Реферат по предмету "Москвоведение"


Абрамцево

Абрамцево в XVI – первой половине XIX века
Первыеупоминания об Абрамцеве относятся к XVI в. «Обрамково», как называют этуместность документы 1580-х гг., вместе с соседней деревней Мутовки числилосьтогда за помещиком Волынским. О судьбе поместья в последовавшее затем Смутноевремя и при правлении первых Романовых сведений не сохранилось.
Вначале XVIII в. Абрамково, как теперь называлось поместье, стало владениемФедора Ивановича Головина – представителя старинного знатного рода, возвысившегосяпри Петре I. Прослужив двадцать лет во флоте, в 1727 г. Головин уволился в отставку и поселился в Абрамкове. Здесь он прожил почти безвыездно болееполувека, занимаясь устройством усадьбы, в общих чертах сохранившей свой обликдо наших дней. Помещичья усадьба располагалась на высоком берегу речки Вори. Кодноэтажному деревянному господскому дому, с запада примыкал двор, окруженныйслужебными постройками, а за ним, на одной оси с домом, находились два пруда. Ссевера был разбит фруктовый сад, с востока – регулярный парк, спускавшийся креке. С юга от дома проходила дорога, которая вела к Покровскому монастырю всоседнем Хотькове, где разветвлялась: налево – в Троице-Сергиеву лавру, направо– в Москву. Скромное по размерам поместье не было доходным. Усадьба помещика –сельцо Абрамково, и две деревушки к северу от него – Быково и Мутовки, насчитываливсего полтора десятка крестьянских дворов. Привлекательность усадьбе придаваложивописное местоположение, богатые охотничьи и рыболовные угодья, обилие грибови ягод. Во владении Головиных поместье оставалось до 1783 г., затем за короткий срок сменило нескольких хозяев.
В 1797 г. Абрамково приобрел Ларион Васильевич Молчанов, семья которого владелапоместьем до 1840 г. При Молчановых над домом был пристроен мезонин, сооруженытеррасы в парке на спуске к реке и вырыт пруд у самой реки, сохранившиеся донаших дней. Составить представление о поместье того времени можно поэкономическому описанию Дмитровского уезда Московской губернии за 1800 г.: «На правом берегу реки Вори дом господский деревянный об одном этаже и при нем сад сплодовитыми деревьями. Деревни Быкова и Мутовка на правой стороне той же рекиВори, коя в жаркое время имеет широты 3 сажени, глубины 1 аршин (1 сажень равна3 аршинам или 2, 1336 м. – Прим. ред.), в ней рыбы: щуки, окуни, плотва. Наоной состоит мучная мельница о дву поставах и действует во всегодичное времядля крестьянского употребления и в соседственные имения. Вода к употреблениюлюдям и скоту здорова. Лес строевой: сосновый и еловый; дровяной: ольховый, кленовый,березовый и орешник, а частью дубовый. В том лесу бывают набегом звери: волки, зайцы,лисицы, белки и налетом птицы: тетерева, рябцы, куропатки и прочие. Грунт землииловатый с песком, к урожаю ржи, ячменя, овса, гречи, льну, конопли, пшеницы иярового и к произращению сенных покосов средственный. Крестьяне упражняются напашне и возят для продажи в Москву дрова. Женщины же прядут лен, посконь, шерстьи ткут холсты. Зажитком средственные».
В 1841 г. поместье приобрел у дочери Молчанова Василий Васильевич Неведомский, ноуже в 1843 г. продал его С. Т. Аксакову.
Абрамцево при Аксаковых
 СергейТимофеевич Аксаков (1791–1859), представитель старинного, но небогатогодворянского рода, родился в Уфе. Здесь, а также в имении деда в Оренбургскойгубернии прошло его детство. Аксаков получил образование в Казанской гимназии, преобразованнойза время его учебы в университет (1801–1807). Затем он служил в Петербурге, гдесблизился с будущими участниками литературного общества «Беседа любителей русскогослова» – поэтом Г. Р. Державиным, писателем, адмиралом и государственным деятелемА. С. Шишковым и др. В 1812 г. Аксаков вернулся в родное имение и провел тамследующие полтора десятилетия, периодически посещая Петербург и Москву.
В 1816 г. Аксаков обвенчался с Ольгой Семеновной Заплатиной (1793–1878), скоторой прожил всю оставшуюся жизнь (в семье было четырнадцать детей). СыновьяАксакова, Константин (1817–1860) и Иван (1823–1886), стали впоследствии виднымиучастниками движения славянофилов, отстаивавших самобытный путь историческогоразвития России, а Григорий (1820–1891) – самарским и оренбургским губернатором,земским деятелем.
В 1826 г. Аксаков переехал с семьей в Москву и вновь поступил на службу: сначалацензором (1827–1832), затем инспектором Константиновского землемерного училища,а после превращения этого учебного заведения в межевой институт – егодиректором (1833–1838). После смерти отца он получил наследство и вскореокончательно ушел в отставку с государственной службы.
Заэти годы он завязал знакомства в литературной и театральной среде Москвы иПетербурга, приобрел известность как театральный критик. Друзьями Аксакова былиписатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин,славянофилы И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, другиезнаменитые современники.
Вконце 1843 г., после долгих поисков подходящей подмосковной усадьбы, Аксаковприобрел Абрамцево. При Аксаковых усадьба сохранила свой прежний вид:господский дом западным фасадом выходил на прямоугольный двор, который окружалихозяйственные строения – людская, кухня, сарай с амбаром, баня. К юго-востокуот дома располагался жилой флигель – единственная постройка, сделанная новымихозяевами. Усадьба и парк оставались неогороженными и сливались с окружающимиполями и лесами. Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцевостало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты. «Прекрасный мирный,уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно», – писал он сыну Ивану вначале 1844 г.
ВАбрамцеве Аксаков сложился как писатель и создал свои лучшие литературныепроизведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотникаОренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника»(1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек» (обе – 1858).Незаурядный дар рассказчика, наблюдательность и правдивость, точность ипростота языка принесли Аксакову заслуженное признание. «Если бы тетерев мограссказать о себе, он бы, я уверен, ни слова не прибавил к тому, что о немповедал господин Аксаков», – писал о «Записках ружейного охотника…» И. С.Тургенев. При Аксакове Абрамцево посещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин идругие друзья писателя.
Послесмерти С. Т. Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцевоопустело, а в 1870 г. усадьба была продана С. И. Мамонтову.
Абрамцевопри Мамонтовых
Савва Иванович Мамонтов (1841–1918), выходец из старинной купеческой семьи, родился в г. Ялуторовск Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Его отец, Иван Федорович Мамонтов (1802–1869), основал акционерное общество, проложившее Московско-Ярославскую железную дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. Около 1850 г. семья Мамонтовых поселилась в Москве. С. И. Мамонтов учился в московской гимназии, Петербургском горном институте (1854–1855) и в Московском университете (1860–1862), который не закончил. И. Ф. Мамонтов, желая приобщить сына к семейному делу, отправил его на стажировку в Баку (1862–1863), а затем ввел в правление Московско-Ярославской железной дороги.
  В Италии. Слева направо:
М. М. Антокольский,
Сергей, Е. Г. и С. И. Мамонтовы. 1870-е
 
 В 1865 г. С. И. Мамонтов женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой (1847–1908), также происходившей из старинной купеческой семьи, владевшей ткацкими фабриками. Супруги поселились на Садовой-Спасской улице в доме, подаренном И. Ф. Мамонтовым. В семье было пятеро детей – Сергей (1867–1915), Андрей (1869–1891), Всеволод (1870–1951), Вера (1875–1907) и Александра (1878–1952), названных по первым буквам имени С. И. Мамонтова – Савва.
После смерти отца С. И. Мамонтов, унаследовав часть его состояния, стал директором (1872), а затем председателем правления преобразованного Акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (1894–1899).
В 1870 г. С. И. Мамонтов приобрел у дочери С. Т. Аксакова усадьбу Абрамцево. В обветшавшей усадьбе все строения требовали ремонта, и Мамонтовы взялись за ее обустройство. В 1870–1880-х гг. был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. В северной части двора были возведены ветряная водокачка и сарай с амбаром, на месте фруктового сада – теплица и две оранжереи, где выращивались клубника и персики, а к юго-западу от двора – конюшня и каретный сарай. Скотный двор с молочной в «голландском стиле», сенной сарай и дача под названием «Яшкин дом» не уместились на территории старой усадьбы, и были вынесены за ее пределы. До наших дней большинство из этих построек не сохранилось.
Стремясь улучшить положение местных крестьян, Елизавета Григорьевна Мамонтова организовала первые в округе больницу (1873) и школу (1874). При школе была открыта столярная мастерская (1876) с целью предотвратить уход сельской молодежи на заработки в город. Эти постройки, располагавшиеся к северо-западу от усадьбы, получили название «Культурный поселок» и также не дошли до нашего времени.
Предприниматель по профессии, С. И. Мамонтов был художником по призванию: его живо интересовали изобразительное искусство, архитектура, театр. Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург А. Н. Островский, затем брал уроки пения в Милане, занимался рисунком в Риме. С конца 1860-х гг. дом Мамонтовых на Садовой-Спасской начали посещать представители творческих профессий – художник Н. В. Неврев, архитектор В. А. Гартман и др. В 1872 г. Мамонтовы побывали в Италии, где познакомились со скульптором М. М. Антокольским, художником В. Д. Поленовым и историком искусства А. В. Праховым. В память об этом событии в Абрамцеве, с юго-восточной стороны усадебного дома, была посажена «Римская роща». В последующие годы к кругу знакомых Мамонтовых присоединились И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, И. С. Остроухов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. А. Киселев и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок.
С конца 1870-х гг. участники кружка подолгу жили и работали в Абрамцеве. В усадьбе и ее окрестностях были написаны «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883) и «Не ждали» (1884–1888) Репина, «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1881–1898) Васнецова, «Девочка с персиками» (1887) Серова, «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) Нестерова и другие шедевры русской живописи. Но деятельность Мамонтовского кружка не ограничивалась изобразительным искусством.
По инициативе Е. Г. Мамонтовой, при участии И. Е. Репина, В. Д. и Е. Д. Поленовых, В. М. Васнецова и Андрея Мамонтова, в Абрамцеве была собрана коллекция произведений народного искусства (1881–1890-е). На основе этой коллекции создавались изделия абрамцевской мастерской, преобразованной в столярно-резчицкую. Художественное руководство мастерской с 1885 по 1892 г. осуществляла Е. Д. Поленова, создавшая более ста эскизов, по которым изготовлялись украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта. Позднее мастерской руководили художницы М. Ф. Якунчикова и Н. Я. Давыдова.
В 1890 г. в «Культурном поселке» была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды. Существенный вклад в деятельность мастерской внес мастер-технолог П. К. Ваулин, заведовавший керамическим производством более десяти лет.
В работе мастерских участвовали также Васнецов, Поленов, Серов, Коровин, Киселев, Андрей Мамонтов и другие художники. Абрамцевские изделия пользовались спросом в Москве, Петербурге и других городах, получали премии на престижных выставках, в том числе на Всемирной выставке в Париже (1900). В 1890-х гг. подобные художественные мастерские были открыты в имениях Соломенки М. Ф. Якунчиковой и Талашкино княгини М. К. Тенишевой.
