Реферат по предмету "Социология"


Социальный патронаж семей, находящихся в социально-опасном положении

--PAGE_BREAK--

Введение

          Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня в России свыше 40млн. семей. Семья очень быстрого и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающий для семьи процессы. В настоящее время наблюдается, что большинство населения до уровня доходов находится практически на уровне прожиточного минимума. Снижается рождаемость, со снижением рождаемости повышается количество детей, рожденных вне брака. Тяжелая материальная ситуация складывается в многодетных семьях, их составляет около 2млн. Возрастает количество малообеспеченных, а также беспризорных детей [5;4].

Деятельность специалистов социального патронажа прежде всего направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию сотрудничества с ними с целью обеспечения условий жизни и развития ребенка. Чаще всего клиентами патронажных служб являются: семьи, где жестоко обращаются с детьми, не соблюдают моральные нормы, злостно уклоняются от контактов правоохранительными органами, представителями власти, общественности.

Цель работы патронажных служб с семьей — оказание комплексной помощи семье и детям в создании благополучных условий развития ребенка защите его прав и интересов.
Глава 1. Социальный патронаж семей «группы риска»

1.1.          Социальный патронаж: понятие, принципы, функции, виды
Патронаж (от фр. рatrоnаgе — покровительство) — вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д… [13; 224]

Социальный патронаж  – социальное обслуживание определенной       категории граждан вне стационара, иными словами, нестационарные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов, семей. [11;118]

Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов:

 1) Системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;

2) Комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;

3) Оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого;

4) Укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально;

 5) Приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде;

 6) Уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности;

 7) Объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;

 8) Дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;

 9) Адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;

 10) Взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;

 11) Разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;

 12) Создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий [1;51].

 Различают два направления социального патронажа семьи:

Первое направлениеосновывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.

Второе направлениеосновывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д.

Рассматривая первое направление отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т.д., т.е. все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

Социально-психологический патронажреализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений [6;39].

Социальный патронажспособствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного – с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.

Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронажвключает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства [13;524].

 Помимо вышеперечисленных видов социального патронажа выделяют социально-экономический патронаж — периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр., в целом он может трактоваться лишь как элемент социального, что соответствует структуре стандартов социальной помощи.

Служба социального патронажа выполняет следующие функции:

— изучение и анализ жизненной ситуации потенциальных и реальных клиентов (семей и детей группы социального риска);

— комплексное и системное воздействие на эту ситуацию и на клиентов с целью социального оздоровления;

— обеспечение последующего социальною контроля за жизнедеятельностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана [1;51].

1.2. Технологии социального патронажа с семьями, находящимися  в социально-опасном положении

          Деятельность специалистов социального патронажа, прежде всего, направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию сотрудничества с ними с целью обеспечения условий жизни и развития ребенка. Чаще всего клиентами патронажных служб являются: семьи, где жестоко обращаются с детьми, не соблюдают моральные нормы, злостно уклоняются от контактов правоохранительными органами, представителями власти, общественности.

          Цель работы патронажных служб с семьей — оказание комплексной помощи семье и детям в создании благополучных условий развития ребенка защите его прав и интересов.

          Работа с семьей предполагает несколько этапов :

— установление контакта с членами семьи;

— выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения;

— определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны учреждения, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;

-реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в решении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

— контроль, патронирование семьи для закрепления результатов проведенной работы.

В ходе патронажа специалисты оказывают различные виды помощи. Если это семьи «группы риска», то в первую очередь им необходимы материально-бытовая помощь, услуги психолога, социально-педагогические услуги.

Основная работа с неполными семьями заключается в оказании содействия в получении всех возможных видов материальной, вещевой, продуктовой помощи. Но не только это, но и оформление пенсий по потере кормильца, алиментов на содержание детей, содействие в оформление детей в ясли и детские сады, направлении в летние лагеря детей школьного возраста. Регулярно проводятся консультации по широкому кругу проблем семьи.

Особая забота отводится к несовершеннолетним матерям. Им предоставляется весь спектр социально-бытовых услуг, содействие в получении адресной, материальной и вещевой помощи для матери и ребенка, обучение в области нравственно-правового воспитания и планирования семьи.

С целью профилактики и предупреждения девиантных форм поведения несовершеннолетних налаживаются регулярные контакты с различными организациями и ведомствами. Осуществляется тесное сотрудничество с КДН и инспекторами ОДН, поддерживается постоянная связь со специалистами детского отделения  наркологического диспансера.

Немаловажно прививать детям умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свое свободное время, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения и общения со сверстниками. Основные составные компоненты этой работы – привлечение  подростков к праздникам, проводимым в Центре, вовлечение в работу кружков и спортивных секций, участие в культурно-массовых мероприятиях на площадках города и другое [9;69].

Рассмотрим конкретные этапы технологии социального патронажа.

Стадии процесса социального патронажа поПанову А.М. [8;59]:

1) Постановка социального диагноза — выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы. Еще до первой встречи с клиентами патронажные работники собирают необходимую информацию о семьях групп риска. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор такой информации они расценивают как крайне важный шаг и необходимую часть работы с будущими клиентами. Сбор информации продолжается и в процессе патронажной работы, на стадии целенаправленного изучения социальной ситуации объектов патронажа.

2) Вмешательство патронажной службы и с ее помощью — других социальных служб в семейную ситуацию. Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом. Социальное вмешательство в том виде, в котором оно используется в практике эффективно работающих социальных служб, — это действия, посредством которых патронажные и иные работники этих служб пытаются произвести изменения к лучшему в жизнедеятельности клиентов.

3) Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения. Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Чаще всего   применяются психосоциальные методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует патронажная служба; проявление, без стеснения, своего разочарования, обиды или даже бессилия, чтобы клиент убедился в том, что патронажный работник всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.

4) Проблемный анализ — совместная работа с семьей по определению причин ее неблагополучия, характера проблем и их влияния на жизнедеятельность, а также по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи. Используя методы проблемного анализа, патронажные службы определяют, какова природа трудностей семьи или ребенка — социальная, психологическая или иная. Неверная оценка может исказить понимание ситуации, а от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа. Эта стадия патронажа логически связана с ее первой стадией — постановкой социального диагноза, но предполагает гораздо более глубокого проникновения в причинно-следственные связи, детерминирующие кризисное состояние семьи или ребенка.

5) Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы. Этап, включающий формулирование целей и задач совместной деятельности с клиентом, составление графика встреч.

Заключаемый договор, как правило, не является юридическим документом; он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом.

 6) Социальная терапия — непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников. Эта стадия заключается в собственно процессе осуществления запланированных преобразований, реализации программ социального патронажа.

В практике имеют место самые разнообразные виды и типы таких программ, направленные на решение соответствующих многообразных кризисных ситуаций и нивелирование факторов риска (программы патронажа семей с асоциальным поведением взрослых, жестоким обращением, семей юных матерей, разведенных родителей и ряд других) [8;65].

7) Оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.

 8) Помощь клиентам в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.

Безусловно, данная схема — это идеальная модель процесса функционирования патронажной службы. В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них (от двух-трехдо пяти-шести). Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников.

Вместе с тем, если суммировать проанализированную практику, то именно названные выше стадии в совокупности составляют оптимальную схему социального патронажа, которая должна иметь место в деятельности каждой патронажной службы.

Поэтому важное значение имеют «крупицы» опыта, сложившегося в самых разных социальных службах, обобщенные и представленные ниже в целостном виде.

В зависимости от характера имеющихся семейных проблем, на различных стадиях патронажа реализуются так называемые программы-минимум и программы-максимум.

Программы-минимум обращены к ситуациям, связанным с внезапной утратой чего-то очень ценного в семье: физического здоровья, родных и близких, работы и т.д. В таких случаях усилия социального работника направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности членов данной семьи оптимально функционировать, несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограничений и потерь.

Программа-максимум предназначена для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации жизненной позиции, заменить или скорректировать прежние поведенческие схемы членов семьи.

Патронаж можно считать удачной формой не только закрепления достигнутого при реабилитации, но и своеобразной профилактикой [2;43].




Глава 2. Опыт работы участковой службы РГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетнихЛенинского района г. Чебоксары» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии
2.1. Участковая социальная служба – технология работы с неблагополучными семьями
В «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетнихЛенинского района г. Чебоксары»специалисты работают в трех отделениях:

1)     Отделение социальной помощи семье и детям;

2)     Отделение по приему и перевозке несовершеннолетних;

3)     Отделение диагностики и социальной реабилитации.

На обслуживании в Центре находятся следующие категории семей и детей:

— малообеспеченные семьи, неполные, многодетные, молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;

— семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— семьи, имеющие в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;

— семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями,  находящиеся в состоянии психологического стресса, с жестоким обращением с детьми;

— семьи, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);

— семьи, где родители погибли (умерли) во время несения воинской службы или выполнения других заданий; где родители являются военнослужащими срочной службы;

— семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии;

— семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни;

— дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновле­ния, опеки, попечительства;

— из малообеспеченных, многодетных, неполных семей,  дети-инвалиды, из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— беспризорные, безнадзорные, дети – жертвы насилия, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

— проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных;

— имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении;

— дети-жертвы  вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

— дети, освободившиеся из воспитательных колоний.

Все перечисленные категории клиентов Центра входят в состав «группы риска» и находятся в трудной жизненной ситуации.

Действующая участковая социальная служба на базе данного Центра является технологией социального патронажа семей, находящихся в социально-опасном положении.

Участковая социальная служба – служба, которая  в пределах своей компетенции осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами опеки и попечительства, органами образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, СМИ и иными организациями и учреждениями.

Служба производит работу на основании следующих задач:

— выявление семей и в них НС, находящихся в социально-опасном положении и нуждающихся в патронате, соц. защите и поддержке;

— принятие на учет и снятие с учета семей, находящихся в социально-опасном положении, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, отрицательно влияющих на их поведение;

— разработка ИПР семьи и находящихся в социально опасном положении, для устранения семейного неблагополучия и контроль за ее выполнением;

— осуществление соц патронажа семей, стоящих на учете;

— индивидуальное комплексное сопровождение детей, состоящих на учете;

— внедрение новых форм и методов обслуживания в зависимости от нуждаемости семей, детей и от местных социально-экономических условий;

— содействие в распространении семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в социально-опасном положении, и сопровождение таких семей;

— участие в установленном порядке в разработке планов мероприятий по улучшению положения семьи и детей в муниципальном образовании.

          Специалисты участковой службы производят работу на основании следующих рекомендаций по организации социального патронажа семей «группы риска»:

1) Объектами социального патронажа являются:       

— семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем;

— семьи с агрессивной, конфликтной атмосферой;

— семьи, имеющие криминогенный образ жизни;

— семьи, воспитывающие несовершеннолетних с отклонениями в поведении;

— семьи, где родители жестоко обращаются с детьми;

— семьи с неблагополучным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, психологической несостоятельностью родителей;

— семьи, где один из родителей осужден;

— семьи, в которых родители не занимаются воспитанием, обучение и содержанием несовершеннолетних.

2) Для организации социального патронажа на каждую семью оформляется социально-патронажная карта.

3) Семья ставится на учет для социального патронажа на основании обследования семьи, информации из учебных заведений, учреждений здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних, отдела охраны детства и других организаций и частных лиц.

4) Для проведения социального патронажа определяется цель и пути ее реализации, составляется индивидуальная реабилитационная программа семьи, режим посещения.

5) специалист осуществляя социальный патронаж:

— обследует жилищно-бытовые условия проживания семьи;

— устанавливает место работы и род занятий родителей (опекунов);

— устанавливает место учебы и род занятий несовершеннолетних;

— консультирует родителей по обязанностям и воспитании несовершеннолетних;

— определяет нужды семей и помогает им установить контакты с различными ведомствами и организациями;

— оказывает содействие в предоставлении семьям льгот, предусмотренных действующим законодательством;

— помогает в устройстве детей в дошкольные учреждения, детские оздоровительные учреждения;

— оказывает содействие в направлении пьющих родителей, подростков, состоящих на учете в наркодиспансере, в кабинет анонимного лечения;

— ходатайствует о трудоустройстве родителей и несовершеннолетних подростков;

— содействует в приобретении новой специальности и открытии своего дела.

6) При организации социального патронажа семьи необходимо поддерживать связь со школой, детской поликлиникой, комиссией по делам несовершеннолетних, советом микрорайона, общественными объединениями родителей.

7) С потранажного учета семья снимается в случае достижения поставленной цели, при установлении нормального морально-психологического микроклимата в семье и формировании здорового образа жизни.

         

2.2. Методы и формы работы участковой социальной службы
В Центре осуществляется 4вида социального патронажа:

1) экстренный — семья посещается каждый день или не менее двух раз в неделю;

2) срочный — семья посещается один раз в неделю;

3) обычный — семья посещается один раз в месяц;

4) контрольный — семья посещается один раз в квартал.

В Чувашской республике создана Единая база данных о выявлении безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально-опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети. Участковая социальная служба в своей работе использует сведения этой базы данных.

Единая база данных состоит из районных и городских баз данных, содержащих документированную информацию о безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально-опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, сформированных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах.

В единой базе данных содержится персонифицированная информация о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально-опасном положении, в которых воспитываются дети, а также предоставляемой им необходимой помощи для выхода из сложившейся ситуации, в том числе о реализации индивидуальной программы реабилитации безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, органами и учреждениями системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Единая база данных включает следующие пункты:

1)     Дата первичного выявления (ФИО, дата рождения, документы удостоверяющие личность);

2)     История учета несовершеннолетнего;

3)     Сведения о матери, об отце;

4)     Учет несовершеннолетнего (кем выявлен, орган учреждения, дата выявления, обстоятельства, при которых был выявлен, выбор критерий постановки на учет);

5)     Индивидуальная программа реабилитации;

6)     Снятие с учета несовершеннолетнего.

Также на каждую семью, стоящую на учете в Центре заводится «Учетная карта семьи, находящейся в социально-опасном положении, в которой воспитываются несовершеннолетние дети».

В ней заполняются следующие пункты:

— наименование органа (учреждения), выявившего семью, находящуюся в социально-опасном положении;

— дата выявления;

— сведения о членах семьи;

— обстоятельства, при которых была выявлена семья, находящаяся в социально-опасном положении;

— причины нахождения семьи в социально-опасном положении:

семья имеет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

родители или законные представители не выполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетних;

родители или законные представители не выполняют обязанности по содержанию несовершеннолетних;

родители или законные представители жестоко обращаются с детьми;

родители или законные представители вовлекаютнесовершеннолетних в занятия бродяжничеством и попрошайничеством;

родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками, принимают наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества;

отсутствует постоянное место жительства семьи;

семья проживает в антисанитарных условиях и другие причины.

— сведения о лице, заполнившим карту;

— решение районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о проведении индивидуальной профилактической работы в отношении семьи.

Участковая социальная служба участвует в разработке индивидуальной программы реабилитации семьи.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Криміналістична характеристика шахрайства та особливості порушення кримінальної справи по вказаній категорії злочинів
Реферат Welcome@ukrferry-tour com ua
Реферат Проектирование технологического цикла на производстве
Реферат Оценочная семантика языковых единиц как отражение ментальности личности на материале романа
Реферат Корпоративная культура раеферат
Реферат Klinefelter Syndrom Essay Research Paper KLINEFELTER SYNDROMETHE
Реферат ИТ как средство развития познавательной активности и творческих способностей школьников с наруше
Реферат Экологические факторы деятельности человека в сельской местности
Реферат Анализ рынка труда Тюменской области
Реферат Роль світового ринку в формуванні світового господарства
Реферат Специальные налоговые режимы 6
Реферат Алюминий самый распостраненный в земной коре металл. На его долю приходится 5,5-6,6 мол доли или 8 масс. %. Главная масса его сосредоточена в алюмосиликатах
Реферат Дворянское собрание
Реферат Описание работы графической системы VGA
Реферат Облитерирующий атеросклероз: диагностика, тактика лечения