Реферат по предмету "Социология"


Социальная стратификация и неравенство

Содержание
1.      Социальнаястратификация и социальное неравенство
1.1    Понятие социальнойстратификации
1.2    Концепции социальнойстратификации
1.3    Понятие социальноймобильности
2.      Проведениесоциологического исследования с использования метода опроса
Список литературы
Приложение

1. Социальная стратификация и социальное неравенство
 
1.1 Понятиесоциальной стратификации
С точкизрения социального состава все элементы социальной структуры обществарасположены горизонтально, т.е. формально как составные элементы системы ониравны. Но в реальном социальном взаимодействии они не равны. В каждомконкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты иорганизации занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагаетналичие иерархической структуры общества. Одни индивиды, группы, классы иобщества располагаются выше или ниже других. А это значит, что они обладаютбольшим или меньшим богатством, властью, имеют ряд преимуществ и привилегий посравнению с другими. Исходя из принципа неравенства, социальный составпревращается в социальную стратификацию — совокупность расположенных ввертикальном иерархическом порядке социальных образований (групп, классов,каст, сословий и т.д.). Таким образом, стратификация представляет собойдифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии сзанимаемым ими местом в данной социальной системе.
Неравенстволюдей — социальных общностей является одной из главных характеристик обществана протяжении всей истории его развития. Каковы же причины социальногонеравенства? В современной западной социологии господствует мнение, чтосоциальная стратификация вырастает из естественной потребности общества встимулировании деятельности индивидов, мотивируя их деятельность черезсоответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование вразличных научно-методологических школах и направлениях интерпретируютсяпо-разному. В этой связи можно выделить функционализм, статусную, экономическуютеории и др.
Представителифункционализма объясняют причину социального неравенства дифференциациейфункций, выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционированиеобщества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когдакаждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соответствующихжизненно важных для всего социального организма задач; одни занимаютсяпроизводством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьиуправляют и т.д. Для нормального функционирования общественного организманеобходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них спозиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, наоснове иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия групп,слоев, классов их выполняющих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, ктоосуществляет общее руководство и управление, ибо только они могут поддерживатьединство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнениядругих функций.
Подобнаяиерархия существует не только на уровне государства в целом, но и в каждомсоциальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне предприятия — основу меж профессиональной стратификации составляют два параметра: 1. важностьзанятия (профессия) для выживания и функционирования организма в целом; 2.уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональныхобязанностей. П.А. Сорокин считает, что наиболее социально – значимые профессии– это те, которые связаны с функциями организации и контроля.
Следовательно,высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объемвласти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровеньобразования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации — доход,власть, образование, престиж. А потому что они исчерпывают круг социальных благ,к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может бытьмного), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта,отдых на Канарских островах и т.п. — социальные блага, которые всегда вдефиците (т.е. высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодарядоступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодарявысокому образованию и личным качествам.
Такимобразом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда,а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатовтруда, т.е. социальных благ.
А оновсегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критериюнеравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.
1.2 Концепциисоциальной стратификации
Всоциологической науке можно встретить различные концепции (теории) социальнойстратификации. Так, немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) предложил воснову социальной стратификации положить политическое понятие “авторитет”,которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбумежду социальными группами за власть. На основе этого подхода Р. Дарендорфпредставляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первыхон в свою очередь делит на управляющих-собственников иуправляющих-несобственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он такжеподразделяет на две подгруппы: высшую или рабочую аристократию и низшую — низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами онпомещает так называемый “новый средний класс”.
Американскийсоциолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качествеопределяющих признаков страты он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии,образование, этническую принадлежность. Другой же американский социолог Б.Барбер провёл стратификацию по шести показателям:
1) престиж,профессия, власть и могущество;
2) уровеньдохода;
3) уровеньобразования;
4) степеньрелигиозности;
5)положение родственников;
6)этническая принадлежность.
Французскийсоциолог Ален Турен (р. 1925) считает, что все эти критерии уже устарели ипредлагает определять страты по доступу к информации.
Господствующееположение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшемуколичеству информации.
Кроменазванных концепций выделяют ещё и функционалистскую теорию стратификации.Например, К. Дэвис и У. Мур утверждают, что нормальное функционированиеобщества осуществляется как реализация различных ролей и их адекватноеисполнение. Роли же различаются по степени своей социальной важности. Некоторыеиз них более важны для системы, и исполнять их сложнее, что требует специальнойподготовки и вознаграждения.
С точкизрения эволюционизма, по мере усложнения и развития культуры происходят разделениетруда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются болееважными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения,другие же — менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.
Российскийсоциолог А.И. Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальнойстратификации. Статусную иерархию сверху вниз он располагает по четырёмкритериям неравенства:
1)неодинаковые доходы,
2) уровеньобразования,
3) доступ квласти,
4) престижпрофессии.
Индивиды,обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся кодному слою, или страте.
Неравенствоздесь является символическим. Оно может выражаться в том, что бедные слои имеютминимальный доход, определяемый порогом бедности, живут на государственныепособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с трудом покупают предметыдлительного пользования, ограничены в проведении полноценного отдыха и досуга,имеют низкий уровень образования и не занимают властных позиций в обществе. Такимобразом, четыре критерия неравенства отражают кроме всего прочего различия вуровне, качестве, образе и стиле жизни, культурных ценностях, качестве жилища,типе социальной мобильности.
Указанныекритерии принимаются за основу типологизации социальной стратификации. Выделяютстратификации:
— экономическую (доходы);
— политическую (власть);
— образовательную (уровень образования);
— профессиональную.
Каждую изних можно представить в виде вертикально расположенной шкалы (линейки) снанесёнными делениями.
 
