Реферат по предмету "Психология"


Специальные способности и условия их развития

Реферат на тему«Специальные способности и условия их развития»

Оглавление
Введение. 3
Понятие и видыспособностей. 4
Условия развитияспециальных способностей. 7
Методы исследования иразвития специальных способностей. 13
Заключение. 16
Список литературы… 17
 
Введение
Тема способностей и ихразвития очень важна и актуальна в современном мире, так как именно способностичеловека определяют успехи, которых он добьется в том или ином видедеятельности. На сегодняшний день, проблемой развития способностей занимаетсямножество научно-исследовательских институтов и лабораторий, большое вниманиеуделяется развитию так называемых специальных способностей, а так же исследуютсяфеномены одаренности и гениальности.
Неутихающий интерес ктеме способностей объясняется довольно легко – как свойство личности,способности являются очень благодатной почвой для исследований. На протяжениивеков способности человека являлись предметом философского спора. Однакоэмпирические исследования возникали и начинали свое развитие лишь в конце XIXвека. Отчасти это обусловлено набирающей обороты эпохой капитализма, в то времяподобные исследования служили для теоретического планирования и практическойреализации эксплуатации трудящихся.
В данной работе особоевнимание уделено такому виду способностей как специальные, а так же условиям ихразвития и исследованиям, которые существуют на данный момент. специальный способность одаренность
Понятие и видыспособностей
Большое вниманиеизучению способностей уделял советский психолог Борис Михайлович Теплов.Согласно его определению, способности – это индивидуальные свойства личности,являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого родадеятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениямили навыкам[1]. Это определениесчитается общепризнанным, однако, не является исчерпывающим. В некотором родеспособности – гораздо более широкое понятие. Наглядным примером несовершенностиэтого определения является темперамент. Очевидно, что темперамент не являетсяспособностью. Но с другой стороны, разные люди обладают различным типомтемперамента, и особенности каждого определенного типа могут как помочьчеловеку в осуществлении определенной деятельности, так и помешать ему.Темперамент также не является знанием, умением или навыком. Таким образом,необходимо учитывать, что признаки, приведенные в определении, безусловноприсущи способностям, но не являются достаточными для того, чтобы отделить этопонятие от некоторых других.
В дальнейшихисследованиях Б.М. Теплов выделяет некоторые условия формирования способностей.В частности, он выявляет, что сами по себе способности не могут бытьврожденными, т.е. проявляющимися с момента рождения и формирующимися подвоздействием наследственных и средовых факторов. Врожденными могут быть толькозадатки, из которых позднее формируются способности. Теплов пишет, что«…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметнойдеятельности». [2]Такимобразом, способности формируются в результате выполнения определеннойдеятельности и они же могут повлиять на результат этой деятельности.
Существуетобщепризнанная классификация способностей. Согласно ей способности делятся наобщие и специальные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
Умственные способностиво многом походят на учебные, т.е. способствующие усвоению знаний, умений инавыков, однако, в некотором роде они являются более широким понятием, т.е.включают в себя как учебные, так и некоторые другие способности. В широкомсмысле умственные способности – это качества личности, способствующие болеелегкому и быстрому усвоению знаний. Однако человек, обладающий развитымиумственными способностями, способен успешно и эффективно решать не толькоучебные, но и жизненные задачи, а также обладает достаточным «арсеналом»умственных действий.
Выделяют следующие видыспециальных способностей:
· учебныеи творческие
· математические
· конструктивно-технические
· музыкальные
· литературные
· художественно-изобразительные
· физическиеспособности
· идр.
Учебные способностиопределяют успешность человека в обучении и воспитании. Хорошо развитые – онипомогают лучше усваивать умения, знания или навыки, а также, в воспитательномпроцессе, с их помощью легче проходит процесс формирования качеств личности.Творческие же способности способствуют всем видам созидательной деятельности,созданию элементов материальной и духовной культуры, развитию новых идей,открытий и т.д.
Математическиеспособности обуславливаются не только хорошей памятью и вниманием. Дляматематика важно умение уловить порядок элементов, и умение оперировать этимиданными. Эта своеобразная интуиция и есть основа математической способности.
Сутьконструктивно-технических способностей тоже кроется в особой интуиции, умениизаметить необходимые детали и выстроить их в правильном порядке. Однако, многоеесть в них и от творческих способностей.
Музыкальные способностиможно разделить на две группы:
— технические (игре наданном музыкальном инструменте или пение)
— слуховые (музыкальныйслух)
В основе литературныхспособностей также лежат творческие, то есть способности к созиданию итворчеству. Кроме того, люди с развитыми литературными способностями хорошочувствуют язык, а также наделены богатой фантазией и высоким уровнем развитияэстетических чувств.
Художественно-изобразительныеспособности обеспечивают успешную изобразительную деятельность, художественноетворчество. Человек с такими способностями обладает не только хорошо развитымобразным мышлением, но и умением придать этим образам материальную форму.
К физическимспособностям относятся не только силовые, но также и быстрота реакции,гибкость, предрасположенность к тому или иному виду спорта и т.д.
Как мы видим, многиевиды специальных способностей не являются однозначными. Одни категории шире,другие уже, некоторые являются совокупностью других способностей. Таким образом,можно сделать вывод, что существуют общие качества, необходимые для успешноговыполнения определенного вида деятельности. Эти качества могут в различнойстепени присутствовать в структуре той или иной способности. Это говорит о том,что в человеке могут сочетаться различные виды способностей, притом это неозначает, что проявляться они будут в равной степени. В экстремальных условиях,когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могутвосстановиться, либо резко усилиться способности. И даже в обычной жизни вопределенных ситуациях различные способности могут проявляться по-разному.Например, в людях с развитыми творческими способностями, как правило, легкоуживаются способности к изобразительной, музыкальной и прочей творческойдеятельности.
 Условия развитияспециальных способностей