В Абрамцеве поддерживали широко распространенную в те годы традицию домашних спектаклей. Режиссером, а нередко и драматургом в них выступал С. И. Мамонтов, роли исполняли все желающие, а декорации и эскизы к костюмам создавали Поленов, Васнецов и другие художники. Эти любительские постановки во многом способствовали созданию Мамонтовым Русской частной оперы (1885–1891, 1896–1899) в Москве.
На территории усадьбы, рядом с господским домом, были построены скульптурная мастерская (1873) по проекту В. А. Гартмана и баня (1877–1878) по проекту И. П. Ропета – образцы популярного в то время «русского стиля», одного из течений архитектурной эклектики. В 1881–1882 гг. в усадебном парке по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова была возведена церковь Спаса Нерукотворного. В 1883 г. по соседству с церковью по проекту В. М. Васнецова была построена беседка, которая за свой причудливый вид получила название «Избушка на курьих ножках». Церковь и избушка считаются первыми произведениями русского модерна.
В 1893 г. участники Мамонтовского художественного кружка отметили пятнадцатилетие своего содружества. На праздновании этого события выступил с речью В. М. Васнецов, а в следующем году был издан юбилейный альбом «Хроника нашего художественного кружка», обложку которого оформил В. Д. Поленов. И речь Васнецова, и альбом были посвящены театральной деятельности кружка, но его наследие более значительно и многообразно. Мамонтовский художественный кружок заложил основу национального, неорусского направления стиля модерн и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К. С. Станиславского и Русских сезонов С. П. Дягилева на рубеже XIX–XX столетий. Участники кружка создали один из первых музеев произведений русского народного искусства, а абрамцевские мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и производства майолики.
За прошедшие годы предпринимательская деятельность С. И. Мамонтова значительно расширилась: он проложил Донецкую каменноугольную железную дорогу, был главным акционером Московского акционерного общества Вагоностроительный завод, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов, став одним из создателей российской железнодорожной промышленности. Но в 1899 г. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Московский дом, опечатанный после ареста Мамонтова, и хранившаяся в нем коллекция художественных произведений были проданы на аукционе для уплаты долгов. Абрамцево, переписанное в 1880 г. на Е. Г. Мамонтову, удалось сохранить.
Абрамцево в XX веке
 С 1900 г. С. И. Мамонтов большую часть времени жил в Москве, в доме на 2-й улице Ямского поля у Бутырской заставы, купленном в середине 1890-х гг. на имя младшей дочери Александры. Сюда в 1896 г. была перенесена Абрамцевская керамическая мастерская, получившая название Керамический завод «Абрамцево», управлению которым посвятил себя Мамонтов. Изделия завода занимали почетные места на российских и международных выставках, украшали московские здания: панно «Принцесса Греза» (1899 – 1903) М. А. Врубеля – фасад гостиницы «Метрополь», панно К. А. Коровина на темы русского Севера (1990-е) – интерьеры Ярославского вокзала, фриз по эскизу В. М. Васнецова (1903) – фасад Третьяковской галереи.
После смерти Е. Г. Мамонтовой Абрамцево перешло по наследству к дочери Мамонтовых – Александре. К тому времени усадьба приобрела широкую известность и сюда приезжали многие художники и историки искусства.
В 1910 г. старший сын Мамонтовых Сергей построил по соседству с усадьбой дачу «Яснушка». Здесь бывали писатели И. А. Бунин, И. С. Шмелев, певец Ф. И. Шаляпин и другие знаменитые современники. До нашего времени дача не сохранилась.
После Октябрьской революции 1917 г. Абрамцево было национализировано. Здесь открылся для посетителей музей, получивший название Музей-усадьба «Абрамцево». Его первой хранительницей стала Александра Саввична Мамонтова. К началу 1920-х гг. коллекция музея насчитывала около двух тысяч экспонатов.
