религию, говорятпо-новогречески, в большинстве случаев знают и татарский язык, в городах говорятпо-русски. В культурном отношении греки стоят несравненно выше татар.
Цыганы. Цыганыпринадлежат к племени, прежде жившему в Индостане, где они составляли класспариев. После нашествия Тамерлана цыганы (тишигане) переселилсь в Африку. Частьих перешла впоследствии через Архипелаг и Малую Азию в Европу. В Крым цыганыпопали из Бессарабии. От смешения с татарами и тип цыган несколько изменился,но лень и полная беспечность остались их характерными чертами. Цыганы торгуютлошадьми, ношеным платьем, занимаются кузнечным ремеслом, извозом, мелкимиремеслами, попадаются среди них музыканты.
Этноним«ТАТАРЫ» исторически закрепился за тюркоязычным населениемУрало-Поволжской историко-этнографической области, Крыма, Западной Сибири и затюркским по происхождению, но потерявшим свой родной язык татарским населениемЛитвы. В прошлом у татар имелись и другие локальные этнонимы — моселман,казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагаибэк, кэчим и др.
Впервыеэтноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племен в 6 – 9вв.; во второй половине 19 века он закрепился как общий этноним татар. В 13веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные имиплемена, в том числе тюркские, называвшиеся «татарами». В 13 – 14 вв.в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде,численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимилировали все остальныетюрко-монгольские племена, но усвоили этноним татары. Европейские народы,русские и некоторые крупные азиатские народы называли «татарами»население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распадаЗолотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы ичиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татаркыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль враспространении этнонима татар. После падения ханств термин был перенесен и всреду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавшихвсех жителей ханств «татарами».
Татарыявляются одним из крупных тюрко-язычных этносов. Общая численность 6.648,7тыс.чел. (1989 г.). Татары — основное население Республики Татарстан (1.765,4тыс.чел.), в Башкортостане проживает 1.120,7 тыс.чел., в Удмуртии — 110,5тыс.чел., Мордовии — 47,3 тыс.чел., в Республике Марий Эл — 43,8 тыс., Чувашии- 35,7 тыс. чел. В целом, основная часть татарского населения — более 4/5 живетв Российской Федерации (5.522 тыс.чел), занимая по численности второе место.Кроме того, значительное количество татар живет в странах СНГ: вКазахстане — 300,9 тыс.чел., Узбекистане — 367,8 тыс.чел., Таджикистане — 30,2тыс.чел., Киргизии — 70,5 тыс.чел., Туркмении — 39,2 тыс.чел. Азербайджане — 28тыс.чел., на Украине — около 250 тыс. чел., в странах Балтии (Литве, Латвии иЭстонии) около 14 тыс.чел. Имеется также значительная диаспора во всемостальном мире (Финляндия, Турция, США, Китай, Германия, Австралия и др.).Ввиду того, что отдельного учета количества татар в других странах никогда невелось, трудно определить общую численность татарского населения за рубежом (поразным подсчетам от 100 до 200 тыс. чел.).
Не вызываетсомнения, что волго-уральские и крымские татарыявляются самостоятельными этносами. Этноним «крымские татары»применялся и применяется к неоднородному в этническом отношении слою. Крымскиетатары, самоназвание — «къырым татарлар» или «къырымлы»(«крымцы»). Это народ, который сформировался на Крымском полуострове.По вероисповеданию они — мусульмане-сунниты.
Вформировании этого этноса сыграли свою роль тюркские и нетюркские народы. Изтюркских — это тюрко-булгары, хазары, огузы, печенеги, кыпчаки и турки; изнетюркских — потомки тавроскифов, греки, аланы, готы, отчасти генуэзцы.
По диалектнымразличиям языка, особенностям антропологического типа, материальной и духовнойкультуры крымских татар можно подразделить на три общепризнанных группы:
1. Крымскиетатары Южного берега Крыма. Язык их относится к огузо-сельджуксойгруппе (Ялта, Судак, Балаклава). Антропологический тип европеоидный, отсутствиепризнаков монголоидности.
2. Крымско-татарскоенаселение между Первой и Второй грядами Крымских гор, средней полосы (Бахчисарай, Карасубазар), так называемые . Язык относится ккыпчакско-половецкой группе, сильно огузирован. В 1928 году этот язык былпринят общекрымскотатарским (литературным). Антропологический тип — европеоидный, монголоидность отсутствует.
3. Степныекрымские татары— (самоназвание ). Язык кыпчакской группы.Признаки монголоидности 10% (по Н.В. Теребинской — Шенгер). Занималисьживотноводством, виноградарством, виноделием, садоводством, огородничеством,выращиванием бахчевых культур, шелководством, табаководством, морскимпромыслом, коневодством, разведением верблюдов.
Междуразличными группами крымских татар до настоящего времени существуютзначительные бытовые, культурные, языковые и даже антропологические различия.
Это во многомобъясняет противоречивость выводов ученых, изучавших различные аспектыэтногенеза крымских татар. С одной стороны, предпринятые в 20-30-е гг. попыткивыделить специфическую средневековую крымскотатарскую культуру в ходеархеологических исследований не дали положительных результатов. С другой,стремление во что бы то ни стало обосновать тезис об автохтонности крымскихтатар заставляет некоторых авторов утверждать об их прямом происхождении отдревнейших обитателей полуострова — тавров. Очевидно, что данные вопросытребуют серьезного рассмотрения, свободного от политической конъюнктуры. Вместес тем, не подлежит сомнению, что крымские татары считают себя единым этносом иих самосознание базируется на ощущении этого единства.
Взолотоордынское время (первая пол. XIII — первая пол. XV в.) на полуостровесосуществовали три основные политические образования.
Наиболеекрупным из них был Крымский улус Золотой Орды, занимавший всю степную частьполуострова, предгорья и Юго-Западную Таврику. В степях и предгорьях основнуюмассу населения составляли тюркские предки крымских татар — западные ивосточные кыпчаки и другие тюркские племена, которые все называли себя«кыпчаками». Жителей же горно-лесной части улуса, принявших общее имя«готаланы» и ставших нетюркскими предками крымских татар, степнякиулуса именовали «татами». За пределами полуострова и кыпчаки степнойтерритории улуса, и «таты» его горно-лесной части называли себяодинаково — «къырымлы» («крымец).
Другимкрупным феодальным владением на полуострове было княжество Феодоро. Егонаселяли потомки аланов, готов и тюркобулгар дохазарского и хазарского времени,византийцы.
Третьимзначительным политическим образованием на территории Крыма являлась Генуэзскаяколония, занимавшая, главным образом, Южное побережье. Основное население здесьтакже составляли потомки аланов и готов, а также византийцы.
Значительнаячасть населения двух последних политических структур в процессеторгово-экономических связей с жителями степей и предгорий, постепенномусульманизируется и включается в формирование крымско-татарского этноса.
Одной изотправных точек этногенеза крымских татар следует считать возникновениеКрымского юрта, а затем Крымского ханства. Кочевая знать Крыма воспользоваласьослаблением Золотой Орды для создания собственного государства. Длительнаяборьба между феодальными группировками завершилась в 1443 г. победой Хаджи-Гирея, основавшего фактически независимое Крымское ханство, территория котороговключала в себя Крым, причерноморские степи и Таманский полуостров. Однако,самостоятельность его была недолгой: после захвата Крыма турками ханство попалов вассальную зависимость от Османской империи.
В ханствесложилась достаточно устойчивая социальная структура и административнаясистема, возглавляемая ханом из рода Гиреев, назначение которого утверждалосьтурецким султаном. Полуостров делился на бейлики (уделы, княжества) крупныхфеодальных родов:
Ширинов,Мансуров, Аргинов, Барынов. Во главе бейликов стояли бей — высшая знатьханства, владевшая огромными стадами и пастбищами. Ступенью ниже находилисьпредводители кочевых племен (аймаков) — мурзы. Бей и мурзы в определеннойстепени ограничивали власть хана: главы наиболее могущественных родовсоставляли Диван (совет), без санкции которого хан не мог предпринять ни одноговажного шага.
Экономикакрымских татар основывалась прежде всего на кочевом скотоводстве. Посвидетельству М. Литвина (в 1537 г. находившегося в качестве литовского посла вКрыму), „землю, хотя и самую плодотворную, они не обрабатывают,довольствуясь тем, что она сама им приносит, т.е. травою для кормления скота…В стадах заключается все их богатство“. В городах производились войлоки,были развиты выделка кож, седел, художественная обработка камня, дерева,металла. Торговля развивалась в основном в приморских городах. Ширококультивировалась работорговля.
Огромную рольв формировании крымско-татарского народа как самостоятельного этноса сыгралпринятый при хане Узбеке ислам.
В Крымскомханстве определенное развитие получили наука, образование, искусство. В Бахчисарае,Гезлеве (Евпатория) и других городах существовали высшие духовные училища, гдеизучали Коран, риторику, логику, философию, астрономию. Во времена ханствавозводились дворцы, мечети и другие здания, часть которых сохранилась до нашихдней.
Начиная с XVвека на смену городам-крепостям раннего средневековья (а порой и дополняя их)появляются города-крепости предгорья и даже степи: Бахчисарай, Ак-Мечеть,Карасубазар, Ор-Капу, Гезлев… Из старых крепостей только Кырк-Ор да Судак ещепродолжали играть прежнюю роль. Политический центр жизни полуостроваперемещается в Бахчисарай — его сердце.
ЗавоеваниеКрыма Россией в 1771 г., последующая ликвидация ханства и окончательноеприсоединение полуострова к Российской империи в 1783 г., после отречения от ханского достоинства Шагин-Гирея, повлекли за собой массовую миграциюкрымского населения. Еще в 1778 г. правительство Екатерины II переселяет более31 тыс. крымских христиан — греков и армян -в Азовскую губернию. Вслед за этиммассовый характер приобретает эмиграция татар в Турцию. Общее количествоэмигрировавших в конце XVIII в. крымских татар, по разным оценкам, колеблетсяот 80 тысяч (П. Паллас) до 300 тысяч человек (П. Сумароков).
О численностижителей Крыма в период присоединения его к России сохранились противоречивыесведения. Некоторое время они строились на предположениях и носили достаточноприблизительный характер. И только пятая ревизия (перепись населения в 1795 г.) дала цифру 157319 человек, из которых 126 тысяч составляли крымские татары.
Правительствостаралось, особенно поначалу, не вмешиваться в дела религиозные. Для Крыма былаучреждена должность особого муфтия, полностью независимого от главы всехмусульман России. Пытались по возможности опираться и на местную знать, длячего, как это делалось повсюду, многочисленные крымские беи и мурзы былиприписаны к дворянскому сословию. Русскими дворянами стали предки людей, которыевсегда будут считаться гордостью России: Гаврилы Державина (потомок родаНарбековых), Льва Толстого (род Идрисовых), Федора Достоевского (потомокЧелебея), Александра Куприна (род Туган-Барановских), Анны Ахматовой (родЧагодая)… Сами за себя говорят тюркские фамилии выдающихся русских людей:Аксаков (Хромой), Кутузов (Буйный), Колчак (Рукавичка)...
ПолитикаРоссии, направленная на скорейшую колонизацию края, включала меры повосполнению потерь населения, что привело к изменению этнического состава СеверногоПричерноморья. Активно поощряется миграция в Новороссию, в т.ч. Крым,переселенцев из различных губерний России и других государств, проводитсярасселение здесь 70 тысяч государственных и крепостных крестьян. В результатеэтих мер к середине XIX в. население полуострова возросло до 315 тысяч человек.
Новыепотрясения для крымских татар были связаны с Восточной (Крымской) войной1853-1856 гг. Ее исход подтолкнул многих из них к очередному переселению вТурцию, достигшему апогея в 1860 г. Это привело к тому, что 687 селенийопустели совершенно, а общее число покинувших Таврическую губернию к концу 1863 г. составило 192360 человек.
В 1865 г., несмотря на попытки привлечения в Крым новых переселенцев, на полуострове проживало лишь194,4 тысячи человек. Однако прокладка железной дороги до Симферополя иСевастополя и последующий экономический подъем содействовали притоку в губерниюновых жителей.
К началу XXв. число крымских татар в Таврической губернии не превышало 188 тысяч.
Таблица 1.Изменения в национальном составе населения Крыма (1897-1939 гг.)Национальность Численность (тыс. чел.) и доля в населении (%) национальных групп 1897 г. 1921 г. 1939 г. Русские 274,7 (45,3) 370,9 (51,5) 558,5 (49,6) Украинцы — (*) - 154,1 (13,7) Белорусы — (*) - 6,7 (6,0) Крымские татары 186,2 (34,1) 184,6 (25,9) 218,9 (19,4) Немцы 31,6 (5,8) 42,5 (5,9) 51,3 (4,6) Евреи (**) 28,7 (5,3) 50,0 (7,0) 65,5 (5,8) Греки 17,1 (3,1) 23,9 (3,5) 20,7 (1,8) Армяне 8,3 (1,5) 11,7 (1,6) 12,9 (1,1) Поляки 6,9 (1,3) 5,6 (0,8) 5,1 (0,4) Болгары 5,8 (1,1) 11,9 (1,7) 15,3 (1,4) Караимы 5,3 (1,0) 5,1 (0,7) 4,9 (0,4) Эстонцы 2,2 (0,4) 2,4 (0,3) 1,9 (0,2) Цыгане 0,9 (0,2) 2,8 (0,4) 2,1 (0,2)
(*) Впереписях населения 1897 и 1921 гг. украинцы и белорусы не отделялись отрусских.
(**) Вместе скрымчаками, численность которых в канун Отечественной войны достигала 8 тыс.чел.
Данныеэтнической статистики на конец XIX — начало XX вв. дают лишь упрощеннуюкартину реальной этнической динамики населения, поскольку в этот период еще незавершилось формирование единого крымско-татарского народа, а также отсутствовалочеткое разграничение между восточнославянскими этническими группами Крыма.
Крымско-татарскийнарод имел достаточно компактный ареал проживания на юге полуострова, которыйпростирался от Балаклавы на западе до Судака на востоке и от Карасубазара доЯлты. Кроме Южного берега, крымские татары компактно проживали на Керченском иТарханкутском полуостровах, в районе Евпатории и на берегу залива Сиваш. Приэтом к началу XX в. они почти полностью покинули центральные степныерайоны Крыма.
К 20-м годамXX в. формирование крымско-татарского этноса находилось на стадиизавершения. При этом в его составе отчетливо выделялись три основныесубэтнические группы, различавшиеся по языку, культуре и самоназванию:южнобережные татары (“ялы бойлю”), горные татары (“тат”, или “татлар”) и,наконец, степные татары (“ногай”, “ногайлар”).
Первыеговорили на группе диалектов (судакский, балаклавский, ялтинский), относящихсяк огузско-сельджукской подгруппе тюркских языков и чрезвычайно близких ктурецкому языку. Язык горных татар относился к кыпчакско-половецкой группетюркских языков. Впоследствии именно он лег в основу единого крымско-татарскоголитературного языка. Для этой группы татар была характерна наиболее сильнаяприверженность исламу. Язык степных татар входил в кыпчакско-ногайскуюподгруппу. В настоящее время есть все основания говорить о едином крымско-татарскомнароде со своим литературным языком, национальным самосознанием и общимсамоназванием “крымлы”.
Национальнаяконсолидация крымско-татарского народа проходила в чрезвычайно сложныхусловиях. Царский режим проводил в Крыму жесткую колониальную политику,неофициальным лозунгом которой было “Крым — без крымских татар”. В началеXX в. среди крымских татар зародилось национальное движение, сыгравшеезначительную роль в бурной истории Крыма 1917-1920 гг. В ноябре-декабре 1917 г. был созван Курултай крымско-татарского народа, заявивший о восстановлении национальнойгосударственности и принявший первую в истории Крыма конституцию. Важнымфактором политической борьбы при частых сменах власти в Крыму в ходеГражданской войны были национально-политические татарские организации:Мусульманский комитет, партия “Милли Фирка” и др.
Послеокончания Гражданской войны в октябре 1921 г. в составе РСФСР была создана Крымская АССР, просуществовавшая до депортации крымских татар в 1944 г. (формально она была преобразована в Крымскую область только в 1946 г.). Но в отличие от наименования других автономий, название Крымской АССР было никак несвязано с “титульной” нацией (крымскими татарами). Не упоминались крымскиетатары и их статус в Декрете ВЦИК и СНК от 18 октября 1921 г. об образовании Крымской АССР. В числе 11 национальных районов Крыма, существовавших в1930-е гг., было 6 крымско-татарских районов. На крымско-татарском языкевыходили книги и периодические издания, работали научно-исследовательскиецентры и музеи национальной культуры, развивалось народное искусство. В 1936 г. в Крымской АССР было 386 крымско-татарских школ.
Однако уже сконца 1920-х гг. молодая крымско-татарская интеллигенция, в том числе ипартийная, стала объектом жестоких репрессий в рамках борьбы с так называемым“национально-демократическим уклоном”. В течение 1930-х гг. в советскойнациональной политике все более укреплялись унитарно-централизаторскиетенденции, подавлявшие самостоятельное национально-культурное развитие всех народовстраны.
Эта тенденциядостигла своего апогея в годы войны 1941-45 гг., когда были осуществленыпреступные акты депортации ряда народов страны под предлогом их якобы имевшегоместо массового сотрудничества с немецкими оккупантами. В мае 1944 г. эта трагическая судьба постигла и крымских татар, а также некоторые другие национальныегруппы Крыма (армян, греков, болгар и даже чудом уцелевших от нацистскогогеноцида цыган; немцы были выселены из Крыма еще в 1941 г.) Общая численность выселенных крымских татар оценивается в 238,5 тыс. чел. В ходедепортации и за первые полтора года после нее погибло около 110 тыс. чел., т.е.почти половина всего крымскотатарского народа.
Основнаямасса крымских татар была выселена в республики Средней Азии, преимущественно вУзбекистан, где они содержались на дискриминационном режиме спецпоселениявплоть до 1956 г. Однако и в последующие десятилетия крымские татары былилишены права возвратиться на родину. Принятый в 1967 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР “О гражданах татарской национальности,проживавших в Крыму” предлагал считать их “укорененными” в местах нынешнегорасселения, иначе говоря, в местах ссылки. До самого последнего времени (до 1987 г.) официально не признавалось само существование крымско-татарского народа — фактическиотсутствовали национальная школа, пресса, культурные учреждения. Можно сказать,что сталинская политика геноцида по отношению к крымско-татарскому народувпоследствии приняла форму этноцида, то есть подавления национальной культуры исамосознания народа без его прямого уничтожения.
Впослевоенных переписях населения крымские татары учитывались вместе с татарамиПоволжья и Сибири, несмотря на их выраженную этногенетическую и этнокультурнуюспецифику и отчетливое национальное самосознание. В результате трудноопределить реальную численность крымских татар. Хотя в 1989 г. эта национальность впервые появилась в данных Всесоюзной переписи населения (табл.2),есть веские основания полагать, что эти данные были существенно занижены.
Таблица 2.Расселение и языковые характеристики крымских татар в СССР, 1989 г.Территория
Численность
(тыс. чел.)
Доля
в составе
народа (%)
Распределение
по родному языку (%)
Доля свободно владеющих русским
как вторым языком (%)
крымско-
татарский русский СССР 271,7 100,0 92,6 5,3 76,1 город 183,3 68,9 91,9 6,3 72,6 село 84,4 31,1 94,0 3,2 76,0 Россия 21,3 7,8 89,4 9,6 83,6 Украина 46,8 17,2 92,6 4,0 84,0 Белоруссия 0,1 0,0 36,2 56,0 38,8 Узбекистан 188,8 69,5 93,2 4,9 73,1 Казахстан 3,2 1,2 88,9 9,2 79,0 Грузия 0,6 0,2 71,2 11,1 74,0 Азербайджан 0,5 0,2 77,6 17,1 52,1 Киргизия 2,9 1,1 88,7 9,5 78,6 Таджикистан 7,2 2,7 94,2 5,0 82,7
Как отмечаютспециалисты, недоучет крымско-татарского населения особенно явно сказался всельских местностях среднеазиатских республик. Только в Таджикистане, по даннымСовета Министров республики, численность крымских татар на 1989 г. в 3,5 раза превышала цифру, указанную по итогам переписи, и в действительностиприближалась к 25 тыс. чел. Компьютерные расчеты, проведенные в 1990 г. группой исследователей под руководством Э.А.Паина, позволяют оценивать общую современнуючисленность крымских татар в 340-410 тыс. человек, наиболее же вероятно — около360 тыс. человек. Вместе с тем исходящие из различных центров крымско-татарскогодвижения оценки, по которым численность народа достигает 800 и более тыс. чел.,представляются завышенными.