Реферат по предмету "Социология"


Социальная адаптация в современных условиях

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал г. Анапа
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Социальная адаптация в современных условиях»
АНАПА 2006г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
ГЛАВА 1. 4
1.1. Сущность и содержаниесоциальной адаптации. 4
1.2. Виды адаптации. 5
1.3. Технология социальной работыпо регулированию адаптивных процессов  9
ГЛАВА 2. 16
Технологии социальной адаптацииличности к военной службе. 16
2.1. Социальная адаптациявоеннослужащих, уволенных в запас. 22
2.2. Трудности социальнойадаптации военнослужащих, уволенных в запас  26
2.3. Психологический аспектсоциальной адаптации. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Адаптация занимает существенное место всодержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процессвзаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой — является отражением определенного результата социальной работы, который можетвыступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивныхпроцессов, их механизма — необходимое условие профессионализма социальногоработника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.
Задачей курсовой работы является изучение спецификисоциальной адаптации в современных условиях на примере адаптации призывников квоенной службе и проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных взапас.
Объектом курсовой работы является фактор социальнойадаптации в современных условиях.
Предметом курсовой работы является социальная адаптациявоеннослужащих, уволенных в запас.
ГЛАВА 1.1.1. Сущность и содержание социальной адаптации
Социальная адаптация представляет собой не только состояниечеловека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретаетравновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.
Социальная адаптация приобретает исключительную актуальностьв переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периодырадикальных экономических и социальных реформ.
В настоящее время, усиленное внимание к разработке этойпроблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных сускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферахжизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др.Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с цельюоптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, еслипознана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания вразличных областях социальной жизни. ¹
В совокупности труды этих ученых имеют важное теоретическоеи методологическое значение, указывают перспективы развития в социальной практике.Вместе с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованнойпроблема социальной адаптации в системе социальной защиты населения, котораяобъективно требует более глубокого изучения, особенно в контекстетехнологизации социальной работы.
Под социальной адаптацией понимается процесс активногоприспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.
В современной научной литературе проблемы адаптациирассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском,педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом.Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены вработах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, П.И. Царегородцева и других ученых.
В процессе адаптации человек выступает объектом воздействиясоциальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.
Процесс адаптации — это широкая полифония усвоениясоциальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъектосваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческойцивилизации, к которым относятся управленческие, экономические,психологические, педагогические технологии и методы освоения социальногопространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют вформировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемойсоставной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность — сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесьмогут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапысоциализации («эффект Маугли»). 1.2. Виды адаптации
Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, нодоминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человекавключает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую,психологическую и профессиональную адаптацию. Управленческая (организационная)адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятныеусловия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальнойроли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам обществаи личности.
Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление имможет осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов наличность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной,постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.
Социально-психологические аспекты адаптации стали предметомисследования таких психологов, как A.А. Бодалев, Г.А.Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспектыадаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф.Талызиной и многих других исследователей. С учетом указанных и многих другихнаправлений в изучении адаптационных процессов существует множествоопределений, характеризующих различные аспекты данного явления.
Последнее предполагает требовательное, самокритичноеотношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.
Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоенияновых социально-экономических норм и принципов экономических отношенийиндивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен такназываемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальнойсоциальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты,пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но исоциокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальнойадаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование илиявляется безработным.
Педагогическая адаптация. Это приспособление к системеобразования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностныхориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит откомплексного воздействия на него природных, наследственных, географическихфакторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.
Адаптационные изменения представляют собой более или менеесознательные изменения, через которые проходит личность в результатетрансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизньчеловека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическимпериодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позициив новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности кполноценной, активной адаптации.
В последнее время особую актуальность для педагоговприобрела проблема дезадаптации детей и подростков. В России около 45 миллионовдетей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысячпревратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16%испытывают в школах физическое и 24% — психологическое насилие; до 76% детейшкольного возраста имеют различные формы психических нарушении (средидезадатированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность отсамоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%,детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям,растет быстрее, чем преступность взрослого населения.
Психологическая адаптация. В психологии адаптациюрассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностямдействующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранениярецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человекапроисходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономическиеусловия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическаяобстановка и т.д.
В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия«стресс» и «адаптационный синдром». Стресс — это состояниепсихологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях какповседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работакосмонавта). Адаптационный синдром — это совокупность реакций организмачеловека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятияполучили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причинпопулярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснениемногих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события,возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических,так и психических.
Стресс — неотъемлемый спутник жизни. Он может не толькоснизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворнымфакторам. Стрессом, в широком понимании, являются и любовь, и творчество,безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных«ударов» жизни.
Нормальная жизнедеятельность человека немыслима безопределенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человекусвойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек долженизучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себянаиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. В противномслучае может развиться дистресс безделья.
Так, для человека, оказывающегося без работы, особенноопасным является длительное состояние незанятости. Именно длительнаянезанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способностьвернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западнаястатистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года,то он, как правило, теряет способность найти работу.
