Реферат по предмету "Социология"


Условия надежности социальных прогнозов.Основные подходы к социальному прогнозированию

Содержание:
Вопрос 1. Условия надежности социальных прогнозов.                                    3
Вопрос 2. Основные подходы к социальному прогнозированию.                     5
Используемаялитература                                                                                    17

Вопрос 1.Условия надежности социальных прогнозов.
Одной из практически значимых проблемпрогнозирования является реализация наиболее ценных результатов прогнозиро­вания. Основные направления этой деятельностимогут быть следующими:
а) вооружение соответствующих учреждений, ве­домств материаламидля составления программ, проектов;
б) со­ставление комплексныхпрогнозов через координационные цен­тры;
в) представление прогнозов правительству комитетам и ор­ганамуправления соответствующих ведомств;
г) проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями икомите­тами.
Анализируя уровень прогностическойдеятельности, следует учитывать множество факторов.
Есть факторы принципиального, методологического харак­тера. Это прежде всего умение учитывать спецификувзаимосвя­зей социально-экономическогои духовно-идеологического аспектов при разработке прогнозов и учет ихрезультатов. Недостатки, связанные с опытом следует относить, во-первых,к тем, кто разрабатывает прогнозы и, во-вторых, к тем, кто пытает­сяреализовать результаты исследований.
Недостаточно высокий профессионализм прогнозистов, эк­спертов, неинформированность их о позицияхпотенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные прогнозы приводит к целому ряду нежелательныхмоментов, на основе которых можно сделать ряд выводов.
Во-первых это несоответствиеописательно-информационно­го и аналитико-исследовательского материалов в прогностичес­ких отчетах[1].
Во-вторых, преимущественное вниманиеуделяется исследо­вательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньше- анализу прогностического фона взаимосвязей различ­ных факторов, такназываемого внешнего окружения, использо­вания прогностических систем высшегопорядка.
В-третьих, в нечетком определении целейразработки прог­нозов, что приводит к вовлечению при описании объекта, как впериоде ретроспекции, так и прогноза, большего количества, не имеющего научно-информативной ценности факторов иусло­вий.
Негативные последствия могут иметь место ииз-за попыток перенести существующие модели на будущее без должного ана­лизавозможных адаптации и в новых условиях. Примером могут служить попытки перенестимодели западной экономики и де­мократии вРоссию. Они приобретают извращенную форму, т.к. не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика,духовно-нравственная атмосфера.
Эффективность и надежность прогнозов предопределяются многимифакторами, в том числе и соблюдением основных при­нципов, подхода и самогопроцесса исследования. К важнейшим из нихотносятся:
— выбор основных факторов и элементов дан­ной системы, определениеих роли и значимости в социальной сфере;
-          выявление на основе анализа основных тенденций («траекторий»)развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положениястуденчества и т.д.);
-          экстраполя­ция этих тенденций на будущее;
-          синтезэтих будущих траекто­рий в настоящих социальных процессах;
-           интеграцияс прогно­зами в других сферах общественной деятельности;[2]
-          составлениекомплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессами направлениям;
-           непрерывнаякорректи­ровка прогноза.
К числу основных условий надежностипрогнозов следует отнести:
а) глубину и объективность анализа;
б) знание конкрет­ных условий;
в) оперативность и быстроту в проведении иобра­боткематериалов.
Особое значение имеет в прогнозированииинформация, банкданных статистического материала. Втеоретико-методологическом отношении необходимо учи­тывать ряд важнейшихположений:
а) восприятие социальных процессовкак объективной реальности;
б) целостный системный подход кисследованию;
в) исторический детерминизм, т.е. при­знаниеследственно-причинных обусловленностей данных про­цессов[3].
Вопрос 2.Основные подходы к социальному прогнозированию.
