Реферат по предмету "Социология"


Роль государства и общественных организаций в решении проблем студенческой молодёжи

--PAGE_BREAK--
Выводы по главе I:

Таким образом, проведя анализ научной литературы, мы выяснили, что:

1.     настоящее социально-экономическое положение в стране не обеспечивает достаточных условий для реализации молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное и физическое развитие;

2.     студенческая молодежь особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества, она быстро реагирует на общественные изменения, которые порождают социальные проблемы, связанные с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям;

3.     проблемы студентов связаны с профессиональным и социальным самоопределением, недостаточным материальным обеспечением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д., что говорит о необходимости системы социальной защиты, направленной на обеспечение социальных, правовых и экономических гарантий для каждого студента.

4.     устранение социальных проблем студенческой молодёжи зависит от взаимодействия государственных структур, от того, как реализуется   государственная молодежная политика.
ГЛАВА II.
ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
2.1. Обобщение опыта социальной работы со студенческой молодёжью

 Социальная работа для студенческой молодежи является принципиально новым видом деятельности в Российской Федерации. В силу этого проблема является недостаточно разработанной в нормативном плане. Проект Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации определил социальные службы для молодежи как организации, которые независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляют мероприятия по социальной поддержке молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию в социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица. Чтобы наиболее полно обобщить опыт социальной работы со студенческой молодёжью в Росси, мы обратились к американскому опыту  социальной  работы со студентами. Это обусловлено тем, что США является родиной  социальной  работы, где она появилась как профессиональная деятельность  в  конце XIX века, и высокий уровень профессионализма, достигнутый этой страной   в   социальной  работе, признается во всем мире. Более того,  в  большинстве стран используются сегодня именно американские модели организации  социальной  работы как наиболее универсальные и отвечающие ожиданиям общества и возможностям профессии(16).

Программы социальной работы с учащимися профессиональных учебных заведений в США строятся на основе следующих ведущих принципов: периодическая обновляемость содержания программы социальной работы,  гибкость, универсальность, критичность в оценке содержания программ,  вычленение обязательного и вариативного компонентов в программах и социальных проектах, скоординированность действий всех субъектов социальной работы,  обязательная включенность учащихся в различные виды социальной практики, внедрение идеи партисипативности, которая характеризуется интерактивным общением всех заинтересованных лиц по вопросу определения целей, содержания, форм и средств организации социальной работы и использует неформальные пути привлечения учащихся и их родителей в процессы принятия решений.

Департамент образования, здравоохранения и социального благосостояния правительства США сгруппировал все виды помощи, оказываемые студентам, в две большие группы: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня и помощь в особых жизненных ситуациях (22).

Первый вид помощи обеспечивает адекватные стандарты существования, здоровья и благосостояния студента и может быть оказан в том случае, если у него недостаточный доход, или же он вообще не в состоянии учиться.  Помощь для поддержания жизненного уровня оказывается разово или в течение длительного времени, в зависимости от продолжительности тяжелого положения нуждающегося, а ее объем определяется в соответствии с конкретным случаем. Данная помощь может быть выражена в форме долговременной помощи или единовременного пособия. Это может быть выплата для приобретения одежды, обуви, мебели, постельного белья, одежды для беременных и новорожденных, а в определенных условиях — для ремонта, переезда, на рождество.

Второй вид помощи — помощь в особых жизненных ситуациях — предусмотрен для молодых людей, которым необходима поддержка в особых ситуациях, как, например, болезнь, увечье, содействие в профессиональном образовании или удары судьбы. Помощь в особых жизненных ситуациях оказывается независимо от того, виноват ли в этом случае сам нуждающийся или нет. Тот факт, что нуждающийся не имеет возможности помочь себе сам или получить  помощь от других, оказывает решающее значение. Оба вида помощи реализуются через социальные  службы  местных общин или учебных заведений. Существует также ряд выездных социальных бригад, в которых работают добровольцы из благотворительных организаций. В отдельных случаях оплату этих услуг берет на себя социальная служба университета.

Особая роль отводится студентам — волонтёрам социальных служб. По подсчётам экспертов, сегодня более 75 % молодых американцев входят, по крайней мере, в одну добровольческую группу. Иначе говоря, американский «третий сектор» включает в настоящее время свыше 1 млн. организаций, несущих основной груз социальной защиты и поддержки населения (12).

В Соединенных Штатах в социальной работе акцент делается на терапевтический аспект: механизм социальной поддержки включается в том случае, когда налицо все признаки неблагополучия, существует просьба о помощи самого студента и доказано, что он(а) нуждается в помощи. Однако одной просьбы нуждающегося в помощи недостаточно: социальные службы обязаны провести проверку на предмет выяснения, действительно ли нужна помощь заявителю, особенно в тех случаях, когда речь идет о материальных затратах.

Система социальной работы с учащейся молодежью в США отличается от большинства моделей социальной работы других стран децентрализацией. Она достаточно сложная, но одновременно очень гибкая. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Отдельные программы принимаются местными властями.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Социальная политика и социальная работа в условиях России идеологически во многом согласуются с общемировыми тенденциями, однако, естественно, существует специфика, обусловленная рядом социокультурных и экономических факторов.

На наш взгляд, поиск собственных, российских моделей  социальной  работы с молодежью должен вестись на основе творческого использования американского опыта с учетом политических,  социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций.

Исследование американского опыта  важно для осмысления естественных явлений взаимодействия, взаимообогащения все еще существенно различных и во многом  искусственно разобщенных  социальных  систем, поиска работоспособных механизмов стимулирования интеграционных процессов.

Адаптация американского опыта организации социальной работы с молодежью осложняется, в первую очередь, проблемами концептуального уровня, связанными с различными подходами к общественной значимости социальной работы и подготовке профессиональных кадров для нее. Отсутствие в России принятых не только государственными структурами, но и гражданами целей и ценностей социальной работы не позволяет понять и принять стратегические подходы американской системы социальной работы с учащейся молодежью, находящейся на иной ступени развития (24).

Второй уровень проблем — трудности, связанные с информационным барьером. Российские исследователи, как правило, не владеют необходимой информацией о различных аспектах решения какого-то социального вопроса. Информация, в основном, фрагментарная и не всегда объективная.

Следующий уровень проблем адаптации — это технологические барьеры. Они возникают в связи с тем, что, имея новые рациональные идеи и предложения по совершенствованию какого-либо процесса, технология его применения чаще всего не подходит  к нашим условиям. Изменения же отдельных элементов может привести к несрабатыванию системы в целом.

Наконец, проблемы психологического уровня. В эту группу входят преодоление инерции традиций, нежелание использовать чужой опыт в социальной сфере и наоборот — излишняя уверенность в том, что все зарубежное лучше нашего.

Таким образом, адаптация американского опыта социальных служб вузов возможна на основе творческого использования практики США с учетом политических,  социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций.

Социальная работа со студенческой молодежью осуществляется так же различными общественными объединениями.

Общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность должна быть направлена на:

1.            повышение общественной активности молодого поколения, развитие толерантности в молодежной среде;

2.            получение молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь;

3.            участие молодежи в выработке и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления, через работу в общественно-государственных структурах всех уровней, через развитие студенческого самоуправления;

4.            создание привлекательных моделей позитивной деятельности и вовлечение в нее молодежи.

Общественным объединениям могут передаваться ресурсы для решения задач, с которыми они способны справиться самостоятельно. При этом общественные объединения берут на себя всю полноту ответственности за решение данных задач силами самой молодежи.

Теперь рассмотрим, как осуществляется работа с молодежью различными общественными организациями. Политические организации могут действовать в пространстве социальной работы с молодежью в ряде аспектов. Во-первых, политическая деятельность – это, в существенной степени, борьба за власть, и ею определяются решения властных структур. Прямое влияние этой деятельности на выработку непосредственно молодежной политики не очевидно. Однако, молодежная политика представляет собой неотъемлемую часть политической жизни вообще, в которой все взаимосвязано. Поэтому нельзя утверждать, будто рост влияния той или иной партии и ее молодежной организации не имеет к социальной защите молодежи никакого отношения. Во-вторых, политические движения и партии участвуют в реализации социальной защиты населения, в том числе, молодежи, в качестве организаций, осуществляя различного рода благотворительность. Разумеется, делается это ради имиджа, завоевания электората; но осуществляются при этом довольно масштабные программы, с привлечением негосударственных средств.

В то же время, включение в законные формы политической активности может канализировать инициативу молодежи, предохраняя ее от антиобщественных действий. Поэтому с точки зрения интересов социальной работы с молодежью палитра политических движений и партий, борющихся за ее поддержку, далеко не безразлична.

Разумеется, социальные работники не могут своими силами обеспечить доминирование позитивно влияющих на молодежь сил. Однако, знать политическую ситуацию, предпочтения и симпатии молодежи, влиять на них, сотрудничать с руководством политических партий и движений они могут и обязаны.

Получается, что сегодня источниками развития молодежного общественного дви­жения являются: интерес молодежи к общению со сверстниками, потребность взаимодействия в группе; заинтересованность педагогов во взаимодействии с молодежным коллективом с целью воспитательного влияния на его членов; общественный заказ на гармоничную социализацию подрастающего поколения, которая проходит более успешно с помощью развитой системы «общественной практики» молодежи в общественных организациях.
 
2.2. Ход и результаты собственного исследования

Для изучения проблем студенческой молодёжи было проведено анкетирование среди учащихся высшего учебного заведения, а именно студентов Магнитогорского государственного университета. Количество респондентов составило 50 человек.Целью анкетирования являлось выявление основных проблем, которые остро влияют на студенческую молодёжь, анализ того, кто должен решать возникающие проблемы.

Таблица 1.

Мнение респондентов на вопрос «Кто в первую очередь несет ответственность за решение проблем молодежи?»

Варианты ответов

Количество ответов, в %

Семья

-

Органы власти

24

Комитеты по молодежной политике

16

Молодежные организации, движения

-

Каждый индивидуально

56

Образовательные учреждения

-

Затрудняюсь ответить

4

 Мы видим, что большинство участников готовы сами нести ответственность за решение проблемы, но не мало тех, кто готов взвалить эти проблемы на плечи органов власти. Конечно это плохой показатель, потому что каждый  человек должен индивидуально решать свои проблемы. Органы власти должны только помогать ему в этом. (смотри табл. 1)

Таблица 2.

Ответы респондентов на вопрос «Знаете ли Вы о молодежных программах реализуемых в нашей стране?»

Варианты ответов

Количество ответов, в %

Да знаю

42

Нет, не знаю

18

Затрудняюсь ответить

40

Мы видим, что почти половина респондентов знает о наличии молодежных программ 42%. Это свидетельствует о том, что молодежь интересуется молодежными  программами, хотя и в недостаточной мере. Значит, по этому показателю можно судить о средней степени активности молодежи. (смотри табл. 2)
Таблица 3.

Ответы респондентов на вопрос,  «Из каких источников Вы узнаете об интересующих Вас событиях и проблемах?»

Варианты ответов

Количество ответов, в %

От друзей, знакомых

34

Через средства массовых информаций

50

Из других источников

16

Большинство получает сведенья о событиях через средства массовых информаций и это не удивительно, потому что на сегодняшний день существует масса различных газет, телевизионных каналов и т.д. Из этого следует, что средства массовых информаций играют  важную роль в информировании молодежи. (смотри табл. 3)
Таблица 4

Ответы на вопрос, «Какие из направлений работы с молодежью самые важные?»

Варианты ответов

Количество ответов, в %

Развитие молодежных бирж труда и служб трудоустройства

22

Профессиональная подготовка и переподготовка

18

Юридическая служба занятости

-

Профилактика подростковой преступности

20

Подготовка молодежи к браку, семейной жизни

10

Свой вариант

30

На этот вопрос респонденты ответили неоднозначно. Свой вариант предложили 30%. 20% посчитали, что главным направлением должна быть политика государства в отношении молодежи, а именно создание государством эффективной законодательной базы для благоприятного развития, становления молодежи в различных сферах общества. Также не остались без внимания семейная жизнь, профессиональная подготовка. По этим данным можно судить о том, что не малая часть респондентов считает важными другие направления и приводят их примеры, а это в свою очередь говорит о том, что эта часть молодежи не согласна с существующими направлениями. (смотри табл. 4)
Таблица 5.

Ответы на вопрос, «Какие из указанных проблем волнуют Вас больше всего?»

Варианты ответов

Количество ответов, в %

Наркомания

10

Безработица, проблемы трудоустройства

36

Экономические, финансовые проблемы

22

Жилищные проблемы

20

СПИД

8

Преступность



Трудности получения качественного образования

4

Свой вариант

-

На первый план выходят проблемы трудоустройства и безработицы, финансовые проблемы, а также жилищные. Из этого можно судить о том, что проблемы трудоустройства не остаются без внимания молодежи и беспокоят их не меньше чем финансовые и жилищные. (смотри табл. 5)
Таблица 6.

Ответ респондентов на вопрос «Играет ли молодежь заметную роль в общественной жизни, ощущается ли ее влияние на происходящее в стране?»

Варианты ответов

Количество ответов в %

Да влияет

34

Да, но влияние не велико

52

Нет, не влияет

14

  По данным этой таблицы видно, что 52% опрошенных считают, что да молодежь влияет на происходящее в стране, но это влияние не велико, а это в свою очередь говорит о недостаточном уровне активности молодых людей. (смотри табл. 6)
Таблица 7.

Ответ респондентов на вопрос «Способна ли молодежь сама решать свои проблемы?»

Варианты ответов

Количество ответов в %

Да считаю

26

Нет, не считаю

74

Мы видим, что  показатели неутешительные только 26% считают, что могут самостоятельно справиться со своими проблемами. Это говорит о том, что молодежь не в состоянии решать свои проблемы самостоятельно.

(смотри табл. 7)
Таблица 8.

Ответ респондентов на вопрос, «Из каких источников можно получить информацию о правах человека?»

Варианты ответов

Количество ответов, в %

Конституция

25

Телевиденье

25

Юрист

15

Интернет

35

Свой вариант

-

На этот вопрос респонденты ответили достаточно ровно и затронули все перечисленные источники. Хотя процент тех, кто получает информацию о правах человека через Интернет и телевиденье несколько выше. Это уже во второй раз подтверждает то, что СМИ занимает лидирующее место в информирование молодых людей. (смотри табл. 8)
Таблица 9.

Ответ респондентов на вопрос, «В какой степени Вы информированы о системе образования в нашей стране?»

Варианты ответов

Количество ответов в %

Имею достаточно информации

56

Имею не достаточно информации

44

Совсем не имею информации

-

   По этим данным видно, что больше половины респондентов имеют достаточно информации о системе образования в нашей стране, но не мал и процент тех, кто имеет недостаточно информации 44%. Это говорит о недостаточном информирование молодежи о системе образования в нашей стране. (смотри табл. 9)
        В целом по результатам исследования  мы выявили, что прошедшая анкетирование молодежь недостаточно активна в решении своих же проблем.  Самостоятельно справиться со всеми проблемами на данный момент она не может. Для того чтобы справиться со всеми проблемами, молодежи нужна поддержка со стороны государства. Государство считают респонденты должно больше внимания уделять молодежи создать такую молодежную программу, которая была бы понятной для молодежи, создать программу, которая затрагивала и учитывала бы все интересы молодых людей. Не мало важным является и гуманное отношение всего остального общества. В свою очередь половина молодежи не собирается виснуть на плечах государства и общества. На вопрос кто, по вашему мнению, в первую очередь несет ответственность за решение проблем молодежи 56% молодежи, ответили, что мы несем эту  ответственность, но нести эту ответственность должна вся молодежь, потому что без ее активного участия государство справиться с проблемами просто не в состоянии.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статистические методы анализа уровня, структуры и динамики цен на продукцию и услуги 2
Реферат Коллегия выборщиков США
Реферат Аддисон Джозеф
Реферат Теплотехнические характеристики ограждающих конструкций (стен)
Реферат Проблемы развития инфраструктуры ресторанного бизнеса в народнохозяйственном
Реферат Технико экономическое обоснование решения по созданию нового производства 2
Реферат Теория взаимодействий общие закономерности взаимодействий участников соревнований в единоборств
Реферат Poem Timeless Love Essay Research Paper Throughout
Реферат Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина. Не дай мне бог сойти с ума... Восприятие. Истолкование. О
Реферат Исследование возможностей применения различных видов зрительных иллюзий в проектировании одежды для полных женщин
Реферат Экологическая оценка эффективности использования осадка сточных вод в качестве удобрений
Реферат Семья и ребенок в Японии
Реферат Освободительная борьба русского народа против монголо-татарского ига
Реферат Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли
Реферат II. специальные вопросы эволюционистики 7 Эволюция феномена славы-известности: от первобытности до современности