Реферат по предмету "Транспорт"


Анализ эффективности использования основных производственных фондов ОАО Северный порт и разработка

Оглавление
Введение
Глава 1. Экономико-географическая характеристика ОАО «Северный порт»
Глава 2. Основные производственные фонды ОАО «Северный порт» и их современное состояние
2.1 Экономическая сущность основных производственных фондов и особенности их состава и структуры в ОАО «Северный порт»
2.2 Общая оценка состояния и движения основных производственных фондов ОАО «Северный порт» и их динамика
Глава 3. Анализ использования основных производственных фондов ОАО «Северный порт»
3.1 Анализ обеспеченности ОАО «Северный порт» основными производственными фондами
3.2 Анализ эффективности и интенсивности использования основных производственных фондов
3.3 Факторный анализ фондоотдачи и фондорентабельности
Глава 4. Разработка предложений по повышению эффективности использования основных производственных фондов ОАО «Северный порт»
Глава 5. Охрана окружающей среды и безопасность жизнедеятельности
5.1 Охрана окружающей среды в ОАО «Северный порт»
5.2 Безопасность жизнедеятельности в ОАО «Северный порт»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Внутренний водный транспорт играет важную роль в транспортном комплексе Российской Федерации. Она определяется тем, что он способствует развитию производственных сил, внутренней и международной торговли, межрегиональных связей. Значение внутреннего водного транспорта обуславливается и теми объективными преимуществами, которые он имеет по сравнению с другими видами транспорта. Это, прежде всего, более низкая себестоимость перевозок, высокая пропускная и провозная способность внутренних водных путей, возможность использования подвижного состава большой грузоподъёмности.
В процессе перемещения грузов и пассажиров ряд важных функций выполняют порты. Они являются пунктами приёма грузов от предприятий-грузоотправителей и отправления этих грузов водным путём. Порты играют тем самым важную роль в выполнении плана отправления грузов и пассажиров, в привлечении грузов на водный транспорт. Одна из основных функций портов – производство перегрузочных работ начального и конечного этапа перемещения грузов водным транспортом. Являясь пунктами стыковки разных видов транспорта, порты выполняют операции по перевалке грузов с других видов транспорта на внутренний водный и обратно, и играют важную роль в выполнении смешанных перевозок. Они выполняют перевозки грузов и пассажиров местным флотом, приписанным к портам, операции по обслуживанию транзитного грузо- и пассажирооборота на транспортных судах, приписанных к пароходствам. Кроме того, порты выполняют и другие подсобно-вспомогательные работы, имея в своём составе ремонтные мастерские, склады длительного хранения грузов, вокзалы и др.
Уровень технической оснащенности и организации работы портов оказывает большое влияние на экономические показатели работы внутреннего водного транспорта в целом.
ОАО «Северный порт» является одним из крупнейших предприятий внутреннего водного транспорта московского региона, коммерческая и производственная деятельность которого основана на производстве погрузо-разгрузочных работ, добыче и поставке нерудных строительных материалов. Для повышения его конкурентоспособности важное значение имеет состояние и эффективность использования его основных производственных фондов, к которым относятся здания и сооружения производственного назначения, транспортный и вспомогательный флот, перегрузочная техника и др.
Основные производственные фонды выступают одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. Рациональное использование основных производственных фондов предприятия способствует росту фондоотдачи и производительности труда, увеличению выпуска продукции, снижению себестоимости, росту прибыли и повышению финансовой устойчивости.
Целью написания дипломного проекта является анализ эффективности использования основных производственных фондов ОАО «Северный порт» в 2006 — 2007 годах и разработка предложений по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть состав и структуру основных производственных фондов ОАО «Северный порт» и дать их оценку;
рассчитать и проанализировать основные показатели технического состояния и движения основных производственных фондов порта;
рассчитать и проанализировать показатели, характеризующие эффективность использования основных производственных фондов порта и выявить влияние на них различных факторов;
на основе проведенного анализа разработать предложения по повышению эффективности использования основных производственных фондов ОАО «Северный порт».
В ходе анализа использовались статистические методы сравнения и сопоставления, табличный метод обобщения, метод цепных подстановок.
При проведении анализа состояния и эффективности использования основных производственных фондов ОАО «Северный порт» за 2006-2007 гг. были использованы бухгалтерские балансы и приложения к ним, отчёты о доходах и себестоимости, отчёт по основным средствам за 2007 год.
Глава 1.
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «СЕВЕРНЫЙ ПОРТ»
Московский Северный порт расположен на левом берегу Химкинского водохранилища в черте города Москвы (рис 1.1).
Москва — город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области (в состав которой не входит). Крупнейший по численности населения город России и Европы, важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город обслуживают международные аэропорты Внуково, Домодедово, Шереметьево, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеются выходы к морям бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов).
Москва находится в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на стыке Смоленско-Московской возвышенности (на западе), Москворецко-Окской равнины (на востоке) и Мещёрской низменности (на юго-востоке). Территория города на 2006 год составляет 1081 км², что делает его самым маленьким по площади субъектом Российской Федерации. Основная часть (877 км²) находится внутри кольцевой автомагистрали (МКАД). Средняя высота над уровнем моря — 156 м. Протяжённость Москвы с севера на юг в пределах МКАД 38 км, за пределами МКАД — 42 км, с запада на восток 30 км.
Город располагается на обоих берегах реки Москвы в её среднем течении. Помимо этой реки, на территории города протекает несколько десятков других рек, наиболее крупные из которых — притоки Москвы, в частности Сходня, Химка, Ходынка, Пресня, Неглинная, Яуза и Нищенка (левые), а также Сетунь, Котловка и Городня (правые). Многие малые реки (Неглинная, Пресня и др.) в пределах города протекают в коллекторах.
Благодаря системе каналов Москва является портом пяти морей.
От Северного и Южного речных вокзалов ходят круизные теплоходы, а в Южном и Северном речных портах разгружаются грузовые суда (рис 1.2).
От Северного речного вокзала отправляются как круизные суда дальних линий, соединяющих Москву с Санкт-Петербургом, Астраханью, Ростовом-на-Дону и другими городами Поволжья и юга России, так и суда пригородных линий («Ракеты» — на Аксаково, Тишково, бухту Радости); организуются также поездки по Химкинскому водохранилищу без высадки на берег.
Москва-река — река в Центральной России, в Московской и частично в Смоленской областях, левый приток Оки (бассейн Волги). Длина 502 км, площадь бассейна 17 600 км². Берёт начало в Старьковском болоте на склоне Смоленско-Московской возвышенности. Исток её назывался «Москворецкая лужа». В верхнем течении (в 16 км от истока) пересекает Смоленскую область, проходя через Михалёвское озеро (по мнению некоторых учёных, отсюда и начинается собственно Москва-река). Впадает в Оку на территории города Коломны. Общее падение от истока до устья составляет 155,5 м.
Московский транспортный узел не имеет себе равных по размерам, транспортной работе и оснащённости коммуникациями:
11 радиально расходящихся железных дорог;
15 автомагистралей;
5 магистральных газопроводов;
2 нефтепровода;
4 речных порта, один из которых пассажирский.
Строительство Северного порта и вокзала началось одновременно весной 1933 года. Опыта строительства портов не было. Однако, несмотря на все трудности, Северный порт и вокзал были построены в установленный срок, за четыре года и восемь месяцев.
Химкинское водохранилище — большой искусственный водоем, вытянувшийся длиной с севера на юг (7 км.) и шириной около 900 м. Оно образовалось после того, как речку Химки перегородили плотиной высотой в семиэтажный дом. С открытием канала в Северный порт стали прибывать из Сормова буксирные пароходы. В 1939 году пассажирский флот был передан на баланс речному вокзалу и на техническое обслуживание — Хлебниковским судоремонтным мастерским.
В последующие годы для работы на канале и водохранилищах были пострены две серии буксирных колесных пароходов типа «Дубна» мощностью по 200 л/с (10 единиц) и «Мирон Дюканов» мощностью 300 л/с (7 единиц). Все они были связаны с работой Северного порта, доставляли плоты, строительные материалы в баржах и другие грузы. В годы войны коллектив порта успешно справился с заданием по снабжению населения Москвы дровами, картофелем, овощами. Навигация 1944 года характеризовалась дальнейшим повышением творческой активности работников речного транспорта.
В послевоенные годы широко развернулось строительство в столице. Строились дома, предприятия, мосты, дороги. Для этого потребовались миллионы тонн минерально-строительных материалов. В 1954 году было принято решение о прекращении перевозок нерудных материалов автомобильным транспортом непосредственно из карьеров в Москву, о сокращении дальних перевозок внутри города и об увеличении перевозок водным транспортом.
В последние годы порт занимается только выгрузкой минерально-строительных материалов, доставляемых с берегов устья Сози и Московского моря. В год порт перерабатывает более 3,5 миллионов тонн песчано-гравийной смеси. Непрерывным потоком идут автомашины из порта во все районы Москвы, доставляя песок на стройки.
Все суда, прибывающие в порт, обрабатываются комплексной механизацией, которая составляет более 90%. --PAGE_BREAK--
Важное значение имеет перспективное развитие порта, что определяется его выгодным географическим положением. Он находится вблизи кольцевой автострады, имеет хорошие шоссейные подъездные пути и практически может обслуживать не только крупнейшие предприятия Москвы в обширном экономическом районе, тяготеющие к порту, но и через кольцевую автостраду- любое предприятие города и доставлять грузы в основном вне центра города.
В 1970-х годах развернулось грандиозное строительство жилого массива в Химки — Ховрино (Ленинградский район). Северному порту было поручено обеспечить минерально-строительными материалами новые объекты. Ежедневно в порт прибывали суда и нескончаемым потоком автомашины увозили из порта песок, гравий, щебень.
Северный порт является единственным из портов, способным принимать современный, большегрузный речной флот грузоподъемностью 5 тысяч тонн. Проход таких мощных судов, например, в Южный порт лимитируется габаритами мостов и недостаточными глубинами на Москве-реке. Преимущество Северного порта имеет важное значение и для транспортного обслуживания предприятий не только Северного административного округа, но и всех организаций Москвы, и будет постоянно возрастать, так как определено главное направление в техническом развитии речного флота — переход на строительство крупнотоннажных судов и составов, в том числе смешанного (река-море) плавания.
От Химкинского водохранилища начинаются речные пути, связывающие Москву с морями. Водные пути отсюда идут к большой Волге и Московскому морю, к Верхней и Нижней Волге.
Канал имени Москвы был первым в нашей стране крупным гидротехническим сооружением, разрешившим задачу комплексного использования водных богатств Волги.
Свое начало канал имени Москвы берет у города Дубны. Его трасса длиною 128 километров тянется с севера на юг. Одновременно были комплексно решены три важнейших народнохозяйственных задачи:
создан прямой водный путь от Волги до Москвы;
обеспечено бесперебойное снабжение города питьевой водой;
решена энергетическая проблема — пришли в движение турбины Карамышевской и Перервинской ГЭС.
Канал связал Москву-реку с великой русской рекой Волгой, а через нее — с Балтийским, Белым и Каспийским морями. А в 1952 году Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, соединивший Волгу с рекой Доном, открыл сквозной путь из Москвы в Черное и Азовское моря. Таким образом, Москва — столица нашей Родины — стала портом пяти морей.
Реконструкция внутренних водных путей коренным образом изменила весь облик речного транспорта. Произошло и качественное изменение речного флота: увеличение мощности, грузоподъемности, пассажировместимости и скорости хода судов. Улучшаются условия работы и быта плавсостава. Созданы новые типы грузовых и пассажирских судов.
В порту организовано комплексное обслуживание транспортного флота. Через диспетчерский аппарат и соответствующие службы по заявкам судов производится их снабжение топливом, продовольствием, навигационными материалами.
В перспективе развития Московского Северного порта, с целью сокращения потока грузовых судов по каналу имени Москвы и более полного использования для отдыха трудящихся водохранилищ Подмосковья, предусматривается строительство в районе Дмитрова нового порта для перевалки грузов с речного на железнодорожный транспорт. Кроме того, предполагается создать на канале специализированные причалы грузополучателей для выгрузки из судов соли, автомашин, импортных и других грузов.
С 1990-х гг. Северный порт приобретает новый статус предприятия ОАО «Северный порт», в результате чего порт получает второй этап развития.
Эксплуатационную деятельность порт осуществляет на участке канала им. Москвы общей протяженностью 122 км. от шлюза №7 до пристани Большая Волга включительно. Схема участка эксплуатационной деятельности представлена на рисунке 1.6. Средняя многолетняя продолжительность навигации — 210 суток.
В состав порта входят два грузовых района. Первый район расположен на левом берегу Химкинского водохранилища, имеет 10 капитальных механизированных причалов общей протяженностью причального фронта 1128 м. Район специализирован на перегрузке тарно-штучных грузов, контейнеров, леса, соли, нерудно-строительных материалов. На причалах первого грузового района железнодорожные пути отсутствуют. Вывоз продукции с территории первого грузового района возможен только автомобильным транспортом.1
Второй грузовой район — пристань Дмитров расположен на канале им. Москвы. Длина причального фронта — 220 м. Район специализирован на перегрузке нерудно-строительных грузов, тарно-штучных грузов и др. Год ввода в эксплуатацию — 1937 г., развитие получил в 1972-1974 гг.
Пристань Дмитров имеет железнодорожную ветку протяженностью 550 м., примыкающую к станции Дмитров Московской железной дороги.
К обработке принимаются любые речные суда и суда типа река-море с осадкой не более 3,6 метра, грузоподъемностью до 5000 тонн.
Возможность — до 6000 тонн в сутки
Грузооборот — средний 2260 тыс. тонн в год:
в 1999 году – 1469,0 тыс. тонн
в 2000 году – 1578,0 тыс. тонн
в 2005 году – 2704,1 тыс. тонн
в 2006 году – 3290,8 тыс. тонн
Гарантированная глубина — 4м у причальной стенки, диспетчерская служба обеспечивает безопасность прохождения судов, площадь складских помещений (12 складов): крытых — 13 га.
Таким образом, на сегодняшний день ОАО «Северный порт» предоставляет следующие услуги:
реализация сыпучих нерудно-сторительных материалов;
реализация бетонных смесей;
погрузо-разгрузочные работы;
документальный прием и учет движения груза на складах порта;
хранение грузов на открытых и закрытых складских площадях;
электропитание с береговых источников энергоснабжения;
предоставление отстойных причалов для судов;
услуги связи;
взвешивание грузов;
аренда складских и офисных помещений.
Из перечисленных выше видов услуг, оказываемых ОАО «Северный порт», к услугам, связанным с его основной деятельностью, относятся: реализация сыпучих нерудно-сторительных материалов, реализация бетонных смесей, погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов на открытых и закрытых складских площадях, предоставление отстойных причалов для судов, взвешивание грузов.
Несмотря на увеличение, в последние годы, объемов переработки и реализации нерудно-строительных материалов, данное направление деятельности не рассматривается как приоритетное.
В связи с увеличением цен на нерудно-строительные материалы производителями и повышением стоимости перевозки водным транспортом, реализация их на рынке г. Москвы становится менее рентабельной. Так же для успешного развития необходимо заключать договоры на реализацию с конечными потребителями продукции – строительными организациями, но в силу особенностей рынка порт работает преимущественно с крупными посредниками.
Учитывая приведенные факторы, а также учитывая, что один из самых больших объемов строительства определен Правительством г. Москвы именно для Северного административного округа, в связи с реконструкцей Ленинградского шоссе и широкомасштабным строительством жилых домов, ОАО «Северный порт» считает приоритетным направлением оказание услуг по погрузо-разгрузочным работам и хранению сторонним поставщикам нерудно-строительных материалов, а также производство бетонных смесей, имеющих большую добавленную стоимость. В таблице 1.1 приведены данные об основных производственных показателях порта за 2006-2007 годы.2
Основные производственные показатели ОАО «Северный порт» за 2006-2007 годы
Таблица 1.1
Переработка грузов
Ед. изм.
Факт 2006 года
Факт 2007 года
Отношение 2007/2006, %
1
2
4
5
6
Песок
тыс.тонн
903,5
664,1
73,5%
Щебень
тыс.тонн
611,1
484,1
79,2%
Камень Минстрой
тыс.тонн
0,6
3,8
633,3%
Отсев
тыс.тонн
78
108,2
138,7%
Гравий
тыс.тонн


Итого НСМ
тыс.тонн    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
(+, -)


Стои-
мость, тыс.руб.
Удель-ный вес, %
Стои-
мость, тыс.руб.
Удель-ный вес, %
Стоимости
Удельно-го веса, %










в тыс. руб.
в %


Здания
18032
9,20
18032
8,85
— 0,35
Сооружения и передаточные устройства
51323
26,19
51323
25,18
— 1,01
Машины и оборудование
91382
46,64
97448
47,81
6066
+ 6,6
1,17
Транспортные средства
35215
17,97
37004
18,16
1789
+ 5,1
0,19
Итого основных производственных фондов
195952
100
203807
100
7855
+ 4,0
-
Из таблицы видно, что стоимость всех основных производственных фондов ОАО «Северный порт» в 2007 году составила 203807 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 2006 годом на 7855 тыс. руб. или на 4%. Стоимость таких групп основных производственных фондов как «Здания» и «Сооружения и передаточные устройства» за 2006 -2007 годы осталась без изменений, тогда как стоимость групп «Машины и оборудование» и «Транспортные средства» выросла на 6,6% и 5,1% соответственно.
/>
Рис. 2.1.1 Структура основных производственных фондов ОАО «Северный порт» в 2006 году
/>
Рис. 2.1.2 Структура основных производственных фондов ОАО «Северный порт» в 2007 году
Анализируя структуру основных производственных фондов порта, видим, что несмотря на то, что стоимость зданий и сооружений за рассматриваемый период не изменилась, их удельный вес в общей стоимости основных производственных фондов снизился на 0,35% и 1,01% соответственно. В то же время доля групп «Машины и оборудование» и «Транспортные средства» увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1,17% и на 0,19% соответственно. Незначительные изменения удельного веса отдельных групп основных производственных фондов в их общей стоимости не оказали существенного влияния на структуру основных производственных фондов ОАО «Северный порт» и она остаётся относительно стабильной. Наибольший удельный вес приходится на группу «Машины и оборудование» — 47– 48%, а так же на группу «Сооружения и передаточные устройства» — 25 – 26%. Наименьший удельный вес имеет группа «Здания» — около 9%.
Основные производственные фонды играют в процессе производства неодинаковую роль. В зависимости от степени участия в производственном процессе в их составе выделяют активную и пассивную части. При этом на соотношение активной и пассивной частей существенное воздействие оказывает специфика отрасли. Так на внутреннем водном транспорте ведущая роль принадлежит активно действующим основным производственным фондам (флот, перегрузочные машины и оборудование), которые непосредственно участвуют в процессе производства и служат базой для оценки технического уровня предприятий и их производственных мощностей. В состав активной части основных производственных фондов ОАО «Северный порт» входят портовые краны, краны мостовые, краны консольные, автопогрузчики, грейферы, бульдозеры, виброплощадки, плавучие пожарные установки, теплоходы и др.
Основные производственные фонды, которые непосредственно не участвуют в переработке сырья, полуфабрикатов, то есть не воздействуют на предметы труда, а лишь создают условия для нормального хода производства, называются пассивными. На внутреннем водном транспорте к ним относятся причалы, портовые склады, гидротехнические сооружения и пр.
В ОАО «Северный порт» это ангары и грузовые склады, здания цехов и станций, водоводы, линии связи, подъездные и подкрановые пути, причальные стенки, очистительные сооружения и пр.
Деление основных производственных фондов на активные и пассивные во многом определяется отраслевыми особенностями производства. Соотношение активной и пассивной частей основных производственных фондов ОАО «Северный порт» представлено на рисунке 2.1.3.
/>
Рис. 2.1.3 Соотношение активных и пассивных основных производственных фондов ОАО «Северный порт» в 2006 – 2007 гг.
Анализ структуры основных производственных фондов ОАО «Северный порт» показывает, что соотношение их активной и пассивной частей за 2006-2007 годы существенно не изменилось. Так в 2006 году на долю активных основных производственных фондов приходилось 64,4 %, а в 2007 году — 66% общй стоимости основных производственных фондов порта. Рост составил 1,4%. Увеличение удельного веса активной части улучшает структуру фондов и непосредственно влияет на уровень производительности труда и объём выпускаемой продукции.
2.2 Общая оценка состояния и движения основных производственных фондов ОАО «Северный порт» и их динамика
Техническое состояние основных производственных фондов характеризуется износом, под которым понимается процесс постепенной и ожидаемой потери потребительной стоимости в процессе эксплуатации и под воздействием внешней среды.
Основные производственные фонды подвергаются износу двоякого рода – моральному и физическому.
При физическом износе происходит утрата основными производственными фондами их потребительной стоимости, то есть ухудшение технико-экономических характеристик под воздействием процесса труда, сил природы. Уровень физического износа основных производственных фондов зависит от их первоначального качества, степени эксплуатации, уровня агрессивности среды, в которой они функционируют, уровня квалификации обслуживающего персонала, своевременности проведения планово-предупредительного ремонта и других факторов.
Значительная доля устаревших основных производственных фондов в производстве, в промышленности, вызывает существенные потери в народном хозяйстве, так как, во – первых, старение оборудования требует увеличения вложения средств в капитальный ремонт для поддержания его в рабочем состоянии; во – вторых, устаревшее производство не имеет возможности использовать новую технику – по крайней мере полностью. Вследствие этого объём продукции и услуг уменьшается. Технически отсталое и морально устаревшее, а потому убыточное производство создаёт зону застоя, препятствующую научно – техническому прогрессу.
Моральный износ обычно наступает раньше физического износа, то есть основные производственные фонды, которые ещё могут быть использованы, уже экономически неэффективны, и бывает двух видов (форм).
Моральный износ первого вида – это потеря части стоимости машин без соответствующего физического износа в результате удешевления изготовления этих машин в новых условиях (при использовании достижений научно-технического прогресса). Моральный износ этого вида вызван уменьшением рабочего времени для выпуска таких же машин одной и той же конструкции.
Моральный износ первого вида связан не с продолжительностью срока службы оборудования, не со степенью его физического износа, а с темпами технического прогресса, приводящего к снижению стоимости изготовления продукции вследствие роста производительности труда в отрасли, производящей новые основные фонды. При моральном износе первого вида потребительная стоимость основных производственных фондов не изменяется. В новых машинах, аналогичных прежним, нет никаких конструктивных изменений; производительность оборудования также остаётся прежней. Изменяется лишь стоимость основных производственных фондов.
Моральный износ второго вида – это сокращение продолжительности действия наличных машин, оборудования, обусловленное не уменьшением их производительности или мощности (данные характеристики обычно остаются на том же уровне, что и при вводе в производство), а тем, что дальнейшая эксплуатация старых машин по сравнению с новыми приводит к большим издержкам производства. Методы определения износа:
1) физический износ определяется на основании сроков службы основных производственных фондов:
Изн(ф) = Тф/Тн*100%,
где:
Тф – фактический срок службы (годы);
Тн – нормативный срок службы (годы).
2) физический износ можно так же определить и на основании соотношения начисленного на основные производственные фонды износа и их среднегодовой стоимости:    продолжение
--PAGE_BREAK--
Изн(ф) = ∑ИОПФ/SОПФ*100%,
где:
∑ИОПФ – сумма износа основных производственных фондов;
SОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Для более точного определения устанавливается техническое состояние отдельных элементов основных производственных фондов.
2) моральный износ первого вида определяется на основании соотношения балансовой и восстановительной стоимостей:
Изн(м1) =[(Фб – Фв)/Фб]*100%,
где:
Фб – балансовая стоимость (тыс. руб.);
Фв – восстановительная стоимость (тыс. руб.).
3) моральный износ второго вида чаще всего определяется на основе сравнения производительности оборудования:
Изн(м2) = [(Пр2 – Пр1)/Пр2]*100%,
где:
Пр1 – производительность действующих основных производственных фондов;
Пр2 – производительность новых основных производственных фондов.
Однако при этом не учитывается экономия сырья и материалов или экономия рабочей силы, что может быть обеспечено новыми основными фондами. Поэтому для более точного учёта морального износа второго вида следует сравнивать основные фонды и издержки производства, применяя следующую формулу:
Изн(м2) = [(Изд2 – Изд1)/Изд2]*100%,
где:
Изд1 – издержки производства действующих основных производственных
фондов (рублей);
Изд2 – издержки производства новых основных производственных
фондов (рублей).4
Для оценки технического состояния основных производственных фондов рассчитываются коэффициенты годности, износа, обновления. Для оценки движения основных производственных фондов – коэффициенты ввода, выбытия.
Методика расчёта этих показателей, а так же их значения по ОАО «Северный порт» приведены в таблице 2.2.1.
Показатели технического состояния и движения основных производственных фондов ОАО «Северный порт» за 2006 — 2007 г.
Таблица 2.2.1

п/п
Наименование
показателя
Формула расчета
Источник информации
Значение
показателя
2006 г.
Значение
показателя
2007 г.
Изменение
(+,-)
1
2
3
4
5
6
7
1
Коэффициент обновления (КОБН)
Стоимость поступивших новых основных производственных фондов
Приложение
к балансу
3%
4%
+ 1%




Стоимость основных производственных фондов на конец года








2
Коэффициент
выбытия
(КВ)
Стоимость выбывших основных производственных фондов
Приложение
к балансу
0,8%
0,7%
— 0,1%




Стоимость основных производственных фондов
на начало года








3
Коэффициент
ввода
(КВВ)
Стоимость поступивших основных производственных фондов
Приложение
к балансу
3 %
5 %
+ 2 %




Стоимость основных производственных фондов на конец года








4
Коэффициент износа
(КИЗН)
∑ износа основных производственных фондов
Приложение
к балансу
60 %








Стоимость основных производственных фондов на конец года




64 %
+ 4 %
5
Коэффициент
технической годности
(КГ)
Остаточная стоимость основных производственных фондов
Отчёт по основным средствам
40 %
36 %
— 4 %

    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--

--PAGE_BREAK--
+080
+085 --PAGE_BREAK--
47
48
+ 1
Фондорентабельность (RОПФ), %
57
33
— 24
Рентабельность продукции (деятельности) (RВП), %
18
9,8
— 8,2
Фондоотдача ОПФ (ФООПФ), руб.
3,21
3,40
+ 0,19
Фондоотдача действующего оборудования активной части ОПФ (ФОД), руб.
6,8
7
+ 0,2
Фондоотдача активной части фондов (ФОА), руб.
5
5,2
+ 0,2
Наиболее определяющими факторами, влияющими на показатель фондорентабельности, являются фондоотдача основных производственных фондов и рентабельность продукции (деятельности).
Изменение фондорентабельности за счёт:
фондоотдачи основных производственных фондов:
∆RОПФ= ∆ ФООПФ * RВП2006г
∆R = (3,40-3,21) * 18 = + 3,42%;
рентабельности продукции:
∆RОПФ= ФООПФ 2007г * ∆RВП
∆RОПФ= 3,40*(9,8 — 18) = — 27,30%
В свою очередь, факторами, влияющими на фондоотдачу основных производственных фондов, являются изменения доли активной части фондов в общей сумме основных производственных фондов, удельного веса действующего оборудования в активной части и фондоотдачи действующего оборудования:
∆ФООПФ=УДА*УДД*ФОД.
По данным таблицы 3.3.2 способом абсолютных разниц рассчитываем изменение фондоотдачи основных производственных фондов за счёт:
удельного веса активной части основных производственных фондов:
∆ФОУдА= ∆ УДА * УДД 2006г * ФОД2006г
0,01 * 0,74 * 6,8 = + 0,05 руб.;
удельного веса действующего оборудования в активной части фондов:
∆ФОУдД= УДА2007г* ∆УДД * ФОД2006г
0,66 * 0,01 * 6,8 = + 0,05 руб.;
фондоотдачи действующего оборудования:
∆ФОФОД = УДА2007г* УДД2007* ∆ФОД
0,66 * 0,75 * 0,2 = + 0,1 руб.
Итого совокупное влияние факторов на фондоотдачу основных производственных фондов:
∆ФОУдА+ ∆ФОУдД + ∆ФОФОД = 0,05+0,05+0,1 = + 0,2 руб.
Расчёт влияния выше рассчитанных факторов на фондорентабельность приведён в таблице № 3.3.3.
Результаты факторного анализа и влияние их на фондорентабельность основных производственных фондов ОАО «Северный порт»
Таблица 3.3.3
Фактор
Изменение
фондоотдачи,
руб.
Расчёт влияния на фондорентабельность
Изменение фондорента-
бельности, %
1. Доля активной части фондов
+ 0,05
0,05*18
+ 0,9
2. Доля действующего оборудования
+ 0,05
0,05*18
+ 0,9
3. Отдача активной части фондов
+ 0,1
0,1*18
+ 1,8
Итого


+ 3,6
На основании этих расчётов можно установить недоиспользованные резервы повышения уровня рентабельности основных производственных фондов. Доля активной части и доля действующего оборудования оказывают наименьшее влияние на фондорентабельность. Повысить это влияние можно за счёт увеличения доли активной части и доли действующего оборудования в общем объёме основных производственных фондов.
Глава 4.
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ОАО «СЕВЕРНЫЙ ПОРТ»
Одной из наиболее важных задач развития транспорта является обеспечение производства, прежде всего за счет повышения его эффективности и более полного использования внутрихозяйственных резервов. Для этого необходимо рациональнее использовать имеющиеся основные производственные фонды.
К более рациональному использованию основных производственных фондов побуждает и то обстоятельство, что в современных условиях ограниченные финансовые возможности транспортных предприятий не позволяют им своевременно обновлять свою материально – техническую базу, поэтому особенно актуальным является улучшение использования уже действующих основных производственных фондов.
Необходимость улучшения использования основных производственных фондов определяется и тем, что высокие темпы научно — технического прогресса обуславливают более быстрое старение техники, её моральное снашивание. Для того чтобы избежать отрицательных последствий морального износа и уменьшить потери от вывода из эксплуатации несамортизированных фондов, необходимо более полное и интенсивное её использование.
Поиск направлений повышения эффективного использования основных производственных фондов имеет для предприятия важное значение. Решение этой задачи означает увеличение производства продукции, повышение отдачи имеющегося на предприятии производственного потенциала, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства и накоплений предприятия.
Для определения уровня использования основных производственных фондов наиболее часто применяется показатель фондоотдачи, отражающий связь между количеством произведённой продукции и стоимостью основных производственных фондов. Чем выше данный показатель, тем эффективнее использует предприятие имеющиеся у него фонды.
Повышение эффективности использования, а, следовательно, и фондоотдачи основных производственных фондов достигается за счёт целого ряда факторов, которые можно объединить в следующие группы:
факторы, отражающие уровень непосредственного использования действующих основных производственных фондов по времени и мощности: повышение сменности, снижение внутрисменных простоев, повышение производительности машин, оборудования и транспортных средств, своевременная и комплектная поставка материалов, конструкций и деталей, оборудования, подлежащего монтажу;
факторы, отражающие организационные меры и управление: совершенствование организационной структуры управления, уровень концентрации, уровень специализации, совершенствование планирования и управления, постоянное осуществление научной организации труда, внедрение автоматизированных систем управления, внедрение прогрессивных форм организации труда;
факторы, отражающие социальные и экономические условия работающих, уровень квалификации рабочих и ИТР, производственные условия для выполнения работ, совершенствование учёта, контроля и анализа работы парка машин и механизмов, бытовые условия, материальное стимулирование работающих, моральное стимулирование работающих за лучшее использование основных производственных фондов;
факторы, выражающие влияние обновления основных производственных фондов в процессе их воспроизводства: фондоемкость, выбытие основных фондов вследствие морального и физического износа, темпы обновления, общая структура фондов, структура фондов по их группам.
Наиболее часто одной из причин, ухудшающих показатель фондоотдачи, является медленное освоение вводимых в действие основных производственных фондов, поэтому одним из важнейших направлений повышения эффективности их использования является своевременный ввод в эксплуатацию и более быстрое освоение новых основных производственных фондов. Сокращение сроков ввода в эксплуатацию новых основных производственных фондов позволяет быстрее получить необходимую для народного хозяйства продукцию с технически более совершенных фондов, ускорить их оборот и тем самым замедлить наступление морального износа, повысить эффективность общественного производства в целом.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Улучшение использования находящихся в эксплуатации основных производственных фондов предприятий транспорта может быть достигнуто и благодаря следующим мерам:
повышению интенсивности использования действующих основных производственных фондов;
повышению экстенсивности их нагрузки.
Мероприятия экстенсивного направления повышения эффективности использования основных производственных фондов связаны с привлечением дополнительных производственных ресурсов. К ним относят:
техническое перевооружение и реконструкция производства, позволяющие сократить трудоемкость продукции;
комплексную механизацию и автоматизацию производства, исключающую потери рабочего времени оборудования;
рациональную специализацию и кооперирование цехов и участков, обеспечивающую полную загрузку оборудования;
модернизацию оборудования;
повышение квалификации рабочих;
создание благоприятных экологических условий (температура, чистота воздуха, отсутствие сквозняков, нормативный уровень влажности).
Мероприятия интенсивного направления не требуют дополнительного привлечения ресурсов. Интенсивный путь использования основных производственных фондов транспортных предприятий включает их техническое перевооружение, а также повышение темпов обновления основных производственных фондов. При этом более быстрое техническое переоснащение особенно важно для тех предприятий, где имеет место высокий уровень износа основных производственных фондов. Это в значительной степени относится и к предприятиям внутреннего водного транспорта, и в частности к ОАО «Северный порт».
Более экстенсивного использования основных производственных фондов предполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующих основных производственных фондов в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года), а с другой стороны — увеличение количества и удельного веса действующих основных производственных фондов в составе всех основных производственных фондов, имеющихся на предприятии и в его отдельном производственном звене. Увеличение времени работы основных производственных фондов достигается в частности за счет улучшения ухода за ними, соблюдения предусмотренной технологии производства, совершенствования организации производства и труда, что способствует правильной эксплуатации оборудования, недопущению простоев и аварий, осуществлению своевременного и качественного ремонта, сокращающего простои оборудования в ремонте и увеличивающего межремонтный период; проведения мероприятий, повышающих удельный вес основных производственных операций в затратах рабочего времени, сокращения сезонности в работе предприятий ряда отраслей промышленности, повышения сменности работы предприятий.
Повышение эффективности использования основных производственных фондов применительно к ОАО «Северный порт» можно так же достигнуть путём:
освобождения предприятия от излишнего оборудования, машин и других основных производственных фондов или сдачи их в аренду;
своевременного и качественного проведения плановых и капитальных ремонтов;
своевременного обновления активной части основных производственных фондов;
повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов;
внедрения прогрессивных технологий – энерго и топливосберегающей;
совершенствования организации производства и труда с целью сокращения потерь рабочего времени и простоев в работе машин и оборудования.
Проведённый анализ эффективности использования основных производственных фондов ОАО «Северный порт» позволил выявить некоторые резервы её роста. Так, например, одним из возможных резервов является сокращение управленческих расходов, что приведёт к снижению себестоимости продукции и конечном итоге к росту фондорентабельности, которая является одним из важных обобщающих показателей, характеризующих использование основных производственных фондов. Снизить управленческие расходы можно уменьшением количества штатных единиц инженерно технических работников и за счёт привлечёния молодых специалистов, которых готовит Московская государственная академия водного транспорта. Для этого необходимо в полной мере вести агитацию среди студентов академии и оказывать многогранное содействие в процессе обучения и прохождения практики молодых специалистов в подразделениях ОАО «Северный порт».
Положительная динамика фондорентабельности при прочих равных условиях определяется и таким фактором, как рост прибыли. Увеличение прибыли является одной из основных целей финансового менеджмента, который для обеспечения её роста должен постоянно проводить мониторинг рынка нерудных строительных материалов (их переработка является основной деятельностью порта), для того чтобы в случае изменения его конъюнктуры, быстро и своевременно принимать меры, а при необходимости и кардинально менять вектор деятельности.
Важным направлением повышения эффективности использования основных производственных фондов в ОАО «Северный порт» является улучшение использования действующих основных производственных фондов, в частности недопущение простоев складов-ангаров в межнавигационный период, а при необходимости сдавать их в аренду. Только так в условиях непростой экономической ситуации можно оставаться конкурентоспособным и прибыльным предприятием.
Повышение эффективности использования основных производственных фондов зависит в значительной степени и от квалификации кадров, их творческого и добросовестного отношения к труду. Огромное значение в улучшении использования основных производственных фондов имеет и материальное стимулирование работников.
Надо отметить, что в целом экономические показатели деятельности порта имеют довольно стабильную динамику с незначительным ростом. Стабильность предприятия является неоспоримым доказательством того, что оно уверенно работает на рынке и занимает одну из ведущих позиций в отрасли. Те трудности, которые испытывает ОАО «Северный порт» в части обновления основных производственных фондов являются характерными и для всей отрасли. И решения надо искать не только в собственных резервах, но возможно, и в государственной поддержке, причём даже не столько в финансовой, сколько в приоритетности госзаказов, предоставлении налоговых и других льгот, поскольку Северный порт является стратегически важным объектом, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения гражданской обороны.
Надеяться на поддержку государства можно не без основания. Так в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 гг.)» разработаны мероприятия по развитию внутреннего водного транспорта. Ставится задача создания современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике. С целью повышения конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.7
Глава 5.
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СЕВЕРНЫЙ ПОРТ»
5.1 Охрана окружающей среды в ОАО «Северный порт»
Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.
Охрана природы — задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.
Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона Российской Федерации (от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ Об охране окружающей среды), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Перечни законодательных актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды:
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2005);
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 09.05.2005) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001);
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 22.04.2005) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.06.2005);
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 09.05.2005) «Об особо охраняемых природных территориях» (принят ГД ФС РФ 15.02.1995);
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.03.2005);
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 22.04.2005) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.06.2005);
«Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.1995 N 167-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.10.1995);
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 07.03.2005);
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004).
Закон «Об охране окружающей природной среды», определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.8
При эксплуатации водоемов речным транспортом происходит их загрязнение. По сравнению с мощным береговым стоком от городов и предприятий удельный вес этих загрязнений невелик, однако возможность поступления судовых сточных вод за борт в зонах санитарной охраны, санитарно-оздоровительных береговых зонах и т.п. определяет роль судов в проблеме загрязнения водоемов как неблагоприятную.
Другим источником загрязнения водоемов речным транспортом можно считать подсланевые воды, которые образуются в машинных отделениях судов и отличаются высоким содержанием нефтепродуктов. Сточные воды судов содержат хозяйственно-бытовые стоки и сухой мусор. Источниками загрязнения могут являться также нефть и нефтепродукты, попадающие в водоем вследствие недостаточной герметичности корпусов нефтеналивных судов и бункеровочных станций.
Попадание в водоемы пылевидных частиц навалочных грузов происходит при перегрузке открытым способом песка, щебня, апатитового концентрата, серного колчедана, цемента и т.п. Нельзя забывать и о влиянии на качество воды отработавших газов судовых двигателей. Для фановых (фекальных) сточных вод характерно высокое бактериальное, а также органическое загрязнение.
Загрязнение водоемов нефтью и нефтепродуктами затрудняет все виды водопользования. Влияние нефти, керосина, бензина, мазута, смазочных масел на водоем проявляется в ухудшении физических свойств воды (замутнение, изменение цвета, вкуса, запаха), растворении в воде токсических веществ, образовании поверхностной пленки, понижающей содержание в воде кислорода, а также осадка нефти на дне водоема.
В настоящее время запрещен спуск за борт сточных вод, нечистот, а также сброс разного рода твердых отбросов и мусора с судов, плавающих на реках, озерах и водохранилищах с регламентированным санитарным режимом (например, озеро Байкал). На других водоемах, а также в речных портах и их акваториях запрещен сброс за борт фекальных вод, мусора и твердых отбросов. Однако выполнение этих требований, гигиенически обоснованных общесанитарными и противоэпидемическими соображениями, встречает ряд технических трудностей, прежде всего на речных судах, длительное время находящихся в прибрежной полосе (туристические рейсы), на плавучих кранах и др.
Наиболее сложной в техническом отношении является организация канализации на речных судах, работающих в водоемах с регламентированным санитарным режимом. Необходимость сбора всех видов стоков для последующей их передачи на берег или специальные плавучие очистительные станции требует устройства весьма объемных емкостей. Также существуют разработки по обезвреживанию сточных вод непосредственно на судах.
При плавании судов в водоемах, санитарный режим которых в целом не регламентирован, органами местной санитарной службы должны быть определены зоны, где допустим сброс за борт не обезвреженных судовых сточных вод (фекальных и хозяйственно-бытовых). Границы этих зон устанавливают исходя из недопустимости загрязнения воды в источниках хозяйственно-питьевого водоснабжения и прибрежных вод санитарно-оздоровительных участков побережья.
Система мероприятий по сбору и удалению твердых отбросов и мусора сводится к организации правильной эксплуатации емкостей для их накопления (контейнеры, баки) и передаче содержимого этих емкостей на берег.
Природоохранная работа по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду от производственной деятельности порта осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Большое внимание в порту уделяется чистоте окружающей воздушной среды. Для уменьшения просыпей и пыления при перегрузке навалочных грузов используются ковшевые и модернизированные грейферы со специальными уплотнениями. Для снижения пылеобразования во время выгрузки вагонов на комплексе химических грузов разработана и внедрена система орошения груза.
Источники загрязняющих веществ оснащены газоочистными установками.
Различные отходы, образующиеся в процессе производственной деятельности порта, бытовые отходы (в том числе отходы, принятые с судов транспортного флота) собираются и вывозятся из порта для утилизации.
Обязательное бонирование судов при бункеровке и грузовых операциях с наливными грузами обеспечивает защиту акватории порта в случае аварийных ситуаций.
Очистку акватории порта от загрязнений осуществляют портовые нефтемусоросборщики. Прием льяльных и фекальных вод с судов, стоящих в порту, производится плавучими сборщиками льяльных вод. Эти воды после предварительной обработки сливаются в канализацию для дальнейшей очистки на очистных сооружениях порта.
Постоянным контролем за соблюдением природоохранного законодательства, выполнением мероприятий по защите окружающей природной среды на береговых объектах порта, включая радиационный контроль, занимается отдел инженерной экологии порта, а на судах и в акватории — управление капитана порта.
Несмотря на растущий грузооборот в порту прослеживается тенденция уменьшения удельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. В порту действует программа мониторинга состояния окружающей среды для систематического наблюдения за выбросами вредных веществ в атмосферу, качественным составом сточных вод, количеством образуемых отходов.
На ближайшие два года в порту разработана программа действий порта по охране окружающей среды, некоторые аспекты из этого плана представлены таблице 5.1.1
Планируемые мероприятия ОАО «Северный порт» по охране окружающей среды
Таблица 5.1.1
Мероприятия
Ожидаемые результаты
Водопотребление и водоотведение
Разработка программы эффективного водопотребления
Оптимизация водопотребления
Охрана атмосферного воздуха
Проведение подробной оценки воздействия выбросов, образующихся в порту, на близлежащие населенные пункты, жилые массивы, производственную деятельность с точки зрения влияния на здоровье людей
Сокращение аварийных выбросов в атмосферу и воздействий на здоровье персонала, а также на здоровье и благополучие населения близлежащих жилых территорий
Управление отходами
Возможность закупки оборудования для сжигания твердых отходов с судов
Снижение риска распространения опасных болезней и уменьшит опасность загрязнения почв и грунтовых вод
Обращение с опасными материалами
Проведение анализа для оценки масштабов применения асбеста и асбестосодержащих материалов, разработка рекомендуемых действий по замене асбеста и асбестосодержащих материалов на экологически безопасные материалы
Уменьшение риска профессиональных заболеваний
Взаимодействие с общественностью
Разработка программы/плана действий по повышению осведомленности и улучшения взаимодействия с общественностью
Обеспечение открытого доступа к информации для общественности
Разработка процедуры оперативного реагирования на жалобы населения
Улучшение взаимодействия с общественностью
5.2 Безопасность жизнедеятельности в ОАО «Северный порт»
Эффективный и безопасный труд возможен только в том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандартов в области охраны труда.
В условиях рыночной экономики и социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда.
В Российской Федерации в последние годы практически во всех отраслях народного хозяйства наблюдалась тенденция ухудшения условий труда, увеличения числа аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, сокращения продолжительности жизни. Например, уровень смертельного травматизма на производстве в России превышал аналогичные показатели развитых стран мира:
Российская Федерация — 0,139 (на 1000 работающих),
США — 0,054 (в 3 раза меньше);
Финляндия — 0,038 (в 4 раза меньше);
Япония — 0,02 (в 7 раз меньше);
Великобритания — 0,016 (в 10 раз меньше)9
Причем уровень травматизма на предприятиях частного сектора, в кооперативах, обществах с ограниченной ответственностью в 2 и более раза выше, чем на предприятиях государственного сектора.
В настоящее время ситуация несколько меняется в связи с тем, что внесены существенные изменения в основные нормативно-законодательные акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве.
Право на безопасный труд закреплено в Конституции Российской Федерации (п.3 ст. 37). В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ.
Во исполнение указанных постановлений в отраслях экономики разрабатывается нормативная и нормативно-техническая документация. Нормативная документация определяет требования к условиям труда, т. е. требования к уровню вредных производственных факторов.
Нормативно-техническая документация обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производственному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процессов, созданию и применению средств защиты.
Требования нормативной и нормативно-технической документации должны учитываться как на этапе эксплуатации сооружений, оборудования, средств защиты и проведения технологических процессов, так и на этапе их проектирования.
Нормативная документация представлена нормами и правилами Минздрава РФ и стандартами Госстандарта РФ. Нормативно-техническая документация включает правила, нормы, инструкции, стандарты. Нормы и правила по охране труда подразделяются на единые (федеральные), межотраслевые и отраслевые. Действия единых норм и правил распространяются на все отрасли народного хозяйства. Они принимаются федеральными директивными органами совместно или по соглашению с Федерацией профсоюзов и содержат важнейшие требования, единые для всего народного хозяйства. Аналогичный порядок принят для межотраслевых норм и правил, распространяющихся на несколько отраслей либо на отдельные виды производства или работ во всех отраслях. Отраслевые нормы и правила по охране труда учитывают специфику отдельных отраслей народного хозяйства и распространяются на все предприятия. Они утверждаются министерствами, органами государственного надзора совместно или по соглашению с ЦК профсоюза отрасли.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Охрана труда — система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических, лечебно профилактических мероприятий, обеспечивающих безопасность, здоровье и работоспособность человека, в процессе труда.
Задача охраны труда — свести к минимуму вероятность поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.
Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с «Методическими указаниями по разработке нормативных документов по охране труда», утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 80 от 17 декабря 2002 года.
Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по охране труда бывают типовыми (для рабочих основных предприятий), отраслевыми и действующими в масштабе предприятия. В настоящее время основными видами нормативно-технической документации является действующая система стандартов безопасности труда.
Организация работы в ОАО «Северный порт» по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она является структурным подразделением предприятия, проводит свою работу совместно с другими подразделениями предприятия и во взаимодействии с технической инспекцией труда и органами государственного надзора по плану, утвержденному руководителем предприятия.
Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее основными задачами выполняет следующие функции:
проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывает совместно с соответствующими службами мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также контролирует их выполнение;
организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия;
организует совместно с соответствующими службами предприятия разборку и выполнение комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также участвует в разработке соглашений по труду;
подготавливает и вносит руководству предприятия предложения по разработке и внедрению более совершенных конструкций, предохранительных устройств и других средств защиты от опасных производственных факторов;
участвует в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда;
или участвует в проверках технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений;
контролирует правильность составления и своевременность представления заявок на приобретение спецодежды, спецоборудования и других средств индивидуальной защиты, а также оборудования и материалов для осуществления мероприятий по охране труда;
оказывает помощь подразделениям предприятия в организации контроля состояния окружающей производственной среды;
участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых и после реконструкции объектов производственного назначения, оборудования и машин, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда;
проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с действующими нормативными документами;
участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности.
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации организация обеспечения безопасности труда в подразделениях возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие — главный инженер. На предприятиях должны создаваться комитеты по охране труда и назначаются уполномоченные по охране труда. Комитеты по охране труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюзной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде. Уполномоченные подразделений, осуществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах, принимают участие в расследовании и документальном оформлении несчастных случаев на производстве.
Немаловажную роль играет возможность безопасного исполнения людьми своих трудовых обязанностей. В связи с этим была создана и развивается наука о безопасности труда и жизнедеятельности человека.
Безопасность жизнедеятельности — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности человека в среде обитания, сохранение его здоровья, разработку методов и средств защиты путем снижения влияния вредных и опасных факторов до допустимых значений, выработку мер по ограничению ущерба в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Цель и содержание безопасности жизнедеятельности:
обнаружение и изучение факторов окружающей среды, отрицательно влияющих на здоровье человека;
ослабление действия этих факторов до безопасных пределов или исключение их, если это возможно;
ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий.
Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.
Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве безопасность жизнедеятельности можно представить следующим образом.
Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.
Кодексы законов и отдельные законы РФ.
Указы и распоряжения Президента РФ.
Постановления и распоряжения Правительства РФ.
Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.
Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.
Круг практических задач безопасности жизнедеятельности, прежде всего, обусловлен выбором принципов защиты, разработкой и рациональным использованием средств защиты человека и природной среды от воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.
Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасности условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляет одну из главных забот человеческого общества. Обращается внимание на необходимость широкого применения прогрессивных форм научной организации труда, сведения к минимуму ручного, малоквалифицированного труда, создания обстановки, исключающей профессиональные заболевания и производственный травматизм.
На рабочем месте должны быть предусмотрены меры защиты от возможного воздействия опасных и вредных факторов производства. Уровни этих факторов не должны превышать предельных значений, оговоренных правовыми, техническими и санитарно-техническими нормами. Эти нормативные документы обязывают к созданию на рабочем месте условий труда, при которых влияние опасных и вредных факторов на работающих, либо устранено совсем, либо находится в допустимых пределах.
Микроклимат производственных помещений − это климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующими организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей.
На рисунке 5.2.1 приведена классификация производственного микроклимата.
/>

/>/>/>/>

/>/>

/>/>

/>/>

Рис 5.2.1 Классификация производственного микроклимата.
Метеорологические условия рабочей среды (микроклимат) оказывают влияние на процесс теплообмена и характер работы. Микроклимат характеризуется температурой воздуха, его влажностью и скоростью движения, а также интенсивностью теплового излучения. Длительное воздействие на человека неблагоприятных метеорологических условий резко ухудшает его самочувствие, снижает производительность труда и приводит к заболеваниям.
Высокая температура воздуха способствует быстрой утомляемости работающего, может привести к перегреву организма, тепловому удару. Низкая температура воздуха может вызвать местное или общее охлаждение организма, стать причиной простудного заболевания либо обморожения.
Влажность воздуха оказывает значительное влияние на терморегуляцию организма человека. Высокая относительная влажность (отношение содержания водяных паров в 1 м3 воздуха к их максимально возможному содержанию в этом же объёме) при высокой температуре воздуха способствует перегреванию организма, при низкой же температуре она усиливает теплоотдачу с поверхности кожи, что ведёт к переохлаждению организма. Низкая влажность вызывает пересыхание слизистых оболочек путей работающего.
Подвижность воздуха эффективно способствует теплоотдаче организма человека и положительно проявляется при высоких температурах, но отрицательно низких.
Субъективные ощущения человека в зависимости от изменения параметров микроклимата
Таблица 5.2.2    продолжение
--PAGE_BREAK--
Температура воздуха, ºС
Относительная влажность воздуха, %
Субъективное ощущение
21






24






30








40
75
85
90
20
65
80
100
25
50
65
80
90
Наиболее приятное состояние.
Хорошее, спокойное состояние.
Отсутствие неприятных ощущений.
Усталость, подавленное состояние.
Отсутствие неприятных ощущений.
Неприятные ощущения.
Потребность в покое.
Невозможность выполнения тяжёлой работы.
Отсутствие неприятных ощущений.
Нормальная работоспособность.
Невозможность выполнения тяжёлой работы.
Повышение температуры тела.
Опасность для здоровья.
Для создания нормальных условий труда в производственных помещениях обеспечивают нормативные значения параметров микроклимата: температуры воздуха, его относительной влажности и скорости движения, а также интенсивности теплового излучения.
Гражданская оборона — составная часть системы общегосударственных мероприятий, проводимых с целью защиты населения и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Эта цель может быть достигнута заблаговременным проведением организационных, инженерно — технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижения воздействия поражающих факторов.
Современное ракетно-ядерное оружие обладает огромной разрушительной и поражающей силой. Оно способно вызвать большие человеческие жертвы и причинить огромный материальный ущерб.
Значительные разрушения на объектах народного хозяйства, большие потери среди населения могут стать причиной резкого сокращения выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, вызвать необходимость проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. В связи с этим возникает необходимость заблаговременно принимать соответствующие меры по защите населения от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения, обеспечению устойчивой работы объектов народного хозяйства, что составляет суть задач гражданской обороны.
Вопросами защиты и повышения устойчивости работы объектов народного хозяйства в военное время занимались и раньше. Однако так остро, как сейчас, эта проблема никогда еще не стояла, потому что, в отличие от прошлых войн, характер и возможные последствия вооруженного воздействия современных средств поражения на экономику приобрели качественно новые особенности, вытекающие из характера возможной будущей войны.
Инженерная защита рабочих и служащих объекта – это защита с использованием инженерных сооружений: убежищ, противорадиационных укрытий. Она достигается заблаговременным проведением инженерных мероприятий по строительству и оборудованию защитных сооружений с учетом условий расположения объекта и требований строительных норм и правил.
Оценка инженерной защиты рабочих и служащих на объекте заключается в определении показателей, характеризующих способность инженерных сооружений обеспечить надежную защиту людей.
Начальником гражданской обороны ОАО «Северный порт» на территории порта, является главный инженер. Он осуществляет непосредственное руководство гражданской обороной и несёт личную ответственность, за организацию, подготовку и своевременное выполнение мероприятий по защите персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышение эффективности использования основных производственных фондов имеет большое значение, как для отдельного предприятия, так и для всего народного хозяйства. Решение этой задачи означает увеличение производства необходимой обществу продукции, повышение отдачи созданного производственного потенциала, более полное удовлетворение потребностей населения, улучшение баланса оборудования на предприятии, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства и накоплений предприятий. Более эффективное использование основных производственных фондов приводит также к уменьшению потребностей во вводе новых производственных мощностей при изменении объёма производства, а, следовательно, к изменению вектора использования прибыли предприятия (увеличению доли прибыли, поступающей в фонд потребления, направлению большей части фонда накопления на механизацию и автоматизацию технологических процессов и т.д.).
Задача эффективного использования имеющихся основных производственных фондов всегда имеет для предприятия первостепенное значение, но в период кризисного состояния экономики она приобретает особую актуальность. От ее решения зависит место предприятия в отрасли в целом, его финансовое состояние и конкурентоспособность на рынке.
Данный дипломный проект посвящен анализу эффективности использования основных производственных фондов ОАО «Северный порт» и разработке предложений по ее повышению. При выполнении дипломного проекта проводился анализ двух лет деятельности предприятия с 2006 года по 2007 год. В ходе анализа оценивалось наличие основных производственных фондов порта как важнейшей составляющей его материально-технической базы, их состав, структура, техническое состояние и развитие, эффективность использования, а также была проведена оценка производственных и финансовых результатов деятельности ОАО «Северный порт».
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о неудовлетворительном техническом состоянии основных производственных фондов порта. На конец 2007 года уровень их износа составлял 64%, а степень изношенности таких активно действующих основных производственных фондов как портальные и мостовые краны достигла 91% и 100% соответственно. Темпы обновления основных производственных фондов явно недостаточны. Порту необходимо по возможности более интенсивно производить обновление, в первую очередь активной части основных производственных фондов, поскольку это является одним из важных факторов его успешного функционирования. Высокая степень изношенности основных производственных фондов порта негативным образом сказывается, в том числе, на показателях эффективности их использования.
Анализ использования основных производственных фондов в ОАО «Северный порт» выявил, что такие показатели как фондоотдача и фондоемкость показали относительно стабильную динамику — фондоотдача увеличилась на 0,2 руб., изменение не большое но, тем не менее, положительное, а рост фондоотдачи ведёт к экономии при использовании основных производственных фондов и к увеличению объёма выпускаемой продукции. Фондоёмкость уменьшилась, с 0,31 руб. до 0,29 руб., т.к. увеличилась фондоотдача. Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на рубль произведённой продукции. Снижение фондоёмкости свидетельствует об улучшении использования основных фондов.
Высокий уровень износа оказывает негативное воздействие на всё со­стояние материально-технической базы предприятия, уменьшает его производственные возможности, уменьшает отдачу средств тру­да и эффективность деятельности предприятия в целом.
На основе проведенного анализа были разработаны предложения по повышению эффективности использования основных производственных фондов ОАО «Северный порт», основными из которых являются: освобождение предприятия от излишнего оборудования путём его продажи или сдачи в аренду. За счёт средств полученных от реализации или аренды неиспользуемых в производственном процессе основных производственных фондов проводить модернизацию и ремонты оборудования, повышать уровень механизации портовых работ с целью сокращения потерь рабочего времени. Создавать комфортные условия работы для специалистов и всячески способствовать повышению ими своей квалификации.
Список используемой литературы
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 1999. — 850 с.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 09.05.2005) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001);
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о расходовании и учете несчастных случаев на производстве» от 11 марта 1999 г. № 379 // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 13.
Постановлением Правительства Москвы от 25.02.2003 года № 101-ПП «О проекте планировки территории, прилегающей к Химкинскому водохранилищу»
Арустамова Э.А. / Безопасность жизнедеятельности Э.А. Арустамова. — М., 2000.
Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Инфра-М. Москва
Баранов Е.Ф. Гражданская оборона – Альтаир-МГАВТ, 2007г.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник для студентов экономических специальностей – 4-е издание дополненное – М.: Финансы и статистика, 1997 – 416 с.
Бланк Ш.П., Митаишвили А.А., Легостаев В.А. Экономика внутреннего водного транспорта, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт 1999.- 200с.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт. — М.: Транспорт, 1987. 207 с.
Давыдов С.П., Селезнёва Н.Н. Экономика водного транспорта: Учебник для вузов водного транспорта. М.: — Транспорт 1991.
Муравья Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Костыгина Л.В. Экономика водного транспорта. Учебное пособие. Часть 1. Издательство «ЦДМУ МГАВТ», Москва, 2002. 204 с.
Либерфорт Г.Б. Судовые и двигатели и окружающая среда. — Л.: Судостроение, 1979. 144 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник Инфра-М. Москва
Стадницкий Г.В. Экология: учебник для ВУЗ-ов. — СПб.: Химиздат, 1999. 280 с.
Самсонов Н.Ф. Финансы транспорта: Учеб. для вузов по спец. «Организация управления на транспорте». М.: Высш. Шк. 1986. 306 с.
Охрана труда. — М.: ПРИОР, 1999. — 144 с.
Экология и безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л.А. Муравья. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
Мельченко В.Е. География связей и транспорта – Альтаир МГАВТ 2006г.
Мельченко В.Е. География связей и охрана окружающей среды – Альтаир МГАВТ 2007г.
«Транспорт России» Еженедельная информационно аналитическая газета № 29 (525) 17 Июля, 2008 г.
25. Бухгалтерский баланс ОАО «Северный порт» за 2006 – 2007 гг.
26. Приложение к бухгалтерскому балансу формы №№ 2, 5 ОАО «Северный порт» за 2006 -2007 гг.
27. Отчет по основным средствам ОАО «Северный порт» за 2006-2007 гг.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.