1.3 Понятиесоциальной мобильности
Теориясоциальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества насоциальные слои, служит методологической основой для формирования теориисоциальной мобильности или социального передвижения.
Социальноймобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е.изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого встратификационной структуре общества. Термин «социальная мобильность» былвведен в социологию в 1927 году П.А. Сорокиным. Согласно Сорокину, существуютдва типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальнаямобильность, в свою очередь, в зависимости от направления перемещенияподразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение наверх) инисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Горизонтальнаямобильность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в другой,расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан сизменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу ит.д.
Социологиразличают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильностьпроисходит тогда, когда перемещения совершаются коллективно, изменяется статустой или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, гдепроисходят изменения самой системы стратификации. Она, как правило, связана скрупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальнойреволюцией, научно – технической революцией, гражданскими войнами, реформами ит.д.
Индивидуальнаямобильность означает социальное перемещение конкретного человека. К фактораминдивидуальной мобильности относятся продвижения по служебно — профессиональнойлестнице, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, занятиемадминистративных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой.Индивидуальная мобильность может быть также связана с полити -ческой ипредпринимательской деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственныхинститутах. Одним из эффективных способов восходящей индивидуальной мобильностисчитается выгодный брак.
Социологиразличают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколеннаямобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позициилибо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколеннаямобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом внесравнения с его родителями.
Социальнаямобильность изменяется при помощи двух главных показателей: объема и дистанциимобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальныхслоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направленииза определенный промежуток времени.
Дистанциямобильности — это количество ступеней, по которым удалось подняться илипришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считаетсяперемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Ненормальной — неожиданныйвзлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию.
Многочисленныеисследования показывают, что социальная мобильность происходит интенсивно впереходных, быстро развивающихся обществах. Стабилизация социальной жизниприводит к снижению темпов социальной мобильности. Чем выше социальный слой,тем труднее в него проникнуть. Тенденция к социальной закрытости присуща всемобществам.
Социальныеперемещения индивидов имеют объективные показатели: занятие новой должности,увеличение доходов, приобретение собственности и т.д. Но изменение объективныхпоказателей в жизни индивидов не означает, что автоматически изменится ихсоциальное положение. Для того, чтобы полностью изменить социальный статус, уиндивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с болеевысоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействия и общения спредставителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера ибарьера взаимодействия и общения необходимо изменить прежний образ жизни,сформировать для себя новые образцы типичного статусного поведения, изменитьсоциальное окружение.
2.Проведение социологического исследования с использования метода опроса
Для того,чтобы изучить представления людей о классовой структуре белорусского общества,основных критериях деления классы, а также определить самоидентификациюопрошенных нами было проведено исследование с использованием метода опроса.Текст опросника, использованного нами в ходе исследования представлен вПРИЛОЖЕНИИ 1. В исследовании приняли участие 25 человек. Из них 9 мужчин и 16женщин.
Еслиговорить о результатах проведенного опросника, то следует отметить следующиеаспекты:
Отвечая навопрос о том, люди каких профессий относятся к определенным слоям общества,испытуемые отнесли к высшему слою общества бизнесменов, правящую элиту; ксреднему – рабочих, учителей, врачей (то есть интеллигенцию); к низшему классув свою очередь были отнесены лица без определенного места жительства,криминальные элементы.
На вопрос осамоидентификации опрошенных («К какому из вышеперечисленным классам Вы, по темили иным причинам отнесли бы себя?») были получены следующие ответы: к высшемуклассу общества не отнес себя ни один из испытуемых; 23 человека отнесли себя ксреднему классу общества (что составляет 92% от всех испытуемых); 2 человека(8%) отнесли себя к низшему классу общества.
100%участвующих в опросе подтвердили мнение о том, что принадлежность людей к томуили иному классу в обществе напрямую зависит от уровня их благосостояния.
Ответыиспытуемых на вопрос о причинах бедности и богатства целесообразно представитьв виде таблиц:

Таблица 1.Мнение испытуемых о причинах бедностиПричина бедности Ответы испытуемых (%) Семейные неурядицы, несчастья 8% Болезнь, инвалидность 16% Алкоголизм, наркомания 20% Низкий уровень жизни их родителей 13% Недостаточность государственных пособий по социальному обеспечению; 8% Лень, неприспособленность к жизни 24% Плохое образование, низкая квалификация 13%
Такимобразом, из таблицы видно, что большинство испытуемых основной причиной бедностисчитает лень и неприспособленность к жизни некоторых людей. Менее всего, помнению испытуемых, в качестве причины бедности могут выступать такие причины:семейные неурядицы и несчастья, недостаточный уровень государственного пособия
 
Таблица 2.Мнение испытуемых о причинах богатстваПричина богатства Ответы испытуемых, % Деловая хватка; 12% Умение использовать шанс 8% Готовность работать без ограничений 16% Возможность брать взятки 24% Высокая квалификация 0% Связь с криминалом 40%
Такимобразом, можно заметить, что большинство испытуемых связывают получениебогатства с негативными моментами (связь с криминалом и получение взяток). В тоже самое время практически не рассматриваются в качестве причин повышенияблагосостояния высокая квалификация человека и умение использовать свой шанс.

Списоклитературы
 
1.    Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов.- М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.- 271 с
2.    Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. — Мн.:2003, — 642 с.
3.    Социология. Учебное пособие. Под редакцией В.И.Игнатьева,М.В.Ромма, — М, — 2001.- 268 с.
4.    Социология. Наука об обществе. / Под ред. Проф. В.П. Андрущенко —Харьков, 1996, — 369 с.
5.    Социальное расслоение и социальная мобильность, — Уч-к подредакцией З.Т. Голенкова, — М, — 1999, — 447 с.

Приложение1
Опросникдля выявления представлений людей о классовой структуре общества
1.        Ваш пол: М/Ж
2.        Укажите, пожалуйста, Ваш возраст:
3.        Укажите Ваш род деятельности
4.        Назовите профессии или род деятельностилюдей, относящихся к:
А) Высшемуклассу общества
Б) Среднемуклассу общества
В) Низшемуклассу общества
5. Ккакому из вышеперечисленным классам Вы, по тем или иным причинам отнесли бысебя?
6. Считаетели Вы, что причисление людей к определенному классу общества напрямую зависитот уровня их благосостояния?
7. Как Высчитаете, что является главными причинами бедности в нашей республике?
А) Семейныенеурядицы, несчастья;
Б) Болезнь,инвалидность;
В)Алкоголизм, наркомания;
Г) Низкийуровень жизни их родителей;
Д) Недостаточностьгосударственных пособий по социальному обеспечению;
Е) Лень,неприспособленность к жизни;
Ж) Плохоеобразование, низкая квалификация.
8) КаковоВаше мнение о причинах благополучия богатых слоев населения?
А) Деловаяхватка;
Б) Умениеиспользовать шансы;
В)Готовность работать без ограничений;
Г)Возможность брать взятки;
Д) Высокаяквалификация;
Е) Связь скриминалом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Осип Мандельштам. Стихотворение «Ленинград». Размышления о произведении.
Реферат Армянский венок А. С. Пушкину
Реферат Лизинг - проблемы, направления совершенствования, перспективы развития
Реферат Проблемы привлечения инвестиций в Россию
Реферат Аналітична робота з курсу Етика та Естетика
Реферат Анализ организации деятельности участников следственно-оперативной группы
Реферат Россия в Северной войне 1700-1721 гг
Реферат Безопасность информационных технологий 2
Реферат Тенденции развития малых отелей в России гостиничное дело
Реферат Реклама как элемент сбытовой политики предприятия
Реферат Homosexuality Essay Research Paper HomosexualityHomosexuality is said
Реферат Математическое моделирование высокочастотных радиоцепей на основе направленный графов
Реферат Конституционные основы судебной власти в России
Реферат Оценка показателей розничной торговли
Реферат Реклама гостиницы