Реферат по предмету "Социология"


Становление системы социальной защиты населения РФ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра налогообложения иобщественного сектора
Курсовая работа по экономикеобщественного сектора
на тему:«Становление системы социальной защиты населения РФ»
Выполниластудентка
3курса301группы
Проверила:
 
Орёл 2006СОДЕРЖАНИЕ
 TOC o «1-2» h z u СОДЕРЖАНИЕ… PAGEREF _Toc154033245 h 2
Введение… PAGEREF _Toc154033246 h 3
Глава1 Социальная защита населения как одна из важных задач государства… PAGEREF _Toc154033247 h 5
1.1Необходимость социальной защиты населения. PAGEREF _Toc154033248 h 5
1.2Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системесоциальной защиты населения  PAGEREF _Toc154033249 h 8
1.3Социальное обеспечение и социальная помощь. PAGEREF _Toc154033250 h 20
1.4Социальное страхование населения. Система социальной службы… PAGEREF _Toc154033251 h 31
Глава2 Организация социальной защиты в современной России… PAGEREF _Toc154033252 h 34
3.1Социальная защита в Советский период… PAGEREF _Toc154033253 h 34
3.2Система социальной  защиты в современнойРоссии… PAGEREF _Toc154033254 h 39
Заключение… PAGEREF _Toc154033255 h 48
Списокиспользованных источников… PAGEREF_Toc154033256 h 49Введение
Наиболеемасштабной задачей  социальноориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Россииявляется деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработкестратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступаетфактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, котораяохватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторыепроблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.
Вданной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как  нестабильность на рынке труда и невозможностьохватить социальной защитой  все слоинаселения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательнойбазы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутсяна сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося взарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуацииобщества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Выбраннаятема «Становление системы социальной защиты населения РФ» как никогда актуальнадля нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей(пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленнойсоциальной помощи и защите.
Цель данной курсовой работы: рассмотреть как проходилостановление системы социальной защиты в условиях рынка за последние 10-15 лет.
В ходе достижения цели курсовойработы предстоит решить ряд задач:
1.         проследитьдинамику развития системы социальной защиты в России
2.         сущность,основные направления и функции социальной защиты населения;
3.         нормативно-правовыеосновы социальной защиты населения;
4.         формыоказания социальной защиты населению учреждением, основные недостатки вдеятельности;
5.         тенденцииразвития системы социальной защиты населения.
Объектомисследования — является система социальной  защиты населения России.
Предметомисследования — является исследование проблем развития и функционированиясистемы  социальной защиты населения в условиях формирования рынка.
Степень научнойразработанности: теоретической и методологической основой исследования явилисьтруды  российских социологов и ученых,исследующих проблемы по изучаемой теме. В ходе работы над темой использовалсяанализ статистических данных и научных публикаций, по которым можно отследитьдинамику основных социальных показателей общества.
Структура и объем работы: данная курсоваяработа  состоит из введения, двух глав,заключения и списка использованных источников информацииГлава 1 Социальная защита населения как одна изважных задач государства1.1 Необходимость социальной защиты населения
Неотъемлемыми факторами любой нормально функциони­рующейсоциальной системы являются социальная защита и социально-экономическаяподдержка населения.
Социальная помощь в поддержании физической жизни людей,удовлетворении их социальных потребностей суще­ствовала уже в начальный периодразвития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуа­лов.Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям исоциальной среде, сохранить целост­ность и преемственность культуры семьи,рода, общности.
С развитием цивилизации, технического прогресса и куль­туры,распадом семейно-родственных и общинных связей го­сударство все более активнопринимало на себя функцию га­ранта социальной защищенности человека.    
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделениюсоци­альной защиты населения в самостоятельный вид деятельно­сти, котораяприобрела новый смысл: прежде все­го как защита от неблагоприятных воздействийрыночных отношений.
В условиях рыночных отношений человек может обеспе­читьудовлетворение своих потребностей лишь путем получе­ния дохода от собственностиили в виде заработной платы за свой труд.
Однако в каждом обществе есть определенная часть насе­ления,которая не имеет собственности и не в состоянии тру­диться в силу некоторыхпричин: болезнь, нетрудоспособ­ность, вследствие старости или возраста, непозволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети),последствия экологических, экономических, нацио­нальных, политических и военныхконфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти ка­тегориинаселения не выживут без защиты и социальной по­мощи государства, когда главнымфактором производства и распределения является капитал.[1]
Государство объективно заинтересовано в поддержке соци­альноуязвимых слоев населения по нескольким причинам:
1)   государство, провозгласившее себя цивилизованным,  обязано, согласно Всеоб­щей Декларации правчеловека, «обеспечить населению дос­тойный уровень жизни»;
2)    всякое государствозаинтересовано в расширенном вос­производстве квалифицированной рабочей силы;
3)   социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует  экономическое состояние различных групп ислоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в об­ществе.
Развитие цивилизованного рынка может нормально осу­ществлятьсятолько вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политикагосударства по обеспечению конституционных прав и мини­мальных гарантийчеловеку независимо от его места житель­ства, национальности, пола, возраста,иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободыличности — от права на собственность и свободу предприни­мательства до личнойнеприкосновенности и экологической безопасности.
Взаимодействие рыночных отношений и социальной за­щиты необходимоучитывать не только на уровне всего обще­ства, но и на уровне социальных групп,семьи и индивида.
Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказатьнеобходимую помощь конкретному человеку в слож­ной жизненной ситуации.
Система социальной защиты населения в России находит­ся в стадииформирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную,многопрофильную от­расль народного хозяйства. В настоящее время в ней занятооколо 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч учреждений.
Однако практика переходного периода в России показы­вает, чторазвитие рыночных отношений происходит не вме­сте с ростом социальной защитынаселения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождаетсоциальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения име­лидушевой доход ниже прожиточного минимума.
Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россияв конце 80-х годов, характеризуется проти­воречием между нарастаниемпотребностей в социальной за­щите населения и сужением возможностей для ихудовлетво­рения. Проанализировав изменения величины денежного дохода населения,уровень цен на товары и услуги можно  выявить причины нарастания социальной напряженности:
1)    падение производствавообще и товаров народного потребле­ния особенно;
2)    неблагополучнаядемографическая обстановка и старение общества как ее следствие;
3)     структурные измене­ния в экономике исокращение армии, ведущие к расшире­нию базы безработицы;
4)    инфляция и обесцениваниенакопле­ний населения; рост стоимости энергоносителей, провоциру­ющий ростстоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.
Жизнь требует новых экономических подходов в целях усилениясоциальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономическихусловий для:
— обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;
— использования новых стимулов к труду и экономичес­койдеятельности;
— создания цивилизованныхмеханизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения враспределении прибыли, социальное партнерство, негосудар­ственное социальноестрахование и др.);
— формирования экономической системы самозащиты.
Экономичес­кая политика государства — это часть его общейполитики, совокупность принципов, решений и действий, направленныхнаобеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшейэкономической эффективностью.
Разрабатывая и осуществляя эко­номическую политику, государство недолжно­ допускать бесконтрольного роста инфля­ции, вмешиваться в механизмыэкономики и т. д.Однако государство в то же время призвано влиять на нееэкономическими методами (например, методами налоговой политики, системы льготно­гокредитования и т.п.).
Социальная ориентация экономики выражается в подчинениипроизводства потребителю, удовлетво­рении социальных потребностей населения истимулирова­нии этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необ­ходимоеперераспределение доходов между более обеспечен­ными и менее обеспеченнымислоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондахсредств на оказание населению социальных услуг и предоставление со­циальныхгарантий.1.2 Государственные гарантии и минимальныесоциальные стандарты в системе социальной защиты населения
В обществе рыночных отношений главнуюфункцию соци­альной защиты берет на себя государство как главный субъектсоциальной политики и социальной работы.
Основные социальные гарантии закреплены в Конститу­ции РФ инаходят свое подтверждение в социальной полити­ке. Они определены в ст. 7Основного закона РФ: «В Россий­ской Федерации охраняются труд и здоровье людей,устанав­ливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,обеспечивается постоянная поддержка семьи, материн­ства, отцовства и детства,инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,устанавливаются го­сударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальнойзащиты».
На современном этапе просматриваютсядве основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и  система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и другихподобных кате­горий, основанные на принципе заботы государства о соци­альноуязвимых членах общества и социальной благотвори­тельности. В то же время социальнаязащита должна рас­пространяться на все категории населения через системусоциальных гарантий.
Социальные гарантии — этомеханизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательствагосудар­ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основойгосударственных социальных гарантий должны стать минимальные социальныестандарты.
Минимальные социальные стандарты — этоустановлен­ные законодательством РФ нормы и нормативы, которые за­крепляютминимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.[2]Систему государственных мини­мальных стандартов составляют взаимосвязанныегосудар­ственные минимальные социальные стандарты в области:
1)   оплаты труда;
2)   пенсионного обеспечения;
3)   образования;
4)   здравоохранения;
5)   культуры;
6)   социального обслуживания;
7)   жилищно-коммунального обслуживания.
Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах»самый необходимый минимум социальных стан­дартов, государство делаетобязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а такжедля работо­дателей и предпринимателей всех видов собственности, причем нетолько государственной.
Минимальные пределы государственных гарантий подтвер­ждаются идругими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами«О здравоох­ранении», «Об образовании», «О культуре» и др.
В качестве государственных минимальных стандартов в области оплатытруда устанавливаются:
— минимальный размер оплаты труда;
— единая тарифная сеткаоплаты труда работников бюд­жетной сферы (ЕТС).
Минимальная заработная плата — это уровень заработной платыработника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальныеусловия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальнымсоглашением.
В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труди в условиях, отвечающих требованиям безо­пасности и гигиены, на вознаграждениеза труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного феде­ральнымзаконом минимального размера оплаты труда, а так­же право на защиту отбезработицы».
Трудовой кодекс РФ (ст. 129) устанавливает, что «месячная опла­татруда работника, отработавшего полностью определенную на этот период нормурабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не можетбыть ниже установленного минимального размера оплаты труда».
Таблица №1 — Минимальный размер оплаты труда[3](на 1 января; рублей; до 1998г.- тыс. руб.)
1993
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Минимальный размер оплаты труда
4,3
63,3
83,5
83,5
83,5
83,5
200,0
300,0
450,0
600,0
720,0
Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты)
4,5
80,0
80,0
90,0
90,0
110,0
200,0
450,0
450,0
600,0
720,0

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантирован­ный характер.Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенныймесячный уровень вознаграж­дения за свой труд. Этот уровень не снижается, еслинорма рабо­чего времени и нормы труда не выполнены не по вине работ­ника. Вминимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а такжепремии и другие поощритель­ные выплаты. Последние должны начисляться на заработ­нуюплату, которая не может быть ниже установленного го­сударством минимальногоуровня. Неспособность предприя­тия выплачивать минимальную зарплату всем своимработникам является одним из признаков банкротства.
Величина минимальной заработной платы обычно опреде­ляется путемисчисления прожиточного минимума. Прожиточ­ныйминимум — понятие, характеризующее минимум жиз­ненных средств,необходимых для нормального воспроизвод­ства рабочей силы и развития личности.Это показатель объе­ма и структуры потребления важнейших материальных благ иуслуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержанияактивного физического состояния взрос­лых, социального и физического развитиядетей и подрост­ков.
Для установления стоимостного показателя прожиточно­го минимумавводится понятие «бюджета прожиточного ми­нимума». Бюджет прожиточного минимумапредставляет со­бой стоимостную оценку натурального набора, а также вклю­чаетрасходы на налоги и другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения мини­мальныхпотребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должен соответствоватьвеличине заработной платы.
Дляопределения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным являетсяметод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимыепродукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.
Прожиточный минимум и бюджет прожиточного мини­мума могут бытьиспользованы:
— в качестве базы для адресной социальной поддержки;
— в качестве целевых ориентиров при регулировании до­ходов ипотребления малообеспеченных слоев населения;
— для оценки материальных и финансовых ресурсов, не­обходимых дляреализации перспективных и текущих соци­альных программ, оказания целевойнатуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
— для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовойпенсии по старости;
— в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих правона получение различного рода социальных выплат.
Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платыи прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического раз­витиястраны. Соответствие минимальной заработной платы потребитель­скому минимумувозможно лишь при стабильной экономи­ческой ситуации и определенном высокомуровне производ­ства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальныйразмер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исхо­дя из реальныхэкономических условий.
Следует отметить, что в последние годы минимальная за­работнаяплата, установленная законом, все менее соответ­ствует бюджету прожиточногоминимума.
Таблица №2[4] — Величина прожиточного минимума в 1992-1999гг.
(в среднем на душунаселения; рублей в месяц; до 1998г.- тыс. руб.)
Годы
Все население
Трудоспособное население
Пенсионеры
Дети
Соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов
1992
1,9
2,1
1,3
1,8
210
1993
20,6
23,1
14,4
20,7
220
1994
86,6
97,4
61,0
87,4
238
1995
264,1
297,2
186,2
268,6
195
1996
369,4
415,6
260,5
373,2
208
1997
411,2
462,4
289,9
415,1
229
1998
493,3
554,7
347,9
498,2
204
1999
907,8
1002,8
639,9
901,7
180
Таблица №3[5] — Величина прожиточного минимума в 2000-2004 гг. (в среднем на душу населения; рублейв месяц)
Все
население
в том числе по социально-демографическим
группам населения
Соотношение
среднедушевых денежных
доходов населения с
величиной прожиточного
минимума, процентов
трудоспособное
население
пенсионеры
дети
2000
1210
1320
909
1208
188,5
I квартал
1138
1232
851
1161
162,7
II квартал
1185
1290
894
1182
182,9
III квартал
1234
1350
930
1218
189,7
IV квартал
1285
1406
962
1272
216,1
2001
1500
1629
1144
1499
204,1
I квартал
1396
1513
1064
1405
178,1
II квартал
1507
1635
1153
1507
195,8
III квартал
1524
1658
1163
1514
209,5
IV квартал
1574
1711
1197
1570
231,9
2002
1808
1968
1379
1799
218,3
I квартал
1719
1865
1313
1722
187,3
II квартал
1804
1960
1383
1795
207,1
III квартал
1817
1980
1387
1799
220,8
IV квартал
1893
2065
1432
1880
252,8
2003
2112
2304
1605
2090
244,8
I квартал
2047
2228
1554
2039
212,7
II квартал
2137
2328
1629
2119
230,1
III квартал
2121
2318
1612
2089
242,7
IV квартал
2143
2341
1625
2113
289,6
2004
2376
2602
1801
2326
266,9
I квартал
2293
2502
1747
2259
239,5
II квартал
2363
2588
1793
2313
250,6
III квартал
2396
2629
1816
2336
263,3
IV квартал
2451
2690
1849
2394
309,2
Сокращение разрыва между прожиточным минимумоми размером минимальной заработной платы должно происхо­дить поэтапно. По мерестабилизации экономики Правитель­ство должно индексировать минимальный размероплаты труда к уровню прожиточного минимума.
В настоящее время заработная плата в России не выпол­няет своихглавных функций: воспроизводственную и стимулирующую.
Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будутдействительны, пока не будет восстановлена эконо­мическая функция заработнойплаты. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата — категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обес­печиватьчеловеку определенный социальный статус в обществе.
Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантиизащиты от безработицы.
Реальныемасштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают,что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного)достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек.
Таблица №4[6] — Численность экономически активного населения
1992
1995
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Тысяч человек
Экономически активное население — всего
75060
70740
72332
71411
72421
72835
72909
73811
в том числе:
занятые в экономике
71171
64055
65273
65124
66266
67152
67134
68603
безработные
3889
6684
7059
6288
6155
5683
5775
5208
Мужчины
39197
37338
37499
36905
36997
37206
37079
37511
в том числе:
занятые в экономике
37161
33726
33754
33527
33709
34199
34177
34710
безработные
2036
3613
3745
3378
3288
3007
2902
2801
Женщины
35863
33401
34833
34506
35423
35629
35831
36300
в том числе:
занятые в экономике
34010



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.