Способности имеютсложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровняразвития способностей:
· репродуктивный
· творческий
Человек, находящийся нарепродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания,овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. На творческом жеуровне человек создает новое, оригинальное.
Стоит принять вовнимание, что эти уровни взаимосвязаны, всякая творческая деятельность включаетв себя репродуктивную, а репродуктивная – творческую. Также, оба уровнядовольно динамичны. Они не являются чем-то застывшим. В процессе овладенияновыми знаниями или умениями человек переходит с одного уровня на другой,меняется структура его способности. Известно, что даже чрезвычайно одаренныеили даже гениальные люди начинали с подражания.
Развитие той или инойспособности проходит в несколько стадий:
· Задатки
· Способности
· Одаренность
· Талант
· Гениальность
Задатки– это лишь своеобразные анатомо-физиологическиепредпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться иззадатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того,всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могутсформироваться различные способности.
Способность– это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполненияопределенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущиабсолютному большинству людей.
Одаренностьсвязана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них.Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетаниеспособностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшегоуспеха в выполнении той или другой деятельности[3]». Одарённостьобеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможностьдостижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человекунеобходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённостьможет быть специальной – то есть применимой к одному виду деятельности, и общей– к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается соспециальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннееразвитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этойже социальной группы.
Талантявляется способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, сприобретение определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяютопределенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. Вначале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге онопределил восемь типов таланта, интеллекта:
· вербально-лингвистический(отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям июристам)
· цифровой(характерен для математиков, программистов)
· слуховой(музыканты, лингвисты, языковеды)
· пространственный(присущ дизайнерам и художникам)
· физический(им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
· личностный(его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит самсебе)
· межличностный(люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами,актерами)
· талантокружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).[4]
О наличии талантаследует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, атакже по результатам деятельности человека, которые должны отличатьсяпринципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычнонаправляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественныезапросы.
Гениальность– практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личностиотносительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальныхтворениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняютновым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Как правило, генийтворит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официальногопризнания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальностьтребует универсальных интересов незаурядной личности.
Психологи сходятся вомнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений.Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться самипо себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легкопроследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой,знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовыезанятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь этигаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем,дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, всистемности умственной работы, ее методике.
Но все это относится ктренировке уже существующих способностей. Формирование же новых способностейпроходит в несколько этапов:
1) Выявлениезадатков. Это очень важный этап, на котором необходимо выявить предпосылки ктем или иным способностям для их дальнейшего формирования. Это может бытьсделано с помощью наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этомупроцессу является проведение различных тестов. Подобная методика широкоиспользуется детскими психологами для выявления задатков у ребенка, но такжеможет быть применена к взрослому человеку, что практикуется работодателями насобеседовании с кандидатом.
2) Обеспечениеблагоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считатьсясензитивный период развития человека, то есть такой период, когда условия дляразвития тех или иных способностей наиболее оптимальны. Часто этот периодназывают периодом особой восприимчивости. Сензитивные периоды характерны длядетей, но время их возникновения и длительность зависят от индивидуальныхособенностей каждого конкретного ребенка. Задача взрослого на этом этапепредвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, чтонеобходимо ему для развития той или иной способности. Примером может служитьобучение игре на скрипке. Большинство учителей не начинают учить детей старшедевяти лет, так обычно после этого возраста сензитивный период для данноймузыкальной способности заканчивается.
Благоприятнаясреда должна подбираться индивидуально. Математическая школа не поспособствуетразвитию художественных способностей у ребенка и наоборот.
3) Введениев деятельность. Этот этап является практической реализацией предыдущего и вомногом перекликается с ним. Как только выявлены благоприятные условия дляразвития той или иной способности, необходимо погрузить человека вдеятельность, связанную непосредственно с этой способностью. Т.к. как уже былосказано выше, способность может возникнуть и развиться только внутридеятельности. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек,способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию егоспособностей. Важно также учитывать некоторые требования, соблюдение которыхпозволит наиболее эффективно развить ту или иную способность.
· Творческий характер деятельности.Такая деятельность требует от человека сообразительности и некоторойоригинальности. Кроме того, этот подход позволит добиться полного погружения всреду, полного захвата внимания. Наиболее актуально это для детей, самыеэффективные методики обучения и развития способностей на сегодняшний деньосновываются на творческой, часто игровой деятельности.
