Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Федеральное агентство по образованию РФ
Балашовский институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Игровая деятельность как средство развития творческих способностейучащихся на уроках ОБЖ
Курсовая работа
по специальности «Безопасность жизнедеятельности»
Балашов 2009
Введение
Актуальность. Современное общество переживает сложныевремена. В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности,обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности — насущнаяпотребность человека. По данным статистики дети — это одна из тех категорий,которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных. Они же являютсясамыми незащищенными. В общеобразовательных школах введен предмет «Основыбезопасности жизнедеятельности». Очень ответственная задача стоит передшколой — воспитание общественной культуры безопасности. Одним из необходимыхусловий формирования у школьников сознательного и ответственного отношения квопросам личной безопасности и безопасности окружающих является воспитание уних общепризнанных норм поведения. В педагогической практике применяютсяразличные методические приемы для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ. СейчасРоссии нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творческимыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческийподход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех жедействий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенномогут потерять способность к творчеству.
Развитие интереса, творческой активности ицелеустремленности учащихся на уроках и внеурочных занятиях необходимое условиеобучения в современной школе. Значительное место в системе школьногообразования занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннеговоспитания школьников. Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ являетсяважным методическим средством для развития творческих способностей детейшкольного возраста. Таким образом, воспитание школьников на уроках ОБЖ черезразвитие творческих способностей являются важным аспектом.
Цель: изучение условий организации игровой деятельности науроках ОБЖ.
Объект: творческие способности учащихся какхарактеристика развития учащихся.
Предмет: игровая деятельность как средство развитиятворческих способностей учащихся на уроках ОБЖ
Гипотеза: эффективность развития творческой активностиучащихся на уроках ОБЖ повышается, если:
основу обучения составляет игровая деятельность в качествесистемообразующего компонента;
при организации учитывать особенности игровой деятельности.
Задачи:
1. Исследовать возрастные особенности детей среднегошкольного возраста;
2. Раскрыть значение применения игровой деятельности науроках ОБЖ для развития творческих способностей школьников;
3. Выявить особенности организации игровой деятельности науроках ОБЖ для развития творческих способностей учащихся.
Методы:
1. Систематизация и обобщение теоретического материала наоснове изучения психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
Структура работы: работа состоит из введения; первой и второйглавы основной части, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы,приложения.
Методологическая база. В данной работе мы использовалиспециальную литературу по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»,таких авторов, как Айзман Р.И., Кирин Б.Ф., Михайлов Л.А. Чтобы составитьпредставление о важности изучаемой темы, мы изучили Государственнуюобразовательную программу по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»,а так же методическую литературу авторов, Мошкин Н.И. .
Для анализа возрастных особенностей школьников мыиспользовали материал по возрастной психологии, а так же литературу попедагогике и физическому воспитанию, следующих авторов Асмолов А.Г., АнастазиА,, Кон И.С., Лишин О.В. При изучении творческих способностей школьников и особенностейигровой деятельности мы использовали методическую литературу Бондаревский В.Б.,Лук А.И.
Во введении обосновывается актуальность темы, ставятся цельи задачи, определяются объект и предмет, определяется гипотеза исследования
В первой главе «Теоретические аспекты организацииучебного процесса по курсу „Основы безопасности жизнедеятельности“ раскрываетсясодержание предмета „Основы безопасности жизнедеятельности“, а так жеизучаются особенности возрастного развития подростков.
Во второй главе „Теоретические аспекты игровойдеятельности как средства развития творческих способностей школьника“ проводитсяанализ развития творческих способностей школьника, а так же раскрываютсяособенности применения игровой деятельности на уроках ОБЖ.
В выводах по каждой главе делаются обобщениярассматриваемого материала.
В заключении подводятся общие итоги исследования.
Список использованной литературы состоит из 35 источников.
В раздел „Приложения“ включены ситуационные задачии игровые задания.
Глава 1. Теоретические аспекты организации учебного процесса по курсу»Основы безопасности жизнедеятельности"1.1 Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Образовательная область «Основы безопасностижизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта пообеспечению безопасности человека в повседневной жизни, а также с учетомнормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности. Проблемаразвития творческих способностей школьников всегда находила свое отражение впроцессе обучения. Для творчества решающее значение имеют структура,психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, вкоторой они приобретались. Организация процесса образования строится сиспользованием технологий как игровые и системы развивающего обучения снаправленностью на развитие творческих качеств личности. Развитие творческихспособностей у учащихся рассматривается в методиках преподавания ОБЖ [26].
Анализ методической литературы показал, что предмет «Безопасностьжизнедеятельности» отражает насущные проблемы человечества. В условиях,когда возможности отдельного человека и общества в целом были чрезвычайноограничены, вероятность гибели сообществ людей и отдельно взятого человека былачрезвычайно велика, необходимость изучения этого предмета возрастает. На урокахОБЖ создаются условия, благоприятствующих творчеству. Их развитие происходит вучебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней [31].
Жизнедеятельность — это сложный процесс создания человекомусловий для своего существования и развития, взаимосвязанный с окружающейприродной средой и социальной реальностью. Современный человек живет идействует как бы в двух взаимосвязанных мирах — мире природы, и мире социума,сообщества людей. Оба эти мира самым тесным образом взаимодействуют между собой.
Создавая условия для существования, удовлетворяя своипотребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самымвызывая его противодействие (физическое, химическое, биологическое, социальноеи пр.). В связи с этим можно сказать, что любая сфера человеческойжизнедеятельности является потенциально опасной, так как сопряжена свмешательством в эти взаимосвязанные миры и не всегда предсказуемой реакцией ихна это вмешательство [32].
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендовандля изучения в образовательных учреждениях в 1991 году. Обоснованием введенияданного курса в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения можетслужить положение о том, что школьный возраст — наиболее благоприятный дляформирования у человека чувства личной и коллективной безопасности. Именно вэтом возрасте легко сформировать мотивы, побуждающие детей и подростков ксоблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе иприроде, что будет основой для самостоятельного принятия безопасного стиляжизни в обществе, коллективе, семье, в окружающей среде [21].
Содержанием дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»является область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человекаот опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности,сохранение безопасности и здоровья в среде обитания, через развитие творческихспособностей школьника. В образовательном процессе для развития творческихспособностей школьников используются различные варианты учебных заданий,которые формируются при их выполнении. Эта дисциплина решает следующие основныезадачи:
идентификация (распознавание и количественная оценка) негативныхвоздействий среды обитания;
защита от опасностей или предупреждение воздействия тех илииных негативных факторов на человека;
ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредныхфакторов;
создание нормального, то есть комфортного состояния средыобитания человека.
Цель предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»- сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также осознаниебезопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, какодного из факторов существования живых систем.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» решаетследующие задачи:
помочь учащимся своевременно выявить признаки потенциальныхопасностей, представлять характер грозящих опасностей и, по возможности,устранять их;
помочь учащимся освоить правила поведения в чрезвычайныхситуациях и способы защиты от негативных факторов мирного и военного времени;
овладеть мерами профилактики отравлений и особо опасныхинфекций, способами оказания первой доврачебной помощи.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предусматриваетпроцесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания. Воздействиечеловека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействиявсех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иныевоздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. Предмет «Основыбезопасности жизнедеятельности» рассматривает:
безопасность в бытовой среде;
безопасность в производственной сфере;
безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебнойзоне);
безопасность в окружающей природной среде;
чрезвычайные ситуации мирного и военного времени [1].
Организация процесса образования строится с использованиемтехнологий системы развивающего обучения с направленностью на развитиетворческих качеств личности. На уроках ОБЖ рассматриваются вопросы современнойполитики. Современные требования к воспитательному процессу изменились сизменением экономической и политической системы в нашей стране. Стало ясно, чтогосударство не может гарантировать безопасность отдельных граждан. Каждогороссиянина надо учить выживать в условиях криминального беспредела, локальныхвоенных конфликтов, безработицы, поэтому каждый школьник должен знать своиправа и обязанности, соблюдать правовые отношения и законодательные акты, чтобыизбежать опасных ситуаций в свой жизни. Наиболее результативно прививаютсяучащимся мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведениядома, на улице, в школе, на природе, а затем — в обществе и на производстве,через общее образование на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»[9].
Содержание курса включает теорию и практику безопасногоповедения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайныхситуациях. Тематическими линиями содержания образовательной области ОБЖ служат:основы здорового образа жизни, защита человека в опасных и чрезвычайныхситуациях, основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинскойпомощи, современный комплекс проблем безопасности, основы защиты Отечества.
Изучая концепцию курса «Основы безопасностижизнедеятельности» для общего среднего образования мы выяснили, что курспредназначен для воспитания, как было образно определено, «личностибезопасного типа», личности, хорошо знакомой с современными проблемамибезопасности жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность.Формирование системы знаний о безопасной жизнедеятельности осуществляется впроцессе воспитания и обучения в семье, дошкольных учреждениях, в школе. Однаконаиболее интенсивно данный процесс осуществляется в ходе преподавания вобщеобразовательной школе курса «Основы безопасности жизнедеятельности».Система таких знаний обосновывается учеными-методистами, реализуется в видеучебных программ, учебников, методических пособий для учителей. В соответствиис моделью таких знаний, изложенных в учебно-методических материалах, на школьныхуроках, во внеклассной работе [4].
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечиваетнаучно организованное воспитание по курсу ОБЖ. Развитие творческих способностейшкольника — необходимое условие воспитания. Содержание курса ОБЖ позволяеторганизовать в процессе обучения развитие творческих способностей. Достижениеэтих целей также реализуется через организацию деятельности ученика сиспользованием игровой деятельности.
Проведя анализ литературных источников, мы выяснили, что всвоей жизнедеятельности, то есть создания условий для своего существования иразвития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическаядеятельность человека связана с окружающей природной средой и социальнойреальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасностьносит скрытыйхарактер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемыхусловий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Еслиэту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится вчрезвычайную ситуацию [36].
Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чащевсего в их основе лежат природные явления, вызывающие стихийные бедствия,экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека иокружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и катастрофахв производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций,биологические, проявляющиеся в эпидемиях, и социальные, связанные спротиворечиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в последнее времячрезвычайных ситуаций свидетельствует, что в большинстве случаев их возникновениесвязано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера.
Процесс обучения школьников на уроках ОБЖ сводится ксозданию условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условиймногообразен. Он начинается с создания особенностей ситуаций,благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, икончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности, созданиемтворческого климата в коллективе. Понятие безопасность связано с широкимспектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Это вызвало разработкуспециального научного направления и образовательной области «Безопасностьжизнедеятельности» [32].
Безопасность жизнедеятельности — это такое качествожизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способныхнанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека [16].
Готовность выпускников средней школы к творческойдеятельности во многом определяет их будущий успех в профессиональной сфере. Поэтомупроблема развития творческих способностей школьников является ведущей впроцессе образования. Учебно-воспитательный процесс по предмету ОБЖ проводитсяв различных формах — это уроки и внеклассные мероприятия. На уроках изучаетсяпрограммный материал по курсу ОБЖ.
В содержание внеклассных и внешкольных мероприятий входят: экскурсиив музеи военно-патриотической направленности, посещение постоянных иэпизодических специализированных выставок; встречи с военнослужащими иветеранами Вооруженных сил РФ, работниками военкоматов, органов ГОЧС, ГИББД,медицины; подготовка и участие в окружных и городских соревнованиях повоенно-прикладным видам спорта, в тематических викторинах, конкурсах,комбинированных эстафетах и соревнованиях с выполнением различных упражненийОБЖ (например, «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»,«Соревнования сандружинниц», «Школа безопасности»). Всеформы организации учебно-воспитательного процесса направлены на развитиетворческого начала школьников [35].
Структурно программы курса ОБЖ состоят из трехсодержательных линий. Распределение тематики ОБЖ по ступеням образования соответствуетвозрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, ихподготовке в других образовательных областях. Изучение курса позволяет получитьсистематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасныхситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека ивыработать алгоритм безопасного поведения. Разнообразные формы обучения ОБЖрешают задачу развития творческих способностей личности школьника.1.2 Особенности возрастного развития подростков
Активная творческая деятельность школьников в подростковомпериоде необходима для формирования устойчивых взглядов. В период изучениякурса «Основ безопасности жизнедеятельности» закладываются основыбезопасного поведения детей и подростков. В нашей работе рассмотрим особенностивозрастного развития подростков, так как именно этот период, является самымпродолжительным по формированию основ безопасности жизнедеятельности школьников,процесс активного формирования творческих способностей относится к этомувозрастному периоду. Для развития творческих способностей школьников необходиморазвитие психических процессов, развитие умения анализировать, сравнивать,классифицировать [22].
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12до 15-17 лет. Он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активностиребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковыйвозраст и юношество [22]. В понимании хронологических границ этих периодов нетединства. При психологическом анализе особенностей переходного школьноговозраста нельзя рассматривать физическое созревание изолировано от социального.В физиологии процесс переходного возраста условно подразделяется на три фазы:
предпубертатный, подготовительный период;
собственно пубертатный период, в течение которогоосуществляются основные процессы полового созревания;
постпубертатный период, когда организм достигает полнойбиологической зрелости.
Если совместить это деление с привычными возрастнымикатегориями, предпубертатный период соответствует предподростковому илимладшему подростковому, пубертатный — подростковому, постпубертатный — юношескому возрасту.
Однако все процессы созревания протекают крайне неравномернои не одновременно, причем это проявляется, как на межиндивидуальном, так и навнутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человекасозревают не одновременно) [24].
Большое значения имеет формирование творческих способностейличности. Основные аспекты физического созревания — скелетная зрелость,появление вторичных половых признаков и период скачка в росте — тесно связаныдруг с другом, как у мужчин, так и у женщин. Подростковый период характерен интенсивнымростом, повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутреннейсекреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития иперестройки всех органов и систем организма.
Подростки в этом возрасте способны добиться самых высокихтемпов развития физического потенциала. Наиболее интенсивно в это периодразвиваются силовые показатели и выносливость, а также совершенствуется системакоординации движений. Важно, чтобы подростки овладевали системой координациидвижений, что позволит им достичь высоких показателей при овладениитуристической техникой при проведении поисково-спасательных работ, а так же приосвоении военно-прикладных упражнений [2].
Половым созреванием обусловлены психологические особенностивозраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервнойсистемы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценкавозможностей, самоуверенность.
Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельностиребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства кзрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богатмногими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это времяскладываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способыэмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизньвзрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную иличную зрелость [5].
Подростковый возраст (отрочество) — это пора достижений,стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности иоткрытию «Я», обретения новой социальной позиции, развитиетворческого начала.
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны сформированием мировоззрения. Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, системапредставлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека,сумма и итог всех его знаний. Познавательными предпосылками мировоззренияявляются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способностьиндивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненныеспециальные знания не складываются в единую систему. Но мировоззрение — не столькологическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношениечеловека к миру, его главные целостные ориентации [10].
Становление личности включает в себя также становлениеотносительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представленияв самом себе. Образ «Я» — сложное психологическое явление, которое несводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос«кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколькосамоопределение: «кем я могу и должен стать, каковы мои возможности иперспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?». На этот вопрострудно ответить «объективно», потому что каждый человек, взависимости от контекста и ситуации «видит», точнее, «конструирует»себя по-разному.
Образ «Я» — не просто отражение (в форме представленияили понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своейосознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе,включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный — знание себя,представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этихкачеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства иповеденческий, то есть практическое отношение к себе, производное от первыхдвух компонентов [24].
В психической сфере этот возраст период характеризующийсястремлением к неординарным поступкам, жаждой состязаний, тягой к творчеству. Вэтом возрастном периоде развитие творческих способностей помогает школьникамсамоутвердиться, проявлять инициативу и творческий подход в различных видахдеятельности. На основании этого, развитие творческих способностей на занятияхОБЖ является важным элементом.
Подростковый возраст — возраст проблем, рассуждений и споров.Находящаяся в разгаре своего созревания функция мышление начинает проявлятьсебя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка июноши. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают надрешением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, — значитиметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большеймере состоит из рассуждений и доказательств. И в школе, и вне школы они имеютрепутацию спорщиков, причём в этих спорах уже большое место занимаетдоказательство своих собственных положений. В этом возрасте мышление, уженеплохо отражающее связи объективного материального мира, однако абстрактное мышлениеещё далеко от полной зрелости. В подростковом возрасте лишь начинаетсяинтенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещёбольшей интенсивностью в юношеском возрасте [25].
В этот период является важным развитие творческих способностейшкольника. Мышление — одна из тех функций, которая развивается позднее рядамногих других функций. Влияние школы на мышление, начинающееся с первого дняпоступления ребёнка в школу, особенно ярко выступает в подростковом возрасте. Развитиеобщественно-политического миросозерцания не исчерпывает собой всех изменений,которые происходят в эту эпоху в содержании мышления подростка. Подросток,переходя к адекватному освоению такого содержания, которое может бытьпредставлено во всей полноте и глубине только в понятиях, начинает активно и творческиучаствовать в различных сферах культурной жизни, которые раскрываются перед ним.Без мышления в понятиях нет понимания отношений, лежащих за явлениями. Целыймир глубоких связей, лежащих за внешней видимостью явлений, мир сложныхвзаимозависимостей и отношений внутри каждой сферы действительности и между еёотдельными сферами раскрывается только перед тем, кто подходит к нему с ключомпонятия. Это новое содержание не входит механически в мышление подростка, апретерпевает длительный и сложный процесс развития. Благодаря этому расширениюи углублению содержания мышления перед подростком раскрывается весь мир. Расширениесреды в переходном возрасте приводит к тому, что средой для мышления подросткастановится мир. Мир внутренних переживаний, закрытый от ребёнка раннеговозраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важнуюсферу в содержании его мышления.
Учение занимает большое место в жизни подростков. Подросткиготовы избирательно при повышенной сенситивности чувствительности) к тем илииным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делаетих взрослыми в собственных глазах [24].
Организуя учебно-воспитательную работу с подростками,необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияниеоказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются,прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка с товарищамипорождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один издоминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность всамоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признаниятоварищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядамии убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральнымиустановками.
Творческие способности школьника в подростковом периоде проявляютсяярко. Это отражается на учебной деятельности. Учебная деятельность считаетсясформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток можетсамостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способырешения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случаереализуется потребность подростка в самоутверждении. Эффективность обученияподростков повышает целенаправленное формирование мотивов. Учитель долженформировать убежденность подростка в необходимости быть образованным,культурным человеком.
Подводя итог, можно отметить исключительную важностьподросткового возраста для всего развития личности. В этот период все стороныразвития подвергаются перестройке, формируются новые психологическиеобразования. Это необходимо учитывать в педагогической деятельности.
Выводы по первой главе
Социальные явления и процессы полны острых, поройнеразрешимых противоречий и катаклизмов, которые сегодня приобретают глобальныйхарактер. Главной целью обучения предмета «Основам безопасностижизнедеятельности», является подготовка школьников к успешным действиям пообеспечению безопасности личности, общества, государства. В процессе обученияОБЖ формируются и совершенствуются не только знания, но и умения, теориясочетается с практикой, формируются мотивы, стремления, ценностные ориентации.
Основной особенностью подросткового возраста составляет его переходот детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке,возникают и формируются новые психологические образования. Этот возрастхарактеризуется стремлением к творчеству. Программный материал по курсу ОБЖстановится более сложным и разнообразным. Этот процесс преобразования иопределяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, следовательно,и специфику работы с ними.
Глава 2. Теоретические аспекты игровой деятельности как средства развитиятворческих способностей школьника2.1 Развитие творческих способностей школьника
Творчество понимается как механизм продуктивного развития. Длятворчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а ихструктура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типомдеятельности, в которой они приобретались. Готовность выпускников средней школык творческой деятельности во многом определяет их будущий успех впрофессиональной сфере. Поэтому проблема развития творческих способностейшкольников подросткового периода всегда находит отражение в исследованияхотечественных и зарубежных педагогов и психологов [9].
Цель процесса обучения школьников на уроках ОБЖ сводится ксозданию условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условий многообразен.Он начинается с создания особенностей ситуаций, благоприятствующих интуитивномусхватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитаниемнеобходимых способностей, качеств личности, созданием творческого климата вколлективе.
В методической литературе отмечается, что творческиеспособности такие способности, которые проявляются в умении применятьполученные знания в новой ситуации, в гибкости мышления и порождении множестваразнообразных оригинальных идей для их творческого и практического решения. Творческиеспособности проявляются в нестандартности и нешаблонности решения заданий [25].
Творческая деятельность — форма деятельности школьника,направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом ктворческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможноразрешить на основе имеющихся — данных традиционными способами. Предпосылкамитворческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьироватьспособы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивныхстратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задаткитворческих способностей присущи любому человеку, важно суметь раскрыть их иразвить [25].
В методической литературе отмечается, что главными взаимосвязаннымифакторами развития творческих способностей учащихся являются личность самогопедагога и специально организованные учителем условия, в которых осуществляетсядеятельность учащихся [25]. Активная познавательная деятельность школьниковорганизуется с помощью разнообразных средств. Игровая деятельность являетсяотличным средством развития творческих способностей и активизациипознавательной деятельности школьников в подростковом возрасте.
Проведенный анализ научных источников по проблеме развитиятворческих способностей учащихся в процессе обучения, позволил сделатьследующие заключения:
основным ведущим направлением в современной педагогическойнауке для развития творческих способностей является обогащение, видоизменение (трансформация)содержания учебного материала;
творческие способности могут целенаправленно развиваться;
развитие происходит в учебной деятельности, в которой учениквыражает свое отношение к ней;
основное направление развития творческих способностей дляшкольников — включение в учебный процесс вариативных учебных заданий и задач.
Из множества заданий, которые применяются в практике дляразличных дидактических целей, выделяем такие задания, которые могут являтьсясредством развития творческих способностей школьников. Эти задания мы называемвариативными учебными и характеризуем определенными признаками, которыевключают в себя:
овладение учебным материалом в соответствии с учебнойпрограммой;
развитие мыслительных операций;
развитие психических процессов;
различные уровни познавательной деятельности (отрепродуктивных заданий до творческих).
Целенаправленная активная творческая деятельность школьниковпо самостоятельному решению проблем в конкретных вариативных учебных заданияхстимулирует у них поиски правильных вариантов решения этих заданий. Решениевариативных учебных заданий активизирует сознание учащихся настолько, что онипривыкают самостоятельно и творчески осмысливать изучаемый материал под угломзрения уже имеющихся у них системы знаний, требует творческого подхода к выборурешения задания, проблемности, и даже некого прогноза проявления результата этогозадания в других ситуациях [5].
Исследование показало, что одно наличие вариативных учебныхзаданий с их выявленными характеристиками не всегда может привести к развитиютворческих способностей каждого школьника, и в массовой школе требуютсяспециальные условия их применения, которые могут обеспечивать принятие ученикомзадания и поддержку его выполнения.
Таким образом, для развития творческих способностейшкольников в процессе обучения необходимо наличие следующих условий:
отбор и совокупность вариативных учебных заданий, выполнениекоторых предполагает овладение школьниками учебного материала в соответствии сучебной программой;
развитие у школьников умения анализировать, сравнивать,классифицировать, обобщать, конкретизировать, делать выводы и т.д.;
развитие психических процессов у школьников; наличиеразличного уровня познавательной деятельности школьников (от репродуктивного дотворческого), стимулирование межличностного взаимодействия между субъектамиучебного процесса;
организация и поэтапное внедрение вариативных учебныхзаданий в учебную деятельность школьников [26].
Творческие способности представляют собой комплекс многихкачеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности,прежде всего с особенностями мышления. Люди, обладающие таким типом мышления,при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождениеединственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможнымнаправлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие людисклонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людейзнают и используют только определенным образом, или формировать связи междудвумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентныйспособ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуетсяследующими основными особенностями:
1. Быстрота — способность высказывать максимальноеколичество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразиеидей.
3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартныеидеи это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт»или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н.Лук [26], опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников имузыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяянесколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношениисимволы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решенииодной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, недробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужнуюминуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемыдо её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в ужеимеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделитьнаблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованиюпервоначального замысла.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ иметодик, творческого воспитания считают, что один из компонентов творческогопотенциала человека составляют следующие способности [26]:
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретатьновые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
В образовательном процессе ОБЖ для развития творческихспособностей используются различные варианты учебных и игровых заданий. Под творческойдеятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которойсоздается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение кдействительности.2.2 Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ
Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный эффективныйметод обучения школьника его собственной активной позиции, связанный синициативой, фантазией, творчеством. Игровые формы обучения позволяютиспользовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности черезпреобразующую к главной цели — творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковаядеятельность оказывается более эффективной, если ей предшествуетвоспроизводящая и преобразующая деятельностью. Целевым ориентиром в обученииявляется развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самоеначальное звено — осознание уникальности своего интеллекта [12].
Организация игровой деятельности на уроках ОБЖ имеет своиособенности. В процессе организации игровой деятельности на уроках ОБЖнеобходимо опираться на возрастные особенности школьников. Для подростковоговозраста характерны широкие познавательные мотивы — интерес к знаниям. Учебно-познавательныймотив у подростков проявляется в интересе к способам добывания знаний. Совершенствуетсяинтерес к методам теоретического и творческого мышления (участие во внешкольныхмероприятиях, применение исследовательских методов анализа на уроке) [3].
Для подготовки урока с использованием игровой деятельностинеобходимо тщательно готовиться. Важно продумать содержание урока, его задачи. Приотборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен,запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы,события, ситуации. Задачи урока, с использованием игрового метода обучения.
Образовательные:
1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебногоматериала.
2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использованиедополнительных источников.
Развивающие:
1. Развивать у учащихся творческое мышление.
2. Способствовать практическому применению умений и навыков,полученных на уроке ОБЖ.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
2. Вырабатывать самосознание — осознанную сопричастность спроисходящими событиям.
3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся самореализующейсяличности.
При разработке содержания урока ОБЖ с игровой деятельностью преподавателюследует определить:
средства и методы решения каждой педагогической задачи;
учебно-материальное обеспечение урока;
методы организации работы учащихся при решении каждой задачи;
критерии оценки работы учащихся.
При организации игрой деятельностью необходимо продумать формуорганизации коллективной деятельности школьников на уроке ОБЖ. Одной из форморганизации коллективной учебно-познавательной деятельности школьниковна уроках ОБЖ с игровой деятельностью, в ходе которой происходит овладениеобучающимися знаниями, формирование у них умений и навыков, является групповаяработа: работа малыми группами, работа в микрогруппах. Групповая формаорганизации учебно-познавательной деятельности школьников относится кличностно-ориентированным технологиям обучения, ставящим в центр внимания творческоеразвитие каждого школьника с учетом его индивидуальных возможностей. На урокешкольники учатся вместе получать знания, творить, всегда быть готовыми прийтидруг другу на помощь [10].
Игра — это сложное социально-психологическое явление. Игроваядеятельность способствует развитию у школьников мышления, памяти, внимания,творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятиюпространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества,воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки ксамопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводитьначатую работу до конца. В общественной практике последних лет в науке понятие игрыосмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, играпринимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игрыначинают входить в дидактику более активно [24].
Игра — это метод познания действительности. В игреразвиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательныймотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Творческий характеригры подтверждается тем, что школьник не копирует жизнь, а, подражая тому, чтовидит, комбинирует свои представления.
Творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оноразвивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитиеигрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащениисодержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замыслаи средств изображения задуманного [14].
Игровая деятельность развивает целенаправленность действий. Именнона этом этапе в курсе ОБЖ появляется возможность развивать игровое творчествопод влиянием воспитания и обучения, так как его развитие зависит отприобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Отличительная чертаигровой деятельности на уроках ОБЖ — активность воображения, создающаясвоеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практическойдеятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнемдействии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игрыу школьников рождается теоретическая деятельность творческого воображения,создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходитсосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много иупорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д. В современнойпсихологии разработано такое понимание сущности личности, согласно которому личностьюявляется человек, обладающим определенным творческим потенциалом. Основойтворчества, основой созидания нового является воображение [10].
Эффективность развития творческих способностей школьников науроке «Основы безопасности жизнедеятельности» связана с четкой,правильной постановкой задач. При постановке задач следует исходить изсодержания тематического плана, учитывать результаты предыдущего урока исложность освоения нового материала, а также состав учащихся, ихподготовленность. Количество намечаемых задач определяется возможностями ихреализации на одном занятии. К примеру, для формирования готовности к действиямв опасных ситуациях решает три группы задач:
Идентификация опасностей — выяснение их видов, вероятности,пространственных и временных координат, масштаба, возможного ущерба и т.д.
Предвидение, предупреждение и профилактикаидентифицированной опасности на основе сопоставления выгод и затрат.
Организация действий по оказанию помощи и спасению.
При разработке содержания урока ОБЖ преподавателю следуетопределить:
средства и методы решения каждой педагогической задачи;
учебно-материальное обеспечение урока;
методы организации работы учащихся при решении каждой задачи;
критерии оценки работы учащихся.
В процессе передачи знаний, умений, навыков деятельностьпреподавателя направлена на активизацию и управление познавательной иучебно-практической деятельностью учащихся на уроке, в ходе котороговыполняются программные требования по ОБЖ [31]. Управление деятельностьюучащихся включает в себя:
организационные мероприятия на уроке (сообщение учащимсязадач урока, организация дисциплины, рациональное распределение учебного времени,подведение итогов урока и сообщение домашнего задания;
непосредственное педагогическое воздействие (объяснение учебногоматериала, демонстрация наглядных пособий, учебных видеофильмов, формированиепрактических умений и навыков и др.);
текущий контроль на уроке (анализ по ходу урокапознавательной и учебно-практической деятельности учащихся, оценка ееэффективности, внесение соответствующих корректив и т.п.).
В методической литературе отмечают [22], что существуетнесколько групп игр, развивающих интеллектуальную, познавательную и творческую активностьшкольника:
I группа — предметные игры, какманипуляции с предметами. На уроках ОБЖ изучение правил дорожного движенияпроисходит в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочногожезла, светофора.
II группа — игры творческие, сюжетно-ролевые, в которыхсюжет — форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняютопределенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра незанимает много времени, школьники с интересом и вниманием следят и участвуют вней. Форма игры может быть массовой. Такие игры способствуют углублению,закреплению учебного материала [см. Приложение].
Творческая активизация учащихся достигается интереснымсюжетом игры, личным участием детей. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении- не просто развлекательный прием или способ организации познавательногоматериала. В процессе обучения на уроках ОБЖ используются интеллектуальные игрытипа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Спасатели»,«Путешествие». Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательногохарактера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлениемсвободной деятельности школьников, их свободной фантазией [30].
III группа игр, которая используется как средство развития познавательнойактивности детей — это игры с готовыми правилами, обычно называемыедидактическими. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то естьтак, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. К нимотносятся развивающие игры психологического характера — кроссворды, викторины,головоломки, ребусы, шарады, криптограммы, чайнворды и т.д.
Кроссворд (словопересечение). Делается такой подбор слов,что при их пересечении можно было прочитать слово другого значения. Чайнворд — образуетцепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованыначальными буквами или цифрами с вопросами к ним.
Топографический диктант. Под диктовку учителя, учащиеся втетради, а одни из них на классной доске, вычерчивают план пути (текстсоставляет учитель, используя изученные условные знаки плана). Топографическоеписьмо. По заданию учителя учащиеся записывают составленный ими сообща текст, вкотором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото,овраг и т.д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографическиезнаки.
Особенность настольной игры — наличие игрового правила, вкотором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игрустремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игрыявляется занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие.Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. Внем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, ктоправильнее и т.д.).
В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. Впроцессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольнаяигра — одно из средств развития творческих способностей учащихся, расширения ихкругозора. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой,коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценкезнаний и способностей учащихся. Дидактические игры вызывают у школьника живойинтерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждогоученика, воспитывает познавательную активность.
IV группа игр — строительные, трудовые, поисковые,конструкторские, спасательные.
Часто в урок ОБЖ вводят деловую игру. Примером таких являютсяигры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению,закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемыхситуаций. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры,личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями. Эти игры отражаютпрофессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесссозидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критическиоценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решениитворческих задач. Трудовая активность вызывает активность творческую и познавательную.
V группа игр, интеллектуальные игры — игры-упражнения, игры-тренинги,воздействующие на психическую сферу. Они основаны на соревновании, они путемсравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности,тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждаютих познавательную и творческую активность. На уроках ОБЖ применяютсяразнообразные конкурсы и соревнования. Для практической подготовки по теме«Основы воинской службы» применяются соревнования по полосе препятствий,соревнования по ориентированию на местности.
В практике обучения на уроках ОБЖ используют такжепроблемный подход к организации процессов усвоения, называемый проблемнымобучением. Сущность его сводится к тому, что на занятии преднамеренно создаетсяситуация познавательного затруднения — проблемная ситуация, при которой дляизучения темы необходимо самостоятельно воспользоваться несколькимимыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщениемили комплексом их одновременно [12].
Проблемные ситуации позволяют постепенно вырабатывать уобучаемых внимание к объекту обучения, стремление овладеть предметом, несмотряна имеющиеся трудности. Проблемное обучение на уроках ОБЖ ориентировано напоисковое усвоение знаний, умений и навыков. Применяется преимущественно сцелью развития навыков творческой учебно-познавательной и практическойдеятельности, оно способствует более осмысленному и самостоятельному овладениюзнаниями.
Использовать игровую деятельность предпочтительно на этапе проверкиили закрепления учебного материала. Назначением игровой деятельности в процессеобучения является помощь учащимся в расширении их кругозора и закрепленииучебного материала, а также развитие психологических и личностных качеств. Игровыеформы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: отвоспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели — творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказываетсяболее эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующаядеятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых формобучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своегоучения, своего поведения в игре и в жизни, формировать цели и программысобственной самостоятельной и творческой деятельности [10].
Итак, игра воспроизводит стабильное и инновационное вжизненной практике. Игра — путь поиска школьника себя в коллективахсотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход насоциальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторениесоциальной практики, доступной пониманию. Игра — уникальный феномен общечеловеческойкультуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрируеттакого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальныхтворческих способностей, как в игре. Игра — регулятор всех жизненных позиций ребенка,развитие творческого начала.Выводы по второй главе
В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то,что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значениеприобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любойдеятельности становится особо важным не просто усвоить определенную суммузнаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решениисамых различных вопросов.
Развитие творческого мышления приводит к качественнойперестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемыепроцессы. Процесс творческого развития школьников на уроках ОБЖ имеет большоезначение. Активность и творческие способности школьника на занятиях «Основыбезопасности жизнедеятельности» выполняют важную задачу — подготовки кбезопасной жизнедеятельности. Для этой цели применяются различные методическиеприемы и средства обучения. Игровая
деятельность выступает как деятельность, в которойпроисходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый,более высокий этап. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобынаучить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и вжизни, формировать цели и программы собственной самостоятельной и творческойдеятельности.
Заключение
Анализ жизни современного общества позволяет делать выводы,что реально существуют угрозы безопасности жизни и здоровью людей. Школьныйкурс «Основы безопасности жизнедеятельности» служит делу подготовкимолодежи к безопасному индивидуальному поведению.
Изучение курса позволяет получить систематизированное представлениеоб опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние ихпоследствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасногоповедения.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всеразнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычныхдействий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации кновым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитиетворческих способностей необходимое условие процесса обучения по курсу ОБЖ. Втеории и практике применения игровых средств в учебном процессе «Основбезопасности жизнедеятельности» стимулирует развитие творческихспособностей школьников подросткового возраста. Исследование возрастных ипсихических особенностей детей подросткового возраста показало, что применениеигр в учебном процессе соответствует психологии восприятия. Игра — это один извидов деятельности школьника. Педагогической аксиомой является положение,согласно которому к развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельностии инициативности, деловитости и ответственности школьников может привеститолько представление им подлинной свободы действий в общении. Игра дает такуювозможность.
Подростковый возраст период характеризующийся стремлением кнеординарным поступкам, жаждой состязаний, тягой к творчеству. В этомвозрастном периоде развитие творческих способностей помогает школьникамсамоутвердиться, проявлять инициативу и творческий подход в различных видахдеятельности. На основании этого, развитие творческих способностей на занятияхОБЖ является важным элементом.
Использование игр в учебном процессе помогает активизироватьдеятельность ребенка, развивает творческие способности, познавательнуюактивность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интереск изучаемому предмету.
При организации игровой деятельности на уроках ОБЖприменяются общепринятые педагогические методы и формы организации урока. Приподборе игрового материала необходимо учитывать возрастные особенностишкольников. Важно продумать содержание урока, его задачи и форму организациидеятельности школьников на уроке. Развитие творческих способностей школьника черезприменение средств игровой деятельности на уроках ОБЖ используется ведущимипедагогами. Таким образом, наша гипотеза нашла подтверждение, что эффективностьразвития творческой активности учащихся на уроках ОБЖ повышается, если основуобучения составляет игровая деятельность в качестве системообразующегокомпонента.
Список используемой литературы
1. Айзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинскойпомощи. — Новосибирск.: Сиб. унив. из-во, 2003.
2. Анастази А. Психологическое тестирование, М.: Педагогика, 1982.
3. Антюхин Э.Г., Сулла М.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: Дашкови К, 2003.
4. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. — М.: «Дашков и К»,2001.
5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., — Просвещение,1984.
6. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.
7. Безопасность России: Правовые, социально-экономические инаучно-технические аспекты. Защита населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера. — М.: Знание, 1999.
8. Безопасность: Информационный сборник фонда национальной и международнойбезопасности. — М.: Демографическая безопасность 1998, № 3-4.
9. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. — М.: Высшая школа, 2001.
10. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности ксамообразованию.М., Просвещение, 1985.
11. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль,1983.
12. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. М.: Лист, 1997.
13. Гостев В.С. Раны. Первая медицинская помощь: Метод, указания. СПб.: Изд-воСПбГУ, 2004.
14. Денисов В.В., Денисова И.А., Гутенев В.В., Монтвила О.И. Безопасностьжизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. М.:ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2003.
15. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону:Феникс, 1996.
16. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения вчрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 2003.
17. Зайцев О.С. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика иклассификация. Библиотечка журнала «Военные знания». М.: ИЦ-Ред.«Военные знания», 2000.
18. Зиновьева Э.Н., Киршин Н.М. Отравление ядом животных: неотложная помощьи лечение. Метод. указания. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
19. Кирин Б.Ф., Каледина Н.О., Слепцов В.И. Защита в чрезвычайных ситуациях:Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во Моск. госуд. горн, ун-та, 2004.
20. Кон И.С. «Психология старшеклассника», М, Просвещение, 1982 г
21. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестниквоенной информации. — 2000. — № 2.
22. Корнилов КВ., Грязнухин Э.Т. Медицинская помощь при несчастных случаях истихийных бедствиях. СПб.: Изд. НИИ травматологии и ортопедии им.Р. Р. Вредена,1992.
23. Кошелев А.А. Медицина катастроф. СПб.: Паритет, 2000.
24. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие дляшкольных психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1977.
25. Лук А. И, Мышление и творчество.М., Политиздат, 1976.
26. Лук А.Н. Психология творчества.М., Наука, 1978.
27. Макеев В. И, Михайлов А.А., Стражиц Д.Н. Классификация чрезвычайныхситуаций // Гражданская защита. — 1996. — № 1. с65-70
28. Мамай В.И. Комментарий к Семейному кодексу России. М.: 1998.
29. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М.: «Академия»,2003.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС — 1991.
31. Михайлов Л. А, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. Безопасностьжизнедеятельности: Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2005.
32. Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации. — Барнаул: АГИК,1992.
33. Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности. Барнаул: АОА«Алтайский полиграфический комбинат», 1999.
34. Мошкин В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для5-11 классов. Барнаул: АО «Полиграфист», 1996.
35. Мошкин В.Н. Подготовка подростков к выживанию (в экстремальных ситуацияхкриминального характера). Барнаул: АГИК, 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.