 
Социальное прогнозирование — это специальное иссле­дование о вероятных перспективах развитиясоциального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление,процесс, и социальный слой, и социальное состояниеличности. Целью социального прогнозирования является подготовканаучно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательноразвитие социального объек­та[4].Если мы имеем дело с определенным социальным явле­нием,то целью научного прогноза будет не просто предви­денье его состояния вбудущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлениивоздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научногопрогнозирования решаются две главные задачи:
•        определяется имотивируется цель вероятного разви­тия объекта;
•        определяются средстваи способы достижения этой цели.
Следует отметить, что социальные явления ипроцессы, являясь предметом прогнозирования, вреальной жизни настолькосложны и противоречивы, что в полной мере нельзя предвидеть, как они будутразвиваться. Поэтому прогнозные описания всегда относительны и могут быть лишь приближенными в той или иной мерек действитель­ности.
Классификация социального прогнозирования возможна и в зависимости от сфер прогнозного воздействия. Вэтом случае правомерно выделять такие его виды, как социаль­но-экономическое, юридическое,социально-политическое, социально-культурологическое,социологическое и др. Учитывая, что объектами социологическогопрогнозирования являются и обществокак социальный организм, и соци­альныегруппы, институты, и сам человек, то в его рамках можно выделить и социономический аспект прогнозиро­вания. Хотя, вероятно, правомерна и постановкавопроса о выделении прогнозированияпроблем социальной рабо­ты в самостоятельный вид социального прогнозирования.
Среди функций социального прогнозированиямногие исследователи называют три основные: ориентирующую, нормативнуюи предупредительную. Первая предполагает оптимизацию выбора социальнозначимых целей и средств их достижения. Нормативная означаетопределение важ­нейших тенденций социального развития,динамики со­циальныхпотребностей и вероятностей их удовлетворения. Предупредительнаяпредполагает определение и описание возможных негативных последствий втенденциях вероят­ного развития[5].
В учебных пособиях по прогнозированиюприводятся различные методики его проведения. Думается, что наибо­лееприемлемой является технология проведения социаль­ного прогнозирования,включающая в себя семь основных этапов:
1. Предпрогнознаяориентация, т. е. определение объек­та,цели, задач, времени проведения, методов и рабочих гипотезпрогнозного исследования.
2. Определениепрогнозного фона, образующегося из данных(новые документы и др.), влияющих на развитие объекта.
3. Построение базовоймодели прогноза, означающей обобщенное видение объекта в системе егоосновных пока­зателей, параметров и тенденций.
4. Поисковый прогноз, т.е. проекция базовой модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетомпрогнозного фона и поиск возможных проблем, подлежащих решению.
5. Нормативный прогноз, т.е. проекция базовой моде­ли в будущее в соответствии спредполагаемыминормами и определение средств, необходимых для достижения нор­мативногосостояния.
6. Оценка степенидостоверности и ее уточнение че­резсистему экспертного опроса, включая его многоразо­вуюметодику.
7. Выработкапредложений, рекомендаций, позволя­ющих оптимизироватьпроцесс развития объекта прогноз­ного исследования.
Дискуссионной остается проблема определенияметодов социального прогнозирования. Одни исследователи к ос­новнымгруппам относят экспертные методы, методы экст­раполяции и моделирование. Рядученых подразделяют все многообразие методов социальногопрогнозирования на общенаучные, интернаучные и частнонаучные.Есть и дру­гие варианты решения вопроса типологии методов соци­альногопрогнозирования.
Как нам представляется, вполне правомерновыделять общенаучнуюгруппу методов прогнозирования, состоящую изанализа, синтеза, экстраполяции, интерполяции, индук­ции, дедукции, аналогии, гипотезы,экспериментирования и др.[6].Вероятно, можно объединить методы «мозговой атаки», «Дельфи» в группуинновационных, сориентирован­ных наколлективное мнение, мнение большинства экспер­тов. Метод «мозговой атаки» представляет собой коллек­тивную экспертную оценку прогнозируемого события.Он предполагает совместное обсуждение проблемы специали­стами разных исследовательских направлений, научныхшкол и сориентирован на сближение экспертныхпозиций. Метод «Дельфи» отличает анонимность работы экспертов и письменный вид оценок. Такой подход вопределенной мере снижаетприспособление участников работы к доминирую­щему мнению. С другой стороны, этот метод не устраняет пол­ностью стремлений эксперта следовать мнению большин­ства,а значит, снижает уровень научности.
