Реферат по предмету "Социология"


Студенческие организации в Украине в 20-е годы

Министерствообразования и науки Украины
Донецкий национальныйтехнический университет
Реферат натему:
«Студенческиеорганизации в Украине в 20-е годы»
Выполнила
Студенткагруппы ГС-10е
Саксогон Я.И.
Проверил
ЛипинскийВ.В.
Донецк 2010год

План
1 Введение
2 Концепция имодель образования в Украине в 20-е годы ХХ века
3 Сеть специального(профессионального) образования
4 Кадры в системеобразования
4.1 Кадровый состав вспециальных (профессиональных) учреждениях
4.2 Материальноеобеспечение и социальный статус педагогов
5 Студенческие организациив Украине в 20-е годы
5.1 Комплектацияколлективов студентов
6 Вывод

1 Введение
Актуальностьтемы исследования. В обществе «развитого социализма» студенческие организации,выступая в качестве орудия поддержания господства правящей партийной олигархии(впрочем, как и вся система высшего образования в целом) и являясьгосударственными социальными институтами, в определенной степени способствовалирешению основных задач высшей школы. При этом функции студенческих организацийизначально фиксировались «сверху» партийно-бюрократическим аппаратом, асамодеятельность таких организаций дозировалась. Тем не менее, именно в силутого, что студенческие организации осуществляли свою деятельность в качествеструктурных элементов государственного аппарата, создавалась ничем неоправданная иллюзия их собственного веса и значимости. Постепенный, нопрактически полный отказ от государственного патронажа студенческих организацийпредопределил исчезновение студенческих организаций в том виде, в котором онисуществовали в УССР.
Студенческиеорганизации выполняли различные функции, причем их роль в реализациинепосредственных задач высшей школы была то более, то менее значимой.
Насовременном этапе деятельность студенческих организаций в Украине сталанастолько незаметной, что вопрос о необходимости их существования как таковых,о возможных направлениях их деятельности, а также, в частности, о том, должныли (и могут ли) студенческие организации способствовать выполнению общих задач,стоящих перед высшей школой, выступая тем самым в качестве субъектапедагогической деятельности, приобрел особую остроту.
Объектом исследования является совокупность основных групписториографических источников по истории образования УССР 1920-х гг.
Предметом исследования является система образования Украины, к которойпринадлежат: учебные заведения, научные, методические и научно-методическиеорганизации, научно-производственные предприятия, государственные и местныеорганы управления образованием и самоуправлением в отрасли образования [23].
Цельисследования — построение функционально-структурной модели студенческойорганизации педагогического вуза, способной оптимальным образом содействоватьрешению основных задач высшей педагогической школы, и выявлениеорганизационно-педагогических условий ее практической реализации.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
— изучить сеть специальных (профессиональных) учебных заведений, процессыи причины, которые влияли ни её изменение, исправить накопившиеся ошибки;
— выяснить и обосновать основные историографические периоды изученияистории становления и развития советского образования в Украине в 1920-е гг,показать их характерные особенности;
— выявить ведущие направления и основные тенденции исследования историиобразования в УССР 1920-х гг, проанализировать существующие парадигмы по ееразработке, раскрыть динамику и особенности изучения отдельных ее аспектов,постигнуть весомость и значение исследовательских результатов и определить ихзависимость от конкретно-исторических условий; — проследить влияниеполитической конъюнктуры тоталитарного режима на проблематику, содержание,уровень и объективность исследований по истории образования в УССР в 1920-е гг.;
— определить степень научности исторических концепций, эффективностиметодологических приемов и их значение для осмысления опыта прошлого;
— рассмотреть кадровый состав учреждений специального (профессионального)образования на протяжении 20-х годов, сделать комплексный анализ процессов ипричин, которые влияли на его изменения;
— очертить исследованы, недостаточно изучены или сфальсифицированыаспекты проблемы, обобщить историографические уроки и обосновать перспективыисследования темы [22].
Следуетпризнать, что, достаточно много историков задевали тему студенчества, вчастности Украинского. А именно: В.Г.Афанасьев [1], А.В.Баранов [2], В. ВЛипинский [3], В.А.Ван [4], А.П.Ветошкин [5], И.П.Волков [6], В.Н.Глобова[7],А.Д.Глоточкин [8], Э.Б.Гусейнов [9], Н.П.Добронравов [10], Т.В.Живтова [11],В.С.Завьялова [12], О.В.Зиневич [13], С.Н.Иконникова [14], И.В.Колесникова[15], Ясницкий Г.И. [16], Тамм Е. [17], Быстров Н. А. [18], Гололобов В. М. [19],Гринько Г. Р.[20], Ряппо Я. П.[21]. Эти и другие историки написали множествокниг, учебников, диссертаций.
Хронологическиерамки исследования охватывают период 20-х годов ХХ века. Это был период, когдасуществовали существенные элементы партийного и государственного демократизма,одно из проявлений которого – наличие самостоятельной и оригинальной системыобразования, которая строилась и развивалась по собственной концепции и модели.
Географическиерамки исследования включают территорию УССР в исследуемый период, которая вначале 20-х годов состояла из 12 губерний [24].

2Концепция и модель образования в Украине в 20-е годы ХХ века
Сначала нужноопределить такие понятия как «концепция» и «модель».
Под понятием«концепция» следует подразумевать основную точку зрения, руководящую идею имысль. Понятие «модель» в широком понимании означает какое-либо изображение,описание, схему, чертеж, график, план, карту какого-либо объекта, процесса илиявления [25].
В 1919 годусистема образования в УССР строилась под руководством народного комиссараобразования В. П. Затонского на основе заимствованных в РСФСР концепции имодели образования, которые опирались на «формальный» подход в подготовкеспециалистов, а так же на 2 документа: программу РКП (б), принятую в марте 1919года [26], и Положения про единую школу РСФСР, утвержденные на заседании ВУЦК30 сентября 1918года [27]. Заимствованные модель и концепция образования неучитывали социально-экономическую и национальную специфику Украины, былиоторваны от реальных потребностей экономики в условиях хозяйственной разрухи.
Русскаяконцепция образования, которая использовалась в Украине, была направлена наподготовку общеобразовательного человека, отделение общего образования отпрофессионального, получение специальности в достаточно позднему возрасте,начиная с 17-18 лет. Главной формой учебной, трудовой, воспитательнойдеятельности должна была стать единая трудовая школа, где бесплатно вместеучились дети 2-х полов до 17 лет. Предвиделось обучение на родном языке.
Над среднейдевятилетней школой строилась высшая, которая обеспечивала профессиональнуюподготовку и имела два вида учебных заведений – институты и университеты. Рядомс главной моделью образования строилась вспомогательная, которая состояла изшкол фабрично-заводского ученичества. Дальше шли техникумы и другие средниепрофессиональные заведения.
В 1919 годуруководство Украины вслед за Россией начало строить модель образования, котораяопиралась на так называемый «формальный» подход, который предусматривалформирование гармонично развитой личности. В это же время эта модель иконцепция образования представляли собой российский вариант, который не учитывалнациональных и экономических особенностей Украины, был далеким от потребностейнародного хозяйства.
Следуетотметить, что реальные на то время социально-экономические условия в Украине,вызванные последствиями войны, были значительно хуже, чем в России. Украинабыла не в состоянии финансово обеспечить реализацию указанной российскойконцепции и модели образования. Поэтому Нарком Украины в начале 1920 годаотказался от их реализации и начал разработку собственной концепции и моделиобразования. «Зруйнуваннягосподарства було таким великим, що саме на ціц основі виникла пртреба вперегляді освітньї політики, саме звідси виходить характерна в 1920 р.боротьбанапрямків»,-писал наркомобразования Гринько[28].
Первыйобщеукраинский совет по вопросам народного образования (март 1920г.), что воснову организации обучения детей надо положить на девятилетнююобщеобразовательную школу, а семилетнюю, после которой дети будут обучаться впрофессионально-технических учреждениях, техникумах и академиях. 25 марта советутвердил модель образования УССР, которая принципиально отличалась от моделиобразования в 1919г.[29]. По новой модели образования впервые вводилась ранняяпрофессиональная подготовка (начиная с 15-летнего возраста); совмещалось общееобразование со специальным.
4 апреля 1920г. Нарком Украины издал постановление «Про подготовку работников образования собязательным изучением украинского языка», а 21 декабря 1920 г. Совнарком УССРпринял постановление «О введении украинского языка во всех учебно-воспитательныхучреждениях с неукраинским языком обучения» [30]. Для контроля по исполнениюпостановлений была создана специальная комиссия, в состав которой вошли так жеГ. Гринько и В. Блакытный.
В 1921 г. Всеукраинские университеты были ликвидированы. На их базе создавались небольшиеспециализированные вузы. На наш взгляд, ликвидация университетов была ошибкойсо стороны Г. Гринька, что привело к снижению теоретического уровня подготовкиспециалистов с высшим образованием и вызвало недовольство со стороны профессорско-преподавательскогосостава. Уже в конце 20-х годов украинская вузовская периодика печаталаматериалы с резкими осуждениями этой акции и призывала немедленно возродитьуниверситетскую систему, что было сделано только в начале 30-х годов.
Следуетотметить, что до конца 20-х годов руководство Наркома Украины состояло восновном с приверженцев украинской концепции и модели образования Затонский,который занял должность Наркома после отстранения от должности Гринька, которыйнаправил свою деятельность на устранение недостатков этой модели образования.Активным последователем последней был Шумский. М. Скрыпник, который сменилШумского в 1927 г., продолжал отстаивать и усовершенствовать украинскую модельобразования.
Позитивныйопыт, накопленный опытом работы совместно использовался Наркомом Украины иРоссии. Во второй половине 20-х годов Нарком Украины пересмотрел своёконцептуальное отношение к техникумам. Значительная их часть была превращена винституты. Был ликвидирован разрыв между сердим образованием и высшим. Срокобучения в профессиональных школах увеличился до 3-х лет, что дало возможностьзначительно расширить время на общеобразовательную подготовку.
В итоге, смомента создания союзных государств и до конца 20-х годов, Наркому Украиныудалось отстоять и сохранить собственную модель и концепцию образования. Приэтом украинская сторона смогла их усовершенствовать. Частичное сближениеконцепции и модели образования осуществлялось на основе двупольногоиспользования опыта.

