Реферат по предмету "Социология"


Сущность и структура социально-экономической адаптации населения

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Социально-экономическаяадаптация характеризуется способностью индивидов, различныхсоциально-экономических слоев и групп населения рационально и эффективноиспользовать имеющиеся профессионально-квалификационные ресурсы, личностныйпотенциал для встраивания в сложившуюся хозяйственную ситуацию с цельюреализации своих потребностей и интересов. Характер процесса адаптации наиболеезначим для успешного выхода из состояния кризиса потому, что именно здесьосуществляется переход с макро-уровня государственно-политических и социально-экономическихзадач на микро-уровень – к реальной деятельности населения. Успех адаптации,вхождение все большего числа социальных групп населения в этот процесс являетсяне только наиболее важным условием преодоления переходного периода, но и основнымкритерием осуществления модернизации.
Кнастоящему моменту сложилось некоторое общее понимание процесса адаптации. Онарассматривается как вид взаимодействия личности или социальной группы ссоциальной средой, в ходе которого согласовываются взаимные требования иожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласованиесамооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальнойсреды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. Некоторые ученые такжедобавляют, что в ходе адаптации происходит такое взаимодействие человека(населения, социальных групп и т.д.) со средой, когда индивид получаетвозможность выживания и процветания, а макросреда – воспроизведения ивступления в иную восходящую стадию.
Особенностиадаптационного процесса состоят не только в глубоких модификациях системыценностей и моделей социально-экономического поведения, но и в высокой степенинестабильности самой социальной среды, изменения которой далеко не всегдаучитывают адаптивные возможности населения. В этих условиях существенновозрастает значение обратных связей, механизм реализации которых также поканаходится в неустойчивом состоянии.
Любаяпереходная социальная система вопреки своей переходности все же представляетнекую структурную целостность, характеризующуюся динамичностью и разнообразиемвекторов своего развития. При этом на данную социальную систему возлагаются трифундаментальные функции:
1)мобилизациясоциального, человеческого потенциала,
2)формированиегибкой и динамичной социальной структуры и
3)обеспечениеесли не эффективного социального управления, то хотя бы сохраненияуправляемости социальной системы.
В условияхвысокой нестабильности социальной среды научное осмысление адаптационногопроцесса неизбежно имеет тенденцию к запаздыванию по отношению к стремительноменяющейся реальности. Этот же феномен характерен и для публикаций, по даннойтеме. Поэтому, несмотря на изучение адаптации в переходный период широкимкругом специалистов, достоянием научной общественности пока стало весьмаскромное число исследований. Тем не менее, имеющиеся публикации в своембольшинстве затрагивают глубинные проблемы современного процесса адаптации, нетеряющие остроты в условиях постоянных перемен.
Основнымивопросами, интересующими исследователей, являются, во-первых, спецификаадаптационных контактов населения и социальной среды; во-вторых, анализрезультатов процесса адаптации и соответствующая типология населения покритерию адаптации; в-третьих, оценка адаптивных возможностей населения и анализфакторов адаптации. Большинством исследователей прямо или косвеннозатрагивается проблема противоречивости адаптационного процесса, ставящая подсомнение оптимистичные прогнозы.
Первый кругпроблем, касающийся взаимодействия населения и институциональной среды,подробно освещен в исследовании М.А. Шабановой, где проводится разграничениемежду добровольной и вынужденной адаптацией на уровне индивидов. В основетакого разделения лежит наличие или отсутствие противоречия (соответствия)новых ценностей и способов действия, которые предлагает социальная среда,прежней (либо «скорректированной») системе ценностных ориентаций индивида(группы). При этом выделяются три уровня добровольной адаптации:
1)декларируемыепринципы и нормы социального бытия «вписываются» в систему самых значимыхпотребностей человека или даже создают более благоприятные условия дляреализации таковых;
2)ценностныеориентации, ранее свойственные индивиду, изменяются в новых условиях безособого напряжения и сопротивления с его стороны;
3)провозглашаемыеидеи, несмотря на активное или пассивное массовое неприятие индивидами, в тойили иной степени корректируются, приближаясь к ценностным ориентациям инамерениям различных социальных групп.
Авторутверждает, что в первых двух случаях индивид не пытается изменить предложенные«правила игры» (они либо не мешают ему действовать привычным образом, либопринимаются им). В третьем же случае мы имеем дело с наиболее активнойадаптацией к условиям реформирования: ответная реакция индивидов влияет наизменение среды, их требования учитываются.