В системе психологической адаптации большую роль играюттерапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие какдискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама,гештальттерапия, трансактныи анализ), методы, основанные на невербальнойактивности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.),групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.
Психологическая поддержка является частью более широкойпрограммы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций иоказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая,сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работниковдолжны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономическихусловиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, ввосстановлении веры в духовные ценности и др.).
Профессиональная адаптация — это приспособление индивида кновому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению,условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональнойадаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональнойдеятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.
Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарногоопыта приспособления живого организма к среде до сложнейшейсоциально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации.Человека — субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную,многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамкахсистемного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатомфункционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которойобеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.
Следовательно, полноценное исследование адаптации человекавозможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровнейорганизации человека: от психосоциального до биологического с учетом ихвзаимосвязей и взаимовлияний. ¹ 1.3. Технология социальной работы порегулированию адаптивных процессов
Адаптационные процессы проявляются в трех формах,характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательныхприспособительных механизмов:
Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессовпроявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации бездостаточного осознания путей выхода из существующего положения. В этом случаезавершением адаптационных процессов чаще всего является отказ (полный иличастичный) от общественно-полезной деятельности, перемещение центра активностиличности в сферу досуга или самореализация человека в альтернативных группах,не входящих в социальную структуру общества. В современных условиях этипроцессы находят свое выражение в переориентации человека на самого себя:всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической ифизиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных»способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.п.
Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношениемстихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальныхмоделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат этойформы адаптации личности — создание различных социальных утопий и ихпропаганда.
Третья форма адаптационных процессов связана с преобладаниемсознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности,целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта формаадаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализацииличности и ее превращению в субъект общественного развития.
В практике социальной работы технология регулированияадаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальныхучреждениях для детей и взрослых, в том числе в домах-интернатах дляпрестарелых.
На 1 января 1994 г. в России функционировало 968домов-интернатов из них — 352 учреждения для престарелых и инвалидов, 436 психоневрологическихинтернатов, 151 детский дом для умственно отсталых, 6 детских домов для детей сфизическими недостатками, 37 специализированных домов-интернатов (для бывшихзаключенных). В целом в домах-интернатах проживало 257 613 человек.
Одной из важнейших функций современных домов-интернатов,придавшей новый смысл этим учреждениям, стала социальная адаптация иреадаптация.
Известно, что людям престарелого возраста присущифизиологические изменения. В старости происходят также изменения психики,проявляющиеся на различных уровнях. Помимо некоторых личностных изменений(скупость, подозрение, недоверчивость, нетерпимость, ранимость и т.д.),связанных с процессом старения, возможны трансформации психических функций, втом числе нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторнойдеятельности, ориентировки и в целом — нарушение адаптивных механизмов.
Ослабление способности к адаптации, свойственное пожиломувозрасту, сказывается при смене места жительства, привычного окружения, принеобходимости общения в непривычной обстановке и т.п. При этом возникаютреакции дезадаптации, которые имеют разные степени выраженности — от личностныхдо клинически очерченных.
Например, различным факторам риска дезадаптации пожилыхлюдей в домах-интернатах противопоставляется группа альтернативных факторов,т.е. определенная технология социальной адаптации: мероприятия по профилактикепредубежденности, негативного отношения к этим учреждениям и др.
Деятельность социального работника, выбора имсоответствующей технологии зависит от этапа «прохождения»социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате. Восновном это три этапа, которые подразумевают определенную технологичность вработе:
Пребывание в приемно-карантинном отделении. На данном этапеможно выделить следующие функции социального работника: разъяснить цели изадачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи иадминистрации. При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа,консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов,альбомов, с помощью разных технических средств и т.д.) — все это должноспособствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность клиента. В этотпериод важно установить причину поступления в дом-интернат. Как правило (около40% случаев), причиной является конфликтная ситуация в семье, что осложняетэмоционально-психологическую адаптацию пожилых людей, способствует длительномусохранению негативных эмоциональных реакций и в связи с этим требует активноговмешательства социального работника в адаптационный процесс.
Размещение для проживания в доме-интернате. Последвухнедельного пребывания в приемно-карантинном отделении клиенты переводятся вотделение на постоянное место жительства. Этот этап характеризуетсядополнительными эмоциональными нагрузками для человека. Перед ним встаетпроблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой.Успех социально-психологической' адаптации зависит от многих факторов: подборакомнаты, соседей, психологического климата, традиций и т.д. Для того, чтобыпомочь клиенту адаптироваться в новых условиях, социальному работникунеобходимы сведения о характерологических особенностях этого пожилого человека,наклонностях и интересах, установках и привычках. Социальный работник может идолжен также научить индивида общению, сочувствию, осмыслению ситуациисовместного проживания и т.д.
