Содержание:
Вопрос 1. Условия надежности социальных прогнозов. 3
Вопрос 2. Основные подходы к социальному прогнозированию. 5
Используемаялитература 17
Вопрос 1.Условия надежности социальных прогнозов.
Одной из практически значимых проблемпрогнозирования является реализация наиболее ценных результатов прогнозирования. Основные направления этой деятельностимогут быть следующими:
а) вооружение соответствующих учреждений, ведомств материаламидля составления программ, проектов;
б) составление комплексныхпрогнозов через координационные центры;
в) представление прогнозов правительству комитетам и органамуправления соответствующих ведомств;
г) проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями икомитетами.
Анализируя уровень прогностическойдеятельности, следует учитывать множество факторов.
Есть факторы принципиального, методологического характера. Это прежде всего умение учитывать спецификувзаимосвязей социально-экономическогои духовно-идеологического аспектов при разработке прогнозов и учет ихрезультатов. Недостатки, связанные с опытом следует относить, во-первых,к тем, кто разрабатывает прогнозы и, во-вторых, к тем, кто пытаетсяреализовать результаты исследований.
Недостаточно высокий профессионализм прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позицияхпотенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные прогнозы приводит к целому ряду нежелательныхмоментов, на основе которых можно сделать ряд выводов.
Во-первых это несоответствиеописательно-информационного и аналитико-исследовательского материалов в прогностических отчетах[1].
Во-вторых, преимущественное вниманиеуделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньше- анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, такназываемого внешнего окружения, использования прогностических систем высшегопорядка.
В-третьих, в нечетком определении целейразработки прогнозов, что приводит к вовлечению при описании объекта, как впериоде ретроспекции, так и прогноза, большего количества, не имеющего научно-информативной ценности факторов иусловий.
Негативные последствия могут иметь место ииз-за попыток перенести существующие модели на будущее без должного анализавозможных адаптации и в новых условиях. Примером могут служить попытки перенестимодели западной экономики и демократии вРоссию. Они приобретают извращенную форму, т.к. не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика,духовно-нравственная атмосфера.
Эффективность и надежность прогнозов предопределяются многимифакторами, в том числе и соблюдением основных принципов, подхода и самогопроцесса исследования. К важнейшим из нихотносятся:
— выбор основных факторов и элементов данной системы, определениеих роли и значимости в социальной сфере;
- выявление на основе анализа основных тенденций («траекторий»)развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положениястуденчества и т.д.);
- экстраполяция этих тенденций на будущее;
- синтезэтих будущих траекторий в настоящих социальных процессах;
- интеграцияс прогнозами в других сферах общественной деятельности;[2]
- составлениекомплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессами направлениям;
- непрерывнаякорректировка прогноза.
К числу основных условий надежностипрогнозов следует отнести:
а) глубину и объективность анализа;
б) знание конкретных условий;
в) оперативность и быстроту в проведении иобработкематериалов.
Особое значение имеет в прогнозированииинформация, банкданных статистического материала. Втеоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейшихположений:
а) восприятие социальных процессовкак объективной реальности;
б) целостный системный подход кисследованию;
в) исторический детерминизм, т.е. признаниеследственно-причинных обусловленностей данных процессов[3].
Вопрос 2.Основные подходы к социальному прогнозированию.
Социальное прогнозирование — это специальное исследование о вероятных перспективах развитиясоциального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление,процесс, и социальный слой, и социальное состояниеличности. Целью социального прогнозирования является подготовканаучно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательноразвитие социального объекта[4].Если мы имеем дело с определенным социальным явлением,то целью научного прогноза будет не просто предвиденье его состояния вбудущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлениивоздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научногопрогнозирования решаются две главные задачи:
• определяется имотивируется цель вероятного развития объекта;
• определяются средстваи способы достижения этой цели.
Следует отметить, что социальные явления ипроцессы, являясь предметом прогнозирования, вреальной жизни настолькосложны и противоречивы, что в полной мере нельзя предвидеть, как они будутразвиваться. Поэтому прогнозные описания всегда относительны и могут быть лишь приближенными в той или иной мерек действительности.
Классификация социального прогнозирования возможна и в зависимости от сфер прогнозного воздействия. Вэтом случае правомерно выделять такие его виды, как социально-экономическое, юридическое,социально-политическое, социально-культурологическое,социологическое и др. Учитывая, что объектами социологическогопрогнозирования являются и обществокак социальный организм, и социальныегруппы, институты, и сам человек, то в его рамках можно выделить и социономический аспект прогнозирования. Хотя, вероятно, правомерна и постановкавопроса о выделении прогнозированияпроблем социальной работы в самостоятельный вид социального прогнозирования.
Среди функций социального прогнозированиямногие исследователи называют три основные: ориентирующую, нормативнуюи предупредительную. Первая предполагает оптимизацию выбора социальнозначимых целей и средств их достижения. Нормативная означаетопределение важнейших тенденций социального развития,динамики социальныхпотребностей и вероятностей их удовлетворения. Предупредительнаяпредполагает определение и описание возможных негативных последствий втенденциях вероятного развития[5].
В учебных пособиях по прогнозированиюприводятся различные методики его проведения. Думается, что наиболееприемлемой является технология проведения социального прогнозирования,включающая в себя семь основных этапов:
1. Предпрогнознаяориентация, т. е. определение объекта,цели, задач, времени проведения, методов и рабочих гипотезпрогнозного исследования.
2. Определениепрогнозного фона, образующегося из данных(новые документы и др.), влияющих на развитие объекта.
3. Построение базовоймодели прогноза, означающей обобщенное видение объекта в системе егоосновных показателей, параметров и тенденций.
4. Поисковый прогноз, т.е. проекция базовой модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетомпрогнозного фона и поиск возможных проблем, подлежащих решению.
5. Нормативный прогноз, т.е. проекция базовой модели в будущее в соответствии спредполагаемыминормами и определение средств, необходимых для достижения нормативногосостояния.
6. Оценка степенидостоверности и ее уточнение черезсистему экспертного опроса, включая его многоразовуюметодику.
7. Выработкапредложений, рекомендаций, позволяющих оптимизироватьпроцесс развития объекта прогнозного исследования.
Дискуссионной остается проблема определенияметодов социального прогнозирования. Одни исследователи к основнымгруппам относят экспертные методы, методы экстраполяции и моделирование. Рядученых подразделяют все многообразие методов социальногопрогнозирования на общенаучные, интернаучные и частнонаучные.Есть и другие варианты решения вопроса типологии методов социальногопрогнозирования.
Как нам представляется, вполне правомерновыделять общенаучнуюгруппу методов прогнозирования, состоящую изанализа, синтеза, экстраполяции, интерполяции, индукции, дедукции, аналогии, гипотезы,экспериментирования и др.[6].Вероятно, можно объединить методы «мозговой атаки», «Дельфи» в группуинновационных, сориентированных наколлективное мнение, мнение большинства экспертов. Метод «мозговой атаки» представляет собой коллективную экспертную оценку прогнозируемого события.Он предполагает совместное обсуждение проблемы специалистами разных исследовательских направлений, научныхшкол и сориентирован на сближение экспертныхпозиций. Метод «Дельфи» отличает анонимность работы экспертов и письменный вид оценок. Такой подход вопределенной мере снижаетприспособление участников работы к доминирующему мнению. С другой стороны, этот метод не устраняет полностью стремлений эксперта следовать мнению большинства,а значит, снижает уровень научности.
К частнонаучным методам социальногопрогнозирования обычно относят экспертные опросы,тестирование и др.[7].
При создании систем прогнозирования руководствуются следующими принципами прогнозирования:
—принцип системности,требующий взаимосвязанности и сопряжённости объекта прогнозирования ипрогнозного фона и их элементов с учётом обратных связей между ними;
—принцип согласованностипоисковых и нормативных прогнозов;
—принцип вариантности,требующий разработки вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочейгипотезы, постановки цели и вариантов прогнозного фона;
—принцип непрерывностипрогнозирования, требующий корректирования прогнозов по мерепоступления новых данных;
—принцип верифицируемости, требующий определения достоверности, точности и обоснованностипрогнозов;
—принцип рентабельностипрогнозирования, требующий повышения экономического или социальногоэффекта от использования прогноза над затратами на его разработку[8].
Прогнозы различаются на основе целевогокритерия на три вида — поисковый, нормативный и комплексный.
Поисковый прогноз, содержаниемкоторого является определение возможных состояний объекта прогнозирования вбудущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнеевсего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций?
Нормативный прогноз, содержаниемкоторого является определение путей и условий достижениявозможных состояний (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем. Этот прогноз отвечает на вопрос: какимипутями достичь желаемого результата?
Комплексный прогноз, содержащийэлементы поискового и нормативного прогнозов.