В 1932 г. доступ посетителей в музей был закрыт, а на территории усадьбы организован дом отдыха для работников искусства. Сюда приезжали режиссер Г. А. Александров, актриса Л. П. Орлова, композитор Т. Н. Хренников и другие представители творческих профессий. В 1933 г. на противоположном от усадьбы берегу Вори был построен поселок художников, получивший название «Ново-Абрамцево». Здесь жили и работали художники И. Э. Грабарь, И. И. Машков, скульпторы В. И. Мухина, Б. Д. Королев и многие другие мастера. В 1938 г. абрамцевский дом отдыха был преобразован в санаторий для работников начальной и средней школы. С началом Великой Отечественной войны (1941–1945) музейные предметы были вывезены из Абрамцева в Загорский музей, а в усадьбе разместился госпиталь.
В послевоенные годы к Абрамцеву проявили интерес сразу две влиятельные организации: Союз художников СССР и Академия наук СССР. Судьба Абрамцева решалась на самом высоком уровне. В 1947 г. руководитель Советского государства И. В. Сталин принял президента Академии наук С. И. Вавилова и передал Абрамцево в ведение Академии. Усадьба Абрамцево вновь получила статус музея, но половину ее территории занял академический санаторий. Научное руководство музеем было возложено на художника и историка искусства, академика И. Э. Грабаря, а из Загорского музея в Абрамцево были возвращены 1375 экспонатов. В 1948 г. хранителем абрамцевского музея был назначен Всеволод Саввич Мамонтов, начавший его восстановление. В 1950 г. музей принял первых посетителей.
В 1971 г. в бывшем лечебном корпусе санатория, возведенном в 1930-х гг. напротив усадебного дома, был организован отдел «Советские художники в Абрамцеве» (в настоящее время – экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве»). В 1977 г. музей получил всю территорию усадьбы и современное название – Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». В 1982 г. в помещении бывшей надвратной церкви Иоанна Предтечи в Северных воротах Покровского монастыря в г. Хотьково был открыт отдел реставрации и охраны памятников музея-заповедника. В 1998 г. отдел был переведен в здание бывшей монастырской гостиницы и переименован в художественно-краеведческий (в 2007 г. преобразован в отдел художественных ремесел). В 1989 г. музею-заповеднику был передан дом отдыха «Абрамцево», располагавшийся на территории бывшего «Культурного поселка» Мамонтовых. В 1995 г. указом Президента РФ музей-заповедник получил статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения.
По-разному сложилась судьба абрамцевских мастерских. В середине 1920-х гг. Керамический завод «Абрамцево» был передан учебно-производственной базе ВХУТЕМАСа, а затем переоборудован в экспериментальную лабораторию огнеупорных материалов. Его художественное значение было утрачено. Абрамцевская столярно-резчицкая мастерская, после ряда преобразований в 1920-х гг., получила название «Абрамцевская деревообделочная профтехшкола» и в 1931 г. была переведена в Хотьково. В 1957 г. на ее основе было создано Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова, в 1990-х гг. преобразованное в колледж, продолжающий абрамцевские художественные традиции.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.abramtsevo.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Трилогия И А Гончарова Обыкновенная история Обломов Обрыв 2
Реферат Проект волоконно-оптичної лінії зв’язку між пунктами Запоріжжя - Васильовка
Реферат Интернет маркетинг 3
Реферат Sportster Voice 28.8 Инсталляция Проблемы и решения
Реферат Расчетно-графическая работа 3
Реферат Colonial Authors Compared To Modern Essay Research
Реферат Методы оценки качества продукции
Реферат Расходы федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга по статье Здравоохранение, физическая к
Реферат Сочинение по повести Куприна Олеся
Реферат Сезонные колебания неспецифической активности и сопротивляемости осмотическим и механическим воздействиям
Реферат Mетодика распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2001 г
Реферат Стихотворение Заболоцкого О красоте человеческих лиц
Реферат Генезис ценностей высшего образования в зависимости от условий социального развития общества
Реферат Ulrich schmid@ruhr-uni-bochum
Реферат Загальні відомості про штукатурні розчини