Реферат по предмету "Социология"


Преступность несовершеннолетних Детки в клетке

Научная статья
на тему: Преступность несовершеннолетних. «Детки в клетке»
Выполнила: Сактаганова А.
МПР 24
Оступился, совершил несусветную глупость, пошел на поводу у старших, нечистоплотных морально. К великому сожалению, подростки далеко не сразу начинают понимать свои ошибки.
Потому что у них недостаточно жизненного опыта, который бы позволял самостоятельно принимать верные решения, находить достойный выход из сложных ситуаций и обстоятельств. Поэтому для них особо важны совет, подсказка, доброе слово старших.
Но всегда ли рядом оказывается тот, кому они безоговорочно верят и доверяют, следуют его назиданиям? Увы, не всем подросткам везет в этом смысле.
Оставшись в одиночестве, подросток чаще всего руководствуется мимолетными порывами, а не прислушивается к голосу разума.
Сейчас каждый из нас ощущает, что в последние 10-12 лет общество постигла какая-то апатия, и равнодушие к бедам детей. Из-за системной ошибки власти, а, может хуже, злого умысла открыт широкий доступ к ничегонеделанью, пьянству, наркомании, преступности среди детей и подростков, отсутствие моральных обязательств, уважения, памяти.
И как — будто для нас сегодняшних писал поэт Н.А.Некрасов
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,1
Из-за них вы слышите ли братья,
Тихий плач и жалобы детей?
Сегодняшнее состояние преступности среди несовершеннолетних, состояние их здоровья, социальной защищенности требует от правительства, силовых ведомств, ученых, общественных организаций неотложных мер, которые не должны остаться на бумаге, как это порой у нас происходит, а должны реализовываться.
А то, что проблема преступности несовершеннолетних остается в Казахстане весьма острой, не подлежит сомнению. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, ежегодно выявляются около семи тысяч несовершеннолетних, совершивших преступления, из них почти половина привлекается к уголовной ответственности.
Кроме того, отмечается рост количества выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними за последние годы: с 6614 преступлений в 2003 году до 7948 преступлений в 2004 году и 4389 преступлений только за 6 месяцев 2005 года.
Статистика этого года не менее удручающая — с начала его несовершеннолетние совершили около 5 000 правонарушений.
С 84% до 89% выросло число преступлений, совершенных подростками.
Всего за первый квартал 2008 года выявлено 116 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, причем 88 из них привлечены к уголовной ответственности. Из 116 лиц, совершивших преступления, 24 человека на момент совершения преступления являлись учениками школ и лицеев, 16 студентов колледжа и два — студенты вуза, 72 подростка на момент совершения преступлений нигде не учились и находились без присмотра взрослых.
За последние восемь лет по республике в Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних помещены за безнадзорность и беспризорность более 70 тысяч несовершеннолетних, из них 10796 оформлены в детские дома и школы-интернаты.
Производство в суде в отношении несовершеннолетних, согласно казахстанскому законодательству, осуществляется в рамках общей процессуальной формы с отдельными процедурными отступлениями, обеспечивающими права указанной группы субъектов. Например, статья 492 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан требует обязательного участия в производстве по делу родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего подсудимого. Они имеют право участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения суда.
Законодательством Республики Казахстан регламентировано право на свободу и личную неприкосновенность граждан, несовершеннолетних в особенности.
В соответствии с принципами и нормами международного права и международных договоров национальное законодательство в этой части расширено и усовершенствовано.
Действующие в системе Министерства внутренних дел Республики Казахстан Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних являются структурными подразделениями органов внутренних дел, деятельность которых определяется в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности».
Основными задачами Центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних являются: предупреждение правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, выявление, устранение причин и условий, им способствующих; прием несовершеннолетних, их социальная адаптация и реабилитация; доставление несовершеннолетних в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания, принятие иных мер по устройству содержащихся детей и подростков.
В Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних в установленном порядке могут быть помещены несовершеннолетние: совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; обвиняемые в совершении преступлений в случаях, когда по условиям жизни и воспитания невозможно дальнейшее их проживание по прежнему месту жительства; направляемые в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания; безнадзорные и беспризорные для установления родителей или других законных представителей; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, а также отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органами опеки и попечительства от родителей.
Штатная численность сотрудников Центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних регламентируется приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 25 декабря 2004 года № 708, где предусмотрены должности психологов, на которых возложены обязанности социальной реабилитации и адаптации помещенных детей.
В целях обеспечения непрерывного процесса обучения несовершеннолетних закреплены преподаватели, которые проводят занятия с детьми в соответствии с программой общеобразовательных школ.
Однако деятельность подобных Центров уже давно подвергается ожесточенной критике, как правозащитных организаций, так и специалистов — психологов.
Их ведомственная принадлежность к МВД приводит к тому, что в Центры попадают самые разные несовершеннолетние — и те, кто совершил какое-либо преступление, и те, кто просто ушел из дома, заблудился, а порой просто убежал от пьяного семейного скандала.
С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне2 понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии-.
Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого 8-10 рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.
Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс “заражения” подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.
Существуют такие возрастные особенности несовершеннолетних, которые серьезно сказываются на их поведении.
К 10 — 12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу, что такое хорошо и что такое плохо. Они перенимаются от родителей, от сверстников из фильмов, от бытовых ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание, действующим или пассивным участником и свидетелем которых он постоянно бывает, в которое он включен.
К 14 — 16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо. Убеждение складывается из его восприятия мира, из того, что хорошего или плохого было в его жизни, их тех или иных конфликтных или разрешившихся ситуаций.
Лишь к 18 — 20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу, общество в значительной степени предопределяют жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более — суждений.
Возрастные особенности и уровень сознания в их единстве и взаимной связи являются предпосылками того, чтобы развивающаяся личность по мере своего формирования могла выступать в качестве субъекта тех или иных общественных отношений, носителем определенной формы социальной ответственности, вытекающей из характера этих отношений. Иными словами, на том или ином этапе своего развития и формирования личности человек несет (или может нести) ответственность в определенной степени, в той или иной форме, в зависимости от уровня сознания, его структурных элементов.
Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника — возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста. В детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это связано с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего.
Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального образования) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью — его досуг.
Среди несовершеннолетних преступников, преобладают лица мужского пола. Это объясняется, прежде всего, различием социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственного форм; личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями пола, с исторически сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерными свойствами мужчин.
Согласно статистике в общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девушки — около 9%. В последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение.
Изучение несовершеннолетних, совершивших преступления по месту жительства, показывает, что доля городских жителей среди них составляет 75%, а сельской местности — 25 %. Указанные различия зависят от социально-экономических условий, а также от традиций и обычаев, исторически сложившихся в деревне и в городе.--PAGE_BREAK--
В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ, а некоторые — во вспомогательных школах.
Более 30% несовершеннолетних, совершивших преступления, нигде не учились и не работали, причем наблюдается тенденция роста числа неработающих и не учащихся участников преступлений.
Проблема трудовой занятости подростков в стране остается довольно напряженной, и прогноз в этом направлении не утешителен. В связи с этим доля неработающих и не учащихся подростков в структуре преступности несовершеннолетних будет возрастать.
Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Так, согласно статье 15 УК РК, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, а также более раннее привлечение к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений. В статье 15, ч. 2, УК РК содержится перечень статей Уголовного кодекса РК, за которые лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности: за убийство (статья 96), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 103), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (статья 104, часть вторая), изнасилование (статья 120), насильственные действия сексуального характера (статья 121), похищение человека (статья 125), кражу (статья 175), грабеж (статья 178), разбой (статья 179), вымогательство (статья 181), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах (статья 185, части вторая, третья, четвертая), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (статья 187, части вторая, третья), терроризм (статья 233), захват заложника (статья 234), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 242), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 255), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (статья 257, части вторая, третья), вандализм (статья 258), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 260), надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах (статья 275, часть вторая), умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 299).
В Уголовном кодексе РК за привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности и в случае их осуждения выделен отдельный раздел, который регулирует их правовое положение при проведении правоохранительными органами уголовного преследования.
Так, в статье 78 УК РК «Уголовная ответственность несовершеннолетних» говорится о том, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Часть вторая этой же статьи предусматривает назначение наказания. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, перечислены в статье 79 УК РК. Это штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, привлечение к общественным работам, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.
При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Кроме мер уголовного воздействия, УК РК предусматривает и принудительные меры воспитательного характера, указанные в статье 82 УК РК. Несовершеннолетнему могут быть назначены судом следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего; помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Также несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.
Особую тревогу вызывает совершение несовершеннолетними преступлений и административных правонарушений в общественных местах. Подростки все чаще стали заниматься грабежом и разбоем. Вечернее и ночное время подростки проводят в подъездах домов, во дворах, скверах, в ночных увеселительных и развлекательных заведениях (кафе, барах, компьютерных клубах), где совершаются различные правонарушения. В самом деле, статистика преступлений среди подростков выглядит ужасающей. За первый квартал 2009 года число административных правонарушений, совершенных подростками, составляет 1157, из них за распитие спиртных напитков в общественных местах задержано 263 подростка, обращение с наркотическими и психотропными веществами без цели сбыта — 5 подростков, по таким видам преступлений, как кража чужого имущества — 304, хулиганские проявления — 22.
Что касается предупреждений преступлений несовершеннолетних, с одной стороны — это защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой стороны — защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних.
Основными элементами системы предупредительного воздействия являются: тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления; определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей; выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.
Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации.
И только мы в силах им помочь…
Список литературы
1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». М. Просвещение, 2000.
2. Домова А.И. «Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних». М. Юридическая литература, 2000.
3. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М, 2000.
4. Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев. 2001.
5. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М, 2001,
6. “Криминология”, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е., М.2001 г.,
7. Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. М, 2002.
8. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. — М., 2004.
9. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. — М.,1993.
10. Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. — М.: Изд-во БЕК, 1998.
11. Прозументов Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993.
12. Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети — преступники. / Ред. Ю.И. Иванов. — Мн.: Литература, 1996.
13. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 1997.
14. Интернет источники- newzz.kz, www.mvd.kz


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.