3 Сетьспециального (профессионального) образования
Специальное(профессиональное) образование – это процесс и результат овладения определеннымуровнем знаний и навыков деятельности с конкретной специальности и профессии.Специальное образование базируется на общем и политехническом образовании.Система профессионального (специального) образования в 20-е годы включаларазные виды школ ученичества, кустарно-промышленные школы, учебно-ремонтныемастерские, профессиональные школы, разные виды профессиональных курсов,вечерние рабочие техникумы, дневные техникумы и институты.
Украинскаяконцепция и модель образования обуславливали создание системы профессиональныхвертикалей, которые обеспечивали профессиональную последовательность обучения вразных типах учебных заведений. Первой ступенью в этой системе профессиональнойподготовки были школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), горнопромышленногоученичества (ГПУ), школы ученичества на железной дороге, строительства и всельском хозяйстве, которые строились на базе четырехлетней школы для подростков,которые работали на производстве.
Сеть школ ФЗУне полностью удовлетворяла потребности промышленности в квалифицированныхработниках. Относительная неразвитость сети этих школ отмечалась в августе 1925года вторым Всеукраинским съездом рабочего образования, где указывалось нанеобходимость расширения школ ФЗУ как одного из основных источников пополненияпроизводства квалифицированными кадрами рабочих. В 1929 году ФЗУ удовлетворялипотребности промышленности только на 40%.
К концу 1921года на железных дорогах Украины была создана сеть профессионально-техническихучебных заведений. Важное место в ней занимали школы ученичества, которыеготовили квалифицированных рабочих для служб связи. Вопросы расширения сетишкол ученичеств в 1921-1922 годах постоянно затрагивались на сборах станцийНиколаев, Дебальцево [31-32]. Вместе тем в начале 20-х годов сеть школученичества удовлетворяла потребности транспорта в квалифицированных работникахтолько на 25% [33]. В связи с этим ЦК КП(б)У в октябре 1922 года предложилсоздать дополнительное количество школ ученичества на дорогах Южной округипутей сообщения и расширить количество мест в уже действующих школ ученичества,а также создать на транспорте Украины ученические бригады [34].
На основеэтих рекомендаций в 1923 году школы ученичества были созданы в Екатеринославле,Киеве, Житомире и других городах [35].
Наряду сошколами ученичества на железной дороге для подготовки шахтеров, строителей исельскохозяйственных работников создавали школы горнопромышленного ученичества(ГПМУ), строительного и сельскохозяйственного ученичества. Школы (ГПМУ) имелидва направления подготовки: механическое и горное. Наблюдается численноеувеличение сети этих школ. В тоже время школы ГПМУ не обеспечивалиувеличивающиеся потребности горной промышленности в квалифицированных кадрах,что обусловило стремительный рост их сети в 30-е годы. Сети школ строительногои сельскохозяйственного ученичества не имели широкого развития.
К сети школученичества примыкали кустарно-промышленные школы, школы рабочих подростков,школы бригадного ученичества, учебно-ремонтные мастерские. Каждая изперечисленных структур имела собственную специфику в подготовке специалистов,но именно из-за этой специфики сеть вышеуказанных типов учебных заведений былаотносительно малочисленной.
На протяжении20-х годов три раза проходила структурная реорганизация школ ученичества,которая изменяла типы организации школ и цели подготовки учеников. Наиболеежизнеспособными оставались школы ученичества на больших предприятиях, которыеосуществляли подготовку квалифицированных работников основных специальностей.Данный тип школ ученичества количественно доминировал среди последних во всехотраслях народного хозяйства. Структура сети школ ученичества развивалась иукреплялась в зависимости от потребности народного хозяйства.
Создавалисьпрофессиональные школы, куда брали выпускников семилетних единых трудовых школ.Эти школы готовили специалистов для народного хозяйства со средней специальнойподготовкой. Активное формирование сети профшкол началось летом 1920 г. Онисоздавались на базе ремесленных училищ, сельскохозяйственных школ, техникумов.После 1921 г. происходит ежегодное уменьшение сети профшкол и уменьшениечисленности учеников. Но в конце 20-х годов профшкола считалась образцовымучебным заведением, в котором совмещалась специальная и общая подготовкаучеников. Вместе с тем в процессе унификации системы образования украинскиепрофшколы были ликвидированы (в 30-х годах). На их материальной базе созданыбыли школы ФЗУ и техникумы.
К структуресети профессиональных школ входили учебные заведенияиндустриально-технического, социально-экономического, сельско-хозяйственного,медицинского и художественного профиля. В начале 20-х годов в структуре сетипрофшкол преобладали учебные заведения индустриально-технического профиля.
Достигнувсвоего максимума в 1921 году, сеть профессиональных школ постепенно сокращаласьна протяжении первой половины 20-х годов, в основном за счёт превращения сетииндустриальных профшкол на школы ФЗУ. На втором этапе периода, которыйизучается, наблюдается стабильное увеличение сети профессиональных школ, чтобыло вызвано как повышением спроса экономики на специалистов, так ипотребностями ВУЗов в контингенте абитуриентов со средним общеобразовательнымобразованием.
Наряду сподростками и молодёжью осуществлялась подготовка и переподготовка специалистови среди взрослых. С этой целью начала формироваться сеть профессиональныхкурсов, куда зачисляли лиц в возрасте от 18 до 40 лет [36]. К первому типу былиотнесены краткосрочные вечерние курсы и дневные на приостановленныхпредприятиях, которые готовили технически грамотных специалистов иквалифицированных работников. Ко второму типу – вечерние и дневные школы-курсыдля рабочих, занятых в производстве. К третьему типу –административно-промышленные курсы, где осуществлялась подготовкаадминистративно-руководящего персонала, ответственных работников производства,финансового аппарата.
Особенноеместо в структуре специального образования занимала сеть высших учебныхзаведений. В 20-е годы подготовку специалистов высшей квалификации осуществлялиинституты и техникумы, вечерние рабочие курсы, которые в 1923 г. получилистатус техникумов.
Всети техникумоввыделилась сеть вечерних рабочих техникумов, где учились рабочие спроизводства. Наряду с ними была создана сеть техникумов на железной дороге,где готовили инженеров-железнодорожников вузовской специализации. Вместе с темувеличение сети вузов отставало от увеличивающихся потребностей общества вспециалистах.
Таким образом,сеть и структура вузов, развиваясь стихийно, достигла своего максимума в начале1922/23 учебного года. Потом до середины 20-х годов происходит процесспланового сокращения сети ВУЗов на основе потребностей и возможностейэкономики. Стабилизировавшись в середине периода, сеть и структура вузовсохранилась в таком же состоянии до конца 20-х годов. Несмотря на значительноеувеличение сети вузов и увеличение численности студентов, она только наполовину удовлетворяла потребности экономики в кадрах с высшей квалификацией.

4 Кадры всистеме образования
студенторганизация образование педагог
Новая системаобразования в 20-е годы ХХ века предусматривала значительное расширениекадрового состава педагогов, создание новой системы подготовки и переподготовкипедагогических и научно-педагогических работников, имела намерения увеличитьматериальный уровень и социальный статус учителей и преподавателей.
4.1Кадровый состав в специальных (профессиональных) учреждениях
Кадровыйсостав учреждений специального (профессионального) образования насчитывалпедагогов школ ученичества, профессиональных школ, профессиональных курсов,техникумов и институтов. Важным заданием было обеспечение учрежденийспециального образования кадрами. Много из этих учреждений не имели аналогов впрошлом, что усложняло формирование кадрового состава. Кроме того, значительнаячасть преподавателей профессиональных учебных заведений выехала за границу, гдепотом были созданы украинские национальные вузы.
В начале 20-хгодов кадровый корпус учреждений специального образования формировался путемпривлечения преподавателей «старой школы», квалифицированных работников попроизводству, инженеров, агрономов, врачей и др.специалистов народногохозяйства. Особенно острый дефицит кадрового состава ощущался в высших учебныхзаведениях. Проводились мероприятия по возвращению учителей в вузы с учрежденийи организаций.
Если вбольших вузовских центрах кадровое обеспечение решалось с большими трудностями,то в новых провинциальных институтах и техникумах эта проблема была оченьострой. Новые вузы Нарком обеспечивал кадрами путем так называемых «перекидок»учителей. В результате в августе 1922 г.в институтах было собрано 3545преподавателей, а в техникумах – 3319. наивысшее количество преподавателейсосредоточилось в медицинских и педагогических вузах (соответственно – 1538 и1375) [37].
Качественныйсостав преподавателей в своем большинстве состоял из представителей такназываемой «старой школы». Так, в Киевском и Одесском медицинском институтах вконце 1922 г. 60% преподавателей были с дооктябрьским стажем роботы.Численность профессоров в разных вузах колебалась от 10 до 18% от общегоколичества преподавателей, а средний возраст вузовских работников в 1922 г.составлял 40-45 лет [38].
Подготовкакадров специального (профессионального) образования осуществлялась на базеинститутов народного образования. В 1921-1922 гг. были созданы факультетыпрофессионального образования в Киевском, Харьковском, Екатеринославском,Одесском институтах народного образования, которые осуществляли подготовкупедагогов для школ ученичества, профессиональных школ и профессиональныхкурсов.
Факультетыпрофессионального образования были наиболее крупными, имели лучший составпреподавателей и более высокий уровень обустройства учебных кабинетов илабораторий. Эти факторы обеспечивали соответственный уровень подготовкипреподавателей системы специального образования.
Подготовкапедагогических кадров для институтов осуществлялась в аспирантуре, котораяоткрывалась при научно-исследовательских кадрах и институтах. Общее руководствоаспирантурой осуществлялось Научным комитетом Наркома [39]. Кандидатов васпиранты отбирали научно-исследовательские кафедры, советские организации ирабочие организации. Срок подготовки аспирантов составлял 2 года, а в отдельныхслучаях мог быть увеличен [40].
В социальномсоставе аспирантов на протяжении 20 лет доминировали служащее (50-55%), а внациональном составе – украинцы (55,6%-по данным на 15 май 1929 г.).Преобладание украинцев в составе аспирантов было результатом воплощения, какукраинской концепции образования, так и политики украинизации. Кроме того,среди аспирантов 13,2% составляли женщины, что было, безусловно, позитивнымявлением.
