Реферат по предмету "Социология"


Удовлетворенность браком молодых супругов, посещающих и не посещающих церковь

Удовлетворенность бракоммолодых супругов, посещающих и не посещающих церковь

Введение
Какпоказывают социологические исследования, традиционный институт семьи переживаетсейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейныхотношений. Сегодня на смену традиционной модели семьи и официальнорегистрируемому браку приходят новые формы брака: пробный брак, брак не на всюжизнь. Изменилась и структура семьи. Одним из главных отличительных качествбрачно-семейных отношений в последние десятилетия становится так называемаянуклеаризация семьи. В отличие от патриархальной семьи, где совместноепроживание трех-четырех поколений считалось нормой, на сегодняшний день такойнормой стала нуклеарная семья, состоящая из одного ядра: родители и дети. Содной стороны, нуклеарная семья предполагает более простую структуру отношений.Но, с другой – в такой семье резко возрастает бытовая и психологическая нагрузка,выпадающая на супругов: многочисленные обязанности по ведению домашнегохозяйства, воспитанию детей, организации досуга осуществляются только мужем иженой, что влечет их взаимозависимость и связанность. Вследствие этогоповышается личная ответственность каждого члена семьи, увеличиваетсяразнообразие выполняемых семейных ролей, зачастую не традиционных для мужчины иженщины. Мужчины, как известно, не очень стремятся разделить с женщинойобязанности по дому, они проявляют сравнительно слабую активность в весьматрудоемком занятии – воспитании своих детей. Чем больше разрыв в нагрузке междумужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком. Нежелание мужчины взятьна себя часть повседневных забот приводит к формированию конфликтной ситуации,к нарастанию неудовлетворенности женщины своим браком, что в свою очередь можетпривести супругов к решению о разводе. Можно выделить общие черты, свойственныесовременным семьям и являющие собой ряд социальных проблем: падениерождаемости, усложнение межличностных отношений супругов, рост разводов. Вместес тем в большинстве работ, посвященных семье, она рассматривается какотносительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими институтами иорганизациями. Причины этого в том, что семья веками была само собойразумеющейся ценностью, и, к примеру, у института церкви не было особой нуждызаострять внимание на этой теме. Лишь когда сам институт семьи сталразрушаться, церковь стала активно осмыслять свое учение о браке.
Сегодня игосударство, и церковь заинтересованы в возрождении и увеличении крепких,благополучных молодых семей, которые бы воспитывали своих детей и прививалиновому поколению такие качества как: взаимопонимание, доброжелательность,внимательность и участие друг в друге и в жизни своей страны, готовность прийтина помощь. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить своивзаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности психологииобщения, межличностных отношений в современной семье. Обо всём этом молодымлюдям нужно терпеливо и доходчиво рассказывать. Проблема удовлетворенностибраком молодых супругов посещающих и не посещающих церковь актуальна, в связи стем, что церковь как социальный институт, может оказывать значительное воздействиена молодую семью, через применение таких технологий как проповедь, беседа ит.д. Сотрудничество религиозной и светской ветвей социальной работы в отношениисемьи необходимо в целях объединения усилий и выработки наиболее эффективныхтехнологий по разрешению ее проблем.
Цельисследования: выявить роль церкви в удовлетворенности браком молодых супругов.
Задачи:
1) Определитьпонятие «удовлетворенность браком молодых супругов» и факторы, влияющие на неё.
2) Выявитьстепень удовлетворенности браком и оценку роли церкви в семейной жизни молодых супругов,посещающих и не посещающих церковь.
3) Определитьформы и способы воздействия церкви на семейную жизнь молодых супругов.
Объектисследования – удовлетворенность браком молодых супругов, посещающих и непосещающих церковь.
Предметисследования – взаимосвязь посещения церкви и отношения к ней иудовлетворенности браком молодых супругов.
Гипотеза:
Молодые супруги,посещающие церковь, в большей степени удовлетворены браком, чем не посещающиеее.
Понятие «удовлетворённостьбраком» рассматривалось такими авторами как Ю.Е. Алешиной, В.В. Бойко,Т.А. Гурко, В.М. Кишинец, В.А. Сысенко, Э. Филсингером, А.В. Шавловым.Факторы, влияющие на удовлетворённость браком супругов определены в работах Т.В. Андреевой,С.И. Голода, Т.А. Гурко, Р. Левиса, Н.Н. Обозова, Дж.Б. Спаниера,А.Ю. Тавита, Н.Ф. Федтовой. Удовлетворённость браком молодых супруговрассматривалась в работах Э.К. Васильевой, И.В. Дорно, Э. Дюваль,Р. Хила. Сведения о взаимодействии институтов церкви и семьи содержались вработах М.Е. Добрускина, И.В. Дорно, К. Коневского, Р. Левиса, Дж.Б. Спаниераи др.
Полученныерезультаты исследования в дальнейшем могут использоваться в области практикиработы с семьей. Также результаты данного исследования могут повыситьэффективность проводимой работы с семьей, постольку поскольку, позволятпривлекать к такой работе и церковь.
Структураработы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Вовведении определены: актуальность темы, цель и задачи работы, объект и предметисследования. Первая глава посвящена определению понятия «удовлетворенностьбраком», факторов входящих в данное понятие, выявлению особенностей удовлетворенностибраком на разных этапах жизненного цикла семьи, рассмотрению социальных функцийцеркви как института оказывающего некоторое влияние на семью и наудовлетворённость браком молодых супругов. Во второй главе представленапрограмма исследования роли церкви в удовлетворенности браком молодых супругов,анализ данных и выводы по проведенному исследованию.

1.Удовлетворённость браком как характеристика семейной жизни молодых супругов
1.1 Понятиеудовлетворенность браком и факторы, влияющие на удовлетворённость браком
Исследованиефеномена удовлетворенности браком в отечественной и зарубежной психологии,социологии и фамилистике проводится уже порядка трёх десятилетий в рамкахобщего подхода изучения качества брака.
Так, помнению фамилиста В.А. Сысенко, удовлетворенность семейной жизнью понятиеочень широкое и включает степень удовлетворения всех потребностей личности. Длякаждого из супругов в браке должен быть достигнут какой-то минимально необходимыйуровень удовлетворения потребностей, за пределами которого уже возникаетдискомфорт, формируются и закрепляются отрицательные чувства и эмоции. В.А. Сысенкоописал три группы семейных конфликтов, снижающих устойчивость брака, и какследствие удовлетворенность отношениями супругов.
Ю.Е. Алешинаинтерпретирует понятие удовлетворенность браком как характеристику «субъективнойоценки каждым из супругов характера их взаимоотношений».
Иноеопределение понятию «удовлетворённость браком» даёт в своей исследовательскойработе А.В. Шавлов – супружеская удовлетворенность браком утверждает он,есть ни что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призмусоциокультурных норм эффективности функционирования семьи в планеудовлетворения их индивидуальных потребностей.
Э. Филсингеротносит понятие удовлетворённость браком (marital satisfaction) к счастью,которое доставляют супругам их отношения, и к желанию сохранить брак.
Понятиеудовлетворенности браком было расширено в области исследований, характеризующихстепень участия супругов в распределении домашних обязанностей, при наличиипрофессиональной занятости. Удовлетворенных браком респондентов больше вслучае, если оба супруга несут одинаковую нагрузку в выполнении домашнихобязанностей; немногим меньше – в браках, где муж помогает жене; наименьшеечисло удовлетворенных браком респондентов выявлено в браках, в которых домашниеобязанности в основном выполняет женщина (Н.Г. Юркевич, А. Кеэрберг).Т.А. Гурко и А. Кеэрберг обнаружили, что чем больше становится разрывв нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком.
Частоупотребляемыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «сплочённостьсемьи», «совместимость супругов», «стабильность брака», «устойчивость брака».Так, под понятием «сплочённость семьи» подразумевается эмоциональная связь,близость или привязанность членов семьи. Стабильность брака – (от лат. stabilis – устойчивость) –понятие, характеризующее: прочность, устойчивость брака как системы супружескихотношений; сохраняемость брака во времени как процесса совместной супружескойжизни. Социальное значение стабильности брака в том, что она определяетстабильность основанной на браке семьи. С точки зрения прочности, устойчивостибрак целесообразно рассматривать как две равнозначные подсистемы отношений: «муж(жена) – брачная ситуация для мужа (жены)», где под брачной ситуациейпонимаются все моменты, связанные для каждого из супругов с брачно-семейнойжизнью – прежде всего личность другого супруга, фактическая доля участия вхозяйственно-бытовой деятельности, отношения с родственным окружением.Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связаннымихарактеристиками. Кроме того, существует мнение, что эти феномены представляютсобой различные уровни отношений супругов. Первым, самым общим, являетсяуровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствиеразвода). Второй уровень является уровень «приспосабливаемости в браке», «адаптированностисупругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводнойситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, какразделение домашнего труда, воспитание детей и т.д. Третий уровень являетсянаиболее глубоким. Это уровень «успеха» или «успешности» брака, которыйхарактеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов.
В реальности,авторы не всегда разделяют понятия «удовлетворенность браком» и «стабильностьбрака» в своих работах, к тому же многочисленные синонимы этих понятий, частоиспользующиеся в литературе, приводят к тому, что весь накопленный материал попроблеме факторов, влияющих на успешность супружеских отношений, обычнорассматривается в одном ключе независимо от того, в социологическом илисоциально-психологическом русле было выполнено исследование по данной проблеме.В.А. Сысенко впервые разделяет понятия «устойчивость брака» и «стабильностьбрака». Устойчивость брака он рассматривает как «устойчивость системывзаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместнойдеятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целейсупругов». Существенно расширяет данное понятие В.В. Бойко. Устойчивостьбрака, по его мнению, имеет объективную и субъективную стороны. Объективнаясторона прочности брака зависит от вероятности его распада, которая может бытьвыражена соотношением количества браков и разводов, зарегистрированных в данномрегионе за определенный промежуток времени. Субъективная сторона характеристикибрака включает в себя удовлетворенность супружескими отношениями, установку супруговна сохранение семьи.
Отечественнымии зарубежными исследователями был проведён и ряд попыток обобщения иклассификации множества факторов, входящих в понятие удовлетворенность бракомсупругами, а также влияющих на качество семейных взаимоотношений.
Одна изпервых и наиболее ёмких классификаций факторов удовлетворенности бракомпредставлена А.Ю. Тавит (1983). Автор выделяет две группы факторовудовлетворенности браком: возникшие до бракосочетания и возникшие во времябрачного периода. Первая группа факторов, по мнению А.Ю. Тавит, являетсяпсихологической основой брака и включает такие аспекты, как происхождениекачества личности, идеал супруга и брака, мотивы вступления в брак. Втораягруппа факторов включает: этическо-эмоциональные отношения супругов,психофизиологические отношения супругов, единство взглядов на воспитание детей,распределение домашних и хозяйственных работ, свободное время и егопровождение, отношение с отцом-матерью супруга(и), с друзьями, отношение калкогольным напиткам.
Исследованияфакторов удовлетворённости браком супругов в семьях с различным укладом жизнипоказали, что в «современных» семьях до рождения ребенка для удовлетворенностибраком супругов наиболее важны: успешное решение конфликтов между ними путемсвободного сотрудничества, низкое давление друг на друга, удовлетворенность всфере ведения домашнего хозяйства. Удовлетворенность браком в «традиционных»семьях связана с различными факторами. Для мужей в таких семьях важным являетсяпроявления любви, симпатии, нежности, доверительность, высокая оценка жены вроли организатора досуга, создание положительного эмоционального климата всемье, готовность жены подчиняться мужу. Для жен перечисленные факторыдополняются высокой оценкой терпимости мужа к автономии жены. А также для нихважна активность мужа в ролях кормильца, хозяина и сексуального партнера.
Вотечественной фамилистике одним из первых осветил проблему качества брака С.И. Голод.С.И. Голодом выделены факторы удовлетворенности браком специфичные длякаждого пола в пределах первого десятилетия совместной супружеской жизни. Дляженщин – это бытовая и духовная адаптация, совместимость мужа с еёродственниками и самоутверждение, для мужчин – сексуальная экспрессивностьжены.
Российскимиучёными (Т.В. Андреевой и А.В. Толстовой) выявлено, чтоудовлетворенность браком мужчин связана с таким фактором, как доход семьи. Помере того как доходы кормильца семьи растут, время, посвящаемое семье,сокращается и удовлетворенность отношениями между супругами снижается.
Висследовании Н.Ф. Федотовой выявлено, что с удовлетворенностью бракомтесно коррелируют такие показатели, как сходство ролевых ожиданий мужа и жены,ролевое соответствие мужа и жены, уровень понимания ролевых ожиданий другогокаждым из супругов. Данные, полученные в работе Н.Ф. Федотовойсвидетельствуют о том, что в счастливых семьях мнения супругов о главенстве всемье совпадают.
Понятиеудовлетворенности браком было расширено в области исследований факторов,характеризующих степень участия супругов в распределении домашних обязанностей,при наличии профессиональной занятости. Удовлетворенных браком супругов большев случае, если оба они несут одинаковую нагрузку в выполнении домашнихобязанностей; немногим меньше – в браках, где муж помогает жене; наименьшеечисло удовлетворенных браком супругов выявлено в браках, в которых домашниеобязанности в основном выполняет женщина. Т.А. Гурко и А. Кеэрбергобнаружили, что чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой,тем меньше супруги удовлетворены браком.
В работахроссийских учёных (Н.Н. Обозов, И.А. Юров и др.) содержится утверждениео том, что основными мотивами вступления в брак супругов, которые считают своесупружество удовлетворительным, являются: общность интересов, взглядов и любовь.Удовлетворенность чаще встречается в тех отношениях, где к вступлению в браксупругов побуждают нравственные мотивы.
Т.В. Андрееваи Ю.А. Шмотченко в исследовании удовлетворенности браком мужчин,обнаружили, что удовлетворенность тем выше, чем более значимой для них являетсяценность эффективности в делах. Высокие показатели удовлетворенности браком умужчин, для которых значима ценность «продуктивность жизни» и низкие, длякоторых особую значимость представляет ценность «наличие хороших и верных друзей».Для женщин, чьи мужья в иерархии ценностей отдали предпочтение позициям «развлечения»и «счастье других» характерен низкий уровень удовлетворённости браком.
Особенноширокую известность получила модель факторов, влияющих на качество брака,созданная американскими авторами Р. Левисом, Дж.Б. Спаниером.Факторы, влияющие на качество брака, разбиты авторами на три основные группы: 1.«добрачные факторы»; 2.» социальные и экономические факторы»; 3. «личностные ивнутрисупружеские факторы». К первой группе факторов, положительно влияющих накачество брака, были отнесены такие характеристики, как «однородность» посоциально экономическим параметрам, расовой и религиозной принадлежности,интеллектуальное и возрастное сходство, а так же однородность по статусу.Группа «социальные и экономические факторы» объединила в себе:социально-экономические показатели, характеризующие хорошеесоциально-экономическое положение семьи – высокий статус мужа, стабильностьэкономического положения семьи, положительное отношение мужа к работе жены,удовлетворенность жены работой; включенность супругов в более широкую сетьсоциальных взаимоотношений – наличие у супругов общих друзей, участие пары вработе общественных организаций. Третья группа факторов наиболее обширна, т. к.в ней авторами объединены следующие подгруппы факторов: «позитивное отношение кпартнеру», которое выражается в легкости общения, сексуальной, физической иинтеллектуальной привлекательности партнера, совпадение ценностных ориентацийпартнеров. К другой подгруппе отнесены параметры «эмоциональнойудовлетворенности отношениями с партнером»: выражение любви с его стороны,уважение, взаимная помощь супругов личностному росту каждого, наличиесексуальной удовлетворенности, любовь к партнеру, соответствие образа супругаобразу идеального мужа (жены), ощущение супругами себя единым целым супружескойпарой. Отдельную подгруппу факторов образовали «параметры эффективности общенияв супружеской паре»: глубина самораскрытия партнеров, точность невербальнойкоммуникации, наличие у супругов общих символов, общность ожиданий, частотауспешного общения в паре, сходство восприятия супружеских ролей, взаимопониманиеи эмпатия в общении. Другая подгруппа факторов «ролевое соответствие супругов»включает в себя комплиментарность потребностей, соответствие ролевогоисполнения и ролевых ожиданий, личностное сходство, сексуальное соответствиесупругов друг другу. И завершает схему подгруппа «взаимодействие», объединяющаятакие факторы успешности брака, как дружба супругов, общность их деятельности,эффективность взаимодействия (в том числе при решении проблем), физическаяблизость при взаимодействии, совместное посещение церкви.
В зарубежнойсоциологии семьи имеется огромное количество методик, исследующих различныеаспекты брачного выбора, супружеского и бракоразводного поведения. Постоянносоциологи стремятся к систематизации технических и концептуальных средствисследования, к стандартизации разрастающихся в объеме показателей и индексов.Обобщение этого опыта было осуществлено сотрудниками и аспирантами Институтасоциологических исследований во второй половине 1980-х гг. под руководством М.С. Мацковского.С результатами вторичного анализа зарубежных и отечественных исследованийприменительно к факторам стабильности брака и удовлетворенности супругов семейнойжизнью можно познакомиться по работе М.С. Мацковского и Т.А. Гурко,посвященной изучению успешности молодой семьи.
Итак, массивданных о понятии «удовлетворённость браком», а также о факторах, влияющих наудовлетворённость брака супругов, накопленных на сегодняшний деньотечественными учеными и зарубежными исследователями достаточно велик. В данномисследовании будет использоваться трактовка Ю.Е. Алешиной, котораяинтерпретирует понятие «удовлетворённость браком» как характеристику «субъективнойоценки каждым из супругов характера их взаимоотношений», а также классификацияфакторов удовлетворённости браком авторов Р. Левиса, Дж.Б. Спаниера,которые факторы, влияющие на качество брака, разбили на три основные группы: 1.«добрачные факторы»; 2.» социальные и экономические факторы»; 3. «личностные ивнутрисупружеские факторы». В качестве дополнительной методики мы применим Тестна уровень удовлетворённости браком Л.Я. Гозмана, Ю.Е. Алёшиной, О.О. Еремичевойдля оценки степени удовлетворённости браком у молодых супругов. Испытуемыйполучает материал теста «Удовлетворенность браком». Так как инструкция теста несодержит временных ограничений, испытуемым предоставляется возможность ответитьна вопросы самостоятельно, без контроля исследователя. При обработке теста,ответы испытуемых сверяются с ключом. При совпадении ответов варианту Априписывается 0 баллов, Б-1, В-2, Г-3, в вопросах №1, 4, 6, 8, 9, 12, 14, 16баллы приписываются в обратном порядке. Баллы по тесту суммируются исоотносятся с нормативами теста. В данном тесте уровень удовлетворённости варьируетот 0 до 51 балла.
1.2 Удовлетворённостьбраком молодых супругов
Семья – этодинамическое образование, в ходе существования которого выделяются качественноразличные периоды. Функции и структура семьи значительно изменяются в процессеразвития семьи, в ходе прохождения различных стадий её жизнедеятельности.Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака,послужила основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развитиясемьи (жизненного цикла). Молодая семья (в соответствии с определениемГребенникова – это супружеская пара, с детьми или без них; брак первый;продолжительность совместной жизни до 5–7 лет; возраст супругов не старше 30лет) характеризуется сложным процессом адаптации молодых людей друг к другу, которыйзатрагивает все уровни супружеской совместимости (от переориентации жизненныхценностей до изменений в структуре характера личности), что в свою очередьвлияет на изменение уровня удовлетворённости браком обоих молодых супругов.Следовательно, при изучении супружеских взаимоотношений следует учитывать, чтоуровень удовлетворённости браком супругов имеет свои особенности на разных этапахжизненного цикла семьи.
Этапыжизненного цикла семьи – категория, которая характеризует динамику измененийсемьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикласемьи может быть построена на разных основаниях. Этот термин был введен в 1948 г.Э. Дюваль и Р. Хилом на Национальной общеамериканской конференции попроблемам семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейноговзаимодействия. В качестве основного признака разграничения стадий, припостроении периодизации жизненного цикла семьи, Э. Дюваль использовалсяфакт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось,что основной социальной функцией семьи является деторождение и воспитаниеподрастающего поколения. На основании этой характеристики были выделеныследующие стадии семейного цикла: 1. формирующаяся семья, супруги женаты менеепяти лет, детей нет; 2. детородящая семья, возраст старшего ребенка до трехлет; 3. семья с детьми-дошкольниками; 4. семья с детьми – школьниками; 5. семьяс детьми – подростками; 6. семья, «отправляющая детей в жизнь»; 7. супругизрелого возраста; 8. стареющая семья, от момента ухода супругов на покой досмерти одного из них. По мнению современных авторов представленная периодизацияимеет целый ряд недостатков: громоздкость, невнимание к таким характеристикамкак стаж брака, возраст супругов и т.п. Именно это послужило основанием длякритики концепции Э. Дюваль и создания новых вариантов периодизациисемейного развития. В последующие годы появилось большое число различныхпериодизаций семейного цикла – социологических, психологических, демографическихи т.д. Основанием для них служили как различные теоретические соображения, таки результаты эмпирических исследований. В нашей стране наибольшую известностьполучила периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет следующие стадиижизненного цикла семьи: зарождение семьи (до момента рождения первого ребенка);рождение и воспитание детей (до того как первый ребенок не начнет трудовуюдеятельность); окончание выполнения воспитательной функции (до того как вседети не начнут жить и работать самостоятельно); жизнь с детьми, не имеющимисобственной семьи; самостоятельная жизнь супругов.
Различнымиучёными в их исследованиях осуществляются поиски переменных, определяющих периодизациюцикла развития семьи. Так, целью исследования Д. Орснера были изменения встиле отдыха супругов в ходе семейного цикла; Л. Тамира и К. Антонуцци– попытка посмотреть, как изменяются восприятия себя, мотивация и социальныесвязи у состоящих в браке разное число лет людей; и прежде всего это измененияудовлетворенности браком. Интерес учёных к этой проблеме огромен. Левис и Спаниерв обзоре исследований удовлетворенности браком за десятилетие именно эту тематикувыделили как одну из наиболее изучаемых. Особенно много работ было направлено навыявление тех изменений, которые происходят в межличностных отношениях молодыхсупругов с появлением первого ребенка. Данные ряда работ свидетельствуют о том,что удовлетворенность браком молодых родителей резко понизилась. Большая группаработ была посвящена выявлению того, как влияет уход детей из семьи на удовлетворенностьбраком. В английском языке эта ситуация получила особое название «синдром пустыхгнёзд». Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, авторы исследованийсделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностьюбраком существует отрицательная связь, особенно в тех семьях, где женщины работают,где супруги являются приверженцами некатолического вероисповедания, а также в семьяхлюдей, имеющих более высокий образовательный уровень. Сравнение супругов,проживающих вместе с детьми, и супругов без детей также свидетельствуют о том,что последние считают себя более счастливыми в браке, чем первые.
Дети – это далеконе единственный фактор, выдвигаемый в качестве причины изменений в отношениях супругови снижения удовлетворенности браком. Период 25–50 лет является временем наиболееактивного социального и профессионального функционирования индивида, что самопо себе, как указывается многими авторами может приводить к охлаждению его интересак семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям,а следовательно и к снижению удовлетворенности браком. Человеку трудноодинаково активно проявлять себя одновременно в различных сферах, егопредпочтение в сфере жизненных ценностей изменяется. С возрастом (можнопредположить, что это время лишь случайно совпадает с тем периодом, когда детипокидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми,приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает большеориентироваться на своего супруга, а следовательно увеличивается иудовлетворенность браком.
Изменения, происходящиев ходе цикла развития семьи, не связаны с воздействием одного какого-тофактора, по всей видимости можно говорить о сложной взаимосвязи различныхпричин. К тому же ни дети, ни работа, очевидно, не влияют сами по себе наудовлетворённости взаимоотношениями супругов, а лишь способствуют тому, что супругиначинают обращать внимание на те стороны отношений, которые до того казались иммаловажными.
Итак, можносказать, что удовлетворённость браком молодых супругов понятие очень широкое ивключает степень удовлетворения всех потребностей личности, а именно это – характеристикасубъективной оценки каждым из супругов, возраст которых не старше 30 лет,характера их взаимоотношений в их первом браке, продолжительностью совместнойжизни до 5–7 лет. Необходимоотметить, что существенным образом на удовлетворённость браком молодых супруговвлияет появление в семье первого ребёнка.
1.3 Взаимодействиеинститутов церкви и семьи
ПравославнаяЦерковь содержит высокое учение о таинстве брака, «семья – малая Церковь». Православноеучение о семье вполне определенно: «Господство мужа над женой естественно. Мужстарше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечтопоследующее…». Каждая семья есть церковь, которой руководят родители. Перваязадача родителей – трудиться для спасения своих детей. Когда отец и мать,выполняющие в семье роль священника и учителя, полностью занимают сторонуХриста, в доме чувствуется доброе влияние. Это освященное влияние ощущаеткаждый верующий в церкви. Из-за недостатка благочестия и освящения в семьеБожье дело встречает большие препятствия. Никто не сможет оказывать в церквидоброе влияние, если он не демонстрирует его у себя дома. Правильному поведениюв церкви учат дома. Если религия царит в доме, она плавно перейдет в церковь.Родители, выполняющие свое дело для Бога, являются силой для добра. После семьиидет церковь. Влияние семьи должно быть таково, чтобы она служила для церквиподдержкой и благословением.
С обращениемк православию в семью входят такие традиционные для русской культуры формыдуховной жизни и быта как: посещение храма; домашняя молитва; соблюдение поста;паломнические поездки; праздники богослужебного круга и именины; а, кроме того,освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей,отпевания и регулярного поминания усопших. Из многочисленных исследованийвидно, что вера, совместное посещение и участие в жизни Церкви оказываютконсолидирующее влияние на семью в целом, а также на повышениеудовлетворённости своим браком у супругов. Так, в отечественной истории часто,в качестве примера счастливого христианского брака, приводится союз последнегороссийского императора Николая Второго. Опубликованный дневник его жены – государыниИмператрицы Александры Фёдоровны открывает причины успешности их брака: «Безблагословения Бога, без освящения Им брака… без Его ежедневного благословениясемейной жизни, даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, чтонужно жаждущему сердцу…радость… семейной жизни может быть в любой моментразрушена», писала Императрица. Ещё одно важное условие семейной жизни, поубеждению Императрицы Александры Федоровны, – это единство интересов супругов. «Пустьоба сердца разделяют и радость, и страдание… всё в жизни будет у них общим. Имследует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Богагруз забот о своих детях и обо всем дорогом для них…».
Воцерковленная(т.е. регулярно участвующая в таинствах церкви) семья активно сотрудничает свнешним миром – как с православной его частью, так и со светской. Частоепосещение храма – это и возможность знакомиться и общаться с близкими по духулюдьми. Здесь благоприятная эмоциональная среда, где верующий человекраскрывается. После службы дети играют вместе, а главы семейств могутподелиться новостями, рассказать о своих проблемах, передать книги, дать адресправославного врача, юриста, православной гимназии, договориться в чем-топомочь, попросить помолиться, и так далее. Здесь семьи смотрят друг на друга.Семья буквально учится в этой общности.
Как и любойдругой социальный институт, церковь имеет и выполняет следующие присущие ейсоциальные функции: моральную, компенсаторную, культурную,социально-политическую и мировоззренческую функции. Патриарх Алексий IIопределяет моральную функцию церкви как необходимость «вернуть людямтерпимость, развеять вражду и рознь между людьми, приобщить их кобщечеловеческим ценностям, развивать нравственные основы личности». Сущностькомпенсаторной функции церкви состоит в том, чтобы облегчить верующим тяготы изаботы, переживания, нести им утешение. Эта функция несомненно полезнаверующим, так как временно снимает психологическую напряженность и успокаивает.Культурная функция церкви играет важную роль в культурном развитии общества, асоздаваемые церковью духовные ценности обогащают не только религиозную, но исветскую, общечеловеческую культуру. Социально-политическая функция церкви заключаетсяв заботе, о жизни народа в мире, любви и справедливости, «…церковь не связываетсебя ни с каким-либо общественным или государственным строем, ни с какойполитической силой, она над «правым» и «левым» и поэтому может вести диалог слюбыми общественными движениями, ища их примирения и объединения в служенииблагу людям». Мировоззренческая функция имеет основной целью возвышениеавторитета религиозной идеологии в обществе, обращение в религиозную веруинакомыслящих.
Cемейность воспитываетсятолько в семье и никак не зависит от проповедей, потому церковные силынеобходимо направить на создание именно внутрицерковной социокультурнойсемейной среды, из которой вырастут дети, стремящиеся создать истинныехристианские семьи. Эти «новые» люди и смогут в будущем стать основойцерковного возрождения семьи.

2. Рольцеркви в удовлетворенности браком молодых супругов
2.1Программа и организация исследования
Одним изважнейших направлений социальной работы является работа с семьями,столкнувшимися с проблемами и нуждающимися в помощи и консультацииспециалистов. В связи с тем, что институт семьи с течением времени претерпеваетсерьёзные изменения, а молодая семья наиболее подвержена изменениям, таким как:начало совместного проживания и ведения быта, рождение первого ребёнка иосвоение родительской роли молодыми супругами и др., которые в свою очередьвлияют на изменение уровня удовлетворённости браком у супругов, изучениеудовлетворенности браком всегда будет актуально.
Данная работанаправлена на выявление уровня удовлетворенности браком молодых супруговпосещающих и не посещающих церковь, так как на удовлетворенность браком влияетмножество различных факторов, одним из которых, по мнению ученых, является ипосещение церкви супругами. Церковь, как субъект социальной работы, также можетоказывать помощь семьям (молодым супругам в частности), применяя своиспецифические методы. Представители русской православной церкви заинтересованыв воцерквлении христианских семей, в сохранении института семьи и брака. Крометого, важно отметить, что церковная религия – это одно из средств особой терапиичеловека от заболеваний физических, нервных, психических и т.д., её цельюявляется его исцеление от нравственных и духовных недугов, которые являютсяпричинами многих человеческих проблем, в том числе и внутрисемейных.
Цельисследования: выявить взаимосвязь между удовлетворенностью браком молодыхсупругов, посещением ими церкви и оценкой ее роли в семейной жизни.
Задачи:
1) Выявитьпредставления священнослужителя о роли церкви в семейной жизни.
2) Выявитьуровень удовлетворенности браком у молодых супругов, с различным отношением кцеркви и религии.
3) Выявитьобщее и отличия в оценке влияния церкви на различные сферы семейной жизни сразличной степенью удовлетворённости браком.
Объектисследования – представитель церкви; молодые супружеские пары.
Предметисследования – взаимосвязь посещения церкви и отношения к ней иудовлетворенности браком молодых супругов
Гипотеза:
Молодые супруги,посещающие церковь, в большей степени удовлетворены браком, чем не посещающиеее.
Метод иметодика сбора данных: для интервью нами были составлены 9 вопросов (См.Приложение 1), условно делящиеся на следующие тематические блоки: 1. Отношениецеркви к семье; 2. Влияние посещения церкви на сферы семейной жизни; 3. Помощьцеркви молодой семье. Интервью проводилось со священником церкви ОтцомМихаилом. Место проведения интервью: Церковь г. Кировск. Интервьюпроводилось в неформальной обстановке, данные записывались на диктофон.
На второмэтапе исследования нами была разработана анкета (См. Приложение 3) из 12вопросов, в которых содержится несколько вариантов ответа. Анкета включает всебя вопросы по оценке молодыми супругами своего религиозного статуса и степениверы, по посещаемости (не посещаемости) церкви, по оценке степениположительного и негативного влияния посещения церкви на некоторые из сферсемейной жизни, а также вопросы, связанные с социально-демографическимихарактеристиками молодых супругов. Также для оценки степени удовлетворённости бракому молодых супругов в анкету был включён тест на уровень удовлетворённостибраком (См. Приложение 4) разработанный Л.Я. Гозманом, Ю.Е. Алёшиной,О.О. Еремичевой. Данный тест состоит из 17 вопросов с несколькимивариантами ответа. Так как инструкция теста не содержит временных ограничений,испытуемым предоставлялась возможность ответить на вопросы самостоятельно, безконтроля исследователя. При обработке теста, ответы испытуемых сверяются с ключом.
Выборка: Спомощью анкеты и включенного в неё теста было опрошено 15 молодых женщин и 15молодых мужчин из супружеских пар, с детьми или без них, возраст молодыхсупругов в которых не старше 30 лет, проживающие совместно в зарегистрированномбраке продолжительностью до 5–7 лет.
Анализ данныхосуществлялся с помощью программы математической статистики SPSS. Данная программапозволяет произвести широкий спектр возможных операций, мы же пользовалисьметодом построения таблиц сопряженности (crosstabs) и анализа среднихзначений.
Попроведённому интервью был дан описательный анализ.
Этапыисследования:
1. Подбор иразработка методов и методик исследования;
2. сбор эмпирическихданных;
3. анализрезультатов, формулирование выводов.
Операционализацияпонятий:
Удовлетворенностьбраком – характеристика субъективной оценки каждым из супругов характера ихвзаимоотношений;
Удовлетворённостьбраком молодых супругов – это характеристика субъективной оценки каждым изсупругов, возраст которых не старше 30 лет, характера их взаимоотношений в ихпервом браке, продолжительностью совместной жизни до 5–7 лет;
Уровеньудовлетворенности браком – минимально необходимая степень величины, значимостиудовлетворения потребностей супругов в браке, за пределами которой ужевозникает дискомфорт, у супругов формируются и закрепляются отрицательные чувстваи эмоции;
Церковь –организация, ведающая религиозной жизнью; здание для богослужения, храм;
Совместноепосещение церкви – посещение, приход в церковь с кем-нибудь вместе.
2.2 Взаимосвязьпосещения церкви и отношения к ней и удовлетворенности браком молодых супругов
2.2.1Отношение церкви к семье и ее роль в семейной жизни
Отношениецеркви к семье и ее роль в семейной жизни изучалась на основе материаловинтервью с настоятелем церкви г. Кировска Отцом Михаилом. По его мнению,семья для церкви представляет собой союз двух людей, к которому церковьюпредъявляются самые высокие требования. Люди с позиций церкви должны вступать вбрак осознанно, по любви (См. Приложение 2 интервью, 1; 8,9). Прошедшие обрядвенчания люди должны быть верующими и соответственно посещающими церковь. Котношениям в семье церковь также предъявляет определённые требования в ихсерьёзности, доверительности, уважительности и согласованности (См. Приложение2 интервью, 1; 15,16).
Как полагаетОтец Михаил, в семьях верующих супругов посещение церкви тем или иным образомоказывает влияние на все выделенные нами сферы семейной жизни, наудовлетворённость браком супругами в частности (См. Приложение 2 интервью, 2; 4–15).В большинстве случаев, по словам священнослужителя, это влияние положительно,трудности во взаимопонимании между супругами, межличностном их общении,проблемы в решении каких-либо семейных вопросов, по словам священнослужителя,могут возникать в тех семьях, где один из супругов верит в Бога и посещаетцерковь, а второй – нет, либо в семьях, посещающих церковь без веры, чтобы неотставать от других (См. Приложение 2 интервью, 2; 23–27; интервью, 3; 6–10).
Наиболеечасто молодые супруги сталкиваются с проблемами во взаимопонимании между собой,и конфликтами на этой почве, конфликтами с родителями своих супругов (См.Приложение 2 интервью, 4; 12–16), проблемы и конфликты возникают и из-за того,что многие молодые супруги оказываются не подготовленными к самостоятельнойсупружеской жизни (См. Приложение 2 интервью, 4; 18–22). Именно с данным кругомпроблем по словам Настоятеля Отца Михаила, молодые супруги чаще всегообращаются в церковь. Чтобы оказать помощь молодым супругам, при обращении их кцеркви, священнослужители проводят с ними различного рода беседы (См. Приложение2 интервью, 5; 2–4), консультируют молодых супругов в области вопросовсвязанных с духовностью и верой, применяя технику убеждения, настраиваютмолодых супругов на обдумывание сложившейся ситуации, тех действий, которые ужесовершены и тех шагов, которые стоит предпринять (См. Приложение 2 интервью, 5;8,9), в церкви также убеждают молодых супругов, при разрешении ими семейногоконфликта в сторону расторжения брака подумать о его последствиях, и о том какэто может отразится, прежде всего, на детях, если они уже есть в молодой семье(См. Приложение 2 интервью, 5; 9–18).
В целом,подводя итог вышесказанному, необходимо отметить то, что церковь не безучастнак институту семьи и брака. И в теории, и на практике прослеживается участиеданного социального института в семейной жизни (молодых супругов в частности).Из проведенного интервью следует вывод о том, что посещение церкви сближаетмолодых супругов, оказывает положительное влияние на взаимопонимание междусупругами в решении ими каких-либо семейных неурядиц и проблем. Молодыесупруги, обратившиеся в храм, могут рассчитывать на духовную поддержку ипомощь. Церковнослужителями осуществляется своего рода семейно-терапевтическоеконсультирование, являющегося одной из социальных технологий и использующейсядля решения социальных проблем, смягчения и предотвращения социальныхпатологий, в том числе и внутри такого социального института, как семья.
2.2.2Удовлетворенность браком молодых супругов с различным отношением к церкви ирелигии
Изучение взаимосвязимежду удовлетворенностью браком и отношением к церкви изучалось на основе анкеты«Семейные отношения молодых супругов посещающих и не посещающих церковь».
Первый вопросанкеты был посвящен религиозному статусу, т.е. выявлял, относит ли респондентсебя к православной либо к какой-то иной религии. Данная взаимосвязь имеетвысокий уровень статистической значимости. Как видно из рисунка, довольно высокпроцент респондентов, не относящих себя к какой-либо религии (атеисты) иимеющих низкий уровень удовлетворенности браком. Среди супругов, относящих себяк православной религии (верующие) большинство имеют средний уровеньудовлетворенности браком 46,2%, немного меньший процент респондентов, а именно34,6% – люди с высоким уровнем удовлетворенности браком, самый маленький процент19,2% – супруги с низким уровнем удовлетворенности браком.
/>
Рисунок 1.Взаимосвязь между религиозным статусом и удовлетворенностью браком молодых супругов

Следующийвопрос анкеты выявлял степень веры респондентов в Бога, взаимосвязь которой судовлетворенностью браком молодых супругов отражена в Рис. 2. На данныйвопрос ответы молодых супругов распределились следующим образом: у 100% неверующих в Бога (атеистов) молодых супругов – низкий уровень удовлетворенностибраком. Также низкий уровень удовлетворенности браком имеют респонденты сосредней степенью веры в Бога (сомневающиеся в существовании Бога), супруги сосредним уровнем удовлетворенности браком, в данной характеристике веры в Бога, составили36,4% и с высоким уровнем удовлетворенности браком 18,2%. Респонденты, верующиев Бога – супруги со средним и высоким уровнем удовлетворенности браком. Даннаявзаимосвязь также имеет высокий уровень статистической значимости.
/>
Рисунок 2.Взаимосвязь между степенью веры в Бога и удовлетворенностью браком молодых супругов
молодойсупруг церковь семья
Что касаетсятретьего вопроса анкеты на выявление посещаемости респондентами церкви ивзаимосвязи ее со степенью удовлетворенности браком, то на Рис. 3 можновидеть четкую картину того, что низкий уровень удовлетворённости браком восновном у супругов вообще не посещающих церковь. Ответы респондентов сосредним уровнем удовлетворенности браком распределились во всех характеристикахпосещаемости церкви, но больший их процент 57,1% – супруги, регулярнопосещающие церковь. Среди супругов редко посещающих церковь самое большоеколичество людей с высоким уровнем удовлетворенности браком, что позволяетсудить о низком уровне статистической значимости взаимосвязи междупосещаемостью церкви и уровнем удовлетворенности браком молодых супругов. Еслисравнивать количество супругов с высоким уровнем удовлетворенности браком, тонеобходимо отметить, что среди них больше респондентов посещающих церковьрегулярно, чем тех, кто посещает церковь только по праздникам.
/>
Рисунок 3.Взаимосвязь посещения церкви и удовлетворенности браком молодых супругов
На вопрос осовместном посещении церкви молодыми супругами, ответы распределились следующимобразом (См. Рис. 4): низкий уровень удовлетворенности браком у супругов,которые посещают церковь всегда одни 25%, и у тех, кто посещает церковьсовместно со своим супругом иногда 37,5%, причем такой же процент супругов стеми же характеристиками посещения церкви, чей уровень удовлетворенности бракомявляется средним. Большинство же супругов со средним уровнем удовлетворенностибраком относятся к посещающим церковь вместе только по праздникам. Также поданному рисунку видно и то, что среди молодых супругов с высоким уровнемудовлетворенности браком большинство посещают церковь вместе всегда.
/>
Рисунок 4.Взаимосвязь между совместным посещением церкви молодыми супругами и их уровнемудовлетворенности браком
С помощьюпрограммы математической статистики SPSS мы также выявили уровень статистическойзначимости взаимосвязи между уровнем удовлетворенности браком, отношением кцеркви и социально-демографическими характеристиками. По данным таблицы можносделать вывод о том, что высокий уровень статистической значимости имеет местов трех переменных: во взаимосвязи между уровнем удовлетворенности бракоммолодых супругов и религиозным статусом, между уровнем удовлетворенности бракоми степенью веры в Бога, а также между уровнем удовлетворенности браком исовместным посещением церкви супругами.

Таблица 1.Статистическая значимость взаимосвязи между уровнем удовлетворенности браком,отношением к церкви и социально-демографическими характеристикамиОтношение к церкви Социально-демографические характеристики сферы Уровень значимости сферы Уровень значимости 1. Религиозный статус
0,005 1.ПОЛ 0,895 2. Степень веры
0,002 2. Стаж семейной жизни 0,086 3. Посещение церкви 0,086 3. Возраст 0,432 4. Совместное посещение церкви
0,016 4. Дети 0,880 5. Образование 0,428 6. Род занятий 0,085 7. Материальное положение 0,659
Такимобразом, наиболее выраженная связь фиксируется между религиозным статусом,верой в Бога, совместным посещением церкви молодыми супругами и уровнемудовлетворенности браком. А между социально-демографическими характеристиками иуровнем удовлетворенности браком молодых супругов статистически значимойвзаимосвязи не выявлено, это позволяет сделать предположение о том, что вера вБога, религиозный статус молодых супругов могут являться более значимымифакторами их удовлетворенности браком, чем пол, возраст молодых супругов, ихматериальная обеспеченность и др. социально-демографические характеристики.
2.2.3Оценка влияния посещения церкви на семейную жизнь молодыми супругами с разнымуровнем удовлетворенности браком
По ответам навопрос об оценке степени положительного и негативного влияния посещения церквина некоторые сферы семейной жизни по 5 бальной шкале была построена гистограмма(См. Рис. 12).

/>
Рисунок 12.Зависимость оценки положительного и негативного влияния посещения церкви нанекоторые сферы семейной жизни от уровня удовлетворённости браком супругов
По даннойгистограмме четко прослеживается следующая тенденция: чем выше уровеньудовлетворенности браком молодых супругов, тем положительнее они оценивают влияниепосещения церкви на семейную жизнь. И наоборот, чем ниже уровеньудовлетворенности браком, тем выше оценка отрицательного влияния посещенияцеркви практически на все сферы семейной жизни. Кроме того, положительноевлияние церкви оценивается выше, чем отрицательное на все сферы семейной жизни,всеми респондентами. Слабо выражено влияние посещения церкви на сферы семейнойжизни, связанные с реализацией бытовых и сексуальных потребностей. В качественаиболее специфической можно выделить сферу сексуальной жизни супругов, воценке которой разница между положительным и отрицательным влиянием выражена внаименьшей степени.
Из рисункавидно, что супругами с высоким уровнем удовлетворенности браком отрицательнаяоценка влияния посещения церкви дана в небольшом количестве лишь таким сферам,как взаимопонимание в семье, воспитание детей, решение семейных конфликтов,сексуальная жизнь супругов, решение хозяйственно-бытовых вопросов и семейныйбюджет. Супруги же с низким уровнем удовлетворенности браком допускаютвозможность отрицательного влияния посещения церкви на многие из выделенныхнами сферы семейной жизни. По мнению респондентов с низким уровнем удовлетворенностибраком посещение церкви положительно влияет на межличностное общение и досуг всемье. Степень положительного влияния посещения церкви на другие сферы семейнойжизни оценивается ими значительно ниже, чем респондентами, болееудовлетворенными браком.
2.3 Выводыпо исследованию
Висследовании выявлены следующие представления священнослужителя о роли церкви всемейной жизни. Для церкви семья представляет высокую ценность, и приобщениечленов семьи к церкви положительно сказывается на их семейном благополучие. Церковькак один из субъектов социальной работы выступает за сохранение семей и предпринимаетк этому свои определенные меры.
Выявленуровень удовлетворенности браком у молодых супругов, с различным отношением кцеркви и религии. Здесь необходимо отметить, что уровень удовлетворенностибраком более высок у молодых супругов верующих в Бога и посещающих церковь, приэтом вера в Бога и религиозный статус молодых супругов в большей степенисвязаны с их уровнем удовлетворенности браком, чем посещение церкви исоциально-демографические характеристики респондентов.
Выявленыобщее и отличия в оценке влияния церкви на различные сферы семейной жизни сразличной степенью удовлетворённости браком. Оказалось, что чем выше уровеньудовлетворенности браком молодых супругов, тем они положительнее оцениваютвлияние посещения церкви на семейную жизнь. И наоборот, чем ниже уровеньудовлетворенности браком, тем выше оценка отрицательного влияния посещенияцеркви практически на все сферы семейной жизни.

Заключение
Важнейшимнаправлением социальной работы является работа с молодыми семьями,столкнувшимися с проблемами и нуждающимися в помощи. Церковь, как субъектсоциальной работы может оказывать помощь семьям (молодым супругам в частности),применяя свои специфические методы. В данной работе выявлялся уровеньудовлетворенности браком молодых супругов посещающих и не посещающих церковь,так как на удовлетворенность браком влияет множество различных факторов, однимиз которых, по мнению ученых, является и посещение церкви супругами.
Всоответствии с целями работы определено понятие «удовлетворенность браком молодыхсупругов» и факторы, влияющие на неё. Выявлены степень удовлетворенности бракоми оценка роли церкви в семейной жизни молодых супругов, посещающих и непосещающих церковь. Определены формы и способы воздействия церкви на семейнуюжизнь молодых супругов.
Гипотеза отом, что молодые супруги, посещающие церковь, в большей степени удовлетвореныбраком, чем не посещающие ее, в результате проведенного исследованияподтверждена. Действительно, уровень удовлетворенности браком более высок умолодых супругов верующих в Бога и посещающих церковь.
В заключениихотелось бы отметить то, что представители русской православной церкви, такжекак и представители социальной работы заинтересованы в сохранении институтасемьи и брака. Церковнослужителями осуществляется своего родасемейно-терапевтическое консультирование, являющегося одной из социальныхтехнологий и использующейся для решения социальных проблем, смягчения ипредотвращения социальных патологий, в том числе и внутри такого социальногоинститута, как семья.

Списоклитературы
1.  Гребенников И.В. Семьямолодая / Семейное воспитание. Краткий словарь // Сост. И.В. Гребенников.– М.: 1990. – С. 56.
2.  Кишинец В.М. Стабильностьбрака / Российская социологическая энциклопедия // – М.: 1998. – С. 533.
3.  Алешина Ю.Е. Индивидуальноеи семейное психологическое консультирование // Ю.Е. Алешина – М.:1993. – С. 12.
4.  Алешина Ю.Е. Удовлетворённостьбраком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажемсемейной жизни // Ю.Е. Алешина – М.: 1995. – С. 143.
5.  Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я.,Ермичева О.О. Методические программы и методики исследований брака исемьи. – М.: 1986. – С. 18–21.
6.  Андреева Т.В. Семейнаяпсихология. СПб.: Речь, 2004. – С. 189.
7.  Бойко В.В. Малодетнаясемья (социально-психологический аспект) // В.В. Бойко – М.: 1998. – С. 13.
8.  Гаспарян Ю.А. Семьяна пороге XXI века // Ю.А. Гаспарян – СПб.: 1999. С. 95, 230.
9.  Голод С.И. Стабильностьсемьи: социологический и демографический аспекты // С.И. Голод – Л.:1988. – С. 124.
10.  Дементьева И.Ф. Первыегоды брака. Проблемы становления молодой семьи // И.Ф. Дементьева – М.:1991. С. 109.
11.  Дорно И.В. Семейныепроблемы // Психология семьи. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского.– Тюмень, 2002. С. 210–213.
12.  Lewis R. &Spanier G. The rising about the quality and stability of marriage //Contemporarytheories about the family. Vol. 2. Eds. W. Burra.o. N.Y. 1979.
13.  Мацковский М.С., Гурко Т.А. Успешностьфункционирования молодой семьи в крупном городе // Программасоциологических исследований молодой семьи (программы и методики исследованийбрака и семьи)/Отв. ред. М.С. Мацковский. М.: 1986. С. 16–21.
14.  Навайтис Г. Семья впсихологической консультации // Г. Навайтис – Москва-Воронеж: 1999. –С. 3–14.
15.  Сысенко В.А. Устойчивостьбрака: проблемы, факторы и условия // В.А. Сысенко – М.: 1981. – С. 124–128.
16.  Федотова Н.Ф. Ролевыеожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружескихотношений // Н.Ф. Федотова – М.: 1989. – С. 100–101.
17.  Форсова В.В. Православиеи семья (опыт эмпирического анализа) // Актуальные проблемы семей вРоссии. Под редакцией Т.А. Гурко – М.: 2006. – С. 133; 146.
18.  Харитонов А.Н. Типологиясемейных отношений // Актуальные проблемы семьи в современной России:Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2002. С. 59–61.
19.  Шавлов А.В. Факторыудовлетворённости браком в семье кадрового военного в России //А.В. Шавлов – М.: 1996. – С. 60–61.
20.  Романова А.Ф. ГосударыняИмператрица. О браке и семейной жизни. М.: Братство Преподобного ГерманаАляскинского. Платина, Калифорния. Российское Отделение Валаамского ОбществаАмерики, 1996. – С. 10,11,18.
21.  Гордиевская Я. Вера бездел мертва/Я. Гордиевская // социальная работа. – 2005. – №1. – С. 58–59.
22.  Гурко Т.А. Влияниедобрачного поведения на стабильность молодой семьи/Т.А. Гурко // » Социс». –1998. – №2. – С. 88–93.
23.  Зайцева Т.В. Факторыи условия супружеской удовлетворённости браком: дилемма двойной идентичности/Т.В. Зайцева //Семейная психология и семейная терапия. – 2007. №1.С. 3–12.
24.  Коневский К. Социальнаяконцепция русской православной церкви. Институт государства глазамиправославных христиан // Российская юстиция. – 2003. №2. С. 54.
25.  Архиепископ АлександрПравославные традиции российской семьи. Взаимоотношения в семье – Режимдоступа: www.materinstvo.ru/art/1066/
26.  Добрускин М.Е. Осоциальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви) – Режимдоступа: 46420.zip\46420.htm
27.  Егорова О.В. Феноменудовлетворённости браком – Режим доступа:www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/egorova_ov.html
28.  Пётр (игум) Семья всовременной церкви – Режим доступа:www.kostroma-eparhia.ru/page.php?_i=10_vsemirny_rus_sobor
29.  Слово ПатриархаМосковского и всея Руси Алексия II при открытии XIII МеждународныхРождественских Образовательных чтений от 23 января 2005 года. Режим доступа:www.patriarchia.ru/
30.  Филиппова Ю.В. Психологическиеосновы работы с семьёй – Режим доступа: www.psyinst.ru/library.php? part=article&id=1188
31.  Филсингер Э. Супружескоесогласие – Режим доступа: www.sexualdysfunction.ru/1090.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.