· Оптимальный уровень трудности.Необходимо учитывать особенности каждого индивида, его умственные способности,физические качества и некоторые индивидуальные свойства, такие как память,внимание и т.д. Если деятельность слишком проста, то обеспечивает лишьреализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, тостановится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированиюновых умений и навыков.
· Обеспечение положительного эмоционального настрояспособствует формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности.Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и неудач.В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена победой, такимобразом в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие, возникаетазарт, который не позволяется индивиду бросить тот или иной вид деятельности.
· Должная мотивация. Стимулирующаямотивация также поддерживает интерес индивида к данной деятельности. Онапревращает цель деятельности в актуальную потребность человека. Дляформирования и развития способностей человека необходимо научение, а согласнотеории социального научения, этот процесс не может происходить безсоответствующего подкрепления. Чем сильнее подкрепление, тем быстрее иэффективнее будет идти развитие той или иной способности. В качествеподкрепления могут использоваться такие стимулы как поощрение и наказание.Поощрение считается более эффективным методом, т.к. наказания нередко приводятк подавлению нежелательного поведения, вместо его устранения.
Таким образом, развитиеу человека способностей к различным видам деятельности во многом зависит отвнешней среды. Бытует мнение, что развитие творческих способностей человекаимеет какие-то особые, внутренние источники. Сторонники этой идеи подкрепляютсвою точку зрения предрасположенностью одних и полной неспособностью другихлюдей к определенным видам деятельности. Однако они забывают и искажают главное– источник развития способностей. Стихийно развитые первоначальные способностипринимают за врожденные.
Итак, первоначальныеспособности людей развиваются очень быстро, но доходят лишь до самого низкогоуровня. Для того чтобы продолжить развитие некоторых способностей илисформировать новые, процесс развития надо организовать, руководить им. Методы исследования и развитияспециальных способностей
Вопрос о методахисследования и развития способностей и одаренности с одной стороны совершеннопрозрачен и ясен, но с другой – некоторые моменты по сей день остаютсянерешенными. К таким моментам относятся экспериментальные методы исследования иразвития, а также диагностики специальных способностей.
Первым методом по правуявляется исследование истории развития личности, неразрывно связанное с еебиографией. Но следует помнить, что в рамках этого метода не существуеткритериев исследования способностей, которые подходили бы абсолютно всем людям.Основными в этом методе являются вопросы:
1) Опервых проявлениях интереса и склонностей к изучаемой деятельности;
2) Обусловиях, в которых рос и воспитывался исследуемый (особое внимание уделяетсянеблагоприятным условиям, препятствующим возникновению той или инойспособности);
3) Опроцессе обучения и овладения деятельностью;
4) Обуспехах и неудачах в этой деятельности и реакции исследуемого лица натрудности;
5) Опервых проявлениях творческого начала в деятельности, направленной на развитиеспособностей;
Этот метод являетсяобщепризнанным и применяется длительное время. На данный момент это практическиединственный метод, не подвергающийся сомнению.
Вторым методом являетсяизучение педагогического опыта формирования способностей. Этот методсознательно или непроизвольно используется каждым педагогом. Являясь учителямив области своей собственной специфической деятельности, эти люди нередкооставляют после себя значительную литературу, в которой содержится история ихпрофессионального роста и развития, обучения, а также опыт передачисобственного мастерства ученикам. В этих трудах также можно найти ценные данныео проявлении способностей и о ходе их развития в условиях обучения.
Третьим методомявляется анализ деятельности людей с выдающимися способностями и еерезультатов. Здесь важен не столько этот результат, сколько процесс егосоздания – от замысла до окончательной реализации. Здесь хорошим примеромслужат художественные виды деятельности. Серии эскизов, множество отдельныхдеталей в живописи позволяют изучать ход созидательного процесса. Тот жепринцип действует в конструкторской, музыкальной и многих других видахдеятельности. Однако в большинстве случаев исследователи располагают лишьконечным продуктом. Несмотря на это, целью данного метода является выяснениеособенностей творческой деятельности, установление истории и причинывозникновения замысла, изучение внешних условий, влиявших на процесс созидания,а также внутренних особенностей автора, определивших этот процесс, и отношениеавтора к его деятельности и к ее результату. Это сложнейший вопрос, трудностькоторого обуславливается уровнем развития психологии и сложностью объективногоанализа процесса творческой деятельности.
Четвертым методом,специально психологическим, является эксперимент. Впервые метод естественногоэксперимента был введен отечественным психологом А.Ф. Лазурским. Этот методсчитается самым жизненным, смысл его заключается в подборе таких задач, решениеи способ решения которых является показательным для изучаемого вопроса.Например, применительно к литературным способностям, естественный экспериментможет заключаться в изучении того, как наблюдает и описывает предмет наблюденийисследуемый, как воспринимает и описывает он какое-нибудь сложное драматическоеили сюжетное произведение, как он пишет сочинение на заданную тему, может ли он«сочинить» стихи, и т.д.[5]
Особенностью этогометода является изучение человека в естественных условиях и, следовательно,возможность регистрации непосредственных реакций личности. В этом заключаетсяпреимущество названного метода перед лабораторным экспериментом, кореннымнедостатком которого является то, что исследуемый знает, что он являетсяпредметом изучения.
Этот метод, несмотря наего широкое признание, не получил еще достаточного применения в психологическомисследовании и в исследовании способностей, в частности. Несмотря на легкость иотносительную дешевизну, а так же очевидную объективность получаемыхрезультатов, метод естественного эксперимента вызывает нарекания в этическомплане.
Приведенные вышеметоды, безусловно, являются исследовательскими, но на их основе строятсяразличные методики диагностирования и развития специальных способностей.
 
Заключение
Подытоживвышесказанное, можно заключить, что любая способность не является врожденной, аформируется и развивается в результате деятельности. Поэтому первое условие дляразвития специальных способностей – воспитание потребности в том или ином видедеятельности. Также необходимо уметь диагностировать задатки и благоприятныеусловия для развития определенной способности, и создавать положительныйэмоциональный фон. По этой причине, очень важны исследования, направленные навыявление специальных способностей и тенденций их развития. На данный моментсуществует несколько методов исследования и диагностирования специальныхспособностей. Некоторые являются общепризнанными и не подвергаются сомнению состороны общественности, другие же, в большей степени экспериментальные,вызывают много споров и обсуждений. Кроме того, природа способностей – гораздоболее сложный и глубокий вопрос, чем может показаться на первый взгляд. До сихпор мало изучен вопрос о гениальности и феномене сверхспособностей, которыепроявляются у некоторых детей. На сегодняшний день не понятно, как работать стакими способностями, как их развивать. Методика работы с прочими, «рядовыми»специальными способностями в общем смысле прозрачна и ясна, но до сих пор несуществует универсального метода их развития. Это объясняется тем, что каждыйчеловек индивидуален, и развитие его способностей зависит только от егособственного желания и готовности к совершенствованию.
 
Список литературы
1) ТепловБ.М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты.М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982
2) Е.Г.Рабинович. Мерное бремя // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука,1991
3) Естественныйэксперимент и его школьное применение / Под ред. АФ. Лазурского. Пг., 1918.
4) ГарднерГ. Рамки ума / 1980


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности отмывания денег
Реферат Внешнеэномическая деятельность Республики Татарстан
Реферат Максимізація прибутку фірми-монополіста в короткостроковому і довгостроковому періоді
Реферат Водные ресурсы: использование и загрязнение
Реферат Разработка методического пособия для самостоятельной работы студентов по теме: "Газовые законы"
Реферат Историко-социологический паспорт финского языка
Реферат Япония. Цунами. Землетрясения
Реферат Конструкции из дерева и пластмасс
Реферат Особенности финансовое оздоровление предприятий
Реферат Заработная плата и основные принципы ее организации
Реферат Ознакомление детей с народными промыслами в старшей группе
Реферат По книге Г. Вильхельма "Древний народ хурриты"
Реферат Несущие конструкции одноэтажного промышленного здания с мостовыми кранами среднего режима работы (в doc-е вставка CorelDraw11)
Реферат Кома при эндокринных заболеваниях
Реферат Макроекономічна рівновага та економічна нестабільність в Україні