Реферат по предмету "Военная кафедра"


Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ
САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
КАФЕДРА: Тактики Внутренних Войск.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Основныенаправления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики»
Выполнил:
Научный руководитель:
Саратов 2006

Оглавление
Введение. 5
1. Итоги военных действий. Уроки и выводы из опыта проведения первой чеченскойкампании. 6
2. Итоги военных действий.Уроки ивыводы из опыта проведения второй чеченской кампании. 13
3. Некоторые выводы из опыта применения объединеннойгруппировки войск (сил) в Чеченской Республике (декабрь1994 г.- апрель 2002 г.). Проблемы и возможные пути ихрешения. 18
Заключение. 32
Список литературы… 33

Введение
Изменениягеополитической и геостратегической ситуации последних лет не привели кстабильности и спокойствию на планете. Вооруженные столкновения и военныеконфликты, происходящие в различных горячих точках, по-прежнему представляютсерьезную угрозу национальной, региональной и глобальной безопасности. Поэтомувполне естественно, что в политике многих стран и мирового сообщества в целомвсе больше внимание уделяется вопросам предотвращения и парирования этих угроз.В этом плане перед военной наукой стоит важная задача — осмысление причинвозникновения и развития вооруженных конфликтов, выработка теоретическихвзглядов и практических рекомендаций по их разрешению (предотвращению).
Внастоящей курсовой работе проводится осмысление опыта, основные направлениятактики действий внутренних войск, приобретенного в ходе ведения боевыхдействий в Чечне в 1994-1996 годах и за период с 1999 года по настоящее время,его позитивных и негативных сторон, определение форм и способов действий ивыявление новых задач, присущих действиям по разрешению внутреннеговооруженного конфликта.
Насегодняшний день тема курсовой работы очень актуальна. Целью данной работыявляется анализ и рассмотрение основных направлений тактики действий внутреннихвойск по опыту Чеченской Республики.

1. Итоги военных действий.
Уроки и выводы из опыта проведения первой чеченской кампании
Анализ военных действийна территории Чеченской Республики (1994-1996г.г.) показал, чтонепоследовательность в проведении политики разрешения кризиса в ЧеченскойРеспублике и ошибочность ряда военно-политических решений, принятых органамиФедеральной власти Российской Федерации, негативно влияли на выполнение задач,поставленных объединенной группировке войск (сил), и снижали эффективность ихвыполнения.
Несмотря на предпринятыероссийским руководством действия политического, военного и иного характера,кардинальных изменений военно-политической обстановки в Чеченской Республике впозитивном для нас направлении не произошло: военные структуры режима Дудаеване были сломлены, они по-прежнему опирались на поддержку своего народа и помощьзарубежных покровителей.
Федеральным силам,которых постоянно сдерживали противоречивыми указаниями, так и не удалосьразоружить НВФ и лишить Дудаева и его окружение реальной опоры в Чечне. Крометого, НВФ сохранили боеспособность и в состоянии были оказать серьезныесопротивления федеральным войскам, особенно при переходе к ведению войны вгорной местности с использованием партизанских методов.
Армия, и внутренниевойска, другие силовые структуры государства еще раз доказали, что являютсяединственной и надежной силой, готовой всегда встать на защиту государственныхинтересов.
Экономический ущерб,нанесенный народнохозяйственному комплексу Российской Федерации за годыправления режима Дудаева, в ходе боевых действий федеральных войск, а также врезультате диверсионно-террористических акций и других преступных действийчеченских экстремистов, оценивается во многие триллионы рублей.
Разрешение противоречий вЧечне обошлось России потерей около 7 тыс. жизней солдат, офицеров и генералов.К концу 1996 года числились без вести пропавшими 1063 человека. Боевыебезвозвратные потери федеральных сил в тяжелом вооружении составили более 500ед. бронетанковой техники и около 800 автомобилей различного назначения,несколько десятков самолетов и вертолетов.
В ходе реальных действийвскрылись существенные недостатки и недочеты в подготовке войск и ведениибоевых действий, всестороннем обеспечении Вооруженных Сил и внутренних войск.Они стали результатом бездумного сокращения в предшествующие годы не толькоколичественного состава Армии и Флота, других силовых структур, но исвертывания ряда перспективных программ вооружения, урезания средств наоперативную и боевую подготовку, снижения жизненного уровня военнослужащих,разложения их морально-психологических устоев.
Происшедшие события наСеверном Кавказе еще раз заставили обратить серьезное внимание на истинноесостояние дел в Вооруженных Силах, на реальную готовность и возможность силовыхминистерств выполнить возложенные на них задачи и позволили сделать следующиевыводы.
1. Впервые за последниегоды со времени окончания Великой Отечественной войны российским военнослужащимпришлось вести активные военные действия на части территории РоссийскойФедерации.
К встрече с такимпротивником, каким оказались незаконные вооруженные формирования Дудаева, федеральныевойска не были готовы во многих отношениях. И, в первую очередь российскиевоеннослужащие не были подготовлены морально и психологически воевать на своейтерритории в условиях, когда гибли свои граждане, когда «правозащитники», рядСМИ и публичных политиков всячески унижали достоинство своих военнослужащих ипревозносили действия противника (боевиков).
Еще в меньшей степениготово к таким событиям оказалось политическое и военное руководство страны,которое очевидно, не имело достаточно точной информации ни о готовности ксопротивлению НВФ Дудаева, ни о состоянии российских Вооруженных Сил ивнутренних войск.
2. Федеральным силампротивостоял противник, имевший в своем составе хорошо подготовленные в военномотношении и обладающие боевым опытом формирования. Эти формирования дополнялисьмногочисленным ополчением, действовавшим с фанатичным упорством и решимостью.Перед федеральными силами предстал коварный противник, основной мотивациейдействий которого была защита своей территории.
Боевые действия показали,что в основе стратегии и тактики действий НВФ лежал принцип партизанской войны– постоянное, беспокоящее воздействие на противника по всей территории Чечнипутем проведения диверсионно-террористических действий, как в районе конфликта,так и за его пределами.
Основными способамидействий НВФ были: внезапные нападения на отдельные объекты, особенно нанезащищенные пункты управления тыловые базы, автоколонны, сторожевые посты изаставы, контрольно-пропускные пункты и отдельные гарнизоны; обстрелырасположения войск и населенных пунктов из тяжелого оружия (реактивнымиснарядами); устройство засад; минирование; проведение диверсий нанароднохозяйственных объектах и осуществление диверсионно-террористическихактов против военнослужащих; подрывные действия по срыву перевозок на основныхкоммуникациях страны.
3. Вооруженный конфликт вЧечне позволил оценить состояние, возможности и слабые стороны в подготовкеВооруженных Сил и других войск при совместном выполнении задач по защитенациональной безопасности Российской Федерации. В ходе кампании был выявленслабый уровень подготовки подразделений и частей при действиях в городе,населенных пунктах и горно-лесистой местности.
Причиной этого явилосьявное несоответствие направленности подготовки войск задачам, возлагаемым наних российским законодательством.
4. Накопленный опыт вразрешении внутреннего вооруженного конфликта позволил выработать законодательно-правовуюбазу создания Объединенной группировки войск (сил), уточнить положения уставныхдокументов, порядок планирования и ведения контртеррористической операции. Ондал основание считать, что основу создаваемых группировок войск (сил) длядействий в зоне вооруженных конфликтов должны составлять боеготовые соединенияи части со всеми органами управления и соответствующими запасамиматериально-технических средств в такой организационно-штатной структуре,которая должна обеспечивать автономность их применения, возможность действоватьсамостоятельно, в отрыве от основных сил.
5. События первойчеченской кампании наглядно показывают, что «мероприятий по наведениюконституционного порядка» в рамках операции, проводимой по единому замыслу иплану, по существу, не получилось, так как содержание реально проводимых этаповбоевых действий и сроки их проведения существенно отличались от запланированныхв ноябре 1994 года.
В ходе планированияподобных операций на подготовку войск к боевым действиям следует выделятьстолько времени, сколько необходимо для слаживания органов управления,подразделений и частей и практического освоения ими специфических способовдействий применительно к району конфликта на таком уровне, который позволитрассчитывать на успешный исход операции.
Планируя операцию,необходимо определять войскам (силам) решительные цели и предусматриватьдействия, сочетающие натиск по всем направлениям, расчленение противостоящихгруппировок противника, лишение их возможностей маневра, изоляцию от источниковпополнения людскими резервами и снабжения материально-техническими средствами.
Главное – как показалопыт разрешения вооруженного конфликта – завоевание территориальногопространства, т.е. установление контроля над всей территорией зоны конфликта иосуществление военного присутствия. Эта задача может быть выполнена выдвижениемвойск в назначенные районы ответственности с созданием в них базовых центров.
6. Для каждого из этаповвоенных действий были характерны свои формы применения и способы действий войск(сил), свои проблемы, которые требовали незамедлительного разрешения.Применение федеральных войск (сил) в ходе кампании осуществлялась в формеопераций, боевых действий, боев и ударов, а также служебно-боевых действийдругих войск, проводимых как по единому замыслу и плану в районе конфликта и наприлегающей к нему территориях, так и без него: порой хаотично и несогласованномежду различными ведомствами. Основными причинами негативных результатов всейпервой кампании стало неумение закрепить успех, достигнутый федеральнымивойсками, и проведение мероприятий невоенного характера, в результате которыхсреди части еще нейтрального чеченского населения росла ненависть к российскимВооруженным Силам, внутренним войскам и другим соловым структурам.
Действия федеральныхвойск на первых этапах кампании были шаблонными, в них практически невстречались неизвестные или неожиданные для боевиков приемы и способы ведения боя.При организации боевых действий требования уставов не соблюдались, а зачастуюими просто пренебрегали. Боевые действия велись недостаточно решительно, бездолжной настойчивости. Допускались большие паузы и перерывы в ведении боевыхдействий. Войска, а в первую очередь командиры, оказались неспособнысвоевременно и правильно реагировать на изменения обстановки во время боя, нановое в тактике ведения его боевиками. Не предусматривалось выделениедостаточного количества резервов для реагирования на неожиданные способыдействий НВФ и резкие изменения обстановки на поле боя. Допускалосьпренебрежение мерами обмана противника и скрытия своих истинных намерений.
Традиционная тактикадействий отступает, когда само понятие «фланги» отсутствует, когда везде – фронт,и появляется необходимость ведения жесткой позиционной или круговой обороны всочетании с маневренными наступательными действиями подразделений масштабавзвод, рота, реже батальон.
7. Боевые действиявыявили ряд особенностей, которые следует учитывать при их организации. Так,при уничтожении боевиков в опорных пунктах с наименьшими потерями необходимо:полное блокирование обороняющихся, исключение возможности оказания им помощи;овладение и удержание господствующих высот; надежное поражение выявленных огневыхточек ударами авиации, артиллерии, огнем прямой наводкой танков и другихогневых средств; организация четкого взаимодействия всех сил и средств;одновременная атака со всех направлений с привлечением максимального количествавойск.
Действенными мерами,направленными на исключение нападения боевиков на колонны федеральных войск,являются: выставление блокпостов (застав) на маршруте движения колонны вблизимест, удобных для проведения засад; занятие господствующих высот припрохождении колонны в ущелье; организация четкого взаимодействия с командирамибазовых центров и зон ответственности, через территорию которых проходитмаршрут движения колонны; постоянная разведка противника вблизи маршрутадвижения колонны; инженерная разведка маршрута; прикрытие колонны с воздуха.
8. За время первойкампании государственные органы и руководство Вооруженных Сил и другихминистерств не смогли должным образом сформировать единую систему организацииорганизационно-психологического противоборства. Они оказались не в полной мереподготовленными к информационному натиску со стороны политического руководстваЧечни и его покровителей. Только в период непосредственной подготовки и уже входе ведения военных действий Правительством Российской Федерации, федеральнымиорганами исполнительной власти, в том числе Министерством обороны, были принятыпопытки переломить ситуацию в сфере информационного противоборства, добитьсяобъективного освещения событий в прессе и других СМИ, довести до каждогогражданина России и мировой общественности смысл борьбы с терроризмом натерритории Северо-Кавказского региона.
Чеченский конфликтпоказал, что подготовка к ведению информационного противоборства должнапроводиться параллельно с разработкой общего плана операции на основе ее целейи замысла, а в ряде случаев даже опережать непосредственную подготовку войск.
9. Большое количествооружия, находящегося на руках у населения, делает этот регион особенно опасным.В связи с этим задачи разоружения незаконных вооруженных формирований,разъединения враждующих сторон могут возникнуть еще не один раз.
Таким образом, опытпроведения подобных операций необходимо не только накапливать, но и глубокоизучать, извлекать из него практические выводы и на их основе определятьвойскам реальные задачи, подкрепляя их всеобъемлющей подготовкой и всестороннимобеспечением. Необходимо иметь боевые соединения и части (дислоцированныевблизи «взрывоопасных» регионов, в том числе двойного базирования), готовые кпроведению подобных операций.

2. Итоги военных действий
Уроки и выводы из опыта проведения второй чеченской кампании
Отразив в августе 1999года вторжение банд Хаттаба и Басаева на территорию Дагестана, Объединеннаягруппировка войск (сил) разгромила основные силы НВФ в Чеченской Республике ивзяла под контроль почти всю ее территорию, за исключением отдаленных горныхрайонов.
В результатеконтртеррористической операции были созданы условия и предпосылки длядостижения главной цели – стабилизации обстановки в Чечне – и переходу к мерамполитического, экономического, социального и иного характера, направленным навозрождение нормальной жизни на территории Чечни.
Однако, все этидостижения обошлись России ценой огромных и тяжелейших потерь. Около 2,5 тыс.российских солдат и офицеров погибли с августа 1999 года по май 2000 года.
В настоящее время передорганами государственной власти стоит задача – не допустить, чтобы жертвыоказались напрасными и повторились события лета 1996 года. История освоенияРоссией Кавказа наглядно показывает, что только глубоко продуманная ипоследовательная политика государственных действий, обеспеченная вфинансово-экономическом и идеологическом плане, может принести долгожданный мири процветание этому региону, не допустить в дальнейшем, где бы то ни было,проявления сепаратистских настроений и попыток дестабилизациивнутриполитической обстановки.
Уроки ивыводы из опыта проведения второй чеченской кампании
Изучение опыта военныхдействий федеральных сил позволяет сделать следующие выводы:
1. Вооруженный конфликтна Северном Кавказе породил массу новых проблем для России. Он явился угрозойцелостности российской государственности и федерализму, создал ряд проблемстратегического и тактического характера. На его волне пышно расцвела идеологиясепаратистского суверенитета, резко обострился экстремизм. Такая обстановка врегионе лишила возможности разрешения в ближайшее время многих проблемполитического, экономического и социального плана на Северном Кавказе.
Политика отделенияЧеченской Республики от России, уход от влияния России развязали руки чеченскимэкстремистам и сепаратистам, подтолкнули их к активному идеологическомувоздействию и силовому давлению не только на сопредельные республики, но и навесь регион в целом.
2. История и весь укладжизни горских народов Кавказа формировали у них традиционное уважение к силе исклонность к тому, чтобы расценивать любую уступку со стороны центральнойвласти как ее слабость. Следствием ослабления центральной власти на Кавказе,как правило, были нарастание хаоса и эскалация межнациональной напряженности иконфликтов. Для полного прекращения внутреннего вооруженного конфликта военнуюсилу необходимо применять решительно и оперативно, с одновременной активизациейвсех мер невоенного характера по разрешению кризиса. Особое внимание нужноуделять решению социально-экономических вопросов освобожденных территорий.
3. В целях выявления зон(регионов) потенциальных внутренних вооруженных конфликтов, и принятиязаблаговременных мер по их разрешению (пресечению) в начальной стадии (в томчисле и силовыми способами) необходим мониторинг внутриполитической обстановки.На прилегающих к потенциальным районам внутреннего вооруженного конфликтатерриториях целесообразно развернуть соответствующие боеготовые группировкиВооруженных Сил, в том числе объекты двойного назначения, группировки другихвойск, а также заблаговременно готовить элементы военной инфраструктуры.Использование боеготовых частей и соединений двойного базирования длясвоевременного создания Объединенных группировок войск (сил), других войск,воинских формирований и органов позволит оперативно нейтрализовать(локализовать) внутренний вооруженный конфликт на стадии его зарождения иразвития.
4. Волюнтаризм и спешка вподготовке военных действий в Чечне, и особенно в определении сроков подготовкиоперации, привели к грубым просчетам в планировании, поверхностному определениюзадач войскам и в конечном счете к созданию группировки, не соответствующейобстановке и реальному объему задач.
При планировании контртеррористическойоперации общий замысел должен разрабатываться Генеральным штабом, а детальноепланирование операции проводиться штабом Объединенной группировки войск (сил) сучастием представителей Генерального штаба, других министерств и ведомств, войска,воинские формирования, и органы которых привлекаются к участию в операции. Приэтом целесообразно совместно отрабатывать вопросы применения Объединеннойгруппировки войск (сил) для разрешения внутренних вооруженных конфликтов намероприятиях оперативной (боевой, служебно-боевой) подготовки.
5. Основной формойприменения федеральных войск (сил) во внутренних вооруженных конфликтахподобного рода может быть специальная операция. По составу участвующих сил исредств специальная операция может быть общевойсковой, совместной илисамостоятельной.
Основным содержаниемобщевойсковой специальной операции являются: специальные боевые действияобщевойсковых соединений и частей; боевые действия ВВС и армейской авиации;боевые действия РВ и А; специальные действия формирований специальногоназначения, а также подготовленных частей и подразделений Сухопутных войск иВоздушно-десантных войск; служебно-боевая деятельность, в том числе совместныеи самостоятельные специальные операции формирований МВД, ФСБ и других войск.
Новым проявлениемразвития военного искусства Вооруженных Сил стал особый вид боевых действий –специальные действия в вооруженном конфликте. Специальные действия в Чечневключили противодиверсионные, диверсионно-разведывательные,информационно-психологические и другие специальные акции и мероприятия.
6. Решающее значение вразгроме НВФ имеет выбор вариантов, способов и средств воздействия напротивника, которым он вследствие своей слабости (из-за недостатка илиограниченной номенклатуры имеющегося оружия и боевой техники) не смог быпротивостоять или обладал бы для этого ограниченными возможностями.
Основными способамиразгрома НВФ являются: разведывательно-поисковые и рейдовые действия повыявлению и уничтожению групп НВФ в сочетании с действиями из засад, огнем РВ иА и ударами авиации; охват НВФ с флангов и тыла с последующим их блокированиеми уничтожением огнем штатных средств и ударами авиации; высадка воздушныхдесантов на господствующие высоты и уничтожение НВФ атакой во фланг (тыл) придвижении сверху вниз.
Основу боевых действийфедеральных войск составляло дальнее огневое поражение, удар войсками (наземныедействия) являлся завершающим этапом операций. Значительно возрос объем задач,выполняемых фронтовой и армейской авиацией.
7. Практика показа, что входе борьбы с НВФ целесообразно использовать самые решительные, жесткие ибескомпромиссные способы борьбы с боевиками. Любые переговоры во время военныхдействий давали противнику возможность для перегруппировки сил, восстановлениябоеспособности и приводили к излишним, неоправданным потерям личного составафедеральных сил. Только решительность политического руководства Россииспособствовала стабилизации морально-психологического состояния общества иобеспечила успешные действия войск в операциях по разгрому НВФ.
8. Информационная войнаНВФ велась в основном на стратегическом уровне. Широко использовалась практикапосылки «эмиссаров» в различные международные организации с целью продвиженияантироссийских информационно-пропагандистских материалов. Делалось всевозможное для интернационализации событий в Чечне путем вовлечения в негочеченской диаспоры в России и мире, подключения к урегулированию конфликта ООН,ОБСЕ, Евросоюза и других международных организаций. Эта линия сепаратистовнаходила свое понимание на Западе. Военно-политическое руководство ряда стран(прежде всего — США) и некоторые организации пытались поддерживать ситуацию наСеверном Кавказе в состоянии «управляемого кризиса малой интенсивности».
Важной особенностьюведения информационной войны НВФ стало то, что впервые стали широкоиспользоваться принципиально новые каналы доведения ИПМ – глобальныеинформационные сети (создан Интернет-сайт «Кавказ»).
Основной цельюинформационного противоборства, осуществляемого в интересах разрешения зарождающегосявооруженного конфликта, должна стать подготовка широкого общественного мнения(как в России, так и за рубежом), а также объектовинформационно-психологического воздействия к возможному силовому этапуразрешения кризиса (ликвидации угрозы национальным интересам России), какединственно приемлемому, исходя из позиции противостоящей стороны.
Ведение информационногопротивоборства также, как применение контингентов Вооруженных Сил дляразрешения внутренних конфликтов, должно иметь прочную правовую базу иопираться на соответствующие политические установки и решения высших органовисполнительной и законодательной власти.

3. Некоторые выводы из опыта примененияобъединеннойгруппировки войск (сил) в Чеченской Республике (декабрь1994г.- апрель 2002г.).
Проблемы и возможные пути их решения
1. Ошибочная политикароссийского руководства в начале – середине 90-х годов в отношении Чечнипривели к тому, что эта республика, на несколько лет, получив независимость,превратилась в рассадник терроризма. Попытки построить «цивилизованноеобщество» с помощью криминальных методов закончились провалом. Руководствореспублики не смогло защитить элементарные права населения, создать основынормальной экономики. Наряду с нарастанием внутренних противоречий, проявилисьи внешние, связанные с попытками расширения территориальных пределов республикис помощью военной экспансии. В итоге узел нерешенных проблем в Чечне и вокругнее завязался еще туже.
Понимание природыполитических, этнических, межконфессиональных и других противоречий в Чечне ина всем Северном Кавказе исключительно важно. Оно позволяет извлечь уроки изуже имевшего места драматического опыта урегулирования внутренних вооруженныхконфликтов, без учета которых российское военно-политическое руководство будетпостоянно совершать ошибки, бесконечно затягивающие процесс нормализацииобстановки в данном регионе.
2. Историческигеополитическая и экономическая важность Северного Кавказа диктуетнеобходимость активного проведения взвешенной и прагматичной политики поотношению к субъектам региона, в первую очередь ориентированной на обеспечениежизненно важных интересов и безопасности государства на Юго-Западном стратегическомнаправлении.
Логика латентногоразвития внутренних негативных процессов Северо-Кавказского региона привела ктому, что перманентно конфликтующий с федеральным центром, раздираемыйрегиональными распрями, он стал исключительно интересен и притягателен темвнешним силам, для которых дальнейшее ослабление России, в том числе и наКавказе, всегда было, есть и будет стратегической задачей первой очереди.Поэтому, сегодня более чем очевидно, что при оценке военно-политическойобстановки на Северном Кавказе необходимо исходить уже не столько изрезультатов анализа внутренних причин нестабильности в этом регионе России,сколько из общих новейших тенденций развития геополитической ситуации в мире,вокруг России и в отношении России.
Геополитическая ситуацияРоссии, на примере Северного Кавказа, показывает, что в современном мире любыепопытки со стороны какого-либо народа, группы людей, политического движения илипартии решить свои внутренние проблемы в обход конституционных путей и средстврано или поздно приведут к вмешательству в них третьей силы, преследующей своисобственные интересы и цели. Издержки и потери для конфликтующих или спорящихсторон в этом случае окажутся значительно более тяжелыми по сравнению с тем,если бы проблемы решались на основе действующих в стране законов или же простопутем конструктивных политических шагов.
Один из главных уроковчеченского кризиса состоит в том, что сепаратизм и военные действия в Чечнестали возможными по причине отсутствия к тому времени четких принципов национальнойполитики России. В результате ставка на силу в 1994-1996 годах стала последнимаргументом в диалоге Москвы и Грозного.
Огромное количествооружия, которая оставила федеральная власть в Чечне, стало основой дляформирования реальных вооруженных сил Чечни и ее реального суверенитета. Этомупроцессу способствовало бесконтрольное поступление в республику достаточныхфинансовых ресурсов, заработанных криминальным путем.
3. С целью адекватногореагирования Российской Федерации на различные угрозы внутриполитическогохарактера необходимо осуществить комплекс мер, направленных на оптимизациюсостава и структуры военной организации и ее обеспеченность.
Реализовать данную идеювозможно путем создания эффективной системы государственного управления военнойорганизацией, комплексирования усилий Вооруженных Сил, других войск, воинскихформирований и органов при выполнении задач военной безопасности РоссийскойФедерации и четком распределении сфер их ответственности.
Другие войска, воинскиеформирования и органы развивать на основе приоритетов их функциональногопредназначения, с сокращением войскового компонента либо полной девоенизациейструктур.
Планирование военногостроительства вести на основе программно-целевого метода, осуществляякомплексирование средств и ресурсов преимущественно для развития группировоквойск (сил), выполняющих задачи военной безопасности на межведомственном уровне.
Конечной целью завершениясоздания военной (взаимоувязанной) системы государственного и военногоуправления должно быть создание целостной вертикали руководства и управлениявоенной организацией и обеспечением военной безопасности Российской Федерации.
В строительствеВооруженных Сил, других войск и воинских формирований от развития отдельных ихкомпонентов перейти к созданию разновидовых оперативно-стратегическихгруппировок войск (сил), предназначенных для решения конкретных задач вконкретном регионе (стратегическом направлении).
4. Результаты анализаразвития событий на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики совсей очевидностью показывают, что они развивались по заранее написанномусценарию.
Чеченские сепаратисты сосвоими дагестанскими единомышленниками предпринимали попытки постепенногосилового захвата власти в Республике Дагестан. Конечной целью их замысластавилось создание на территории Чечни и Дагестана единого исламскогогосударства с последующим выходом из состава Российской Федерации. КромеДагестана взгляды экстремистов были устремлены и на другие республики СеверногоКавказа. Планировалось поддерживать напряженную ситуацию в зонеосетино-ингушского конфликта.
Действия ПравительстваРоссийской Федерации по устранению данной угрозы невоенными мерами не привели кжелаемому результату.
В этой связи основнымуроком является назревшая необходимость доведения системы обеспечения военнойбезопасности государства до такого состояния, при котором оно будет способноадекватно и оперативно реагировать не только на внешнюю угрозу, но и навнутренние кризисы. Для этого следует уточнить вопросы, касающиеся примененияВооруженных Сил, других войск в мирное время, и внести соответствующиедополнения в разрабатываемые новые уставные документы, определяющие действияштабов и войск в ходе подготовки и разрешения вооруженных конфликтов.
Основываясь на опытеподготовки и проведения контртеррористической операции действиявоенно-политического руководства по разрешению внутреннего вооруженногоконфликта, на наш взгляд, должны базироваться на следующих принципах:
— принятия исчерпывающихмер для предотвращения и мирного урегулирования противоречий на ранних стадияхих возникновения и развития;
— принуждения руководствасепаратистов или враждующих сторон принять условия Правительства посредствомполитико-дипломатического и финансово-экономического правления, информационноговоздействия, правовых и экономических санкций, действий (акций) силспециального назначения, подкрепленных демонстрацией решимости применениявоенной силы и готовности к ее применению.
Как показал опыт двухчеченских кампаний, мировой опыт борьбы с сепаратизмом, экстремизмом итерроризмом, для прекращения внутреннего вооруженного конфликта, когда всеневоенные меры по разрешению кризиса исчерпаны, необходимо решительно исвоевременно применять военную силу с использованием подавляющего превосходствав средствах вооруженной борьбы. В первой чеченской кампании 1994-1996 годов мыс этим опоздали. В результате Чеченская Республика использовала имеющиесявозможности для создания НВФ, их подготовки в течение довольно продолжительноговремени.
Практика применения группировоквойск (сил) при разрешении вооруженного конфликта в Чеченской Республикепоказала, что для достижения военно-политических целей на каждом из основныхстратегических направлений необходимо под руководством военного округа (ОСК)создавать и применять Объединенные группировки войск (сил). В состав такихгруппировок должны входить штатные воинские формирования, включающие соединенияи части различных видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, атакже силы и средства других министерств и ведомств, имеющие общую цельдействий и объединенные единой системой управления.
Необходимость созданияОГВ (с) обусловливается:
— недостаточнымколичеством боеготовых соединений и частей Вооруженных Сил на направлениях свысоким уровнем военной опасности;
— особенностями задач,решаемых совместными усилиями войск (сил) Вооруженных Сил;
— условиями ихвыполнения.
Кроме того, какпоказывает опыт использования формирований подобного типа развитымигосударствами, они характеризуются высокой эффективностью действий иперспективностью применения.
Для создания ОГВ (с)потребуется решить ряд важных вопросов:
— определениедостаточного и сбалансированного ее состава;
— выбор целесообразногоспособа ее создания;
— установление перечня иопределение содержания мероприятий по ее созданию, а также порядка ипоследовательности их выполнения к установленному времени;
— определение порядкаорганизации правления разнородными войсками и разноведомственными формированиями,взаимодействия между ними, а также всестороннего обеспечения.
Применение войск всуществующей организационно-штатной структуре со штатным вооружением итрадиционных формах в некоторых случаях может привести к большим жертвам средимирного населения, значительным разрушениям и экологическим катастрофам. Это вызываетнеобходимость установления определенных ограничений по составу войск, а такжеоснащения их высокоточными средствами поражения и оружием нелетальногодействия.
Состав ОГВ (с), роль иместо в ней видов Вооруженных Сил и других войск, а также их техническаяоснащенность будут зависеть от характера действий противника, поставленныхзадач, физико-географических особенностей и удаленности районов боевыхдействий, реального  состояния Вооруженных Сил и других условий обстановки. Всостав группировки, намечаемой для участия в вооруженном конфликте, могут бытьвключены общевойсковые соединения и части, соединения (части) артиллерии,авиации и ПВО из состава военного округа, дислоцированные вблизи районаконфликта, а на приморском направлении – и силы флота, а также формирования Пограничных,внутренних войск и Минюста. Такая группировка по своему составу может достигатьмасштаба общевойсковой армии или корпуса.
Объединение усилий икоординацию действий всех участвующих в вооруженном конфликте или локальной войнеорганов управления, войск, сил и средств, а также различных государственных иместных органов власти следует возлагать на представителя Президента РоссийскойФедерации в административном округе, а по военным вопросам – на командующеговоенным округом (ОСК).
5. Опыт деятельностиоперативных групп, представляющих другие министерства и ведомства в ходе первойи второй кампании, показал, что, в силу своей недостаточной подготовленности кучастию в боевых действиях, проводимых по плану операций объединения, они былине в состоянии подготовить целесообразные предложения командирам по применениюподчиненных сил и средств в них. Поэтому, с самого начала военного конфликта вЧечне возникла потребность в координации их действий. В результатеразобщенности действий оперативных групп срывались сроки проведения военныхдействий, утрачивалось взаимодействие, и зачастую происходила утечкаинформации.
Другой, не менее важнойпроблемой было то, что при отсутствии каких-либо наработок или готовых методиккомандирам при подготовке операции было практически невозможно организоватьвзаимодействие со всеми формированиями различных силовых структур одновременнона нескольких направлениях и поддерживать его в ходе ведения операции. Особенноостро этот вопрос стоял при организации и овладении городом.
Особенностью организациивзаимодействия явилось то, что в состав группировки входили соединения, части,подразделения с различным предназначением, организационно-штатной структурой,укомплектованностью, вооружением и техникой, отличающиеся своими возможностямии системой управления. Все они предназначались для выполнения задач,возложенных на данное министерство, но, ни одна из них не имела опытасовместных действий.
Поэтому, результатыисследования, условий организации и поддержания взаимодействия формированиямиВооруженных Сил с другими войсками показали необходимость разработки методикиработы командующего и управления группировкой войск (сил) по организации ихэффективного применения в интересах достижения целей операции.
Особую сложность приподготовке и проведении военных действий представляла организация взаимодействиямежду частями и подразделениями, оснащенными разнотипными средствами связи.Несовместимость технических средств в различных частях и учреждениях затруднялосоздание единой системы связи, вынуждала направлять на пункты управлениявзаимодействующих соединений, частей и подразделений, технику связи и АСУВооруженных Сил. Это вызывало необходимость обмениваться оперативными группами,что в значительной степени увеличивало время осуществления управленческихциклов, количество отрабатываемых документов, отвлекало офицеров от работы поуправлению войсками для передачи данных обстановки на пункты управления другихвойск.
В интересах устраненияпротиворечий, сложившихся между оперативностью процесса управленияформированиями ОГВ (с) и взаимодействия, осуществляемого между ними, с однойстороны, и несоответствием технических возможностей их средств управления, сдругой стороны, необходимо создать унифицированную технику связи и управления иоснастить ею все войска, привлекаемые для разрешения внутреннего вооруженногоконфликта.
6. Военно-политическоерешение на применении военной силы в интересах разрешения вооруженного конфликта было принято, однако, отмобилизования частей и подразделений, предназначенныхдля ввода в Чеченскую Республику, не проводилось. Вместо этого, Генеральныйштаб вынужден был встать на порочный путь создания свободных формирования,который по определению не были готовы к боевым действиям вообще, и особенно внутриРоссийской Федерации. Первая кампания особенно страдала оттого, что в течениедлительного времени в бой вводились недоукомплектованные части с личнымсоставом, не имеющим необходимой выучки.
В ходе последующихдействий выявилось несовершенство, и даже ущербность нашей системы подготовки инакопления резервов (впрочем, это не явилось неожиданностью для военногокомандования всех уровней).
Как ни прискорбно этопризнавать, но в США действует гораздо эффективная система. Рано или поздно инам придется вводить систему, аналогичную американской, но с учетом нашейпотребности, возможностей, географических, национальных и других особенностей.Разумеется, внедрение такой системы подготовки, и накопления резервов потребуетдополнительных ассигнований. Кроме этого, потребуется решительный перелом вовзглядах и мышлении военных руководителей.
Плохо обстоит дело и сподготовкой офицерского запаса. Большинство офицеров запаса вообще никогда неслужили в армии. Они получили свои звания на военных кафедрах гражданских вузови в ходе кампании показали полнейшую неспособность управлять подразделениямиили исполнять дальнейшие обязанности по службе. Нередко подразделения, во главекоторых стояли офицеры запаса, на марше и в бою были неуправляемыми. Опытприменения ОГВ (с), да и всех достаточно крупных учений, свидетельствуют о том,что система их подготовки требует решительной и коренной перестройки, как,впрочем, и система подготовки кадровых офицеров.
Низкая укомплектованнойчастей и подразделений личным составом по мирному времени, экстренное ихдоукомплектование при непосредственной подготовке операции показалинеобходимость проведения не только боевого улаживания подразделений, но иодиночной подготовки личного состава, для чего затрачивалось значительное время(10 и более суток). Опыт показал, что первоначально одиночную подготовкуличного состава целесообразно проводить в пунктах постоянной дислокации смаксимальным использованием учебно-материальной базы, а затем совершенствоватьее в районах боевых действий. Боевой потенциал подразделений в значительнойстепени находился в зависимости от необходимости замены личного состава,выслужившего свои сроки, в ходе боевых действий и восполнении потерь.
7. В связи с тем, чтоведение активных боевых действий против иррегулярных формирований ЧеченскойРеспублики не предусматривалось (по крайней мере, политическим руководствомпервоначально такая задача перед войсками не ставилась), организационно-штатнаяструктура частей и подразделений, предназначенных для ввода в Чечню, была стандартной.
ОГВ (с) пришлосьвтянуться в боевые действия против отрядов и групп НВФ, которые использовалиметоды партизанской войны. Федеральным силам противостоял противник, имевший всвоем составе хорошо подготовленные в военном отношении и обладающие боевымопытом формирования. Эти формирования дополнялись многочисленным пополнением,действовавшим с фанатичным упорством и решимостью. Перед федеральными силамипредстал противник, не только хорошо подготовленный в морально-идеологическомотношении, защищавший свою территорию, но и коварный.
Первые же месяцы такихбоевых действий показали, что в ОГВ (с) ощущался недостаток мотострелковыхподразделений, подразделений охраны и обслуживания.
Вместе с тем, анализбоевых действий позволяет сделать вывод: корректировка организационно-штатнойструктуры частей, соединений и объединений возможна лишь с поступлением ввойска новых образцов вооружения, военной и специальной техники. В связи сэтим, целесообразно предусмотреть модульную структуру полков и бригад оперативногоназначения. Базовым элементом должен стать батальон оперативного назначения,способный выполнять задачи, как в составе полка (бригады), так исамостоятельно. В равной мере это касается и парашютно-десантного батальона ВДВи десантно-штурмового батальона морской пехоты Вооруженных Сил.
Основополагающимфактором, влияющим на изменения форм и способов ведения боевых действий, атакже определяющим направления изменения организационно-штатной структурывойск, является уровень развития системы вооружения, военной и специальнойтехники. Опыт двух чеченских кампаний предусматривал неадекватность компонентовсредств разведки, связи, АСУ и поражения.
На повестке дня стоитвопрос скорейшей разработки и внедрения в войска боевой экипировки и средстввыживания личного состава, напрямую влияющих на эффективность действий, какотдельно взятого военнослужащего, так и подразделения в целом.
8. С первого дня своейдеятельности в Чечне российским войскам пришлось решать разнообразные задачи,значительная часть которых была им не свойственна, например, длительная охранакоммуникаций и разнообразных объектов путем выставления постоянных блокпостов.Такие задачи для командиров всех степеней, от командующего ОГВ (с) до командиравзвода, были новыми, так как выполнение этих функций Вооруженными Силами ивнутренними войсками не предусматривались. Требований уставов и наставлений поэтим вопросам не имелось. Вырабатывать соответствующую тактику командирамприходилось непосредственно в ходе боевой деятельности.
Разумеется, приобретенныйопыт обобщался в материалах военно-научных конференций и учебных пособиях,активно использовался в практике ОГВ (с), однако, к сожалению, восновополагающих нормативных документах он отражения до сих пор не нашел.
Практика боевых действийОГВ (с) против вооруженных отрядов и групп НВФ показала, что основнымтактическим подразделением, решавшим судьбу боя, являлся батальон. Даже вкрупномасштабных действиях, в которых принимало участие значительное количествовойск, батальона, как правило, имели зоны ответственности и действовали в нихсамостоятельно, правда, в рамках единого плана. Роль командира батальона вЧечне была весьма значительна. Он должен был уметь правильно использовать всеимеющиеся в его распоряжении сила и средства, в том числе артиллерии, а такжеавиацию, которую он имел право вызывать для поддержки своего батальона. Отподготовленности командира батальона зависели успех боя и операции, жизнь людейи сохранность боевой техники.
В ходе боевойдеятельности российские войска применяли весь арсенал тактических приемов,выполнения которых требовали уставов и наставления. Появились и широкоприменялись новые приемы, обусловленные местными условиями и характером боевыхдействий, например, блокирование объектов или зон подразделениями Вооруженных Сили их прочесывание формированиями внутренних войск, боевые действия поуничтожению противника в горных пещерах и схронах.
Получило дальнейшееразвитие тактика засадных действий, направленная против караванов противника,доставляющих оружие и боеприпасов с территории Грузии. Засады планировались вОГВ (с) и перекрывали сразу максимально возможное количество маршрутов всоответствующей зоне.
В горных условиях Чечнине всегда могла успешно применяться имеющаяся боевая техника. В связи с этимвозникли и широко применялись не предусмотренные уставами и наставлениями такиеэлементы боевых порядков подразделений, как бронегруппы. Они представляли собойсведенные под единое командование боевую технику подразделений и приданные имтанки и артиллерию (кроме переносимых минометов). Действуя по истинным длятехники направлениям, бронегруппы поддерживали огнем свои подразделения.Нередко они выполняли и самостоятельные задачи, например, использовались длязавершения блокирования объектов противника на отдельных участках кольцаокружения, охраняли позиции артиллерии, командные пункты, пунктыматериально-технического снабжения и др.
9. Боевые действия вЧечне, особенно в первой кампании, выявили серьезные недостатки в боевой подготовкесолдат, сержантов и офицеров. Одиночная подготовка солдат и сержантов неотвечала в полной мере требованиям боя. Причины заключались в несовершенстве программобучения, неоправданной экономии материальных средств (боеприпасов,моторесурсов техники, горючего и т.п.), а также в том, что обучаемые частоотрывались для выполнения различных хозяйственных и строительных работ. Личныйсостав показал слабую физическую выносливость и низкую психологическуюустойчивость при действиях в горах, при высоких температурах и ночью. Наиболееподготовленными в этом отношении оказались солдаты и сержанты частей ВДВ, СпН иразведывательных подразделений мотострелковых частей и подразделений, СпНвнутренних войск.
Выявились недостатки и вподготовке офицеров. Особенно это касалось тех из них, которые длительное времяпроходили службу в сокращенных частях и частях кадра. Большинство из них слабовладели оружием своего подразделения, многие не умели организовывать боевуюподготовку и воспитание личного состава, не могли в полной мере организовыватьбой и всесторонне его обеспечить. Вместе с тем нельзя все недостатки валить накомандиров взводов, рот, батальонов и им равных. Их просчеты и промахи ворганизации боевых действий виднее сверху. Однако, горький опыт первый днейанализировался и учитывался не оперативно, что зачастую приводило к повторениюнедостатков другими командирами и подразделениями. Заслуживают упрека, преждевсего, старшие руководители и организаторы боевых действий, которые стремилисьрешать задачи по разгрому боевиков в кратчайшие сроки, без достаточной итщательной их подготовки и обеспечения, что явилось основной причинойнеоправданных потерь в личном составе.
В работе командиров иштабов зачастую наблюдалось стремление применять в бою классические формы испособы боевых действий без учета ТВД и тактики противника. Проявлялисьнедостатки в организации взаимодействия и всех видов обеспечения.
Совершенно очевидно, чтоназрела необходимость коренным образом пересмотреть все вопросы боевой подготовкикак личного состава (включая офицеров), так и подразделений (в рамкахпроводимой военной реформы). Следует творчески использовать опыт иностранныхармий применительно нашим особенностям и условиям. Крайне необходимо в боевойподготовке полнее учитывать специфику каждого ТВД, больше внимания уделятьодиночной подготовке всех категорий военнослужащих, а также подразделений добатальона включительно. Учить всех солдат и сержантов взаимозаменяемости иособенно ведению огня из всех видов оружия взвода и роты, включая и оружие,установленное на бронеобъектах.
10. Войска, выполняязадачи по восстановлению конституционного строя и разоружении НВФ в ЧеченскойРеспублике, столкнулись с качественно новыми обстоятельствами, принципиально нетипичной для них оперативной обстановкой, которая может быть охарактеризованакак широкомасштабный внутренний вооруженный конфликт. Характер и масштабы этогоконфликта были таковы, что потребовали привлечение в зону боевых действий частии подразделения группировки войск общего назначения Вооруженных Сил и другихвойск.
Попытки решить возникающиепроблемы традиционными способами, присущими действиями, характерным длярегиональной и ли локальной войны против другого государства, в условияхвнутреннего вооруженного конфликта во многих случаях не позволяют достигнутьнеобходимого эффекта, ведут к утрате инициативы, развалу элементовуправленческого цикла, что, в конечном счете, ставит под угрозу претворение вжизнь принятого решения и приводит к неоправданным человеческим жертвам.
Данное обстоятельствопредопределяет направленность и необходимость формирования современнойконцепции применения группировок войск общего назначения во взаимодействии сдругими войсками в вооруженном конфликте. В соответствии с ней необходиморазработать как общетеоретические положения, так и практические рекомендации поих применению, определить их состав, формы применения и способы действий, атакже разработать и внедрить систему управления и направления целенаправленнойподготовки Объединенных группировок войск (сил), предназначенных для боевыхдействий в вооруженном конфликте на территории своей страны.
11. Сегодняинформационное противоборство стало одним из ключевых приоритетов развитиявооруженных сил ряда стран.
Администрации США удаетсядоминировать в мире, управляя с помощью методов информационной войны развитиемсобытий в выгодном для себя направлении, в любой точке планеты. Так, оценкавоенно-политической обстановки, сложившейся после террористических актов в США11 сентября 2001 года, показывают, что его военно-политическое руководство,используя хорошо отработанную методологию завоевания и удержанияинформационного превосходства, навязала руководству большинства стран миратакой темп ведения внешней политики, который во многом превосходит традиционныйдля этих стран темп выработки и принятия военно-политических решений.
В период проведенияконтртеррористической операции в Чеченской Республике российские войска впервыестолкнулись с хорошо организованной руководством Чечни системой веденияинформационной войны. В ней упор делался на информационно-психологическоепротивоборство. Против личного состава российских войск действовало свыше 60профессиональных специалистов «психологической войны».
Опыт показал, чтопрактически за весь период 1994-2001 годов Силовые министерства так и не смоглиполностью использовать тот потенциал, который был заключен в информационномпревосходстве над противником, и только на завершающем этапе второй чеченскойкампании удалось переломить ситуацию и достичь информационного превосходстванад НВФ.
Таким образом, анализприменения ОГВ (с) показал, что успех военных действий напрямую зависит отуровня организации информационного противоборства и его эффективности. Винтересах разрешения конфликта на самых ранних его стадиях необходимо полнаяконцентрация всех сил военно-политического руководства страны дляпредотвращения (снижения) угрозы развязывания военного конфликта, нейтрализации(снижения) информационного воздействия со стороны иностранных государств(противника) на личный состав, информационные ресурсы, а также системыуправления войсками и оружием.

Заключение
Таким образом, анализдействий бандформирований показал, что в целом тактика их действий натерритории была и остается общей для всех незаконных вооруженных формирований,базировалась на основных принципах партизанской борьбы, сочетающей в себедиверсионно-террористическую деятельность с элементами общевойскового боя.
Однако анализ замыслов идействий федеральных сил позволяет выявить одну и ту же общую для них ошибку –это шаблонные действия, планирование и ведение действий без учетафизико-географических условий, национальных, культурных особенностей, обычаев,нравов, пренебрежение сложившимися, неоднократно проверенными жизньюположениями уставов, наставлений.
Янадеюсь, что исследования основных направлений тактики действий внутреннихвойск по опыту в Северо-Кавказского региона в 1994-96 г.г., в 1999 г. и в последующие годы, а так же итоги военных действий двух чеченских кампанийокажут помощь профессорско-преподавательскому составу в образовательномпроцессе, при подготовке и выполнении внутренними войсками задач врассматриваемых условиях.
В заключение следуетотметить, что сделанные выводы и рекомендации не претендуют на всесторонность иглубину раскрытия темы.
Также выдвигаюпредложение о необходимости дальнейшей разработки данной темы.

Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993.- 96с.
2. Федеральныйконституционный закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении»// Российская газета. 2001. 2 июня.
3. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 1 ноября 1994 года № 2052с «Об утверждении Временногоустава внутренних войск Министерства внутренних дел».
4. Закон РФ от 6февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации». // СЗ РФ. 1997. №6.Ст. 711.
5. Временноенаставление по службе штабов внутренних войск МВД России. Утверждено приказомМВД России №544 дсп от 15 октября 1996г.
6. Можаев М.Н.Управление соединениями (воинскими частями) внутренних войск при совместномвыполнении с органами внутренних дел задач в условиях введения чрезвычайногоположения. Дисс…канд. юрид. наук. – М.: Академия управления МВД РФ. 2001. – С.15-85.
7. Шувалов С.В.Административно-правовой статус внутренних войск в системе МВД России вобеспечении, охране и защите порядка и безопасности. Дисс … канд.юрид.наук.Саратовская гос.академия права. Саратов. 1998. — С.141-145.
8. Боевой опытдействий внутренних войск МВД России на территории Чеченской республики(1994-1996г.). Отчет по НИР «Терек». — М.: ГКВВ. 1998. 107с.
9. Сборниканалитических материалов для изучения опыта действий ВВ МВД России вконтртеррористической операции на территории Северокавказского региона (осень1999г. — зима 2000г.). — М.: ГКВВ. 2000. 110с.
10. Сборникматериалов по обобщению опыта действий соединений и воинских частей группировкив составе ОГВ (с), выполняющих задачи в контртеррористической операции натерритории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. — М.: ГКВВ. 2003.147с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста
Реферат Аналіз діяльності Приватбанку
Реферат Совершенствование качества выпускаемой продукции и организация бракеража
Реферат Немецкая историческая школа
Реферат Народные выступления, волнения и заговоры в Англии
Реферат Научный метод в естественной и гуманитарной культурах
Реферат Роль и место современных Интернет-технологий в развитии банковских услуг
Реферат Межбанковский кредит
Реферат Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста
Реферат Озеро Байкал. Общие сведения
Реферат Employee Benefits Required By Law Essay Research
Реферат Московский театр имени М.Н.Ермоловой
Реферат Магнитоимпульсное формообразование Плазменная лазерная и электронно-лучевая обработка материалов
Реферат Организация производства на машиностроительных предприятиях с поточными линиями
Реферат Учетная политика оргинизаций