В связи стем, что аспирантура не выполняла в полном объеме положенные на неё функции,Нарком искал так же и другие формы подготовки преподавателей для институтов итехникумов. Одной из них было обучение наиболее талантливых студентов старшихкурсов в научных кружках и научных семинаров высшего типа. Кружок имел свой устав,правление, ученое бюро, библиотеку и лабораторию, ежегодно проводил 13 научныхзаседаний. В конце 20-х гг. научные кружки действовали во всех институтах иобъединяли тысячи студентов. Студенческие научные кружки были первым этапом вподготовке будущих преподавателей вузов. На втором этапе лучшие силы кружковпродолжали обучение в научных семинарах высшего типа. Деятельность научныхсеминаров финансировалась за счет вузов. Они имели свои кабинеты, лаборатории,библиотеки, выдавали сборники научных работ [41]. Главной целью научныхсеминаров была подготовка будущих ассистентов и аспирантов кафедр.
Рядом сосбором и подготовкой кадров в системе специального (профессионального)образования осуществлялась их переподготовка и повышение квалификации.Переподготовка преподавателей школ ученичества, профессиональных школ ипрофессиональных курсов осуществлялась на курсах по переподготовке.
Одним изнаиболее важных направлений повышения квалификации преподавателей вузов Наркомсчитал их командировки в передовые вузовские центры, в том числе и за границу.Система заграничных командировок начала слаживаться в 1922 г.
Несмотря назначительную работу Наркома по возобновлению кадрового состава вузов,численность преподавателей в институтах и техникумах не увеличилась, а дажеуменьшилась. Недостатки в системе подготовки и отсутствие эффективныхмероприятий, направленных на укрепление в вузах преподавателей, привели кснижению качественных показателей кадрового состава вузов. Это касается впервую очередь уровня его подготовки. В 1925/26 учебном году в педагогическихтехникумах только 64,5% преподавателей имели высшее образование, в социально-экономических – 86,5%, сельскохозяйственных – 81,5% [42]. К тому же в начале1928 г. 2334 преподавателей вузов не имели необходимой квалификации. Это былиинженеры по производству, агрономы, и экономисты. Численность преподавателей,которые получили ученную степень доктора на протяжении 20-х, быланезначительной. В 1926/27 учебном году профессора составляли 15,4% общегоколичества преподавателей. В сентябре 1928 г. в справке комиссии ЦК КП(б)Ууказывалось на «отсутствие ученых-профессоров и разрабатывались меры по решениюэтой проблемы» [43].
Так же негативновлияло на стабильность и качество работы трудового коллектива такое явление, каксовместительство. Около половины преподавателей вузов были внештатнымиработниками.
На протяжении20-х гг. преобладающее большинство наиболее квалифицированных преподавателей такназываемой «старой школы» покинули вузы.
Следуетподчеркнуть, что, несмотря на нерешенность многих проблем, в 20-е годы в целомудалось обеспечить педагогическими кадрами учреждения специального(профессионального) образования.
4.2Материальное обеспечение и социальный статус педагогов
 
Материальноеобеспечение и социальный статус педагогов зависели от уровня заработной платы,жилищный и бытовых умов, а также от количества учебных часов социальнойзащищённости и отношения власти к потребностям педагогов. В советскойисторической литературе сложился стереотип исключительно позитивного освещениятого, как решались эти вопросы. Решающую роль в материальном обеспечениипедагогов играла их заработная плата в высших учебных заведения в начале 20-хгодов оплата труда осуществлялась в натуральной форме, а начиная с 1923 года –в денежной. Но размеры зарплаты преподавателей и профессуры были низкими ивыходили за рамки нормального физического существования.
Чтобыунифицировать заработную плату в ВУЗах, в 1923-1924 учебном году была проведенаперепись всех научно-преподавательских сил. В начале 1925 года былозарегистрировано 3362 научных сотрудников. Из них около 3 тыс. составлялипреподаватели ВУЗов. Всех преподавателей распределяли по категориям. В первуювошли начинающие, которые ещё не имели необходимой квалификации (оклад 88руб.). Во вторую и третью – профессоры и преподаватели высокой квалификации(средний оклад – 152 руб.). В четвёртую и пятую – известные учёные (111 человекс окладом 200 руб.). В 1926-1927 учебном году зарплата в ВУЗах немноговозросла, когда вместо почасовой оплаты была введена штатная система оплатытруда. Преподаватели 1 и 2 категории получали 110-130 рублей, а профессора 1 и2 категории – 155-180 рублей [44].
Повышениезарплаты на15-30-% в высшей школе произошло в 1928 году. И в этот раз повышениезарплаты сопровождалось повышением годовой нагрузки преподавателя.
В ходевнедрения данной системы в ВУЗах от 60 до 74% преподавателей должны былипотерять в зарплате. В целом по ВУЗам новая система оплаты труда должна была сэкономить140 тыс. рублей [45].
В ВУЗах техническогопрофиля зарплата была выше от общей на 15%. Так, в 1929 году некоторые штатныепрофессора Днепропетровского горного института получали до 266 рублей в месяц,а преподаватели – 130 [46].
Такимобразом, проблему зарплаты педагогов в 20-е годы следует считать вешеннойчастично.
