Реферат по предмету "Социология"


Эмпирическая социология

В настоящее время практически во всех странах мирапроводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладнойхарактер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются длярешения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблей.Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило,ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такаяспециализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в СШАв связи с появлением и широким распространением социального заказа напроведение тех или иных социологических исследовании.
Чикагская школа эмпирической социологии представляласобой существование в первой половине XX столетия специфическое подразделениеуниверситета с довольно рано сложившимися традициями исследовательскойдеятельности и огромным влиянием на деятельность социологов всей страны, азатем и всего мира.
Эмпирическая социология появляется вместе стеоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашегостолетия как специфическая область социологических исследований с особымитрадициями и логики развития. Хотя се роль в становления социологии как наукивысоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирическихсоциологических исследований обуславливалась прежде всего потребностямиобщества.
Эмпирическая социология — это комплекс социологическихисследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественнойжизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования,интервьюирования и статических методов в др.).
Появление эмпирической социологии было связано спопытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективногоэмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки впроцессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становленияэмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии вкачестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов.
Самостоятельным направлением социологическихисследований эмпирическая социология становится в США. На процесс«прагматизацаи» социологии оказало влияние превращение прагматизма внациональную философию США. Прагматизм в самом широкой смысле слова былидеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии.Восприняв некоторые идеи Г.Спенсера, американские социологи под влияниемосновоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку,старались провести аналогию не между биологическими и социальными явлениями ипроцессами.
В 40 — 50-е гг. эмпирическая социология в США смогладостичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее методаструктурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсовом иего последователями. Но и сам структурный функционализм рождался вполнеэмпирически ориентированной социологии, учитывавшей важную роль и значениетеории в эмпирических исследованиях. С появлением структурно-функциональногоподхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования всебольше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализасоциальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняетсявнимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает своесамостоятельное значение. В методологическом плане «принциппонимания» вытесняется «принципом объяснения». Но чем тщательнееразрабатывался понятийный аппарат в «теории социального действия»Т.Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирическихисследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятийструктурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р.Мертон и котораяпродолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирическихсоциологических исследований, которых добились социологи самых различных школ инаправлений.
Характернымичертами эмпирической социологии являются:
1) отождествление научной социологии с эмпирическойсоциология;
2) разрыв между теоретическими и эмпирическимиисследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуальногоаппарата теорий;
3) увлечение математическими методами анализа данных,приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу оттеоретических обобщений.
Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви — академическую и прикладную.
Задача академической усматривается в создании системынаучного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи»города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются вкачестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.
Прикладные эмпирические исследования, в отличие отакадемических, направлены на решение четко определенных практических задач инепосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надосказать, в 70-80-е тт. произошло резкое увеличение объема прикладныхисследований.
Для эмпирической социологии в целом остается важной инерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологиидля преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированнойинформации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни вцелом.Структурный функционализм
К середине 30-х гг. социологи США накопили значительныйэмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабуи тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, невыходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблемобщественной жизни.Анализируя эмпирические факты, они добивались толькочастных обобщений частных явлении или их классов, увеличивая численность«дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, темострее сознавалась необходимость разработки систематической теории науки,которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.
За решение этой задачи взялся один из ведущихпреподавателей социологического факультета Гарвардского университета СШАТолкотт Парсонс (1902-0979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу«Структура социального действии».
Структурный функционализм — один из основныхметодологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит ввыделении элементов социологического взаимодействия, подлежащих исследованию, иопределении их места и значения (функции) в некоторой связи.
