Реферат по предмету "Социология"


Русская социология 2

Русская социология.

Тема 1. Особенности возникновения и развития русской социологии.

Русская социология возникла в конце 60-х годов 19 века. С этого момента до середины 20-х годов 20 века продолжался первый этап её развития.

Первый этап — это этап возникновения и самостоятельного функционирования социологии как науки. Этот этап содержит подэтапы:

Возникновение новой науки социологии (конец 60-х конец 80-х годов 19 века). Социология в России прошла под знаком позитивизма как и на Западе. Русская социология развивалась в русле мировой социологии и по многим вопросам она даже опережала западную. В России имели место и натурализм, и органицизм (П. Лилиенфельд), и механицизм (А. Стронин), и географическая школа (гидросоциология Л. Мечникова; А. Щапов), и психологизм в рамках позитивизма, особенно можно выделить субъективную школу (П. Лавров. Н. Михайловский, Н. Кареев, Де Роберти и его социопсихологизм), историческая социология (Ключевский).

Второй подэтап продолжался с 1890 по 1900 годы. Это стадия выработки теоретико-методологических основ социологии на основе критики позитивизма. Здесь развивались неокантианство (А. Лаппо-Данилевский, Б. Кистяковский), марксизм (ортодоксальный марксизм Г. Плеханова, «легальный» марксизм П. Струве, ленинский марксизм), неопозитивизм (П. Сорокин, К. Тахтарев).

Третий подэтап длился с 1900 по 1920 годы. Это период активной жизни социологии, её институализации в России. Социология проникает в ВУЗы, издаются учебники и журналы. В 1905-1906 годах создается Русская социологическая школа в Париже.

Таким образом, первый этап показывает то, что в России возникла зрелая самостоятельная наука — социология. Об этом свидетельствуют следующие критерии:

Была разработана своя теоретико-методологическая база в отличие от истории, философии, юриспруденции, психологии:

Была создана эмпирическая социология, проводились социологические исследования;

Осуществилась институализация социологии, её внедрение в учебный процесс, началось создание научных школ, издание журналов.

Второй этап — этап советского периода, который длился с 1920 по 1980 годы. Это период труднейшего развития русской социологии. До 60-х годов русская социология была объявлена как буржуазная наука и была подменена историческим материализмом, а как таковой социологии не было. В 60-е годы началось возрождение социологии, проводились различные сборы общественного мнения, исследования на предприятиях. В целом этот этап был очень противоречив.

Третий этап — постсоветский, начавшийся с конца 80-х начала 90-х годов. Это этап подъема, расцвета, институализации социологии и в то же время её кризиса. Сейчас и на Западе социология отстает от реальности.

Условия и причины возникновения русской социологии.

1861 год – год отмены крепостного права, а при Александре II и Александре III стали появляться новые социальные слои (буржуазия, мелкая буржуазия). Социология и на Западе, и в России стала возникать в связи с развитием индустриализма. В России стали развиваться индустриализация, промышленность, новые средства труда, новые классы, начал развиваться капитализм. В связи с этим процессом возникла потребность в науке об обществе, которая смогла бы осмыслить происходящие процессы в обществе, дать им объяснение, понимание, в обществе возникла потребность саморефлексии, т.е. потребность в самоосознании себя как общества. Это могла сделать только социология.

Социальную базу социологии составили 2 класса: первый — национальная русская буржуазия, второй — мелкобуржуазные демократические слои (народники, разночинцы, интеллигенция).

Они критиковали царское самодержавие и находились в оппозиции к нему. Следовательно, с самого начала социология в России находилась в опале. Но этими классами капитализм не понимался однозначно. Среди социологов существовало два мнения в оценке капитализма:

Легальные марксисты принимали капитализм полностью, но они идеализировали его и не видели его противоречий и антагонизма. Так Струве говорил: «Идти на выучку капитализма!».

Народники же признавали капитализм как прогрессивную форму развития, но не приемлемую для России. Они отстаивала самобытный путь развития России через крестьянскую общину.

Социология в России выступила как идейно-теоретическая основа капиталистической и индустриальной модернизации общества.

Выделяют также гносеологические причины: потребность в новой форме социальной мысли, потребность в междисциплинарной науке об обществе, которая могла бы обобщить знания об обществе частных наук (общность знания этнографии, земской статистики, истории, юридических наук). Таким образом, главная задача социологии – изучение связей и взаимодействий всех частей общества.

Особенности тематики русской социологии.

Чрезмерно политизированный характер. Очень многие социологи занимались также политикой. В условиях царского самодержавия действовала жесткая цензура, поэтому отсутствовала возможность свободомыслия в СМИ, не было естественного выхода свободных политических взглядов плюрализма мнений. Социологи использовали любую возможность выхода на политическую арену, шла пропаганда социологической мысли.

Горячая озабоченность социальной проблематикой: безработица, голод, нищета, социальная незащищенность.

Озабоченность социологов путями развития России, о том, что наиболее важно для её блага.

Русская социология развивалась одновременно с западной, в русле мировой социологии. Она не копировала западные теории, а критически их перерабатывала применительно к специфике России и выдвинула ряд самобытных теоретических идей в социологии. Русская социология имела собственное лицо. Русская социология впитала в себя все направления западной, кроме, пожалуй, расово-антропологического.

Так, в России раньше, чем на Западе были созданы следующие теории:

Теория подражания Михайловского, раскрывающая роль подражания в поведении индивида в толпе, создана раньше теории Тарда.

Теория культурного отставания (теория «догоняющей» цивилизации) создана в 1920 г. Огборном и Ароном, но до них эту идею разрабатывали П. Струве и Туган-Барановский.

Теория Шпенглера о культурно-исторических типах цивилизации (теория циклов) впервые была разработана Данилевским в книге «Россия и Европа».

Теория социальной мобильности и стратификации разработана П. Сорокиным.

Русский космизм Н. Федорова, В. Вернадского и Чижевского.

Основные темы в русской социологии.

Тема общественного прогресса.

Тема личности, роли критической личности, интеллигенции.

Проблема культуры.

Тема социальной динамики общества.

Тема социальной структуры общества и социального порядка.

Общество как социальная система.

Тема 2. Петр Яковлевич Чаадаев — первый русский социолог.

П.Я. Чаадаев — основоположник русской социологии, всю жизнь искавший смысл жизни и абсолютную истину. Ответ на эти вопросы, в конечном итоге, он нашел в христианстве. Чаадаева считают первым русским социологом, так как именно он определил основные мысли, которые в дальнейшем развивали другие социологи:

Тема социальной динамики (прогресса, эволюции). Чаадаев выступает родоначальником сразу двух направлений в социальной динамике: западничества и славянофильства. Он впервые высказал идею догоняющей цивилизации;

Тема перспектив развития России (куда идти);

Темя разложения феодального строя и развития капитализма и его культуры в России (западники)

Тема личности и ее взаимоотношения с обществом (свобода личности, проблема поиска счастья и постижения смысла жизни).

Чаадаев (27 мая 1794 — 14 апреля 1856 гг.) ведет свое происхождение от Рюриковичей. Он был внуком историка и публициста 18 века Щербатова. В юности пережил страшные разочарования и рано лишился родителей. В 17 лет, в свой рубежный возраст, оказался на краю суицида.

Шеллинг считал Чаадаева «одним из самых умных известных ему умов». Чаадаев оказал колоссальное влияние на становление русского национального самосознания. Главный вопрос, который он поставил, это вопрос об особенностях культурно-исторического развития России в сравнении с Европой.

Участвовал в войне 1812 г. В 1823-26 гг. Чаадаев живет в Европе. В 1826 году после декабристского восстания он испытывает страшное интеллектуальное одиночество, в этот период он углубляется в поиск смысла жизни. Результатом этого поиска в 1836 году стала публикация первого философского письма в журнале «Телескоп».

