Содержание
Введение
Глава I. Проблема малообеспеченности в России – как основнаясоциальная проблема
1.1 Малообеспеченность: сущность,понятие
1.2 Малообеспеченность в России:динамика и причины возникновения
Глава II. Социальная защита малообеспеченных слоёв населения
2.1 Социальная защита малообеспеченныхслоёв населения
2.2 Государственная социальная помощьмалообеспеченным слоям населения
Заключение
Список литературы
Введение
Малообеспеченность,бедность, нищета — понятия в российских условиях столь же относительные, как«нормальная» обеспеченность, тем более что в высшей степени относительнымявляется и понятие богатства. Вот уж поистине «у одних щи жидки, а у других —жемчуг мелок». К тому же российские регионы резко отличаются по всем возможнымпараметрам, связанным с доходами, ценами и рынком труда.
Тем самым для Россииособенно важно то, что современная социология предпочитает оценивать бедность врамках относительного подхода, т. е. не по численно измеряемым доходам, а пореальным лишениям (видам депривации), которые испытывает данное домохозяйство.
Официальный прожиточныйминимум населением вообще не рассматривается в качестве сколько-нибудьсодержательного показателя. Видимо, он им и не является. Реальная чертабедности в полтора раза ниже уровня прожиточного минимума, причем обычно величина«нормального» (с точки зрения граждан) дохода превосходит прожиточный минимумнастолько же, насколько прожиточный минимум превосходит бедность.
В России в качествепричин бедности наряду с длительной безработицей называют «невыплаты зарплаты изадержки пенсий» — последнего в Европе по понятным причинам нет. Если в Россиив семье с двумя работающими и одним иждивенцем один из работавших ушел напенсию, то семья уже переходит в разряд малообеспеченных. В такой семьеотказываются от услуг парикмахерской и химчистки, чинят одежду сами, пока онасовершенно не развалится, но при этом постоянно ощущают хрупкость своегоположения и необходимость суровой экономии на всем, включая лекарства, фрукты,междугородние звонки родственникам и подарки друг другу.
В настоящее времяколичество малообеспеченного населения в нашей стране слишком велико, поэтомурассмотрение данной проблемы является сегодня крайне актуальным.
Цель настоящей работысостоит в том, чтобы наиболее полно осветить проблему малообеспеченности в России,а также роль социальной работы в предотвращении бедности и помощи малоимущимгражданам.
Предмет исследования –теоретические моменты возникновения бедности, её характерные черты.
Объект исследования –малообеспеченное население нашей страны, а также социальные организации,способствующие преодолению бедности.
Задачи настоящей работысостоят в том, чтобы:
— дать понятиемалообеспеченности, выделить сущность;
— осветитьмалообеспеченность в России: динамика и причины возникновения;
— охарактеризовать социальнуюзащиту малообеспеченных слоёв населения;
— выделить, какосуществляется государственная социальная помощь малообеспеченным слоямнаселения.
Глава I. Проблема малообеспеченности вРоссии – как основная социальная проблема
1.1 Малообеспеченность:сущность, понятие
Уже несколько летрассуждения о бедности в России являются неотъемлемой частью общественногообихода. О существовании бедности говорит Президент, речь о бедности ведутчлены правительства, политики, эксперты, общественные и религиозные деятели,публицисты, но странное дело: количество произносимых ими слов упорно, годамине переходит в качество. Волны публичных дискуссий накатывают на массивроссийской бедности одна за другой, но эта скала стоит неколебимо.
Бедность ималообеспеченность огромного большинства населения России на фоне льющегося настрану нефтедолларового дождя является в начале ХХI века если не главной, тонаиболее скандальной приметой жизни 140-миллионного народа. Богатство(сверхбогатство) одних и бедность (на грани нищеты) других достигли в странетакого контраста, какого русская история еще не знала. Здесь мы, действительно,поставлены перед историческим вызовом, суть которого в том, что водораздел «бедность– богатство» превратился в линию разрыва социальной ткани, линию расколароссийского общества на «две России», потенциально антагонистичных.Удовлетворительного (практически значимого) ответа на этот вызов мы не имеем досих пор.
А получить ответнеобходимо, ибо бедность небезопасна. В условиях все более жесткого международногоокружения потенциал внутрироссийского антагонизма делает общество и государствоисключительно уязвимыми. [1]
Ненормально большой, несокращающийся разрыв между богатством и бедностью делает Россию все менееединой, – оттого все более слабой внутри и все более неуверенной вовне. В мире,где безудержное стремление к глобальному превосходству опирается нагипертрофированную военную силу, подобная слабость прощена не будет. Все сроки,когда эта слабость могла быть терпимой, для нашей страны прошли.
Российское общество нестоит на месте в своем идейном развитии. За последние годы проделаназначительная работа в области исследования феномена русской цивилизации. Эточрезвычайно важно, но здесь есть одно «но»: рост внимания к традициям русскойцивилизации нередко ограничен и замкнут у нас кругом нормативных ценностей,когда идеально должное, как говорят философы, отрывается от актуально сущего ирефлексия, даже изощренная, оказывается бессильной.
Можно вдохновенно и сфилософским блеском трактовать о духовно-нравственных ценностях «русскойцивилизации», ее глубоко самобытных чертах и при этом забывать, что инерцияувеличения разрыва между бедностью и богатством в нашем обществе с каждым годомнеуклонно уводит нас в сторону от всякой цивилизации вообще.
Ибо все цивилизации тем иотличаются от варварства, что владеют сложным законом ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯвозрастающего общественного богатства. Когда они утрачивают знание этогозакона, цивилизации гибнут.
Бедность как массовоеобщественное явление имеет много видов, обличий, причин, степеней, факторов. Врассуждениях об относительном характере бедности, о многоликости ее проявленийи т.п., легко потеряться. Нам же нужна сегодня интегральная характеристикароссийской бедности конца ХХ – начала ХXI веков, пригодная для того, чтобыстать инструментом практического политика.
Привыкнув к языкуирреальности, мы заученно повторяем: «проблема бедности». Помилуйте, какая еще «проблема»?!Не «проблема», а вопиющее зло, которое с вызывающей наглостью утвердилось внашей жизни с начала 90-х годов и продолжает победоносно торжествовать. Имяэтому злу – общественно санкционированный отказ человеку в средствах существования,достаточных для воспроизводства жизни.
С самых первых дней «новогопорядка», когда ярлык на правление Россией был выдан «правительствудемократических реформ» Ельцина – Бурбулиса – Гайдара, воспроизводство жизни вРоссии оказалось заблокировано. Не надо много статистики, не обязательноаккумулировать цифры многочисленных ограблений народа России – ограбления 92-гогода, ограбления 95-го года, ограбления 98-го года… Есть очевидность, котораякрасноречивее всяких цифр: вымирание людей в нашей стране, корректно именуемоев политических речах «демографическим кризисом», продолжается 15-й год подряд!И если уж говорить о «проблеме», то формулируется она предельно просто: какРАЗБЛОКИРОВАТЬ механизмы социальной самозащиты и политического действия, которыеостановят происходящее сползание российского социума к черте историческойсмерти?
«Историческая смерть» –не гипербола. Для того, чтобы она наступила, совсем не нужно, чтобы вымерли все140 миллионов: всего то и нужно, чтобы окончательно истончился и сошел на нетсамосознающий, совестливый, подвижнический элемент в народе.
Сегодня для этойистребительной операции достаточно удержать еще на некоторое время существующийпорядок вещей, который обеспечивает дальнейшую НЕГАТИВНУЮ СЕЛЕКЦИЮ во власть.Порядок вещей, при котором «элитой», избранными – вопреки всем нормамцивилизованного общежития – становятся худшие по определению.[2]
Именно такой порядоквещей – с опорой на прямое насилие – был установлен в России в правлениенезабвенного Бориса Николаевича Ельцина, и он не сломан до сих пор. Начав,таким образом, рассуждать о бедности, мы непременно приходим к самомузлободневному вопросу дня. С одной стороны, это вопрос сугубо политический, ибоон указывает на главную аномалию организации власти в России, а, с другойстороны, – это вопрос культуры. Потому что это они – худшие по определению –запустили в России такой мощный аннигилятор культуры, как модель экономическогороста БЕЗ ЦЕЛИ. Модель запрограммирована на экспроприацию большинства иодновременно ведет к устранению из культуры необходимого ей «смысла» – духовныхориентиров и нравственных целей развития. И это опять-таки последовательноедвижение прочь, в сторону от цивилизации.
Бедность лишает людейстимулов к труду и к жизни вообще, разрушает семьи, потворствует развитиюалкоголизма, бродяжничества, преступности, интеллектуальной, духовнойдеградации человека.
«Страховщиками отбедности» могут выступать предприниматели и добившиеся своего работники,уплачивая налоги, которые бы расходовались на возмещение потерь неудачников нарынке труда, создание недостающих для них рабочих мест и т.п. Это предполагаетосуществление государством адекватной фискальной и денежной политики.
Налоговые льготыпредпринимателям, увеличивающим численность работников, могут служить хорошимстимулом. Их расчет требует сравнения предельных издержек общества на ростзанятости с предельными издержками, от которых, сокращая безработицу, емуудается избавиться, или с его предельной выгодой от этого. Источникомнеобходимой информации может послужить сама практика при использованииэкспериментальных налоговых скидок, т.е. совокупность наблюдений, как ведутсебя работодатели и что происходит, когда им предоставляются различные скидкиза создание дополнительных рабочих мест. Произвольное назначение налоговыхльгот по дополнительному трудоустройству может нарушить права предпринимателей.Во избежание этого следует допустить рыночный обмен их правами, связанными снаращиванием занятости (по аналогии с западным рынком «квот на загрязнение»),который способен уменьшить совместные издержки и увеличить взаимные выгодыработодателей.
Права стимулирования иобмен ими должны быть оформлены соответствующими нормативными актами. При этомне обойтись без страховых взносов предпринимателей и наемных работников,которые бы компенсировали издержки дополнительной занятости. Именно по такомупути идет практика страхования от бедности в странах с рыночной экономикой. ВСША на таком принципе фактически основаны программа помощи неполным семьям сдетьми и Закон 1998 года о помощи семьям. Главный упор в борьбе с бедностьюсделан на создание «неудачникам» условий перехода к трудовой деятельности,приносящей достойные доходы.
Во Франции принята Общаяпрограмма по обеспечению минимального дохода для постоянных жителей. Онапредусматривает для малообеспеченных семей с детьми моложе 25 лет пособие,предоставляемое по контракту о подготовке к активной жизни, которымобеспечиваются профессиональная подготовка или ученичество на рабочих местах,получение оплачиваемой работы, лечение от алкоголизма и т.п. В Германииподобное пособие выплачивается семьям с одним родителем ( независимо от размераего дохода), если он содержит родного или опекаемого ребенка в возрасте до 16лет, а учащегося – до 27 лет, а в некоторых случаях и старше. В Италии любаясемья, если ее среднедушевой доход не превышает определенного минимума, имеетправо на пособие в денежной форме, выделяемое Национальным институтомсоциального страхования и ежегодно индексируемое по темпу инфляции.
1.2 Малообеспеченностьв России: динамика и причины возникновения
Для России эта цель можетбыть сформулирована, как преодоление бедности. [3]
По данным Госкомстата РФ,в III квартале 2006 г. численность населения, имеющего среднедушевые денежныедоходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в целом поРоссийской Федерации, составила 31,2 млн чел. (21,9%).
Бедное населениераспределено по территории страны неравномерно, имеет место резкая поляризация.Так, по данным за 2006 г. в Агинском Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском АО, атакже в Республике Ингушетия уровень бедности составлял 70-80%. В то же время вТюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО он был равен лишь8-16%.
Основные факторы,формирующие малообеспеченность, можно объединить в три группы:
а) низкий уровень оплатытруда (одна треть работников имеют заработки ниже прожиточного минимума),безработица и неплатежи. Эти факторы формируют так называемых «новыхбедных»;
б) низкий уровеньпенсионного обеспечения (одна треть пенсионеров имеют пенсии ниже прожиточногоминимума);
в) высокаядемографическая нагрузка в семьях многодетных, одиноких матерей, а также приналичии инвалидов. Это так называемые традиционные бедные.
Очевидно, что главныестратегии преодоления бедности выстраиваются по векторам факторов ееформирования. Самым эффективным из них является увеличение занятости исамозанятости через развитие малого предпринимательства. Здесь существеннуюроль могут сыграть местные органы власти, обеспечивая весь комплекс условий созданияи деятельности малого бизнеса. Значимое место принадлежит и неправительственнымнекоммерческим организациям.
Следует специальноотметить, что роль отдельных факторов преодоления бедности в различныхсубъектах федерации далеко не одинакова. Существенное отличие связано сособенностями занятости. В кризисных регионах установился высокий уровеньбезработицы: Ингушетия — 44%, Агинский Бурятский АО — 25%, Республика Дагестан- 24%, Республика Тыва — 21%.
Сказанное означает, что вкаждом регионе должна быть разработана специальная Программа преодолениябедности с привлечением негосударственных и общественных организаций.
Прогнозы Институтасоциально-экономических проблем народонаселения на 2010 г. показали, чтопроблема преодоления бедности будет решена, если средняя величина доходовнаселения за период с 2000 до 2010 г. вырастет в 3,5 раза, а дифференциациядоходов снизится на 30%.
Бедностьсуществует во всех странах, даже в Соединенных Штатах. До 1992 года мыиспользовали не термин «бедность», а понятие «малообеспеченность». Можносказать, что это одно и то же, но рассчитывались они по-разному. И «чертабедности», принятая в 1992 году, оказалась в два раза ниже«малообеспеченности». Раньше это было 130 рублей, а стало 65. Если бы мыиспользовали предыдущую метрику, то у нас бедных было бы в два раза больше.Именно по этой причине в некоторых публикациях тех лет можно увидеть цифру70—80% бедных. Но признать, что у нас 80% бедных, означало согласиться, чтобедна вся страна. Поэтому сформировали так называемый прожиточный минимум науровне биологического выживания, за чертой которого в 1992 году находилось 40%населения России. Большую часть этого прожиточного минимума занималапродуктовая корзина — целых 70%. Оставалось всего 30% на «неэластичныепотребности», то есть те, которые невозможно отложить на завтра: транспорт,ботинки для ребенка. Для сравнения: в развитых странах лишь 10—15% от доходоврасходуется на питание.
В 92-м мысчитали, что сформированный уровень бедности сохранится на год, максимум наполтора. Но жизнь складывалась таким образом, что эта черта бедности безизменения просуществовала до 2000 года. Уровень жизни, при котором 70% доходовтратится на питание, — это самая настоящая нищета. Всем было ясно, что нельзясохранять эту черту бедности. И в 2000 году была разработана новая методикапостроения прожиточного минимума. Он был фактически увеличен на 20%. Врезультате чего вес продуктовой корзины в расходах в 2000-м стал равен 50%.
К сожалению,в сфере борьбы с бедностью много было неправильных решений. Это прежде всегоплоская шкала. У нее много защитников. Но анализ говорит о том, что шкала недала желаемого эффекта: люди по-прежнему не хотят легализовать свои доходы. Этоотражает интересы довольно тонкого слоя — богатых людей. Основная масса населения(80%) проиграла. Если раньше подоходный налог был 12%, то сейчас — 13%. Причемплатят даже те, зарплата которых ниже прожиточного минимума. В России однатреть работающих получает заработок ниже прожиточного минимума, и все ониплатят эти 13%!
А введениеединого социального налога затормозило развитие социального страхования. У наснет социального страхования, а есть большой социальный налог. Например, еслимои деньги наша академия перевела в страховой медицинский фонд или пенсионный,то это деньги мои, и, когда я получаю страховку или медицинский полис, это какбы прибавка к моему заработку. А введение налога все перечеркнуло. Деньги,попав в бюджет, становятся как бы общими, там уже распоряжаются ими как хотят,что-то, конечно, перепадает Фонду обязательного медицинского страхования. Крометого, этот социальный налог взимается по регрессивной шкале.
По прогнозаманалитиков минимальная заработная плата достигнет прожиточного минимума тольков 2015 году. В тот же год средний доход достигнет уровня 1991 года. Доля фондаоплаты труда в этом же году не увеличится в ВВП, а даже на 1% снизится, и такдалее. Правительство не желает нас привлекать к разработке программ, но мы всеравно это публикуем и показываем. У нас сегодня зарплата десятой части самых низкооплачиваемыхи десятой части самых высокооплачиваемых работников различается в 30 раз. Этогонет ни в одной стране мира. Если не будет никаких корректив (а их нет ни водной программе), то в 2015 году разница сократится только до 13 раз. Но вразвитых странах, например в Штатах, уже сегодня этот показатель равен трем. [4]
Люди,находящиеся за чертой бедности, условно делятся на три группы. Первая группа —это так называемая экономическая бедность. Это бедность тех, кто никогда раньшене был бы бедным. Это так называемые новые бедные, бедные из-за того, что ониимеют очень низкую оплату труда. Сюда же включаются безработные и те, у когоесть до сих пор задолженность по оплате труда. Хотя там в основном негосударственный долг, а частных предприятий, но людям от этого не легче.
Вторая группа— пенсионеры. Хотя в малых городах и селах единственные, кто имеет деньги наруках, это пенсионеры, поскольку там никому не платят заработную плату. Но этисредства, конечно, очень невелики.
И третьягруппа — это так называемые традиционные бедные. Это бедные, которые есть вовсех странах. Это либо одинокие матери, либо многодетные семьи, либо семьи синвалидами или просто инвалиды, беженцы и переселенцы. И еще остается такназываемое социальное дно, или маргиналы.
Населениенашей страны каждый год уменьшается на 1 миллион человек. По всем оценкам,которые делают разные прогнозисты, в 2050 году нас останется 100 миллионов. Известно,что почти во всех европейских странах численность уменьшается, но по-разному. Унас на одну треть к 50-му году. Если мы не можем прокормить родившихся детей,зачем мы ратуем за их рождение?
Глава IIСоциальная защита малообеспеченныхслоёв населения
2.1 Социальная защитамалообеспеченных слоёв населения
Уже ни для кого несекрет, что современное российское общество крайне дифференцировано по уровнюматериального положения различных слоёв и групп.
Среди малоимущих, прежде всего,частично или полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близкихродственников; пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи,одинокие пожилые люди.
Такое положение,естественно, вызывает беспокойство миллионов людей, что каким-то образом пытаетсяучитывать политическую власть.
Регулирование уровняжизни населения является одним из основных направлений деятельности любогополитического режима. Правда, надо сразу подчеркнуть, что это регулированиеосуществляется разными путями, с различной отдачей и неодинаковымипоследствиями. Как правило, главную роль здесь играют отмеченные выше двафактора: состояние экономики страны и содержание социальной политики.
Если раньше регулированиеуровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас даннуюпроблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация икомпенсация.[5]
Индексация как механизмавтоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместитьвозросшую стоимость жизни.
Зарубежная иотечественная практика показывает, что индексация осуществляется двумяспособами:
1. Путём увеличениядоходов на определённый процент через определённое время (раз в год, раз вквартал);
2. Путём корректировкидоходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.
Как правило,индексируются все виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии,пособия, стипендии, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных).Индексации не подлежат доходы от собственности (акций, паёв, недвижимости).
Выплаты по индексацииосуществляются за счёт государственного и местного бюджетов, за счёт средствобщественных организаций и средств предприятий и учреждений, работающих накоммерческой основе, что должно быть предусмотрено при подписании коллективныхдоговоров.
Другим методомрегулирования уровня жизни людей является компенсация.
Она означает возмещениерасходов тех или иных слоёв и групп населения органами власти вследствиенаступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов,катастроф (землетрясения, наводнения и т.д.). В отличие от индексациикомпенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей.Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходя из наличияфинансовых средств.
Каждый из этих способоврегулирования доходов населения имеет свои плюсы и минусы. Предпочтение одномуиз них отдаётся в зависимости от сложившейся ситуации в стране, экономических(финансовых) возможностей, целей и задач проводимой государственной социальнойполитики.
В странах развитыхрыночных отношений и стабильной экономики имеется опыт того, какие социальныегруппы и слои должны защищаться государством в первую очередь (не имеющиевозможности к самообеспечению), какова должна быть доля социальных отчисленийиз фонда оплаты труда, чтобы это не повлияло на мотивацию труда людей. Согласнорасчётам эта доля в нынешних условиях не должна превышать 25% от фонда оплатытруда. В конечном счёте, однако, всё зависит от “содержания” каждого процента,т.е. объёма социальных выплат, обусловливаемого уровнем экономического развитияобщества, его нормального функционирования.
Оказывая материальную(финансовую) помощь, надо учитывать также имущественное положение семьи(наличие жилья, автомобиля, гаража, холодильника и других предметов жизнеобеспечения).В каждом случае требуется конкретный, или адресный, как сейчас говорят, подходк решению вопросов оказания социальной помощи.
В числе мер, осуществляемыхгосударством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являютсяследующие:
— льготноеналогообложение;
— предоставлениебесплатных и льготных услуг ( в здравоохранение, на транспорте, в коммунальномобслуживании и т.д.);
— пособия на детей побезработице, пенсии и др.
Особое значение в решениипроблемы материального обеспечения социально уязвимых слоев групп населения вкризисную эпоху, что имеет место ныне в России, приобретают специфические меры.
К ним, в частности, можноотнести вовлечение средств населения в финансирование социальных программ ( вздравоохранении, образовании, жилищном строительстве), в том числе за счётблаготворительных акций; введение платных услуг наряду с бесплатными; развитиедобровольного страхования ( наряду с государственным); продажа в кредитпредметов длительного пользования для малообеспеченных слоёв населения;бесплатное (или льготное) наделение их земельными участками; адресная помощьмалоимущим группам и семьям; сочетание финансовой и натуральной помощи и т.д.
Естественно, все эти мерыважны всегда, но особенно в периоды кризисного состояния общества. А поэтомуони должны быть использованы в нашей стране.
В заключение отметим,что, поскольку ныне государство не в состоянии организовать всемерную поддержкувсем нуждающимся группам населения, развитие отечественной благотворительности(имеющей глубокие исторические корни) в социальной поддержке малоимущихприобретает важнейшее значение. Различные благотворительные организации, фонды,промышленные предприятия, коммерческие и некоммерческие структуры выделяютнемалые средства на организацию бесплатного питания малоимущих, для обеспеченияих одеждой, обувью, средствами передвижения, постельными принадлежностями,продуктами питания, на посещение ими театров и концертных залов, организациюмедицинских услуг, содержание домов для ветеранов труда, оказание надомнойпомощи пенсионерам, больным, инвалидам и т.д.[6]
Благотворительнаядеятельность достаточно активно осуществляется в Кабардино-Балкарии, вАлтайском, Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской,Владимирской, Воронежской, Калининградской, Липецкой, Читинской областях, в Москве,Санкт-Петербурге и других городах.
Вместе с тем вбольшинстве субъектов Российской Федерации благотворительное движение развитослабо. Поэтому именно государство обязано взять на себя основную заботу посоциальной защите малоимущих граждан России.
В Чувашской Республике в целях защиты малоимущих слоев населения принят Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимися в трудной жизненной ситуации, за счёт средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» Кабинет Министров Чувашской Республики постановил:
1. Утвердить Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
2. Финансирование расходов, связанных с предоставлением материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществлять за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики по разделу «Социальная политика».
3. Министерству социальной политики Чувашской Республики обеспечить целевое использование выделяемых средств.
Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики разработан в целях оказания материальной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.
Основаниями для предоставления материальной помощи являются:
заявление о предоставлении материальной помощи;
документы, подтверждающие факт трудной жизненной ситуации (справки об инвалидности, о нуждаемости в постороннем уходе, о регистрации в качестве безработного лица, об ущербе, причиненном пожаром, товарные или кассовые чеки на приобретение лекарств, направления на оперативное лечение, проездные документы, справки об освобождении из мест лишения свободы, сведения о размере доходов, акты обследования материально — бытовых условий проживания и др.).
Документы, являющиеся основаниями для оказания материальной помощи, представляются гражданами в Министерство социальной политики Чувашской Республики и рассматриваются в установленные действующим законодательством сроки. Для рассмотрения заявлений о предоставлении материальной помощи в Министерстве образуется Комиссия по рассмотрению заявлений и обращений граждан, состав которой утверждается приказом министра. Решение Комиссии о размере предоставляемой помощи оформляется протоколом. В случае принятия положительного решения готовится приказ по Министерству о предоставлении материальной помощи.
Министерство ежеквартально не позднее 15 числа, следующего за отчетным кварталом месяца, представляет в Министерство финансов Чувашской Республики информацию о целевом использовании средств, выделяемых на предоставление материальной помощи.
2.2 Государственнаясоциальная помощь малообеспеченным слоям населения
Государственнаясоциальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, атакже иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе,социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.[7]
Государственнаясоциальная помощь оказывается в целях:
поддержанияуровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан,среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленногов соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресногоиспользования бюджетных средств.
усиленияадресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
созданиянеобходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественноприемлемого качества социальных услуг;
сниженияуровня социального неравенства;
повышениядоходов населения.
правона получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услугимеют следующие категории граждан:
1)инвалиды войны;
2)участники Великой Отечественной войны;
3)ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федеральногозакона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);
4)военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях,военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шестимесяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу вуказанный период;
5)лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6)лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектахпротивовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительствеоборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военныхобъектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зондействующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, атакже члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в началеВеликой Отечественной войны в портах других государств;
7)члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВеликойОтечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВеликойОтечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых иаварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибшихработников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8)инвалиды;
9)дети-инвалиды.
Всостав предоставляемого гражданам услуг включаются следующие социальные услуги:
1)дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающаяобеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача(фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки насанаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательствомоб обязательном социальном страховании;
2)бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также намеждугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Припредоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности ктрудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение натех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатныйпроезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородномтранспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Переченьлекарственных средств, утверждается федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовоерегулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Получателямигосударственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущиеодиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеютсреднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного всоответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядокопределения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущегоодиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерациис учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующихсоциально-демографических групп населения.
Вслучае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величиныпрожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов,установленных Правительством Российской Федерации.
Государственнаясоциальная помощь, оказываемая за счет средств бюджета субъекта РоссийскойФедерации, назначается решением органа социальной защиты населения по местужительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одинокопроживающего гражданина.
Государственнаясоциальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменнойформе от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от именисвоей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другогозаконного представителя гражданина в органы социальной защиты населения поместу жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываютсясведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственнойсоциальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему(его семье) имуществе на праве собственности.[8]
Представленныезаявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки(комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населениясамостоятельно.
Организациинесут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных имидокументах, в соответствии с законодательством.
Порядокназначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средствбюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации.[9]
Уведомлениео назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначениидолжно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защитынаселения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чемчерез 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимыхдокументов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионногообследования) органом социальной защиты населения представленных заявителемсведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должендать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такойпроверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю непозднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Порядокрасчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов отпринадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральнымзаконом, а до его принятия — Правительством Российской Федерации.
Вслучае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений осоставе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на правесобственности орган социальной защиты населения по месту жительства или меступребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Отказв назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявительможет обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Оказаниегосударственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежныевыплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральнаяпомощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие видынатуральной помощи).[10]
Заключение
Одной из наиболееострых проблем переходного периода большинство экспертов называют падение уровня жизни населения и широкое распространениебедности. Политические деятели, видя особый общественныйинтерес к проблемам пошатнувшегосяблагосостояния населения, все чаще манипулируютразличными показателями уровня бедности в России, приводясамые противоречивые оценки. Понятия прожиточный минимум и черта бедностистали едва ли несамыми часто употребляемыми социально-экономическими терминами.
Спорят, однако, нетолько политики, но и исследователи.Несмотря на то чтоза последние два десятилетия написанонемало работ, посвященных данным вопросам, понятие бедности по-прежнему остается дискуссионным. Диапазон мнений здесь достаточно широк и колеблется отустановления границ бедности на уровне жесткогофизиологического минимума средств к существованию довполне комфортных по меркам экономическиотсталых стран условий жизни в высокоразвитых странах,где сформирована разветвленная сеть социальной поддержки.
Теоретические разработки вобласти выделения зон социального неблагополучиябазируются, как правило, наодном из двух основныхподходов абсолютной или относительной концепциибедности либо же наих совмещении. Уровень бедности в обоих подходахопределяется через фиксацию пороговой точки черты бедности, которая делит всех граждан независимоот степени удаленности от этой чертына две категории бедныеи обеспеченные. Данная точка выражается некоей величиной материальных ресурсов, располагаемых семьей.
Абсолютная концепция бедностиориентирована на определение минимумасредств к существованию. Методикарасчета этого показателя является ключевым моментом этого подхода, она служит главнымобъектом как научных, таки общественно-политических дискуссий. Именно данная концепция лежала в основе измеренияуровня малообеспеченности в советский период.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Федеральный закон от 6 марта2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм.и доп. от 27 июля 2006 г.)
3. Федеральный закон от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп. от22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г.)
4. Федеральный закон от 28 июня 1995г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественныхобъединений» (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004г.)
5. Введение в социальную работу / подред. С.В. Тетерского – М: “Академический проект”, 2002 г., 334 с.
6. Медико-социальная работа: Введениев профессию / под ред. И.Е. Лукьяновой – М: МГСА, 2002 г. 336 с.
7. Основы социальной работы / подред. Н.Ф. Басова – М: “Академия”, 2004 г. – 288 с.
8. Организация работы органовсоциального обеспечения / под ред. А.Н. Савинова – М: “Форум”, 2005 г., 326 с.
9. Организация и содержание работы посоциальной защите женщин, детей и семьи / под ред. Т.С. Зубковой, Н.В.Тимошиной – М: “Академия”, 2003 г., 224 стр.
10. Правоведение /под ред. Е.В.Магницкой, Е.Н. Евстигнеева – М: Инфра-М, 2001 г.
11. Право / под ред. Н.А. Тепловой,М.В. Малинковича – М: Закон и право, Юнити, 1997 г.
12. Право социального обеспечения /под ред. Е.Е. Мачульской – М: “Книжный мир”, 1999 г., 411 с.
13. Российский статистическийежегодник / Стат. Сб. Росстат., М: 2007 г., 211 с.
14. Трудовое право России / под ред.Р.З. Лившица – М: Инфра-М, 1998 г.
15. Теория, история и методикасоциальной работы / под ред. П.Д. Павлёнка – М: “Дашков и К”, 2005 г., 560 с.
16. Теория медико-социальной работы /под ред. А.В. Мартыненко – М: МГСА, 2002 г. 243 с.
17. Теория социальной работы / подред. М.В. Фирсова, Е.Г. Студёновой – М: Академический проект, 2005 г., 512 с.
18. Технология социальной работы /под ред. Е.И. Холостовой – М: Инфра-М, 2002 г. 543 стр.
19. Социальная работа / под ред. В.И.Курбатова – Ростов-на-Дону: 1999 г. 423 с.
20. Социальная политика и социальнаяработа / под ред. Е.И. Холостовой – М: “Дашков и К”, 2007 г. – 216 с.
21. Социальное государство / под ред.Н.А. Волгина – М: “Дашков и К”, 2003 г., 321 с.
22. Социальная работа. Введение впрофессиональную деятельность / под ред. А.А. Козлова – М: “Логос”, 2004 г.,488 с.
23. Социальная политика / под ред.Е.И. Холостова – М: СТИ МГУС, 2000 г., 254 с.
24. Теория социальной работы / подред. М.В. Фирсова – М: “Владос”, 1999 г.
25. Экономика и социология труда /под ред. В.В. Адамчука, О.В. Ромашкова – М: 1999 г.
26. Войиенко. В.Ю.«Презумпция бедности» в жилищном праве // «Российскаяюстиция», N 9, 2005 г., стр. 22-24
27. Зорькин В.Д. Тезисы оправовой реформе в России «Адвокат», N 10, 2006 г., стр. 3-6
28. Малиновский А.А.Пределы субъективного права «Журнал российского права», N 11, 2005г., стр. 13-14
29. Молчанов И.П. Социальный сумракРоссии // «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческихорганизациях», N 10, 2006 г., стр. 3-8
30. Хабриева Т. Я.Национальные интересы и законодательные приоритеты России // «Журналроссийского права», N 12, 2006 г., стр. 2-5
31.Чернобель Т.К. Право как мерасоциального блага // «Журнал российского права», № 6, 2006 г., с.2-4.