Наиболее важными являются двапараметра прогноза:
период упреждения —промежуток времени от настоящего в будущее, на который разрабатывается прогноз;
период основания прогноза — промежуток времени, на базе которого строится собственно прогноз.
По периоду упреждения различаютследующие виды прогнозов:
— оперативный прогноз с периодом упреждениядо 1 месяца;
— краткосрочный прогноз с периодом упрежденияот 1 месяца до 1 года;
— среднесрочный прогноз с периодом упрежденияот 1 года до5лет;
— долгосрочный прогноз с периодом упрежденияот 5 лет до 15лет;
— дальнесрочный прогнозс периодом упреждения более 15 лет.
Помасштабампрогнозирования выделяют:[9]
—мировыепрогнозы;
—государственныепрогнозы;
—структурные (межотраслевыеи межрегиональные) прогнозы;
—прогнозы развития отдельныхкомплексов промышленности, экономики, культуры;
—отраслевые прогнозы;
—региональные прогнозы;
—прогнозы деятельностиотдельных хозяйственных объектов, производств, продуктов;
—индивидуальные прогнозыдеятельности отдельных личностей и их объединений.
По объекту исследования различаются:
—естествоведческие прогнозы (метеорологические,гидрологические, геологические, биологические,космологические
—научно-технические прогнозы,которые охватывают перспективы развитиянаучно-технического прогресса;
—социальные прогнозы, которыеохватывают различные сферы деятельности людей и взаимоотношениймежду ними.
В свою очередь, социальные прогнозы делятсяна подтипы:
—медицинские;
—географические;
—экологические;
—экономические;
—социологические;
—психологические;
—демографические;
—этнические;
—архитектурно-градостроительные;
—образовательно-педагогические;
—культурно-эстетические;
—юридические, в том числекриминологические;
—внутриполитические;
—внешнеполитические;
—военные[10].
Прогнозирование в социальной работе позволяет предусмотретьспецифику развития той или иной ситуации, явления, состояния личности,коллектива, семьи. А такое предвидение дает возможность эффективнее влиять на процесс, своевременно вносить коррективы.
В практической социономии прогнозированиеприменяется для предвиденья ситуации на рынке труда, для перспективногоосуществления личностного развития, для предотвращения кризисного иконфликтного состояния социального объекта, а также в сферахмолодежной политики, социально-этнических отношений, в работе синвалидами, пожилыми, беспризорными, сиротами и другими группаминаселения.
При прогнозировании ситуации на рынке трудаанализируются сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях, овысвобождаемых работниках. Отдельно учитывается число людей, уволенных пособственному желанию и в связи с высвобождением пенсионеров, граждан,ранее не работавших, социально слабо защищенных категорий населения.Сведения о соотношении между числом свободных мест,вакантных должностей и числом нетрудоспособных граждан поотраслям народного хозяйства позволяют оценить возможные объемыпрофессиональной подготовки и переподготовки нетрудоспособныхграждан. Исследуется и предполагаемая востребованность выпускниковучебных заведений различных специальностей. Такие прогнозыпозволяют предвидеть ситуацию на рынке труда, соответствующимобразом влиять на нее.
Профессиональное прогнозное исследованиерынка труда проводится по трем основным блокам: предложение рабочейсилы, спрос на нее и распределение. Разработке общегопрогноза может предшествовать подготовка частных прогнозов[11]. Например, прогнозируютсяналичные трудовые ресурсы, масштабы их высвобождения, скрытаябезработица, неполная занятость и др. Прогнозная деятельность предполагаетналичие соответствующих объемов информации и обоснованный выбор методовпрогнозирования. При прогнозировании занятости населения наиболеечасто используются такие методы, как анкетирование в форме интервьюили опроса, моделирование и др.
Анализ прогнозов рынка труда, подготовленныхразличными службами и учреждениями, свидетельствует о том, чтопреимущественно используется краткосрочный вид прогнозирования. Прогнозируетсяне только возможная численность занятых и зарегистрированных безработных,но и уровень скрытой безработицы.
