Реферат по предмету "Социология"


Социальный статус и социальные роли

Содержание
Введение
1. Понятие и определениесоциального статуса
2. Понятие и определениесоциальной роли
Заключение
Список литературы

Введение
 
Тема «Понятие социального статуса и социальной роли» в данной работе рассматривалась на основе учебного пособия под общей редакцией профессора А.Г. Эфендиева «Общая социология», которое предоставляет возможность доступного (понятного) изложения фундаментального анализа базовой отрасли обществознания – современной социологической науки.
Ежедневно мы общаемся и взаимодействуем с различными людьми и социальными группами (семья, трудовой коллектив и др.). Трудно себе представить одинаковое взаимодействие в разных социальных группах и с разными людьми, конечно, мы ведем себя по-разному, так как при разных взаимодействиях наше положение зависит от взаимоотношений с другими, мы отбираем варианты поведения, овладевая в той или иной мере требуемыми качествами.
Мир состоит из множества позиций, находящихся в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях. И входя в этот мир каждый человек стремится утвердить себя в определенной социальной позиции. Рассмотрим, как и насколько влияет на поведение человека система социальных взаимодействий.
Каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: педагог – преподавать, студент – учиться, предприниматель – организовывать производство и управлять им и т.д.
Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Человек, выполняя ту или иную функцию, в рамках системы взаимодействий занимает (или претендует на) определенную социальную позицию – эта позиция называется социальным статусом.

1. Понятиеи определение социального статуса
 
Статус (от лат. – положение, состояние)
Э. Гидденс: «Статус (status). Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни — способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными»
Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму.
Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привелегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.
Знание этих прав, обязанностей привилегий, а также того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.
Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, художник, дед, внук и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус дочки – это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.
Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т. д.
Ещеодной характеристикой статуса является статусно-ролевая теория личности. Этосоответствующая теория, описывающая социальное поведение личности. Она разработанаамериканскими социологами Р. Минтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, и описываетсоциальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и«социальная роль». Американский исследователь Р. Линтон, один из авторовконцепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для наукипонятие «статус» неотделимо от понятия «роль» — это по сути две стороны одноймедали. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (егосодержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статусстатичен, то роль — это динамическая характеристика, определяющая как долженвести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Другими словами, статусявляется совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием врамках этой совокупности прав и обязанностей.
Статус, как статичная характеристика в то же время, порождает немало социальных проблем личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они достаточно глубоко переживают свои неудачи на этом пути.
Так как социальные статусы неравны (расположены по-разному в «системе координат»). В зависимости от положения социального статуса в обществе относительно положения других статусов, человеку (личности) предоставляется возможность определять права и обязанности. Например, статус родителей возникает лишь при существовании статуса детей.
Таким образом, человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.
Мир статусов разнообразен, рассмотрим лишь типологию.
Статусы могут быть формализованными или неформализованными.
Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора фабрики, губернатора города и д.р.). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформализованными статусами (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и д.р.), которые имеют, как правило, диффузный характер, они могут возникнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Отсюда стремление людей «защитится» формализованными статусами – так ученый стремиться подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, чтобы обрести законные права и привилегии.
Но кроме них существует множество, так сказать, неосновных, эпизодических, статусов, временно приобретаемых человеком для реализации определенных действий. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, участника демонстрации, забастовки, толпы, и т.д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких социальных статусов часто никак не регистрируются. Они, вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть. Хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения и мышления. Так статус доктора наук определяет очень многое в жизни данного человека, а его временный статус прохожего – нет. Таким образом, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы.
Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и достигаемыми (приобретённые) статусы.
Предписанный (аскриптивный) социальный статус определён обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и т. д. Например, человек, рождённый с черным цветом кожи, приобретает статус негра. Дети, выросшие в очень состоятельных (богатых) семьях приобретает статус «золотой молодёжи».
То есть предписанный социальный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения – национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы – инвалид. Очевидно, что предписанный социальный статус может в значительной мере влиять на личность человека.
Достигнутый, приобретённый социальный статус определяется усилиями самого человека, его действиями (писатель, директор, академик, супруг, офицер, эмигрант), т.е. статус для достижения которого необходимо приложить специальные усилия.
Пример эмигранта очень наглядно показывает принцип достигнутого статуса. Человек эмигрировавший (т.е. приложивший определенные усилия и выполнивший определенные действия) жить в другую страну приобретает достигнутый статус эмигранта.
Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Например, получение степени доктора математических наук является достижением. Но однажды полученный новый статус остаётся навсегда, определяя все намерения и цели человека, как предписанный статус.
В традиционном обществе, для социальных институтов которого характерна аскриптивность, основные статусы общества имеют аскриптивный, наследуемый (а не достигаемый) характер.
В подобных обществах аскриптивность, как исходный мотивационный принцип, признается всеми слоями общества как главное основание для социально-статусных притязаний. И король, и пастух, и пахарь, и кузнец считают свое положение обоснованным и готовят своих детей к тому, чтобы те заняли их место.
Спектр и свобода разных статусов являются важной характеристикой каждого из статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.
Социальный статус, как обеспечивая определенные права и привилегии, так и накладывает значительное количество обязательств. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми.
Неравенство статусов подвержено изменению, так в 90х годах в нашем обществе происходило изменение значимости – одних социальных статусов, таких как, квалификация, образованность, мастерство, творческий потенциал, и увеличение значимости других, таких как, богатство, финансовые ресурсы, возможность «жить красиво».
В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни – это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов.
Вместе с тем человек иногда добивается достигаемого статуса с помощью недостиженческих принципов; большое значение в этом случае придается не способностям, знаниям человека, а его верности, личной преданности руководителю, наличию связей.
Традиционалистски-аскриптивная культура сопротивляется, заставляет мимикрировать социальную жизнь, в результате чего по форме статусы являются достигаемыми, а ведущую роль в овладении ими играют аскриптивные мотивации.
Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один предопределяет его положение в обществе – главный статус, что отражается, как во внешнем поведении и облике человека, так и во внутренней позиции.
Трудной задачей является определения главного статуса человека, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).
В большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако перечисленные выше признаки в неформальной компании друзей могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность.
Следовательно, следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.
Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом, как главный для данного человека, совпадает со статусом, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Например, предприниматель, пребывая в уверенности, что главное в его социальной характеристике – имущественное, материальное положение, наталкивается на непринятие его высшими кругами, куда он стремится попасть, по иным составляющим, таким как, его «родовитость», уровень образования, культуры.
Можнорассмотреть место в иерархии статусов, называемое рангом. Это место в незримойиерархии социальных отношений, характеризующееся общественным мнением, вкотором в течение времени вырабатывается, передается, поддерживается, но, какправило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальныхгрупп, где одних ценят и уважают больше других. Ранг бывает высоким, среднимили низким.
Высокооплачиваемыйчиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателемтакого же высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальныйдостаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокиеранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.
Кроме главного статуса, прежде всего связанного с профессией, работой (точнее, её престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.
Зачастую имущественное положение образованного человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д.
Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию.
Можно рассматривать естественный и профессионально-должностной социальные статусы.
Естественный социальный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (например, женщина, мужчина, ребёнок, юноша, старик и т.д.)
Профессионально-должностной социальный статус – это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой приобретённого статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное положение (банкир, политик, преподаватель, технический директор). С профессионально-должностным социальным статусом связано восприятие принятых управленческих решений. Одинаковые по форме и содержанию решения могут по-разному восприниматься подчинёнными (исполнителями) в зависимости от авторитета и социального статуса субъекта решения. Чем выше социальный статус и авторитет лица (или органа управления, коллеги), принимающего решение, тем ответственнее отношение исполнителя к его предписаниям.
Люди обладаютмножеством социальных статусов, но понятие «социальный статус» применяется,также по отношению к профессии. В этом случае понятие «социального статуса»выступает, как обобщенный показатель сравнительного положения данной профессиисреди других профессий.
Социальныйстатус профессии характеризует официальное и (или) неофициальное признание еенеобходимости и популярности. Отмечают две формы статуса профессии:экономическую и престижную.
Экономическаясоставляющая социального статуса профессии (экономический статус) зависит,прежде всего, от уровня материального вознаграждения, предполагаемого привыборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональномсамоопределении).
Престижнаясоставляющая социального статуса профессии (престижный статус, престижпрофессии) определяется содержательностью (долей творческих функций, творческимхарактером) данного вида труда, степенью популярности профессии, возможностьюсамореализации личности (успеха, карьеры). В социально-психологическом планеопределенное значение (иногда значительное) в утверждении престижностипрофессии играет мода на «новые профессии».
Статусы,вступая в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через ихносителей), главным образом определяют содержание и характер социальныхотношений. Человек смотрит на мир и относится к другим в соответствии со своимстатусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся кбедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок нагазонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей напотенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Украинец скореепроявит солидарность с украинцем, чем с китайцем или татарином, и наоборот.
2.Понятие и определение социальной роли
 
Роль (франц. role) – образ воплощенный актёром
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит по: Мертон,1957).
Социальная роль – это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ей желаний и существует как бы помимо и до самой личности.
Другими словами: социальна роль – это ожидаемая модель поведения соответствующая определенному социальному статусу и не зависящая от личности.
Для каждой социальной роли поведенческие особенности различны. Пределы ограничены, но само исполнение роли любого статуса есть процесс творческий. Статус детей обычно подчинен взрослым, которые от детей ожидают роли подчиненных. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения.
Каждый социальный статус обычно включает ряд социальных ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором (Р.Мертон, 1957). Так преподаватель один статус, а роли по отношению к заведующему кафедрой, студенту различны, т. е. с одним статусом можно обладать множеством ролей. Талкот Парсонс ввел понятие ролевого плюрализма. Это совокупность важных долгосрочных ролей и временных, ситуативных ролей.
Неменее важной проблемой является обучение ролям. Освоение ролей происходит впроцессе социализации, и их число постоянно увеличивается.
Социализация– достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками,умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принциповсоциального поведения.
Враннем детстве человек выполняет одну роль – ребенка, которому прививаютопределенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детскогосада и члена первичной социальной группы по совместной игре,времяпрепровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет рольучащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, членаразличных групп по интересам.
Вернувшиськ тому, что каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающиевправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. Вэтом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статусявляется совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием врамках этой совокупности прав и обязанностей.
Социальнаяроль состоит из:
— ролевого ожидания и
— ролевого исполнения (игры).
Отметим,что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает полного совпадения.Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающеезначение имеет соответствие роли потребностям, интересам и индивидуальнымкачествам личности.
Ролевыеожидания бывают формальные и неформальные. Наиболее ярким примером формальныхролевых ожиданий являются законы. Например, закон об уголовной ответственностиза действия причиняющие ущерб другим людям. Иные ожидания менее формальные –например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — являются неформальными, но тоже оказывают большое внимание на наше поведение.
Нашироли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (ибольшинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях,что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушнык нашим проблемам. Если происходит невыполнение роли в соответствии с нашимиожиданиями, возникает ролевой конфликт. Несоответствие ролевого ожидания иисполнения ролей, противоречие ролевых ожиданий нескольких ролей (хотя бы двух)вызывает появление ролевого конфликта. Например, родители и сверстники ожидаютразличного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, неможет одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт — несовпадение ролей — сопровождает жизнь взрослого человека.
Когдапоступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальныевознаграждения (деньги, уважение), несоответствие ролевым ожиданиям влечет засобой наказания (лишение материальных благ, свободы, общественного внимания идр.). Вместе взятые поощрения и наказания называются санкциями. Применяемыеодним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим,санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным вданной ситуации (Гуд, 1960).
Социальныероли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные:институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек можетотказаться принять их).
Нормыкультуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек,осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам изаконам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаютсявсеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той илииной личности.
То,что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Такимобразом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методамдействий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевомуповедению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
Видысоциальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видовдеятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости отобщественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальныероли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель,ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиесяна основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчинаи женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные ипредполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественныминормами, обычаями.
Межличностныероли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются наэмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый ит. д.).
Вжизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-тодоминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболеетипичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычныйобраз крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающихего людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнеестановятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группыи тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Характеристикаролей
Попыткасистематизации социальных ролей была сделана Талкоттом Парсонсом и егоколлегами (1951). Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пятиосновных характеристик:
 1.Эмоциональность.
2.Способ получения.
3.Масштаб.
4.Формализация.
5.Мотивация
1.Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача иливладельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях,обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни,страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанноевыражение чувств.
2.Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастомчеловека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим одокторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается неавтоматически, а в результате усилий личности.
3.Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектамивзаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами,которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенкоми его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждогоиз родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
4.Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми всоответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдатькниги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, стех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особоеобращение г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы неожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы моглибы взять плату у незнакомого человека.
5.Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, чтопредприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступкиопределяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, чтоработник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главнымобразом ради общественного блага, а не личной выгоды.
Каксчитает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик.Например, роль проститутки. Обычно эти дамы не проявляют никаких чувств к своимклиентам. Данная роль скорее достигнутая, а не предписанная, так как онаусваивается на основе определенной деятельности. Она строго ограничена рамкамисекса, предлагаемого за деньги. Обычно проститутки обслуживают своих клиентов всоответствии с принятыми правилами — за определенный вид услуг установленнаяплата. Проститутки работают для собственной выгоды — сексуальные услуги радиличного обогащения.
Выполняяроли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственныепереживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральныйкризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическоерасстройство, являющееся признаками ролевого напряжения.
Основнымипричинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты.
Какмногообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так имногообразны пути их преодоления. Мы не ведем речь о преодолении первооснов,первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения — речь идетлишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии.
Однимиз таких путей является метод рационализации ролевых ожиданий, создающийиллюзорные, но кажущиеся рациональными оправдания неудач.
Рационализацияролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одногопрестижного статуса на другой, но в другой области, сфере (к примеру, спроизводства на семью, и наоборот).
Сутьпринципа разделения ролей, как пути преодоления ролевых напряжений, — осознанная дифференциация правил, приемов, норм, присущих выполнению однойроли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли.
Принципиерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезныхпсихологических переживаний, порожденных столкновением ролевых предуказаний.«Что для меня важнее – дети, семья, или наука?». Столкнувшись с такой дилеммой,человек оказывается в тупике, выход из которого – выбор самой личностью однойиз этих ролей в качестве приоритетной. И в конфликтных ситуациях следуетвыполнять предуказания роли, которой отдано предпочтение.
 Регулированиеролей – это сознательные, целенаправленные действия общества, нации,коллектива, семьи, цель которых – преодоление психологического напряженияличности, вызванного ролевым конфликтом.
Однаиз форм регулирования ролей, связанная с утверждением (пропагандой) властнымиорганами, средствами массовой информации новых стандартов ролевого поведения(могла бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем обществе образцапредпринимателя, фермера и т.д., повышении их престижа).

Заключение
 
Огромное значение имеют функции, статусы и социальные роли определенным образом образуя взаимодействие и своеобразную стыковку, благодаря которой предсказуемость, надежность поведения человека, делает его носителем культуры.
Рассмотренные понятия социального статуса и социальной роли, как средства описывающие взаимосвязи личности и общества дают механизмы включения личности в сложные социальные образования. В этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.
Исходя из вышесказанного, понимается важность и необходимость социологической статусно-ролевой теории, которая даёт определение и понятие социального статуса и социальной роли.

Список литературы
 
1. Общая социология: Учебн. пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2007. — 654 с. — (Высшее образование).
 2. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
3.Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты.-М., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :