БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
кафедрасоциологии
Франклин Гиддингс «Основания социологии»
Реферат
Студента 2курса отделения социологии Шукаева Алексея
Минск
2000 г.
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Вступление
2. Книгапервая. Элементы социальной теории
3. Книгавторая. Элементы и структура общества
4. Книгатретья. Историческая эволюция общества
5. Книгачетвёртая. Социальный процесс, законы и причины
6. Заключение
Вступление
Франклин Гиддингс (1841 –1913 г.г.) – известный американский социолог, представитель парадигмыпсихологического эволюционизма; автор таких работ, как «Принципы социологии»(1896), «Элементы социологии» (1898), «Индуктивная социология» (1901),«Дескриптивная и историческая социология» (1904). Ввёл в науку понятие сознаниярода (the consciousness of a kind).
В данном рефератерассматривается одна из первых работ Гиддингса – «Основания социологии»,изданная на русском языке в 1898 году. Это фундаментальный труд, состоящий изчетырёх основных книг: «Элементы социальной теории», «Элементы и структураобщества», «Историческая эволюция общества», «Социальный процесс, законы ипричины». Таким образом, книга посвящена структуре и истории развития социума исоциальных отношений.Книга первая. Элементы социальной теории.
Глава первая данной книгипосвящена, собственно, понятию общества, трактуемому автором как «собраниеживущих в общении и сотрудничестве индивидов, соединившихся илиорганизовавшихся для какой-либо общей цели»; также :«союз, организация, сумма внешнихотношений, связывающих вместе соединившихся индивидов»[1].Общества подразделяются на следующие виды: временные и постоянные (попродолжительности существования), добровольные и принудительные (по способуподдержания целостности), естественные и политические (по способувозникновения; здесь автор следует Бентаму, отвергая теорию общественногодоговора, но признавая возможность возникновения общества естественным путём ввиде развившейся группы «сознательных существ, в которой простой агрегатпереходит в определённые отношения, преобразующиеся с течением времени всложную и прочную организацию»[2]).
Значительная часть главыпосвящена истории социологии. Так, Гиддингс выступает с критикой экономическихтеорий возникновения общества ввиду того, что, на его взгляд, разделение трудане может служить основой для возникновения общества.
В этой же главе впервыеупоминается сознание рода (the consciousness of a kind), детерминируемоеавтором как «состояние сознания, в котором всякое существо … признаёт другое сознательноесущество принадлежащим к одному роду с собою»[3],что является следствием явлений впечатления и подражания. Это понятие являетсядля Гиддингса центральным в его работе; именно на основе него разумное существовыделяет живое и неживое, разумное и неразумное, виды и расы. Сознание рода всумме с агрегацией (совокупностью людей, объединённых исключительно общимвременем и местом пребывания) даёт ассоциацию.
Также в этой главе авторпредставляет своё виденье внутрисоциальной деятельности: физический процесс,опосредуемый волевым выбором, порождает следующий физический процесс.
Глава заканчиваетсявыделением основных задач социологии. К ним Гиддингс относит открытие: условийвозникновения ассоциаций; закона, управляющего социальным выбором; закона, определяющего«переживание» выбора (фактически – естественный отбор).
Глава вторая посвященаопределению места социологии среди наук. Так, по степени общности Гиддингсставит её после биологии и психологии, но ниже того, что сейчас получилонаименование специальных социологических теорий. Здесь же даётся и собственноопределение социологии – «наука психических явлений в их более высокойсложности и противодействии; она есть наука творческой эволюции социальнойсреды, благодаря которой приспособления жизни и окружающие условия становятсявзаимными»[4]. Также автор называет её наукой «о взаимном приспособлении жизни и её среды»,которая есть суть наука «конкретная, описательная, историческая иобъяснительная».
Третья глава посвящаетсяметодам социологических исследований (фактически, это общенаучные методы, исоциология, будучи конкретной наукой, должна использовать их все). К нимГиддингс относит: наблюдение, ретроспекцию, классификацию, обобщение, индукцию,дедукцию. Как мы видим, в его понимании социология являлась чисто теоретическойнаукой, разительно отличающейся от её нынешнего понимания.