К частнонаучным методам социальногопрогнозирования обычно относят экспертные опросы,тестирование и др.[7].
При создании систем прогнозирования руководствуются следующими принципами прогнозирования:
—принцип системности,требующий взаимосвязанности и сопряжённости объекта прогнозирования ипрогнозного фона и их элементов с учётом обратных связей между ними;
—принцип согласованностипоисковых и нормативных про­гнозов;
—принцип вариантности,требующий разработки вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочейгипотезы, постанов­ки цели и вариантов прогнозного фона;
—принцип непрерывностипрогнозирования, требующий корректирования прогнозов по мерепоступления новых данных;
—принцип верифицируемости, требующий определения достоверности, точности и обоснованностипрогнозов;
—принцип рентабельностипрогнозирования, требующий повышения экономического или социальногоэффекта от ис­пользования прогноза над затратами на его разработку[8].
Прогнозы различаются на основе целевогокритерия на три вида — поисковый, нормативный и комплексный.
Поисковый прогноз, содержаниемкоторого является опре­деление возможных состояний объекта прогнозирования вбуду­щем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнеевсего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций?
Нормативный прогноз, содержаниемкоторого является определение путей и условий достижениявозможных состояний  (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в  будущем. Этот прогноз отвечает на вопрос: какимипутями достичь желаемого результата?
Комплексный прогноз, содержащийэлементы поискового и нормативного прогнозов.
Наиболее важными являются двапараметра прогноза:
период упреждения —промежуток времени от настоящего в будущее, на который разрабатывается прогноз;
период основания прогноза — промежуток времени, на базе которого строится собственно прогноз.
По периоду упреждения различаютследующие виды прогнозов:
— оперативный прогноз с периодом упреждениядо 1 месяца;
— краткосрочный прогноз с периодом упрежденияот 1 месяца до 1 года;
— среднесрочный прогноз с периодом упрежденияот 1 года до5лет;      
— долгосрочный прогноз с периодом упрежденияот 5 лет до 15лет;
— дальнесрочный прогнозс периодом упреждения более 15 лет.
  Помасштабампрогнозирования выделяют:[9]
—мировыепрогнозы;
—государственныепрогнозы;
—структурные (межотраслевыеи межрегиональные) прогнозы;
—прогнозы развития отдельныхкомплексов промышленности, экономики, культуры;
—отраслевые прогнозы;
—региональные прогнозы;
—прогнозы деятельностиотдельных хозяйственных объектов, производств, продуктов;
—индивидуальные прогнозыдеятельности отдельных личностей и их объединений.
По объекту исследования различаются:
—естествоведческие прогнозы (метеорологические,гидрологические, геологические, биологические,космологические
—научно-технические прогнозы,которые охватывают перспективы развитиянаучно-технического прогресса;
—социальные прогнозы, которыеохватывают различные сферы деятельности людей и взаимоотношениймежду ними.
В свою очередь, социальные прогнозы делятсяна подтипы:
—медицинские;
—географические;
—экологические;
—экономические;
—социологические;
—психологические;
—демографические;
—этнические;
—архитектурно-градостроительные;
—образовательно-педагогические;
—культурно-эстетические;
—юридические, в том числекриминологические;
—внутриполитические;
—внешнеполитические;
—военные[10].
Прогнозирование в социальной работе позволяет пре­дусмотретьспецифику развития той или иной ситуации, явления, состояния личности,коллектива, семьи. А такое предвидение дает возможность эффективнее влиять на про­цесс, своевременно вносить коррективы.
