Реферат по предмету "Социология"


Степень интеграции экономики Республики Беларусь в экономику Европейского Союза. Перспектива вступления Беларуси в ЕС

Степень интеграции экономики РеспубликиБеларусь в экономику Европейского Союза. Перспектива вступления Беларуси всостав ЕС

Введение
Проблема исследования
Проблемой данного социологическогоисследования является необходимость мощной экономической модернизациибелорусской экономики, которая невозможна без инвестиционных вливаний ЕС вбелорусскую экономику.
Вступление в состав ЕС даст белорусскойэкономике эту возможность, а также выход на рынок Северной Америки (США),который для неё на данном этапе практически недоступен из-за низкойконкурентоспособности белорусской экономики.
Цель исследования
Выявить отношение к Европейскому Союзунаселения Беларуси.
Задача исследования
Собрать как можно больше наиболеедостоверной информации по данной проблеме с помощью изучения документов,различных статистических данных, контент-анализа; определить необходимыеусловия для осуществления в Беларуси реформ, рекомендованных ЕС, дав тем самымвозможность стать её полноправным членом Европейского Союза с мощной социальноориентированной экономикой. Также в задачи исследования входит опрос населенияБеларуси касательно вступления её в состав ЕС, который позволит определитьготовность большинства населения Беларуси к данному процессу.
Объект исследования
Всё население Республики Беларусь,достигшее совершеннолетия (18-ти лет), динамика разносторонних отношений РБ иЕС.
Предмет исследования
Политическое взаимодействие между РБ и ЕСна высшем уровне, товарооборот РБ и ЕС, мнение и отношение населения Беларусикасательно ЕС и возможности вступления в него Беларуси.
Гипотезы исследования
1. Для осуществления вступления Беларуси всостав Европейского Союза необходимо проведение либерально направленныхполитических и экономических реформ, требуемых ЕС.
2. Отношение к Европейскому Союзу ивозможному вступлению туда Беларуси зависит от возраста категорий населения(чем младше – тем мнение и отношение позитивнее и наоборот).
3. Формирование того или иного мнения о ЕСзависит от того, какими СМИ предпочитает пользоваться та или иная категориянаселения.
4. Большинство населения связываетвступление РБ в ЕС с возможностью улучшить своё благосостояние.

Обоснование выборочной совокупности
Генеральная выборочная совокупность поисследованию включает всех граждан Республики Беларусь, достигших 18-ти лет,проживающих в Республике Беларусь в количестве 8137000 человек, так как толькоэта категория граждан сможет адекватно и объективно оценить возможностьвступления Беларуси в Европейский Союз и дать оценку степени интеграции ихэкономики ввиду непосредственного соприкосновения с белорусскимисоциально-политическими и экономическими реалиями. Широта генеральнойсовокупности объясняется необходимостью учесть мнение всех граждан, так какданная тема затрагивает интересы всех слоёв населения. Отсутствие лиц моложе 18-летнеговозраста объясняется их, возможно, ещё не в полной мере сформированнойгражданской позицией. По сути, генеральная совокупность включает всех граждан,имеющих избирательное право, однако включает в себе и ту часть населения,временно его не имеющих (заключённых, находящихся под следствием и т.д.), таккак у них своя гражданская позиция сформирована в силу своего возраста ибольшая часть из них хоть раз принимала участие в выборах. Проведя необходимыестатистические расчёты, выборочная совокупность составила 1536 человек. Болееподробная информация по выборочной совокупности, определяющая методикупроведения опроса, отражена в таблице ниже:
Количество человек
Пол
Возраст
Городское
население
Сельское население
128
128
Мужской
Женский 18–25
95
95
33
33
128
128
Мужской
Женский 25–35
95
95
33
33
128
128
Мужской
Женский 35–45
95
95
33
33
128
128
Мужской
Женский 45–55
95
95
33
33
128
128
Мужской
Женский 55–65
95
95
33
33
128
128
Мужской
Женский 65 и более
95
95
33
33
Данная выборочная совокупность определенапропорционально и основана на статистических данных, опубликованных приобработке результатов переписи населения Беларуси с 08.10.2009 г. по02.11.2009 г., которые зафиксировали следующие моменты, учтённые приразработке таблицы проведения опроса:
городское население Беларуси составляет 74%от всего населения РБ,
сельское население Беларуси оставляет 26%от всего населения РБ;
Данные получены по состоянию на 00:00часов 02.11.2009 г. Отсюда пропорционально определяется и выборочнаясовокупность по городскому и сельскому населению. Пропорциональность определесоответственно результатам переписи. Пропорциональность между мужским и женскимнаселением не учитывалась, так как разница между ними незначительна исоставляет менее 6%. Возрастная категория градируется от 18 до 65 лет сосновным интервалом в 10 лет, что соответствует общепринятой социальнойориентации в соответствующем возрасте.
Ошибка выборки при доверительном интервале99% составляет 3, 29%, что указывает на точность будущего исследования присоблюдении прочих необходимых методик проведения опроса.
Также была возможность градироватьнаселение Беларуси не только по сельскому и городскому населению, но и поэкономическому районированию Беларуси по административному делению (данноерайонирование было сделано НАН Беларуси в 1991 году), однако, по-нашему мнению,оно настолько не соответствует реальному экономическому разделению Беларуси порегионам, что её ни в коем случае нельзя использовать при пропорциональнойвыборке, а строить наше собственное экономико-территориальное деление мы не вправе и не имеем соответствующей квалификации.
При обработке полученных данных необходимообратить особое внимание на некоторые вопросы, по которым необходимо сделатьтаблицы соответствия, а это, в первую очередь, таблицы соответствия (стат.сопряженности) по таким важным вопросам как возраст респондента и «Считаете ливы необходимым вступление Беларуси в состав Европейского Союза», а такжесоответствия возраста респондента, вопроса «Часто ли Вы бываете за пределамиБеларуси» и вопроса о необходимости членства Беларуси в составе ЕС. Всоответствии с предложенными нами гипотезами чем ниже возраст респондента, темболее он готов к членству Беларуси в ЕС и проведению либеральных реформ, чтоподтверждает соответствие возраста и ответов на вопросы основополагающими результатаминашего исследования. Также на соответствии возраста и ответов на вопросы можнопроводить и параллели о том какие СМИ (государственные или оппозиционные)помогают сформировать свою точку зрения респонденту:
Укажите интервал, соответствующий Вашему возрасту:
Считаете ли Вы необходимым вступление Беларуси в состав Европейского Союза 18–25
Да……….%
Нет……….%
З/о……….% 25–35
Да……….%
Нет……….%
З/о……….% 35–45
Да……….%
Нет……….%
З/о……….% 45–55
Да……….%
Нет……….%
З/о……….% 55–65
Да……….%
Нет……….%
З/о……….% 65 и более
Да……….%
Нет……….%
З/о……….%
и так далее соответственно таблицамсоответствия (таблицам сопряженности).
Данные выводы должны подтвердить либоопровергнуть наши гипотезы. Уровень значимости по основным статистическимкритериям должен составить не более либо более 0,001, что будет подтверждатьлибо не подтверждать наши гипотезы.
Также необходимо ввести критерий уровнязнаний респондента о реальной ситуации в Европейском Союзе и отсюда делатьвыводы о компетентности либо некомпетентности респондента в этом вопросе, длячего мы предлагаем оценить тест, приведённый в конные анкеты в совокупности 10баллам, и от этого вывести шкалу (она будет использована только при обработкеданных, в анкете её не будет), в соответствие с которой респонденты будутделиться по шкале от 0 до 10 баллов (11-ибалльная система), где 0 будетозначать полную неосведомлённость, а 10 – полную осведомлённость по проблемеЕвропейского Союза.
0         />10
Поскольку данный тест предполагаетэлементарное знание о ЕС, мы считаем, что оценка по этому тесту будетадекватной. Результаты данного теста мы можем скоррелировать с ответом навопрос «В каких СМИ Вы наиболее часто получаете информацию о ЕС», дабыопределить объективность этих СМИ в отношении освещения проблем ЕвропейскогоСоюза.
Также очень интересен и является ёмким дляанализа вопрос №24 анкеты «Считаете ли Вы актуальным вопрос о предъявлениитерриториальных претензий к Польше и Литве (Белостокское воеводство и Виленскийкрай с г. Вильнюс соответственно)», так как он непосредственно указываетна восприятие Европейского Союза либо как военного соперника либо как наравноправного партнёра. Однако, в этом вопросе главное не это. В этом вопросенас больше интересует сам подтекст, так как в нём скрыто распространённоемнение о большой политическом просчёте белорусского руководства, по-нашемумнению, и те респонденты, которые набрали по результатам теста более 8-мибаллов, во-первых, согласно нашим гипотезам, должны быть моложе 30-лет,во-вторых, получать данные о ЕС либо непосредственно от родственников илидрузей, проживающих в ЕС, либо более от оппозиционных и зарубежных СМИ, которыеявляются более объективны по этому вопросу, т. к. лишены идеологическогоподтекста. Также нами проводилось исследование на подобную тему среди студентовБГЭУ, результаты которого поставили остро вопрос о доверии к государственнымСМИ:
/>.
 
Уважаемый респондент!
Просим Вас принять участие в нашем исследовании на тему«Степень интеграции экономики Беларуси в экономику Европейского Союза.Перспектива вступления Беларуси в Европейский Союз» и ответить на предложенныевопросы, обведя нужный, по Вашему мнению, ответ кружком. Данный опрос являетсяанонимным, все собранные сведения будут использованы в обобщённом виде. Восновном, в вопросах анкеты будет возможен только один вариант ответа, а там,где возможно будет поставить несколько вариантов ответа, будет сообщено Вам всамом вопросе.
Анкета
1. Ваш пол:
1) женский
2) мужской
2. Укажите интервал, соответствующийВашему возрасту:
1) 18–25 лет
2) 25–35 лет
3) 35–45 лет
4) 45–55 лет
5) 55–65 лет
6) 65 и более лет
3. Ваш социальный статус (студент,пенсионер, рабочий и т.д.)_________
4. Часто ли Вы бываете за пределамиБеларуси?
1) очень часто
2) часто
3) редко
4) ни разу не был (а)
5. Чем, лично для Вас как для гражданина(ки) Беларуси, означает Европейский Союз?
1) стратегический союзник
2) просто географический сосед
3) вражеское объединение государств
4) затрудняюсь ответить
5) другое (укажите)____________________
6. Считаете ли Вы необходимым вступлениеБеларуси в состав Европейского Союза?
1) да
2) нет
3) затрудняюсь ответить
7. В каком временном отрезке Беларусьмогла бы стать членом Европейского Союза?
1) до 5 лет
2) 5–10 лет
3) 10–15 лет
4) 15–20 лет
5) 20–25 лет
6) 25–30
7) 30 и более лет
8. Что, на Ваш, взгляд является главнымпрепятствием на пути вступления Беларуси в ЕС (возможно несколько вариантовответа)?
1) отсутствие политической воли уруководства Беларуси
2) отсутствие политической волируководства ЕС
3) экономическая дифференциация государств(разница в уровне жизни между Беларусью и странами-членами ЕС)
4) несоответствие Беларусимакроэкономическим стандартам ЕС
5) идеологические различия
6) напряжённая ситуация в военной сфере
7) не желание Ес спонсировать экономикуБеларуси в большом объёме
8) внутриполитический и экономическийкризис внутри ЕС
9) отсутствие желания большинстванаселения Беларуси входить в состав Ес
10) отсутствие желания большинстванаселения ЕС принять Беларусь в состав ЕС
11) нежелание белорусского руководстваполучить возможные внешнеполитические и внешнеэкономические конфликты с Россией
12) Беларусь хочет оставаться независимымгосударствам во всех отношениях
13) несоответствие юридическо-правовойбазы Беларуси и ЕС
14) Другое(укажите)______________________
9. Достаточно ли Вы осведомлены(осведомляемы) реальной ситуацией в ЕС?
1) да
2) недостаточно
3) нет
10.В каких средствах информации Вы узнаётео ситуации в Европейском Союзе?
1) Государственные СМИ
2) Оппозиционные СМИ
3) Зарубежные СМИ
3) Другое(укажите)_________________
11. Какому геополитическому образованию Выбы отдали предпочтение как гражданин(нка) Беларуси?
1) Россия и её союзники
2) СНГ
3) Россия и СНГ
2) Европейский Союз
3) США
3) другое(укажите)__________________
12. Готовы ли Вы к проведению либеральныхреформ (либерализация цен, приватизация предприятий, сокращение ассигнований насоциальную политику и т.д.), которые временно ухудшат уровень жизни в Беларуси,но позволят Беларуси стать членом ЕС?
1) да
2) да, при условии, что уровень жизнипосле вступления в Ес по сравнению с сегодняшними реалиями улучшится значительно
3) нет
4) другое_____________
13. Как Вы думаете, какие позитивные чертыпроявятся при вступлении Беларуси в состав ЕС (возможно несколько вариантовответа)?
1) повысится уровень жизни
2) снизятся налоги
3) появится свобода предпринимательскойдеятельности
4) повысится качество образования
5) другое(укажите)_______________
14. Как Вы думаете, какие негативные чертыпроявятся при вступлении Беларуси в состав ЕС (возможно несколько вариантовответа)?
1) снизится уровень жизни
2) повысятся налоги
3) появятся ограничения впредпринимательской деятельности
4) понизится качество образования
5) другое(укажите)_______________
15. Какими Вы видитебелорусско-европейские отношения на современном этапе?
1) имеется динамика в положительнуюсторону
2) остаются без изменений
3) имеется отрицательная динамика
16. Значительно ли качество жизни в ЕСотличается от Беларуси?
1) значительно в лучшую сторону
2) не отличается
3) значительно в худшую сторону
17. С какими конкретно странами членами ЕСВы бы предпочли наиболее тесно сотрудничатьБеларуси?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
18. С чем бы Вы связали падениетоварооборота Беларуси с ЕС, составившее за 2009 год более 43%(возможнонесколько вариантов ответа)?
1) мировой финансово-экономический кризис
2) кризис исключительно банковской системыЕС
3)не закреплённые юридически,политически и экономически отношения в прошлом
4) низкая конкурентоспособностьбелорусской экономики
5) другое (укажите) ____________________
19. Сталкивались ли Вы с проблемами вполучении визы в страны ЕС, если таковые когда-либо получали?
1) да, сталкиваюсь постоянно
2) да, иногда
3) нет
20. Есть ли у Вас родственники вЕвропейском Союзе?
1) да
2) нет
21. Обозначьте, пожалуйста, по 10-балльнойшкале оценки степень важности тех или иных факторов во взаимодействии Беларусии ЕС (1-фактор абсолютно не важен, 10-фактор первостепенной важности).Примечание!!! – З.о. – затрудняюсь ответить:
 
Фактор
Шкала оценки
Политический
1
2
3
4
5
З.о
6
7
8
9
10
Экономический
1
2
3
4
5
З.о
6
7
8
9
10
Культурный
1
2
3
4
5
З.о
6
7
8
9
10
Социальный
1
2
3
4
5
З.о
6
7
8
9
10
Военный
1
2
3
4
5
З.о
6
7
8
9
10
Идеологический
1
2
3
4
5
З.о
6
7
8
9
10
Личностный
1
2
3
4
5
З.о
6
7
8
9
10
Религиозный
1
2
3
4
5
З.о
6
7
8
9
10
 
22. Как Вы считаете, возможное членствоБеларуси в ЕС сможет улучшить социально-экономическую ситуацию в РБ?
1) значительно улучшит
2) скорее улучшит
3) останется без изменений
4) скорее ухудшит
23. Улучшатся ли европейско-белорусскиеотношения во время финансово-экономического кризиса?
1) да, значительно
2) скорее улучшатся
3) останутся без изменений
4) скорее ухудшатся
5) значительно ухудшатся
24. Считаете ли Вы актуальным вопрос опредъявлении территориальных претензий к Польше и Литве (Белостокскоевоеводство, Виленский край с г. Вильнюс)?
1) да
2) нет
3) эти претензии должны были бытьвыставлены до вхождения Польши и Литвы в ЕС
3) затрудняюсь ответить
25. Насколько Беларусь соответствует Вашимпредставлениям о стандартах Европейского Союза?
1) полностью соответствует
2) в основном соответствует
3) в основном не соответствует
4) совершенно не соответствует
Уважаемый респондент! В силу спецификиисследования нам необходимо знать Вашу осведомлённость про Европейский Союз какполитико-экономическую реалию. Для этого Вам предложено ответить на нескольковопросов, касающихся истории и современного этапа существования ЕС. Результатыданного теста будут использованы только в обобщённом виде, позволяя нампроанализировать реальную информированность граждан Беларуси о том, что такоеЕвропейский Союз.
1. Символом чего является круг издвенадцати звёзд на флаге Европейского Союза?
1) Страны-основательницы ЕС
2) Количество стран в ЕС
3) 12 апостолов – символ протестантизма
4)
/>5) нет правильного ответа переход к 6-му варианту
6) свой ответ_____________________
2. Какой орган является высшимполитическим органом Европейского Союза?
1) Европейская Комиссия
2) Европейский Совет
3) Европейский Парламент
3. В каком году Польша вошла в составЕвропейского Союза?
1) 1993
2) 1999
3) 2004
4) 2006
4. Какая статья расходов является самойбольшой частью бюджета Европейского Союза со дня его основания?
1) Промышленность
2) Сельское хозяйство
3) Социальная политика
4) Военно-промышленный комплекс
5. Какая страна сейчас являетсяпредседательствующей в ЕС?
1) Дания
2) Греция
3) Германия
4) Польша
6. Слышали ли Вы про политику ЕС постандартизации продукции сельского хозяйства, какое широко употребляемоеназвание она получила в Польше?
1) не слышал(а)
2) капиталистической коллективизации
3) политики «обеконивания» сельскогохозяйства
4) политика двойных стандартов
7. Из каких монет состоит 1 евро (поаналогии 1 рубль=100 копейкам)?
1) еврофранков
2) евроцентов
3) европфенниногв
4) евролир
8. Предусмотрена ли по КонституцииЕвропейского Союза должность президента ЕС?
1) да
2) нет
9. Какая сфера экономики развивается в ЕСнаиболее быстрыми темпами?
1) торговля
2) информационная сфера
3) микроэлектроника
4) промышленность
5) сфера услуг
11. Удовлетворены ли Вы качеством анкеты(простотой ответов, логичностью предложенных вариантов для ответов, оформлениеми т.д.)?
1) да
2) не полностью (укажите недостатки)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3) нет
Благодарим за участие в опросе!!!


Список использованных источников
1.   Докладпредставителя МВФ в Беларуси Н. Колядиной «Стагнация экономики Рб и её преодоление».М.:2009, ЮНИПРЕСС
2.   ДэнилсДж, Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. санглийского. 6-е издание. М.: Дело Лтд, 2008.
3.   КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) от 24 ноября 1996 г.Мн. 2009 г.
4.   ОбстфельдМ. Международная экономика: теория и политика, М.: ЮНИТИ, 2009, №1.
5.   Периодическое издание «БелГазета», №21 (47)
6.   Перыядычнае выданне «Народная воля», №12 (156)
7.   Региональныеэкономические объединения и использования их опыта в СНГ: Спб. аналит. доклад.Исполком СНГ. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2009.
8.   Статистическийежегодник Республики Беларусь. МН.: М-во статистики и анализа РеспубликиБеларусь, 2009 г.
9.   Электронныйресурс: www.belstat.by
10.  Электронный ресурс: www.eu.fr
11.  Электронный ресурс: www.imf.com.
12.  Электронный ресурс: www.rosstat.ru
13.  Электронный ресурс: www.usa.embassy.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности УрФО
Реферат Загальноосвітня школа України в контексті суспільно політичного жи
Реферат Сафари
Реферат Денежно-кредитная политика 2 Влияние денежно-кредитной
Реферат Защита информационной системы криптографическими алгоритмами
Реферат Золотая Орда, ее государственный строй и форма господства над Русью.
Реферат О компьютерных сетях
Реферат Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения
Реферат Теорія і технологія розливки електросталі та спеціальних сплавів
Реферат Проектирование бизнес-плана продовольственного магазина
Реферат Понятие и виды времени отдыха 2
Реферат ArabIsraeli Wars Essay Research Paper The Rabinnovich
Реферат Сучасне соціально-економічне становище Ісландії
Реферат Пути повышения эффективности образования
Реферат 1 Предмет історії економіки та економічної думки. Первісна доба та Cтародавній світ