Федеральное агентствопо образованию РФ
РязанскийГосударственный Радиотехнический Университет
Реферат
по социологиина тему:
«Социальнаястратификация П. Сорокина»
Рязань, 2010
Содержание
Введение
1. Краткая биография П. Сорокина
2. Основные формы стратификации и взаимоотношения между ними
3. Системы социальнойстратификации
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Для человеческогообщества на всех этапах его развития было характерно неравенство.Структурированные неравенства между различными группами людей социологиназывают стратификацией.
Для более точного определенияэтого понятия можно привести слова Питирима Сорокина: «Социальная стратификация– это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы виерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев.Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственностии обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияниясреди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальнойстратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие можетбыть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая ипрофессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены.
»Социальная стратификация– это постоянная характеристика любого организованного общества".
«Социальная стратификацияначинается с веберовского разграничения более традиционных обществ,основывающихся на статусах (например, обществ, имеющих в своем основании такие предписанныекатегории, как сословия и касты, рабство, вследствие чего неравенство санкционируетсязаконом) и поляризированных, но более размытых обществ, имеющих в своей основе классы(что типично для современного Запада), где большую роль играют личныедостижения, где экономическая дифференциация имеет первостепенное значение иносит более безличностный характер».
Изучение социальнойстратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работыКарла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователейначала ХХ в. – от В.Парето (который предложил теорию «циркуляции элит»)до П.Сорокина.
Питирим АлександровичСорокин (1889 — 1968), один из крупнейших представителей социальной мысли XXстолетия, был одним из основоположников теории социальной стратификацииобщества. Социальная стратификация, согласно взглядам П.А. Сорокина — этопостоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме,социальная стратификация существовала, как считал этот виднейший социолог, вовсех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия,согласно его воззрениям, продолжают существовать в науке и искусстве, политикеи менеджменте, среди преступников и в демократиях – повсюду.
Для Сорокина, как и длямногих исследователей до и после него, очевиден внеисторический динамизмсоциальной стратификации. Абрис и высота экономической, политической илипрофессиональной стратификации — вневременные характеристики и нормативныечерты стратификации. Их временные флуктуации не носят однонаправленногодвижения ни в сторону увеличения социальной дистанции, ни в сторону еесокращения.
Таким образом, П.А.Сорокин является одним из основоположников современной социологической теориисоциальной стратификации, поэтому так важен тщательный анализ основныхположений его теории в свете его научных воззрений и историческойдействительности, участником которой он был.
1. Краткая биография П. Сорокина
Сорокин Питирим Александрович(1889-1968) — американский социолог и культуролог. Родился 23 января (4февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российскойимперии (Коми край), в семье сельского ремесленника. Окончил юридическийфакультет Санкт-Петербургского университета (1914), и оставлен при университетедля подготовки к профессорскому званию (с января 1917 — приват-доцент). В1906-1918 член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральскойреволюции участвовал в эсеровской агитации, подвергался арестам. ПослеФевральской революции депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянскихдепутатов, секретарь (вместе с другом юности Н.Д. Кондратьевым) главыВременного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента. ПослеОктябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях;ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам. В конце 1918 г.отходит от политической деятельности. В 1919 г. становится одним изорганизаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессоромсоциологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследованийчеловеческого поведения. В 1921 г. работал в Институте мозга, в Историческом иСоциологическом институтах. В 1922 г. выслан из Советской России. В 1923 г.работал в Русском университете в Праге. В 1924 г. переезжает в США. В 1924-1930профессор университета Миннесоты, с 1930 до конца жизни — профессорГарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру социологии, а в1931 г. — социологический факультет.
Основные труды П.А.Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину:(многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины»(1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символыв общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда»(1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Системасоциологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальнаямобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика»(1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика;система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности»(1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философиив век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Путии власть любви» (1954), «Интегрализм — моя философия» (1957), «Властьи мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР ксмешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога.Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени»(1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).
Научные интересы П.А.Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества икультуры.
По мнению П.А. Сорокина,попытки радикального сокрушения социальной дифференциации приводили лишь кпринижению общественных форм, к количественному и качественному разложениюсоциальности.
Сорокин рассматривалисторическую действительность как иерархию в разной мере интегрированныхкультурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина — идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, «чистыхкультурных систем», носителями которых являются индивиды и институты.Исторический процесс, по Сорокину, есть флуктуация типов культур, каждый изкоторых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главныхфилософских посылок (представление о природе реальности, методах её познания).
Сорокин критиковалгосподствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об «интегральной»социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры.Социальная действительность рассматривалась П.А. Сорокиным в духе социальногореализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурнойреальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системойзначений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любоеотдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств,рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.
Все эти способы познаниядолжны быть использованы при систематическом исследовании социокультурныхфеноменов, однако высшим методом познания Сорокин считал интуициювысокоодаренной личности, при помощи которой были, по его мнению, совершены всевеликие открытия. Сорокин различал системы социокультурных феноменов многихуровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действиякоторых распространяется на многие общества (суперсистемы).
Сорокин выделяет триосновные типа культуры: чувственный — в нём преобладает непосредственноечувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладаетрациональное мышление; идеалистический — здесь господствует интуитивный методпознания.
2. Основные формы стратификациии взаимоотношения между ними
стратификациянеравенство сорокин флуктуация
Конкретные ипостасисоциальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может бытьсведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональнаястратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие квысшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и подругим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоеводновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущиеже, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слояхпрофессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немалоисключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершиныполитической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях беднякизанимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А этозначит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека отсовершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг сдругом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть доопределенной степени. Этот факт не позволяет нам проанализировать все триосновные формы социальной стратификации совместно. Для большего педантизманеобходимо подвергнуть анализу каждую из форм в отдельности.
Экономическаястратификация
Говоря об экономическомстатусе некой группы, следует выделить два основных типа флуктуации. Первыйотносится к экономическому падению или подъему группы; второй — к росту илисокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явлениевыражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом;второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении — уменьшении высоты, так сказать, крутизны, экономической пирамиды.Соответственно существуют следующие два типа флуктуации экономического статусаобщества:
1. Флуктуацияэкономического статуса группы как единого целого:
а) возрастаниеэкономического благосостояния;
б) уменьшение последнего.
2. Флуктуации высоты ипрофиля экономической стратификации внутри общества:
а) возвышениеэкономической пирамиды;
б) уплощениеэкономической пирамиды.
Гипотезы постояннойвысоты и профиля экономической стратификации и ее роста в XIX веке неподтверждаются. Самая верная – гипотеза колебаний экономической стратификацииот группы к группе, а внутри одной и той же группы – от одного периода временик другому. Иными словами, существуют циклы, в которых усиление экономическогонеравенства сменяется его ослаблением. В этих флуктуациях возможна некотораяпериодичность, но по разным причинам ее существование пока еще никем недоказано.За исключением ранних стадий экономической эволюции, отмеченныхувеличением экономической стратификации, не существует постоянного направления вколебаниях высоты и формы экономической стратификации. Не обнаружена строгаятенденция к уменьшению экономического неравенства; нет серьезных оснований идля признания существования противоположной тенденции. При нормальныхсоциальных условиях экономический конус развитого общества колеблется вопределенных пределах. Его форма относительно постоянна. При чрезвычайныхобстоятельствах эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономическойстратификации может стать или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. Вобоих случаях такое положение кратковременно. И если «экономическиплоское» общество не погибает, то «плоскость» быстро вытесняетсяусилением экономической стратификации. Если экономическое неравенствостановится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушкеобщества суждено разрушиться или быть низвергнутой.
Таким образом, в любомобществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силамивыравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние — стихийно, импульсивно,используя насильственные методы.
Политическаястратификация
Итак, как уже былоотмечено, универсальность и постоянство политической стратификации вовсе неозначает, что она везде и всегда была идентичной. Сейчас же следует обсудитьследующие проблемы: а) изменяется ли профиль и высота политическойстратификации от группы к группе, от одного периода времени к другому; б)существуют ли установленные пределы этих колебаний; в) периодичность колебаний;г) существует ли вечно постоянное направление этих изменений. Раскрывая все этивопросы, мы должны быть крайне осторожны, чтобы не подпасть под обаяниевелеречивого красноречия. Проблема очень сложна. И должно приближаться к нейпостепенно, шаг за шагом. Изменения верхней части политической стратификации. Упростимситуацию: возьмем для начала только верхнюю часть политической пирамиды,состоящую из свободных членов общества. Оставим на некоторое время без вниманиявсе те слои, которые находятся ниже этого уровня (слуги, рабы, крепостные и т.п.). Одновременно не будем рассматривать: Кем? Как? На какой период? По какимпричинам? Занимаются различные слои политической пирамиды. Сейчас предметомнашего интереса являются высота и профиль политического здания, населенногосвободными членами общества: существует ли в его изменениях постояннаятенденция к «выравниванию» (то есть к уменьшению высоты и рельефностипирамиды) или в направлении к «повышению». Общепринятое мнение — впользу тенденции «выравнивания». Люди склонны считать как само собойразумеющееся, что в истории существует железная тенденция к политическомуравенству и к уничтожению политического «феодализма» и иерархии.Такое суждение типично и для настоящего момента. Как справедливо подметил Г.Воллас, «политическое кредо массы людей не является результатомразмышлений, проверенных опытом, а совокупностью бессознательных илиполусознательных предположений, выдвигаемых по привычке. Что ближе к разуму, тоближе к прошлому и как более сильный импульс позволяет быстрее прийти квыводу». Что касается высоты верхней части политической пирамиды, то моиаргументы следующие. У первобытных племен и на ранних ступенях развитияцивилизации политическая стратификация была незначительной и незаметной.Несколько лидеров, слой влиятельных старейшин — и, пожалуй, все, чторасполагалось над слоем всего остального свободного населения. Политическаяформа такого социального организма чем-то, только отдаленно, напоминала покатуюи низкую пирамиду. Она скорее приближалась к прямоугольному параллелепипеду селе выступающим возвышением верху. С развитием и ростом общественных отношений,в процессе унификации первоначально независимых племен, в процессеестественного демографического роста населения политическая стратификацияусиливалась, а число различных рангов скорее увеличивалось, чем уменьшалось.Политический конус начинал расти, но никак не выравниваться. То же можносказать и о самых ранних ступенях развития современных европейских народов, одревнегреческом и римском обществах. Не обращая внимание на дальнейшую политическуюэволюцию всех этих обществ, очевидным кажется, что никогда их политическаяиерархия не станет такой же плоской, какой она была на ранних стадиях развитияцивилизации. Если дело обстоит именно так, то было бы невозможным признать, чтов истории политической стратификации существует постоянная тенденция кполитическому «выравниванию». Второй аргумент сводится к тому, что,возьмем ли мы историю Древнего Египта, Греции, Рима, Китая или современныхевропейских обществ, она не показывает, что с течением времени пирамидаполитической иерархии становится ниже, а политический конус — более плоским. Вистории Рима периода республики мы видим вместо нескольких рангов архаическойпоры высочайшую пирамиду из разных рангов и титулов, накладывающихся друг надруга даже по степени привилегированности. В наше время наблюдается нечтопохожее. Специалисты по конституционному праву верно отмечают, что политическихправ у президента США явно больше, чем у европейского конституционного монарха.Исполнение приказов, которые отдают высокие официальные лица своим подчиненным,генералы — низшим военным рангам, столь же категорично и обязательно, как и влюбой недемократической стране. Соблюдение приказов офицера высшего звания вамериканской армии так же обязательно, как и в любой другой армии. Есть отличияв методах рекрута, но это не означает, что политическое здание современныхдемократий плоское или менее стратифицированное, чем политическое здание многихнедемократических стран. Таким образом, что касается политической иерархиисреди граждан, то отсутствует какая-либо тенденция в политической эволюции кпонижению или уплощению конуса. Несмотря на различные методы пополнения членамивысших слоев в современных демократиях, политический конус сейчас такой жевысокий и стратифицированный, как и в любое другое время, и, конечно же, онвыше, чем во многих менее развитых обществах. Но это утверждение никакимобразом и ничем не подтверждается. «Все, что мы видим — это»беспорядочные", ненаправленные, «слепые» колебания, неведущие ни к усилению, ни к ослаблению политической стратификации…
Следствия политическойстратификации:
1. Высота профиляполитической стратификации изменяется от страны к стране, от одного периодавремени к другому.
2. В этих изменениях нетпостоянной тенденции ни к выравниванию, ни к возвышению стратификации.
3. Не существуетпостоянной тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия кдемократии, от правления меньшинства к правлению большинства, от отсутствияправительственного вмешательства в жизнь общества ко всестороннемугосударственному контролю. Нет также и обратных тенденций.
4. Среди множестваобщественных сил, способствующих политической стратификации, большую рольиграет увеличение размеров политического организма и разнородность составанаселения.
5. Профиль политическойстратификации подвижнее, и колеблется он в более широких пределах, чаще иимпульсивнее, чем профиль экономической стратификации.
6. В любом обществепостоянно идет борьба между силами политического выравнивания и силами стратификации.Иногда побеждают одни силы, иногда верх берут другие. Когда колебание профиля водном из направлений становится слишком сильным и резким, то противоположныесилы разными способами увеличивают свое давление и приводят профильстратификации к точке равновесия.
Профессиональнаястратификация
Включает профессиональнуюи межпрофессиональную стратификацию. Существование профессиональнойстратификации устанавливается из двух основных групп фактов. Очевидно, чтоопределенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в товремя как другие профессиональные группы всегда находились у основаниясоциального конуса. Важнейшие профессиональные классы не располагаютсягоризонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, так сказать, накладываютсядруг на друга. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживаетсяи внутри каждой профессиональной сферы. Возьмем ли мы область сельскогохозяйства, или промышленности, торговли или, управления или любые другиепрофессии, занятые в этих сферах люди стратифицированы на многие ранги иуровни: от верхних рангов, которые осуществляют контроль, до нижних, которымиконтролируют и которые по иерархии подчинены своим «директорам»,«авторитетам», «менеджерам», «шефам» и т. п…Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в этих двух основныхформах: 1) в форме иерархии основных профессиональных групп(межпрофессиональная стратификация) и 2) в форме стратификации внутри каждого профессиональногокласса (профессиональная стратификация).
Следует отметить, что какими бы ни были всевозможные временные основымежпрофессиональной стратификации в разных обществах, рядом с этими вечноменяющимися основами существуют константные и универсальные основы. Дваусловия, по крайней мере, всегда были основополагающими: 1) важность занятия(профессии) для выживания и функционирования группы в целом, 2) уровеньинтеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Профессиональные группы, осуществляющие базовые функции социальнойорганизации и контроля, помещены в центре «двигателя общества».Плохое поведение солдата может не повлиять сильно на всю армию,недобросовестная работа одного труженика слабо воздействует на других, нодействие командующего армией или руководителя группы автоматически влияет навсю армию или группу, действия которой он контролирует. Более того, находясь наконтролирующей точке «социального двигателя», хотя бы в силу такогообъективно влиятельного положения, соответствующие социальные группы обеспечиваютдля себя максимум привилегий и власти в обществе. Уже этим объясняетсясоотношение между социальной значимостью профессии и ее местом в иерархиипрофессиональных групп. Успешное выполнение социально-профессиональных функцийорганизации и контроля, естественно, требует более высокого уровня интеллекта,чем для любой физической работы рутинного характера. Соответственно, эти дваусловия оказываются тесно взаимосвязанными: выполнение функций организации иконтроля требует высокого уровня интеллекта, а высокий уровень интеллектапроявляется в достижениях (прямо или косвенно), связанных с организацией иконтролем группы.
Таким образом, можно сказать, что в любом данном обществеболее профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации иконтроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для ее выполнения, вбольшей привилегированности группы и в более высоком ранге, который оназанимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот. К этому правилу следуетдобавить четыре поправки. Во-первых, общее правило не исключает возможностиналожения высших слоев низшего профессионального класса с низшими слоямиследующего, более высокого класса. Во-вторых, общее правило не распространяетсяна периоды распада общества. В такие моменты истории соотношение может бытьнарушено. Такие периоды обычно ведут к перевороту, после которого, если группане исчезает, былое соотношение быстро восстанавливается. Исключения, однако, неделают правило недействительным. В-третьих, общее правило не исключает отклонений.В-четвертых, так как конкретно-исторический характер обществ различен и ихусловия меняются во времени, то вполне естественно, что и конкретное содержаниепрофессиональных занятий в зависимости от того или иного общего положенияизменяется.
Системы социальной стратификации
Независимо от форм,которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально.Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты,кланы и классы. Рассмотрим каждый из этих видов систем в отдельности.
Рабство
Рабство – экономическая,социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полнымбесправием и крайней степенью неравенства.
Основные причины рабства
Неотъемлемой чертойрабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, иу древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом,благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике иискусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотникови собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.
Обычно указывают на трипричины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийсяне в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых,нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е.виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненноегоре или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людейзавоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.
Основные условия рабства
Условия рабства ирабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторыхстранах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяинаположенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину.Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы вДревнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собратьнеобходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином ипродавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованныегреки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство былопожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступникипревращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самойсмерти.
Не везде статус рабапередавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободнымилюдьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становилисьрабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего вбогатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и могстать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабыне имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имеливозможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения вобществе.
Рабство в Новом Светеберет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Светепредставляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.
Многие европейцы,решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состояниизаплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозитьтаких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдетсякто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получаливозможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за ихпровоз, а состоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенныйсрок.
Общие характеристикирабства
Хотя рабовладельческаяпрактика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо оттого, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного пленаили расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным;наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека,и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основнымразграничением между людьми, четко указывающим, какой человек являетсясвободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой — рабом (неимеющим привилегий).
Различают две формырабства:
патриархальное рабство –раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами,участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалосьубивать;
классическое рабство –раба окончательно закабалили; он жил в отдельном помещении, ни в чем неучаствовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностьюхозяина.
Рабовладение –единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступаетсобственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.
Касты
Кастой называютсоциальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительносвоим рождением. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида вэтой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом,всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумелидостичь в жизни.
Общества, для которыххарактерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границмежду кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамкахсобственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Дляпредотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложныеправила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общениес представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Кланы
Клан – род илиродственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами.
Клановая система типичнадля аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширнойсоциальной сетью родственников — кланом. Клан представляет собой нечто вродеочень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокийстатус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; всесредства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степенипринадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностьюкаждого его члена.
Кланы напоминают и касты:принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однаков отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они дажемогут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, посколькуобязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединятьчленов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы вболее изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.
Классы
Класс – большаясоциальная группа людей не владеющих средствами производства, занимающаяопределенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаясяспецифическим способом получения дохода.
Основной характеристикойэтой системы социальной стратификации является относительная гибкость ееграниц. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности,т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала дляповышения своего социального положения, или класса, — одна из основных движущихсил.
Заключение
Социальная стратификациявсегда была одной из главных тем научных изысканий П.Сорокина. На сегодняшнийдень проблемы социальной стратификации очень актуальны, так как мы, имеем возможность,каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя вдругой, изменениями социального пространства индивида. У Питирима Сорокина,человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту испособностям. К большому сожалению, в нашей жизни все совершенно иначе.Главенствующую роль занимают деньги, на сегодня они являются основным каналомвертикальной циркуляции.
Работы Питирима Сорокинао социальной стратификации важны для истории русской социологии. Он затрагивалсамые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал.Питирим Сорокин является одним из самых главных русских социологов, чьи трудыпродолжают иметь огромное значение не только русской, но и зарубежной всовременной социологии.
П. Сорокин относится ктому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. НаЗападе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одномряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Действительно, этотрусско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественноймысли и в развитие социологии как науки об обществе.
Социальная стратификациявыражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство,неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальнойстратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества наразличные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своемуобщественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут бытьсамыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чащевсего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти,образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции. По мнениюисследователей средний класс современного индустриального общества определяетстабильность социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм,поскольку средний класс – это прежде всего высокопродуктивный ивысококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию относятк смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на стадиистановления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для формированияновой социальной структуры.
Список использованнойлитературы
1. Новикова С. «Историяразвития социологии», Москва-Воронеж, 2006г
2. Сорокин П.А «Социальная стратификация и мобильность»,2007г
3. Сорокин П.А «Человек. Цивилизация. Общество»(Серия «Мыслители XX века»), М.,2004г
4. Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии»,Наука, 2007г
5. Сорокин П.А. «Система социологии», том 2,М.,2006г