Реферат по предмету "Социология"


Стадии развития конфликта, методы разрешения конфликтов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедрафилософских и социальных наук
Рефератпо социологии
 «Стадии развития конфликта, методы разрешенияконфликтов»
Выполнил: ст. гр.Э-23дЛысенкоАлександр Владимирович Проверил: ст. преподаватель
Шадрин В.Р.
 
Севастополь 2003
 Содержание.    1.Введение………………………………………………………………32.Определение конфликта……………………………………………43.Типы конфликта…………………………………………………….84.Стили конфликтногоповедения…………………………………..95. Способы разрешенияконфликтов………………………………116.Заключение…………………………………..………………………147.Список используемой литературы……………………………….15Введение.
     Какимобразом людям удастся достичь необычайной согласованности своих действий? Какимобразом они могут координировать свои усилия с высокой степенью точности?Какими знаниями должно обладать человечество, чтобы не возникало опасностихаоса и бедствий? Каким образом многие миллионы людей разрешают каждодневныеконфликты, возникающие в их жизни? Почему так сложно найти общий язык и в чемпричина разногласий?
     В исследованиях социальныхконфликтов можно выделить следующие основные сферы.
     1.Межличностные конфликтыв процессе совместной деятельности Фактором, предохраняющим (или,наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится егосамооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальнойзначимости). “Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушитсявнутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к внутреннему “Я”,когда он находится в плену устойчиво заниженной самооценки”. Если жевзаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем  трудеимеют высокую степень значимости,  то сохранится  внутренняя положительнаяустановка на конструктивную деятельность в рамках данного  коллектива, группы,  общества.
     2.Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповыхотношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собойпротивоположность интересов и понимается как  уровень конфликтности, меняющийсяво времени. Социальная напряженность ‑ это результирующая трехвзаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов её проявления имассовости.
     3. Межнациональные конфликты. Вызваны  причинами, связанными  с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах России,политической  обстановкой в  них.
     4. Социальные конфликты в разныхобщественныхструктурах. Они могут  проявляться  как  межнациональные,социально трудовые и политические  конфликты  и  чаще всего  вызываются последствиями экономических  и  политических  реформ. [1, С.70]1.Определениеконфликта.
    Конфликт—явление социальное, порождаемое са­мой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражаетте или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.
    Социальные связи, свойственные обществу как сложной систе­ме и целостномуобразованию, имеют устойчивый характер и вос­производятся в историческомпроцессе, переходя от одного поко­ления людей к другому. Они реальны, посколькуосуществляются при совместной деятельности в определенное время и для достиже­нияконкретных целей. Эти связи и отношения устанавливаются не по чьей-либоприхоти, а объективно, под воздействием тех усло­вий, в которых человексуществует, совершает поступки, творит.
     Ктому же общество не есть простая совокупность индивидов и их взаимосвязей.Представляя собой целостную систему с характер­ным для нее качественнымсостоянием, оно первично по отноше­нию к отдельной личности. Каждый индивид,рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся связей и по мере сво­ейсоциализации включается в нее, усваивает ставшие к тому вре­мени доступнымилюдям знания и ценности, определившиеся нор­мы повеления.
     Следует учитывать также и то, что самое главное для человека — этопринадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека сдревнейших времен складывались таким обра­зом, что ему было предназначеносотрудничество с другими людь­ми. Вместе с тем в процессе взаимодействияиндивидов и усложне­ния социальных связей на определенной ступени общественногоразвития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявлятьсясоперничество, конкуренция, психологическая несов­местимость, противоположностьинтересов и выбора средств дос­тижения целей. Обострение подобных противоречий,их эскалация привели в конечном счете к активному противоборству, конфлик­там.
     Мыприходим к выводу к выводу о том, что конфликт должен вос­приниматься вполненормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом испособом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природене может быть абсо­лютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония,противоречия, конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественногоразвития.
    Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человекпринципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения ипоступки направ­ляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», апрограммой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессесвоей жизнедеятельности. Человек наделен спе­цифическим, только ему присущимкачеством — разумом, способ­ностью отражать реально существующий мир иобщественно-исто­рическую практику. Сознание в его индивидуальной иобщественной формах представляет собой совокупность идей и взглядов, чувств,привычек и нравов. Оно охватывает все богатство духовной культу­ры — той«второй природы», что сотворена людьми.
    Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек, в большей степенисвободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои отношения.Будучи потенциально рацио­нальным, он склонен считаться с писаными и неписанымиправи­лами поведения, которые усваиваются им в процессе социализа­ции,приобщения к достижениям культуры.
Такимобразом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека,социальной группы или более широкой общности противоречивости процессавзаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов,ценностных оценок и целей, как ос­мысленное противостояние.
    Следующая черта: конфликт — явление широко распространен­ное, повсеместное,вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественнойжизни — будь то экономика, полити­ка, быт, культура или идеология. Онинеизбежны как неотъемле­мый компонент развития общества и самого человека.
     Всамом деле, разве можно представить себе становление от­дельной личности илидеятельность организации без внутренней напряженности, противоречий,преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы. Причинами их могут быть,в частности, условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функцио­нированияорганизации обстоятельств; проблемы трудовой моти­вации, связанные с оплатойтруда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе междуотдельными лицами и социальными группами; структурные нестыковки, обрывы в ком­муникативныхсвязях, недовольство работников решениями адми­нистрации; эмоциональныевсплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведениясовместно работаю­щих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных пред­ставлениях,уровне образования, квалификации и общей культуры.
    Бесконфликтность — это иллюзия, утопия и уж тем более не благо. Конфликты, каки любые социальные противоречия, явля­ются формой реальных общественных связей,которые как раз и выражают взаимодействие личностей, отношения социальных группи общностей при несовпадении, несовместимости их потребнос­тей, мотивов иролей. Словом, там, где действуют люди, практически всегда есть место иконфликтам.
    Весьма существенно, что конфликт — это такое взаимодействие, котороепротекает в форме противостояния, столкновения, противо­борства личностей илиобщественных сил, интересов, взглядов, по­зиций по меньшей мере двух сторон. Впроцессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так какосуществление намерений участников конфликта неизбежно сопряжено свмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенногоущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добитьсяпоставленной цели.
     И ещеодна важная черта, которая выражается в том, что конф­ликт — прогнозируемоеявление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природойвозникновения конфликтных столкно­вений, формами взаимодействия участвующих вних сторон, заин­тересованностью в исходе и последствиях противоборства.
    Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в немвыразителей несовпадающих интересов и целей служит для них одновременно исвязующим звеном.
    Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе долженаргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы дляреализации выдвигаемых им требований.
    Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей,в основе которого лежат противоречия, су­щественные различия между интересами иценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоцио­нальномфоне. Они утверждают, что конфликт, будучи проявлени­ем общения существ,способных к самосознанию, означает отсут­ствие согласия, расхождение вомнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данныхобстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения.[5]
      Если суммировать вышесказанное оконфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновениясторон, мне­ний и сил, то для управленческой науки и прикладной значимостиконфликтологии наиболее близким и приемлемым будет, вероят­но, следующееопределение: конфликт—это нормальное проявле­ние социальных связей и отношениймежду людьми, способ взаимо­действия при столкновении несовместимых взглядов,позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои целидвух или более сторон. Возможен выбор и других определений. Но при любом варианте важно соблюстиряд требований, включая указание на общественную природу и закономерныйхарактер кон­фликта как условия и процесса взаимодействия субъектов соци­альныхсвязей, подчеркнутую фиксацию внимания на столкнове­нии и противоборствевовлеченных в конфликт сторон, выделение возможностей влияния на конфликтноеповедение, урегулирова­ния конфликта. [2, С.124]2.Типы конфликта.
Существуютчетыре основных типа конф­ликтов: внутриличностный,межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповойконфликт.
    Внутриличностный конфликт чаще всего бывает ролевым, когда одному человекупредъявляются противоречивые требо­вания по поводутого, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией илиотделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все времянахо­дился в отделе и предоставлял покупателям информациюи ус­луги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавецтратит время на покупателей и уделяет мало вни­мания пополнению отдела новымитоварами. В этой ситуации продавец может воспринять указания относительно того,что и как делать, как несовместимые.
    Многие внутриличностные конфликты возникают такжеиз-за рассогласования производственных требований с личными потребностями иценностями работника, перегрузками или не­догрузками в работе, невозможностью согласовать производст­венныецели и цели семейной жизни.
    Межличностный конфликт чаще всего проявляется вборьбе руководителей за ресурсы, капитал илирабочую силу, время использования оборудования илиодобрение проекта. Межлич­ностный конфликт может также проявиться в столкновениираз­личных типов характера, темперамента. Иногда люди просто не в состоянииладить друг с другом. Например, два начальника, имеющих холерическийтемперамент, будут часто конфликто­вать друг с другом. Трудно согласовываютсвои действия два лидера в одном коллективе. [1.C,74]3.Стили конфликтногоповедения.
     В конфликтологии с 70 годов ХХв. признано осуществление следующих пяти стилей конфликтного поведения: уклонение,приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс. 
     Чем же отличатся каждый из названныхстилей поведения в конфликтах?
     Уклонение как стиль поведения в конфликтаххарактеризуется явным отсутствием у вовлечённого в конфликтную ситуацию желаниясотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществлениясобственных интересов, равно как пойти на встречу оппонентам; стремлением выйтииз конфликтного поля, уйти от конфликта. [2.С,128]
     Приспособление  как стиль пассивного поведенияотличается
склонностью участников конфликта смягчить, сгладитьконфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношенияхпосредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие отуклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентови не избегать совместных с ними действий.
     Приспособление применимопри любом типе конфликтов. Но, пожалуй, этот стиль поведения наиболее подходитк конфликтам организационного характера, в частности по иерархическойвертикали: нижестоящий — вышестоящий, подчиненный — начальник и т.д. В такихситуациях бывает крайне необходимо дорожить поддержанием взаимопонимания,дружественного расположения и атмосферы делового сотрудничества, не даватьпростора запальчивой полемике, выражению гнева и тем более угроз, бытьпостоянно готовым поступиться собственными предпочтениями, если они способнынанести урон интересам и правам оппонента.
     Разумеется, стильприспособления, выбранный в качестве образца конфликтного поведения, можетоказаться и мало эффективным. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когда субъектыконфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другудоброжелательной взаимностью, а их интересы и целине поддаются сглаживанию исогласованию.
     Конфронтация по своейнаправленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно,добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов другихсторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им. Применяющийподобный стиль поведения стремится навязать другим свое решение проблемы,уповает только на свою силу, не приемлет совместных действий. При этомпроявляются элементы максимализма, волевой напор, желание любым путем, включаясиловое
давление, административные иэкономические санкции, запугивание, шантаж и т.п., принудить оппонента принятьоспариваемую им точку зрения, во что бы то ни стало взять верх над ним,одержать победу в конфликт/>е.
     Сотрудничество, как: и конфронтация, нацелено намаксимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но вотличие от конфронтационного стиля сотрудничество предполагает неиндивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечаетустремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременнойи точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения каквнешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторондействовать совместно ради достижения общей для всех цели.
     Стиль сотрудничестваохотно используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явлениесоциальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесенияущерба какой-либо стороне.
     Компромисс занимает срединное место в сеткестилей конфликтного поведения. Он означает расположенность участника(участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок,достижения частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мерепредполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных иколлективных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обычнопреграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти,удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. [3.С,218]4.Способы разрешения конфликтов.
     Стильповедения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения.Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя, совокупностьхарактерных приёмов, отличающих образ действий, т. е.
в данном случае способ преодоления конфликтнойситуации, решение проблемы, приведшей к конфликту. Следовательно путь курегулированию конфликтов лежит через те же пять способов упомянутых впредыдущем разделе. При этом приходится принимать в расчёт ряд существенныхобстоятельств, которые так или иначе сводятся к использованию мерстимулирования, включая убеждение и принуждение.
     Во-первых, основнаязадача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможностипридать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежныйущерб от негативных последствий противостоянияили острого противоборства. Такой результат достижим, если участники конфликтапроявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих разногласий, общуюв этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поискуположительного решения на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильногосогласия всех сторон,
     При консенсусе вовсене обязательно, чтобы общее согласие было единогласием — полным совпадениемпозиций всех участников процесса урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение кого-либо изоппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной изсторон, участвующих в конфликте. Конечно, тот или иной вариант согласия зависитот природы и типа конфликта, характера поведения его субъектов, а также оттого, кто и как управляет конфликтом.
     Во-вторых, возможендвоякий исход конкретного конфликта — его полное или частичное разрешение. В первом случаедостигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходитповерхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновьобнаружить себя.
     При полном разрешении конфликтпрекращается как на объективном, так и на субъективном уровнях. Конфликтнаяситуация претерпевает кардинальные изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образа противника» в«образ партнера», а психологическая установка на борьбу, противодействиесменяется ориентацией на примирение, согласие, партнерское сотрудничество.
     Частичное жеразрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как правило, выражает тольковнешнее изменение конфликтного поведения при сохранении внутреннего побужденияк продолжению противоборства. Сдерживающими факторами выступают либо волевые,идущие от разума аргументы, либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта.Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставитьконфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либопоражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.
    В-третьих, отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересыконфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себяспособ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях.Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и способподходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь приразрешении определенного типа конфликтов.
     Способконфронтации частоизбирают участники коллективных трудовых споров, локальных и всеобщихсоциальных конфликтов. Нередко они доводят свои разногласия с работодателями посоциально-трудовым проблемам до крайней формы — забастовки, пуская в ход угрозунанесения ощутимого экономического ущерба, а также психологическое давлениепосредством проведения митингов, демонстраций и голодовок, выдвижениеполитических требований к органам власти и т.п. Сотрудничество — весьмарезультативный способ разрешения конфликтов в организациях, позволяющий путемоткрытого коллективного обсуждения, взаимного согласования достигатьудовлетворения интересов конфликтующих сторон.
    Широко распространённым способом разрешения конфликтов является нынекомпромисс.
     Классический примеркомпромисса — отношения продавца и покупателяна рынке -результат купли-продажи (главным образом соглашение о цене) и естьжеланный плод компромисса, взаимных уступок, устраивающих обе стороны.
Вместе с тем постоянноеобращение к компромиссам показывает, что нет универсальных, единственнопригодных средств, что любой способ как совокупность приемов и правил имеетограничения в зависимости от ситуации, участников конфликта и решаемых ими задач. Компромисс тем и удобен, что непротивостоит другим способам урегулирования конфликтов, не исключает ихиспользования наравне или в сочетании с собой.
     В-четвертых,конфликтующая сторона может при определенных условиях воспользоваться не одним,а двумя-тремя или вообще всеми способами разрешения конфликта. Этообстоятельство также служит подтверждением того факта, что ни один из пятистилей поведения в конфликтах, способов их разрешения нельзявыделять, признать как наилучший и соответственно как наихудший. [3.C,219-220]
     Вывод: Главное заключается в том, чтонужно обрести умение с пользой применять любой из способов, сознательно делатьтот или иной выбор, исходя из конкретной конфликтной ситуации. Заключение.
    Таким образом, в реферате на тему «Стадии развития конфликта, методы разрешенияконфликтов» были рассмотрены вопросы необходимые для раскрытия вышеназваннойтемы.
     В целомвыделяют две группы конфликтов — функци­ональные конфликты и дисфункциональныеконфликты пер­вой группы ведут к повышению эффективности организации, а конфликтывторой группы приводят к снижению личной удов­летворенности, разрушениюгруппового сотрудничества. Существуют четыре основных типа конф­ликтов:внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой имежгрупповой конфликт.
Причинамиконфликтов — это различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту,потому что, вместо того чтобы объективно анализировать про­блему, люди часторассматривают только те взгляды, альтерна­тивы и аспекты ситуации, которыеблагоприятны лишь для их группы и личных потребностей. [5]
Способамивыхода из конфликтов являются средства убеждения, навязывание норм,материальное стимулирование, использование власти.Список используемойлитературы.
1.   Бородкин Ф.М., Коряк Н.М.«Внимание: Конфликт!»- Новосибирск, 1989-164с.
2.   Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я.,Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.-М.: Инфра-М, 2000—224с.
3.   Дмитриев А. В. Конфликтология:Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2000-320с.
4.   teolog.ru/ib/idex.php? асt=SFsf=29


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие познавательной активности учащихся при изучении темы "Базы данных" в профильном курсе информатики
Реферат Анализ эффективности использования основных производственных фондов ОАО Северный порт и разработка
Реферат Gandhi Essay Research Paper Mary ReynoldsNovember 17
Реферат Является будущее «зеленых» розовым?
Реферат Система и методы формирования целей организации
Реферат Сколиоз. Лечебная физкультура при сколиозе
Реферат Концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике
Реферат Астрономические объекты древнего мира
Реферат Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в эколого развивающей
Реферат «Индустрия» N4/2004 жки-решения для управления технологическими процессами на производстве
Реферат Обробка деревини – як вид мистецтва
Реферат Оценка качества и конкурентоспособности муки на примере продукции Пермского мукомольного завода
Реферат Муки обретения собственного голоса (о проблеме творческой индивидуальности при создании высказывания)
Реферат Historical Truth And Imaginative Literature Essay Research
Реферат Знание в социокультурном пространстве: инструментальные и экзистенциальные функции