Реферат по предмету "Разное"


Адаптированная программа по предмету музыкальная литература

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЗЕЛЕНОКУМСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА преподавателя Коваценко С.Ю.г. Зеленокумск 2011г.СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка……………………………………………………………………. 4 Планирование учебного процесса………………………………………………………... 8 Краткие методические рекомендации……………………………………………………. 9 Проверка успеваемости и учет знаний………………………………………………. ….. 11 Примерный тематический план…………………………………………………………... 13 Содержание предмета. Методические рекомендации………………………………....... 16^ Первый год обучения:…………………………………………………………………. … 16 Тема 1 «Введение»………………………………………………………………….…….... 16 Конспект № 1 «Искусство. Виды искусства. Музыка»…………………………………. 17 Конспект № 2 «Содержание музыкальных произведений»……………………………. 18 Конспект № 3 «Выразительные средства музыки»……………………………………... 19 Тема 2 «Песня, марш и танец или с чего начинается музыка?»....................................... 21 Конспект № 4 «Музыкальные жанры. Марш»………………………………………….. 23 Конспект № 5 «Песня»……………………………………………………………………. 24 Конспект № 6 «Танец»……………………………………………………………………. 25 Тема 3 «Народная песня в произведениях классиков русской музыки или как связана музыка композиторов с музыкой народной»…………………………………………….. 26 Конспект № 7 «Народная песня в произведениях русских композиторов»………..… 27 Тема 4 «Программно-изобразительная музыка, или что помогает услышать и понять замысел композитора в инструментальном произведении?»…………………………… 28 Конспект № 8 «Программно-изобразительная музыка»……………………………….. 29 Тема 5 «Музыка в театре или может ли театр обойтись без музыки, а музыка без театра»……………………………………………………………………………………… 30 Конспект № 9 «Музыка в театре»………………………………………………………. 31 Конспект № 10 «Балет»…………………………………………………………………… 32 Конспект № 11 «Опера»………………………………………………………………….. 33^ Второй год обучения…………………………………………………………………......... 33 Тема 6(1) «Введение. Музыка от древнейших времен до XVIII века. Формирование классического стиля в музыке»…………………………………………………………… 33 Конспект № 12 (1) «Введение. Музыка от древних времен до XVIII века. Формирование классического стиля в музыке»………………………………………..… 34 Конспект № 13 (2) «Зарубежная музыка. Классицизм» ……………………………...… 36 Тема 7 (2) «Й.Гайдн»………………………………………………………………………. 36 Конспект № 14 (3) «Йозеф Гайдн»………………………………………………..……… 38 Тема 8 (3) «В.Моцарт»…………………………………………………………………..… 41 Конспект № 15 (4) «Вольфанг Амадей Моцарт»……………………………………..… 42 Тема 9 (4) «Л.Бетховен»…………………………………………………………………... 44 Конспект № 16 (5) «Людвиг ван Бетховен»……………………………………………. 46 Тема 10 (5) «Ф.Шуберт»………………………………………………………………….... 50 Конспект № 17 (6) «Романтизм»…………………………………………………………. 51 Конспект № 18 (7) «Франц Шуберт» ……………………………………………………. 52 Тема 11 (6) «Ф.Шопен»……………………………………………………………………. 55 Конспект № 19 (8) «Фредерик Шопен»………………………………………………… 56 Тема 12 (7) «И.С.Бах»……………………………………………………………………... 59 Конспект № 20 (9) « Барокко»………………………………………………………….… 61 Конспект № 21 (10) «Иоганн Себастьян Бах»…………………………………………… 61 Тема 13 (8) «Заключение»…………………………………………………………………. 65^ Третий год обучения…………………………………………………………………….… 65 Тема 14 (1) «введение. Русская музыка до Глинки»………………………………….…. 65 Конспект № 22 (1) «Древнерусская музыка»………………………………………….… 66 Тема 15 (2) «М.И.Глинка»…………………………………………………………..…….. 67 Конспект № 23 (2) «Михаил Иванович Глинка»……………………………………..…. 70 Тема 16 (3) «А.С.Даргомыжский»………………………………………………………… 73 Конспект № 24 (3) «Александр Сергеевич Даргомыжский»…………………………… 74 Тема 17 (4) «Русская музыкальная культура второй половины XIX века»……………. 76 Конспект № 24 (4) «Русская музыка 2-й половины XIX в.»………………………….… 77 Тема 18 (5) «А.П. Бородин»……………………………………………………………….. 77 Конспект № 26 (5) «Александр Порфирьевич Бородин»……………………………..… 80 Тема 19 (6) «Н.А.Римский-Корсаков»…………………………………………………..… 84 Конспект № 27 (6) «Николай Андреевич Римский-Корсаков»………………………… 86^ Четвертый год обучения………………………………………………………………….. 92 Тема 20 (7) «М.П.Мусоргский»…………………………………………………………… 92 Тема 21 (8) «П.И.Чайковский»……………………………………………………………. 93 Тема 22 (9) «Русская музыкальная культура концаXIX - начала XX века»…………… 96 Тема 23 (10) «Отечественная музыкальная культура после 1917 года»……………….. 100 Тема 24 (11) «С.С. Прокофьев»……………………………………………………………. 101 Тема 25 (12) «Д.Д. Шостакович»………………………………………………………….. 103 Тема 26 (13) «Заключение»……………………………………………………………...… 105^ Пятый год обучения……………………………………………………………………….. 