В том или ином виде функциональный подход существовалво всех социологических концепциях, где общество рассматривалось системнымобразом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществоми организмом. Соответственно в обществе изыскивались подобия органов,функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Такие идея былив у Платона и Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Руссо. Вычленение собственносоциологии как науки шло с XIX в. параллельно превращению биологии в особуюнауку. Это привело к более широким аналогиям с функционально расчлененныморганизмом и первым социологическим формулировкам понятия функции. Так, Спенсерв «Основаниях социологии» доказывает, что общество есть организм,наличие в нем структурной дифференциации говорит о «правильномпонимании» функций как «несходных частей» политического тела иживого тела. Дюркгейм дает уже более тонкие и содержательные определения:«Слово функция употребляется в двух довольно различных значениях. То оноозначает систему жизненных движений — отвлекаясь от их последствий то выражаетотношение соответствия, существующее между этими движениями и известнымипотребностями организма. Спрашивать, какова функция разделения труда, этозначит исследовать, какой потребности оно соответствует».
Т.Парсонс, оценивая результаты развития эмпирическойсоциологии в США в 20-30-с гг., отмечал, что не могли удачно завершатьсяпопытки построить «исчерпывающие эмпирические обобщения», как в ещеболее ранние попытки установить значение различных «факторов» вопределении социальных явлений. Он подчеркивал, по факторные теории (например,теория общественных формаций К.Маркса) лишь задерживали развитие теориисоциальной системы, так как, по его мнению, игнорировали фундаментальныйпринцип любой науки изучение фактов только специфических для нее явления.
Цель теоретической деятельности Т.Парсонса — усидетьвнимание к пренебрегаемым ранее «социальным элементам» социальнойсистемы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающейконцептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь стараетсядобиться «адекватного» описания эмпирической реальности, когда даютсяопределенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы «на всеотносящиеся к делу научно важные вопросы». А важность этих вопросовопределяется логической структурой обобщеаной концептуальной схемы.
Ценности (образцы) Т.Парсонс рассматривал как главныеэлементы особого механизма связи между социальными и культурными системами, анормы — как социальные явления, регулирующие конкретные социальные процессы иотношения.
Согласно основным положениямструктурно-функциональной теории социальных систем, общество социальнаясистема, достигшая по отношению к окружающей Среде наивысшего уровнясамодостаточности. Эта точки зрения Т.Парсонса на общество как социальнуюсистему полностью расходится с общепринятым в 50-с гг. взглядом на общество какна совокупность конкретных индивидов и сближается с воззрением К.Маркса наобщество как на сумму связей и отношений, в которых индивиды находятся друг сдругом. Но, в отличие от К.Маркса, члены общества рассматриваются Парсонсом какчасть окружения данной социальной системы, внутренних условий еефункционирования. Т.Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспектытенденции к классовому конфликту в западном типе социальной системы:индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей;определенная противоположность между властью и подчиненными: развитие различныхкультур в рамках дифференцированной социальной структуры; зависимостьдифференциации семей от различий в положении людей в профессиональнойструктуре, неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей.Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентныхконфликтов в классовое противоборство.
Уже это раннее определение содержит в себепроблематику всего последующего функционализма: если в обществе имеет местонечто, отвечающее его потребностям, то является ли это следствием надиндивидуальногосознания и удовлетворения потребности или же здесь иного рода зависимость?
«Функциональное единство» социологическогоанализа, подчеркивает Мертон, определяется не «сверху», не при помощикакой-либо теории, а в бесконечной глубине социальных фактов, которые благодарясвоей функциональной определенности являются интегрирующими факторамисоциальной жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всехформах культуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носятимперативный, принудительный характер в первую очередь дли всех общественныхинститутов, хотя это может проявляться по-разному. В целом функциональныйанализ применим только к стабильным и стандартизованным объектам, которымимогут быть повторяющиеся и типовые явления, характеризующиеся устойчивостью(социальные роли, социальные процессы, институционные объекты, социальныеструктуры, средства социального контроля и т.д.).
Автор концепции подробно раскрывает различные стороныпонятия «функция». Функция — это «те наблюдаемые следствия,которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее ксреде». Дисфункция — это «те наблюдаемые следствия, которые ослабляютсаморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде». В проявлениифункции может быть две формы — явная и скрытая. В том случае, когда внутренняясмысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, проявляется явнаяфункция. Именно так она осознается участниками поведенческой системы илиситуации. Скрытая («латентная») функция этих проявлений нсимсст.
Вели Т.Парсонс уделил основное внимание анализумеханизмов поддержания «социального порядка», то Р.Мертонсосредоточил свои усилия на изучении дисфунсциональных явлений, возникающихвследствие напряжений и противоречий в социальной жизни.
Основная теорема «функционального анализа»по Мертону гласит как одно явление может иметь различные функции, так одна и таже функция может выполняться различными явлениями. При этом функциональныйрезультат способствует выживанию системы, ее адаптации к окружающей среде. То,что не способствует выживанию и адаптации, есть «дисфункция»,
Социометрия (микросоциология)
В 30-с годы нашего столетия на основе широкогоиспользования психоаналитического метода и гештальт-теории в руслепсихологической традиции в социологии возникла новая отрасль социологическогознания, получившая название социометрии, или микросоциологии.
Под социометрией принято понимать теоретическое вприкладное направление социологической науки, изучающее содиопсихологическиевзаимоотношения личностей в малых группах.
Создателем этой теории является ученик ЗигмундаФрейда, эмигрировавший из Румынии в США, психиатр и социолог Джекоб Морено(1892-1974).
Сам Морено определял созданную им дисциплину следующимобразом: «Математическое учение психологических свойств населения,экспериментальная техника и результата, подученные при примененииколичественного качественного метода».
В качестве трехважнейших базисных понятий социометрии он называл: «социус» — товарищ; «метрум» — измерение; «драма» — действие. «Вместоанализа социальных классов, состоящих из миллионов людей, мы занимаемсятщательным анализом небольших групп. Это отход от социальной вселенной к ееатомарной структуре» — так Морено сформулировал свою программнуюконцепцию.
«Социометрия, — говорил Морено, — изучаетиндивидумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимныеотношения, ведущие к образованию группы». Важным моментом теоретическихпостроений Морено было положение о том, что через раскрытиесоциально-психических механизмов в психических структур сообществ социометрияполучает возможность установления социального контроля над поведением личностейи социальных групп.
Важнейшими инструментами социометрического анализаявляются социометрические тесты, социоматрицы и различного рода социаграммы, накоторых во многой в базируется социометрический метод. Познакомимся поближе сиспользуемыми методами в социометрии. Под социометрическим тестом вмикросоциологии понимается один из приемов опроса людей, в ходе котороговыполняется задание стандартной формы, позволяющее подучить как бы«коллективное самовыражение опрашиваемых», т.е. количественноизмеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе. Вторымтаким инструментом социометрии считается социоматрица таблица, в которую припомощи графических и числовых обозначений занесется полученные в результатеисследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемойгруппе. Третий инструмент — сопиограммы — дает соответствующее графическое(схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малыхгруппах.
Наряду с ними в социометрии широко используютсяразнообразные индексы, коэффициенты и пр., позволяющее дать количественнуюхарактеристику изучаемым явлениям социального взаимодействия.
Причиной общественных изменений, как считал Морено,являются взаимоотношения индивидов, складывающиеся из особых«микроэлементов», называемых «социальными электронами», или«телеэлементами». С помощью понятия «теле»(«социогравитационный фактор») Морено пытался объяснить различныечувства, возникающие в процессе общения люден друг с другом, и определял егокак простейшие единицы чувства, излучаемые человеком и направленные от индивидак индивиду. Интенсивное излучение «тепе» «со знаком плюс»,согласно утверждениям Морено, вызывает симпатию, а излучение «тепе»«со знаком минус» антипатию.
Микросоциология уделяет большое внимание анализуколичественной стороны психологических отношений людей, которые определяютсясоциометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии(отталкивания).
По мнению Морено, которое стало одним изфундаментальных положений социометрии, социальные процессы, происходящие вгруппе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существованиямикро- и макроструктур. Под микроструктурой он понимал совокупность психическихотношений людей, их желания, чувства, представления и т.д., а подмакроструктурой — пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей привыполнении ими производственных функций. Соответственно, социальнаянапряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы путемреорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве) такимобразом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие другдругу. Так Морено пришей к одному из наиболее утопических выводов своей теория- возможности «улучшения» человеческих отношений в рамках любойобщественной системы.
Среди других законов, сформулированных Морено, особойпопулярностью в ряде школ современной западной социологии пользуется такназываемый «закон насыщения». Согласно этому закону, подобно тому,как в химических растворах существует осадок, так в национальных имежнациональных отношениях также существует подобная точка, превышение которойведет к «перенасыщению», или, к национальным и расовым конфликтам,розни и воине.
В числе иных социометрических законов Морено можноупомянуть социогенетический и социодинамический законы. Социогенетический законконстатировал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются изпростейших форм, а социодинамический закон утверждал, что человеческиепривязанности внутри любой группы распределяются неравномерно.
В связи с формулировкой социодинамического законаМорено указывал, что большая часть эмоциональных влечений («предпочтений»)приходится на немногих членов группы («звезд»), в то время какбольшинство участников се оказываются как бы «эмоциональнообездоленными» (такие зачислялись Морено в разряд «социометрическогопролетариата»).
Одним из важнейших методов социометрии Морено считалвовлечение исследуемых лиц в активный терапевтический процесс, который евименовал «психодрамой», целью которой как терапевтического приемевыступает предоставление личности свободы самовыражения ос от напряженностисовременной реальной жизни. Создание социометрии явилось одним из наиболеезначимых достижений социологии как науки за весь период ее существования.Концепция социального обмена
Наиболее известными представителями данногосоциологического направления принято считать американских социологов ДжорджаХоманса (р.1919 г.) и Питера Блау (р.1918 г.).
В своих основных исследованиях «Человеческаягруппа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы»(1961), «Природа социальной науки» (1967) Хоманс сформулировалосновную задачу своей теории в виде общепонятного лозунга «вернутьчеловека в социологию».
По Хомансу, социология явилась результатом процессаестественного развития психологии, а следовательно, «конечные принципыобъяснения в антропологии, социологии и даже в истории… — психологические».
По мнению Хоманса, институты и человеческое общество вцелом складываются только из действий человека, они могут поэтомуанализироваться в терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены наоснове принципов индивидуального поведения. Поэтому существенным элементомсоциологии Хоманса стала его теория социального поведения.
Новое понимание природы я сущности социальногоповедения объяснялось следующим образом: «Социальное поведениепредставляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными,например, знаками одобрения или престижа). Люди, которые получают многое отдругих, испытывают с six стороны воздействие, направленное на то, чтобыпоследние могли получить многое от первых. Такой процесс оказания влияния имееттенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами».
По Хомансу, существуют два уровня поведения:субинституциональный (парные непосредственно-личностные отношения) иинституциональный. Первый — основа второго. И различием между ними является то,что в сложных организациях деятельность регулируется не первичными, а болеесложными по своему характеру вознаграждениями (такими, например, как социальноеодобрение) и в том, что сами процессы обмена «вознаграждающей»становятся более опосредованными.
Сущность социальных отношений в обществе Хомансизлагал следующим образом: «Секрет социального обмена между людьмизаключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, чтопредставляется ему более ценным, чем вам, и получить от него то, так представляетбольшую ценность для вас, чем для него».
Оригинальную социологическую концепцию предложил вэтот период и П.Блау. В таких работах, как «Динамика бюрократии»(1955), «Обмен и власть в социальной жизни» (1964),«Американская структура занятости» (1964), он осуществил попыткуконструктивного синтеза ряда положений функционализма, интерахционизма и школысоциального конфликта,
В вашей работе мы сосредоточиливнимание на принципах, сформулированных Блау, которые являются существеннымифакторами динамики процесса обмена.
Принцип 1. Чем большую выгодучеловек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем болеевероятно, что он будет осуществлять эту деятельность.
Принцип 2. Чем большимколичеством вознаграждении человек обменялся с другим лицом, тем более вероятновозникновение последующих актов обмена благодаря возникшим направляющим ихвзаимным обязательствам. (Компенсацию полученных благ как необходимость дляпродолжения получения их Блау именовал «пусковым механизмом» социальноговзаимодействия).
Принцип 3- Чем чаше нарушаютсяпри обмене взаимные обязательства, склонные к негативному санкционированию лиц,тем более нарушающих нормы взаимности
Принцип 4. С приближениеммомента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, этадеятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается.
Принцип 5. Чем большеустановилось отношении обмена, тем более вероятно, что управлять этимиотношениями будут нормы «справедливого обмена».
Принцип 6. Чем меньшесоблюдаются в отношениях обмена нормы справедливости, тем меньше власти имеютпартии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих эти нормы.
Принцип 7. Чем более стабильныйи сбалансированный характер носят отношения обмена между социальными единицами,тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношенияобмена (Социальная жизнь таким образом, полна «дилемм», решаякоторые, люди вынуждены менять стабильность и баланс одних отношений обмена нанапряженность других, поскольку все они стремятся к поддержанию всегомногообразия этих отношений.).
Теориясимволического интеракционизма
Существенный вклад в эволюциюсовременной западной социологии внес основоположник символическогоинтеракционизма, американский философ и социолог, профессор философииЧикагского университета Джордж Мид (1863-1931).
Мид уделял большое вниманиепроблемам использования научного метода в решении различных социальных проблем.
Эти ориентации Мида взначительной мере содействовали постановке им ряда новых вопросов и получениюсоответствующих результатов. Поэтому принципиально важным моментомсоциологического творчества Мида были признание им примата социального надиндивидуальным и стремление преодолеть ограниченность той исследовательскойтрадиции, в которой индивид и общество, как правило, противопоставлялись другдругу.
Мид написал очень мало работ.Большинство его основополагающих идей можно найти только в опубликованныхпосмертно записях его лекций. Наиболее значительное изложение интерахционизмасодержится в книге ''Разум, Я и Общество" (1934).
Отрицая изначальную данностьлюдям разума и сознания, Мид подчеркивал, что социальный мир индивида ичеловечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, вкоторых большую роль играет «символическое окружение».
Согласно концепции Мида,общение между людьми осуществляется при помощи особых средств — символов, ккоторым он относил жест и язык.
Рассматривая жест какспецифический символ, Мид указывая, что он выступает в непосредственной илиопосредованной форме как начальный, незавершенный элемент поведенческогодействия или акта. Смысл жеста, когда он понятен, вызывает соответствующую, какправило, инстинктивную реакцию. Но жест не имеет социально закрепленногозначения. В этом отношении язык, как более зрелая форма, обладает значительнымипреимуществами, поскольку может оказывать одинаковое воздействие на разныхиндивидов.
По мнению Мида, человеческиедействия изначально носят социальный характер, он неоднократно подчеркивал, чтообъяснение поведения индивида возможно лишь в терминах организованногоповедения общественной группы и что действия индивида необъяснимы, если их нерассматривать как органическое целое.
Одной из важнейших частейсоциологического учения Мида явилась его концепция «межиндивидуальноговзаимодействия», утверждавшая, что общение людей в установки индивида наобъекты (на «других» и на самого себя" порождаются иподдерживаются определенной совокупностью социальных факторов. То как индивидвоспринимает окружающую социальную действительность, обусловливается его опытомобщения с другими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себятак, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующими символами(жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, отмечал Мид,«является результатом принятия данным индивидом установок других поотношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок вединую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой»обобщенного другого".
Этот процесс привяли ролидругих людей («обобщенного другого») особенно рельефно проявляется входе формирования человеческого «Я», происхождение и структурусоциального процесса.
Существенное значение дляразвития социологии и психологии имела разработанная Мидом ролевая концепцияличности. Многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать)в виде определенного набора социально-типичных, устойчивых шаблонов егоповедения — «ролей», которые человек играет в обществе. Причем, поМиду, анализ «ролей», которые человек дает достаточные основания длясуждения не только о его повелении, но и о его личности, поскольку еевнутренняя импульсивная и нормативная противоречивость выражается в любыхповеденческих актах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :