Реферат по предмету "Социология"


Ценность идеологии как социального регулятора

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1.Роль идеологии в общественной жизни
2.Идеология и управление обществом
3.Идеология как социальный регулятор
Заключение
Списокисточников и литературы
 

ВВЕДЕНИЕ
 
В самом простом ипервоначальном (традиционном) определении, идеология предстает перед нами какориентированная на действие и логически согласованная система идей, в ложной,мистифицированной форме выражающих интересы социальных групп общества(организации, коллектива, человека).
Вместе с тем идеологияможет быть рассмотрена как определенная система производства, распределения и потреблениядуховных продуктов, которая включает в себя систему идей, идеологическиеотношения субъектов по поводу создания и реализации элементов общей системы,деятельность идеологических институтов в процессе идеологического воздействия,а также объекта и субъекта идеологического воздействия — человека (коллектив).В таком качестве идеология является элементом социально-психологическойпрактики общества (коллектива, человека).
Отличительной,качественной особенностью идеологии является ее знаковый (семиотический)характер. В качестве знаковой системы, идеология, в рамках процессаидеологического воздействия, осуществляет перевод структур общественного бытия(знаки, идеи, символы) в структурные компоненты индивидуального сознания(интериоризация идеологических представлений).
Посредством выполненияспецифических функций (интегративная, аксиологическая, познавательная,мобилизующая, прогностическая, мотивационная и т.п.), идеология обеспечиваетпроцесс отображения действительности и процесс деятельностного ее изменения.Наконец, идеология, представляя собой, в качестве элемента более общей системы,инструмент (механизм) формирования и регулирования сознания и поведения своихадептов, фактически может играть роль самостоятельного механизма в управленииреальными процессами на поверхности системы.

1. РОЛЬ ИДЕОЛОГИИ ВОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Впервые терминидеология ввел в обиход французский философ и экономист А. Л. К. Дестют деТраси в 1801 г. в своем произведении «Элементы идеологии» для анализа ощущенийи идей[1].
В этот период идеологиявыступает своеобразным философским течением, означавшим переход отпросветительского эмпиризма к традиционному спиритуализму, получившемузначительное распространение в европейской философии в первой половине XIX в.Во время правления Наполеона из-за того, что некоторые философы заняли поотношению к нему и его реформам враждебную позицию, французский император и егоприближенные стали называть «идеологами» или «доктринерами» лиц, чьи взглядыбыли оторваны от практических проблем общественной жизни и реальной политики.Именно в этот период идеология начинает переходить из философской дисциплины вее нынешнее состояние, то есть в доктрину, более или менее лишеннуюобъективного содержания и выражающую и защищающую интересы различных социальныхсил.
В середине XIX векановый подход к выяснению содержания и общественного познания идеологии былсделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. В «Немецкой идеологии» (1845–1846 гг.)[2],ряде других работ основоположники нового философского учения рассматривалиидеологию как:
1) идеалистическуюконцепцию, в соответствии с которой мир является воплощением идей, мыслей,принципов;
2) характермыслительного процесса, когда его носители, не осознавая зависимости своихвзглядов от материальных интересов, определенных классов, систематическивоспроизводят иллюзии об абсолютной самостоятельности общественных целей;
3) создание такогометода конструирования действительности, когда мнимая, воображаемая реальность,представляется как действительность.
В итоге, согласномарксизму, реальная действительность во всем ее многообразии, выражаетсяидеологией в искаженном, перевернутом виде, а сама идеология оказываетсяиллюзорным сознанием. Основополагающим в понимании сущности идеологии, согласномарксизму, является ее понимание как определенной формы общественного сознания,опирающейся на реальную материю и подчиняющейся законам общественного развития.Хотя идеология обладает относительной самостоятельностью по отношению кпроисходящим в обществе процессам, но в целом ее сущность и социальнаянаправленность определяется общественным бытием.
Как известно, Маркс иЭнгельс не использовали понятие идеология для характеристики своих взглядов,которые они характеризовали как теорию научного социализма.
Еще одну точку наидеологию высказал В. Парето (1848–1923), итальянский социолог и политэконом. Вего интерпретации идеология существенно отличается от науки, и они не имеютмежду собой ничего общего. Если последняя опирается на наблюдения и логическоеосмысление, то первая на чувства и веру. Определив, что чувства и вера являютсяважнейшими свойствами идеологии, Парето считает основной общественной функциейее способность «убеждать, воздействовать на умы и заставлять действовать»[3].Такое понимание идеологии в значительной степени определило и взглядыитальянского мыслителя на общество и общественную жизнь. Согласно Парето,общество – это социально-экономическая система, обладающая равновесием в силутого, что антагонистические интересы социальных слоев и классов нейтрализуютдруг друга. Несмотря на постоянный антагонизм, вызванный неравенством междулюдьми, человеческое общество тем не менее существует и это происходит потому,что им управляют с помощью идеологии, системы убеждений избранные люди,человеческая элита. Получается, что функционирование общества в немалой степенизависит от умения элиты доводить свои убеждения, или идеологию, до сознаниялюдей. Идеология может доводиться до сознания людей через разъяснение,убеждение, а также с помощью насильственных действий.
В начале XX века своепонимание идеологии высказал немецкий социолог К. Манхейм (1893–1947). Опираясьна заимствованное у марксизма положение о зависимости общественного сознания отобщественного бытия, идеологии от экономических отношений, он разрабатываетконцепцию об индивидуальной и универсальной идеологии. Под индивидуальной иличастной идеологией подразумевается «совокупность представлений более или менееосмысляющих реальную действительность, истинное познание которой вступает впротиворечие с интересами того, кто предлагает саму идеологию»[4].
В более общем планеидеологией считается универсальное “видение мира” социальной группой иликлассом. В первом, то есть в индивидуальном плане анализ идеологии долженосуществляться в психологическом ракурсе, а во втором с социологическихпозиций. И в первом, и во втором случаях идеологией, по мнению немецкогомыслителя, является идея, которая способна врасти в ситуацию, подчинить иадаптировать ее себе. «Идеология, – утверждает Манхейм, – это идеи, имеющиевлияние на ситуацию и которые в действительности не могли реализовать своепотенциальное содержание. Нередко идеи выступают как благонамеренные целииндивидуального поведения. Когда же их стараются реализовать в практическойжизни, имеет место деформация их содержания. Христианская идея братской любви кближнему, например, продолжает оставаться в обществе, основанном на рабстве,неосуществимой идеей, хотя и считается, что она может выступать как цельиндивидуального поведения»[5].
В тоже времяутопические идеи, считает Манхейм, в отличие от идеологии, могут осуществлятьсяи в этом между ними заключается принципиальное различие. Немецкий мыслительсчитает, что любая идеология апологетически защищает существующий строй и тоткласс, который находится у власти. Ей противостоят взгляды оппозиционных иобездоленных слоев, выступающих со своими идеями, которые Манхейм называетутопическими и которые в случае прихода последних к власти автоматическипревращаются в новую идеологию. Отрицая классовое сознание и соответственноклассовую идеологию, Манхейм признает, по существу, только социальные,партикулярные интересы профессиональных групп и лиц разных поколений. Среди нихособая роль отводится творческой интеллигенции, стоящей, якобы, вне классов испособной к беспристрастному познанию общества, хотя только на уровневозможности.
Общим для Парето иМанхейма является противопоставление идеологии позитивным наукам. У Парето –это противопоставление идеологии науке, а у Манхейма идеологии – утопиям, тоесть теориям, которые могут быть реализованы.
С учетом того, какПарето и Манхейм характеризуют идеологию, ее сущность можно охарактеризоватьтак. Идеологией является любая вера, с помощью которой контролируютсяколлективные действия. Термин вера следует понимать в самом широком значении и,в частности, как понятие, которое регулирует поведение и которое может иметьили нет объективное значение. Понимаемое в таком смысле понятие идеологияявляется чисто формальным, поскольку в качестве идеологии может рассматриватьсякак вера, основанная на объективных началах, так и вера, полностьюнеобоснованная, как реализуемая, так и нереализуемая. Идеология становитсяверой не в силу ее законности или незаконности, но ее способностиконтролировать, направлять поведение людей в соответствующих условиях.
Самое обстоятельное иаргументированное толкование идеологии, ее сущности было дано основоположникамимарксизма и их последователями. Они определяют идеологию как систему взглядов иидей, с помощью которых осмысливаются и оцениваются отношения и связи людей сдействительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а такжеопределяются цели и задачи общественной деятельности, заключающиеся взакреплении или изменении существующих общественных отношений. В классовомобществе идеология носит классовый характер и отражает интересы социальныхгрупп и классов.
Прежде всего, идеологияявляется частью общественного сознания и относится к ее высшему уровню,поскольку в систематизированной форме, облеченной в концепции и теории,выражает основные интересы классов и социальных групп. Структурно она включаетв себя как теоретические установки, так и практические действия. При этомидеологическая концепция теоретически может быть хорошо разработанной, а вот еепрактическая реализация осуществляется с большими дефектами и издержками. Висторическом плане, да и в обыденной жизни, это происходит нередко.
Говоря о формированииидеологии, следует иметь в виду, что она не возникает сама по себе изповседневной жизни людей, а создается обществоведами, политическими игосударственными деятелями. При этом очень важно знать, что идеологическиеконцепции не обязательно создаются представителями того класса или социальнойгруппы, чьи интересы они выражают. Мировая история свидетельствует, что средипредставителей господствующих классов было немало идеологов, которые, поройнеосознанно, выражали интересы других социальных слоев. Теоретически идеологистановятся таковыми в силу того, что они в систематизированной или достаточноявной форме выражают цели и необходимость политических исоциально-экономических преобразований, к которым эмпирическим путем, то есть впроцессе своей практической деятельности, приходит тот или другой класс илигруппа людей.
Характер идеологии, еенаправленность и качественная оценка зависят от того, чьим социальным интересамона соответствует. Если она способствует общественному прогрессу, то такуюидеологию марксизм считает прогрессивной. Если же она служит интересамменьшинства, подчеркивает превосходство одного народа над другим, то онасчитается реакционной.
Помимо этих двухосновных форм идеологии, цели и программы которых формируются и выражаютсявполне осознанно с более или менее четким определением поставленных задач,существуют еще промежуточные или иллюзорные идеологии. Их суть заключается втом, что создатели этих концепций ставят заведомо невыполнимые цели,руководствуясь при этом не объективными возможностями, имеющимися в наличии, а“порывами души”, романтическими идеями об осчастливливании человечества илиискоренении мирового зла. Таких идеологий в истории человечества существовало исуществует множество. Как правило, такие концепции существуют недолго, хотя накакое-то непродолжительное время они могут увлечь значительные массы людей.Одновременно надо признать, что некоторые из этих идей, получивших в марксизменазвание утопических, играют положительную роль. Не будучи реализованными всвое время, в будущем при создании необходимых объективных условий, ониоказываются вполне выполнимыми.
Любая влиятельнаяидеология является партийной. Это проявляется в том, что идеология выражаетполитические и социально-экономические интересы классов и социальных групп нетолько на концептуальном уровне, но и через борьбу политических партий иобщественных организаций за политическую власть.
Каждая влиятельнаяидеология в своем развитии опирается на предшествующие наработки, определенныймыслительный материал, без которых она просто не могла бы состояться. В своюочередь, вновь возникающая идеология, выступая по содержанию отражением новыхсоциальных условий, по форме выражения своих целей наследует существовавшиеранее.
Идеологическиевоззрения проявляют себя в различных формах политических, правовых, этических,религиозных, философских, эстетических взглядов. В области естественных наукидеологическое значение приобретают философско-мировоззренческие обобщениясделанных открытий. Общественные науки сами выступают в качествеидеологических, так как используют социальные проблемы, исходя из заложенных вних социально-классовых установок и ориентиров.
Идеология, хотя иявляется порождением общественного бытия, но, обладая относительнойсамостоятельностью, оказывает огромное обратное воздействие на общественнуюжизнь и социальные преобразования. В переломные исторические периоды в жизни обществаэто влияние в короткие в историческом плане промежутки времени может бытьрешающим.
В середине XX века взападноевропейской общественно-политической мысли некоторые политологи исоциологи, в частности, Р. Арон, Д. Белл, К. Поппер и некоторые другиевыступили с идеей утверждения в науке объективности и беспристрастности,которая получила название деидеологизации общественной мысли. Эта концепция, содной стороны, стремилась представить современную буржуазную идеологию вкачестве беспартийной «чистой науки», а с другой, дискредитировать подпредлогом ненаучности идеологические концепции левых, и в первую очередьмарксистскую. Существовавшие ранее концепции из-за отсутствия в них научностиобъявлялись светской религией или же идеологизированным фанатизмом.Одновременно с этим усиленно начинает культивироваться идея о конце идеологии,замене идеологических догм научными представлениями. Так, Раймон Арон в своейнашумевшей книге «Опиум интеллектуалов» (1955)[6] выражаеттотальный скептицизм и недоверие к идеологиям, рассматриваемым им как комплексописательных и оценочных взглядов, характерных для определенных общественныхгрупп и классов, с помощью которых они интерпретировали социальнуюдействительность.
Такой идеологическийподход к анализу общественной жизни заканчивается и на смену ему приходитпрагматическая истина и социальная инженерия, опирающаяся на научнуюинтерпретацию общественной жизни.
Даниэль Белл в сборникестатей «Конец идеологии» (1969)[7] вкачестве причин исчезновения или утраты влияния идеологии на жизнь обществаназывает такие причины: 1) практику XX века, принесшую человечеству фашистскуюидеологию и концентрационные лагеря; 2) глубокие изменения в капиталистическомобществе на этапе его “постиндустриального” развития; 3) признание значительнойчастью интеллектуальной элиты Запада таких социальных и политических ценностей,как социальная политика, смешанная экономика, политический плюрализм,децентрализация власти.
Сегодняшняяобщественная жизнь свидетельствует о том, что значение идеологии в жизнисовременных обществ, независимо от их социально-экономического уровня развития,будет неуклонно возрастать.
2. ИДЕОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕОБЩЕСТВОМ
 
Объединяющим стержнем вдуховно-нравственном воздействии и регулировании, в эффективном управленииявляется наличие сильных плодотворных идей. Идеи в системе духовных ценностейявляются началом объединяющим, обеспечивающим целостный взгляд на мир. Кактолько в обществе возникает дефицит современных идей, так ослабляются сознаниеи воля людей, разрушается государственная идеология, которая всегда остается духовнымстержнем сильной государственности.
Это положение особенносправедливо для управления общественными делами в России, прежде всегогосударственного, которое никогда в силу культурно-исторических особенностей несводилось только к организационно-регулирующему воздействию, оно не могло неопираться на духовные ценности, прежде всего нравственные и интеллектуальные,хотя, к сожалению, делало это плохо, недостаточно, порой даже ущербно, а потомуопаздывало то с отменой крепостного права, то с предоставлением демократическихи социальных свобод своим гражданам, использованием достиженийнаучно-технической и информационной революций в практике управления.
Поэтому государственнаяидеология наряду с нравственностью является неотъемлемой частью духовной жизниобщества, частью его теоретического сознания, мощным регулятором общественнойжизни. Все субъекты управления, прежде всего государство, не только не могут неучитывать этого неоспоримого факта, но в целях эффективного управления должныпостоянно заботиться о своевременном развитии и обновлении тех идей, которыеиспользуются ими в управлении. Более того, идеологическая сфера регулированияобщественными делами неразрывно связана с научным управлением.
Идеология на основенауки позволяет правильно понять прошлое, разобраться в настоящем, предвидетьбудущее. Производство и воспроизводство идей — результат духовной деятельностивсего общества, но прежде всего научной и творческой интеллигенции.
История развитияобщества — это история развития идей, на которых основаны правовые иполитические учения. К их числу относятся общественно-политические взглядыСократа, Платона (модели идеального государства), Аристотеля, Цицерона, Сенеки,Фомы Аквинского, Макиавелли, Гоббса, Вольтера, Канта, Гегеля, Кампанеллы,Сен-Симона, Фурье, Маркса, Энгельса, Ленина и др.
Наличие определенногокачества идей и ценностно-нравственных регуляторов в жизни общества позволяютему сохранять свою целостность, устанавливать необходимый баланс интересов,добиваться общественного согласия, гармонизировать интересы всего общества иглавного субъекта управления — государства[8].
«История каждогонарода, — пишет профессор М.С. Джунусов, — полна примерами противостоянияприверженцев и противников добра и зла, справедливости и несправедливости.Нелишне вспомнить, как Моисей, Христос, Будда, Конфуций учили тысячелетияназад: ненависть между людьми разъединяет их, а любовь объединяет»[9].
На наш взгляд,противоречия в самой системе регулирующего воздействия, недостатокинновационных идей и решений приводят прежде всего к нарушениям баланса междумерами оперативно-технического регулирования и его концептуальными,стратегическими формами, что является одним из острейших противоречийсовременного управления. Оно тесно связано с недостатками духовно-нравственногои идеологического управления, в большей мере относящимися к главному субъектувласти и управления — государству. Кризис государственного управления во многомопределяет распространенное сегодня явление социальной аномии.
Социальная аномия (отфранцузского anomie — беззаконие, неорганизованность) — болезненное состояниеобщественной жизни, ценностно-нормативный вакуум, характерный для переходных икризисных периодов развития общества, когда старые нормы и ценности уже неработают, а новые отсутствуют или еще не полностью сложились. В периодывозрастания социальной аномии резко ослабляется нормативное социальноерегулирование, вследствие непоследовательности, противоречивости инеопределенности государственной политики социально-экономического и духовногоразвития.
Явление социальнойаномии тесно связано с глобальным противоречием современного мира — резкимотставанием темпов социального прогресса от научно-технического, которое вомногом обусловливает болезни общества, порождает девиантное поведение людей внем.
Пути лечения социальнойаномии известны. Два из них представляются приоритетными и очевидными[10].
Первый — государство,оставаясь главным субъектом управления, меняет свое поведение в обществе,строит свои отношения с ним все в большей мере на основе научного управления,соблюдения не только правовых норм, но и социальных и нравственных. Поэтому оновсе в большей мере развивает гражданское общество, передает функции социальногоконтроля общественным институтам, неформальным образованиям, делегирует имправа, полномочия, ресурсы, повышая тем самым их самоуправленческиевозможности. Последние в своей деятельности в качестве приоритетоввзаимоотношения с гражданами, населением выдвигают новый тип отношений —договорных, хозяйственных, мотивационных, социальных, а не только политическихи административно-командных.
Второй — возрастаниероли общества в целом как субъекта управления, когда общество в целом включаетв механизм регулирования свой коллективный разум, создает интеллектуальные инравственные системы управления, способные сбалансировать разные интересы егоразличных структур.
В этих случаяхпереворачивается уродливая пирамида: «общество — для государства» в сторону“государство — для общества». Это возможно только в случае, если деятельностьобщества и государства обретает современный смысл, прежде всего духовный инравственный.
К сожалению,многовековая история России многострадальна. Это история скрытой и открытойконфронтации между структурами государственного управления и обществом. Вроссийской истории либо власть «давила» свой народ, либо народ «давил» своювласть. Согласие, соединение этих сторон в обществе наступало лишь тогда, когдавнешний враг или природные катаклизмы угрожали самому бытию российскогообщества, в экстремальных ситуациях его жизни и развития.
В отличие от странЗапада государство в России всегда отличалось чрезмерной самостоятельностью всвоих решениях и действиях, склонностью к административному давлению, насилию иединовластию. Именно оно определяло, что народ должен делать, как себя вести,что говорить, о чем думать и мечтать. Именно власть, правящая элита во многомопределяла историю России, была ее движущей силой.
 
3. ИДЕОЛОГИЯ КАКСОЦИАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР
 
В зависимости отуровней анализа, подходов и взглядов на идеологию, меняются представления оназначении идеологии в обществе. Т. Парсонс видит его в способности сплачиватьлюдей[11], впредставлении М. Фуко идеология являет собой некую спонтанную эманацию«массового сознания», обеспечивающую самоописание общества[12].Д. Белл представляет идеологию как превращение идеи в социальный рычаг[13],Брахер — как ориентированную на действие систему убеждений[14],и т.д.
Различия в оценках ролии значимости идеологии обусловлены в немалой степени тем, что идеология какспецифическая область социально-культурных явлений потенциально несет в себекак позитивное, так и негативное. Ее роль и характер влияния зависят от того,какое место она занимает в обществе (организации), и как с ней обращаются. Всоветской науке до недавнего времени вопросам идеологии придавалось первостепенноезначение. Идеология в советском обществе была одним из его основныхсистемообразующих элементов, важнейшим фактором общественного игосударственного строительства. Система целенаправленного идеологическоговоздействия была детально проработана и охватывала практически все стороны иобласти жизни советских людей.
В советской теорииприменялся преимущественно социологический подход, т. е. исследование идеологиипроводилось с позиций выделения интересов классов (социальных групп) и ихотражения в идеологических системах. Идеология в своих содержательных аспектахрассматривалась как выражение классовых и партийных интересов в теориях иконцепциях. По мысли Губерского Л. В., «идеология — то, прежде всего, системавзглядов и идей, отражающих общественное бытие с позиций определенного класса,а также теоретическая программа деятельности класса, в которой определены ролькласса в обществе и его отношение к объективной действительности на данномэтапе общественно-исторического процесса»[15].
В руслесоциологического подхода, акценты в исследовании идеологии сместились в ракурспрактического ее рассмотрения, оставив за чертой внимания еефеноменологические, мифологические, в целом — рациональные черты. В центревнимания советских исследователей стояли вопросы социальных и психологическихфункций идеологии, рассмотрение идеологии как системы, назначение и рольидеологии в духовном производстве, в развитии и воспитании человека.
Идеология, как посвоему содержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийнуюпринадлежность. Вместе с тем ситуация идеологического противостояния странамЗапада, а также изменения целей партийных программ (построение коммунизма, хозрасчет,реформы 60 — 70-х годов, концепции «ускорения» и «демократизации» и т.д.),порождали необходимость постоянного контроля за состоянием идеологии, а такжеее развития.
Одним из путей ееразвития было создание «научной теории идеологии», в рамках которойидеологическая жизнь общества рассматривается как объект научного управления,включающий в себя:
-  самуидеологию как систему идей и взглядов (теоретический уровень отражениядействительности, представляет собой, наряду с общественной психологией, однуиз сторон общественного сознания);
-  идеологическиеотношения (отношения людей в процессе и по поводу создания и распространенияидей в обществе);
-  деятельностьидеологических институтов (государственные и общественные организации, учебныеи производственные структуры, специальные институты, средства массовойинформации и др.).
Идеология – это формасознания, которая является продуктом социализированного духовного производства,развертывающегося в рамках духовно-практического способа освоения действительности.Она отражает определенную предметную область через призму интересовопределенного субъекта, содержит в себе социальное целеполагание и социальнуютехнологию, служит руководством для практической деятельности.
По мнению СороковиковойВ. И., идеологию необходимо исследовать «как целостную систему производства,распределения и потребления духовных продуктов, осуществляющуюся посредствомсоциальных институтов и выражающую интересы определенной социальной группыобщества»[16].
Системе идеологииприсущи специфические функции.
Система идеологиивыступает в двух основных ролевых качествах — она обеспечивает процессотражения действительности и процесс деятельностного ее изменения.
В работе ВолкогоновойО. Д. сформулированы пять функций идеологии как социального регулятора[17]:
·  Интегративная- объединение людей, интеграции общественно-политических и социальныхобразований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иныхобщих идей и ценностей.
·  Аксиологическая- производство, формулирование и распространение ценностей, имеющих характер социальныхнорм.
·  Познавательная- дает методологические и гносеологические основы взгляда на мир, исполняетфункции различения и наименования объектов и явлений действительности,предоставляет и развивает определенные методы и способы познания, разъясняет иобъясняет те или иные стороны и проблемные стороны действительности. Идеологияинтерпретирует мир и осуществляет ориентацию человека в нем.
·  Мобилизующая- посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеологиямобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям (или бездействию).
·  Прогностическая- идеология является специфическим инструментом социального ориентирования ипрогнозирования. Основным элементом прогноза является идеал, который носитнормативный характер, — он обозначает не просто то, что будет, а то, что должнобыть. Идеологическое прогнозирование может осуществляться как на теоретическомуровне, так и на программно-директивном. В конечном итоге прогноз становитсяпредметом убежденности и веры. Целью идеологического прогнозирования, в отличиеот иных видов прогнозов, является не только объяснить, но и направленновоздействовать на действительность. Идеологический прогноз может носитьглобальный характер, а также выражать непримиримость к прогнозам другихидеологий.
Система идеологиифункционирует на основе процесса идеологического воздействия. Идеологическийпроцесс как определенная область жизни общества охватывает сферу производствасоциально-политических, оценочно-классовых идей, взглядов, теорий, ихвоспроизводство, дальнейшее развитие, уточнение, распространение и усвоение, втом числе через систему средств идеологического воздействия. Сутьидеологического процесса, — воспроизводство и реализация идеологии.
Система идеологии сточки зрения форм ее социально-психологического представления в обществе(организации) является, прежде всего, семиотической (знаковой) системой. Онаотражает (выражает) внезнаковую реальность и является средством социальнойсвязи индивидов.
Знаковые системы в силусвоей природы переводят структуры общественного бытия (знаки, идеи, ценности ит.д.) в структурные компоненты индивидуального сознания. Именно в этомзаключается и на этом основан эффект идеологического воздействия. Этот переводлежит в основе всех функций системы идеологии. В силу своеговероятностно-аксиологического характера реализация идеологии предполагаетвозникновение личностно-смыслового отношения к ней (ее идеям, ценностям,нормам) со стороны воспринимающего субъекта. Здесь мы можем говорить оспецифическом процессе интериоризации идеологических представлений (образов,символов, знаков), который означает, что у личности установилось определенное(заданное) отношение к ним. На следующем этапе это отношение фиксируется вубеждения, веру, ценности.
Система идеологии можетв рамках процесса интериоризации своих норм рассматриваться как определеннаяформа, посредством которой выражают себя внутренние (скрытые) отношения сложнойсистемы общества (организации). При этом идеология скрывает их фактическийхарактер путем собственной их интерпретации. По мнению Араповой М. А.,идеология как видимая форма действительных отношений «играет рольсамостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхностисистемы»[18].Идеология как «превращенная форма» действительности выполняет функциювытеснения, замещения и восполнения предметов в системе.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Идеология формирует иразвивает сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), даетнеобходимые ценностные ориентиры и мировоззренческие позиции общества в целом.
Идеология обеспечиваетценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественныхполитических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений ипроцессов через призму определенных интересов и политических целей.
Идеология являетсяважным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет,сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениямлюдей, причем как на основе общности созидательных целей деятельности, так и наоснове “образа врага”, целей противоборства и конфронтации.
Идеологическаяконсолидация общества является важным источником его силы. Идеология обладаетзначительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задачполитической социализации личности, формированию и развитию политическойкультуры граждан.
Таким образом,идеология является неотъемлемой частью социальной действительности,политического и духовного бытия современного общества. Она неоднозначна посодержанию, характеру, формам проявления, но в своей сущности являетсяспецифическим ориентационно-ценностным сознанием, воплощенным в системе идей,выражающих интересы определенных социальных общностей, общества в целом.
Механизм воздействияидеологического течения на общественную жизнь зависит от качества ее носителей,той социальной группы, или организации, представляющей ее интересы,обоснованием действий которых она является.

СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.      АраповаМ. А. Теоретико-методологические основания социологического анализаидеологических процессов // Известия Уральского государственного университета.– 2007. – № 51. – С. 117-129.
2.      АтаманчукГ.В. Об идеологии российской государственности // Власть и нравственность:согласие, благополучие, безопасность. М., 2007.
3.      БеллД. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна наЗападе. М., 1986.
4.      БорисенкоМ.В. Роль политической мифологии в современной мировой политике // Вестник МГУ,сер. Социология, 2002 г., № 3.
5.      БрахерК. Немецкая диктатура. Возникновение, структура, последствия национал-социализма// Тоталитаризм. Что это такое. М., 1993. С.203-222.
6.      ВолкогоноваО.Д. Образ России в философии русского зарубежья. Москва, 1998, 328 с.
7.      ГуберскийЛ. В. Научная идеология и личность. — Киев. Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988.
8.      ДжунусовМ.С. Национализм. Словарь-справочник. М., 1998.
9.      ЕнгоянА. П. Психологический подход к идеологии: от Фрейда к Парето // Научная мысльКавказа, 2007. — № 3, С. 21-28.
10.   ИвановВ.Н., Мальцев В.А., Чартаев М.А. Россия: к концепции развития общества иполитической власти. М.- Н. Новгород, 1996.
11.   КильдюшовО. П. Социологическая концепция Раймона Арона // «Критическая Масса», 2006. — №4. – С. 14.
12.   МанхеймК. Идеология и утопия//Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994,с.52-95.
13.   МарксМ., Энгельс Ф. Избранные произведения в трех томах. Т.1. М.: Издательствополитической литературы, 1970. с.2-43
14.   ПарсонсТ. Роль идей в социальном действии//Парсонс Т. О социальных системах. М.:Академический проект, 2002, с. 521-543.
15.   СоловьевА.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. № 2.С.5–23.
16.   СороковиковаВ.И. Философское осмысление глобальных проблем современности. Спб., ИздательствоПитер Пресс, 2008.
17.   ФукоМ. Слова и вещи. СПб., 1994. С. 78-79, 98-101.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.