Тот жеавтор выделяет следующие ситуации, когда имеет место вынужденная адаптация:
— непринимая нового, индивид пытается изменить социальные ценности и поведенческиемодели, вводимые утверждающейся средой, но, видя безуспешность своих попыток,он вынужден подчиниться (временно или окончательно) новым «правилам игры»;
— противясьновому, но опираясь на свой жизненный опыт, социальное положение, возможности идругие обстоятельства, индивид вынужденно подчиняется, вовсе не пытаясь что-тоизменить;
— новыеспособы социального действия, даже не противоречащие ценностным ориентацияминдивида, менее, чем прежде, соответствуют его объективным качествам. Онвынужден использовать их ценой огромных усилий ради выживания.
В первомслучае имеет место вынужденная активная адаптация: индивид пытается изменитьсреду, но ему это пока не удается.
В двухостальных описанных случаях индивид должен приспосабливаться к условиям, ноделает это пассивно. Как вынужденная, так и добровольная адаптация происходятна двух уровнях – сознания и поведения.
В качестведругой основы классификации видов адаптации часто используется мера соотношения«приобретений» и «потерь» индивида при контакте с преобразуемой социальнойсредой. Если «приобретения» превышают «потери», адаптация может считаться«прогрессивной» (созидательной); в противном случае адаптация является«регрессивной» (разрушительной).
Признаваявсе достоинства данных классификаций, несомненно представляющих огромныйинтерес для наших исследований, следует, однако, отметить некоторый моментсубъективизма, неизбежно присутствующий при анализе многообразия конкретныхситуаций. К сожалению, оставлен открытым вопрос, что является приобретениями, ачто потерями, без чего трудно оценить, какой тип адаптации преобладает.
Признаниенизкой значимости различий между добровольной и вынужденной адаптациейсодержится в исследованиях Л.А. Гордона. По его мнению, разница «между тем, ктосознательно мирится с нынешними тяготами, как преддверием желанных перемен, итеми, кто просто смиряется с их неизбежностью, даже сожалея о прошлом, неслишком существенна». Данная точка зрения, с одной стороны, показывает, чтоэлемент вынуждения в процессе адаптации присутствует всегда, так как социальнаясреда является раздражителем, к которому необходимо приспособиться. С другойстороны, автор дает понять, что реакция социальной среды в адаптационномпроцессе весьма слаба.
Другимнаправлением исследований является анализ результатов процесса адаптации,который осуществляется в основном в рамках социологического подхода к даннойпроблеме. Такие исследования на протяжении ряда лет осуществляются, например,ВЦИОМом в рамках мониторинга изучения общественного мнения.
Публикуемыерезультаты свидетельствуют, в частности, о наличии в обществе некоторых группнаселения, различающихся по степени адаптации. Выделяются следующие группы:
1)небольшаяхорошо адаптированная группа населения, имеющая весьма слабую склонность красширению;
2)средне-адаптированнаягруппа, представляющая собой основу медленно формирующегося среднего класса,
3)слабо-адаптированнаягруппа.
Некоторыеавторы прослеживают взаимосвязь степени адаптации и изменений политическихвзглядов различных групп населения. Такая взаимосвязь рассматривается какпоказатель эффективности проводимых реформ, правильности выбранных направлений.Ценность данных исследований состоит в том, что они дают возможность наблюдатьза динамикой адаптационных процессов, с тем чтобы корректировать изменениясоциальной среды, строить адекватную адаптационному потенциалу обществасоциальную политику.
Еще одним,не менее важным направлением изучения процесса адаптации является собственноанализ факторов, определяющих адаптационный потенциал индивида. Среди такихфакторов рассматриваются, во-первых, психологические, во-вторых,социально-экономические и, в-третьих, демографические.
С позицийсоциально-психологического подхода основное внимание уделяется трансформациям вценностных ориентациях людей, различных социальных групп, изменению их взглядовна жизнь, психологии, личностного восприятия действительности, черт характера.
Так,например, Д. Ольшанский обрисовал психологические портреты людей, находящихсяна разных этапах адаптации. Принадлежность к той или иной стадии объясняетсяпри этом преобладанием рационального либо эмоционального восприятия социальнойреальности.
Социально-психологическийподход используется в работах Н.Е. Тихоновой, рассматривающейсоциально-психологические факторы в качестве решающих для трансформациироссийского общества, которое сегодня разделено на три большие группы спринципиально разной ментальностью. Первая группа может быть охарактеризованакак «носители патерналистско-эгалитаристского типа ментальности». Они ожидаютрешения своих проблем от государства, местных властей или руководствапредприятий. Для них характерна большая значимость материальных факторов всистеме ценностей, болезненная реакция на социальную дифференциацию. Вторуюгруппу характеризует «индивидуалистически-либеральный тип ментальности». Прирешении своих проблем его носители опираются, прежде всего, на собственныесилы, они деятельны, менее подвержены всякого рода страхам и в большой степениориентированы на карьеру и жизненный успех. Наконец, остальная часть населенияпредставляет собой «промежуточный тип». Основную тенденцию развития этого типаН.Е. Тихонова видит в его постепенном сокращении за счет расширения первойгруппы.
В рамкахсоциально-психологического подхода выдвинута, в противоположность характернойдля психоанализа «детерминации прошлым», идея «детерминации будущим», всоответствии с которой поведение людей обусловлено их жизненными перспективами,видением будущего. На постсоветском пространстве забота о выживании блокирует,делает бессмысленным формирование долгосрочных жизненных планов.
Тем неменее, в работе Т.Е. Резник и Ю.М. Резника предлагается типология жизненныхстратегий личности, включающая «стратегию жизненного благополучия»,характеризующуюся стремлением к максимальному удовлетворению своих потребностейв определенных жизненных благах; «стратегию жизненного успеха», где доминируютширокомасштабные цели, имеющие преобразовательную направленность и ведущие кпреуспеванию в жизни, и «стратегию жизненной самореализации», которойсвойственно ограниченное использование цели как инструмента конкретизации ипрактического воплощения жизненных смыслов.
Проблемасоотношения воздействия социально-психологических и социально-экономическихфакторов ставится в статье А.П. Вардомацкого, где выдвигаются две гипотезы –«гипотеза недостаточности», которая состоит в том, что «приоритетыиндивидуальности отражают социально-экономическое окружение: наибольшаясубъективная ценность придается тем вещам, обеспеченность которыми наименьшая»,и «гипотеза социализации», которая предполагает, что «взаимоотношение междусоциально-экономическим окружением и ценностными приоритетами не являетсяотношением непосредственного регулирования, приспособления; между нимипролегает существенный временной лаг, поскольку базовые ценности личности взначительной степени отражают условия, которые доминировали в годы,предшествующие ее (личности) зрелости».
В рамкахсоциально-психологического подхода исследователи вспоминают о важнойособенности адаптационного процесса, достаточно полно и широкопроанализированной специалистами в области социальной психологии. Речь идет отак называемых пороговых эффектах (порог ощущений, порог предпочтений и пр.),которые указывают на механизм альтернативных форм адаптации.
Приспособлениек изменившейся среде достигает некоторых критических значений, при которых либопроисходит адаптация, либо воздействие раздражителя приобретает нетерпимыйхарактер и может спровоцировать нежелательную, с точки зрения ценностей и нормсоциальной среды, реакцию. Если адаптация затруднена, если вместо встраивания вновую систему начинают нарастать пассивность и девиация, то правомерно ставитьвопрос о неадекватности социальной среды адаптационным возможностям индивида.Выходом может стать только коррекция социальной системы. Исследователиконстатируют не беспредельность психологических возможностей адаптации.Необходимость поспешного усвоения новых ценностей и норм, прямо противоположныхпо своему характеру той ценностной системе, которая усваивалась десятилетиями спомощью могучего пропагандистского аппарата, в большинстве случаев блокируетсясознанием. К тому же, как справедливо пишет Л.А. Гордон, население вынужденоприспосабливаться дважды: во-первых, к декларируемым новым либеральнымценностям и, во-вторых, к социально-экономической среде, в которой часто реализуютсяценности, несовпадающие с декларируемыми. Тяготы переходного периода никак несоответствуют экспектациям населения, сформированным на начальном этапе реформдекларациями о безусловных преимуществах рынка. Недвусмысленны также выводыЛ.А. Гордона о том, что, хотя процессы адаптации в целом сильнее явленийдезадаптации, адаптация идет на минимальном пределе, на грани срыва.
Предметомсоциально-экономического аспекта адаптации является деятельность, направленнаяна решение проблемы обеспеченности материальными средствами, создание условийдля поддержания или повышения приемлемого уровня жизни, а также механизмырешения этих проблем. Адаптационный потенциал в данном случае определяетсяцелым рядом объективных и субъективных факторов. В качестве таковых рассматриваютсяуровень образования, социальный и профессионально-квалификационный статус,уровень материальной обеспеченности и др. Согласно риторике начального этапапреобразований, быстрый успех должен был прийти к наиболее трудоспособным,деятельным и просвещенным членам общества. Однако, изучая реальную практикуреформ, исследователи приходят к выводу о том, что высокий уровень образованияи квалификации не ведет автоматически к более успешной адаптации. Напротив, какпоказывают исследования, стратегия адаптации, основанная на реализациипрофессионально-квалификационного потенциала, в большом числе случаев неоправдывала себя. Напротив, успех приходил к тем, кто «с нуля» начиналдействовать в эффективных, с точки зрения сиюминутной конъюнктуры, сферах. Этоне могло не породить разочарования в реформах у тех, чьи попытки найти своеместо в новых условиях не увенчались успехом, и это явилось причиной социальнойапатии и торможения процесса адаптации в целом. К аналогичным выводам приходитЛ.А. Гордон, говоря о том, что «новые русские» состоят не только из молодых иудачливых хозяев жизни, но и из тех молодых профессионалов, кого меняющаясяжизнь выбила из привычного статуса.
Процессадаптации нельзя рассматривать в отрыве от семьи, что определяет необходимостьсоциально-демографического подхода к изучению адаптационных процессов,поскольку степень включенности в них во многом определяется семейнымихарактеристиками. Каждая семья в зависимости от структуры, численности,половозрастного состава, образовательно-профессионального уровня ее членов, ихличностных характеристик обладает различным потенциалом адаптации, различнымивозможностями реализации этого потенциала. В рамках данного направлениянеобходимо упомянуть работы Н.М. Римашевской, М.А. Можиной, Л.М. Прокофьевой,целью которых явилось исследование механизмов и способов адаптации,изыскиваемых семьями для решения материальных проблем.
Исходя изанализа существующих подходов к изучению адаптации, можно выдвинуть в качествегипотезы следующую классификацию адаптационного поведения, включающую ряд типовобразующих характеристик, которые окажутся полезным инструментом дальнейшихисследований.
Конечныйрезультат адаптации:
— формирование принципиально новых моделей социально-экономического поведения;
— включениев старые стереотипы поведения новых элементов;
— сохранение старых моделей социально-экономического поведения.
Способосознания социально-экономической реальности:
— идеолого-мифологический, опирающийся на идеологемы при игнорированиирезультатов приобретаемого практического опыта;
— рационально-праксеологический, основывающийся на результатах приобретаемогопрактического опыта и выстраивание стратегий социально-экономическогоповедения;
— ситуативно-прагматический, ориентированный на результаты приобретаемогопрактического опыта без выстраивания стратегий поведения.
Реакция наизменение социально-экономических условий:
— креативная, направленная на создание новых моделей поведения с использованиемновых социально-экономических ресурсов;
— мобилизационная, связанная с выработкой новых моделей поведения сиспользованием (мобилизацией) имеющихся социально-экономических ресурсов;
— пассивная, направленная на использование имеющихся социально-экономическихресурсов ранее сложившимися способами;
— негативная, связанная с поиском моделей и ресурсов для противостояния процессуадаптации;
— эскапистская, ориентированная на отказ от использования имеющихся ресурсов вцелях адаптации.
Типиспользуемых социально-экономических ресурсов:
— «человеческий капитал» – социально-демографические факторы адаптации (пол,возраст, уровень образования, демографический тип семьи, профессия,квалификация и т.д.);
— «социальный капитал» – система социальных связей индивида, его возможностиориентации в институциональной среде, понимание социокультурных сигналов инорм, поддерживающих хозяйственные взаимодействия.
Обобщеннымвыражением степени адаптации может служить состояние массового сознания,общественное настроение, отражающее готовность принять (не принять) новыесоциально-экономические порядки, переносить или не переносить тяготы перехода кним. Это не означает, конечно, принятия каждого изменения, связанного свыработкой нового уклада жизни, и готовности приспосабливаться к каждомубедственному проявлению переходного кризиса. Адаптация заключается не столько впринятии отдельных элементов, сколько в социальном и психологическом освоениименяющегося типа целостной системы общественных отношений (адаптация к новомустрою), а также в социальной и психологической способности пережитьчрезвычайную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим(адаптация к переходному кризису).
Тот факт,что массовое сознание решительно отвергает какие-то конкретные проявлениякризиса или какие-то элементы новых порядков, еще не доказывает не адаптациитех или иных групп ко всему процессу перемен. Мало того, во времена коренныхпреобразований, когда «сдвигаются» все стороны народной жизни, и все они, такили иначе, затрагиваются переходным кризисом, правилом становится положение,при котором массы людей, приспосабливаясь к общему потоку перемен, отвергаютотдельные их составляющие. История переходных кризисов свидетельствует, правда,что возникающее в подобных случаях противоречие иной раз перерастает в общеенеприятие новых обстоятельств, и тогда возникает состояние массовойдезадаптации, нередко завершающееся крахом революций и реформаций.
Но такбывает далеко не всегда. Обычно в ситуациях, когда большинство склонно принятьтип перемен, выдерживает общий уровень переходных тягот и не переносит лишьнекоторые из них, — в таких ситуациях люди со временем находят формыприспособления к отдельным обстоятельствам, первоначально казавшимсянепереносимыми: привыкают к ним, стихийно видоизменяют их «снизу» или «сверху».Однако прежде, чем подобные абсолютно отторгаемые новшества исчезнут, оникакое-то время сосуществуют с переменами, к которым большинство более или менееуспешно приспосабливается. Так что в каждый момент переходного кризиса, дажеесли общество в целом адаптируется к нему, в меняющейся жизненной обстановкеимеются отдельные, так сказать, не адаптируемые обстоятельства.
Само собойразумеется, адаптация к новому строю, в особенности к условиям переходногокризиса, предваряющего утверждение этого строя, никак не означаетэмоционального одобрения всего, к чему приходится приспосабливаться. Понятно,крушение старых порядков начинается лишь тогда, когда в стране появляются людии группы, с радостью и энтузиазмом приемлющие новый строй. Тем не менее,поскольку разрушается пусть и не безоговорочно одобряемый, но привычный,знакомый мир, рядом с энтузиастами и романтиками нового неизбежно и долгосохраняются люди и группы, которые, так или иначе приспосабливаясь кскладывающимся условиям, не испытывают по этому поводу никакого восторга. Чтокасается собственно кризисных явлений, здесь самый смысл адаптации состоит вприспособленности к явлениям и ситуациям, заведомо вызывающим отрицательныечувства. Для оценки общего уровня адаптации или не адаптации населения кусловиям переходного кризиса, разница между теми, кто сознательно мирится снынешними тяготами, как с преддверием желанных перемен, и теми, кто простосмиряется с их неизбежностью даже сожалея о прошлом, не слишком существенна.Коль скоро они так или иначе способны выдержать ситуацию кризиса, обе этикатегории можно считать адаптирующейся частью общества в противоположность тем,кто не выдерживает кризисных условий, для кого такие условия совершеннонестерпимы.
Преобладаниелюбого из первых вариантов отношения к переменам так же, как и различные ихсочетания, открывают перспективу обретения новым строем устойчивости, даютвремя для преодоления кризиса, тогда как массовое распространение третьегоформирует социальную почву реставрации старого строя или распада социума. Инымисловами, в эпохи революционных потрясений и переходных кризисов, подобных той,что переживает сейчас Приднестровье, первичная социальная адаптация выражаетсяв принятии общей направленности перемен и в приспособлении к такому, минимумуменяющихся условий, при которых освоение совокупности сдвигов, «врастание» вновую жизнь все-таки предпочтительнее тотального неприятия новых порядков инепримиримой борьбы с ними. Соответственно показатели адаптации и не адаптациисвязаны не столько с различиями «желательности-нежелательности» перемен,сколько с признанием или непризнанием их неизбежности, не с оценкой жизненныхобстоятельств переходного кризиса как «хороших» или «плохих» (они заведомо«плохи»), но, скорее, с восприятием их в качестве «терпимых» или «нестерпимых».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Advantages And Disadvantages Essay Research Paper
Реферат Хронический цистит
Реферат Авалирование и протест векселя. Чек. Коносамент. Депозитные и сберегательные сертификаты. Сберегательная книжка на предъявителя. Складские свидетельства
Реферат Организационно-экономические основы сельскохозяйственного производственного кооператива
Реферат The Conversation Directed By Francis Coppola Essay
Реферат Faith RingoldS Biography Essay Research Paper FAITH
Реферат Технологическая операция очистки масличных семян от примесей
Реферат Готика. Застывшая эпоха ушедших времен
Реферат Выращивание ремонтного молодняка казахской белоголовой породы в зависимости от возраста и живой массы
Реферат Анализ современного состояния банковской системы России и основных путей ее совершенствования в
Реферат Evaluation Of Shooting An Elephant Essay Research
Реферат Women And Education Essay Research Paper TOPICWomen
Реферат Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей
Реферат Physical Comparison Young Adulthood Essay Research Paper
Реферат Роль финансово-промышленных групп в инвестиционном процессе в России