106 Перечень наглядных пособий…………………………………………………………….. 109 Перечень аудиопособий…………………………………………………………………… 109 Перечень видеопособий…………………………………………………………………… 111 Примерные темы рефератов, докладов, компьютерных презентаций……….………… 111 Используемая литература……………………………………………………………….… 112^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Музыкальная литература» составлена преподавателем муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Зеленокумская детская музыкальная школа» Коваценко Светланой Юрьевной на основе программы «Музыкальная литература», составленной Методическим советом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Зеленокумская детская музыкальная школа» в соответствии с программой по учебной дисциплине «Музыкальная литература» разработанная на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы и одобренной научно-методическим центром по художественному образованию (г. Москва 2004 г.). Занятия по предмету музыкальная литература проводится в объеме 5-летнего и 7-летнего срока обучения. Программа предусматривает также возможность обучения в 6 классе (5-летнего срока обучения) и в 8 классе (7-летнего срока обучения). Важную роль в системе эстетического воспитания и музыкального образования призваны сыграть детские музыкальные школы, создаваемые в целях всестороннего развития способностей и склонностей учащихся, воспитания их общественной активности. Основными задачами музыкальных школ являются: формирование у детей любви и интереса к серьезному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине « Музыкальная литература». В процессе изучения предмета «Музыкальная литература» учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус. Музыкальная литература призвана формировать слушательский интерес подростков, направляя его в сторону большого искусства. Этот предмет не ставит перед учащимися трудных задач: на уроках не приходится исполнять музыку, выполнять какие-либо упражнения, а домашние задания, как правило, не отличаются сложностью. Формирование слухового внимания, что лежит в основе умения слушать серьёзную музыку, - осуществляется непроизвольно, без видимых усилий. Управление этим процессом – необходимая, но сложная задача для преподавателя, так как он не может показать, как именно нужно слушать музыку, а так же проверить, насколько учащиеся овладели слушательским навыком. Данная рабочая программа «Музыкальная литература» отражает классический подход к предмету, в основе которой лежит изучение лучших образцов зарубежной и отечественной музыки. Программа предусматривает использование активных методов обучения, которые позволяют создать условия максимально соответствующие природе восприятия информации ребенком. Дети становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы. Программа выделяет разные подходы, используемые в процессе изучения предмета «Музыкальная литература»: иллюстративный (общие сведения и музыкальные иллюстрации); информативный (большое количество информации за счет времени, отведенного на написание лекции); проблемно-поисковый, где активные поиски нового знания способствуют повышению мотивации детей к обучению, созданию творческого микроклимата в группе. Рабочая программа содержит подробное изложение учебного материала первого, второго, третьего года обучения, конспекты для учащихся, цель которых — освобождение ребенка от затрат большого количества времени на запись той или иной необходимой информации под диктовку преподавателя, что позволяет увеличить время для разговора о музыке. Четкая структурированность материала, полнота изложения, доступность информации конспектов позволяют существенно оптимизировать процесс введения проблемно-поисковых методов, направленных на расширение кругозора, развития умения работать с информацией, сопоставлять и анализировать полученные данные, проводить параллели, переносить полученные знания в другие предметные плоскости. Высвобождая время на уроке для интеллектуального развития и творческого эмоционального проживания, конспекты позволяют также создать условия для грамотного прослушивания аудиоматериалов и просмотра видеоматериалов, что соответственно позволяет значительно повысить качество учебно-воспитательного процесса. Четвёртый и пятый года обучения, как правило, соответствует 13-15 летнему возрасту. Программа учитывает требование применения в этом возрасте более активных проблемно-поисковых методов обучения, которые способствуют активизации мыслительных процессов, получению информации в процессе увеличения самостоятельной работы (собственно составление конспекты, рефераты, доклады, компьютерные презентации и т.п.), так как информация, добытая путем активного поиска, подкрепленного положительными эмоциями осознания достижимости цели и элементами соревновательности, надолго остается в памяти. В программе четвертого и пятого года обучения подобная форма контроля усвоенных знаний снимает тревожность учащихся, неуверенность в своих силах и способствует созданию благоприятной, доброжелательной атмосферы на уроке. Рабочая программа «Музыкальная литература» включает в себя также перечень наглядных пособий, аудио, видеоматериалов. Курс музыкальной литературы изучается в детских музыкальных школах в течение четырех лет: в 4 – 7 классах по специальностям с семилетним сроком обучения и во 2 – 5 классах по специальностям с пятилетним сроком обучения. Тематический план курса, в котором учебный материал расположен по годам обучения с примерным распределением количества уроков по темам, в основном соответствует содержанию известных учебников по музыкальной литературе. Занятия проводятся один раз в неделю. Количество учебных часов определяется учебными планами. Экзамены по предмету «Музыкальная литература» в школе не проводятся. Содержание обучения определяется целями и задачами начального музыкального образования и теми возможностями, которыми предмет располагает для их реализации. Усвоение содержания предмета является целью обучения и в то же время средством развития, содействующими достижению этих целей. В процессе этого усвоения совершенствуется мышление, память и слух учащегося, формируются их творческие способности и приёмы деятельности. Качество усвоения содержания предмета определяет уровень достижения целей. В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров, стилей и национальных композиторских школ последних трёх столетий. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и конкретной общественно-исторической среды. Выбор произведений определяется как слушательскими возможностями учащимися того или иного возраста и уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью. Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании, как в классе, так и в процессе самостоятельной работы учащихся. Важной составной частью содержания школьной музыкальной литературы являются знания о музыке из области её теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, и в этом смысле сопоставима с ролью теории литературы в общешкольном курсе. Исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля. Знания из области музыкальной практики помогают ориентироваться в явлениях и процессах современной музыкально-общественной жизни, объяснять и оценивать происходящее в ней. В содержании предмета следует различать знания информативные и понятийные. К первым относятся все имена, названия, факты, события, то есть те, что несут конкретную информацию. Такие знания составляют значительную часть учебного материала. Понятийные знания в курсе музыкальной литературы – это ключевые слова, словосочетания, термины, которые в обобщённом виде отражают существенные признаки явлений художественного творчества и общественно-музыкальной практики вне их индивидуального проявления. Понятийные знания могут относиться как к области теории, так и к области истории музыки. Необходимость дифференцированного подхода педагога к информативным и понятийным знаниям обуславливается различиями в способах и уровне их освоения учащимися. Если информативные знания должны быть верно, поняты и лишь частично сохранены в долговременной памяти учащихся, то знания понятийные – осмысленные и длительно сохраняемые в памяти – во многом определяют качество усвоения предмета в целом. Знания о музыке усваиваются в процессе изучения произведений на основе объяснений преподавателя, в самостоятельной работе – посредством чтения, в результате осознанного их запоминания и применения. Изучения музыкальной литературы формирует у учащихся и определенные способы деятельности – умения и навыки. Музыкальная литература – благодатное поле применения интеллектуальных умений и навыков, то есть приёмов умственной работы. Общение с музыкой и знания о ней развивают эти умения, формируют элементы теоретического мышления. Усвоение содержания предмета идёт успешнее, когда учащиеся владеют рациональными приёмами учебного труда, освоенными в общей школе. Музыкальная литература особенно содействует обогащению тех умений, которыми учащиеся овладевают на уроках истории и литературы. При изучении того или иного предмета школьники овладеют и специальными умениями. В музыкальном обучении – это способы музыкальной деятельности, имеющие слуховую природу. Уровень и качество владения специальными умениями во многом определяют музыкальную культуру личности. В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся слушательские навыки, то есть эстетическое восприятие музыки. Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер, так как присутствуют и обогащаются на всех уроках музыки. На уроках музыкальной литературы эти навыки формируются при прослушивании и анализе музыки, во внеклассном общении с ней. Другим специальным умением является анализ музыки, объединяющий музыку и знания о ней. В той или иной форме ученики анализируют музыку на всех уроках в ДМШ, и поэтому данное умение также является межпредметным. На уроках музыкальной литературы оно формируются, в основном, в классной работе, в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений. Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы, сердцевину его содержания. И качество их усвоения учащимися в конечном счете будет определять уровень музыкальной культуры, которого они смогут достичь с помощью музыкальной литературы как школьного учебного предмета. Предметным умением, которым ученики овладевают при изучении музыкальной литературы (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения и объяснить его «устройство» - и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности. Качество усвоения учебного материала зависит не только от его объема, но и от того, как он представлен в программе. Объем содержания, в свою очередь, определяется количеством учебного материала и степенью его сложности. Оптимален объем, который может быть качественно усвоен в течение времени, отведенного существующей практикой обучения. Работа в классе музыкальной литературы должна осуществляться на относительно высоком, но доступном уровне трудности в зоне «Ближайшего развития» (Л.Выготский), когда ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого в ходе обучения. Настоящая программа, так же как и учебники, ставит перед преподавателем необходимость выбора, так как включенный в них учебный материал не точно соответствует объему курса, существенно превосходя его. Индивидуальный курс преподавания предмета всегда оказывается вариантом по отношению к проектируемому в программе. При этом оценочным критерием работы преподавателя должно быть не количество пройденного материала, а качество его усвоения учащимися и уровень развития, достигнутый ими в результате изучения музыкальной литературы. Следует помнить также, что облегченный объем учебного материала обедняет приобретаемые знания и снижает темп развития школьников, завышенный – делает знания поверхностными, а усвоение учебного материала – непрочным. В основу систематизации учебного материала положен хронологически-тематический принцип, традиционный для данного предмета, как и для общешкольной литературы, в сочетании с дидактическим на первом году обучения. Линейное расположение материала с элементами концентричности в освоении понятийных знаний дает возможность познавать конкретные явления художественного творчества, знакомиться с биографиями и творческим наследием великих композиторов и одновременно видеть взаимосвязь эпох и стилей, представлять процесс развития музыкального искусства, смену художественных направлений, историческую обусловленность отдельных этапов музыкального искусства. Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы. Первый год обучения – пропедевтический (вводный, содержащий предварительный круг знаний). Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке. Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания его сложности: от песен – к театральным видам музыки. Он включает небольшие вокальные и инструментальные сочинения, доступные для восприятия и понимания детьми 9-11 лет, и целесообразные в учебно-воспитательном отношении. Основными формами работы на первом году обучения должны стать прослушивание музыки и работа с нотным текстом, характеристика содержания произведений, их жанровых способностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых терминов и понятий, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений, их авторов, самостоятельная работа над текстом учебника и повторение пройденных произведений, запоминание и узнавание музыки. В работе с детьми необходимо умело использовать их наблюдения и знания, помогать осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Учащиеся должны получить некоторое представление об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем явлений действительности. Прослушивание и разбор несложных сочинений вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы. Программа второго года обучения представляет собой последовательность монографических тем, соответствующую историко-художественному процессу. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений (или их законченных частей) с последующим прослушиванием. Биография композитора позволяет не только нарисовать портрет великого музыканта, но и содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера, показывающие разносторонние связи искусства с жизнью. Формы бытования музыки в различные эпохи и в различных слоях общества, социальное положение музыкантов, сочетание таланта и труда в композиторской профессии – большой познавательный материал, расширяющий представление школьников о музыкальном искусстве. Первая часть биографии, содержащая конкретные факты и имеющая немалое воспитательное воздействие излагается довольно подробно, тогда как последний период жизни, в силу сложности материала, требует сжатого освещения (вспомним любую из биографий, включенных в программу). Обзор творческого наследия композитора, завершающий биографический урок, позволяет освободить рассказ от перечня многих произведений, что утяжеляет изложение. А группировка в таком обзоре произведений по жанрам (театральные, концертные, камерные, церковные виды музыки) представит их в системе, облегчающей запоминание. При этом можно воспользоваться списком основных сочинений, помещенным в учебниках в конце каждой монографической главы. Обширное и разнообразное творческое наследие Чайковского и Прокофьева на завершающем этапе курса позволит закрепить и углубить понимание учащимися основных особенностей многих жанров музыки. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, вводимые в теме «Й.Гайдн», закрепляются затем при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы, слуховое, теоретическое и исполнительское (в классе игры на инструменте), следует также рассматривать как важный этап музыкального развития школьников. Представленные в темах другие жанры музыки (песни, фортепианные сочинения малых форм, сюиты), знакомство с фрагментами оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» способствуют расширению и углублению полученных ранее знаний. Тему «И.С.Бах», которая содержит новые и довольно сложные для учащихся музыкально-исторические и теоретические понятия, лучше изучать в конце года, так как темы, посвященные творчеству венских классиков, следуя непосредственно за темой «И.С.Бах», не позволяют расширить и закрепить знания, приобретенные при ее изучении, да и сами, в свою очередь, содержат много нового и сложного. Знакомству с отечественной музыкой отводится два последних года обучения. Программа предусматривает темы, посвященные основным представителям XIX века: Глинке, Даргомыжскому, Бородину, Римскому-Корсакову, Мусоргскому и Чайковскому и музыке более позднего времени в обзорном порядке. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также обзорные уроки, назначение которых – дать общее представление о музыкальной культуре России до Глинки, в 60-70-е годы XIX века и на рубеже XIX и XX веков. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы общей школы. Основное внимание в разделе музыкальной классики XIX века уделено опере – ведущему жанру классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и предполагает включение кратких сведений из истории их создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с анализом отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере пяти русских классических опере учащиеся смогут хорошо усвоить общие закономерности жанра и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с произведениями других жанров должно дать учащимся представление о богатстве содержания и жанровом многообразии отечественной музыки. Курс музыкальной литературы завершается изучением наиболее значительных явлений музыкального творчества советского периода. При этом общие вопросы могут быть освещены как в самостоятельной беседе, так и оказаться связанными с характеристикой личности и судьбы ведущих композиторов. Монографические темы «С. Прокофьев» и «Д.Шостакович» рассматриваются полно, включая жизненный путь и разбор не менее двух произведений разных жанров. При изучении тем русской музыкальной литературы XX века преподаватель имеет большую свободу в выборе учебного материала и распределении весьма ограниченного времени (автор не считает возможным сокращать изучение тем, посвященных русской классике XIX века, так как именно они составляют основу курса). Заключительная беседа посвящается состоянию и основным проблемам музыкальной культуры 90-х годов, обзору важнейших событий музыкально-общественной жизни. С этой целью полезно знакомить учащихся с газетой «Музыкальное обозрение», журналом «Музыкальная жизнь», организовать выпуск специальных бюллетеней или иметь в школе постоянный стенд «Хроника музыкальной жизни»^ Планирование учебного процесса Планирование работы преподавателя музыкальной литературы как профессиональная необходимость и производственная обязанность. Назначение планирования. Проявление знаний, опыта и творческих намерений преподавателя в процедуре планирования. Конкретизация содержания предмета в рабочих планах преподавателя. Перспективное планирование работы по классам в календарно-тематических планах. Распределение учебного материала по урокам с учетом времени, необходимого для изложения, закрепления, повторения пройденного и прослушивания музыки. При составлении календарно-тематических планов можно придерживаться следующих условий. В течение одного урока проходится биография композитора или 2- 4 небольших вокальных или инструментальных сочинений (песни, пьесы, фрагменты опер и балетов), одна часть сонаты, симфонии (при разборе сонатной формы) или крупное одночастное произведение (например, увертюра «Эгмонт» Бетховена). Два урока требуется, чтобы разобрать и прослушать полный сонатный или симфонический цикл, сюиту (например, «Зимний костер» Прокофьева, «Шехерезада» Римского-Корсакова). Желательно отвести по два урока на кантату «Александр Невский» Прокофьева и 1-ю часть 7-й симфонии Шостаковича. Например, первый урок включает в себя повторение материала предшествующего занятия историю создания и исполнения симфонии в годы Отечественной войны, разбор части с нотами хрестоматии. Второй урок – восстановление в памяти истории создания и исполнения симфонии, повторение тематического материала 1-й части, ее структуры и прослушивание. На 3-5 уроков распределяется материал каждой из русских классических опер (для опер Моцарта «Свадьба «Фигаро» достаточно 1-2 урока). В случаях, когда уроки по каким-либо причинам не могут состояться, в планы вносятся необходимые коррективы. Дополнительные, компенсирующие уроки по музыкальной литературе, в силу сложности их организации и общей перегрузки учащихся, не практикуются. Выполнение намеченного плана – один из показателей мастерства преподавателя, его профессиональной культуры. Учебный год, продолжающийся в музыкальной школе 34 - 35 учебных недель (с 01.09. по 31.05, исключая каникулы), позволяет запланировать до 34 уроков, включая контрольные и резервные (то есть те, которые по календарю могут состояться только в одной из параллельных групп, а также последние занятия в мае). Праздничные дни не учитываются в плане. Музыкальная литература, благодаря особому характеру изучаемого в данном курсе материала, относится к числу школьных предметов, в которых поурочное планирование играет значительную организующую роль. Только разумно составленный календарно-тематический план и его точное выполнение позволяют в полной мере реализовать и решить основные задачи, стоящие перед музыкальной литературой как одним из предметов учебного плана музыкальной школы.^ Краткие методические рекомендации Решение основных дидактических задач на уроке обеспечивается чередованием различных видов учебного труда: изложение нового материала должна дополняться его закреплением, а повторение пройденного – служить проверкой усвоения знаний. Внутренняя взаимосвязь уроков, образующая единую систему занятий, позволит учащимся последовательно освоить содержание учебного материала. Преподаватель должен добиваться того, чтобы каждый ученик активно работал на протяжении всего урока, и стремиться преодолеть неравномерность усвоения знаний отдельными учениками на основе индивидуального подхода к ним. Эффективность уроков музыкальной литературы в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения. Определенная часть материала, как теоретического, так и собственно музыкального, лучше всего усваивается учащимися при разборе произведения учителем. Живому и образному изложению биографий соответствует форма рассказа, в котором хорошо сочетаются приемы повествования, описания, рассуждения. Его оживляют, повышая внимание учеников, риторические вопросы, обогащают точные цитаты и тексты, свободно передающие смысл того или иного высказывания. Наивысшей активности учащихся можно добиться обращением к форме беседы как к одному из приемов словесных методов обучения. Ее суть – в диалоге, процесс которого привлекает учащихся к поиску новых знаний, что в обучении, несомненно, предпочтительнее преподнесения знаний в готовом виде. Различают беседы поисковые (при работе с новым материалом) и воспроизводящие (при обращении к пройденному). Дополнительными источниками информации, расширяющими представление учащихся об окружающем музыкальном мире, могут служить и разного рода иллюстрации, применение которых возможно не только на биографических уровнях, но и при изучении музыкальных произведений (особенно театральных, а также вокальных и инструментальных). Наглядные методы обучения «созвучны» своеобразному восприятию подростков и повышают качество усвоения учебного материала. Источником художественных впечатлений у детей в классе должна быть звучащая музыка. Ее эстетическое воздействие на подростков служит основой для решения учебных задач. Вне прослушивания становится невозможным и приобретение многих знаний о музыке, связанных прежде всего с выразительными особенностями музыкальной речи. На уроке произведение обязательно должно прозвучать целиком или в виде законченного фрагмента, в соответствии с тем, что является предметом изучения. Демонстрация музыки в классе возможна как в виде ее исполнения преподавателем или приглашенным иллюстратором, так и путем воспроизведения с помощью технических устройств. Оба способа должны дополнять друг друга, так как каждый из них имеет свои достоинства. Прослушивание музыки во многих случаях полезно проводить с нотным текстом, используя для этой цели специальные хрестоматии, оригинальные издания, клавиры опер. Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные навыки: ноты должны помогать полнее воспринимать музыку. Хороших результатов можно добиться, если заниматься этим регулярно, постепенно усложняя задачу и обязательно обучая школьников данному умению. Прослушивание музыки в звукозаписи надо использовать и как повод для бесед об исполнительском искусстве, его выдающихся представителях. Внимание школьников к вопросам исполнения музыки может послужить дополнительным стимулом развития их музыкальных интересов и способствовать успехам в классе игры на инструменте. Обращение к техническим средствам воспроизведения музыки не исключает необходимости исполнения на фортепиано тем и отдельных фрагментов сочинений в процессе их анализа, при характеристике выразительных средств и особенностей композиции. В качестве практических методов обучения можно рекомендовать различного рода работу с нотным текстом произведений. На занятиях возможно также обращение к тексту учебника, содержащимся в нем нотным примерам и практическим заданиям. Постоянного внимания преподавателя требует и процесс усвоения учащимися знаний, так как их глубина и прочность – один из принципов обучения. Работа в классе и дома должна помочь учащимся осмыслить и запомнить необходимые сведения из содержания предмета, уметь их узнавать, воспроизводить и самостоятельно применять в музыкальной практике. Этой цели могут служить и специальные приемы по закреплению знаний и тренировке навыков. Закрепление учебного материала возможно в процессе его изложения (первичное закрепление) и в конце урока при повторении пройденного, а также в самостоятельной домашней работе. Задания на дом должны быть продуманными, целесообразными и доступными. Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с учебником, в котором наибольшую сложность для учащихся представляет освоение нотных примеров в их непосредственной связи, единстве со словесным текстом. Учащихся нужно научить видеть в музыкальном примере подтверждение сказанному в тексте и представлять внутренним слухом общий характер звучания. Исполнят примеры в классе, при проверке задания, ученикам следует выборочно, возможно, в облегченном виде и по нотам. Вспомогательным материалом при выполнении домашних заданий могТематический план (5-летняя образовательная программа) № тем Наименование тем Количество часов 1 2 3 ^ Первый год обучения 1. Знакомство с небольшими произведениями различных жанров и форм на примере народной и классической музыки. 1 Введение. Музыка в нашей жизни.Содержание музыкальных произведений.Выразительные средства музыки. 6 2 Песня, марш и танец, или с чего начинается музыка? 8 3 Народная песня в произведениях классиков русской музыки, или


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.