--PAGE_BREAK--1.2 Анализ причин и факторов насильственного поведения по отношению к женщинам
Насилие в отношении женщин уходит своими корнями в исторически сложившееся неравноправие женщин и мужчин и традиционную дискриминацию женщин в общественной и частной жизни. Характерные для патриархальных обществ отношения доминирования мужчин над женщинами, дискриминационные культурные нормы и экономическое неравенство – вот факторы, препятствующие осуществлению женщинами своих общечеловеческих прав и увековечивающие насилие. Насилие в отношении женщин является одним из основных способов, с помощью которых мужчины ограничивают женскую самостоятельность.
В широком контексте подчиненного положения женщин конкретные причины насилия включают его использование для разрешения конфликтов, доктрины частной жизни и бездействие государства. Помимо этого с повышенным риском насилия коррелируют определенные модели индивидуального поведения или поведения в семье, включая традиции жестокого обращения.
Насилие в отношении женщин не является исключительной особенностью конкретных культур, регионов или стран, или конкретных групп женщин в обществе. Тем не менее, различные проявления такого насилия и собственный опыт женщин определяются такими факторами, как этническая и классовая принадлежность, возраст, сексуальная ориентация, инвалидность, гражданство и религия.
Причины проявления насилия достаточно многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.
Насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной их моделью.
Жестокое обращение может быть результатом личного жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным.
Так же насилие может быть связано с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на близких свои детские комплексы.
На насильственные действия по отношению к женщине оказывает влияние социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает ряд из них искать заместительной компенсации своей неудовлетворенности дома, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.
Склонность к насилию может иметь в своей основе личностные особенности индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием
В настоящее время не существует единого мнения о первопричине домашнего насилия. Было предложено множество микро – и макротеорий – от наличия психических нарушений до влияния социально-культурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатология. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие, на патриархальной социальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин.
С насилием наиболее часто связывают четыре социально-психологических фактора: стресс, общественную изоляцию, алкоголизм и изначальную приверженность к насилию.
Насилие тесно связано с социальным стрессом в семье. Среди множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать такие как разногласия в воспитании детей, секс, беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническим беспокойством о нерешенных проблемах и взаимоисключающими требованиями, которые предъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями.
Связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы социальной поддержки увеличивают риск насилия. Избиваемых женщин мужья часто изолируют от окружающих, контролируют все их контакты с семьей и друзьями, запрещают им проходить обучение или устраиваться на работу.
Супружеские побои также связывают с употреблением алкоголя и наркотиков: одни исследователи считают, что они снимают контроль над инстинктами, другие – что служат оправданием. Исследования показали, что алкоголь и наркотики действуют неодинаково. Было замечено, что маленькая доза алкоголя не влияет на агрессивность, увеличение же дозы может привести к агрессии. В случае принятия наркотика увеличение дозы не приводит к агрессии, а действует даже наоборот – размягчает и растормаживает. Люди применяют насилие не потому что они приняли наркотики, а потому что они не могут их принять. Поэтому некоторые случаи насилия вызваны попыткой родственников добыть деньги для покупки наркотиков и алкоголя.
Причинывозникновения насилия над женщиной условно разделяются на три группы:
Причины, вызванные особенностями личности мужчины и историей его жизни; причины, вызванные историей жизни женщины и ее личностными особенностями и причины, обусловленные особенностями супружеских отношений.
Каждая из них может стать определяющей, однако, как правило, к внутрисемейному насилию приводит комплекс причин. К наиболее типичным причинам семейного насилия, связанным с личностью мужчины, относятся: родительский сценарий, в котором отец бил мать; мужчина в детстве сам был жертвой домашнего насилия; наличие жесткого традиционного взгляда на положение мужчины и женщины в семье;
уверенность мужчины в безнаказанности своих действий; тревожность, беспокойство, неуверенность мужчины в своем доминирующем положении, стремление утвердится в роли «хозяина» с помощью демонстрации превосходства физической силы; постоянное употребление алкоголя или наркотиков; низкий уровень самоконтроля, неумение сдерживать свои импульсы; бедность поведенческого репертуара, отсутствие навыков социально приемлемого решения конфликтных ситуаций, неумение добиваться желаемого ненасильственными способами; психопатология, ярко выраженное желание нанести другому человеку ущерб.
Для женщин причины, связанные с неблагоприятной жизненной ситуацией в родительской семье, также выступают как факторы риска. Сильная привязанность девочки к родителю-насильнику, острое желание завоевать родительскую любовь и нежность побуждает взрослую женщину удовлетворить эту потребность со своим партнером в супружестве. Таким образом, женщина бессознательно, ориентируясь на отцовскую фигуру, выбирает мужчину с агрессивным поведением.
Если девочка растет в семье, в которой отец регулярно избивает мать, то она бессознательно усваивает данную модель отношений между мужчиной и женщиной, оценивает ее как приемлемую и демонстрирует согласие с насилием уже в своей супружеской жизни.