В практической социономии прогнозированиеприменя­ется для предвиденья ситуации на рынке труда, для перс­пективногоосуществления личностного развития, для пре­дотвращения кризисного иконфликтного состояния соци­ального объекта, а также в сферахмолодежной политики, социально-этнических отношений, в работе синвалидами, пожилыми, беспризорными, сиротами и другими группа­минаселения.
При прогнозировании ситуации на рынке трудаанали­зируются сведения о свободных рабочих местах и вакант­ных должностях, овысвобождаемых работниках. Отдель­но учитывается число людей, уволенных пособственному желанию и в связи с высвобождением пенсионеров, граж­дан,ранее не работавших, социально слабо защищенных категорий населения.Сведения о соотношении между чис­лом свободных мест,вакантных должностей и числом не­трудоспособных граждан поотраслям народного хозяйства позволяют оценить возможные объемыпрофессиональной подготовки и переподготовки нетрудоспособныхграждан. Исследуется и предполагаемая востребованность выпускниковучебных заведений различных специальностей. Та­кие прогнозыпозволяют предвидеть ситуацию на рынке труда, соответствующимобразом влиять на нее.
Профессиональное прогнозное исследованиерынка труда проводится по трем основным блокам: предложение рабо­чейсилы, спрос на нее и распределение. Разработке обще­гопрогноза может предшествовать подготовка частных прогнозов[11]. Например, прогнозируютсяналичные трудовые ресурсы, масштабы их высвобождения, скрытаябезрабо­тица, неполная занятость и др. Прогнозная деятельность предполагаетналичие соответствующих объемов информа­ции и обоснованный выбор методовпрогнозирования. При прогнозировании занятости населения наиболеечасто ис­пользуются такие методы, как анкетирование в форме ин­тервьюили опроса, моделирование и др.
Анализ прогнозов рынка труда, подготовленныхразлич­ными службами и учреждениями, свидетельствует о том, чтопреимущественно используется краткосрочный вид прогнозирования. Прогнозируетсяне только возможная численность занятых и зарегистрированных безработных,но и уровень скрытой безработицы.
Во многих случаях в прогнозах дается возможнаячис­ленность занятых по отраслям материального производства и поотраслям непроизводственной сферы. Так, в соответ­ствии с прогнозом,содержащимся в Федеральной целевой программе содействиязанятости населения Российской
Федерации на 1998 — 2000 гг., следует ожидать перегруп­пировкуспроса на рабочую силу в пользу отраслей непро­изводственной сферы: долязанятых в ней возрастет с 34% в 1997 г. до 35% в 2000 гг. В отрасляхматериального про­изводства доля занятых сократится с 66% до65%. Наи­большие темпы прироста рабочих мест ожидаются в сфере финансов,страхования и кредитования (10%), в здравоох­ранении, физической культуре исоциальном обеспечении (6,5%). Одновременно прогнозируется достаточноустойчи­вый спрос на работников организаций рыночной инфра­структуры,бытового и сервисного обслуживания населе­ния, транспорта, связи (вчасти обслуживания населения), образования (прежде всего, школьного), науки.
Острая ситуация с занятостью в период до 2000г. будет оставаться в легкой, особенно текстильной промышленно­сти,машиностроении и металлообработке, в нефтехими­ческой и угольнойпромышленности, отраслях оборонного комплекса[12]. Например, по прогнознымоценкам открытого акционерного общества «Рослегпром», вближайшее вре­мя может быть высвобождено около 150 тыс. работников легкойпромышленности. За 1998-2000 гг. из сферы воен­ного производствапланируется высвободить более 131 тыс. человек. Кроме того, свыше290 тыс. человек здесь будут временно не заняты. Сохранитсячрезвычайно сложная ситу­ация с трудоустройством отдельных социально-демографи­ческих групп населения (молодежи, инвалидов,женщин, де­мобилизованныхвоеннослужащих и др.). На начало XXI в. прогнозируетсярасширение контингента указанных групп населения, нуждающихся втрудоустройстве.