Третий, более длительный этап — проживание пожилого человекав доме-интернате первые 6 месяцев. Здесь встает проблема окончательного решения:остаться в доме-интернате на постоянное проживание или вернуться в прежние,привычные домашние условия. В этот период происходит критическая оценка каксоциально-бытовых условий в доме-интернате, так и своих возможностей дляадаптации к ним. Одним из эффективных методов является так называемая«терапия средой», т.е. создание благоприятного психологическогомикроклимата. Этот процесс осуществляется совместно с медработниками,трудинструкторами, культработниками и библиотекарями, а также с помощью методовтрудотерапии и т.п. Конечно, после этого этапа работа по адаптации непрекращается, так как и по истечении 6-месячного срока пребывания проблемыостаются.
Здесь очень важно сочетать как индивидуальные, так игрупповые методы воздействия. Во многих домах-интернатах разрабатываются,например, «Индивидуальные программы социальной адаптации пожилогочеловека, проживающего в доме-интернате». Сюда включаются: трудоваядеятельность, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. В этойпрограмме указываются сроки, предусматриваются ответственные за ее выполнение,отслеживается эффективность различных видов занятости в процессе адаптации.
В целом для работы с пожилыми людьми социальный работникдолжен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используяданные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровьяклиента его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию.
Сложные проблемы возникают у лиц, отбывших тюремноенаказание. Особенно остро встают семейно-бытовые проблемы, проблемывзаимоотношений в трудовых коллективах.
Социальная адаптация, реадаптация таких лиц в новых условияхпроходит следующие этапы:
Этап выработки адаптационных навыков и способностей,облегчающих впоследствие социальную адаптацию. Этот период во многом зависит оттех установок и ценностей, которые индивид вынес из мест лишения свободы.Средствами убеждения, а подчас и принуждения социальный работник должендобиться нейтрализации или уменьшения антиобщественной установки личности, еслитаковая имеется.
Приспособительный этап, когда освобожденный решает насущныежизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Хотя этот этапдолжен быть кратким, но он очень важен для дальнейшей реализации планов иустановок индивида: стремления трудиться, наладить внутрисемейные, дружескиеотношения в социальной среде и т.д.
Этап усвоения социально полезных ролей. Он наиболее сложен ипротиворечив, связан с психологическими и нравственными трудностямиосвобожденного. Происходит изменение социальных ролей, ломка стереотиповповедения, сознания. Профилактическое значение этого этапа состоит в том, чтобыне допускать влияния неблагоприятного социального окружения и других факторов,обусловливающих асоциальное поведение.
Этап правовой адаптации, когда в сознании утверждаются изакрепляются социально значимые установки и цели исправления судимого лица.
Поскольку социальная адаптация представляет собой неодномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то возникаетвопрос о его стадиях. Здесь можно говорить о четырех качественных стадияхсоциальной адаптации:
·    первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивидулавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им непризнается;
·    вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так ииндивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;
·    третья стадия — приспособления, «аккомодации» — связанас взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, нои представители этой среды признают некоторые его ценности;
·    четвертая стадия — полной адаптации, «ассимиляции»,когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностьюпринимает новые.
Специфические моменты технологии социальной адаптации:
·    только человеку свойственно создавать специальные«приспособления», определенные социальные институты, нормы, традиции,облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;
·    только человек обладает способностью сознательно готовить кпроцессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средствавоспитания;
·    процесс «принятия» или «неприятия» индивидамисуществующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности,мировоззрения, так и от направленности воспитания;
·    человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации,меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностныеориентации.
Итак, только человек способен с помощью особой технологиицеленаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации,только для человека характерна относительная способность варьировать своеповедение при изменении условий и обстоятельств. ¹
ГЛАВА 2.Технологии социальной адаптации личности к военнойслужбе
Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьямиразличаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что взначительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактномуконтингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребыванияна военной службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальныеограничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семьями (малое денежноедовольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными длясолдат особых специальностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут всемье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинскойслужбы.
Военнослужащие нуждаются в защите своих прав ив проведениивоспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий,вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военнойслужбы, в постоянном окружении одних и тех же людей.
Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том,чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих,скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться кпринудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости всубординационные отношения, характерные для военной службы.
Социальная работа с военнослужащими осуществляется какнепосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Невернобыло бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителейкомандиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередьобязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военныепсихологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждении. Однако строевыекомандиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределахсвоей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и ихсемей. Одна из важнейших задач — соблюдение всех прав и льгот, которые положенывоеннослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечениетаких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье иработоспособность людей, несущих военную службу.
Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубыхпроявлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках «дедовской»и «земляческой» статусных систем.
К сожалению, в настоящих условиях не представляетсявозможным полностью устранить эти уродливые явления — требуется изменитьморально-психологический климат в обществе, преодолеть столь распространенныйкульт жестокости, снизить степень криминогенности, предотвратить приход вВооруженные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическимиили психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом иофицеров в частности. Однако и в существующих условиях можно предпринятьпопытки защитить военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль ввоинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения междусолдатами, младшими командирами и офицерами, применять суровые санкции закаждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи безусловно необходимопокончить с практикой замалчивания преступлений против военнослужащих срочнойслужбы, информировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснятьмеханизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретныхситуаций и конфликтов.
Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют всоответствии с законодательством ряд льгот, направленных на облегчение ихсуществования вплоть до возвращения из армии кормильца (например, пособие наребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальнойзарплаты), социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этихльгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесьзадействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваютсянерегулярно — в этом случае семье военнослужащего срочной службы может бытьоказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в видеденежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топлива и т.д.).Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чемсоциальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащегосодействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольноеучреждение, психологическую поддержку.
Социальная работа с родителями пенсионного возраставоеннослужащих срочной службы аналогична социальной работе с другими пожилымиклиентами.
Разумеется, в период вооруженный конфликтов члены семьивоеннослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье своихродственников, но организовать такую работу в состоянии только Министерствообороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых находятся взоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания. Основныесоциальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разнымсоставам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными:
·    малообеспеченность;
·    проблемы с образованием и воспитанием детей;
·    проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;
·    проблемы с жильем;
·    проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего.
Напряженность в семье военнослужащего может обусловливатьсяне только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов:неуверенность в будущем, усталость от материальных лишений и частых переездовна необустроенные места, трудной и напряженной службы; недовольство женынедостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованностьсвоих возможностей; тревога за судьбу детей и др.
Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденностисвоего пребывания на военной службе, невозможностью изменить свою жизнь,неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет засобой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной частивоеннослужащих-контрактников военная служба — это единственная или наиболееподходящая возможность получить жилплощадь для семьи).
Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военнойслужбы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологическийкризис глубина которого зависит от длительности их пребывания на военнойслужбе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольненияс военной службы, степени решенности их социальных проблем. Непредсказуемость истохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречатчеткости и определенности военной службы; навыки директивного обращения слюдьми не всегда оказываются применимыми в гражданских условиях. Кроме того,многие военнослужащие не могут найти применение своим способностям в условияхрыночных отношений, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работыс военнослужащими, несущими службу по контракту, — социальное и юридическоеконсультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до ипосле увольнения, правами членов их семей, защита их интересов передкомандованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. В случаенарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляетинформацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. Вего обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативнойбазы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции,компетентные разрешить конфликт.
Важную роль играет социально-педагогическая помощь детямвоеннослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидациитрудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальнойреадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательныйпотенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков,помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусевоинской службы, уважение к труду родителей.
Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах — обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условийдля военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранениеантропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствоватьповышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальномуфункционированию.
Одна из важных функций социальной работы — развитиесоциальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов,сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках,гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяютсяконфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповойтерапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативнымнавыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидовдля комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов. Технологиипсихологического тренинга, психотерапии и психокоррекции наиболеераспространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно,относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологических реакций иподавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянногои вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчатьотрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее)общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих,разрешать проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренингавоеннослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливатьсяпосле сильных нагрузок. Проведение такой работы возможно также в формегрупповой терапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки. Определенный вклад в улучшение положения-военнослужащих и их семей могут внестисоциально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семейвоеннослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных формтруда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов именеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащихс органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другимиорганами и учреждениями.
Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих,предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеетразвитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. Вслучаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будетединственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональнуюпомощь в стабилизации семьи. Если в городах, в которых функционируют центрыпомощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военно-служащихнецелесообразно по экономическим или иным соображениям, специалистам центровнеобходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим иих семьям квалифицированной помощи.
Специфическим и задачами социального работника в ВооруженныхСилах являются обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их женгражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильнаяпсихологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежномуизменению образа жизни. 
Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах,возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферахжизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреации,восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушениямонотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит зарегулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности,способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечениюсоответствующим оборудованием и инвентарем. 2.1. Социальная адаптация военнослужащих,уволенных в запас
По данным Министерства обороны Российской Федерации, тольков 1992–2004 гг. было уволено в запас более двух миллионов офицеров, прапорщикови мичманов. Всего же в результате таких сокращений в адаптации к новымжизненным условиям нуждается более пяти миллионов человек. При этом заметим,что подавляющее большинство увольняемых кадровых военнослужащих относятся квозрастной категории 35–50 лет. Они обладают хорошей профессиональнойподготовкой и, как правило, имеют высшее образование. У них имеется опытуправления большими коллективами, опыт решения масштабных задач и вопросоввоспитательной работы, и т.д. Другими словами, это экономически активная частьнаселения. Кроме того, в адресной социальной поддержке нуждаются еще около 800тысяч членов семей военнослужащих, вопросы социальной адаптации которых будутоставаться на повестке дня еще очень долгое время. Широкомасштабное сокращениеВооруженных Сил в 90-е годы привело к росту социальной напряженности вобществе. Как известно до 2001 года не было единой государственной программысоциальной адаптации военнослужащих. При реализации этой программы в странереализовывались две Программы, утвержденные постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации от 5 июня 1997 г. № 674 и от 3 февраля 1998 г. № 153.
Концепцию Программы адаптации военнослужащих существовавшихв то время разрабатывали специалисты Института педагогики Российской академииобразования. При этом были использованы результаты социологических исследований1996 года по итогам реализации Программы конверсии для российских офицеров,анализ Организации экономического сотрудничества и исследования 1997 года«Занятость и профессиональная переподготовка кадровых военнослужащихзапаса, живущих в Москве, и их использование в народном хозяйстве»,проведенных Центром региональных проблем и Институтом проблем занятости РАН.Большое внимание было уделено изучению опыта работы существующих на тот моментв России различных центров социальной адаптации бывших военных. Онисуществовали с 1993 года при поддержке зарубежных организаций из Германии,Великобритании. Швеции, Норвегии и других стран Европейского сообщества(TACIS), которые стали создавать региональные учебные центры по переподготовкеувольняемых военнослужащих. Эти центры, поддерживаемые западными партнерами,получили хорошее материальное обеспечение, но были открыты только в большихгородах Европейской зоны России. ¹ Их главной задачей была профессиональнаяпереподготовка военнослужащих, увольняемых в запас, проблемы же социальной ипсихологической адаптации, трудоустройства, самозанятости и малогопредпринимательства они не решали. Благодаря частной инициативе самих уволенныхвоеннослужащих в различных районах страны стали образовываться ассоциациивоеннослужащих, уволенных в запас, как общественные негосударственныеорганизации, которые во взаимодействии с региональными органами власти пыталисьреализовать соответствующие программы. Их деятельность строилась на основесамофинансирования, большинство из них работали в содружестве со Всероссийскимцентром переподготовки офицеров, увольняемых в запас (ВЦПО), фокусируя своюдеятельность в основном на переобучении. В тот период времени региональнымиадминистрациями были реализованы несколько проектов, направленных на социальнуюи психологическую адаптацию бывших военнослужащих. В результате этой инициативыбыли организованы региональные центры социально-психологической адаптациивоеннослужащих, уволенных в запас. ¹
В Тверской, Тамбовской, Рязанской, Калининградской,Волгоградской, Смоленской областях и Подмосковье военнослужащие могли получитьсоциальную, юридическую, психологическую помощь и информационную поддержку.Таким образом, сформировалось несколько подходов к социальной адаптациивоеннослужащих. Первый подход – организация на базе высших учебных заведенийрегиональных центров по профессиональной переподготовке с объемом не менее 520часов и выдачей дипломов государственного образца. Второй подход – созданиеЦентров адаптации военнослужащих, как составной части Управлений социальнойзащиты населения субъектов Федерации.
Третий подход – создание иных организационных форм,ориентируемых на развитие малого предпринимательства с целью финансовогообеспечения процессов социальной адаптации бывших военнослужащих. Четвертыйподход – деятельность неправительственных общественных организаций илиобъединений, создаваемых, как правило, бывшими военнослужащими по месту ихжительства в целях совместного решения своих собственных социальных проблем.
Как показал анализ, этим организациям во всех их формах неудалось обеспечить достаточный комплексный подход к решению проблемсоциально-психологической адаптации бывших военных к новым жизненным условиям ивключение их в активную жизнедеятельность в условиях рынка.
Для разработчиков Программы «Социальная адаптациякадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку» было очевидным,что существующий на тот момент подход к данной проблеме недостаточноэффективен. Невозможно всех уволенных как адаптировать, так и оказать имнеобходимую помощь. Значит, и ставить такую цель нецелесообразно, преждеследует отработать механизмы комплексного решения социальных проблем данныхкатегорий населения. Целью Программы явилась отработка механизма комплексногорешения социальных проблем, возникла необходимость создания комплексной моделиорганизации процесса социальной адаптации на основе самоокупаемости.
При разработке концепции Программы учитывался тот факт, чтоуволенные в запас кадровые военные, в ходе адаптации к гражданской жизни,сталкиваются преимущественно с социальными (трудоустройство и переобучение) ипсихологическими проблемами. Приоритетной задачей было решение социальныхпроблем семьи военнослужащего. При трудоустройстве этих людей основной цельюстало включение их в систему предпринимательства и в активную экономическуюжизнь страны. Это было особенно необходимо в местах, где были локализированывоенные гарнизоны и городки. В ходе реализации этой Программы важным аспектом сталасоциально-психологическая реабилитация участников боевых действий и вооруженныхконфликтов. Все это и объединилось в понятие «социальная адаптациявоеннослужащих».
Социально-психологическая адаптация становится длябольшинства уволенных военнослужащих сложным процессом: необходимо освоитьновые социальные роли, сформировать адекватную самооценку, обрести новуюпрофессию. Им трудно ориентироваться в мире гражданских профессий и источникахинформации, соотнести свои возможности с требованиями различных видов труда,осуществить поиск вакантных должностей и заключить трудовые договоры. Все этоведет к тому, что люди, способные внести свой вклад в преобразованиероссийского общества, оказываются незащищенной частью населения. Серьезныетрудности с подбором гражданской профессии испытывают до 70% уволенных в запасофицеров, многие из них больше года после увольнения из рядов Вооруженных Силостаются безработными.
Решить эту проблему – значит оказать квалифицированнуюсоциально-психологическую помощь военнослужащим. Это под силу лишьспециалистам, целенаправленно работающим с бывшими военнослужащими вгосударственных структурах. В настоящее время службы занятости с этой проблемойсправиться не могут.
Однако, кроме трудоустройства, для полноценного вхождения бывшихвоенных в мир гражданской жизни необходима еще более сложная работа: многоенужно изменить в представлениях о себе, своем внутреннем мире и мире вокруг,обрести новые стратегии и тактики поведения, поскольку такими, какими они вышлина просторы гражданской жизни, они вряд ли достигнут успеха. Стать своеобразнымпроводником и помощником в мире гражданских норм, прав, обязанностей,профессий, отношений с людьми, наконец, с самим собой призваны центрысоциальной поддержки военнослужащих. Центры привлекательны для бывших военныхуже тем, что имеют стабильное бюджетное финансирование, поддерживаютсягосударством, местной администрацией и создаются директивным путем, регулируясвою деятельность законодательно оформленными нормами. Успех реформ в армии вомногом определяется тем, как и насколько быстро и безболезненно удаетсяадаптироваться вчерашним офицерам, мичманам, прапорщикам к новым условиямжизни. 2.2. Трудности социальной адаптациивоеннослужащих, уволенных в запас
Основываясь на анализе материалов социологических ипсихологических исследований и данных Министерства обороны, можноохарактеризовать особенности внутриличностной адаптации каждой из вышеназванныхкатегорий.
Военнослужащие до 30 лет. В настоящее время не существуетжестких ограничений причин увольнения из армии. Молодой офицер принимаетрешение об увольнении, если чувствует, что не может полностью реализовать свойтворческий потенциал на военной службе, сравнивая свой жизненный путь и егорезультаты с тем, как живут и чего успели добиться его сверстники на«гражданке», или выбрал эту профессию случайно. Это наиболеемобильная часть общества. Они не преминули воспользоваться открывшимисявозможностями. Они увольняются без пенсии, несмотря на то, что какое-то время импридется столкнуться с финансовыми трудностями, особенно тем, кто имеет семью.Им необходима такая подготовка, которая дала бы быстрый материальный достаток ирост в профессиональной карьере. Это наиболее успешная часть увольняемыхвоеннослужащих с точки зрения перспективы переобучения на гражданскиеспециальности.
Военнослужащие 30 – 40 лет. Это группа военнослужащих,уволенных в связи с сокращением Вооруженных Сил, хотя это не всегда совпадает сих личными планами. Они считают себя обиженными, склонны негативно оцениватьсвои перспективы, вплоть до агрессии по отношению к окружающим. Сочетаниематериальных трудностей и бытовой неустроенности приводит к кризиснымсостояниям психики. Но несмотря на трудности, представители данной категориипытаются сохранить эмоциональную и душевную гибкость и ведут активный поискновых форм поведения. Если этой группе военнослужащих удается положительноразрешить данный возрастной кризис, то повышается вероятность вступления впериод высокой продуктивности в самых разнообразных областях деятельности. Этота часть уволенных военнослужащих, которая нуждается в тщательной и глубокойпсихологической помощи, профессиональном консультировании, социально-правовойподдержке.
Военнослужащие старше 40 лет. Это группа военнослужащих,полностью выслуживших установленные сроки и максимально реализовавших своивозможности в рамках армейской службы. Они имеют определенные льготы инекоторое материальное благополучие. Они стремятся к деятельности, в которойбудут сохранены атрибуты их былой власти и былого социального статуса, но приэтом не стремятся к особо сложным видам деятельности, так как это связано спроцедурами освоения новой специальности. Процесс серьезного обучения для нихнепривлекателен, они ориентируются на работу в административно-хозяйственных иконтрольных органах государственной и муниципальной власти, в сфере образованияили в финансовых органах. При выборе дальнейшего жизненного пути они охотнообращаются за помощью и советом в различные организации. Так выражается их стремлениебыть выслушанными и понятыми.
Особую группу составляют бывшие военнослужащие – участникибоевых действий. По данным исследований, 30% военнослужащих, участвовавших вбоевых действиях на территории Чеченской республики, имеют выраженные проявленияпосттравматических стрессовых реакций. Особенно отмечаются повторяющиеся яркиесны и ночные кошмары боевых ситуаций, навязчивые воспоминания опсихотравмирующих событиях, внезапные переживания, повышеннаяраздражительность, беспричинные вспышки гнева и др. У абсолютного большинстваучастников боевых действий отмечается негативное отношение к представителямвласти и государства. Они считают себя обманутыми и испытывают желаниевыместить накопившуюся злость за бессмысленное кровопролитие, гибель и унижениеВооруженных Сил. Эти люди сплачиваются в объединения типа «Союз ветерановАфганистана», фонд «Единение» и др. Для таких людей возможнысуицидальные попытки, асоциальное поведение, алкоголизация как уход отреальности и, как итог – конфликт с обществом, с друзьями, родственниками,членами семьи, неоправданная тяга к риску. Чем дальше уходят события, темтяжелее становится груз моральной ответственности нашего общества за то, чтодля медицинской, социальной, психологической реабилитации этой категории бывшихвоеннослужащих делается ничтожно мало. Проблемы социально-психологическойпомощи и поддержки военнослужащих, увольняемых в запас, затрагивают емкое имногоплановое понятие «реабилитация», которое является составнойчастью социальной адаптации. Реабилитация – это комплекс специализированныхмер, которые необходимо осуществить в отношении уволенного из армии иливернувшегося с войны солдата или офицера для того, чтобы вернуть его в руслонормальной жизни. Социальный опыт всех категорий военнослужащих, уволенных взапас, имеет специфические различия. Это рождает различия в подготовленности ксамому процессу социально-психологической адаптации при увольнении из рядовВооруженных Сил.
У категории офицеров командного звена эта готовностьпроявляется в узко специфических военных занятиях и навыках,командно-административном стиле руководства людьми и привычке быть одновременнои начальником, и подчиненным. Пребывание в жестко иерархической системезависимости формирует такое качество личности, как конформизм, то естьнеосознанное подчинение влиянию той социальной сферы, в которую она включена,что откладывает отпечаток на процесс принятия решения, сохраняя разумнуюинициативу. Эта категория военнослужащих отличается физической подготовкой,исполнительностью, решительностью, волей, умением выполнять приказы, жесткимстереотипом действий в любой обстановке. Как правило, у офицеров этой категорииесть специальности, применимые к гражданской жизни, но в процессе службыпрактические навыки этой специальности бывают утеряны. Увольнение из армейскихрядов они переносят сложно и трудно. Для них рекомендуются профессии, связанныес четкой ориентацией действий и организованности, исполнительностью (силовые ичастные охранные структуры, военизированные пожарные службы, фермерство,преподавание в учебных заведениях основ обеспечения безопасностижизнедеятельности).
Другая категория – офицеры инженерно-технического составаразличных специальностей, не имевшие в подчинении большого количества строевыхсолдат. Это хорошие специалисты в своем деле, обладающие большиминтеллектуальным и профессиональным потенциалом. Именно военнослужащие этойкатегории легче находят себе работу на основе своей воинской специальности. Нопоскольку не все специальности востребованы на «гражданке», трудоустройствоофицеров со специфическими военными специальностями сильно затруднено.Например, достаточно сложно адаптироваться военному вертолетчику, даже если онуйдет в гражданскую авиацию, или радиоинженеру зенитно-ракетного комплекса, всвязи с отсутствием в гражданской жизни идентичной специальности. В то же времялица, работавшие на ЭВМ в армии, быстрее включаются в гражданскую жизнь, таккак на их специальность есть спрос. Офицерам данной группы можно рекомендоватьпрофессии, связанные с хорошим знанием технологий современного бизнеса,организатора предприятия по ремонту и обслуживанию средствэлектронно-вычислительной техники, специалиста по компьютерным технологиям.Офицеры воспитательных структур хорошо разбираются в закономерностяхобщественного процесса и психологии человека, умеют профессионально работать слюдьми, обладают пропагандистскими и педагогическими способностями. Ипереквалифицироваться они могут на различные направления деятельностигуманитарного характера. Переход на гражданские специальности переносятбезболезненно. Эта категория обычно становится менеджерами различного уровня,воспитателями, учителями, преподавателями, и т.п.
Некоторые прапорщики и мичманы имеют более низкуюобразовательную базу, чем офицеры, но более высокую приспосабливаемость кпрактической жизни. У этой категории увольняемых в запас переход к гражданскойжизни связан не только с изменением профессионального и социального статуса, нои с необходимостью повысить свой образовательный уровень и сформироватьнедостающие качества, обеспечивающие адаптивное поведение. Это изменениепривычных отношений с определенным кругом людей, смена связей, образа жизни,стереотипов поведения и мышления. В целом всем категориям уволенныхвоеннослужащих для более успешной адаптации к новым условиям жизнедеятельностинеобходимо мотивировать их к профессиональной переориентации, а такжесформировать такие социально-психологические качества, как коммуникабельность,умение находить и поддерживать контакты с людьми, доброжелательность. Готовностьк профессии – это состояние человека, характеризующееся уровнем формированияряда личностных качеств, влияющих на эффективность профессиональнойпереориентации, и наличием определенных знаний и умений, которые необходимы дляграмотного практического осуществления. В условиях переориентации достаточновелика роль такого индивидуального качества, как способ реагирования наизменения жизненных обстоятельств и встречающиеся трудности. Он формируется наранних этапах жизненного пути и зависит от опыта пройденных личностью ситуацийих разрешения, от насыщенности жизни человека этими событиями. Успешный выборновой профессии зависит от характера человека, стиля поведения, его жизненнойактивности, умения обосновывать и отстаивать свои позиции, планировать своидействия с учетом личных мотивов и целей. Сам процесс переориентации – этоспецифический вид деятельности, связанный со сбором и анализом информации орынке труда, изучением собственных возможностей поиска оптимального для себярабочего места, оформления трудового соглашения, вхождения в новую должность. 2.3. Психологический аспект социальнойадаптации
Психологическая готовность к профессиональной переориентации– это длительное состояние человека, зависящее от его самооценки, субъективногоопыта, личной самобытности. Это соотносится с задачами психологическоговоздействия на личность уволенного военнослужащего и способствует социальнойадаптации.
Психологическое воздействие включает в себяличностно-ориентированный подход, а именно:
— изучение и учет индивидуальных особенностей личности;
— влияние на различные сферы личности: сознание,эмоционально-волевую и поведенческую;
— адекватное сочетание индивидуально-групповых формвоздействия, где каждому человеку предоставляется информация, психологическаяподдержка, прогнозирование, планирование карьеры, оказывается содействие втрудоустройстве, предпринимательской деятельности с рефлексией полученныхрезультатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
В связи с преодолением трудностей социальной адаптациикардинальным образом возрастает значимость деятельности центровсоциально-психологической адаптации как военнослужащих, уволенных в запас, таки членов их семей. Сущность социальной адаптации бывших военнослужащих включаетв себя еще и такие воспитательные задачи, как включение личностных качеств впроцесс адаптации и гармонизации межличностных отношений и социальной среды.
Исходя из практического опыта, выделяются основные критерииэффективности процесса социальной адаптация, которые основаны на моделиорганизации этого процесса:
— конкурентоспособность;
— уверенность в стабильности социального благополучия;
— успешность трудоустройства;
— закрепляемость на рабочем месте;
— стабильность семейных отношений;
— уровень профессиональной подготовки;
— степень удовлетворенности взаимоотношениями с окружающимилюдьми;
— удовлетворенность работой и оплатой труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.     Законы РФ «О воинской обязанности и военной службе», «Остатусе военнослужащих», «Об обороне», «О пенсионномобеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, иих семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим,проходящим военную службу на территориях Закавказья, Прибалтики и республикиТаджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав гражданв условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»
2.     Технология социальной работы под ред. И.Г. Зайнышева. М. / Гуманитарныйиздательский центр «Владос», МГСУ – 2002г.
3.     «Основы социальной работы» учебник под ред. П.Д. Павленка 2-еиздание исправленное и дополненное М. Инфра — М, 2001 – 395 с. (серия«Высшее образование»)
4.     «Технологии социальной работы» учебник под ред. Проф. Е.И.Холостовой – М.: Инфра — М, 2004 — 400 с. (серия «Высшееобразование»)
5.     «Технологии социальной работы в различных сферахжизнедеятельности» под. ред. проф.П.Д. Павленка: учебное пособие 2-еиздание переработанное и дополненное – М — Издательско-торговая корпорация«Дашков и Кº» 2006 – 596 с.
6.     «Теория, история и методика соц. работы» П.Д. Павленок:учебное пособие 2-е издание – М. — Издательско-торговая корпорация «Дашкови Кº» 2004-438 с.
7.     «Социальная работа» учебное пособие проф. Е.И. Холостова –М — Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº» 2004-692с.
8.     «Социальная реабилитация» Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьеваучебное пособие –М — Издательско-торговая корпорация «Дашков иКº» 2002 — 340с.
9.     «Афганистан в нашей судьбе» — М., 1989
10.   «Дедовщина» в армии // Сборник социологических материалов/под.ред. С.А. Белановского – М., 1991
11.   Профориентация и социальная поддержка военнослужащих, уволенных взапас/под. ред. И.В. Стазаевой – Саратов, 2005.
12.   Словарь-справочник по социальной работе – М. — 1997.
13.   Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, уволенных с военнойслужбы, членов их семей и иных граждан РФ // Сборник нормативных актов иобразцов документов – СПб., 1994г.
14.   Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной защитевоеннослужащих и членов их семей».
15.   Коровников А.В. Законодательство иностранных государств о правовой исоциальной защите военнослужащих // Социальная защита военнослужащих:становление, развитие и правовое регулирование. М.: Димант-СВ, 1995. С.44-69.
16.   Лаврищев В. Американские солдаты: льготы и затраты // Армия.М., 1994. №8. С.2-6.
17.   Леонидов С. Трудоустройство бывших американских военнослужащих //Зарубежное военное обозрение. М., 1993. № 5.
18.   Льюис Ч. Столкновение с неопределенностью: семьи американскихвоеннослужащих в Европе // Пастухов Б.И. Реферативный обзор зарубежныхисточников по вопросам социальной защищенности военнослужащих. М.: ГА ВС РФ,1992. С.3-9.
19.   Мигачев Ю. Денежные компенсации американским военнослужащим // Военныйвестник. М., 1992. № 11.
20.   Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика // Вопросыэкономики. М., 1993. № 12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.