Реферат по предмету "Психология"


Теория личности по Мясищеву

План
Введение
1. Содержание концепции В.Н. Мясищева
2. Понятийное поле концепции В.Н. Мясищева
Заключение
Список литературы
Введение
Как отмечает К.К. Платонов, запериод с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшеймере, четыре доминирующие теории личности: 1917 — 1936 гг. — личность какпрофиль психологических черт; 1936 — 1950 гг. — личность как опыт человека; 1950- 1962 гг. — личность как темперамент и возраст; 1962 — 1970 гг. — личность каксовокупность отношений, проявляющихся в направленности.
Другой известный советскийпсихолог А.В. Петровский тоже говорил о существовании в отечественнойпсихологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезкивремени.
Так, период 50-60-х гг. характеризуетсятак называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личностьвыступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психикичеловека».
По мнению А.В. Петровского,подобное представление о личности оказывается «удивительно неэвристичным»,поскольку стирается грань между понятиями «личность» и «индивид»,личность дробится на составляющие, рядоположенные друг другу элементы.
По мнению А.В. Петровского,биосоциальная природа человека и его индивидуальности спора вызывать не может. Ноличность — субъект и продукт общественного развития, превратившегобиологическую особь в творца исторического процесса, — явно не могла сохранитьбиологическую подструктуру, рядоположенную подструктуре социальной.
Разумеется, сома индивида, егоэндокринная система, преимущества и дефекты его физической организации влияютна течение его психических процессов, формирование психических особенностей. Биологическое,входя в личность в человека, становится социальным, переходит в социальное. Кконцу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяетсятенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода,требующего выделения системообразующих признаков личности.
Признание несомненного единства,но не тождества понятий «личность» и «индивид» (Б.Г. Ананьев,А.Н. Леонтьев и другие) порождало ряд вопросов, среди которых был и вопрос отом, что представляет собой это особое системное качество индивида, котороеобозначается термином «личность» и оказывается несводимым кбиологическим предпосылкам, включенным в природу его носителя — индивида.
А.Н. Леонтьев писал о том, что,личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, всовокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивидвовлекается.
Иначе говоря, личность естьсистемное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этогокачества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми егоприрожденными и приобретенными свойствами.
Можно констатировать, чтосегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека какна индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более илименее общепринятая концепция личности.
1. Содержание концепции В.Н. Мясищева
Для более полного пониманиягенеза и развития концепции психологии отношений, разрабатываемой В.Н. Мясищевым,необходимо коротко остановиться на общественно-политической ситуации тех лет. В30-е годы усиливается идеологический контроль над научным творчеством состороны государства. Формируется наука, по воле властей противопоставляющаясебя мировой. Эта «новая» наука, как известно, базируется иразвивается на фундаменте марксистско-ленинской философии. Психологияотносилась к общественным наукам, преподавалась на философском факультете, иконтроль на соответствие теоретического содержания конкретной наукимарксистско-ленинской теории был особенно строг.
Доминировало крайне отрицательноеотношение к многочисленным и разнообразным теориям личности в западнойпсихологии, конкретным методам исследования, прежде всего тестовым методам,получившим самое широкое распространение в западной психологии, а также и кпсихотерапевтическим техникам, основанным на зарубежных теориях. После печальноизвестного постановления ЦК ВКПб 1936 г., посвященного «извращениям впедагогической науке», тестовые методы в советской психологии былифактически запрещены. По существу советская психология была методическиобезоружена, ведущие научные психологические школы были в значительной мереразрушены, а психологические журналы практически ликвидированы.
В.Н. Мясищев неоднократноуказывал на то, что основные рычаги формирования отношений — это коллектив и труд,которые выступали одними из основных категорий советской идеологии. Воспитаниеи перевоспитание в трудовом коллективе рассматривались основой формированиянового советского человека. Например, В.Н. Мясищев неоднократно упоминал имяпедагога Макаренко, рассматривая его воспитательный опыт как одно изэмпирических подтверждений своей концепции.
Таким образом, надо признать,что концепция В.Н. Мясищева умело вписывалась им в советскую идеологию, была кней внешне безусловно лояльной и не подвергалась «суровым санкциям» вдухе того времени.