С учетом прогноза спроса и предложения рабочейсилы во многих регионах России в настоящее время реализуют­сяКомплексные программы мер по созданию и сохране­нию рабочих мест. Например, в Ростовскойобласти в соот­ветствии с такой программой,принятой в апреле1997 г., к 2000 г.потребуется создать более 24 тыс. дополнительных рабочих мест. Причемсоздаются эти рабочие места прежде всего,там, где ожидается в них наибольшая потребность.
Следует отметить, что прогнозирование рынкатруда — непрерывный процесс, требующий систематических уточ­ненийпо мере формирования новых данных. В ряде слу­чаев прогнозызанятости населения корректируются демографическими прогнозами.Так, на основе демографического прогноза, осуществленногоМинистерством труда и соци­ального развития Ростовской области, былапроведена корректировка расчета потребности муниципальных обра­зованийв создании и сохранении рабочих мест на 1998 г. и до 2000 г.
В настоящее время существенное влияние нарынок труда оказывает тенденция роста численности населения трудо­способноговозраста. По прогнозам Госкомстата России, эта тенденция будетсохраняться до 2005 г., а с 2006 г. чис­ленность населения втрудоспособном возрасте начнет уменьшаться[13]. Такой прогноз требует отфедеральных и местных органов власти осуществления комплексаупредительных мер по ограничению негативных явлений в сфере занято­стинаселения.
Возможности прогнозирования используются и всоци­альной педагогике. Оно применимо, например, для лично­стногоразвития подростка, нуждающегося в социальной поддержке и заботе.Такое прогнозирование часто называ­ют стимулирующим или педагогическим. Онопредставля­ет собой программу действий, направленных, во-первых, навыявление резервов личностного развития в сфере чувств, интеллекта,воли, во-вторых, на создание условий для их реализации и, в-третьих, наподбор методов и приемов, сти­мулирующих саморазвивающие начала вформировании личности. Особую актуальность прогнозирование личностногоразвития приобретает тогда, когда социальный ра­ботник решает проблемы трудногоподростка. Одним из методов такого прогнозирования является психолого-пе­дагогическийконсилиум, идея которого в разных вариан­тах осуществлялась ещевеликим педагогом В.А.Сухомлинским. Консилиум — это совещание, гдемогут быть пред­ставлены наряду с социальным педагогом илипсихологом, учителями и родители ученика, и сами ученики. Все зави­ситот конкретных задач, решаемых консилиумом. Метод прогнозированияличностного развития дает возможность объединить усилия всех участниковвоспитательного про­цесса, выстроить перспективу и программудействий по реа­лизации важнейших задач развития подростка. Врезульта­те формируется система наиболее эффективных приемов реализациииндивидуального подхода к ребенку.
Как известно, конфликты, кризисы являютсяпроявле­нием жизнедеятельности общества. А она не может быть безпроблем, а значит необходимо предвидеть их развитие истремиться ослабить негативные последствия. Причем в роли социального объектапрогнозирования может высту­пать и трудовой коллектив, и семья, исфера социально-этнических отношений, и сама личность с еепроблемами.
Статистика последних лет свидетельствует осохраняю­щейся в нашей стране негативной тенденции роста числаразводов. Это усиливает актуальность проблемы прогнозированиясемейных конфликтов[14].Как подтверждают исследования, разрушающую роль в семье играетнепонима­ние между супругами, накладывающееся на бытовые не­урядицы.Очень часто в основе непонимания лежит раз­ный взгляд супругов на своеположение в семейной жизни, разное видение идеала благополучнойсемьи. Воспитыва­ясь, формируясь как личность в своихродительских семь­ях, молодые супруги нередко пытаются перенести усвоен­ныенормы и традиции в свою новую семейную жизнь. Но это не всегдаосознается ими самими и ведет к семейным конфликтам.
Прогноз специалиста, составленный с учетомреальной ситуации, позволил бы выявить и другие причины пред­кризиснойсемейной ситуации. Прогнозное исследование позволило бы также выработатьпредложения по выходу из данной конфликтной ситуации. Для этогоспециалист по социальной работе мог бы предложить конфликтующей семейнойпаре апробировать некоторые методики, приме­няемые психологами в такихслучаях. Одной из них явля­ется составление супругами вопросников семейногодого­вора. Они включают в себя темы, связанные с различными сторонами семейной жизни(о привычках и ценностях, дру­зьях и родных,семейных обязанностях, деньгах и хозяй­стве).Обсуждая эти темы, молодые супруги больше узнают друг о друге. Быстрее приходит понимание, что семейное благополучие строить нужно совместно, уступая другдру­гу, а порой и отказываясь отнекоторых представлений, оценок исамооценок.
Национально-этнические отношения являютсяодним из наиболее сложных и деликатных направлений социаль­нойработы. Значение прогнозных исследований в этой сфере сейчасвозрастает из-за тяжелого экономического положе­ния и социальнойнестабильности в стране. Особенно не­обходима эта работа вроссийских регионах с многонацио­нальным составом населения ина территориях, где про­живает много мигрантов, вынужденных переселенцев[15]. Своевременно полученныйпрогноз и проведенная соответствующая работамогут предотвратить межнациональный конфликт с его трагическими последствиями.
Прогнозирование становится важным элементомсоци­альной работы с инвалидами, пожилыми людьми, с сиро­тами,беспризорными. Не зная наметившихся здесь тен­денций, не предвидявозможных проблемных ситуаций в этой деятельности, труднопроводить эффективную соци­альную политику как на государственном,так и региональ­но-муниципальном уровнях.
Что касается проблем пожилых людей, то ихзначимость усиливается прогнозируемой тенденцией роста численнос­тиэтой категории населения. Как свидетельствуют прогнозы ООН,лиц старших возрастов к 2001 г. будет насчитывать­ся вмире свыше 125 млн. человек. Особенно разительным окажетсярост численности людей в возрасте 80 лет и стар­ше: между 1980 и2001 гг. их доля увеличится на 54%. За этот период общей приростнаселения составит лишь 29%.
Ожидается, что в развитых странах доля лицстарших возрастов будет находиться на уровне не менее 20%. В на­стоящеевремя доля граждан старшего поколения в соста­ве населения Россиисоставляет 20,5%. И этот уровень, по прогнозам, сохранится до2006 г. В ряде же западных стран прогнозируется значительноеувеличение доли пожилых людей в общей численности населения этихстран. Напри­мер, в Германии уже сейчас 35,8% населения составляют гражданевозраста 60 лет и старше, через пятнадцать лет их доля составит 43,9%.
По мере нарастания экологических проблемусиливает­ся значимость и социально-экологического прогнозирова­ния.Оно осуществляется как в рамках целевых экологи­ческих программ, таки при составлении комплексных прогнозных, охватывающих различныеспектры социаль­ной сферы. Разновидностью таких комплексныхпрограмм стали социальные модели развития ряда городов, микро­районови территорий России. Так, в 90-е гг. была разрабо­тана и реализовываласьспециальная модель развития микрорайона«Раменки-2» Юго-Западного округа Москвы. В ней особое место занимал социально-экологический ас­пект[16].
Современное состояние социальноготрансформирования российского общества сложно и противоречиво.Оно вызы­вает у населения неоднозначную реакцию. Вносить же необходимыекоррективы в преобразовательный процесс невозможно без учета данныхсоциального прогнозирования. Оно является важным средством повышенияэффективно­сти воздействия как на социальные явления и процессы, таки на клиентов различных социальных служб[17].

Используемаялитература:
 
1.        Шепитько Е.Г.,Социальное прогнозирование и моделирование: Учебное пособие. – М.: Академияэкономической безопасности МВД России, 2005. – 273 с.
2.        Теория в методика социальной работы.Учебноепособие М.:Издательство «Союз» 1994 г.  . 199 с.     (Часть II)
3.        Социальная работа / Под общей редакци­ейпроф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». —Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.