Реферат по предмету "Социология"


Технологический аспект социальной работы с семьей имеющей детей-инвалидов

Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов
1.1 Понятие семьии ее основные функции
1.2 Дети сограниченными возможностями в системе семейных отношенийГлава 2. Группы самопомощи и взаимопомощив социальной работе
2.1 Понятие «группа». Классификация групп
2.2 Сущность ипонятие групп самопомощи и взаимопомощи. Их связь и отличие
2.3 Деятельность групп взаимопомощи исамопомощи
2.4 Технологияорганизации групп самопомощи и взаимопомощи
ЗаключениеСписок литературыПриложения
 

Введение
Ситуации,предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный адаптивныйпотенциал, таят в себе либо вызов, либо риск нарушения жизнедеятельностичеловека, а то и вызывает невосполнимые утраты.
Именнок таким критическим жизненным событиям относится появление в семье ребенка сограниченными возможностями здоровья. Рождение «особого ребенка», «не такогокак у всех» (по родительскому выражению) не только нарушает устоявшиесясемейные отношения и ценности, но и ведет к краху надежд и планов, связанных сбудущим. Со временем травматические переживания у родителей не уменьшаются имогут даже усиливаться [6]. При появлении больного ребенка все мысли и делародителей направлены на него, круг их интересов резко сужается, идетпостепенное отстранение от родственников, друзей знакомых[3].
Особеннотяжело приходится матери, так как вся тяжесть ухода за больным ребенком ложитсяна нее.
Наибольшеечисло детей-инвалидов приходится на наиболее репродуктивный возраст матерей, тоесть до 30 лет. Это период, когда происходит становление человека как личностии активного члена общества. Если ребенок-инвалид родился у мамы в возрасте до30 лет, то к 40 годам (при неблагополучном течении болезни ребенка) у неенаблюдается стойкое депрессивное состояние.
Всовременной России проблема инвалидности стоит очень остро, а проблемыродителей, имеющих детей-инвалидов часто остаются без должного вниманияспециалистов. Именно по этой причине существует актуальность создания группсамопомощи и взаимопомощи как способа смягчения негативных явлений и поддержкитаких родителей, но нет методического обоснования технологии этого процесса.
Главнойцелью курсовой работы является определение технологических аспектов организациигрупп самопомощи и взаимопомощи.
Длядостижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотретьподходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов;
2. Датьопределения понятий групп самопомощи и взаимопомощи, показать их связи иотличия;
3. Разработатьтехнологию организации групп самопомощи и взаимопомощи с семьями, имеющимидетей.
Объектработы: социальная работа с семьей имеющей детей-инвалидов.
Предметомкурсовой работы является самопомощь, взаимопомощь семей с детьми-инвалидами
Гипотеза: группы самопомощи ивзаимопомощи позволят родителям легче пережить депрессивное состояние,вызванное появлением ребенка с дефектом развития, а также может дать позитивныйимпульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.

Глава 1. Теоретическиеподходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов
1.1 Понятие семьи иее основные функции
Влитературе о социальных понятиях по разделу «семья» около семидесяти терминов,с которыми встречаются социальные работники, а также философы, социологи ипсихологи.
Семья– это группа живущих вместе близких родственников (словарь русского языка С.И.Ожегова).
Согласно,выработанному экспертами ООН определению, «семья – это группа, состоящая издвух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство сцелью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимостии, определенным образом, связанных кровным родством, усыновлением детей илибрачными узами (включая гражданские браки)».
Семь – это маленькая ячейка демократии в центреобщества – это ячейка, реализующая гуманистические потребности впсихологической поддержке, взаимопомощи, взаимной ответственности, видентификации, общении, формировании личностных качеств[14].
Инаконец, семья – это основанная на браке или родстве малаясоциально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта,взаимной помощью, нравственностью. Одновременно – социальный институт, удовлетворяющийпотребности общества в воспроизводстве населения, организацииучебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачикультурного наследия и др. Кроме того, семья – это сильнейший источникэмоциональных реакций в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку,приятие, рекреацию.
Семья– своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Большое значение имеютсемейные и родственные связи, взаимодействия семейных групп. Семья обеспечиваетсвоим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу омалолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
Семья для ребенка выступаеткак первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает напротяжении всей своей жизни. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняетфункции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. Подфункциями семьи понимают направление деятельности семейного коллектива илиотдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. В настоящеевремя нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны вопределении таких функций, как продолжение рода( репродуктивная), хозяйственная,восстановительная( организация досуга, рекреативная), воспитательная [8].
Репродуктивнаяфункция. Одна из основных задач любого общества — воспроизводство новых поколенийего членов. При этом важно, чтобы дети были физически психически здоровыми ивпоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важнымусловием существования общества является регулирование рождаемости, избежаниедемографических спадов или, наоборот, взрывов.
Функциясоциализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих всоциализации личности, центральное место в том процессе, безусловно, занимаетсемья. Это объясняется тем, что именно в семье осуществляется первичнаясоциализация индивида, закладываются основы его формирования как личности.Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитиеличности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личностивсегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главнымспособом семейной социализации является копирование детьми моделей поведениявзрослых членов семьи.
Экономическаяфункция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как однакоманда, способствует формированию крепких экономических связей. Можно сказать,что семья представляет самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормысемейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи вслучае, если у него возникают экономические трудности.
Функцияэмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человекаотносятся, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основнойпричиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физическихболезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения впервичной группе, и, прежде всего в семье. Огромное количество данныхсвидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативныеотклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы всемье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо вбольшей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повешеннойсмертности, отклоняющемуся поведению.
Междуфункциями существует тесная связь взаимозависимости, взаимодополняемость,поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой.
Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй,трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени еевоздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. Сучетом образа жизни, состава и функций семьи определяются вопросыдемографической политики государства, проблемы развития производства ипотребления произведенных товаров, строительство промышленных предприятий иархитектурного планирования жилых кварталов и домов, развитие системыобразования и учреждений социально-культурного значения. Естественно, без учетасемейного фактора нельзя решать и многие социальные вопросы, связанные с воспитаниемподрастающего поколения и устранением таких негативных явлений как ростпреступности в современном обществе, наркомании и алкоголизма [7].
Семья во все времена постоянно находилась в центревнимания передовой общественной мысли прогрессивных политических деятелей иученых, начиная с древних философов и заканчивая современными реформаторами. Иэто не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционированиячеловека, один из основных институтов общества. Она находится в движении,меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силувнутренних процессов своего развития. Поэтому она является одной из важных сфери одним из главных объектов социальной работы.[9]
1.2 Дети с ограниченнымивозможностями в системе семейных отношений
 
Семья – ближайшее и первое социальное окружение, скоторым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностямидействует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит вжизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживаниячувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом,расценивается как жизненная катастрофа. На этой почве часто возникают междусупругами конфликты. Немало случаев, когда родители отказываются от такихдетей, оставляют их в родильных домах или передают на воспитание вспециализированные учреждения [1].
Рождение ребенка с дефектом развития действует наразных родителей не одинаково, но в большинстве своем проявляется каксильнейший психологический стресс, последствием которого может бытьвозникновение так называемого травматического невроза, т. е. нарушениефункционирования психики в результате пережитого шока. большинство родителейпостепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и занятьсявоспитанием ребенка. Однако сильный шок, пережитый ими ранее, способенвозвращаться к ним в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных срывов,периодических депрессий. Выделяют несколько схем поведения родителей напоявление ребенка, имеющего тот или иной дефект. Это:
1. Принятие ребенка и егодефекта – родители принимают дефект,адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящуюпреданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни кребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше,где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способностиребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.
2. Реакция отрицания – отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планыотносительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, чтородители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений.Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокойуспешности его деятельности.
3. Реакция чрезмерной защиты, протекции,опеки, охранительства. Родителинаполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливоми защищающим ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенокявляется предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него всесделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться наинфантильном уровне.
4. Скрытое отречение,отвержение ребенка. дефект считаетсяпозором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрываетсяза чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибаютпалку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
Открытое отречение, отвержение ребенка. ребенок принимается с отвращением и родители полностьюосознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств ипреодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Ониобвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту иребенку инвалиду [1].
Ребенок с дефектом является для родителей не толькоисточником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вноситсущественные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другимдетям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью.Нередки случаи, когда родители, ожидая насмешек и сочувствия, стесняютсявыходить на прогулку с малышом и делают это «крадучись», «тайком», в темноевремя суток, вдали от людей.
Вызвано это во многомтем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей.Существует своеобразная «психологическая стена» между здоровыми людьми илюдьми, имеющими ограниченные возможности. От этого страдают не только больныедети, но и все общество, поскольку при таком отношении у людей возрастаетморальная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоямнаселения в целом.
Многие родители не могут смириться с тем, что ребеноку них родился с дефектом и, нередко зная, что изменить ситуацию невозможно,прилагают неимоверные усилия, не считаясь ни со временем, ни со средствами,странствуют по врачам и экстрасенсам, надеясь на «чудо» [1].
Немало вопросов возникаету родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с учетом дефекта.Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываютсяпсихологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитыватьребенка с физическими или психическими ограничениями. Пройдет время, ониотойдут от первоначального шока и начнут осваивать науку воспитания такогоребенка, перенимать опыт других семей, накапливать свой опыт, причем, в большейстепени на основе проб и ошибок.
Появление ребенка с ограниченнымивозможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальныхконтактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая своюответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинатьдействовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимыхусловий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такаяактивность полезна в двух отношениях. Во – первых, она позволит родителям легчепережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектомразвития, во – вторых, разумная активность может дать позитивный импульс длясвоевременного его лечения, воспитания и развития [1].
У родителей больногоребенка нередко возникает необходимость в помощи социального работника, чтобыполучить информацию о нужных для его лечения и реабилитации специалистах,подобрать информацию о возможных пособиях, льготах, дотациях, выбратьсоответствующее образовательное учреждение для ребенка. Он также можетпредставлять интересы семьи в различных государственных и общественных фондах,учреждениях, организациях, подыскать няню или учителя для ребенка, собратьдокументы для решения вопросов, актуальных для семьи и ребенка, а такжепознакомить с семьями, которые успешно решают те же задачи и др.
Так же родителямнеобходимо иметь информацию о тех организациях, где они могли бы получитьтребуемую помощь. К ним можно отнести:
- территориальныеили районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения. Вназванном центре можно зарегистрировать семью и ребенка, стать постоянным егоклиентом и пользоваться услугами, перечень которых достаточно широк;
- реабилитационныецентры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в задачукоторых входит оказание медицинской, социальной и психолого-педагогическойпомощи детям;
- городские илирайонные комитеты по защите прав материнства и детства. В них можно получитьконсультацию о льготах, в фондах помощи и другим вопросам;
- специальныеобразовательные учреждения – детские сады, школы, интернаты;
ассоциации и другие объединения родителей, имеющихдетей с ограниченными возможностями, которые предназначены для оказания семьямнеобходимой эмоциональной поддержки, передачи опыта воспитания детей, защитыправ семей и др. [1]

Глава 2. Группы самопомощии взаимопомощи в социальной работе
2.1 Понятие «группа». Классификация групп
 
Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает вразнообразии более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальнойпсихологии понятием «группа».
Группа – этоограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая изсоциального целого на основе качественных признаков: характера выполняемойдеятельности, возраста, пола, социальной принадлежности, структуры, уровняразвития.
Основными характеристиками группы, отличающими ее отпростого скопления людей, являются: некоторая продолжительность существования; наличиеобщей цели или целей; взаимодействие членов группы, развитие хотя бы элементарнойгрупповой структуры; осознание входящим в группу индивидом себя как «Мы» или своегочленства в группе.
Главное условие функционирования и развития группы –совместная деятельность. Содержание совместной деятельности членов группыопосредует все процессы групповой динамики: развитие межличностных отношений,восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, формсотрудничества и взаимной ответственности. Величина, структура и состав группыопределяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или радикоторой создана.
Группы делят по следующим критериям:
- по непосредственностивзаимосвязей: на реальные (контактные) и условные группы.
Реальная группа – ограниченная в размерах общность,существующая в едином пространстве и времени и объединенная реальнымиотношениями (школьный класс, социально-реабилитационная группа и др.)
Условная группа – объединенная по определенномупризнаку: полу, возрасту, уровню образования и пр. Это общность людей,включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных, объективныхвзаимоотношений друг с другом. Люди составляющие эту общность, могут не тольконикогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге.
- По размеру: на большие, малые имикрогруппы.
Большие группы – количественно не ограничиваемаяобщность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков:социальной принадлежности, пола, возраста, национальности и т.д. В большихгруппах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности итрадиции, общественное мнение, которые через посредство малых групп доводятсядо сознания каждого человека.
Малая группа включает в себя относительно небольшоечисло индивидов, объединенных общими целями и задачами.
Микрогруппа может функционировать в виде диады,триады.
- По общественному статусу: наформальные (официальные) и неформальные (неофициальные) группы.
Формальная группа – реальная или условная социальнаяобщность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условияхобщественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Официальныегруппы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенноеили избранное руководство, закрепленные права и обязанности ее членов.
Неформальная группа – реальная социальная общность неимеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенное на основеинтересов, дружбы и симпатии либо на основе прагматической пользы. Могут выступатькак изолированные общности или общности, складывающиеся внутри официальныхгрупп. Их интересы могут иметь различную направленность в зависимости от целейи ценностей группы.
- По уровню развития: на группывысокого и низкого уровня развития.
К группам низкого уровня развития относят: диффузнуюгруппу, группу-ассоциацию, группу-кооперацию, группу-корпорацию. К группамвысокого уровня развития – коллективы.
- По направленности активности:
1. На группы просоциальные:просоциальная ассоциация, кооперация, коллектив;
2. Группы асоциальные: асоциальнаяассоциация, корпорация.
- По значимости: на группыреферентные и группы членства.
Референтная группа выполняет, в основном, две функции:нормативную и сравнительную.
Выделяются также «положительные» и «отрицательные»референтные группы. К положительным относятся те, с которыми индивидидентифицирует себя и членом которых он хочет стать. К отрицательным относятсяреферентные группы, вызывающие у индивида неприятие.
Группа членства – группа, с членами которой индивидпостоянно контактирует.
- По признаку деятельности: нагруппы по интересам, учебные, производственные, психокоррекционные, самопомощии др.
Группы общения или группы по интересам – группы, вкоторых люди проводят свободное время, общаются, выполняют различнуюдеятельность. Названные группы могут быть формальными и неформальными.
Группы учебные – это формальные группы, создаваемыеспециально для осуществления учебно-воспитательной работы в учебном илиспециализированном учреждении.
Группы психокоррекционные – это небольшие временныеобъединения людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностноговзаимодействия, личностного научения, роста и самораскрытия (например,облегчение выражения эмоций; порождение ощущения принадлежности к группе;обязательность самораскрытия; опробывание новых видов поведения и др.). пофункции руководителя и эмоциональной стимуляции выделяют следующие видыпсихокоррекционных групп: аффективные; рациональные; группы центрированные наруководителя; группы тренинга умений; группы встреч; гештальтгруппы; группытелесной терапии; психодрама; группы танцевальной терапии; группы терапииискусством и др.[1]
Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается вгруппе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник,организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы представляетсвой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать еесущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.
В основе группового процесса лежат принципысамоусовершенствования через развитие самосознания, которое должно привести кулучшению социального функционирования и принятию необходимых общественныхнорм.
Группа организуется на принципах поддержки идемократического участия. Основные стратегии группы самопомощи можнопредставить в следующей последовательности:
- Обеспечение принятия групповойпринадлежности;
- Обеспечение адекватного пониманиявсеми проблемы или состояния;
- Обеспечение возможности для всехобсуждать проблемы, разделять чувства, осуществлять поиск решения поставленныхзадач;
- Обеспечение возможности братьответственность в группе;
- Обеспечение возможности расширятьгруппы самопомощи на ближайшее окружение.
В качестве примеров можно привести группы Анонимныхалкоголиков (клиенты страдающие алкогольной зависимостью), Анонимныхдепрессантов (инвалиды, страдающие депрессиями), Анонимной семьи (родители,имеющие детей инвалидов) [18].
- по возрастной принадлежности. Наосновании возрастной периодизации выделяются следующие виды групп: группыдошкольников, младших школьников, подростков, студентов, молодежи, группысреднего возраста, зрелого возраста и др.
Таким образом, в соответствии с принятойклассификацией существует огромное количество видов групп возникающих в результатевзаимодействия людей друг с другом и представляющих определенную ценность длякаждого конкретного человека.
2.2 Сущность и понятиегрупп самопомощи и взаимопомощи. Их связь и отличие
 Для описания групп самопомощи используются разные термины:«самостоятельная групповая работа», «самостоятельность», «группа самозащиты»,«социальные сети поддержки», «способность самостоятельно контролировать своюжизнь», «добровольная сеть», «добровольческая организация», «группаединомышленников».
Отечественные специалисты выделяют определение Р.Баркера. Он определяет взаимопомощь как «усилия людей, перед которыми стоятпохожие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу». Социальныеработники обычно побуждают к такой деятельности и способствуют ей, побуждают квхождению в группы взаимопомощи.
Группа взаимопомощи определяется Бекером какформальное или неформальное объединение людей, имеющих общие проблемы ивстречающиеся регулярно для оказания друг другу помощи, эмоциональнойподдержки, обмена информации и т.д., а группа самопомощи – добровольноеобъединение непрофессионалов, имеющих общие потребности и проблемы ивстречающихся время от времени с целью оказания поддержки и обмена информациейо действиях и ресурсах, которые могут быть полезными для решения проблем.
Главное отличие групп самопомощи от взаимопомощи, поБарнеру, в том, что во вторых, могут быть профессиональные лидеры.
На тесную связь самопомощи и взаимопомощи обращаетвнимание Ф.Р.Сильверман. Он пишет, что взаимная помощь становится реальностью,когда люди, перед которыми стоят общие проблемы или задачи, объединяются длявзаимной поддержки и конструктивных действий в решении этих проблем. Подобнаяпомощь обычно основывается на собственном опыте членов таких групп в решенииконкретных проблем. Эти группы называются группами самопомощи. Но термин«группы взаимопомощи» представляется более точным, подчеркивает Сильверман,поскольку подобная помощь является обоюдной, поскольку подобная помощь являетсяобоюдной, а не односторонней. Самопомощь может быть первым шагом: человексталкивается с какими-то проблемами и пытается их решить. Но человек существосоциальное. В качестве изолированного существа его можно рассматривать лишь вфизиологическом смысле. В поисках же смысла жизни, выхода из трудной жизненнойситуации, удовлетворения своих желаний он активно вступает во взаимодействие сдругими людьми, социальными группами, становясь их членом или организуя их. Сдругой стороны, помогая другому, оказавшемуся в знакомой ситуации с пониманиемвыслушивая его, выказывая внимание, человек испытывает этот момент бескорыстноеи облагораживающее чувство великодушия, щедрости, даже превосходства. Егосамоуважение растет в этот момент, что дает терапевтический эффект [23].