В шестнадцатилетнем возрасте Чаадаев вступил в масонскую ложу «Организация объединенных друзей». Суть масонства: русское масонство — ветвь западного масонства, которое провело в жизнь западную культуру, идеалы которой (долг, справедливость, право, порядок) считались общемировыми. Эта организация обладает якобы неким знанием божественной премудрости, она искала единения человечества, но этот процесс шел не от Бога, а опирался на «вечное духовное существо, великого архитектора, космические причины всего». Это размежевание оттолкнуло Чаадаева, так же как и скрытность, закрытость, иерархия посвящения в тайну, безропотное подчинение «мастерам» в этом обществе. Масонство претендует на обладание высшего знания, но в то же время противопоставляет себя массе. По мнению Чаадаева, масонство ведет к разъединению людей, к их отчужденности. Чаадаев пришел к христианству, т.к. именно оно, по его мнению, ведет к объединению людей. «Подлинное человеческое единение основано на любви к Богу и ближнему».

Идеи декабристов, которые привлекали Чаадаева, были связанны с переустройством России:

Уничтожение крепостного права;

Сближение сословий;

Свержение царя;

Устранение засилья иностранцев в высшей администрации:

Рост благосостояния народа;

Демократизация армии.

Декабристы выступали за такие великие истины, как свобода, равенство, братство. Путь достижения: форма перестройки России — разум, просвещение, закон, конституция (реформы).

Чаадаева считают христианским философом. Христианство здесь выступает основой нравственного совершенствования истины. Сущность человека по Чаадаеву:

Человек по своей природе эгоцентричен, но важно, чтобы человек не зацикливался на своем эгоцентризме, важно, чтобы присутствовал «инстинкт нравственного блага» (стремление сделать что-то для блага общества), необходимо наличие коллективизма.

Человеку присуща свобода личности, свобода выбора. Чтобы человек не ошибался в своем выборе, он должен духовно совершенствоваться, достигать альтруистических, объединительных, устремлений к миру, основанных на любви к Богу и к ближнему (нравственные критерии).

Славянофилы и западники.

Западники: Белинский, Герцен, Чернышевский. Признавали необходимым развитие России по западному пути и прохождение всех стадий развития. Тем самым они исходили из единства мировой истории и закономерного характера развития. Выступали за ликвидацию крепостничества, царя, самодержавия. Выступали за крестьянскую революцию, при этом крестьянская община являлась основой будущего общества в России, которое сразу может быть социалистическим, т.е. Россия может сохранить свою коллективистскую сущность, не подвергаясь индивидуализму Запада. Западничество не ограничивалось только революционно-демократическими, а предполагало и либеральные методы.

Славянофилы: Аксаков, Хомяков, Киреевский (плюс либеральные сторонники капитализма). Критиковали Петра I за то, что он привнес новые европейские реформы. Идеализировали патриархальный быт и допетровскую Русь. Славянофилы считали русский народ самобытным, религиозным, не любящим власть и властвовать. Для русского народа главная ценность – духовная, а не политическая свобода. Основной формой развития является исконно русская форма устройства – община. Самодержавие – необходимое зло. Славянофилы выдвинули идею соборности. Воедино русский народ собирает православие именно здесь заложено внутреннее объединение общества, основанное на любви. Также была выдвинута и своя идея прогресса: славянофилы отвергали социальный прогресс, а видели идеалы развития общества в прошлом. (Идея регресса).

Тема 3. Органицизм в русской социологии.

Органицизм относится к позитивистскому направлению в социологии. Это одно из первых проявлений позитивизма, которое относится к 60-м годам 19 века. Особенности позитивизма проявляются в различных направлениях (однофакторные школы):

Органистическое направление, механицизм,

Географическое направление,

Этико-субъективная школа,

Генетическая школа.

В России позитивизм нашел свое место в том, что он стремился устранить теолого-метафизическое представление об обществе. Социология в лице позитивизма ставила задачу преодолеть философское и на основе естественнонаучных методов познания стремиться понять природу социальных законов.

В России однофакторные школы просуществовали от 20 до 40 лет (от 1860-х годов до начала 20 века). Лишь в конце 19 века начали формироваться переходные формы: позитивизм перешел в неопозитивизм.

Конт был чрезвычайно популярен в России, т.к. он провозгласил учение, основанное на вере в человеческий разум. Именно человеческий разум способен решить все проблемы. В середине 19 века в России происходит расцвет естественных наук. Сеченов, Тимирязев, Бутлеров, Столетов – их открытия способствовали проникновению в глубь природы. Произошло соединение общественных и естественных наук. Развился оптимистический взгляд на вопросы социологии, её возможности познать природу социального с помощью позитивизма. Интерес к социально-общественным проблемам общества, прогресса, личности.

Павел Федорович Лилиенфельд-Тоаль (1829-1903 годы). Поляк по происхождению, генерал-губернатор Курляндии, будучи в Германии в 70-е годы выпустил книгу «Размышления о социальном устройстве общества». (На немецком языке).

Первым изучил социальные девиации и их природу. Считал, что эти социальные патологии зарождаются в маленькой социальной клетке, которой является отдельный индивид или малая социальная группа. Когда количество таких аномальных клеток возрастает, то возникает социальная девиация, т.е. она возникает изнутри и, следовательно, социолог должен выступать в роли диагностика, прогнозиста, терапевта, он должен осуществлять профилактические работы и давать рекомендации государственным деятелям и с помощью мягких форм стабилизировать общество.

Лилиенфельд вошел в историю социологии тем, что в 1901 году на третьем конгрессе социологии был избран президентом Международного конгресса (далее таковыми были в 1914 году – Ковалевский, а в 1930 – Сорокин).

Александр Иванович Стронин (1827-1889 годы) был близок к механицистам. Сын крепостного князей Юсуповых, выпускник историко-филологического факультета Киевского университета. В свое время был сослан в Сибирь. Поступил на службу Министерства путей сообщения, был юрисконсультом и членом Совета министров. Основные труды: «История общественности» (1885 г.), «История и метод» (1869 г.), книга для детей «Природа и рассказы о земле и небе» (1886 г.).

Стронин проводит аналогию общества и некоего механизма, общества и пирамиды:

П/>ирамида отражала социальную структуру общества. Такая форма общества способствует его развитию и стабилизации. Заостренная верхняя часть способствует наиболее легкому продвижению движущемуся телу, а стабильное основание по законам физики обеспечивает устойчивость предмета. Каждая часть пирамиды имеет свое специфическое сознание и функции, которые похожи на физиологические и психические функции организма: 1 часть выражает волю общества, 2 часть несет разум в обществе, 3 часть отражает преданность.

Политической производительной силой общества является союз воли и разума, а тело общества — это поле для экспериментов воли и разума. Здоровье общества зависит от правильного соотношения наследственности и приспособления, т.е. консервативного и либерального направления. Смерть общества наступает по тем же причинам, что и у любого организма, т.е. в результате распада и разложения частей. Классовая борьба и революция — это катаклистические явления (катаклизмы) в обществе.

В отличие от западных органицистов (в частности Спенсера) русские органицисты (Стронин) считали, что закон борьбы за существование в обществе не должен действовать (т.е. не приняли соц. дарвинизм). В природе этот закон действует антигуманно, а в обществе, где преобладает психическая сила, должен действовать закон альтруизма. Стронин является сторонником социального эволюционизма, т.е. выступает за прогресс – эволюцию.

Тема 4. Географическое направление в рамках позитивизма.

Лев Ильич Мечников (1838-1818 годы) — наиболее яркий представитель географического направления в русской социологии. Румын по происхождению, родившийся в семье харьковского помещика, был способным, одаренным, беспокойным человеком. За 2 года выучил 10 языков, одновременно слушал лекции в четырех ВУЗах.

В 15 лет пытался захватить престол в Румынии, уже в 16 лет поступил на медицинский факультет, в 20 лет уехал за границу и жил там, популяризируя русскую социологию. Анархист по убеждению, жил страстями. В Японии в Токийском университете 4 года читал лекции по социологии на японском языке. Основная часть жизни прошла в Швейцарии в Лозанском университете.

Основной труд: «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ'' (1898 г.). Основная теория, которая здесь изложена – это теория прогресса, основанная на объяснении неравномерного развития изменения географических условий водных ресурсов и путей сообщения в различные эпохи под влиянием научно-технического прогресса. Разные страны находятся на различных ступенях развития, это обусловлено водной средой.

В истории цивилизаций существовало 3 исторические эпохи:

Речная, связанная с образованием рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата. Ей соответствует авторитарный тип правления, общество построено на принуждении и устранении. В обществе представлена механическая (внешняя) кооперативная связь.

Морская, которой соответствует либеральный тип правления. Связана с образованием Карфагена и морских государств. Возникло разделение труда. Это средиземноморский период, когда возникли новые формы путей сообщения, кораблестроение, более широкие коммуникации. Кооперативная связь переходит к более высокой форме, совершенствуется механическая связь (ограниченная связь).

Океаническая, связанная с американской цивилизацией. Складывается демократический тип правления, основанный на консенсусе. Развивается свободная кооперативная связь, основанная на внутреннем добровольном объединении.

Критерии и причины изменения, эволюции.

Причины изменения в обществе содержатся не столько в естественной среде, сколько в соотношении человека со средой и способности человека в кооперации с природой. В речном периоде существовало подневольное объединение людей, где индивид полностью подчинен обществу, механическая кооперация направлена на покорение природы.

степень зависимости человека от природы.

степень развития научно-технического прогресса. Наличие и нарастание технических усовершенствований способствовало большему освобождению человека от природы, возросла его свобода.

степень свободы в обществе, уменьшение насилия. Переход от деспотии к свободе, от угнетения к социальному равенству, от вражды к социальному братству и согласию.

человеческая солидарность. Солидарность развивается от механической, внешнепринудительной к органической, добровольной в условиях органической цивилизации.

Сергей Михайлович Соловьев — историк, представитель географического направления. Основной труд: «Чтения и рассказы по истории России». Соловьев задавался вопросом «Почему русские не улыбаются?» Считал, что в этом виноваты географические условия России:

Равнины, т.е. Россия не имеет естественных границ, таким образом, Россия всегда была доступна вражеским нападениям, следовательно, она должна вести оборонительную войну. Главное – отстоять свободу жителей, их кров и очаг.

Россия обладает огромной территорией. На начало 16 века на территории Российского государства жило всего 10 млн. жителей, т.е. население небольшое, а армия необходима большая. Практически необходимым было создать военное государство, хотя по духу мы не были завоевателями. Цель армии – защита независимости и свободы народы.

Более 300 лет русские жили под гнётом крепостного права.

Тема 5. Русская этико-субъективная школа.

Основными представителями данного направления, особенно известного на Западе, являются П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Субъективная школа формировалась в конце 60-70-х годов 19 века. Это время процветания народничества. Народники пытались дойти до сознания человека и пробудить сознание народа в целом. Выделяют следующие признаки субъективной школы:

Основой, субъектом социальной реальности рассматривалась личность. Чтобы понять социальную реальность, необходимо познать личность.

Методом изучения социального атома (личности) являлся субъективный метод, который состоит в том, чтобы наблюдатель поставил себя в положение наблюдаемого и постигал, таким образом, его внутренний мир методом сопереживания (эмпатии). Естественнонаучные методы приемлемы при изучении стихийных, материальных явлений (природы), а в обществоведении, в силу специфики изучаемых явлений, человека, наличия в нем сознательного элемента, требуются другие приемы и методы. Без интроспекции, сопереживания, субъективного подключения к внутреннему миру личности нельзя понять чувства, идеи, ценности, являющиеся важнейшей составной частью социального мира.

Чтобы избежать субъективности в оценке внутреннего мира личности, социолог должен постоянно оценивать общественные и социальные факты с точки зрения идеалов общественного прогресса.

Субъективный мир личности социально обусловлен; человек оценивает окружающий мир через призму групповых и общественных интересов и, прежде всего, через свою первичную групповую принадлежность (семья, община). Человек не создает мир, а мир уже обусловил его внутренний мир (сходство с Дюркгеймом). Таким образом, субъективная школа относится к разряду позитивистских (структурный функционализм). В рамках субъективной школы были разработаны следующие теории:

Теория прогресса и факторов общественного развития;

Теория о роли личности в истории (особенно о роли интеллигенции);

Теория о взаимоотношениях героя, личности и толпы.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900 годы) — философ, историк, революционер-народник. Родился в семье предводителя Псковского дворянства. Окончил в Петербурге артиллерийское училище в 1842 году. Получил блестящее математическое образование, преподавал в течение 18 лет математику в военных училищах. Был подполковником Российской армии и профессором академии. Социологией начал увлекаться в 60-е годы 19 века. Был участником террористической подпольной организации «Земля и воля», в 1866 году выслан Вологодскую губернию, в 70-м году сбежал из ссылки в Париж, где и окончил свой жизненный путь. В Париже возглавил народническую эмиграцию. Все его работы были запрещены. Основные труды: «Что такое прогресс» (1869 г.), «Исторические письма» (1870 г.), «О методе социологии» (1874 г.).

Лавров первым выступил против натурализма в социологии, применив метод социологической психологии для проникновения во внутренний мир личности. По Лаврову предметом социологии является личность: «Ни одна социальная схема не работает без человека».

Лавров основал новые отрасли знания: валеологию – науку о жизни и здоровье человека; социальную антропологию, выразившуюся в трудах «Что такое жизнь?», «До человека», «Где начало общества?», «Цивилизация и дикие племена». Основная проблема, рассматриваемая Лавровым, это проблема прогресса. Ему хотелось поднять Россию на новую, более высокую ступень развития. Эту проблему он рассматривает через следующие понятия:

Цивилизация (культура) – это по Лаврову сознательное историческое движение, которое осуществляется критической мыслью и ее носителями – передовой интеллигенцией.

Социальная структура цивилизации. Цивилизация состоит из:

Деятелей. Это элитарное меньшинство, и взгляды наиболее соответствуют общественным задачам своего времени. Это единственные представители цивилизации. К ним относится критически мыслящая интеллигенция, которая определяет нравственные ориентиры общества, к которым следует двигаться всему обществу. Нравственный долг «деятелей» — служение обществу. Эта самая малая группа.

Участников. Это простые ученики, имитаторы деятелей, но они обязательно нужны деятелям. Это сравнительно небольшая группа.

Присутствующих. Это лица, потребляющие блага цивилизации, но не участвующие в их обновлении и общественном движении. Довольно большая группа.

Пасынков цивилизации (истории). Они целиком поглощены борьбой за существование и удовлетворение элементарных потребностей. Это «плата за прогресс», т.к. они не способны критически мыслить, не понимают действительности, но благодаря их труду создаются условия для небольшой элитной группы, не обремененной заботами о хлебе насущном и способных критически мыслить (крестьяне того времени).

Дикарей культуры. Их основная забота – гастрономические радости, азартные игры, погоня за наслаждениями.

Что же все-таки движет прогресс? Прогресс движет мысль, критический разум, но не он сам, а его носители – интеллигенция. Таким образом, главной движущей силой истории является критически мыслящая интеллигенция. Задача личности – понять общественные интересы и суметь их выразить.

Лавров в теории прогресса похож на Конта, но по Лаврову прогресс не обезличен – это основное отличие. Прогресс имеет конкретного носителя. Именно личность является субъектом социального развития. «История — это борьба образованного меньшинства за прогресс, а целью прогресса выступает гармонично развитая личность». (Критерий прогресса по Марксу – производительные силы).

Николай Константинович Михайловский (1842-1904 годы) был чрезвычайно популярен в публицистических кругах и в народе. Выходец из богатой семьи, много писал о народе, о бедных людях, об их жизни. Учился в Горном университете, но был исключен за участие в политических волнениях. Уехал за границу, где познакомился с Марксом, но считал, что его учение для России не приемлемым. С 1891 года являлся редактором журнала «Русское богатство».

В 1869 году создает свою социологическую теорию на основе субъективного метода. Популярен среди русской молодежи 70-80-х годов. Разработал следующие концепции: теория о разделении труда; теория борьбы за индивидуальность; теория коллективного подражания.

И Лавров, и Михайловский считали, что социология слишком оторвалась от конкретного простого человека, и они сконцентрировались на понимании этого простого человека, на понимании отдельной личности. Сегодня этот подход очень популярен на Западе, он называется этико-субъективным подходом.

1869 год. Михайловский пишет работу "Что такое прогресс?". Это своего рода теоретический манифест разночинной интеллигенции, здесь Михайловским была разработана «формула прогресса»: «Разрыв между умственным и физическим трудом приспосабливает человека к одностороннему выполнению некой частичной функции, таким образом, обособляются касты, сословия, классы, партии и другие социальные группы, проникаясь все более глубоким антагонизмом. Антагонизм заполняет всю человеческую историю, в противовес антагонизму кооперация укрепляет солидарность». История человечества основана на антагонистическом разделении труда, т.к. сословия заняты различным трудом. Это необходимо преодолеть путем солидарности, кооперации. Михайловский говорил о двух видах разделения труда:

Огранистический (физиологический) вид разделения умственного и физического труда между различными органами индивида.

Общественный вид разделения труда на материальное и духовное производство, что порождает сословно-классовое деление общества (не способствует прогрессу).

Как преодолеть общественное разделение труда? С помощью кооперации, солидарности, ликвидации сословно-классовых различий.

Теория борьбы за индивидуальность (теория личности).

Критерием прогресса Михайловский считал трудовое сотрудничество, кооперацию, но такое возможно лишь в общине, а для этого необходимо вернуться в прошлое, т.к. именно там был прогресс истинная кооперация. Цель прогресса – развитие человеческой индивидуальности, осуществление принципа самореализации личности. Пока существует разделение труда, личность не является свободной (статья «Теория Дарвина и общественные науки»). «Наиболее совершенно то общество, которое гарантирует раскрытие индивидуальности. Не конкуренция, а солидарность способствует развитию, раскрытию личности. Индивид не должен тратить свою экзистенцию на борьбу за существование, а должен тратить её на укрепление общества, следовательно, общество должно служить своим индивидам, и борьба за индивидуальность – это смысл прогресса». Суть прогресса по Михайловскому состоит в развитии индивидуальности через солидарность. Субъектом истории, прогресса выступает личность. Михайловский рассматривает личность на 3-х уровнях:

Биогенный,

Психогенный,

Социогенный.

Социолог должен исследовать то, какие факторы (экономика, география, политика, духовные и социальные и т.д.) положительно или отрицательно влияют на развитие личности.

Михайловский различает сложную и простую кооперацию труда. Сложная кооперация связана с развитием капитализма, она основана на антагонизме и ведет к вырождению, деградации личности. Простая кооперация основана на сотрудничестве, идеалом является община, которую необходимо возродить, она создает условия для всестороннего развития личности.

1882 год. Михайловский пишет работу «Герой и толпа». В 60-70-х годах народники питали иллюзии о том, что народ должен подняться, загоревшись идеей революции, и Михайловский задумывается о тех психологических законах и взаимосвязях между героем и толпой на основе психологии. С конца 70-х годов хождения в народ не принесли своих плодов, народ не удалось сагитировать на революцию. Михайловский занялся анализом психологических путей и средств воздействия личности на народ. В своей работе он пытался разработать концепцию героя.

Михайловский различает понятия героя и великой личности. Герой — это деятель истории, он влияет на судьбы людей личным примером, совершает яркие запоминающиеся поступки. Эти поступки затем становятся фактом общественного сознания и оказывают влияние на поведение многих людей. Герой может быть альтруистом, но может быть и полоумным негодяем. В этом факте воздействия героических поступков на человеческое сознание Михайловский выделил то, что герой воздействует на толпу через подражание. (Эту идею Михайловский высказал задолго до Тарда (1890 г.) в 1882 году). Подражание это фактор развития. Вождь (великая личность) — это личность, управляющая людьми, ведущая их по заранее намеченному пути; это всегда положительная личность, появляющаяся всегда в переломные моменты истории и полностью выражающая потребности преобразования общества.

--PAGE_BREAK--Тема № 6. Русская идея в социологии.

Русская идея — это поиск путей развития России, исходя из её национального своеобразия. Эту идею активно разрабатывали славянофилы (в 30-40-х годах 19 века), народники (с 70-х годов 19 века до начала 20 века) и социологи (со 2-й половины 19 века). И славянофилов, и народников, и социологов объединяло следующее:

Россия имеет свой уникальный путь развития, свою судьбу, историю, религию, культурно-национальное своеобразие.

Россия во главе всего славянского мира и вместе с ним призвана обновить Европу своими экономическими, культурными, нравственными, религиозными началами.

В отличие от западников, которые считали, что Россия должна пройти путь Европы славянофилы опирались на русский менталитет, русский дух как данность. Они рассматривали эти вопросы на общефилософском, мистически-религиозном, трансцендентальном уровне, на уровне пророчества, провидения, носящем общефилософский характер.

Народники предлагали конкретные пути развития России с помощью демократической, крестьянской революции, они предлагали возродить общину, которая станет образцом общежития во всем мире.

Социологи представляли русскую идею так: они исследовали русский дух эмпирически, пытались найти социальные механизмы общественного, исторического пути России, искали общественно-политические, социальные и практические рычаги развития России (путь реформирования).

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891 годы) относился к консерваторам и преклонялся перед идеей византизма. В течение 20 лет досконально изучил византийскую культуру и считал. что эта цивилизация – пример для России. Он выделил ценности, которые, по его мнению, подойдут для русского менталитета: российский менталитет близок к мистическому мышлению, следовательно, для него приемлема красота жизни в самобытных национальных формах, крепкое государство, мистическое мышление. Государство должно быть суровым, крепким, жестоким, а быт — поэтичным, люди же должны быть добры и человечны. Основные труды Леонтьева: «Восток. Россия и славянство», '«Национальная политика», «Записки отшельника». После десятилетней службы консулом в Константинополе Леонтьев постригся в монахи и уехал в Оптину Пустошь.

В его работах высказаны идеи о стадиальности развития этноса (сходство со Спенсером):

этап — этап первичной простоты (утробный этап);

этап — этап развития через дифференциацию, в обществе появляются различные структуры, институты с многообразием функций. Это период цветущей сложности в развитии общества;

этап — эта вторичной простоты, упадка этноса, упрощения структур общин и институтов.

Леонтьев одним из первых ввел понятие цивилизации и культуры (за 40-50 лет до Тойнби). Культура — это живой, растущий процесс человеческого общежития. Она индивидуальна, неповторима для каждого народа. Цивилизация — это материализовавшийся, застывший продукт общественного развития. Если культура неповторима, то цивилизация может быть перенесена на другие народы. Чаще всего цивилизация связана с научно-техническим прогрессом, достижениями труда.

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907 годы) был наставником двух царей: Александра III и Николая II. Сторонник патернализма («патер» — отец) — руководитель должен не только давать работу и средства существования, но он должен отвечать за социальное благополучие своих людей, нести личную ответственность за социальное благополучие своих рабочих, он должен помочь построить им свой дом, создать личную семью, укрепить устойчивость семьи особенно в периоды кризиса экономики и общества.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) родился в богатой семье, отец (герой гражданской войны 1812 года) оказал огромное влияние на патриотическое сознание сына. В 1837 году поступил в Царскосельский лицей, проявил способности в языках, особенно любил естественные науки, литературу, обладал изумительной памятью. Интересовался различными проектами общественного переустройства, особенно учениями социалиста-утописта Ш. Фурье. Окончил университет, готовил кандидатскую диссертацию. В 1847 году был арестован за участие в тайном кружке и учение Фурье. 100 дней провел в одиночной камере, потом его сослали и запретили заниматься научной деятельностью. Его жена поехала в ссылку за Данилевским. Он занялся ихтиологией и составил полную классификацию рыб европейской части России. Интересовался движением народонаселения в Волжском бассейне, издал книгу, которую в дальнейшем заметили и наградили. Основной его труд «Россия и Европа» (1869 год) сравнивался с «Закатом Европы» Шпенглера.

Данилевский занимался сбором эмпирического материала по проблемам этнографии, демографии в результате научных экспедиций вокруг морей и рек России. В 1869 году ставит вопрос о том, почему Европа ненавидит Россию? Исторические условия: В 59-е годы Россия потерпела поражение в Крымской войне, это период кризиса России. Также в это время в России начинает развиваться капитализм, способствовавший образованию русской нации. Основные идеи суммируются следующими положениями:

Первым разработал теорию историко-культурных типов цивилизаций до Тойнби и Шпенглера за 40-50 лет.

Внес вклад в теорию прогресса, отрицал возможность линейного развития прогресса, разработал теорию культурно-исторических типов.

Выдвинул идею о губительности и недопустимости одного типа цивилизации для человечества. Каждая цивилизация имеет свои этапы развития, таким образом, недопустимо ранжировать цивилизации на худшие и лучшие, на высшие и низшие. Данилевский критиковал западноевропейскую цивилизацию. Мировая цивилизация не должна отождествляться с ценностями только западноевропейских народов: индивидуализм, права человека, свободный рынок, свобода, равенство, верховенство закона, либерализм, демократия, отделение церкви от государства.

Будущее развитие России связано с развитием славянской культуры, которая придет на смену германско-романской и европейско-американской.

Данилевский ставил вопрос, почему Запад ненавидит Россию? Его ответ:

За то, что Россия имеет свое предназначение, свой самобытный путь развития и не поддается влиянию Европы, не желает быть проводником европейской культуры на Восток, в Азию.

У России, как центра всеславянского мира, будущее связано с развитием славянской культуры, отличной от всех предшествующих культур своим четырехосновным синтезом религии, культуры, государства и социальной экономики.

Теория культурно-исторических циклов Данилевского.

История развивается нелинейно, каждый народ имеет свою культуру, цивилизацию и историю. История человечества имела 10 культурно-исторических типов цивилизаций: Египетская, Китайская, Асирийско-Вавилоно-Финикийская, Халдейская или Древнесимитическая, Иранская, Еврейская, Греческая, Римская, Новосимитическая или Аравийская, Германо-романская или Европейская. Данилевский предполагает приход 11-го типа цивилизации. Славянской на смену Европейской.

Данилевский говорит о том, что ряд цивилизаций не смогли развиться (Мексиканская, Перуанская) из-за их покорения другими цивилизациями. Есть народы, выполняющие роль санитаров, несущие разрушительные функции (татаро-монголы, турки, гуны). Ни один из культурно-исторических типов не одарен привилегией исторического прогресса, который будет бесконечен. Каждый народ изживает себя, т.к. любой народ проходит 4 этапа развития:

Становление, этнический этап. Это наиболее ответственный этап, т.к. именно здесь формируются начала жизни народа (культура, традиции, язык), складывается «самость». Это время собирания и накопления запасов. Это длительный период, продолжающийся более 1000 лет.

Государственный, наиболее активный народ приобретает политическую организацию. Это период расцвета, занимающий примерно 400 лет.

Этап полного расцвета культуры, интеллекта, растрачиваются накопленные ресурсы. Довольно короткий период (50-100 лет).

Этап угасания. Может быть и долгим, и быстрым (выступает против единства культуры всех народов).

Не все народы проходят эти 4 этапа. Некоторые народы выполняют в обществе роль этнографического материала, они создают фон для развития других народов. Другие народы (11 цивилизаций) дают миру то или иное достижение, связанное с развитием в сферах религии, культуры, государственно-политической или социально-экономической. Примерно на 1000 этнических групп только 100 народов достигли стадии государственности. Из 100 государств лишь 10 дают мировой уровень общезначимых ценностей. Например, Египет дал миру достижения в области религии и строительства, Греция — в области культуры, евреи — в области религии, Рим — в образцах политической деятельности, Европа — достижения в области экономики и в социальной сфере. Что же даст миру Россия? Европа находится на 4-й стадии, а Россия подошла только ко 2-й, у неё есть еще примерно 1000 лет развития, именно за ней будущее. Если Европа и другие народы дали по одной-две ценности, то Россия даст миру образцы во всех 4-х сферах жизни.

Данилевский выделяет 5 закономерностей развития культурно-исторических типов:

Необходимость развития общего языка общения и своей культуры. Эта сфера не может подвергаться вторжению извне.

Достижение политической независимости страны (оформление государственности).

Автономность, уникальность цивилизаций.

Необходимость разнородного этнического состава нации. Если состав гомогенный, то ничего великого не получится у этого народа. Чем больше наций, тем больше великих достижений. Разнородность этнического поля – основа для гениальных идей.

Цивилизация развивается подобно многолетнему растению. Период роста продолжителен, но период цветения и плодоношения короток и истощает раз и навсегда жизненную силу.

Контакты между цивилизациями: в цивилизации все нужно сохранить, необходимо иметь самость, но есть и формы взаимодействия наций и их влияния друг на друга. Цивилизации не поддаются от одного типа к другому, но между ними есть контакты, существуют формы связи и воздействия друг на друга, зависящие от потенциала цивилизации. Существует 3 основные формы взаимосвязи:

1. Форма «пересадки» культуры через колонизацию;

2. Форма «прививки», смысл которой состоит в следующем: привитая культура черпает силы для роста и развития из той культуры, к которой она привита. Она перерабатывает культуру «матери» в соответствии со своим информационным началом (например, Чукотка);

3. Форма «подпитки», т.е. воздействия завершенной, более развитой цивилизации на вновь возникшую, она полезна для молодой цивилизации, если эта подпитка не касается культурной самости, если она связана с развитием техники науки, искусства, промышленности (то это не опасно). Она вредна для цивилизации, если заимствует все, что касается традиции, языка, быта, психологии, т.е. культурных начал цивилизации.

Тема 7. Многофакторная плюралистическая школа.

Любая наука только тогда является наукой, когда она имеет некие законы, связи, закономерности. В однофакторных школах прогресс осуществляется благодаря одному фактору.

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916 годы) — основоположник многофакторной школы, основатель генетической социологии. Никто до него не заявлял о своей позиции многофакторности.

Ковалевский родился в семье, принадлежавшей старинному и богатому дворянскому роду, в Харьковской губернии. Получил прекрасное образование, блестяще закончил юридический факультет, учился у крупных профессоров и социологов за рубежом (научная зарубежная стажировка 4 года в Берлине, Париже и Лондоне: учился у Милля, лично знаком со Спенсером и Марксом). Знал 5 языков, имел энциклопедический ум, материально и интеллектуально независим, был сторонником и последователем позитивизма Конта и Спенсера.

В 1873 году за успехи в учебе его отравили за границу, а в 1877 году в Россию вернулся ученым с мировым именем. Сразу получил профессорское звание кафедры права в МГУ (10 лет читаел государственное право, право европейских государств). Противник монархического режима в России. В течение 10 лет находился под полицейским надзором. Ковалевского уволили как «отрицательно относящегося к русскому государственному строю». Он уезжает за границу.

Возвратился в 1905 году в Россию выдающимся социологом с мировой славой. Одним из первых делает попытку систематизировать мировое социологическое знание в своей книге «Современная социология» (1905). Самая значительная фигура в русской социологии, внес большой вклад в ее институализацию.

1. Разработка теории многофакторного социального развития.

2. Теория прогресса и его закономерности.

3. Теория солидарности («теория замиренности»).

4. Основания генетической социологии (этнометодологии).

Основные работы: «Законы и обычаи на Кавказе», «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», «Демократия и её политическая доктрина», «Социология».

Чтобы институализировать социологию в России и в мире, он в 1901 году вместе с Де Роберти, Бехтеревым, Гамбаровым создал в Париже Высшую Русскую школу общественных наук, где впервые начали преподавать социологию. В 1908 года он создал в России первую кафедру социологии в частном Психоневрологическом институте вместе с Бехтеревым.

Ковалевский считается учителем П. Сорокина. С 1895 года он вице-президент, а с 1907 — президент Международного института социологии. Имел свою школу и учеников (П. Сорокин, Кондратьев, Тахтарев). С помощью Ковалевского в 1910 году вышел первый учебник по социологии. Ковалевский в 1914 году стал первым академиком Российской Академии Наук в области социологии. После его смерти (1916) было создано Российское общество социологов имени Ковалевского в Петербурге.

Социально-политические взгляды: В 1906 году Ковалевский становится депутатом Первой Государственной Думы от партии кадетов. Написал работу «Политическая программа нового союза народного благоденствия» — это манифест кадетов. Анализирует формы политического правления и ту, которая наиболее приемлема для России. «Форма правления – не предмет свободного выбора. Она должна отвечать порожденным историей верованиям и желаниям народных масс, т.е. должна соответствовать исторически сложившимся культурным особенностям страны и интересам народа». Для России наиболее приемлема парламентская монархия с двухпалатным парламентом. Ковалевский был противником революции, выступал за реформирование России. Реформы в России должны быть крайне гибким, умеренными, постепенными, т.к. Россия образовалась частью насильственным, частью добровольным присоединением многих народностей. Эти народности государства ещё не слились окончательно с ядром Московии, они сохранили тяготение к прежней независимости и к слабому вмешательству центральной власти в местную жизнь. Реформирование должно происходить на основе сохранения традиций путем внесения в них нового содержания в форме демократии.

Ковалевский ввел системный анализ в рассмотрение российского общества благодаря Софье Ковалевской. Системный анализ российского общества: в России проблема политической власти тесно связана с проблемой собственности (она неадекватно распределена по губерниям). Реформирование должно иметь особенности в каждой губернии и проводиться своими методами и темпами. Ковалевский выступал за значительное поднятие роли местного самоуправления.

«Социология в отличии от истории должна указывать лишь общую тенденцию социального развития, никогда не теряя из виду основной своей задачи: раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их устойчивой и причинной связи между собой». Социология — это наука о законах и тенденциях общественного развития, о социальной организации и социальных изменениях (позитивный подход Конта — его статика и динамика). Первым разработал катехизис (изложение основ учения в форме вопросов и ответов) социолога. Социолог должен быть широко образованным человеком: и государствоведом, и нравописателем, и экономистом, и всеобщим историком, и этнологом, и культурологом, и психологом.

Концепция системного подхода проявляется и в концепции многофакторного развития общества. Начиная с Ковалевского, разработана концепция многофакторного развития. Ковалевский впервые в мире сказал, что «не допустимо искать один фактор в качестве первопричины общественного развития. Развитие общества — процесс полифакторный, и наиболее плодотворный методологией социологического анализа должно стать изучение совокупности многих факторов». В различные эпохи у различных народов на какое-то время на первое место выдвигались и доминировали те или иные факторы.

По Ковалевскому серьезную роль в общественный прогресс внесла следующая иерархия факторов:

П/>лотность населения (см. демографию)

Формы производства,

Распределение и порядок владения собственностью,

Общественные отношения,

И/>деология.

Различные космические явления (географическая среда),

В
1 (первоочередное)
ойны,

Эпидемии, голод,

Реформация,

Открытие новых полезных ископаемых.

Все это между собой находится в тесной функциональной связи и зависимости. История развивается эволюционным путем, поступательно и линейно, однонаправлено. Критерий прогресса: уровень человеческой солидарности (замиренности). Сторонник эволюционного, поступательного, однонаправленного, линейного развития.

Человеческий прогресс — это постоянный рост солидарности между классами, группами и народами. Сначала человеческий прогресс проявляется на уровне семьи, затем согласие и теплые отношения взаимопомощи распространяются на общину (этому соответствует определенный уровень сознания сознание родового единства), затем на весь этнос (развивается сознание патриотизма), в будущем солидарность должна распространиться на все человечество (сознание космополитизма). Человечество будет развиваться без войн и конфликтов. Цель прогресса: раскрепощение личности, освобождение общества в направлении либерализации. Идеал прогресса: свободно творящий индивид, сознающий социальную ответственность за результаты своих действий.

Генетическая социология.

Работы: «Этнография и социология», «Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом». Впервые термин «этносоциология» введен в 60-х годах 20 века Гарфинкелем, но разработал его Ковалевский. Смысл этносоциологии: «изучая первобытные родовые структуры человеческого общества, мы связываем историю с доисторией, получаем целостную картину человечества, присутствуем при самом возникновении общества, следим за ним с самого грубого животного периода и видим, как оно мало-помалу дифференцируется и самосовершенствуется. Этносоциология занимается происхождением общественной жизни, первобытных форм существования людей в виде родовой и общинной культуры».

Тема8. Марксистское направление в русской социологии.

Сущность марксизма.

В социологии марксизм рассматривался с различных точек зрения. На Западе к Марксу всегда относились с уважением, хотя Маркс пришел к кардинальному выводу – падению капитализма. Основные труды Маркса: «Капитал», «Манифест коммунистической партии».

Теория прогресса: формационное развитие общества (5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая): линейный поступательный прогресс; источник прогресса — способ производства; материалистическое понимание истории.

Способ производства — это противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Одна из этих сторон постоянно развивается — это производительные силы. Производительные силы — это человек (рабочие), орудия труда, средства труда, предмет труда (объекты природы). Производственные отношения — это отношения между людьми в процессе производства по поводу производства, его организации, распределения. Принципы распределения Маркса в капиталистическом способе производства: распределение происходит на основе прибавочной стоимости при сохранении частной собственности, а средства труда принадлежат капиталистам. Отношения носят антагонистический, противоречивый, конфликтный характер. Конфликт должен разрешиться революцией. Маркс – первый революционер (до него все были эволюционистами).

Прибавочная стоимость – основа действия капитализма. Движущая сила прогресса – рабочий класс (в результате классовой борьбы). История начинается с коммунистического общества, до него была лишь предыстория. В коммунистическом обществе будут действовать следующие законы:

закон — закон возрастания свободного времени: «Чем больше свободного времени в обществе, тем общество более богато, тем более развит человек».

закон — закон возрастания духовных потребностей.

Структура общества и социальные отношения в обществе.

Общество состоит из двух частей: базиса и надстройки. Базис – это экономика, главный элемент которой – собственность на предметы производства, средства производства. Собственники определяют политику. Надстройка включает в себя: 1 – классы (буржуазия и пролетариат), главный классообразующий признак – это отношение к собственности; 2 – политика – в руках господствующего класса; 3 – духовная сфера (культура), которая также находится в руках правящего класса.

Учение о личности Маркса.

Личность по Марксу – это совокупность социальных отношений, социальных ролей. Личность имеет двуединую природу: социальную + биологическую. Личность, как и у Дюркгейма, это продукт общества. Общество формирует личность. Но у Дюркгейма личность – это винтик общества, она полностью подчинена обществу, живет согласно ценностям общества, а у Маркса личность, кроме того, что является общественным продуктом, обладает творческим началом, она может сама влиять на исторический процесс, но творческие возможности личности ограничены социальной средой. Творческая личность влияет на общество через трудовую, общественную деятельность и духовное творчество.

Национально-этнические процессы в обществе в понимании Маркса

Нация возникла только при капитализме. Любой народ проходит в своем развитии эволюцию: Род > Племя > Община > Народность > Нация. Народность включает в себя язык, культуру, общую территорию, менталитет психический склад. Только при капитализме народность становится нацией. Нация включает в себя все 4 признака народности и 5-й признак – это сплоченность, общность экономической жизни. При капитализме появляется то, чего не было при феодализме – внутренний рынок, формирующийся на основе товарно-денежного обмена и разделения труда. Именно капитализм цементирует нацию с помощью товарно-денежных отношений, внутреннего рынка, где все друг от друга зависят. Национальный признак подчинен социальному, у Маркса нет признака государственности. Социальные отношения – это интересы классов, которые продиктованы экономическими и политическими интересами.

Со стороны царизма наблюдалось положительное отношение к «Капиталу» Маркса – это антипод народничеству и терроризму. В середине 90-х годов 19 века марксизм стал распространяться в рабочей среде. Интеллигенция отвернулась от марксизма. Академическая социология (Ковалевский, Де Роберти, Кареев) критиковала «Капитал»:

за призыв к насилию, революции, диктатуру пролетариата;

сводила сущность марксизма к историческому материализму;

отрицали аналитические заслуги марксизма.

«Легальный» марксизм.

Приняли марксизм односторонне в той лишь части, где утверждалось прогрессивное значение капитализма по сравнению с феодализмом и неизбежность его прихода на смену абсолютной монархии и феодальному строю. Наиболее яркие представители: Г. Струве, С. Булгаков, М. Туган-Барановский, Н. Бердяев. Суть учения:

Против народничества и той его части, которая проповедовала общинный путь развития России, отрицала развитие капитализма в России;

Выступали за необходимость капиталистического пути развития России, тем самым представляя интересы русской буржуазии;

Идеализировали капитализм, абсолютизировали его прогрессивную сторону и отрицали его антагонистические противоречия. Стремились скрыть все пороки капитализма;

Отрицали классовую борьбу в обществе, выступали против социалистической революции и диктатуры пролетариата;

Капитализм в России возможен только путем реформ.

Ортодоксальный марксизм.

Г. В. Плеханов (Бельтов) (1856-1918 годы) – выходец из мелкопоместного дворянства Тамбовской губернии. Мать – родственница Белинского. В 1873 году окончил военную гимназию, поступил в юнкерское училище, а затем в Горный институт. В 1876 году активно включился в революционную деятельность народников, состоял в организации «Черный передел». Самостоятельно учил мировую литературу. Дважды подвергался аресту. В 1880 году уехал за границу. Лично знаком с Марксом и Энгельсом. Отказался от народничества, перешел на позицию марксизма. В 1883 году в Женеве создал первую марксистскую организацию «Освобождение труда». В 1917 году вернулся в Россию. «Ортодокс» — это правильный, верный. По Плеханову Россия не готова к социалистической революции, если следовать логике Маркса, т.к. для этого в России должна:

Пройти стадию развития капитализма;

Рабочий класс должен составлять большинство населения;

Соответствующий уровень культурного развития России.

В России этих признаков не было. Рабочий класс составлял 10 % населения. Россия – страна крестьянская (80 % населения), нет капитализма, народ в своей массе безграмотен. По Плеханову революция не может быть насильственной, не может быть привнесена извне. Она должна быть естественной, т.е. произрастать из внутренних условий развития общества. Для революции в России необходимы были два условия:

Соответствующий уровень развития производительных сил (капитализм);

Соответствующий уровень сознательности масс (культура).

Теория личности. По этой проблеме Плеханов написал статью "К вопросу о роли личности в истории". Она была ответом на статью Михайловского «Герой и толпа», в которой герою придавалась активная роль, а толпе – пассивная. В отличие от Михайловского и его субъективной социологии, Плеханов не придает личности значения главной движущей силы истории. Личность лишь элемент общественно-исторического процесса. Она начинает проявлять активность лишь тогда и поскольку ей позволяют общественные отношения. Есть объективные процессы, которые личность не в силах изменить: общее направление исторического движения, существующие экономические отношения, если они находятся в соответствии с состоянием производительных сил. Личность может оказать влияние лишь на отдельные частные процессы.

Почему в истории человечества были просто герои? Крупные личности выдвигаются и поддерживаются общественной силой. На определенном этапе развития общества возникают условия, которые способствуют проявлению свойств личности, отвечающих данному состоянию общества. «Герой – это личность, которая не изменяет ход вещей, а выражает его свободно и сознательно в своей деятельности, и в этом все его значение – выразить волю общественного процесса».

Закономерность: «Уникальные черты личностей, которые в силу объективных обстоятельств оказываются выдвинутыми в центр исторических событий, определяют конкретное лицо этих событий». (Сталин). Такие личности формируют вкусы и настроения в обществе, систему ценностей и приоритетов общественной жизни, не меняя в целом объективный ход истории (в отличие от Михайловского и Лаврова: прогресс развивается благодаря критически мыслящей личности).

Ленинская теория марксизма.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924 годы). Основные работы: "О государстве", «Последние статьи и письма» (1922-23), «Что делать?» (1901). Одна из первых работ – "Развитие капитализма в России" (1899), написана на основе уникальной земской статистики. Ленин в своем труде проанализировал крестьянскую среду России и пришел к выводу, что крестьянство не однородно: в результате отмены крепостного права произошло расслоение крестьян на богатых, середняков и бедняков. Возврат к общине не реален, призыв к общине – утопия. Видение дифференцированного состава крестьянства позволило Ленину и большевикам построить тактику по отношению к крестьянству (см. работу «Две тактики социал-демократии в демократической революции»). По отношению к крестьянству необходим:

Союз рабочего класса с бедняком;

Опора на середняка;

Борьба против кулака.

Плеханов и другие социал-демократы считали, что все крестьянство нельзя привлекать к буржуазной революции, а уж тем более к социалистической. В работе "Что такое «друзья народа» и
как о
ни воюют против социал-демократов" критикует субъективный метод Михайловского и народников. В этом труде Ленин изложил основные положения марксизма:

Материалистическое понимание истории;

Использование диалектики при изучении социальных явлений, общества.

Диалектическое понимание марксизма Лениным: общество не обязательно должно развиваться поступательно, оно может перескакивать формации. Ленин считал, что Россия готова к социалистической революции. Социалистическую революцию можно начинать не с экономического, а с политического, т.е. сначала революция происходит в политической сфере_(к власти приходят большевики и рабочий класс), затем организуется развитие производительных сил, но не на капиталистической основе, а на социалистической основе. Рабочий класс преобразует не только экономику, но и культуру. Культурная революция, коллективизация. Диктатура пролетариата: чтобы рабочий класс смог осуществить все преобразования, он должен иметь сильную власть – диктатура пролетариата основанная на насилии к эксплуататорским классам. Мировая революция в отличие от Маркса и Плеханова у Ленина: революция может победить в одной отдельно взятой стране, особенно в России. Развитие индустриальной цивилизации, но не на капиталистической, а на социалистической основе.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Тема 9. Психологическое направление в русской социологии.

У истоков этого направления стояли Бехтерев, Сорокин и Павлов (90-е годы 19 века). Русской социологии присуще тяготение к психологизму: субъективная социология Михайловского и Лаврова. Главное внимание психологическое направление уделяет изучению психологических механизмов поведения индивидов или групп.

Особенности психологического направления и его место среди других парадигм: оно идет в русле позитивизма, но отличается тем, что предметом изучения являются не большие социальные институты (общество, государство), а поведение человека или социальной группы, т.е. оно опускается до микроанализа – это неопозитивизм. Самым крупным достижением этого направления является бихевиоризм: наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, поэтому социология должна изучать поведение людей, а не их сознание, которое нельзя наблюдать. Само поведение здесь понимается как совокупность связей стимул – реакция (S -> R). Социология должна изучать не только результат, но и стимулы, которые обуславливают соответствующее поведение людей. Эта теория возникла из того, что Павлов разработал учение об условных, рефлексах и достижения в области физиологии были применены к социальным условиям поведению людей в обществе.

Понятие «бихевиоризм» ввели американцы, в России же это направление называлось рефлексологией, физиологической социологией, коллективной рефлексологией. В книге «Коллективная рефлексология» (1901) Бехтерев рассматривает общество со стороны психосоматики. Главная научная задача состоит в том, чтобы изучать личность и путем воспитания преодолевать аномалии в её поведении.

Е.В. Де Роберти (1843-1915 годы). Основные работы: «Социология» (1880), «Новая постановка основных вопросов в социологии» (1909), «Прошедшая философия» (1886). Соратник Ковалевского. учитель Сорокина, один из столпов русской академической социологии. Способствовал институализации русской социологии (Общественный институт социологии в Париже). Преподавал социологию, вместе с Ковалевским являлся основателем первой кафедры социологии в России. Создатель теории знания. На этой теории построена его биосоциальная гипотеза происхождения общества и понятие социального прогресса, которая построена на этико-социальной эволюции человека и законе 4 факторов культуры: наука, религия, философия, искусство – составляющих ядро социологии. Именно они составляют факторы социальной эволюции.

Почему тысячелетняя история рас, народов и государств, накопленный колоссальный опыт истории принес так мало пользы людям, почему повторяются ошибки прошлого? Это происходит из-за отсутствия науки об обществе — социологии. Социология призвана играть в обществе значительную роль, она аккумулирует в себе теоретическое знание об обществе, о законах социального развития, и поэтому она должна быть инструментом в развитии общества, преодолении кризисов и создании разумного общества на принципах блага и справедливости. Благодаря социологии можно принципиально изменить способы мышления, чувствования и действия людей. Этого можно достичь с помощью специальных социальных технологий.

Задачи социологии: создание научной теории, способной объяснить, почему и как происходит смена одного состояния общества другим. Принципы создания объяснительной теории:

Эта теория должна опираться на обобщенный опыт человечества на основе нравственности;

Изучение эмпирических социальных фактов на уровне точных наук;

Принцип рационализации социальных технологий, занимающихся управлением поведения людей.

Смысл биосоциальной гипотезы происхождения общества: общество – это надорганическая энергия, которая характеризуется разумными формами бытия. Развитие надорганики проходит в 2 стадии:

Стадия психофизических отношений,

Стадия психологического взаимодействия.

На 1 стадии человеческая социальная энергия рассеяна, формы социальной организации носили характер простого сожительства, которое возникало естественным путем (род-племя). На этой стадии постепенно сосредоточены психические силы их взаимопроникновения и соединения самыми разными способами. Эту стадию Де Роберти называл органической множественностью. На 2 стадии уже образуется надорганическое единство: совместная жизнь людей переводится из психофизических отношений в психологические (задействовано сознание человека). Новое сознание вступает в более сложные отношения, возникают более сложные формы взаимодействия и организации: община, город, государство. Де Роберти осуществил анализ истории на основе нравственно-этического критерия. Восхождение человека по ступеням социальной эволюции связано с изменениями в нравственном и интеллектуальном развитии. На первом этапе предыстории (органическое единство) человеку присущи следующие черты:

Биологический эгоизм,

Паразитизм,

Агрессивность.

При переходе к надорганическому единству начинают формироваться чисто человеческие социальные качества, которых нет у животных:

Альтруизм,

Коллективизм,

Сотрудничество.

Нравственность возникает в результате длительной социальной эволюции, когда животная сила биологических существ начинает отступать перед разумным сознательным человеком. Критерием нравственности выступает полезность, целесообразность поступков с точки зрения интересов группы, общества, а затем и личности. Свободная воля человека служит основанием нравственности и ее показателем, но свободная воля индивида связана с чувством его ответственности перед группой и обществом. На второй стадии возникает новый тип связи — коллективный опыт, коллективизм, который необходим для формирования социализированной личности. До коллективизма личности не было. Личность возникла на второй стадии надорганики.

Социализированная личность имеет следующие черты:

Социализированное сознание (ориентир на общество),

Способность проявлять чувства и целенаправленные желания,

Наличие интеллектуальных операций: обобщения, логические суждения, отвлеченные операции.

Роль личности в социальной эволюции: Личность — главный двигатель этико-социальной эволюции. Процесс формирования социализированной личности длителен, он проходит следующий генетический ряд (личность развивается по мере развития общества, но и общество развивается по мере развития личности):

Ч/>еловек, наделенный знанием, сознанием, реализует свои идеи в труде, деятельности, и в итоге создает цивилизацию. Личность – творец социальной эволюции, благодаря тому, что она сгусток коллективного опыта и сотрудничества индивидов как живущих, так и прошлых поколений. Личность это связующее звено между прошлым и будущим, эта ступенька в будущее подготавливает условия для новых поколений. Личность несет ответственность за будущее. Особое значение в социальной эволюции играют 4 фактора:

Наука

Философия

Искусство

Практическая деятельность.

Де Роберти формулирует закон 4-х факторов развития: «Вся деятельность людей, их поведение, взаимодействие зависят от идей, знания, а лучше, если от научного знания, т.е. от науки. Философия, осмысливая процессы и изменения, зависит от науки, искусство — от науки и от философии, вся практическая деятельность людей (экономика, политика, разные исторические события и факты, деятельность государства) — от науки, философии и искусства.

Человек, прежде чем действовать, наблюдает нужный ему круг явлений. Он выступает в роли ученого. Затем составляет о нем свое суждение, т.е. выступает в роли философа, а затем определяет способ действия, он — в роли художника. После этого человек осуществляет практическое действие. Жизнью человека вобществе управляют правила поведения, которые приобретают вес и значение тогда, когда выражают существенные законы развития общества. Задача социолога — открыть эти законы. Главное, что влияет на поведение людей, коренится не в материальных, объективных условиях, а в них самих: разум, мысли, желания, эмоции воля, чувства.

Предметом социологии должно быть исследование не объективно существующего общества, а психологическое взаимодействие людей (неопозитивизм).

Тема 10. П. Сорокин — русско-американский социолог.

Питирим Сорокин (1889-1968 годы) родился в бедной семье в Вологодской губернии, умер в США. Окончил церковноприходскую школу, имел незаурядные способности. Арестован за революционную деятельность в 1906 году. В 1907 связался с эсерами, был лидером этой партии. В 1909 поступил в психоневрологический институт. Его учители: Ковалевский, Де Роберти. После февральской революции издавал газету „Воля народа“, где писал статьи с критикой временного правительства, хотя в то же время был секретарем Керенского. Сорокин отрекся от политической деятельности после очередного ареста. В 1922 году сослан в эмиграцию, преподавал социологию в США. Организовал первый социологический университет в Гарварде, с 1929 по 1950 года был его деканом. В последние годы жизни он работал над созданием центра по изучению творческого альтруизма.

Основные труды: „Система социологии“ (1920), „Социальная и культурная динамика“, „Кризис нашего времени“ (1941), „Социологические теории и люди“, „Дальняя дорога“ (1963), „Современное состояние России“.

Понятие человека.

Человек — это интегральное существо, формирующееся под воздействием ряда факторов. Ему присуща триединая природа:

Человек — это животное,

Рационально-мыслительная деятельность,

Творческо-социальная деятельность.

Человек формируется под воздействием следующих факторов:

Биологические,

Социально-психологические,

Социокультурные,

Космические.

На человека и характер его поведения, взаимодействия с другими людьми влияют: бессознательные рефлексы, биосознательные регуляторы (голод, секс), социосознательные нормы и ценности, выработанные обществом. Интегральная сущность человека отражается в процессе и способах познания мира. Человек отражает и анализирует мир с помощью органов чувств, разума и интуиции. Знания человека о действительности складываются на основе совокупного вклада ученых-эмпириков, мыслителей-логиков, религиозных и нравственных деятелей и представителей искусства. Интегральное существо человека проявляется в его способности осуществлять творчество. Человек создал новую реальность благодаря способности творить: социальный и культурный мир, наполненный смыслом. Бог создал природу, а человек – общество.

Предмет и структура социологии.

П/>ростейшая модель общества, его социальная клетка состоит из взаимодействия индивидов реализуемая в актах их поведения. Вся общественная жизнь и социальные процессы разложены на явления и процессы взаимодействия 2-х и большего числа индивидов. Элементами взаимодействия являются 3 аспекта: люди, акты (действия) и символы – проводники общения – средства обеспечивающие передачу раздражения от одного индивида к другому. Типы проводников:

■ Звуковые,

■ Световые,

■ Механические,

■ Тепловые,

■ Двигательные,

■ Химические,

■ Электрические,

■ Вещественно-предметные.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Требования к составлению и оформлению должностной инструкции на примере должностной инструкции
Реферат Lea Valley 2
Реферат Countess Elizabeth Bathory Outline Essay Research Paper
Реферат Краткое содержание Разбойники Фридрих Шиллер
Реферат Количественный и качественный анализ акцентуаций характера старших школьников
Реферат Муниципальная собственность как основа местного самоуправления
Реферат The Canada Act Essay Research Paper
Реферат Социальная технология подготовки кандидата на конкурс
Реферат Аналіз кредитних операцій філії Відділення Промінвестбанку в м Донецьк та організаційно-економічний
Реферат Исследовательская деятельность учащихся
Реферат Сучасне діловодство
Реферат Причины и условия преступности 2
Реферат Калькулирование себестоимости с полным отнесением затрат
Реферат Сравнение КЗОТ и ТК РФ
Реферат 290-44 44 телефон экстренной психологической помощи для взрослых