Следуетобратить внимание на то, как в 20-е годы решался вопрос пенсионного обеспеченияпреподавателей. В начале этого периода пенсия преподавателям назначалась какперсонально по заявлениям, так и по решению местных органов власти. В январе1920 г. Харьковский отдел социального обеспечения установил размер пенсии в 120тыс. рублей в год. В положении про институты, которое вышло в декабре 1924 г,были установлены нормы выхода на пенсию. При достижении возраста 65 лет (и состажем 10 лет) или стажа 25 лет, независимо от возраста, преподаватели выходилина пенсию со сбережением служебного оклада в полном размере. В ноябре 1925 г.был принят закон о пенсионном обеспечении научных сотрудников, по которомуразмер пенсии уменьшался до 70% от оклада, а в 1926 г. эту сумму урезали иустановили в фиксированном размере для профессоров – 120 руб., а дляпреподавателей – 75 руб.
На протяжениипериода, который изучается, в обществе сохранилось вражеское отношение к «белойкости», а именно, слово «интеллигент» часто употреблялось с оттенком презрения.
Осень 1922года партийные органы начали первую в 20-е годы кампанию политических репрессийв учреждениях образования. Преподаватели и профессора, которые выступали заприсвоение автономии вузам, были уволены с институтов без права дальнейшегопреподавания. Только в ноябре 1922 года 70 преподавателей и профессоров быливысланы за границу.
Послеполитической чистки в высшей школе издали циркуляр № 1366 от 13.06.1923 года ополитической проверке учителей. В ходе этой проверки на основе разнообразныхдоносов большое количество учителей было уволено или переведено в другуюместность по политическим мотивам.
Наряду сприведенными внешними факторами, которые влияли на снижение социального статусапедагогов, следует также учитывать и факторы внутренние. Среди последнихсущественное место занимали: пьянство, моральный упадок, нездоровыйпсихологический климат в педагогических коллективах. В педагогическихколлективах возникали постоянные конфликты, ссоры за распределение учебныхчасов. В отдельных случаях педагогические коллективы из-за этих обстоятельствприходилось расформировывать.
В общем,социальный статус педагога, несмотря на отдельные старания власти, напротяжении 20-х годов находился в унизительном состоянии.

5 Студенческиеорганизации в Украине в 20-е годы
В составстудентов в 20-е годы входили юноши и девушки, которые учились в высших учебныхзаведениях: техникумах и институтах.
5.1 Комплектацияколлективов студентов
В самомначале 20-х годов комплектование коллективов студентов осуществлялось наобщедемократических положениях и с помощью экзаменов. Анализируя этапыкомплектации коллективов студентов, газета Харьковского института народногохозяйства указывала, что «до 1921 г. в Украине в высших учебных заведенияхпреобладала политика «открытых дверей» и что никакие социально-классовыеограничения не существуют к желающим попасть в высшие учебные заведения [47].Начиная с 1921 года приём в ВУЗы проходил по разнарядке Главпрофа. В апреле1921 года коллегия Главпрофа подтвердила своё предыдущее решение, по которомусвободное поступление в вузы отменялось, а вместо него набор студентов осуществлялсячерез систему командировок [48]. Право командировать в ВУЗы получили партийные,профсоюзные, советские, комсомольские органы. Приём в ВУЗы художественногопрофиля осуществлялся не по социальному происхождению, а по талантам. Вмузыкальную академию в Харькове в 1921 году были зачислены 15 студентов к классупрофессора Луценко исключительно по этому принципу [49].
Вступительныеэкзамены в вузы официально с 1921 г. были запрещены. Но отмена конкурсныхэкзаменов при поступлении в вузы привела к падению качества знаний, а уровеньподготовки многих абитуриентов не давал им возможности учиться в высшей школе.Поэтому сами вузы были вынуждены устанавливать коллоквиумы для абитуриентов поспециальным дисциплинам, чтоб каким-то образом проверить качество знанийбудущих студентов. Абитуриентов со слабой подготовкой при наличии свидетельствапро командировку зачисляли условно. Первый триместр считался проверочным, апотом засчитывали в состав студентов. Таким образом, вузы отсевали особ скомандировками, которые были не в состоянии получить высшее образование. Анекоторые командированные студенты просто не появлялись в вузах. Центральнаяпроверочная комиссия по приему в вузы в 1924 г. установила большой процент лиц,засчитанных в вузы без командировок. Они занимали места тех, кто имел слабуюподготовку или не появлялись в вузах по тем или иным причинам.
Системакомандировок была ошибочным шагом и не достигла поставленной цели. Поэтому в1926/27 учебном году распоряжение Наркома и систему командировок отменили.
В 1927/28учебном году были установлены новые критерии комплектации студенческихколлективов. Инструкция, присланная во все приемные комиссии Украины, ставилаза цель приём в ВУЗы как «рабочие кадры, так и академически подготовленных кучёбе в высшей школе лиц». Отныне вступительные экзамены сдавали всеабитуриенты, а зачисление в состав студентов происходило так званым «куриальнымпринципом». Устанавливалось пять курий: рабочие, селяне, трудоваяинтеллигенция, служащие, кустарники. Для каждой вертикали вузов утверждалисьсоответственные соотношения куриям.
В вузы началапопадать талантливая молодёжь, которая представляла более широкие слоинаселения, а в институтах и техникумах начал формироваться культ знаний. Но вследующем 1928/1929 учебном году куриальные соотношения были изменены в сторонудоминирования рабочих, а талантливая молодёжь из других социальных слоёв оставаласьвне вузов.
Но в целомустановление куриальное системы при зачислении в вузы бала шагом вперёд на путидемократизации принципов и критериев комплектования коллективов студентов. Еслипо системе командировок представители интеллигенции, служащие, предпринимателиформальнее не имели права попадать в институты и техникумы, то по куриальнойсистеме за ними закреплялось фиксированное представительство в студенческихколлективах. Однако такой способ регулирования социального состава студенчестванельзя считать целиком удовлетворительным. С ним можно согласиться как свынужденным временным явлением, в условиях формирования системы образования.
Вторымспособом регулирования состава студенчества были так называемые социальные«чистки», которые имели негативный характер и последствия. Следует отметить,что система «чисток» социального состава студенчества сложилась уже в начале20-х годов. В ходе этих проверок из вузов преимущественно отчислялисьпредставители интеллигенции, служащие и предприниматели. Среди них большойпроцент составлял «академический балласт» — вечные студенты, которые толькочислились в списках. Так, в 1921 году из вузов было отчислено 4 тыс. «разныхконтрреволюционных элементов» и 7 тыс. таких, «которые только считалисьстудентами».
Следует подчеркнуть,что в отличии от предыдущих «чисток», так называемая «социально-академическаяпроверка» состава студенчества 1924 года имела свои особенности. В средствахмассовой информации, на сборах студенческих коллективов делалось ударение начисто академические стороны этой очередной акции.
ЦК КП(б)Уразработал тайный циркуляр о проведении социально-академической проверкиинститутов и рабфаков. В нем приводились нормативы отчисления и предупрежденияо том, что эти цифры на местах не могут быть превышены. Кроме того, было суровоприказано, что для избегания «нежелательных разговоров…проводить личные опросыне только определенной сомнительной части студенчества, запланированной ксокращению, но и части людей, которые не вызывали сомнения».
До концаоктября в большинстве институтов «чистка» была закончена. В техникумах «чистки»не проводили. 20 октября 1924 г. нарком образования А. Шумский сообщал всекретариат ЦК КП(б)У, что после проверки институтов было отчислено 6 тыс.студентов, т.е 17% их общей численности [50].
В итоге, нисоциально-классовые ограничения, которые устанавливались при зачислении в вузы,не «социально-экономические проверки» студенчества не имели полного успеха ивстречали упертое противодействие со стороны преподавателей, профессуры,руководителей вузов, студентов и их демократических организаций. Этопротиводействие сводилось к тому, что главным критерием обучения в высшей школедолжно быть не социальное происхождение, а уровень знаний.
Национальныйсостав высших учебных заведений в начале 20-х г. в значительной степени зависелот национального состава городского населения, поскольку уровень общейподготовки абитуриентов в городе был значительно выше, чем в селе. В 1923 г.среди городского населения Украины русские составляли 33,4%, украинцы – 32,2%,евреи – 29,0% [51]. Среди студентов вузов в 1923 г. преобладали евреи – 39,3%,дальше шли русские – 27,5%, украинцы – 25,5 [52].
Украинскаяконцепция образования предусматривала равноправное представительство всех национальностейв высших учебных заведениях, что фактически обозначало максимальное привлечениев вузы представителей украинской нации. Начатая политика украинизации тоже быланацелена на расширение формирования украинской национальной интеллигенции.
Количествоженщин, зачисленных в институты, в 1923/24 учебном году составляло 27,7%, а в1928/29 – 30,7%. Но в индустриально-технических, социально-экономических исельскохозяйственных вузах количество зачисленных женщин было минимальным.
 

6 Вывод
Новая системаобразования, которая установилась и развивалась в Украине в 20-х годах, былацелостным образовательным комплексом. Этот комплекс состоял из таких элементов,как украинская концепция и модель образования; отдельные отрасли образования(профессиональные); сеть и структура учебных заведений, их система подготовки,переподготовки и повышение квалификации педагогических и научно-педагогическихкадров; материальное обеспечение и социальная защита педагогов. Каждый из элементовэтого комплекса является необходимым для рассмотрения главного вопроса: какаяже была деятельность студенческих организаций, в чем их суть и каково ихзначение. Обзор этих элементов позволил нам более комплексно и углубленнорассмотреть данную проблему.
Осуществлениепринципа целостного образовательного комплекса принесло существенныеобщественные, культурные и экономические заслуги. Руководство целостнымобразовательным комплексом было сосредоточено в руках Народного комиссариатаобразования, а отдельные отрасли образования подчинялись Главному управлениюсоциального воспитания, Главному управлению профессионального образования иГлавному управлению политического образования. Построение целостногообразовательного комплекса в Украине стало возможным благодаря созданию вобществе атмосферы общегосударственного, всенародного восприятия развитияобразования, постоянной опеке о приумножении интеллектуального и духовногопотенциала нации, активизации усилий всего общества, нацеленных на выведениеобразования на уровень достижений мировой цивилизации, привлечение к развитиюобразованию всех государственных, гражданских, приватных учреждений, семьи,каждого гражданина. Украинская концепция и модель образования были достаточнооригинальными, поэтому построенная на их основе система образования имела своиособенности. Она опиралась на так называемый «материальный» подход, которыйотстаивал практическую подготовку специалистов, исходя из идеи прагматизма, имела четкое специальное (профессиональное) направление.