Основным методомполучения научного знания автор называет наблюдение, результаты которогоподвергаются дедуктивной проверке. Также подчёркивается важность вернойклассификации на основе дифференциации как единственно возможного критерия. Впротивоположность дифференциации ставится обобщение, сравнительное(одновременные события) и историческое (события происходили в разное время).
Наконец, четвёртая главапервой книги посвящена проблемам социологии. Гиддингс предложил структурироватьих следующим образом: существуют вторичные и первичные социологическиепроблемы; последние включают в себя описательные и исторические подвиды.
К описательным проблемамотносятся проблемы агрегаций, ассоциаций, социального характера населения иклассов.
Исторические проблемыесть суть проблемы эволюции общества от животной стадии через антропо- иэтногеническую стадию к стадии демогенической, когда на основе племёнзарождаются государства.Книга вторая. Элементы и структура общества.
Первая глава этого раздела повествуето структуре населения. Так, в ней рассматриваются понятия агрегации иконгрегации (общность людей, связанных или не связанных между собой, возникшаяв результате миграции; бывает первичная и вторичная, временная и постоянная),более полно раскрывается понятие «ассоциация» («физический процесс,начинающийся в простых видах чувства и развивающийся, путём многих отношений, вдеятельность»[5]),постулируется автогенетивность социальных групп.
Значительная часть главы посвященатакже социальным конфликтам. Как писал сам Гиддингс, «групповые отношения сутьвид конфликта. Всякая деятельность есть столкновение… мыслей»[6].Через конфликты реализуются два основных двигателя прогресса: разрушение(conquest) и взаимоизменение (contention); из первого проистекает второе(характерный пример – завоевание варварами Рима). В качестве факторов конфликтаавтор выделяет понятия удара/нападения и ответного удара/нападения.
Затем следует возврат к понятиюассоциации. Утверждается, что она возникает, когда индивиды убеждены в том, что«они слишком подобны между собою, чтобы пытаться покорить друг друга». Принципподражания императивно вызывает ассимиляцию, при этом более сильные примерыподавляют менее сильные. Однако, с другой стороны, навязывание примера ведёт кантагонизму, будит в людях инстинкт войны, а как следствие, внутри обществазарождаются союзы в целях восстановления равновесия, что создаёт новыеассоциации. В ходе данного процесса изменяется индивидуальная природа, что современем приводит к возникновению социальной природы, основной характеристикойкоторой является толерантность.
Далее Гиддингс переходит к проблемесущности классов. По его мнению, они возникают на основе неравенствафизических, умственных и нравственных сил. Классы подразделяются на первичные ивторичные. К первичным относятся жизненные («возникают из комбинации различныхэлементов в наследственности и положении каждого индивида»[7];существуют классы высокой, средней и низкой жизненности, что определяетсясоотношением уровня рождаемости и смертности), личностные (гении и таланты,норма, уроды), социальные (определяются различиями социальной природы; поданному критерию можно выделить четыре вида классов: социальные, отличающиеся высокоразвитымсознанием рода и полезностью обществу; не-социальные, характеризующиесястремлением к индивидуализму; псевдо-социальные, в которые входят бедняки свыродившимся сознанием рода, подражающие социальному классу; антисоциальные,т.е. преступники).
Глава заканчивается определениемвыделением девиации как одной из основных проблем практической социологии.
Вторая глава посвящена эволюциипонятия социального разума. Автор выделяет две основных составляющих данногоявления: социальное сознание, существующее во всех индивидах социума, исоциальное самосознание, возникающее на основе социального сознания путёмрационального рассуждения и проявляющееся в обмене мнениями через свободноеобсуждение мнений индивидов; на последние активно влияют общественные собранияи пресса, церковь.
Основной категорией социальногоразума является социальная память как «та сумма переданного знания и верования,которая известна как традиция»[8].Её можно подразделить на первичную (сюда входит память экономическая,юридическая и политическая), вторичную (характерна только для сложившегосяобщества; охватывает личную, эстетическую и религиозную память) и третичную(характерна только для цивилизации; включает память теологическую,метафизическую и научную). Юридическая память фиксируется в кодексах (законах),политическая – в политике, научная – в идеалах, эстетическая – во вкусах,религиозная – в вере.
Ещё одной важной категорией являютсяценности, возникающие как соотношение желаний, материального объекта иобщественного мнения. Социальные ценности «определяют социальную волю,поскольку её действие разумно»[9],т.е. детерминируют социальный выбор.
Третья глава полностью посвященаэволюции социального состава общества. Здесь выделяются следующие стадии: семья(полиандрия, затем полигамия и моногамия), орда (несколько семей, отсутствиевласти), племя (выделение вождя) и народ, на основе которого возникаетгосударство с внутренней территориальной структурой.
В четвёртой главе рассматриваетсяустройство общества; в первую очередь анализируется такое формирование, какгосударство. Устройство общества определяется как «организация егоиндивидуальных членов в специальные ассоциации для достижения разнообразныхсоциальных целей»[10].
Государство же объединяет в себеассоциации политических интересов (революционные и законные), ассоциацииюридических интересов (как правило, стоящие вне закона), ассоциации «физическихнужд» (тресты, концерны и т.д.) и ассоциации «мысли, чувства и поведения»(церковь, братства). Индивиды объединяются в государство как представителиследующих категорий: подданные власти, созидатели общей власти, созидателизаконной власти, агенты законной власти. Первичная идея государства состоит вусовершенствовании социальной интеграции средствами армии, дипломатии, судов,полиции.Книга третья. Историческая эволюция общества.
Третьякнига посвящается явлению ассоциации, которая, по мнению Гиддингса, проходитследующие стадии: зоогеническую, антропогеническую, этногеническую,демогеническую. Соответственно, книга подразделяется на четыре главы.
Главапервая посвящена доказательству того факта, что в процессе развития мозга инервной системы у людей возникли и развились такие свойства, как:
- подражание
- симпатия [возможно, в оригиналеподразумевалось сочувствие]
- антипатия
- идентификация
- «различение»
- координация
- сознательный отбор
Втораяглава описывает зарождение первичных форм человеческого общества. На этом этапеотсутствуют племена и кланы, а есть только орды. В то же время наблюдаютсязачатки развития нравственности, возникает речь как система абстрактных знаков,первичная расовая дифференциация (здесь Гиддингс высказывает фактическирасистскую точку зрения, заявляя, что белая раса произошла от двух других,низших). Появляются первые экономические, юридические, политические, анимистические,тотемные, эстетические и традиционные идеи.
Втретьей главе рассматривается дальнейший процесс развития общества, котороепроходит следующие стадии: после семьи и орды следуют клан (возникновениетотемов), племя (развиваются хозяйство, торговля, традиция и, главное, военнаяорганизация), народ (характеризуется возникновением культа предков, рабства,наследования власти, военной службы).
Четвёртаяглава посвящена высшей форме развития общества – цивилизации. Гиддингс выделилтри стадии прогресса цивилизации. На первой ступени отмечается низкий уровеньвнешних контактов ввиду постоянных войн. В ходе второй стадии государственнаявласть централизуется, развиваются законы и духовная культура. Наконец,происходит экономический взрыв; за ним следует явное улучшение жизни масс.
Соответственно,выделяется три типа цивилизации: военно-религиозный, либерально-законный иэкономическо-этический.
Впервом случае миграции и завоевания со временем сменяются осёдлостью; возникаютгорода как центры торговли; происходит первичное разделение труда на ремёсла исельское хозяйство. Племенная организация порождает государство. Возникает идеятерриториального единства.
Смомента наличия торговли, рабства, единства земель, ограничения консерватизманачинается вторая стадия. Она характеризуется активным развитием законов.Церковь отделяется от светской власти. Зарождается конституционность.
Наконец,третьей стадии характерно стремление к улучшению социальных условий (при этомГиддингс подчёркивает, что социализм является утопией, т.к. население растётвсегда быстрее производства). В обществе устанавливается демократия. Городстановится не только центром развития, но и обителью пороков, застоя и т.д.Деревня же даёт ему «новую кровь». Этической реакцией на засилье пороков является«этическая семья», для которой долг стоит выше любви.
Витоге, идея прогресса подаётся как расширение сознания рода.
Книга четвёртая. Социальный прогресс, законы ипричины.
Перваяглава четвёртой книги освещает физический социальный процесс эволюции,предшествующий психическим социальным процессам. Также рассматривается влияниена общество других физических процессов, например, «социальное населениераспределяется в соответствии с физическими условиями»[11]со времён начала совместного поиска пищи.
Выдвигаетсяидея единства любой энергии, в том числе и социальной. Энергия и материяобщества постоянно перетекают в энергию и материю природы и обратно. Всё, чтоделается в обществе или обществом, совершается физической энергией. Нервнуюэнергию автор также отнёс к физической энергии.
Такжес физическими процессами связывается физический принцип движения по линиинаименьшего сопротивления (например, расселение в дельтах рек).
Вконце главы постулируется, что «быстрый рост и поспешно проводимые реформы оказываютсянеизбежно непрочными, неполными, неудачными» ввиду дисбаланса энергии. Такимобразом, автор показывает себя консерватором.
Втораяглава раскрывает психические аспекты социальных процессов. Ассоциацияприсутствия (чувства) и деятельность выделяются в качестве фактов социальнойэволюции. Психическим результатом ассоциации является сформировавшаяся личностькак биосоциальный продукт.
Направленностьэволюции определяется соотношение страдания/удовлетворения. При этом следуетучитывать, что удовольствия деятельности сильнее пассивных.
Особыйвид ассоциации – ассоциация волевая, когда предводительство внутри неёсменяется властью. К этому уровню развития свобода, с точки зрения Гиддингса,возможна лишь в рамках, заданных законом.
Главатретья посвящена основным социальным законам.
Во-первых,(здесь автор ссылается на Тарда) подражание распространяется в геометрическойпрогрессии. Во-вторых, подражания преломляются средой. Эти законы определяютсоциальный выбор, который, в свою очередь, определяет социальное поведение.Также они в значительной степени взаимодействуют с этикой, познающей блага и ихкритерии, субъективные и объективные.
Наоснове всего вышесказанного Гиддингс выводит свои социальные законы. Первый изних гласит, что «общество постоянно стремится усовершенствовать свой типсообразно преобладающему понятию идеального блага»[12].Второй закон постулирует, что население с гармоничным сочетанием интересовбудет всегда консервативно, а население с несходящимися интересами –радикально. Идеалом же является равновесие этих позиций.
Вконце главы утверждается, что «социология является истолкованием социальныхявлений посредством психической деятельности, органического приспособления,естественного отбора и сохранения энергии»[13].
Последняяглава, являясь своеобразной квинтэссенцией всего, что рассматривалось ранее,посвящена определению природы общества. Будучи представителем психологическогоэволюционизма, Гиддингс определил общество как психический организм нафизическом основании. Задачей же социологии является «узнать, каким образомразвились социальные отношения и как они действуют на развитие личности».Заключение
Итак, мы рассмотрели работу Франклина Гиддингса «Основаниясоциологии». Что же нового внёс он в социологическую науку? Во-первых, это былаодна из первых работ по возникновению и структуре общества. Во-вторых, быловведено понятие сознания рода. В-третьих, были названы новы критерии выделенияклассов: жизненный, личностный, социальный. Однако, на мой взгляд, даннаяработа дала не слишком много для дальнейшего развития социологии.
Список использованныхисточников:
1. Литература:
— Фр. Гиддингс«Основания социологии» (М. 1898)
— «Американская социологическая мысль» под ред.Добренькова (МГУ-94)
2. ВЕБ-САЙТЫ:
— www.stlcc.cc.mo.us/mcdocs/users/tcravens/groups.html — Social Groups
— psychclassics.yorku.ca/Baldwin/Dictionary/A2defs.htm — DICTIONARY OF PHILOSOPHY AND PSYCHOLOGY