Во многих случаях в прогнозах дается возможнаячисленность занятых по отраслям материального производства и поотраслям непроизводственной сферы. Так, в соответствии с прогнозом,содержащимся в Федеральной целевой программе содействиязанятости населения Российской
Федерации на 1998 — 2000 гг., следует ожидать перегруппировкуспроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы: долязанятых в ней возрастет с 34% в 1997 г. до 35% в 2000 гг. В отрасляхматериального производства доля занятых сократится с 66% до65%. Наибольшие темпы прироста рабочих мест ожидаются в сфере финансов,страхования и кредитования (10%), в здравоохранении, физической культуре исоциальном обеспечении (6,5%). Одновременно прогнозируется достаточноустойчивый спрос на работников организаций рыночной инфраструктуры,бытового и сервисного обслуживания населения, транспорта, связи (вчасти обслуживания населения), образования (прежде всего, школьного), науки.
Острая ситуация с занятостью в период до 2000г. будет оставаться в легкой, особенно текстильной промышленности,машиностроении и металлообработке, в нефтехимической и угольнойпромышленности, отраслях оборонного комплекса[12]. Например, по прогнознымоценкам открытого акционерного общества «Рослегпром», вближайшее время может быть высвобождено около 150 тыс. работников легкойпромышленности. За 1998-2000 гг. из сферы военного производствапланируется высвободить более 131 тыс. человек. Кроме того, свыше290 тыс. человек здесь будут временно не заняты. Сохранитсячрезвычайно сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, инвалидов,женщин, демобилизованныхвоеннослужащих и др.). На начало XXI в. прогнозируетсярасширение контингента указанных групп населения, нуждающихся втрудоустройстве.
С учетом прогноза спроса и предложения рабочейсилы во многих регионах России в настоящее время реализуютсяКомплексные программы мер по созданию и сохранению рабочих мест. Например, в Ростовскойобласти в соответствии с такой программой,принятой в апреле1997 г., к 2000 г.потребуется создать более 24 тыс. дополнительных рабочих мест. Причемсоздаются эти рабочие места прежде всего,там, где ожидается в них наибольшая потребность.
Следует отметить, что прогнозирование рынкатруда — непрерывный процесс, требующий систематических уточненийпо мере формирования новых данных. В ряде случаев прогнозызанятости населения корректируются демографическими прогнозами.Так, на основе демографического прогноза, осуществленногоМинистерством труда и социального развития Ростовской области, былапроведена корректировка расчета потребности муниципальных образованийв создании и сохранении рабочих мест на 1998 г. и до 2000 г.
В настоящее время существенное влияние нарынок труда оказывает тенденция роста численности населения трудоспособноговозраста. По прогнозам Госкомстата России, эта тенденция будетсохраняться до 2005 г., а с 2006 г. численность населения втрудоспособном возрасте начнет уменьшаться[13]. Такой прогноз требует отфедеральных и местных органов власти осуществления комплексаупредительных мер по ограничению негативных явлений в сфере занятостинаселения.
Возможности прогнозирования используются и всоциальной педагогике. Оно применимо, например, для личностногоразвития подростка, нуждающегося в социальной поддержке и заботе.Такое прогнозирование часто называют стимулирующим или педагогическим. Онопредставляет собой программу действий, направленных, во-первых, навыявление резервов личностного развития в сфере чувств, интеллекта,воли, во-вторых, на создание условий для их реализации и, в-третьих, наподбор методов и приемов, стимулирующих саморазвивающие начала вформировании личности. Особую актуальность прогнозирование личностногоразвития приобретает тогда, когда социальный работник решает проблемы трудногоподростка. Одним из методов такого прогнозирования является психолого-педагогическийконсилиум, идея которого в разных вариантах осуществлялась ещевеликим педагогом В.А.Сухомлинским. Консилиум — это совещание, гдемогут быть представлены наряду с социальным педагогом илипсихологом, учителями и родители ученика, и сами ученики. Все зависитот конкретных задач, решаемых консилиумом. Метод прогнозированияличностного развития дает возможность объединить усилия всех участниковвоспитательного процесса, выстроить перспективу и программудействий по реализации важнейших задач развития подростка. Врезультате формируется система наиболее эффективных приемов реализациииндивидуального подхода к ребенку.
Как известно, конфликты, кризисы являютсяпроявлением жизнедеятельности общества. А она не может быть безпроблем, а значит необходимо предвидеть их развитие истремиться ослабить негативные последствия. Причем в роли социального объектапрогнозирования может выступать и трудовой коллектив, и семья, исфера социально-этнических отношений, и сама личность с еепроблемами.
Статистика последних лет свидетельствует осохраняющейся в нашей стране негативной тенденции роста числаразводов. Это усиливает актуальность проблемы прогнозированиясемейных конфликтов[14].Как подтверждают исследования, разрушающую роль в семье играетнепонимание между супругами, накладывающееся на бытовые неурядицы.Очень часто в основе непонимания лежит разный взгляд супругов на своеположение в семейной жизни, разное видение идеала благополучнойсемьи. Воспитываясь, формируясь как личность в своихродительских семьях, молодые супруги нередко пытаются перенести усвоенныенормы и традиции в свою новую семейную жизнь. Но это не всегдаосознается ими самими и ведет к семейным конфликтам.
Прогноз специалиста, составленный с учетомреальной ситуации, позволил бы выявить и другие причины предкризиснойсемейной ситуации. Прогнозное исследование позволило бы также выработатьпредложения по выходу из данной конфликтной ситуации. Для этогоспециалист по социальной работе мог бы предложить конфликтующей семейнойпаре апробировать некоторые методики, применяемые психологами в такихслучаях. Одной из них является составление супругами вопросников семейногодоговора. Они включают в себя темы, связанные с различными сторонами семейной жизни(о привычках и ценностях, друзьях и родных,семейных обязанностях, деньгах и хозяйстве).Обсуждая эти темы, молодые супруги больше узнают друг о друге. Быстрее приходит понимание, что семейное благополучие строить нужно совместно, уступая другдругу, а порой и отказываясь отнекоторых представлений, оценок исамооценок.
Национально-этнические отношения являютсяодним из наиболее сложных и деликатных направлений социальнойработы. Значение прогнозных исследований в этой сфере сейчасвозрастает из-за тяжелого экономического положения и социальнойнестабильности в стране. Особенно необходима эта работа вроссийских регионах с многонациональным составом населения ина территориях, где проживает много мигрантов, вынужденных переселенцев[15]. Своевременно полученныйпрогноз и проведенная соответствующая работамогут предотвратить межнациональный конфликт с его трагическими последствиями.
Прогнозирование становится важным элементомсоциальной работы с инвалидами, пожилыми людьми, с сиротами,беспризорными. Не зная наметившихся здесь тенденций, не предвидявозможных проблемных ситуаций в этой деятельности, труднопроводить эффективную социальную политику как на государственном,так и регионально-муниципальном уровнях.
Что касается проблем пожилых людей, то ихзначимость усиливается прогнозируемой тенденцией роста численностиэтой категории населения. Как свидетельствуют прогнозы ООН,лиц старших возрастов к 2001 г. будет насчитываться вмире свыше 125 млн. человек. Особенно разительным окажетсярост численности людей в возрасте 80 лет и старше: между 1980 и2001 гг. их доля увеличится на 54%. За этот период общей приростнаселения составит лишь 29%.
Ожидается, что в развитых странах доля лицстарших возрастов будет находиться на уровне не менее 20%. В настоящеевремя доля граждан старшего поколения в составе населения Россиисоставляет 20,5%. И этот уровень, по прогнозам, сохранится до2006 г. В ряде же западных стран прогнозируется значительноеувеличение доли пожилых людей в общей численности населения этихстран. Например, в Германии уже сейчас 35,8% населения составляют гражданевозраста 60 лет и старше, через пятнадцать лет их доля составит 43,9%.
По мере нарастания экологических проблемусиливается значимость и социально-экологического прогнозирования.Оно осуществляется как в рамках целевых экологических программ, таки при составлении комплексных прогнозных, охватывающих различныеспектры социальной сферы. Разновидностью таких комплексныхпрограмм стали социальные модели развития ряда городов, микрорайонови территорий России. Так, в 90-е гг. была разработана и реализовываласьспециальная модель развития микрорайона«Раменки-2» Юго-Западного округа Москвы. В ней особое место занимал социально-экологический аспект[16].
Современное состояние социальноготрансформирования российского общества сложно и противоречиво.Оно вызывает у населения неоднозначную реакцию. Вносить же необходимыекоррективы в преобразовательный процесс невозможно без учета данныхсоциального прогнозирования. Оно является важным средством повышенияэффективности воздействия как на социальные явления и процессы, таки на клиентов различных социальных служб[17].
Используемаялитература:
1. Шепитько Е.Г.,Социальное прогнозирование и моделирование: Учебное пособие. – М.: Академияэкономической безопасности МВД России, 2005. – 273 с.
2. Теория в методика социальной работы.Учебноепособие М.:Издательство «Союз» 1994 г. . 199 с. (Часть II)
3. Социальная работа / Под общей редакциейпроф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». —Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 576 с.