Особенностьюукраинской системы образования следует считать реализацию концептуальноготезиса про обучение на родном языке. Была создана сеть учебных заведений сукраинским языком обучения. Построение сети единых трудовых школ по языкуобучения было настроено на достижение соответствующей пропорции междунациональным составом населения Украины и сетью национальных школ.
Былиликвидированы украинские университеты как форма учебных заведений. В первойполовине 20-х годов базовой формой высших учебных заведений были техникумы,которые готовили специалистов вузовского профиля. Во второй половине 20-х годовприоритет отдавался институтам, где осуществлялась подготовка специалистовширокого профиля. В это время крупные техникумы были превращены в институты.
В работевыучена государственная языковая политика в отрасли образования, показанпроцесс перестройки сети учебных заведений по языку обучения, прослеженадинамика приема в институты по национальному признаку и проанализирован процессподготовки национальных педагогических и национально-педагогических кадров.Сделан вывод, что национальная политика в отрасли образования быладемократической, сопутствовала возрождению и развитию украинского языка икультуры.
Основнымвопросом в нашей работе есть деятельность организаций общестуденческогопредставительства, студенческих экономических организаций и студенческихпрофсоюзов, некоторых студенческих организаций политического направления,таких, как центральное бюро коммунистического студенчества и губернских бюро,комитетов небогатых крестьян в вузах. Рассмотрение этого вопроса позволилосделать вывод, что в начале 20-х годов была обновлена деятельность студенческихформирований так называемой «старой школы», а также новых студенческихорганизаций, которые действовали параллельно и самостоятельно. Они обеспечилидля студентов необходимый уровень физического существования и возможности дляполучения образования.
Изучениесистемы образования, которое сформировалось в Украине в 20-е годы, на мойвзгляд, помогло конкретней и понятней раскрыть вопрос о студенческихорганизациях этого периода, которые помогли формированию интеллектуального икультурного потенциала.

Список литературы
 
1. Липинский В.В.«Становлення ірозвиток нової системи освіти в 20-і роки», Харків., 2001 рік.
2. ЛипинскийВ. В. «Студенческие организации Украины в 20-е годы», Донецк, 1991 год.
3. ЛипинскийВ.В. «Концепция и модель украинского образования в УССР в 20-е годы», Донецк,1999 год.
Ссылки
1…15. Г. Я. Сергиенко История СССР.-К.,1988год.
16…21, 24 Липинский В. В. Становлення і розвиток нової системи освіти в20-і роки.- Харків., 2001 рік.
22. СитніковОлександр Пантелійович… Освіта в Українській СРР (1920-і роки): історіографія:Автореф. дис… канд. іст. Наук:. — К., 2003. — 15с.
23. Закон Украины«Про освіту» від23 березня 1996 року// Право України.-1996.-№7.-с.74.
24. Липинский В. В.Становлення ірозвиток нової системи освіти в 20-і роки.- Харків., 2001 рік.-с. 6
25. Советскийэнциклопедический словарь.-М.,1983.-с. 624, 816.
26. К. ПРС врезолюциях и решениях съездов, конференциц и пленумов ЦК. — К.,1979.-Т.2.-с.48.
27. Народноеобразование в СССР. Сб. док. и матер. 1917-1973гг.-М.,1974.- с. 133.
28. ГринькоГ.Ф. Очерки советской просветительной политики.-Харьков, 1923г.-с. 78.
29. ГринькоГ.В. Очерки советской просветительской политики..-с. 81.
30. Культурноестроительство в УССР. — К.,1959. — Т. 1 .- с. 71.
31,32. Государственный архив Днепропетровской области,ф. р.- 99, оп.1, спр.8.
33. Партийная жизнь// Красный путь. – 1921. – 26апреля.
34. ЦДАГО України, ф.1, оп.20, спр.695, арк. 131-132.
35. Расширение действующих школ на дорогах// Южный гудок. – 1923.
36. Державний архів Донецької області, ф. р. – 2087,оп. 1, спр.1, арк.2.
37. ЦДАГО Україны, ф.1, оп.20, спр.1514, арк.15
38. ЦДАГО Україны, ф. 166, оп. 2, спр.445, арк.1, 2,11.
39. ДЦАГО Україны, ф.1, оп. 20, спр.1076, арк. 70.
40. Там же, спр. 1513, арк.11.
41. ДЦАГО Україны, ф.1, оп. 20, спр.1076, арк.142-144.
42. ДЦАГО Україны, ф.166, оп. 7, спр.15, арк.3-4.
43. ДЦАГО Україны, ф.166, оп.20, спр.2703, арк.34.
44. Липинский В. В. Становлення і розвиток нової системи освіти в20-і роки.- Харків., 2001 рік.-с. 118.
45. ДЦАГО Україны, ф.1, оп. 20, спр.2703, арк.20-21.
46. ДЦАГО Україны, ф.166, оп. 6, спр.8319, арк.9.
47. Пролетарское сотрудничество десятилетиюоктября.-Харьков.-1927 г.
48. ЦДАГО Україны, ф. 166, оп. 2, спр.237, арк.3
49. ЦДАГО Україны, ф. 1, оп. 20, спр. 1467, арк. 76-77.
50. ЦДАГО Україны, ф. 1, оп. 20, спр.1854, арк.59.
51. «Засилие» в вузах//Красный технолог. – 1928. – 29мая.
52. ЦДАГО Україны, ф. 1, оп. 20, спр.1811, арк. 68.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.