Очевидно, что выжившая в тяжелыхидеологических условиях концепция отношений В.Н. Мясищева имела большой научныйпотенциал для решения научно-практических задач в области медицинскойпсихологии. После 1953 г. и некоторого идеологического «потепления» начализдаваться журнал «Вопросы психологии».
В нем в 1956 г. былаопубликована весьма примечательная статья В.Н. Мясищева «О значениипсихологии для медицины». Она, в известной мере, была программной,намечающей пути научного и прикладного развития медицинской психологии, хотя вней еще очень сильно ощущалось влияние предшествующего «павловского» периодаи господствовавшей марксистско-ленинской идеологии.
В период второй половине ХХвека, главным образом до 80-х годов развитие психологии во многом определялосьидеями, заложенными в работах Бехтерева и Выготского.
В трудах учеников и сотрудниковБехтерева — Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева закладывались основы комплексногоисследования человека, его психофизической природы, его отношений с миром.
Возглавляя в 20-е годылабораторию индивидуальной рефлексологии, Мясищев открыл важные закономерностистановления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколькотипов личности. Он доказывал, что психология личности должна основыватьсятипологии и дифференциальной психологии.
Во время Великой Отечественнойвойны Мясищев возглавил цикл анатомо-физиологических исследованиймикроструктурных изменений головного мозга, изучая последствия мозговых травм иранений, их связь с нарушениями психической деятельности.
Не прекращались в это время иего исследования в сфере психологии личности. Мясищевым был предложен новыйподход, названный им «психологией отношений».
При этом отношения понималиськак сознательные избирательные связи человека с окружающим миром и с самимсобой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности.
Такой цельный подход к личности,по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единствасубъекта и объекта. В последних работах Мясищев развивал важную мысль о том,что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становитсяпотенциалом будущего поведения личности.
На сегодняшний день сохранилсядоклад В.Н. Мясищева «Проблема личности в психологии и психопатологии»,с которым он выступил в июне 1935 г. В этом докладе В.Н. Мясищев подчеркивал:«Личность человека рассматривается и характеризуется нами в первую очередьс точки зрения ее сознательных отношений к окружающей действительности, вотличие от обычного понимания, рассматривающего ее как систему функций».
Таким образом, к середине 30-хгодов В.Н. Мясищевым была в общих чертах сформулирована концепция психологииличности и методов воздействия на нее в целях лечения и воспитания.
Можно с уверенностью сказать,что это — методологическая основа, потенциал многих последующих исследований вобласти психологии личности в общей, медицинской, социальной и педагогическойпсихологии. Вслед за В.М. Бехтеревым В.Н. Мясищев называл свои исследования вуказанной области психологией отношений человека, а не личности, подчеркиваятем самым еще и философский аспект проблемы
Предметом рассматриваемой нами концепциивыступают отношения личности. Основные задачи, решаемые данной концепцией:
1) Исследование сознательной регуляцииличности через ее отношения;
2) Патогенетическая клиниканеврозов. В.Н. Мясищев определяет личность следующим образом: «Личность — этосистема ее отношений, в которых она проявляется во всей полноте и целостности».
У истоков теории В.Н. Мясищева лежатидеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений кокружающей действительности.
Основное положение психологииотношений заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждыйданный момент представляют единство отражения объективной действительности иотношения человека к ней.
Психология, отношения человека вразвитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных,сознательных связей личности с различными сторонами объективнойдействительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ,явлениями; личность с самой собой как субъектом деятельности.
Система отношений определяетсявсей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутреннеопределяет его действия, переживания.
Отношения связаны с разнымиподструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамическиеиндивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровнеразвитого характера «снятой» формой индивидуальных различий, движущиесилы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервнойсистемы.
Характер — это система отношенийи способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие еготемперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту,вызывающему реакцию.
Способности человека находятся взакономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силуразвития способностей. Склонность — это не что иное, как потребность вопределенном виде деятельности, или избирательно-положительном отношение к ней.
Положения психологии отношенийлегли в основу разработанной Мясищевым патогенетической концепции неврозов.
Невроз трактуется как болезньличности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностныхотношений. Эта концепция имела большое научное и практическое значение, оказаввлияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.
 2. Понятийное поле концепции В.Н. Мясищева
Отношение — это связь субъекта собъектом. Оно едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могутвыступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяетсярядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером,сознательностью.
Эмоциональный компонент — Отражаетпереживание отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности иличности. Во многом определяется сознательным регулированием проявлениятемперамента и характера.
Познавательный компонент — включаетотношение к миру как к объекту познания, его оценку и осмысление. Тесно связансо склонностями и способностями человека, определяющими те виды деятельности,которые человек предпочитает.
Поведение — отражает коннотативнуюсторону отношения. В поведении сказывается сознательная регуляция реагирования,вызванного объектом. Высшие уровни регулирования поведения связаны с работойсамосознания личности.
Если говорить о видах отношений,то необходимо отметить, что важнейшими видами отношений Мясищев считалпотребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь,вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующимотношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, — направленность.
Познавательная сторона — она же«оценочная» сторона отношения. Отражает когнитивную составляющуюцелостного отношения личности.
Поведенческая сторона — коннотативнаясторона отношения, его поведенческое проявление.
Заслуга В.Н. Мясищева, такимобразом, состояла прежде всего в том, что посредством концепции «отношений»он во многом способствовал сохранению в научной психологии категории личности. Раскрываясмысл этой категории, он сделал ее доступной для поколений отечественныхпсихологов, врачей и педагогов, из сознания которых она вымывалась идеологическинагруженными психологическими текстами, когда приоритет при рассмотрениисоциальной природы человека отдавался коллективу, а не личности.В.Н. Мясищевразвивал свою концепцию, сохраняя понятие личности, определял человека какактивного субъекта отношений, деятельности и познания. Это положение, какизвестно, сейчас хорошо разработано в отечественной психологической науке А.Н. Леонтьевым,Б.Г. Ананьевым и др., но приоритет здесь, в известном смысле, должен быть отданВ.Н. Мясищеву. Такое понимание личности, как показало время, являетсяосновополагающим и плодотворным при изучении и разрешении психологическихпроблем больного человека; оно существенно повлияло на судьбу отечественноймедицинской психологии, для которой личностный подход стал основополагающим иуниверсальным, но завоевал эти позиции весьма непросто и только в последнюючетверть минувшего века.
Заключение
Вся научно-организационнаядеятельность В.Н. Мясищева во многом подготовила почву для быстрейшеговнедрения новых современных западных методов тестовой психодиагностики иразработки оригинальных отечественных методик, тем самым создавалисьпредпосылки для нового витка развития не только собственно психологии, но итесно связанной с ней психотерапии.
Таким образом, анализ жизни идеятельности В.Н. Мясищева и его школы показывает плодотворное влияние, котороеон оказал на развитие отечественной медицинской (клинической) психологии ипсихотерапии. Это влияние сказывается в настоящем и, можно полагать, будетсказываться в будущем.
И настоящее, и будущее будутиспытывать «теорию отношений», концепцию этиопатогенеза неврозов исистему патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева в конкурентныхвзаимоотношениях с другими теориями личности и методами психотерапии.
Список литературы
1.   Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М, — 1983, — 364 с.
2.   Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студ. высш. учебн.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», — 2003, — 544 с.
3.   Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. — М., — 1984, — 276с.
4.   Психология личности: словарь-справочник / под ред. Горностай П.,Титаренко Т. — К., 2001, — 547 с.
5.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989, — Т.1,2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Личные права и свободы человека и гражданина 2
Реферат Лишение родительских прав 3
Реферат Личные неимущественные права и их защита
Реферат Материальные и процессуальные особенности рассмотрения судами уголовных дел о нецелевом расходовании
Реферат Міжнародне економічне право поняття принципи джерела
Реферат The Handmaid
Реферат Локаут як правове явище
Реферат Материальная ответственность сторон трудового договора 2 Законодательная база
Реферат Личные и имущественные права авторов произведений науки литературы
Реферат Материальная ответственность работника 2
Реферат Материальная ответственность работника причинившего вред имуществу работодателя
Реферат Льготы в системе налогообложения доходов физических лиц
Реферат Міжнародні неурядові організації як субєкти міжнародного екологічного права
Реферат Міліція і населення - партнери, Ярмиш
Реферат Місце інвестиційного права в системі права України