В зависимости от того, какая проблема заставила людейсобраться в месте, группы самопомощи и взаимопомощи можно примерно подразделитьна следующие категории:
- группы по преодолению кризиса илипереходного периода;
- группы по борьбе с зависимостями;
- группы родных и близких;
- группы, страдающие хроническимизаболеваниями.
Группы самопомощи очень разнообразны по своимструктурным формам и по видам деятельности и почти не поддаются классификации.Тем не менее, существует несколько ключевых элементов, которые являются общимидля всех видов групп:
- люди с общим жизненным опытом(ситуацией, проблемой) собираются вместе, чтобы что-то изменить;
- право принятия решений одеятельности группы принадлежит тем, кто в нее входит;
- люди с общим опытом и ситуациейявляются прямыми или косвенными получателями пользы от осуществляемойдеятельности;
- деятельность часто вызвана,необходимостью противостоять изоляции, дискриминации и иного негативногоотношения общества к данной группе [12].
Итак, группа взаимопомощи – это коллектив людей,объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. В эти группы могутобъединяться либо непосредственно люди, затронутые серьезной проблемой, либо ихблизкие, родные, друзья. Участники группы делятся своими чувствами инакопленным опытом, и это позволяет собрать воедино имеющуюся практическуюинформацию и способы преодоления трудностей. Такие группы управляются самимиучастниками и существуют для их блага.
Некоторые группы расширяют сферы своей деятельности.Кроме внутренних вопросов и путей их решения, они могут, к примеру,предоставить информацию и помощь другим людям, столкнувшимся с той же проблемойили жизненной ситуацией, или организовать общественные кампании, чтобы добиватьсянеобходимых перемен. Иногда в работе группы взаимопомощи принимают участиеспециалисты – врачи, юристы, психологи, социальные работники и др. некоторыегруппы имеют оплачиваемых работников, другие существуют целиком надобровольческой основе.
Группы самопомощи – это поиск новых членов; отсутствиеограничений во временном плане; они появляются только с признанием наличияпроблемы; ответственность лежит только на участниках группы; действуют попринципу давать и получать, коллективизм, взаимность, опора на собственныйопыт; отсутствие иерархической структуры.
2.3 Деятельность групп взаимопомощи и самопомощи
Создание и развитие групп может происходить различнымипутями. В большинстве случаев инициаторами создания группы являются либо сами люди,затронутые проблемой, либо обслуживающие их специалисты (напр., медработники,социальные работники), которые видят необходимость в дополнительнойморально-психологической поддержке своих клиентов или их близких. Многие группыорганизуются профессионалами, которые затем передают руководство членам группы.Такое сотрудничество может протекать в четырех направлениях:
1. специалисты могут находить лиц,нуждающихся в помощи группы;
2. могут работать в консультативныхсоветах;
3. могут оказывать разовые консультациигруппам, которые обращаются за помощью в связи с конкретными проблемами;
4. профессионалы часто выступаютинициаторами создания новых организаций взаимопомощи для решения проблемопределенной группы клиентов.
Со временем неформальная группа может превратиться ворганизацию с собственным юридическим статусом или стать структурной частьюсуществующего общественного объединения. Другие намеренно сохраняют свою неформальность.Некоторые группы создаются на определенный период времени, а затем закрываются,например, когда желаемые перемены достигнуты. Состав группы со временем можетчастично или полностью поменяться. Некоторые группы действуют на местном уровне– города, района, микрорайона. Другие создают национальные сети и координируютсвою деятельность с аналогичными группами в масштабах всей страны [12].
В центре внимания многих групп стоит психотерапевтическийпроцесс – стремление помочь участникам преодолеть кризисную ситуацию или датьим моральные силы для борьбы за свое здоровье и благополучие. Такие группыработают над повышением самосознания участников, их самооценки, уверенности всебе, а так же над развитием путей самовыражения и самореализации.
Важной задачей групп может быть осознание и защитаучастниками своих прав и интересов, привлечение внимания общества игосударственных структур к своей проблеме и борьба за перемены в общественноммышлении или политике государства.
В деятельности групп самопомощи и взаимопомощисоблюдаются следующие принципы:
1. Группы помогают людям,переживающим серьезную проблему, избавиться от чувства изоляции, одиночества инепонимания окружающих.
2. Группы дают людям возможностьболее объективно оценить свою ситуацию. Проблема, кажущаяся кому-то изучастников непреодолимой, возможно, была с успехом решена другими членамигруппы, которые готовы поделиться своим опытом. Это создает стимул бороться засвою жизнь, человеческие права, достоинство и т.д.
3. Помогая другим, помогаешь себе.Как правило, вначале группы помощи привлекают людей тем, что они рассчитываютнайти в ней ответы на волнующие их вопросы. Со временем они понимают, что их собственныйопыт так же очень цене и может сыграть большую роль в жизни другого человека,столкнувшегося с такой же проблемой. Возможность помогать другим становитьсядля многих участников группы не менее важным, чем получение помощи для себя.
4. Практическая помощь иэмоциональная поддержка. Взаимодействие членов группы в большинстве случаев неограничивается совместными встречами и мероприятиями. Они могут звонит другдругу в трудные минуты, навещать, помогать по дому, присматривать за детьми.
Оптимизм. Группы само- и взаимопомощи – не место длякритики и конфликтов. На встречах группы каждого участника принимают, уважают иценят. Здесь отдают должное всем личным победам и достижениям, какими бынезначительными они не казались посторонним [12]
Большинство групп выбирают следующие виды деятельности:
- Регулярные встречи для оказаниявзаимной помощи;
- Телефонная связь между членамигруппы;
- Предоставление информации;
- Различные мероприятия, учебные,оздоровительные и другие занятия членов группы;
- Оказание помощи тем, кто не можетучаствовать в работе группы;
- Борьба за перемены вгосударственных (муниципальных ) службах для данной группы;
- Приглашение на встречи группыспециалистов и лекторов;
Как правило группы начинают с одного – двух видовдеятельности, прибавляя к ним все новые по мере своего роста и развития, атакже изменения окружающей обстановки [12].
Благодаря своей деятельности группы самопомощи ивзаимопомощи приносят пользу не только своим участникам. Их положительныйэффект распространяется на более широкие общественные слои и имеет каксоциальные, так и экономические последствия.
Польза для участников группы:
- Преодоление чувства изоляции;
- Взаимная поддержка;
- Информация и консультирование,дополняющее государственные и общественные службы;
- Возвращение в общество;
- Практическая помощь;
- Повышение знаний об опыте(ситуации);
- Формирование полезных навыков иуверенности в себе;
- Конкретные результаты(трудоустройство; стабилизация материального положения).
Польза для специалистов:
- Вклад в планирование и организациюслужб;
- Обучение;
- Информация;
- Лучшее понимание ситуации ипроблем;
- Источник поддержки для пациентов иклиентов;
- Обратная связь;
Позитивные перемены в службах на основе изучениясуществующих потребностей [12].
Итак, по сути дела любая группа самопомощи ивзаимопомощи – это школа демократического движения, опирающаяся на егоосновные принципы: активное участие каждого в поиске эффективных решений своейпроблемы, коллективное отстаивание своих интересов, организация и проведениеакций и кампаний, взаимопомощь и обмен опытом на равноправной основе. Атмосферадоверия и поддержки складывающаяся в группе, помогает ощутить в себе силы иуверенность, необходимые для преодоления внутренних и внешних трудностей и дляборьбы за свои права. Это особенно важно для людей, которые страдают отдискриминации и враждебного отношения, либо от нежелания государства и обществапризнать их проблему достойной внимания.
Разумеется, движение групп самопомощи и взаимопомощиспособно решить лишь ограниченный круг задач. Во-первых, он не может служитьзаменой эффективной сети социальных, медико-психологических и других служб, какгосударственных, так и общественных. Во-вторых, люди с общим опытом (ситуацией,проблемой), могут не иметь возможностей или желания участвовать в деятельностивзаимопомощи. Тем не менее они доказали, что могут эффективно дополнятьсуществующие государственные и общественные системы поддержки и изменять к лучшемужизнь многих людей.
2.4 Технология организации группсамопомощи и взаимопомощи
 
Прежде чем приступить к описанию технологии само- ивзаимопомощи необходимо разобраться, что такое социальная технология.
В БСЭ понятие «технология» (от греч. tekhne– искусство, мастерство, умение) определяется как «совокупность приемов и способовполучения, отработки или переработки… Описание производственных процессов,инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики»[17].
Довольно большая группа ученых, дала определениесоциальной технологии, но при этом каждый из них использовал разные подходы копределению сущности данного социального феномена.
Например, Н. Стефанов определяет ее как «деятельность,в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объектдеятельности». В. Афанасьев характеризует социальные технологии как «элементмеханизма управления…» и «средство перевода абстрактного языка науки… на конкретныйязык… достижения поставленных целей»[17].
М. Марков характеризует социальные технологии как«способ реализации… конкретного сложного процесса путем расчленения его насистему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которыевыполняются однозначно…». А. Зайцев определяет их как «совокупность знаний оспособах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия,позволяющие достичь поставленной цели». В. Иванов представляет сущность социальныхтехнологий как инновационную систему методов выявления и использования скрытыхпотенциалов социальной системы, получения оптимального социального результатапри наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены каксовокупность операций, процедур социального воздействия на пути полученияоптимального социального результата. Социальная технология – важнейший элементмеханизма управления»[17].
По мнению Щукиной Н.П. социальная технология – это видсоциологической деятельности и может быть представлена как научно-практическаядеятельность по изысканию оптимальных организационных форм и эффективныхчеловеческих рациональных способов ее развития, как особая форма научно-практическогознания об эффективных методах преобразования каких-либо объектов и, преждевсего, самой деятельности, ее технологии для достижения определенных целейуправления[24].
Технология самовзаимопомощи – это инструментальнаясистема, создаваемая для решения задач в проблемной области: самоорганизация вконтексте социальной политики. Ее суть в применении знаний на практике с цельюизменения, совершенствования и контролирования условий и качества жизни людейпосредством их активизации. Это сфера «практической социологии», включающая всебя способы воздействия на субъекты – участников процесса – с целью измененияих состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций,удовлетворения имеющихся проблем, развития ответственности за свою ситуацию вконтексте социальной политики [17].
Субъектом рассматриваемой технологии может статьсоциальная служба, а также специалист этой службы.
Объект – семьи, имеющие детей инвалидов.
В процессе становления и развития группы взаимопомощивыделим три этапа: подготовительный, начальный и этап совершения действий. Наподготовительном этапе создается инициативный комитет. Это могут быть 2-3 родителя-активистаи один специалист из реабилитационного центра, заинтересованные в созданиитакой группы. Каждый из них берет под свой контроль одно из направленийорганизационной работы: поиск помещения, организация рекламы, работа сдобровольцами и прочее. Однако прежде, чем предпринять какие-то действия внаправлении создания группы взаимопомощи, специалисту рекомендуется сделатьнесколько предварительных шагов [24].
Следует остановиться и подумать, действительно линужна группа, кому и для чего? Какого эффекта ждет социальная служба от группы?Можно ли вместо группы воспользоваться другими формами помощи? Рекомендуетсяподумать о возможных трудностях и препятствиях.
Если сравнениепотенциальных проблем и возможных преимуществ, даваемых группой, выявитпреобладание преимуществ, то можно сделать следующий шаг: найти несколькоединомышленников. Создание группы потребует использования многих ресурсов. Еенельзя создать в одиночку, как и брать на себя большую часть работы по ееорганизации. Распространение информации о само- и взаимопомощи, их роли всоциальной политике, организация мероприятий для родителей, имеющих детей-инвалидов,контакты с общественными объединениями, специалистами способствуют выявлениюпотенциальных участников взаимопомощи.
При наборе добровольцевважно руководствоваться рядом принципов: быть уверенным в необходимости изначимости создаваемой группы, ее целях и ценностях взаимопомощи; использоватьнепосредственное общение «лицом к лицу», ибо большинство людей становятсядобровольцами, потому что их кто-то об этом попросил; быть готовым кпредоставлению необходимой информации потенциальным участникам группы овозможностях, которые у них могут появиться в связи с вхождением в группу;просить не извиняясь, используя приемы типа:«Я столько слышал о Вашем опыте…»,«У меня есть уникальная возможность…»; демонстрировать интерес к потенциальнымдобровольцам; даже если человек вначале не ответил на призыв статьдобровольцем, имеет смысл рассказать интересную историю про существующие группывзаимопомощи. Другой прием — задавать вопрос ответившему «нет»: «Не могли бы Выпосоветовать, к кому можно обратиться с предложением о вхождении в формируемуюгруппу?» Как можно быстрее связывать «новобранцев» с конкретными делами илюдьми; делать все возможное, чтобы вовлечь их в социальную деятельность, покаинтерес и энтузиазм высоки; не обещать то, что нельзя обеспечить: невыполнениеобещания может серьезно повлиять на репутацию [24].
Даже если у специалистапоявился один единомышленник этого на первое время достаточно, если двое –трое– еще лучше. Важно дать понять добровольцам, что группы как таковой еще нет, ноесть люди, готовые быть вместе, создать такую группу. Продолжая поискдобровольцев, можно воспользоваться следующей таблицей (см. табл.1)Таблица 1 Где найти добровольцев?Кто может помочь найти единомышленников? Где разместить объявление? Семья В СМИ Друзья В поликлинике, больнице Соседи В социальной службе Участковый врач, медсестра В реабилитационных центрах Другой специалист Работники общественных организаций
Размещать объявленияважно там, где бывают потенциальные участники формируемого объединения. Способыразмещения этих объявлений, как и типы набора добровольцев, — разные [24].
При организации рекламысоздаваемой группы возможно использование разных ее видов, форм и методов. Цель– убедить людей в необходимости определенного поведения: с одной стороны,присоединиться к создаваемой группе, с другой – способствовать утверждениюпозитивного имиджа социальных служб как посредников процессе самоорганизациисемей, имеющих детей-инвалидов.
К видам рекламы отнесемпригласительные билеты на организационные собрания групп, бланки писем, вывескина здании социальной службы, газетную рекламу, рекламу-открытку,сувенир-рекламу, рекламную листовку. При составлении рекламы важно иметь ввиду, что типовые ее разделы следующие: графическая часть, слоган (рекламный девиз,зачин), информационный блок, диапазон возможных действий и взаимодействийучастников группы; побуждение потенциального участника взаимопомощи к действию– вхождение в группу, адрес и связь. При этом на одном из собраний группы можнопроанализировать используемые в практике тексты.
При работе надграфической частью рекламы нередко используется прием постановки средствамиграфики потенциального участника группы в новую социальную позицию. Конкретныеприемы – изображение активного деятеля, которому хочется подражать, быть рядом,«присоединиться».
После нахожденияграфического решения проблемы необходимо обратиться к слогану, назначениекоторого – побуждение к действию.
Собеседование – тщательноподготовленный процесс. Продумывается место (доступность, дружеская атмосфера,конфиденциальность), время и даже тон голоса.
Собеседование спотенциальным участником группы как технологический процесс включает в себя рядэтапов. Для начального характерно использование следующих приемов:поприветствовать потенциального участника взаимопомощи, поблагодарить завстречу; познакомиться, объяснить, что ожидается от собеседника и как он можетпомочь; дать понять, что решение можно принять во время собеседования;настроить собеседника на деловой тон; дать информацию об уже существующихобъединениях само- и взаимопомощи, их деятельности.
Собеседование спотенциальным участником группы включает в себя, в том числе план, переченьвопросов и возможных направлений деятельности как группы в целом, так и ееучастников в частности, информационные материалы.
Прежде чем начатьсобеседование с потенциальным участником группы взаимопомощи, специалистпризван определиться с целями собеседования. Они могут быть следующие:определить, подходит ли данный человек на роль участника группы взаимопомощи;осуществить набор этих участников.
Определяясь с вопросом,подходит ли собеседник на роль участника формируемой группы, можновоспользоваться, например серией вопросов (приложение 1,2), апробированных врамках программы российско-британского партнерства в некоммерческом секторе(2000-2001гг., руководитель проекта В.И.Катаева).
По окончаниисобеседования в зависимости от результатов специалист рекомендует будущемуучастнику группы определенный участник работы или вежливо объясняет, что сейчасдля него работы нет. Отобранные в группу люди информируются о предстоящихвстречах с другими активистами, где будут обсуждаться цели, направления,философия совместной деятельности и что ожидается от потенциальных участниковгруппы.
Организация само-взаимопомощи зависит и от особенностей помещения, в котором проходят собрания.Занимаясь поиском помещения, необходимо помнить, что оно должно быть доступнымдля участников группы (территория, этаж, освещенность, мебель и т.п.),обеспечивающим конфиденциальность общения. Заметим, что первые встречиорганизаторов группы, предваряющие практическую работу, могут проходить дома уодного из будущих участников группы или в помещении социальной службы.
Для начального этапастановления и развития группы характерен также ряд особенностей. Во-первых,имеет смысл поинтересоваться у пришедших на встречу и заявивших о желании войтив группу само- взаимопомощи их ожиданиями о будущей совместной деятельности,используя технику: «Как дела?» Подобные техники вмешательства позволяют каждомуучастнику собрания, рассказать несколько слов о событиях, произошедших в егожизни за последнее время, в том числе побудивших прийти на данное собрание.
В целях обеспечениявстречи специалист предлагает участникам группы сесть в круг, чтобы все были включеныв разговор; договориться о том, чтобы кто-то один был председателем (ведущим,фасилитатором) встречи, подчеркнув, что лучше председательствовать по очереди;обеспечить возможность каждому желающему высказаться; напомнить участникамсобрания о конфиденциальности общения: все произнесенное в группе останетсямежду ее участниками, а также о других ритуалах и правилах совместной работы;спокойно отнестись к возникающему порой неловкому молчанию; договориться онеобходимости обсуждения не только проблем и трудностей, но и положительногоопыта, который есть у каждого; договориться об окончании встречи; оставитьнекоторое время после окончания встречи для неформального общения, чтобыучастники собрания могли расслабиться и просто «поболтать»; предложить собравшимсячай, прохладительные напитки; предусмотреть (возможно, посредством обсужденияданного вопроса в группе), что может помешать становлению и развитию группы,чтобы быть в состоянии предупредить или преодолеть данные помехи [24].
В целях продолжения знакомстваи движения к определению целей совместной деятельности участникам группы можетбыть предложен ряд упражнений, например: «Завершите, пожалуйста, следующеепредложение: «Семья – это…»
Анализ полученныхрезультатов позволяет изучить социальные ожидания, социальные идентификациисемей, имеющих детей-инвалидов, роль этих идентификациях общественныхобъединений, а также определиться с фундаментом – теоретической базойдеятельности группы.
Определение теоретическойбазы группы связано с вопросом о целях группы: «Чего она хочет достичь?», «Кчему стремиться?». Обсуждение целей, как правило, обнаруживает наличие разныхпредставителей у разных людей. Окончательная формулировка цели группы дается наначальном этапе, ибо формирование группы не завершено. На начальном этапежелательно поставить перед собой простые, легко достижимые задачи, с которымисогласны все.
Очень важно, чтобы каждыйучастник группы высказал свои мысли. Для этого возможно использование различныхтехник. Например, участникам группы предлагается несколько карточек, на которыхвыписаны цели уже существующих объединений само- и взаимопомощи.
Обсуждение целей ужесуществующих объединений и определение в этой связи своей цели возможно сиспользованием метода номинальных групп (приложение 3). Заметим, данный методкак один из видов групповой работы относится к базовым в технологиивзаимопомощи. По достижении согласия группы относительно цели ее деятельностирекомендуется записать эту цель в протокол встречи.
Четко сформулированнаяцель группы – дополнительный фактор привлечения в нее новых участников,установления продуктивного взаимодействия со специалистами как социальныхслужб, так и медицинских учреждений, возможно, кинотеатров, аптек, СМИ. Группане обязана приглашать на свои встречи гостей. Их присутствие может дажепомешать. Но время от времени на открытие собрания группы это можно делать.
При определении целигруппы, места и роли в ней специалиста социальной службы возможно использованиеметода метафоры, суть которого – в постижении одной области вещей с помощьюпонятий, описывающих другую. Метафора достаточно проста, эффективна, позволяетпередать функцию лидера членам группы. Участникам группы в рассматриваемомслучае предлагается изобразить современную группу взаимопомощи семей, имеющихдетей-инвалидов на ватмане, используя разноцветные маркеры. Возможен и другойвариант: составление картины группы взаимопомощи из иллюстраций газет, журналовпосредством наклеивания этих иллюстраций на ватман. В таком случае на контекстуальномуровне привлекается внимание родителей к текстам специализированных журналов,которые могли бы стать предметом для обсуждения на следующих собранияхобъединения. При этом, если численный состав группы позволяет, она делитсяведущим на подгруппы (с количеством участников 3-5 человек).каждая из нихполучает собственные задания. Затем полученные рисунки вывешиваются на одной изстен комнаты (оформление комнаты, в которой проходит собрание группыпродолжается). Обсуждение рисунка идет по определенной в соответствии с целямисобрания, схеме. Автор, работа которого получила самую высокую оценку,поощряется в контексте теории социального обмена.
Не менее важным являетсяи вопрос о принципах и направлениях работы группы. Одновременно можно обсудитьвопрос об отличии группы самовзаимопомощи от социальной службы, прочихсоциальных организаций.
Наконец, существует ипроблема финансирования, которая также должна быть обсуждена на начальном этапефункционирования группы. Необходимо решить, для чего группе нужны деньги.Расходы большинства групп невелики, включают иногда покупку канцелярскихпринадлежностей, стоимость ксерокопирования печатных материалов (листовок,объявлений). Данный вопрос обсуждается в группе. Это может быть сделанопосредством обращения к опыту других групп, например, прошедших черезорганизационное оформление. Задача специалиста – рассказать о возможностяхсоциальной службы на сей счет.
Резюмируя сказанноеотносительно начального этапа становления и развития объединениясамовзаимопомощи семей, имеющих детей-инвалидов, подчеркнем, что задачаспециалиста – помочь группе в построении продуктивного взаимодействия. Значимуюроль в этом призван сыграть Кодекс общения, который обсуждается, принимаетсягруппой и вывешивается на одной из стен комнаты, где проходят собрания группы.
Одно из основных условийвзаимопомощи: ни одному участнику группы нельзя предлагать в одиночку брат насебя какую-либо зону ответственности. Группа должна решить, какие поручениянеобходимо на себя взять ее участникам.
Таким образом, начальный этап – это группообразование.Именно здесь закладываются основы само- и взаимопомощи семей, имеющихдетей-инвалидов, намечаются формы и способы координации и интеграции усилий.Это процесс, в ходе которого определяется, смогут ли отдельные участники статьколлективным субъектом деятельности, возникает ли синергетический эффект.Задача специалиста – в том, чтобы завоевать доверие, помочь участникам ближеузнать друг друга, подбодрить тех, кто отмалчивается, сдержать слишкомактивных. Специалист выступает как человек, знающий первичные нормы общения испособы взаимодействия, восполняющий недостающие позиции. Его задача –сформировать первичный консенсус, отдавая себе отчет, что согласие носит вомногом «ложный», предварительный, поверхностный характер [24].
Иногда в группеоказываются люди, превосходящие специалиста ив искусстве общения с семьями,имеющими детей-инвалидов. Специалисту рекомендуется вступить с ними в союз.Сложнее ситуация, когда в группе есть люди, владеющие специальными методамивмешательства в трудную жизненную ситуацию. С ними целесообразно согласовыватьзаранее свои действия.
Начальный этап – этопервичный, поверхностный консенсус, и «полоса штормов», когда идет определениеролей участников группы, отвечающих их склонностям и способностям.
Обычно члены группысначала показывают друг другу лишь свою «оболочку». Что спрятано за ней,проявляется не сразу, с опасениями. И в этой связи задача специалиста –постоянно подпитывать «особый» вклад каждого участника. Специалист призванпомочь в преодолении конфликтов, самоидентификации родителей, ориентируясь навзаимоподдержку, обеспечиваемую целью, принципами деятельности, Кодексомобщения, упомянутым выше.
Этап совершения действий– это период нормальной работы, когда потребность в специалисте ослабевает. Емунеобходимо отойти в «тень», передоверив свои организаторские и методическиефункции другим участникам объединения. Иногда специалист сливается с группой,«растворяется» в ней, работая наравне с остальными. В случае претензииспециалиста на прежнюю доминирующую роль возможен процесс отторжения или уходиз объединения наиболее активных участников, распад этого объединения или егопревращение в «приводной ремень» социальной службы, используемый для отчетов,проведения мероприятий.
Уход специалиста отактивной позиции происходит тогда, когда содержательная работа налажена игруппа выходит на первые эффективные решения. Критерием успешного выходаспециалиста из объединения является приглашение его на праздничные и другиесобрания этого объединения.
После «выхода» из группы задача специалиста – время отвремени интересоваться у нее, как идут дела, что удалось сделать за последнеевремя группе б кто был рядом, помогал. Тем самым происходит позитивноеподкрепление вхождения родителей в объединение, признается факт, что рядомвсегда много людей, готовых помочь, а не только нуждающихся в помощи. Развитиеобъединения – это и есть накопление потенциала самостоятельного решения своихпроблем, насколько это возможно [24].
Таким образом, способствуя созданию и развитию взаимопомощи,специалист осуществляет возложенную на него миссию, ибо, согласно этическимстандартам, провозглашенным Международной Федерацией социальных работников,последние «все свои знания и навыки обязаны направлять на оказание помощиотдельным людям, группам, общинам в их развитии».
социальная инвалидвзаимопомощь

Заключение
 
Появление психически или физически неполноценногоребенка в семье всегда связано с сильными эмоциональными переживаниямиродителей. Это может приводить к дисгармонии семейных отношений, разводам.
Осознавая свою ответственность передмалышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляясоответствующую активность с целью создания необходимых условий для организацииполноценного развития и воспитания ребенка.
В соответствии с принятой классификацией существуетогромное количество видов групп возникающих в результате взаимодействия людейдруг с другом и представляющих определенную ценность для каждого конкретного человека.К ним можно отнести группы самопомощи и взаимопомощи.
Группа взаимопомощи – это коллектив людей,объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. В эти группы могутобъединяться либо непосредственно люди, затронутые серьезной проблемой, либо ихблизкие, родные, друзья. Участники группы делятся своими чувствами инакопленным опытом, и это позволяет собрать воедино имеющуюся практическуюинформацию и способы преодоления трудностей. Такие группы управляются самимиучастниками и существуют для их блага.
Группы самопомощи – это поиск новых членов; отсутствиеограничений во временном плане; они появляются только с признанием наличияпроблемы; ответственность лежит только на участниках группы; действуют попринципу давать и получать, коллективизм, взаимность, опора на собственныйопыт; отсутствие иерархической структуры.
По сути дела любая группа самопомощи и взаимопомощи –это школа демократического движения, опирающаяся на его основные принципы:активное участие каждого в поиске эффективных решений своей проблемы, коллективноеотстаивание своих интересов, организация и проведение акций и кампаний,взаимопомощь и обмен опытом на равноправной основе. Атмосфера доверия иподдержки складывающаяся в группе, помогает ощутить в себе силы и уверенность,необходимые для преодоления внутренних и внешних трудностей и для борьбы засвои права. Это особенно важно для людей, которые страдают от дискриминации ивраждебного отношения, либо от нежелания государства и общества признать ихпроблему достойной внимания.
Разумеется, движение групп самопомощи и взаимопомощиспособно решить лишь ограниченный круг задач. Во-первых, он не может служитьзаменой эффективной сети социальных, медико-психологических и других служб, какгосударственных, так и общественных. Во-вторых, люди с общим опытом (ситуацией,проблемой), могут не иметь возможностей или желания участвовать в деятельностивзаимопомощи. Тем не менее они доказали, что могут эффективно дополнятьсуществующие государственные и общественные системы поддержки и изменять к лучшемужизнь многих людей.
Способствуя созданию и развитию взаимопомощи,специалист осуществляет возложенную на него миссию, ибо, согласно этическимстандартам, провозглашенным Международной Федерацией социальных работников,последние «все свои знания и навыки обязаны направлять на оказание помощиотдельным людям, группам, общинам в их развитии».
Подводя итогвышесказанному относительно технологии само- и взаимопомощи, подчеркнем, чтоона оперативное средство социальной политики, позволяющее одновременно сисследованием социальной действительности в целом оказывать содействие семьям,имеющим детей в их самореализации, самопомощи и саморазвитии, созданииобщественных объединений, в том числе на альтернативных социальным службамначалах.
 

Список литературы
 
1. Акатов Л.И.Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья.Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.
2. Бакулина Е.работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.//Социальная работа. 2002. №3. С.37-39
3. Гуслова М.Семейные клубы и реабилитация семьи. //Социальное обеспечение. 2000. №1.С.26-29
4. Егорова Т.В.,Родькина Е.В. Социально-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченнымивозможностями. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационнойработы. 2005. №3. С.64-70
5. Кривцова Л.Вырос, не значит выздоровел. //Социальная защита.2004. №4. С.27-32
6. Куфтяк Е. Кризисродителей. //Социальная защита (социономия). 2005. №2. С.29-35
7. Методика итехнологии работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб.заведений / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред.М.А.Глазуновой, Л.В.Малдахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002,ст.128
8. Мудрик А.В.Введение в социальную педагогику
9. Основы социальнойработы: Учебник / от вред. Павленок П.Д. – М.: ИНФРА-М, 1998
10. Павленок П.Д.Теория, история и методика социальной работы: Учебн. пособие – 2-е изд. –М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004
11. Рыбакова Н.А. Огуманистическом общении как условии реализации самопомощи в социальной работе.// Российский журнал социальной работы. 1997. 1/5. С.29-34
12. Савельева И.,Недзельский Н., Толмасова А. Группы взаимопомощи. –М.: Российский фонд «ИМЕНА»,«Рубикон», 1998
13. Социальная работаглазами студентов: Межвузовский студ. семинар «Школы профессиональногомастерства» / Составитель-редактор С.В. Волков. – М.: Социально-технологическийинститут ГАБСУ, 1998.
14. Социальная работас семьей в системе местного самоуправления: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Малыхина. – М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000
15. теория и методикасоциальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Жукова В.И., Зайнышев И.Г.,Холостова Е.И. – М.: Издат-во «Союз», 1994
16. Тетерский СВ.Общественная организация как психотерапевтическая группа //Вестникпсихосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. №2. С.23-27
17. Технологиисоциальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.:ИНФРА-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
18. Фирсов М.В.,Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
19. Холостова Е.И.Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. – М.: Издат-ко-торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2002
20. Целуйко В.М.Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей.- М.:Социально-технологический институт МГУС, 2000
21. Шеляг Т.В.Современная семья и социальная работа. – М.: .: Социально-технологическийинститут,1999
22. Щукина Н.П. Самопомощьи взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. – М: .:Социально-технологический институт МГУС, 2000
23. Щукина Н.П.Методологические аспекты изучения взаимопомощи пожилых людей. – М.:Социально-технологический институт МГУС, 1999
24. Щукина Н.П.Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей. Диссертация…докторасоциологических наук, 2005
25. Ярская-СмирноваЕ.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – СПб: Питер, 2004.

ПриложенияПриложение 1
 Четыре типа набора (привлечения) добровольцевТипы Содержание Набор «тепленьких»
Распространение брошюр или плакатов-листовок организации;
Использование газет, радио, ТВ, Интернета;
Контакты с общественными организациями, другими объединениями Целенаправленный набор
Какова работа, которую надо выполнить;
Кого надо найти, чтобы выполнить эту работу;
Где их найти;
Как передать информацию о создаваемой группе;
Мотивационные потребности этих людей;
Что им сказать (потребность, выполняемая работа, возможные опасения, поощрения);
Кто осуществляет набор группы Набор по принципу концентрических колец Привлечение добровольцев из уже существующих групп, которые связаны социальной службой, родителями активистами, задействованными в процессе формирования группы; постепенно расширять сферу привлечения Привлечение из ближайшего окружения
Эффективен при «закрытых» системах общения;
Разработка философии привлечения;
Обучение ценностям группы взаимопомощи;
Использование философии привлечения

Приложение 2
 План собеседованияВиды вопросов для собеседования Содержание вопросов Установление контакта
Что бы вы хотели знать для начала разговора?
Что еще я мог(ла) бы рассказать Вам о создаваемой группе Выяснение мотиваций
Что побудило Вас согласиться на нашу встречу?
Что Вас наиболее заинтересовало?
Чем бы Вы хотели заниматься в группе?
Что Вам дает возможность почувствовать, что вы работаете успешно?
Как Вы считаете, что наиболее важно для участников групп взаимопомощи?
Какую помощь Вы оказывали людям раньше? Что Вам нравилось в таком взаимодействии с другими людьми? Определение навыков
Какими навыками оказания помощи Вы владеете?
Что Вам нравится делать?
Каких видов работ Вы избегаете?
Какой опыт взаимопомощи Вы имеете?
Расскажите, пожалуйста, о вашем первом опыте взаимопомощи с другими родителями.
Как Вы справляетесь с непредвиденными обстоятельствами? Определение пригодности
Что Вам наиболее нравится и не нравится во взаимопомощи?
Опишите, пожалуйста, идеального участника группы взаимопомощи.
Какие типы участников группы Вам нравятся наиболее и наименее?
Какова, на Ваш взгляд, роль специалиста по социальной работе в группе взаимопомощи? Получение дополнительной информации о потенциальном участнике группы
Приведите, пожалуйста, пример…
Расскажите, пожалуйста, еще о…
Что Вы думаете по этому поводу?

Приложение 3
 
МЕТОДНОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП
Краткое описаниеметода
Методноминальных групп (далее МНГ) – один из многих разработанных структурированныхгрупповых процессов. Этот социальный метод полезен в тех случаях, когданеобходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с тем, чтобы получитьрешения, к которым один человек прийти не может.
Результаты примененияметода:
1. приверженность.
2. Удовлетворенность.
3. Контроль.
4. Желаниеучаствовать.
5. Подготовкаработников.
План игры МНГ
Во вступительном слове необходимо ознакомитьучастников с процессом и предложить им чувствовать себя совершеннонепринужденно.
Вводная часть (5-10мин.):
1. Вопросыосвещения.
- Цель заседаниягруппы;
- Этапы проведенияМНГ;
- Как будут использованырезультаты и последующие шаги.
2. Затемзачитывается тщательно сформулированная постановка задачи.
Если не понимается постановка задачи, то необходимопредложить нескольким участникам группы дат прямой ответ на поставленнуюзадачу. Если ответы совпадают с целью и остальные участники, какпредставляется, поняли задачу, координатор переходит к первому этапу.
I. Молчаливоегенерирование идей (5-10 мин.). членам группы предлагают дать ответы напоставленную задачу. Необходимо поддерживать тишину!!!
II. Этапнеупорядоченного перечисления идей (40-45 мин.). координатор прерывает процесс,но подчеркивает, что прерывать процесс генерирования нет необходимости
Предлагается по очереди называть идеи:
1. За одно обращениеназывается только одна идея.
2. Участник можетпропустить свою очередь и подключиться к перечислению на следующем туре.
3. Разговордопускается только между участником, формулирующим ответ, и координатором.Обсуждение ограничивается только попыткой кратко изложить ответ для удобства егорегистрации.
4. Не допускаетсяоценка ответов.
III. этап уясненияидей (50-60 мин.):
1. координаторзачитывает каждую идею из списка, чтобы убедиться, что все участники их понялив том виде, как они записаны.
2. Любой участникможет предложить уяснение и толкование идеи, а также их комбинирования.
Идею можно:
А) отклонить;
Б) уточнить;
В) агрегировать.
Каждый участник имеетправо «вето» на любую идею. Процесс должен быть направлен на уяснение идей, ане на их оценку.
IV. голосование иранжирование (5-7 мин.). Каждому участнику предлагается набрать 8 наиболееважных пунктов из перечня. Для этого используются карточки с записаннымиидеями, которые необходимо проранжировать и придать им вес.
Порядок ранжирования:
1. из восьми картвыберите самый важный пункт, напишите цифру 8 в нижнем правом углу, обведите вкружок, а карточку отложите.ИЛИ
Какой из 8 пунктов Вы быиспользовали в качестве руководства для будущих действий в данной области, еслиможно было бы выбрать один пункт?
2. Из оставшихся 7карт выберите наименее важный пункт, запишите цифру 1 в правом углу, обведите вкружок, а карточку отложите.ИЛИ
Если бы Вы могли использовать только 6 из 7 пунктов,то каким бы Вы пожертвовали?
Процесс ранжированияпродолжается.
Подсчет голосов во времяперерыва (10 мин.).
Заключительная часть(5-10 мин.)
1. Обсуждаются итогиголосования, причем координатор подчеркивает те моменты, по которым существуетвысокая степень согласия.
2. Можно предложитьгруппе при желании исключить пункты, которые не получили голосов. Обычносуществует резкая грань между идеями в районе 6-8 пунктов.
3. Поинтересоватьсямнением группы относительно будущих действий и поговорить о последующих шагах.
Оформление результатов.
Группа:
Количество участников:
Дата:
Координатор:
Помощник:
Число и день дляранжирования:
Постановка задачи(например):
1. Определите тецели, к которым мы должны стремиться в ближайшие 2-5 лет.
2. Определитеконкретные цели и программы действий, для которых необходимо выделить ресурсы вближайшие 6 месяцев, с тем, чтобы достичь Ваших долгосрочных целей№ п/п Содержание идеи Полученные голоса Итого голосов Сумма рангов Интегрированный ранг Сумма Место


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :