Реферат по предмету "Социология"


Регуляция социального поведения личности

Введение
 
Поведение личности– это внешне наблюдаемыепоступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначезатрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческоеповедение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оновключено в общение с другими людьми. Речь идет прежде всего об осмысленномповедении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений,в которых субъект поведения участвует как разумное существо, осознанноотносящееся к своим действиям.
Социальноеповедения это – система социально обусловленных языком и другимизнаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность илисоциальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует ссоциальной средой.
Всоциальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу,другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественныминормами нравственности и права – это и определяет проблему исследования темы.
Социальноезначение регулирования поведения заключается и в том, что результатрегулирования может быть как положительным, общественно значимым, так иотрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормам общества, поэтому рассмотрениерегуляции социального поведения личности как основного вопроса работы являетсянаиболее актуальным.
Целью работы являетсярассмотрение социального поведения личности и его регуляции.
Длярешения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:
· Раскрытьпонятие «социальное поведение»;
· Рассмотретьструктуру социального поведения и его виды;
· Рассмотретьсоциальную регуляцию поведения личности и ее механизмы.

1. Социальное поведение
Отечественные психологические направления – рефлексология,реактология, поведенческая психология, зарубежные концепции бихевиоризма инеобихевиоризма не решали проблем адекватного познания личности в системе еесоциальных связей и взаимоотношений.
Критика этих направлений надолго исключила из научногооборота само понятие «поведение». Лишь в 80‑х годах XX в. вотечественной науке произошла реабилитация категории поведения, выявиласьпопытка ее использования для целостного понимания личности. Более того, каксправедливо отметил болгарский философ В. Момов, в последнее время вобласти исследований человека все более перспективной становится проблематика,касающаяся поведения личности, – его целостный анализ, процесс его формированияи развития. «Поведенческая проблематика приобретает «лидерский статус» (В. Момов,1977, с. 25). Возросший интерес к категории поведения не привел, однако, коднозначному общепринятому ее определению, В многочисленных ее определенияхотмечаются разные признаки поведения. Прежде всего поведение – это форма связи,взаимодействия организма с окружающими условиями. Источником поведения являютсяпотребности. Поведение в этом случае выступает в его классической форме какисполнительное звено этого взаимодействия, внешне наблюдаемая двигательнаяактивность живых существ. Это – общая форма связи со средой животных ичеловека. Специфика поведения человека определяется тем, что своеобразна самасреда его жизнедеятельности. Это социальная среда. И человек в этом взаимодействиивыступает как личность, представляющая собой явление социальное. Специфическичеловеческими признаками поведения выступают его общественная обусловленность,сознательный, активный, созидательный, целеполагающий, произвольный характер.Часто понятие поведения рассматривается в соотношении с понятиями «активность»,«деятельность». В значительной степени это понятия перекрещивающиеся, особенноесли к их определению добавляется характеристика «социальное» (социальнаяактивность, социальная деятельность).
Общим основанием деятельности и поведения являетсяактивность. Это их родовое понятие, Видовая специфика заключается в том, чтодеятельность (предметная, практическая) фиксирует субъект-объектную связьчеловека со средой, поведение – субъект-субъектную связь личности с социальнойсредой. Поведение выступает как модус, форма существования личности.Своеобразие поведения личности заключается в том, что это социальное поведение.Социальное поведение является интегральной и доминирующей формой поведения и проявленияличности. Все остальные виды активности определенным образом и в определеннойстепени зависят от него, обусловлены им, Обобщенная характеристика социальногоповедения заключается в том, что это – система социально обусловленных языком идругими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личностьили социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует ссоциальной средой. В социальное поведение включаются действия человека поотношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действиярегулируются общественными нормами нравственности и права. Субъектомсоциального поведения выступает личность и социальная группа.
 
1.1 Структура социального поведения
Поведение имеет свою структуру. Оно включает в себя:поведенческий акт, действие, поступок, деяние. Эти элементы в совокупностивключаются в целостное, целенаправленное социальное поведение. Каждый изэлементов структуры имеет свою смысловую нагрузку, свое специфическоепсихологическое содержание. Поведенческий акт представляет собойединичное проявление какой-либо деятельности, ее элемент.
В социальном поведении особое место занимают социальныедействия. Специфика поведенческих социальных действий состоит в том, что ониимеют общественное значение. Субъектом этих действий выступают личности,социальные группы. Эти действия совершаются в определенной ситуации,предполагают общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения.Социальные действия различаются в зависимости от разрешаемых общественных задач(экономических, социальных, развития духовной жизни). В этом смысле онивыступают как форма и способ разрешения социальных проблем и противоречий, воснове которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальныхсил данного общества. Для психологической характеристики социальных действийсущественна их мотивация, отношение к «Я» как источнику и субъекту действий,соотношение смысла и значения действий, рационального и иррационального,сознательного и бессознательного в их мотивации. Важен субъективный смыслсовершаемых личностью действий. Социально-психологическая специфика социальногодействия определяется рядом феноменов: восприятием социального действияближайшего окружения; ролью этого восприятия в мотивации социального действия;осознанием личностью принадлежности к определенной группе как фактороммотивации; ролью референтной группы; механизмами социального контролясоциального действия личности.
Поступок – это такое действие личности, социальноезначение которого ей самой понятно. Наиболее полным и адекватным определениемпоступка является следующее. «Поступок – социально оцениваемый акт поведения,побуждаемый осознанными мотивами. В отличие от импульсивных действии поступок,совершается в соответствии с принятым намерением. Поступок как элементповедения подчинен мотивам и целям человека. В нем проявляется личностьчеловека – его ведущие потребности, отношение к окружающей действительности,характер, темперамент» (Психол. словарь, 1983, с. 269).
Совокупность поступков составляет деяние. В деянии какэлементе социального поведения личности реализуется активность, имеющая высокуюсоциальную значимость. Ответственность за эту активность несет сам субъект дажев том случае, если она выходит за пределы его намерений. Ответственностьличности выражается в ее способности предвидеть социальные и психологическиепоследствия собственной активности.
Цель социального поведения личности состоит вконечном итоге в преобразовании окружающей действительности (мира),осуществлении социальных изменений в обществе, социально-психологическихфеноменов в группе, личностных преобразований самого человека.
Результатом социального поведения являются, в широком смыслеслова, формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности сдругими людьми, с общностями разного масштаба. В достижении этих результатовисключительная роль принадлежит общению. Недаром некоторые авторы называютобщение атрибутом поведения.
 
1.2 Виды социального поведения личности
Личность – явление социальное. Ее социальность многопланова.Многообразие форм социальных связей и отношений личности обусловливает виды еесоциального поведения. Классификация этих видов осуществляется по разнымоснованиям. Самым широким основанием классификации видов социального поведенияявляется определение сфер бытия, в которых оно проявляется. Среди них – природа,общество, человек. Эти сферы бытия существуют в разных формах, главными изкоторых являются: материальное производство (труд), духовное производство(философия, наука, культура, право, мораль, религия), быт, досуг, семья. В этихсферах жизни возникают, формируются, развиваются соответствующие видыповедения: производственное, трудовое, общественно-политическое, религиозное,культурное, бытовое, досуговое, семейное.
Исходя из марксистского понимания сущности человека каксовокупности всех общественных отношений, в качестве классификационногопризнака можно избрать систему общественных отношений. По этому признакувыделяются, производственное поведение (трудовое, профессиональное),экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное,поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);социально-политическое поведение (политическая активность, поведение поотношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.);правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное,криминальное); нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное,безнравственное поведение и др.); религиозное поведение.
В соответствии ссоциальной структурой обществасуществуют следующие виды социального поведения:
· классовое,
· поведениесоциальных слоев и страт;
· этническоеповедение,
· социально-профессиональное,
· полоролевое,
· гендерное,
· семейное,
· репродуктивноеи др.
Посубъекту социального поведения различаются:
· общественноеповедение,
· массовое,
· классовое,
· групповое,
· коллективное,
· кооперативное,
· корпоративное,
· профессиональное,
· этническое,
· семейное,
· индивидуальное
· иличное поведение.
В качестве основания деления видов поведения могут бытьизбраны разные признаки. Не претендуя на строгую научность, на точность иполноту выделения этих признаков, назовем лишь некоторые из дифференцирующихпризнаков и в качестве примеров укажем только некоторые виды поведения, в которыхв наибольшей степени проявляются эти признаки. Так, по параметруактивности–пассивностиличности существуют следующие виды социального поведения:
· пассивное,
· приспособительное,
· конформное,
· адаптационное,
· стереотипное,
· стандартное,
· активное,
· агрессивное,
· потребительское,
· производственное,
· созидающее,
· инновационное,
· просоциальное,
· прокреативное,
· поведениепо оказанию помощи другим людям,
· поведениепо возложению ответственности (поведение атрибуции).
Поспособу выражения выделяются следующие виды:
· вербальное,
· невербальное,
· демонстрационное,
· ролевое,
· коммуникативное,
· реальное,
· ожидаемоеповедение,
· ориентировочное,
· инстинктивное,
· разумное,
· тактичное,
· контактное.
По времени осуществления видами поведения являются:
· импульсивное,
· вариабельное,
· длительноосуществляемое.
В условиях современных резких социально-экономическихпреобразований возникают новые виды социального поведения, которые нельзяотнести однозначно к какому-либо из названных выше видов поведения. Среди нихвыделяются: поведение, связанное с процессами урбанизации, экологическое имиграционное поведение
Во всех формах социального поведениясоциально-психологический и личностный аспекты являются превалирующими. Поэтомуесть основание считать главным субъектом социального поведения личность.Поэтому речь и идет о социальном поведении личности. При всем многообразии форми видов социального поведения личности выделяется их общий признак, в известномсмысле системообразующее качество. Этим качеством является нормативность. Вконечном итоге все виды социального поведения являются разновидностямиповедения нормативного.

2. Социальная регуляция поведения личности
Социальное поведение личности – сложное социальное исоциально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируетсяопределенными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. Поотношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминациизаменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие«регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии сопределенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему,соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкуюсистему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются:формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимыхсубъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающихсуществование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения,деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектамирегуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступаютобщество, малые группы и сама личность.
В широком смысле слова регуляторами поведения личностиявляются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектамрегуляции можно выделить общественные (в широком смысле),социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того,разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) – субъективного(внутреннего).
 

2.1 Внешние факторы регуляции поведения.
 
Личность включена в сложную систему общественных отношений.Все виды отношений: производственные, нравственные, правовые, политические,религиозные, идеологические определяют реальные, объективные, должные изависимые отношения людей и групп в обществе. Для осуществления этих отношениисуществуют многообразные виды регуляторов.
Широкий класс внешних регуляторов занимают всесоциальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:
· общественноепроизводство,
· общественныеотношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности),
· социальныедвижения,
· общественноемнение,
· социальныепотребности,
· общественныеинтересы,
· общественныенастроения,
· общественноесознание,
· социальнаянапряженность,
· социально-экономическаяситуация.
К общим факторам общечеловеческой детерминации относятсяобраз жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.
В сфере духовной жизни общества регуляторами поведенияличности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип,идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации,мировоззрение, религия. В сфере политики – власть, бюрократия, социальныедвижения. В сфере правовых отношений – право, закон.
Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ,традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средствамассовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическаяситуация, этнос, социальные установки, быт, семья
Более узкий объем внешних регуляторов составляютсоциально-психологические явления. Прежде всего такими регуляторами выступают:большие социальные группы (этнос, классы, слои, профессии, когорты); малыесоциальные группы (общность, группа, сообщество, коллектив, организация,оппонентный круг); групповые явления – социально-психологический климат,коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение,напряженность, межгрупповые и внутригрупповые отношения, традиции, групповоеповедение, сплоченность группы, референтность группы, уровень развитияколлектива.
К общим социально-психологическим феноменам, регулирующимсоциальное поведение, относятся, символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы,коммуникация, слухи, реклама, стереотипы.
К личностным составляющим социально-психологическихрегуляторов относятся: социальный престиж, позиция, статус, авторитет,убеждение, установка, социальная желательность.
Универсальной формой выражения социальных факторов,регулирующих поведение, являются социальные нормы. Их обстоятельны и анализсодержится в трудах М.И. Бобневой (Бобнева, 1978). Социальные нормыпредставляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в даннойобщности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальныенормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по формесанкционирования, по механизмам распространения, по социально-психологическиммеханизмам действия. Например, правовые нормы вырабатываются, формулируются,утверждаются специальными государственными учреждениями, устанавливаютсяспециальным законодательным путем, поддерживаются государством. Они всегдавербализированы, отражены в словесных конструкциях, объективированы в сводахзаконов, кодексах, уставах, отражены в нормативных актах.
Кроме писаных и неписаных общечеловеческих норм, которыепозволяют оценивать поведение, регулировать его, существуют нормы, принятые втой или иной общности. Эта общность может быть как формальной, так инеформальной, иногда достаточно узкой по своему составу. Часто эти нормырегулируют отрицательные, с точки зрения большинства и государства, асоциальныеформы поведения. Это – групповые нормы, регулирующие поведение отдельных группи личностей. На основании этого, например, противоправное, преступное поведениеотносится к разряду нормативного поведения, т. е. регулируемогоопределенными нормами.
Этические нормы – нормы морали и нравственности – складываютсяисторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами(добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости). Основным критериемнравственности тех или иных норм является проявление в них отношения человека кдругому человеку и самому себе как подлинно человеческому существу – личности.Моральные нормы – это, как правило, неписаные нормы поведения. Моральные нормырегулируют общественное поведение, групповое и личное.
Близкими по своему психологическому содержанию, способупроисхождения и механизму воздействия к этическим нормам являются нормырелигиозные. От общечеловеческих моральных норм их отличают конфессиональнаяпринадлежность, более узкая общность, определяющая нормы и принимающая их какустановления и правила поведения (заповеди разных религий). Эти нормыразличаются по степени их нормативности (жесткости): действия религиозных нормфиксируются в церковных канонах, священных писаниях и заповедях, в неписаныхправилах отношения к божественным, духовным ценностям. Иногда религиозные нормыимеют узколокальный ареал распространения (нормы поведения отдельныхрелигиозных сект и их представителей). Иногда норма действует в пределах однойместности («в каждом приходе свой устав»).
К разряду не абсолютно директивно действующих нормсоциального поведения личности относятся ритуалы. Ритуалы – этоконвенциональные нормы поведения. Это «прежде всего видимое действие лица илилиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какие-то явленияили факты, и не только обратить внимание, но и выразить определенноеэмоциональное отношение, содействовать общественному настрою. При этомобязательны некоторые принципы: во-первых, общепринятая условность действия;во-вторых, общественная значимость явления или факта, на которомконцентрируется ритуал; в-третьих, его особая цель. Ритуал призван создатьединый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активномусопереживанию или признанию важности факта или явления» (Королев, 1979, с. 36).
Наряду с социальными нормами макрогрупп, нормамиполитическими, правовыми, этническими, культурными, моральными, нравственными,существуют нормы многочисленных групп – как организованных, реальных,формализованных в той или иной структуре общества или общности, так иноминальных, неорганизованных групп. Эти нормы не носят всеобщего характера,они производны от социальных норм, это частные, особенные, вторичныеобразования. Это групповые, социально-психологические нормы. Они отражают какхарактер, содержание и форму более общих форм, так и специфику природыобщности, группы, характер, форму, содержание отношений, взаимодействий,зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условии ицелей.
Групповые нормы социального поведения личности могут бытьформализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный,фиксированный, внешне представленный) характер нормативной регуляции поведенияпредставлен в организации как основной форме социального объединения людей. Вней существует определенная система зависимых и должных отношений. Всеорганизации используют разнообразные нормы: стандарты, модели, шаблоны,образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений. Эти нормырегулируют, санкционируют, оценивают, принуждают, побуждают людей осуществлятьте или иные действия в системе взаимодействий и взаимоотношений людей, вдеятельности организации как целостного социального образования.
 
2.2 Внутренние регуляторы поведения
В системе воздействий внешних, объективно существующихфакторов детерминации социального поведения личность выступает как объектсоциальной регуляции. Но главным при изучении социального поведения являетсяпонимание того, что личность – это не только субъект социального поведения, нои субъект регуляции этого поведения. Все психические явления выступают вдвойном своем качестве: они 1) результат детерминации внешних воздействий и 2)определяют поведение и деятельность человека. Эти два плана объединены вглавных функциях психического: отражения, отношения и регуляции.
Регулятивная функция психического в поведении и деятельностипроявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в разных блокахпсихических явлений. Самые крупные блоки: психические процессы, психическиесостояния и психологические качества.
В составе психических процессов в качестве внутреннихрегуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает,хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведенияинформацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей (всовместной деятельности и общении – как формах социального поведения) являетсяустная и письменная речь (язык выступает внешним регулятором поведения).Внутренняя речь – один из психологических (интимных) регуляторов личногоповедения. В составе психических процессов специфические регуляционные нагрузкинесут такие явления, как инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решениезадач. Обобщающим когнитивный блок регуляторов является субъективноесемантическое пространство.
Психические состояния составляют важный арсенал внутреннихрегуляторов поведения. Сюда относятся – аффективные состояния, депрессия,ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность,фрустрация, отчужденность, релаксация
Психологические качества человека обеспечивают внутреннююсубъективную регуляцию социального поведения. Эти качества существуют в двухформах – личностные свойства и социально-психологические качества личности. Кпервым относятся – внутренний локус контроля – внутренняя причинность, смыслжизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение,самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы. Ксоциально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторамповедения относятся: диспозиции, мотивация достижения, социальная потребность,аффилиация. аттракция, целевые установки, оценки, жизненная позиция. любовь,ненависть, сомнения, симпатии, удовлетворенность, ответственность, установка,статус, страх, стыд, экспектации, тревожность, атрибуция.
К собственно регуляционному блоку психических явлений относитсямотивационно-потребностная и волевая сферы личности Исследования (В.Г. Асеев)показали, что различные особенности мотивационной системы, такие как ееиерархический, многоуровневый характер, двухмодальное (положительное – отрицательное)строение, единство актуального и потенциального, процессуального и дискретногоаспектов, оказывают специфическое регулирующее влияние на социальное поведениеличности. Мотивация, мотив, мотивировка осуществляют пусковой механизмрегуляции поведения. Основным источником мотивации являются потребностичеловека. В эмоциональной сфере личности (чувствах, эмоциях, настроениях)осуществляются личностное отношение к происходящему, к самому социальномуповедению, оценка событий, фактов, взаимодействия и взаимоотношений людей.
Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов,принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служатзавершающим этапом социальной регуляции поведения.
 
2.3 Диалектика внешней и внутренней регуляцииповедения
Было бы неправильно представлять, что внешние и внутренниерегуляторы существуют рядоположно, относительно независимо друг от друга. Здесьони рассмотрены отдельно не по принципиальным соображениям, а скорее сдидактическими целями. В действительности между объективными (внешними) исубъективными (внутренними) регуляторами существует постояннаявзаимозависимость. При этом важно отметить два обстоятельства. Во-первых,творцом преобладающего числа внешних регуляторов, включая и преобразованнуюокружающую действительность, является человек с его субъективным, внутренниммиром. Значит, «человеческий фактор» изначально включен в систему детерминантсоциального поведения личности. Во-вторых, в понимании диалектики внешних ивнутренних регуляторов наглядно реализуется диалектико-материалистическийпринцип детерминизма, сформулированный С.Л. Рубинштейном. Согласно этомупринципу, внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия.Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведенияличности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через граникоторой преломляется действие этих внешних детерминант. Усвоение человекомвыработанных обществом норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормывключаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент.Однако человек не только усваивает внешне заданные, но и вырабатываетличностные нормы. С их помощью он предписывает, нормативно задает себе своюличностную позицию в мире социальных отношений и взаимодействий, вырабатываетформы социального поведения, в которых реализуется процесс становления,динамика его личности. Личностные кормы соотносятся с представлениями человекао себе. Нарушение этих норм вызывает чувство дискомфорта, вины, самоосуждения,потерю уважения к себе. Выработка и следование этим нормам в поведении связанос чувством гордости, высокой самооценкой, самоуважением, уверенностью вправильности своих действий В содержание внутреннего мира личности входятчувства, связанные с реализацией внешних детерминант, следованием нормам, атакже отношение к внешним заданным человеку регуляторам, их оценка. Врезультате диалектического взаимодействия внешних и внутренних регуляторовосуществляется сложный психологический процесс развития сознания, нравственныхубеждений, ценностных ориентации личности, выработка навыков социальногоповедения, перестройка мотивационной системы, системы личностных смыслов изначений, установок и отношений, формирование необходимыхсоциально-психологических свойств и особой структуры личности.
В диалектике внешних и внутренних детерминант личностьвыступает в своем единстве как объект и субъект социальной регуляции поведения.
 
2.4 Механизмы социальной регуляции поведенияличности
Личность суверенна. Вопрос о вмешательстве в ее жизнь, обэтической стороне социальной регуляции поведения, о формах такой регуляции, ограницах и допустимости ее целей, средств и приемов имеет огромное социальноезначение. Это значение состоит в том, что регулирование поведения выступает какмеханизм организации взаимодействия и взаимоотношений людей во всех сферахжизнедеятельности. По существу, речь идет о сути социального процесса, обуправлении, упорядочивании всех психологических компонентов этого процесса.
Социальное значение регулирования повеления заключается и втом, что результат регулирования может быть как положительным, общественнозначимым, так и отрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормамобщества Например, воздействие на личность через группу признается наиболееэффективным способом социальной перестройки личности. В то же время малыегруппы могут выступать не только как проводники и посредники макросоциальныхвлияний, но и как барьеры, источники помех для таких влияний. В неблагоприятныхсоциальных условиях могут формироваться группы, асоциальные по своимустремлениям, способствующие выработке «группового эгоизма», противопоставлениюинтересов группы и ее членов интересам общности и общества в целом.
Многообразны механизмы социального регулирования поведенияличности – Они делятся на институциональные и неинституциональные.
Содержанием действия механизмов регулировани является:
· созданиевнешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкции, кодексов);
· регламентацияповедения;
· егооценивание;
· определениесанкций.
Каналами регулирования социального поведения личностиявляются:
· малыегруппы,
· совместнаядеятельность людей,
· общение,
· общественнаяпрактика,
· средствамассовой информации.
Социально-психологические механизмы регуляции включают все средствавоздействия – внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологиирекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальнойинженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмыпсихологии управления.
Процесс регулирования поведения осуществляется входеактивного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, повторения,социализации и воспитания личности.
В результате регулирования поведения осуществляетсявзаимодействие людей, их совместная деятельность, складываются взаимоотношения,проходит процесс общения. Общим итогом действия механизмов социальной регуляцииможет быть манипулирование личностью, модификация поведения личности,социальный контроль.
Элементами системы социального контроля выступают:
· Технологический,включающий техническое звено, – техническая аппаратура, измерительные приборы и т. д.,вообще предметы, предназначенные для целей контроля; технологическое звено вузком смысле – совокупность инструкций, методов организации осуществленияконтроля.
· Институциональный– обособленные специализированные институты, занимающиеся определенным типомсоциального контроля (комиссии, комитеты контроля, административный аппарат).
· Моральный– общественное мнение и механизмы личности, в которых нормы поведения группыили личности осознаются и переживаются как собственные требования индивида. Этоопределяет и личное участие человека в осуществлении определенного видасоциального контроля посредством технологических, организационных механизмов иобщественного мнения. Сама личность выступает как объект и субъект социальногоконтроля.
Для понимания механизма регуляторного действия социальногоконтроля важное значение имеют особенности неформальногонеинституционализированного контроля. В этом наибольший психологический смыслконтроля. Главные особенности этого вида контроля состоят в том, что егоосуществление не требует официального утверждения полномочий. Он основываетсяне на должном положении человека, а на его моральном сознании. Каждый человек,имеющий моральное сознание, может быть субъектом социального контроля, т. е.способным оценивать поступки окружающих и свои собственные поступки. Каждыйпоступок, совершенный в коллективе (кража, обман, предательство и пр.) являетсяобъектом неформального контроля – критики, осуждения, презрения. В зависимостиот степени, в которой он затрагивает интересы коллектива, к человеку могут бытьприменены и институционализированные механизмы, административные санкции(увольнение с работы, предание суду и др.). Сфера неформального контролягораздо шире. Под его воздействие попадают не только совершенные действия,поступки, но и намерения совершить аморальные действия и поступки. Важнейшимипсихологическими механизмами неформального психологического контроля являютсячувство стыда, совесть, общественное мнение. Они определяют эффективностьвсякого внешнего воздействия на личность. В них и посредством их наиболее ярковыражается взаимодействие внешних и внутренних регуляторов, взаимодействиеморали и социальной психологии личности.
 
2.5 Саморегуляция социального поведения личности
Высшим регулятором социального поведения является самаличность как совокупность всех психических процессов, свойств и состояний. Обэтом речь шла выше. Кроме того, в процесс саморегуляции личность включается своимиспецифическими процессами и свойствами. Этими феноменами являются прежде всегомотивационные процессы, сознание и самосознание личности. Осознание внешнихвоздействий позволяет личности использовать их как критерии, эталоны, меры,масштабы собственного поведения. В процессе осознания социальных воздействийличность вырабатывает отношение к себе и другим, оценивает и формируетотношение к своему поведению и поведению других членов общности и группы, кпартнерам в непосредственном, контактном и опосредованном взаимодействии.Познание себя и отношение к себе как объекту и субъекту социального воздействияи социального поведения осуществляется в самосознании личности. Интересныеисследования самосознания проведены И.И. Чесноковой, С.Я. Якобсон, П.М. Якобсоном.В самосознании заключено знание человеком самого себя и отношение его к себе: ксвоим потребностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям.Элементом самосознания является самооценка, в которой заключается отношение ксвоим возможностям, оценка целесообразности своих действий и поступков, своихспособностей и нравственных качеств.
В понимании самосознания как регулятора социального поведениянеобходимо различать разные виды общественно детерминированного самосознания:гражданского, национального, общественного, профессионального, этнического. Этивиды самосознания выступают для личности как социально-психологическиефеномены, регулирующие ее поведение.
Общественное знание и отношение личности к самой себесодержится в Я-образе, Я-концепции. Эти конструкты включают в себяпредставление о своей индивидуальности, идентичности; определенное единствоинтересов, склонностей, ценностных ориентации; определенную самооценку исамоуважение: переживание себя как субъекта деятельности. «Я-концепция» во всехее составных элементах (настоящее Я, идеальное Я, представляемое Я) регулируетреальное, планируемое, идеальное социальное поведение личности. Самымдейственным личностным феноменом саморегуляции поведения являются Нравственныекатегории стыда и совести. В этих феноменах проявляется способность человекаоценивать себя с точки зрения общества. Они выражают способность человека бытьсубъектом и объектом самооценки, способность самореализации, общественногоосуждения или одобрения. Совесть человека – это такое его качество, котороедает ему возможность сравнивать свое поведение с установленными в общественравственными нормами, позволяет личности вершить «суд над самой собой», внутрисебя, вне очевидной общественной оценки.
Чувство стыда отличается от совести тем, что имеет болеевыраженный внешний характер: человек оценивает сам себя в соответствии скритериями окружающих его людей. Чувство стыда – это один из самых сложныхаппаратов, регулирующих поступки человека в общественной среде, механизмовсаморегуляции социального поведения личности. Это один из самых психологичныхмеханизмов саморегуляции. «Стыд, – писал Б.Ф. Поршнев, – отнимает уличности ее социальный авторитет, он обращает на нее негативизм, ставит ее визвестной мере вне данной общности. Этические нормы общества только тогдастанут в полной мере психологией человека, когда нарушение этих норм будетвызывать искреннюю реакцию обиды. Мало, если человек сознает недопустимость инаказуемость воровства. Надо, чтобы ему было неодолимо стыдно, если его назовутвором. В свою очередь, «пристыдить» – сильное средство общественноговоспитания» (Поршнев, 1968, с. 191) – В качестве механизмовсаморегуляции, кроме действия моральных качеств личности выступают: самооценка,самоотчет, самоконтроль, самовнушение, самоанализ, самопоощрение,психологическая зашита, катарсис, планирование и прогнозирование собственногоповедения, жизненные планы личности, жизненный смысл, внутренний локусконтроля, самоопределение личности.
Саморегуляция поведения формируется в процессежизнедеятельности личности, в постоянном взаимодействии и взаимоотношениях сосредой, в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми. Наряду собщими сферами формирования и развития личности – обучением, образованием,общественно-исторической практикой – в процесс формирования механизмовсаморегуляции социального поведения включаются самовоспитание, саморегуляция,самообразование, самосовершенствование, самоопределение личности, еесоциализация.

Заключение
Обобщенная характеристика социального поведения заключается втом, что это – система социально обусловленных языком и другимизнаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность илисоциальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует ссоциальной средой. В социальное поведение включаются действия человека поотношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действиярегулируются общественными нормами нравственности и права. Субъектомсоциального поведения выступает личность и социальная группа.
Цельсоциального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающейдействительности, осуществлении социальных изменений в обществе,социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самогочеловека.
Результатом социального поведения являются, в широкомсмысле слова, формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личностис другими людьми. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежитобщению.
Поведениеличности включается в широкую систему социальной регуляции. По принадлежности ксубъектам регуляции можно выделить общественные, социально-психологические иличностные факторы регуляции.
Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) – субъективного(внутреннего). В действительности между объективными (внешними) и субъективными(внутренними) регуляторами существует постоянная взаимосвязь.
Внешниерегуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, авнутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которойпреломляется действие этих внешних детерминант. Усвоение человеком выработанныхнорм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложныйвнутренний мир личности как его органический компонент. Однако человек нетолько усваивает внешне заданные, но и вырабатывает личностные нормы.
Вдиалектике внешних и внутренних детерминант личность выступает в своем единствекак объект и субъект социальной регуляции поведения. Высшим регуляторомсоциального поведения является сама личность как совокупность всех психическихпроцессов, свойств и состояний.
Познание себя и отношение к себе как объект и субъектусоциального воздействия и социального поведения осуществляется в самосознанииличности.

Списоклитературы
 
1. Абульханова – Славская,К.А. Деятельность и психология личности. / К.А. Абульханова-Славская.‑М.: Наука,2003.-512 с.;
2. Андреева, Г.М. Психологиясоциального познания./Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999.-544 с.;
3. Андреева, Г.М. Социальнаяпсихология./ Г.М. Андреева. – М: Международная педагогическаяакадемия, 2009. – 463 с.;
4. Бобнева, М.И. Социальныенормы и регуляция повеления./М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1998. –286 с.;
5. Кон, И.С. Социологияличности./ И.С. Кон. – М.: Аспект Пресс, 1999.-314 с.;
6. Рубинштейн, С.Л. Методологические проблемысоциальной психологии. / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер 2002. – 720 с.;
7. Андреева, Г.М.,Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная социальная психология ХХстолетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов/ Г.М. Андреева,Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 286 с.;
8. Торндайк, Э. Принципыобучения, основанные на психологии./ Э. Торндайк. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2003. – 258 с.;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.