Значительную роль играют особенности поведения и личности женщины, которые могут провоцировать и подкреплять физическое насилие над ней, такие как, сильная психологическая зависимость женщины от мужчины, которая характеризуется такой чрезмерной пассивностью, что женщина позволяет мужчине принимать ответственность за ее жизнь. Часто психологическая зависимость женщины сочетается с ее низкой самооценкой (в данном случае, женщина абсолютно не верит в свои силы, сомневается в своих способностях, предпочитает, чтобы решения по всем вопросам принимал муж); полная экономическая зависимость женщины от мужчины;
физические недостатки женщины, особенно, если они появились в процессе совместной жизни (полнота и другие).
К третьей группе причин домашнего насилия по отношению к женщине относят факторы, обусловленные супружескими отношениями: высокий уровень конфликтности отношений, непримиримость жизненных позиций, сопровождающаяся агрессивными высказываниями или действиями; длительная борьба за власть, доминирование и подчинение в семье; восприятие и оценка физического насилия как допустимой нормы человеческих отношений (конгруэнтность взглядов); низкий социально-экономический статус семьи.
В большинстве случаев при насилии, особенно физическом, у женщин появляется острое желание уйти от мужа. Однако они не могут этого сделать из-за ряда причин, что усугубляет их внутренний дискомфорт.
Наиболее типичными причинамиэтого являются: страх ухода – женщина, рискнувшая уйти, боится возмездия («найдет, где угодно, не оставит в покое или просто убьет»); незнание собственных прав и возможностей – многие женщины не имеют представление о тех законах, которые могли бы обеспечить им безопасность и необходимые для нормального развития условия жизни; отсутствие собственного жилья, невозможность расселения или обмена общей с насильником квартиры; экономические проблемы – невозможность обеспечить себе и своим детям необходимый материальный уровень, абсолютная экономическая зависимость женщины от мужчины, отсутствие работы; неверные социальные установки относительно семьи и брака: развод – признак поражения женщины; насилие есть во всех семьях, только все члены семей скрывают это; семья – это женское предназначение и только женщина несет ответственность за то, что происходит в семье; «на самом деле он хороший и без меня он пропадет»; необходимо жертвовать собой и все терпеть ради детей; «если бьет, значит любит»; обращаться за помощью бесполезно, никому не нужны чужие проблемы.
Обобщая сказанное о причинах и факторах насилия в семье, можно отметить, что существует большое количество причин, вызывающих или влияющих на проявления насилия. Но какими бы ни были причины насилия, оно всегда влечет за собой отрицательные последствия, с которыми жертва насилия чаще всего не в состоянии справиться самостоятельно.
2. Центры помощи семье и детям как субъекты социальной защиты женщин, испытывающих насилие
2.1 Номативно-правовые основы защиты женщин испытывающих насилие
До не давнего времени большинство международных документов о правах человека истолковывались настолько узко, что их нельзя было приспособить ко многим проблемам касающихся женщин, в частности насилия в семье.
В последние годы проблема гендерного насилия стала рассматриваться как политическая проблема на национальном и на международном уровнях. Это отражено во многих документах и резолюциях, принятых международными организациями с целью искоренения насилия в отношении женщин. В течение последних 15 лет Организация Объединенных Наций, Совет Европы и Европейский Союз были инициаторами следующих программ, направленных на искоренение насилия в отношении женщин: Конвенция по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW): важнейший инструмент международного законодательства – Конвенция по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году, однако в Конвенции нет непосредственного упоминания о насилии в отношении женщин. Этот документ является основой дальнейших резолюций по искоренению всех форм насилия в отношении женщин. Государства, подписавшие Конвенцию, обязаны отчитываться перед Комитетом конвенции каждые четыре года. С целью усиления Конвенции Комиссия по положению женщин ООН (CSW) одобрила дополнительный (факультативный) протокол, в который был включен ряд процедур подачи жалоб. Это дает возможность отдельным лицам подавать жалобы непосредственно в Организацию Объединенных Наций в случае нарушения положений Конвенции. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин до сих пор остается самым полным международным актом в области гендерного равенства. К концу ХХ века ее ратифицировали более ста стран, включая Российскую Федерацию (Конвенция ратифицирована Президиумом ВС СССР 19 декабря 1980 г., а Российская Федерация как правопреемник СССР обязана выполнять международные обязательства).
Другим международным документом является Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: протокол открыт для подписания и ратификации резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 6 октября 1999 г. Протокол, предусматривающий признание компетенции Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (группа из 23 независимых экспертов, которая заседает дважды в год, принимает и рассматривает сообщения от жертв нарушения прав, изложенных в Конвенции), подписан Россией 12 апреля 2001 года, ратифицирован в 2004 г.
Немалое значение в области нормативно-правовых документов по насилию в отношении женщин имеет Венская Декларация: на Всемирной Конференции по правам человека ООН, которая состоялась в Вене в 1993 году, насилие в отношении женщин рассматривалось как нарушение прав человека. В финальном документе конференции, Венской Декларации, отмечается, что Конференция подчеркнула «важность работы по искоренению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, а также всех форм сексуального домогательства, эксплуатации и сексуальной торговли, гендерных предрассудков в сфере правосудия и устранение любых конфликтов между правами женщин и последствиями определенных традиционных практик; культурных предрассудков и религиозного экстремизма».
Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин также является крупнейшим международным документом в области защиты женщин. В декабре 1993 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию по искоренению насилия в отношении женщин. Она обращается к государствам с призывом разработать национальные планы действия по защите женщин от всех форм насилия (как в семье, так и в общественной жизни), а также обеспечить соответствующее финансирование существующих инициатив и программ. В Декларации также подчеркивается важность женских организаций и необходимость их поддержки и сотрудничества с ними. Декларация является первым международным документом, давшим широкое толкование термина «насилие в отношении женщин». В документе содержатся определения основных видов насилия, а также главные области его проявления – в семье, в обществе, со стороны государства. Декларация – не соглашение, не конвенция и не договор: она не требует ратификации и не предусматривает механизма контроля за ее выполнением. Многие страны и общественные организации, в том числе российские, выступают за преобразование Декларации в Конвенцию, что сделает выполнение ее положений обязательным и подлежащим контролю ООН.
В 1994 г. на конференции в Пекине, которая состоялась в 1995 году, была принята Платформа действий, заключительный документ V Всемирной конференции ООН по проблемам женщин, включающий в себя подробную информацию о проблеме насилия в отношении женщин и о мерах по искоренению насилия. Согласно Платформе действий, термин «насилие в отношении женщин» означает любой совершенный на основании полового признака акт насилия, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психологическому здоровью женщины или страдания, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни. Этот документ призывает государства к разработке и реализации национальных планов по искоренению насилия в отношении женщин – в частности, домашнего насилия и других форм насилия.
В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию по искоренению насилия. Этот документ призывает государства «разработать и реализовать судебные механизмы и процедуры, соответствующие потребностям женщин, подвергающихся насилию, и обеспечивающие правосудие в этих случаях». В настоящее время в 89 государствах действуют законодательные положения, в которых конкретно говорится о бытовом насилии. Шестьдесят из этих государств приняли специальные законы о бытовом насилии; семь государств имеют законы о насилии в отношении женщин; одно государство имеет гендерно-нейтральный закон о насилии; в четырнадцати государствах действуют конкретные положения о бытовом насилии, содержащиеся в их уголовных кодексах; пять государств разработали гражданские процедуры, согласно которым виновных удаляют из дома; в конкретном законодательстве о бытовом насилии двенадцати государств содержатся ссылки на насилие в семье. В 102 государствах не приняты конкретные положения о домашнем насилии. В двадцати странах проекты законов о бытовом насилии находятся на стадии разработки, еще четыре государства выразили намерение разработать конкретное законодательство или законодательные положения о бытовом насилии.
Кроме того ООН предлагает модельное законодательство о насилии в семье. Оно может быть взято за основу для разработки законодательных актов в области насилия в семье в разных странах.
Целями модельного законодательства являются: способствование соблюдению международных стандартов в области прав человека, в особенности тех, которые сформулированы в Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, определившей насилие в отношении женщин как «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, сексуальный или психологический вред или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни»; признание того, что насилие в семье является серьезным преступлением против личности и общества, которое не извинимо и не терпимо; установление законодательства, запрещающее насилие в отношении женщин – домочадцев или женщин, находящихся в близких отношениях, защищающее жертв насилия и предотвращающее дальнейшее насилие.
Кроме того здесь предлагаются механизмы подачи жалоб на насилие в семье исходящих от жертв насилия. Подробно описываются действия сотрудников полиции, социальных работников, судебных органов.
Международной и российской законодательную базу в области защиты прав женщин, можно условно разделить на законодательные акты в области прав человека вообще, и на акты касающиеся прав женщин.
К законодательным актам о правах человека относятся
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) В которой говорится, что все люди имеют на жизнь без насилия, Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека.
К актам касающиеся прав женщин относятся:
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, в которой сказано, что достижение полного равенства прав мужчин и женщин необходимая задача государства, и оно должно всеми имеющимися в распоряжении способами изменять традиционную роль мужчин и женщин.
Государство имеет право вмешаться во внутреннюю жизнь семьи и брать на себя функции защиты, когда семья превращается в источник эксплуатации и злоупотреблений.
Российская Федерация ратифицировала международные правозащитные соглашения, взяв тем самым на себя обязательства по защите женщин от насилия, совершаемого как государственными, так и частными лицами и организациями. Это означает, что ни Президент Российской Федерации, ни Правительство Российской Федерации не могут игнорировать обязательства, взятые Россией в Пекине на последней Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин (1995).
В России предпринимались попытки внести законопроекты о домашнем насилии на рассмотрение в парламент. Последний проект Федерального закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29 марта 1999 года (выписка из протокола №198, пункт 53) снят с рассмотрения «в связи с отзывом авторами».
Законодательная база Российской Федерации содержит в себе различные нормативные акты, регулирующие социальную защиту населения, в том числе и граждан, столкнувшихся с проблемой насилия как в семье, так и в других сферах жизни. Основополагающим документом всей правовой системы России является Конституция РФ. Положения, закрепленные в Конституции РФ и международных правовых документах, конкретизируются в ряде нормативных актов: Гражданский кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и др. основными статьями и законами, которые регулируют защиту женщин от насилия являются:
Конституция Российской Федерации – в Конституции Российской Федерации прописано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17); осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, места жительства; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности в их реализации (ст. 19); никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или затрагивающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21). В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на «свободу и личную неприкосновенность». Охране прав личности в той или иной степени подчинена вся система права (ст. 22). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46), а также право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48).
Другим документом в области защиты прав женщин, испытывающих насилие является Уголовный Кодекс Российской Федерации – при решении вопросов защиты прав женщин, подвергающихся насилию в семье, как показывает практика, наиболее часто применяются: ст. 112 «умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести»; ст. 115 «умышленное причинение вреда здоровью»; ст. 116 «Побои»; ст. 117 «Истязания»; ст. 119 «угроза убийством, или причинение тяжкого вреда здоровью». В течение 2002–2004 гг. были внесены изменения и дополнения в УК, расширяющие понимание природы насилия не только как физического, но и как психологического воздействия на потерпевшего.
Кроме вышеперечисленного законодательства, которое используется при оказании юридической помощи лицам, подвергающимся насилию, немаловажны нормы гражданского законодательства, в частности Гражданский кодекс РФ: при возмещении вреда применяются требования, предусмотренные ст. 1064–1083 Гражданского кодекса, а при компенсации морального вреда – ст. 1099–1101 ГК РФ.
Также к нормативно-правовым документам по защите женщин от насилия можно отнести:
Постановления Правительства Российской Федерации:
«О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» от 8 января 1996 г., №6.
«Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышении их роли в обществе до 2000 года» от 29 августа 1996 г., №1032.
Постановление Министерства труда и социального развития «Об утверждении примерного положения о Кризисном центре помощи женщинам» от 10 июля 1997 г., №40;
Постановления Государственной Думы Российской Федерации:
«О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин» от 20 ноября 1997 г. №1929–11 ГД.
В «Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» (далее: Концепция), одобренной Правительством РФ, в первой ее части «Важнейшие особенности статуса женщин, вызывающие особую озабоченность в Российской Федерации» присутствует целый подраздел «Насилие в отношении женщин», в котором признается, что «проблема насилия в отношении женщин не получила до сих пор должной оценки и необходимого разрешения». В нем также зафиксировано, что насилие в отношении женщин «имеет место во всех сферах жизнедеятельности, включая работу и семью», и перечислены формы, наиболее ярко выражающие насилие в отношении женщин – «принуждение к сожительству и проституции, изнасилования, бытовое насилие и убийства на почве алкоголизма, наркомании, садизм, систематическое избиение и психологическое насилие». Отмечено, что «сложным остается положение женщин в чрезвычайных условиях межнациональных и военных конфликтов, а также женщин – беженцев и вынужденных переселенцев».
Согласно этому документу, «рост насилия в отношении женщин обусловлен ухудшением криминогенной обстановки, ослаблением воспитания в семье, школе, коллективе и обществе в целом, пропагандой эксплуатации женской сексуальности, обнаженного тела в средствах массовой информации и, наконец, «отсутствием соответствующего законодательства, неэффективной работой правоохранительных органов».
Здесь же дается официальная статистика преступлений в отношении женщин с оговоркой, что официальная статистика не отражает реальной картины преступлений в отношении женщин.
Концепция определяет стратегические цели и основные подходы к их реализации в области пресечения насилия в отношении женщин, которые включают: недопущение насилия в отношении женщин во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1993 года; разработку уголовных, гражданских и административных санкций для наказания за правонарушения и возмещения ущерба, причиненного женщинам, которые подверглись насилию, в том числе и насилию в семье;
разработку механизма взаимодействия с неправительственными организациями, занимающимися проблемами реабилитации женщин;
развитие широкой сети служб, обеспечивающих помощь жертвам насилия, и консультирование населения по вопросам профилактики насилия в отношении женщин; проведение информационной, образовательной и воспитательной работы по изменению традиционных стереотипов, основанных на превосходстве одного пола над другим, с обязательным включением в учебные программы специальной психологической и физической подготовки по предупреждению возможного насилия в отношении женщин; организацию подготовки специальных профессиональных кадров для органов здравоохранения, образования и правоохранительных органов для работы с гражданами, подвергшимися насилию; совершенствование статистической отчетности по преступлениям в отношении женщин; проведение исследований о причинах, характере, степени и последствиях насилия, об эффективности мер по предупреждению и искоренению насилия в отношении женщин.
Таким образом, данное постановление Правительства РФ – официальный документ исполнительной ветви власти, в котором содержится признание государственным органом власти федерального уровня наличия проблемы насилия в отношении женщин и ее фактическая нерешенность.
В октябре 2007 года в Государственной Думе РФ внесен проект закона «Об основах государственной поддержки семьи в РФ», где вопросам предупреждения насилия в семье уделено особое внимание, в том числе, дана попытка дать правовое определение данному явлению. Несмотря на то, что закон носит рамочный характер, его принятие позволило бы создать правовую основу для искоренения насилия в семье, реализовать системный подход осуществления государственной поддержки семьи. В проекте закона определены:
принципы государственной поддержки семьи; приоритетные направления государственной поддержки семьи, в том числе предупреждение насилия в семье; имеется отдельная статья 15 «Предупреждение насилия в семье»; определена роль общественных организаций в их участии в обеспечении государственной поддержки семьи; определено, что органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и реализуют региональные целевые программы государственной поддержки семьи. Обязательным условием разработки региональных целевых программ является проведение на долговременной основе научных исследований.
Однако до настоящего времени проект закона не рассмотрен.
Основной причиной, тормозящей принятие законов, карающих за насилие над женщиной в семье, является недостаточное осознание многими, в том числе общественными и политическими деятелями, действительной значимости этой проблемы.
Однако нормативно-правовые акты действующие сейчас в Российской Федерации в отношении насилия над женщинами (в том числе домашнего насилия) направлены на ликвидацию последствий случившегося.
К сожалению специальных законодательных актов, которые бы регулировали насилие в семье на данный момент не существуют.
Домашнее насилие над женщинами выходит за рамки частного жизни и является нарушением прав человека. Там, где оно имеет место быть, права человека недостаточно защищены. Уважение к правам человека и возможность беспрепятственной реализации всех прав и свобод существует только в таком обществе, в котором женщины могут рассчитывать на защиту от домашнего насилия.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Основные направления и формы помощи женщинам испытывающим насилие в социальных службах
Домашнее насилие является одной из важных тем в современном обществе. На протяжении всей жизни семья постоянно сталкивается с различными трудностями и неблагоприятными условиями (болезни, жилищно-бытовые неудобства, социальные кризисы), вследствие которых происходит нарушение гармоничных отношений и нарастание конфликтности.
В настоящее время в некоторых городах России уже функционирует ряд кризисных центров и отделений социально-реабилитационных центров, куда женщина может обратиться в трудной жизненной ситуации.
Главной целью деятельности данных учреждений является оказание специализированной, комплексной помощи (психологической, социально-медицинской, юридической, педагогической и др.) женщинам, находящимся в кризисном и опасном, для физического и душевного здоровья, состоянии или подвергшихся насилию.
Приоритетными направлениями деятельности таких учреждений считаются: выявление женщин, подвергшихся домашнему насилию и остро нуждающихся в незамедлительной помощи и поддержке; создание банка данных женщин, находящихся в социально-опасном положении; социальный патронаж граждан данной категории; оказание квалифицированной консультативной помощи; реализация реабилитационных мероприятий с женщинами, подвергшихся домашнему насилию и сопровождение женщин в постреабилитационный период.
Женщины, столкнувшиеся с проблемой домашнего насилия, имеют возможность лично обратиться за помощью или же могут быть выявлены через учреждения и ведомства социальной сферы (поликлиники, ЖЭКи), при содействии знакомых, друзей, родственников.
После обращения женщины за помощью она уже является клиентом учреждения социальной защиты, состоящим на учете, а полученные от нее сведения заносятся в банк данных.
Следующим этапом работы по данной проблеме, является оказание комплексной помощи женщинам – жертвам домашнего насилия. Эта помощь отличается своей многофункциональностью, предполагающей взаимодействие специалистов кризисного отделения различного профиля: психолога, специалистов по социальной работе, психотерапевта, юриста.
Специалист по социальной работе оказывает экстренную и комплексную социальную помощь (срочная экономическая помощь, содействие в получении юридических, медицинских услуг) женщинам, перенесшим насилие. Осуществляет социальный патронаж, как самой клиентки, так и ее семьи.
В центрах с женщинами работают над укреплением психофизического здоровья, путем профессионального использования специальных методов и приемов оказания психотерапевтической помощи; проводятся диагностические исследования, намечается план работы с клиентом, организуется сопровождение, осуществляется консультативная работа, организуются «группы взаимопомощи», состоящие из 5–7 женщин, подвергшихся домашнему насилию, проводятся тренинги.
Юрист, в ходе консультаций, помогает найти выход из сложившейся ситуации, например, правильно оформить заявление в суд, прокуратуру, обжаловать неправомерные действия обидчика.
Психолог осуществляет психологическую помощь (консультирование, диагностика). Организует и проводит психокоррекционные и реабилитационные занятия с женщинами, оказавшимися в ситуации домашнего насилия.
Слаженная работа специалистов социально-реабилитационных центров помощи семье и детям, где каждый выполняет свои функции, является условием успеха работы с жертвами домашнего насилия.
Главной целью вмешательства специалистов в сложившуюся ситуацию женщины заключается в том, чтобы предоставить ей всю необходимую информацию и поддержку для того, чтобы она приняла свое собственное решение наметить возможные пути выходов из ситуации, научить противостоять агрессору, помочь раскрыть свой собственный потенциал.
Специалисты различных центров в своей работе с женщинами – жертвами насилия используют самые различные формы и методы работы. Среди них: беседа, консультация, «телефон доверия», социальный патронаж, тренинги, «группы взаимопомощи и самопомощи», психодрама, клубные объединения.
В процессе консультации изучается суть существующей проблемы, и предлагаются различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Результат работы во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым.
Во время консультации позиция консультанта не должна противоречить взглядам клиента, а также должна присутствовать наглядная демонстрация клиенту, что ожидаемые от него действия, должны способствовать, и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов, так как, при равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции. Вызвать же к себе эмоционально-положительное отношение клиента является важной задачей специалиста по социальной работе.
В ходе консультации специалисты используют следующие методы работы: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг, и др. Полученные данные фиксируются в документации.
Специфическим видом консультативной деятельности является экстренная психологическая помощь – «Телефон доверия».
Консультирование такого рода, позволяет многим женщинам, испытавшим насилие и не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать психологическую поддержку, а также рекомендации по волнующим их проблемам.
Особенностью телефонного консультирования является принцип анонимности, который формирует у женщины фантазийный образ консультанта. Известно, что отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал восприятия и значение приобретает не только сам текст сообщения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Все это учитывается специалистами в ходе работы.
Основные же приемы и методики специалистов «телефона доверия» (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.
Особое значение при реабилитации женщин – жертв домашнего насилия, отводится «группам взаимопомощи». Комплектование этих групп осуществляется на основании данных социального патронажа и собственного желания женщины. Работа в «группе взаимопомощи» дает каждой женщине, прочувствовав через сопереживание и взаимную поддержку, избавиться от ощущения изоляции, одиночества и непонимания окружающих, а также позволяет получить информацию о способах преодоления их проблемы, способствует осознанию необходимости защиты своих прав и интересов и дает возможность более объективно оценить свою ситуацию. Члены таких групп наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста, в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие женщиной. Более высокий уровень работы – переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений людей, переживших насилие, выделяя при этом людей способных оказывать влияние на других членов группы. Содействие специалиста социальной работы в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его подопечные переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.
Эффективным групповым методом реабилитации женщин, пострадавших от домашнего насилия является психодрама. В психодраме человек проигрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или вымышленных персонажей. В ходе проигрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение от накопленных негативных переживаний, что способствует формированию нового видения своей жизненной ситуации.
Данная техника позволяет женщине, пострадавшей от насилия, справиться с комплексом жертвы.
Также в центрах широко используется применение различных видов терапевтического воздействия, таких как сказкотерапия, ароматерапия, арттерапия, телесно-ориентированная терапия, терапия реальностью, кинотерапия и другие.
Сказкотерапию называют «детским» методом, но это не значит, что взрослым он не подходит. Занятия подходят тем, кто запутался в себе и не понимает, как ему жить дальше. Психолог на групповых занятиях предлагает каждому написать сказку. Вместе прочитать и попытаться понять свои проблемы, а после найти пути их решения.
Запахи – один из важнейших языков, к которым восприимчива психика человека. Этот факт лежит в основе ароматерапии – целительного и профилактического воздействия различными запахами. Ароматерапия – сложная наука, которая должна учитывать различные обстоятельства – от времени суток, рода деятельности, рода недуга и индивидуальных качеств человека. Во время процедуры человек забывает про проблемы, а после они не кажутся ему такими уж сложными. Ароматерапия – аналог методу «утро вечера мудренее».
Арттерапия – лечение музыкой, рисованием, танцами, лепкой, игрой. Здесь приветствуются все формы творчества. Смысл в том, что человек переносит свою проблему, например, на бумагу, и тем самым учится с ней жить.
Кинотерапия – проблема решается проще, когда есть пример того, как кто-то с ней долго жил, а потом справился. Просмотр конкретных фильмов помогает разрешать ситуации.
На сегодняшний день очень широкую популярность завоевала телесно-ориентированная терапия (ТОТ), так как знание языка тела может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова. Тело клиента может «рассказать» о его проблемах и характере гораздо быстрее и больше, чем это сделает он сам. Преимущество телесно-ориентированной терапии в том, что она позволяет, изящно обходя сопротивление клиента, очень бережно подойти к его внутренним переживаниям. А главное, тело – это кратчайшая дорога к бессознательному и значит к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем и лечение психических нарушений, но и на общее оздоровление организма. Телесно-ориентированная терапия не подвергается цензуре сознания пациента, а значит, действует быстрее и эффективнее «вербальных» техник.
Еще один вид работы – это тераия реальностью: стремление побудить жертву брать на себя ответственность за различные реальные жизненные ситуации и добиваться поставленных целей. Данный метод эффективен на завершающих этапах терапии, но противопоказан на начальных, т. к. усугубляет состояние женщин, испытывающих насилие.
Также с женщинами проводятся психокоррекционные тренингипосредством различных упражнений. (См. Приложение 4)
Еще одной формой работы с женщинами, испытывающими насилие является шелтер–социальная гостиница, где женщина с детьми может получить временное убежище и помощь специалистов в тех случаях, когда нормой общения в семье становятся оскорбления, угрозы, конфликты и побои, притеснение моральное и экономическое.
В центрах помощи семье и детям женщинам, испытывающим насилие оказывается не только помощь в реабилитации, но также проводится профилактическая работа, которая заключается в реализации различных программ профилактических мер, позволяющая предотвратить явление насилия в семье. Работа таких программ ведется в следующих направлениях: разработка и продвижение образовательной кампании по просвещению общественности о природе и специфике проблемы и влияния насилия в семье на общественные процессы, где немалое значение имеет активная пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни, формирование положительного имиджа здоровых семейных отношений; проведение образовательных программ (тренингов, семинаров) по проблеме насилия над женщинами во всех организациях, профессиональных сообществах, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях (врачи, педагоги, социальные работники, милиция), введение спецкурсов в соответствующих ВУЗах, других образовательных учреждениях.
Меры реагирования на насилие главным образом сосредоточены на предоставлении услуг и поддержки для жертв, а превентивные вмешательства сосредоточены на правовых реформах и повышении информированности.
Cоциальная работа это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
В социальной работе с женщинами, испытывающими домашнее насилие выделяются три группы задач: по их спасению, по поддержанию социального функционирования, по социальному развитию. Следует отметить, что в конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.
В случае реальной опасности для жизни и здоровья женщины могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью. Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.
Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав различных групп женского населения, содействием самозанятости и самообеспеченности женщин.
Все эти задачи, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер: социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.
Защита от насилия может проходить как в условиях стационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений. Работа нестационарных учреждений сочетает, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.
В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания. В данных учреждениях в штатном расписании прописана должность специалиста социальной работы. Непосредственно помощь женщинам, подвергшимся насилию оказывают центры социальной помощи семье и детям. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе (например, кризисный центр для женщин с телефоном доверия, в том числе зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями).
Важно, чтобы деятельность данных организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна всем нуждающимся в ней. Надо отметить, что деятельность социальных организаций и кризисных центров должна быть направлена на решение проблем женщин – жертв насилия.
Создание и функционирование этих организаций является необходимым условием существования любого цивилизованного общества. Задачами центров для женщин, испытывающих насилие являются: оказание социальной, психологической, юридической и иной помощи; социальная реабилитация членов семьи; оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье; предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи.
Специалист социальной работы является ключевой фигурой и связующим звеном между различными структурами в помощи жертвам домашнего насилия, то и требование к этим специалистам высокие. Мировая практика свидетельствует о том, что специалист социальной работы, оказывая профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Деятельность специалиста социальной работы характеризуется, по меньшей мере, тремя различными подходами к вмешательству в проблему, которыми определяются вариации их профессиональных функций. Эти подходы обозначаются как воспитание, фасилитация, адвокатирование. Воспитательный подход позволяет специалисту по социальной работе выступать в роли учителя, консультанта, эксперта, давать совет, обучать. При фасилитативном подходе – исполняет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемы, объясняет ситуации, по возможности мобилизирует внутренние ресурсы клиента. Адвокатский подход применяется в тех случаях, когда специалист социальной работы выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента. Оказывает помощь в подборе аргументации, объяснение ситуации, подборе документально обоснованных обвинениях.
Домашнее насилие часто может носить скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагает все усилия для сокрытия факта насилия из-за чувства стыда, страха, ощущения беспомощности, невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда – по незнанию. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария – это сложная и важная профессиональная задача специалистов социальной работы, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности. Принципиальной задачей, которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации.
Так же, в ситуации домашнего насилия специалистам социальной работы приходится решать, как минимум, следующие задачи с помощью соответствующих им методов: просветительские, обучающие; диагностические; терапевтические; консультативные; организационные; административные. Как дополнительную, но принципиально важную, можно выделить еще одну задачу специалиста по социальной работе – обеспечение психологической самозащиты, позволяющей ему не стать объектом манипуляций клиентов и избежать профессионального выгорания, поскольку ситуации домашнего насилия очень заряжены эмоционально и непросты.
Таким образом социально-реабилитационные центры помощи семье и детям предоставляют помощь женщинам в различных ситуациях и разными способами: индивидуальное консультирование, позволяющее более полно концентрироваться на личной жизни; группы поддержки; тренинги уверенности в себе, безопасного поведения, самообороны; телефон доверия и другие. Специалистами центров проводится не только реабилитационная работа, но также профилактика и социальный патронаж, что позволяет решать проблему насилия над женщинами более комплексно.
2.3 Учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам (различный опыт)
В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания для женщин, испытывающих насилие. (См. Приложение 5)
Наиболее распространенными типами их являются центры социального обслуживания населения различного (регионального, муниципального и локального) уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе (например, кризисный центр для женщин с телефоном доверия, организованный научно-исследовательским институтом), в том числе зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями. Важно, чтобы деятельность этих разнообразных организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна клиентам.
Различные центры помощи женщинам существуют не только в нашей стране, но и заграницей: Женский кризисный центр в городе Гетеборге в Швеции представляет собой жилой комплекс из нескольких квартир и подсобных помещений, обслуживаемый персоналом в 13 человек. Здесь круглосуточно действует телефон доверия. Первое, что обращает на себя внимание в этом центре, его относительная уединенность, полузасекреченное существование, отсутствие свободного доступа в помещения. Контакт с супругом, партнером – обидчиком в стенах центра исключен. Встреча возможна по истечении определенного времени только за пределами этого учреждения, что, помимо всего прочего, предохраняет его пациентов от дополнительных психических травм.
Посетители-пациенты Центры могут жить здесь до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юрист, экономка, социальные работники) обычно снимают у них стрессовое состояние, заставляют самостоятельно объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родным или близким, избрать оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, обстоятельно подумать о своей жизни и ее перспективах.
В Гетеборге существует три Женских кризисных центра, находящихся на бюджете городских коммун (районов) и один частный. В среднем, годичный бюджет таких центров составляет примерно три млн. крон. Основная часть расходов (до 90%) связано с оплатой аренды помещений и выплатой зарплаты сотрудникам (зарплата здесь колеблется от 12 до 16 тысяч крон в месяц, что близко к уровню средней заработной платы, существующей сегодня в стране).
Находясь в Центре, женщина может продолжить работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Впрочем, существуют и консультативные формы деятельности женского кризисного Центра, а также дневной вариант организации его работ. Обратившейся сюда за помощью могут получать не только квалифицированные консультации, но и какое-то время днем (несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стрессового состояния, что, разумеется, в социальном плане заметно снижает напряженность в отношениях между людьми, повышает их жизненные потенции, нормализует социальные связи.
В Российсской Федерации центры помощи женщинам, испытавающим насилие существуют во многих субъектах, а также в Москве и Санкт-Петербурге.
Национальный центр по предотвращению насилия «АННА» в Москве – это ресурс, который занимается профилактикой разных форм насилия в отношении женщин на всех уровнях. Информационная сеть центра включает в себя более ста российских общественных и государственных организаций, работающих с проблемой насилия в отношении женщин.
Московский кризисный центр для женщин «АННА» был создан в 1993 году. Его открытию предшествовала трехлетняя исследовательская и подготовительная работа по изучению проблемы насилия в России и опыта работы кризисных центров в других странах директора Центра – Марины Писклаковой. Тогда же, в 93-м, по ее инициативе, в Москве начал работу первый в России телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье.
Спустя два года центром «АННА» было опубликовано первое серьезное исследование по проблеме насилия в отношении женщин, в котором приняли участие и другие столичные и региональные кризисные центры. Результаты исследования были представлены на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, которая прошла в Пекине. Пекинская конференция вошла в историю тем, что во время ее подготовки женщины объединились в Европейскую сеть – WAVE (Женщины против насилия в Европе). Центр «АННА» вошел в Сеть и сейчас представляет Россию в движении, занимающемся проблемой насилия над женщинами.
На сегодняшний день центр имеет статус национального. Его сотрудники проводят образовательные кампании, разрабатывают обучающие программы для региональных кризисных центров и учебных заведений по всей России.
Центром «АННА» проводятся семинары для медицинских работников, образовательные курсы для сотрудников МВД и социальных работников; идет постоянный обмен опытом и информацией между российскими и европейскими общественными организациями, работающими в этом же направлении.
В настоящее время центр: оказывает психологическую, эмоциональную, юридическую и информационную помощь женщинам и детям, оказавшимся в кризисных ситуациях по телефону доверия, на личных консультациях и группах поддержки; проводит образовательные и просветительские программы для представителей российских законодательных и правоохранительных органов, медработников, представителей СМИ, населения с целью изменения общественного мнения о проблеме насилия в отношении женщин; проводит исследовательские программы; оказывает методическую помощь неправительственным и государственным организациям России и стран СНГ, которые работают с проблемой насилия в отношении женщин; ведет деятельность по изменению законодательства на местном, региональном и национальном уровнях.
В Санкт-Петербурге осуществляет свою деятельность Государственное учреждение «Центр помощи женщине» (ГУЦПЖ), которое было основано в 1996 г. Администрацией Санкт-Петербурга. При Центре существует единственное в городе временное убежище на 18 мест для женщин с детьми, подвергшихся любой из форм насилия: физическому, сексуальному, психологическому, экономическому, и оказавшихся в кризисной ситуации.
Целью работы данного центра является обеспечение безопасности жизни женщин и детей, создание условий для принятия сознательного решения перейти от прежнего образа жизни к новому, где не будет места насилию и ущемлению прав женщины, гуманизация общества, охрана детства и материнства.
В период проживания в Центре женщина обеспечивается социальным, юридическим и психологическим сопровождением для помощи в разрешении существующих проблем и предотвращении их возникновения в будущем через повышение знаний различных законов и видов права, современных психологических знаний, раскрытии потенциала возможностей в процессе личностного роста обратившихся женщин.
Свою деятельность осуществляют также многие другие учреждения для женщин, испытывающих насилие, в том числе: в Мурманске работает Кризисный центр для женщин «Приют». Это неправительственная благотворительная организация в форме общественного учреждения. Открыт данный центр 20 апреля 1997 года. Учрежден Конгрессом женщин Кольского полуострова и группой женщин-добровольцев «Телефона доверия для женщин», который работал на общественных началах с весны 1995 года. Центр имеет собственное помещение, приобретенное на средства гранта. Открытие кризисного центра – результат российско-норвежского партнерства женских неправительственных организаций Мурманска и Тромсе. Основными задачами центра являются: предоставление убежища женщинам в возрасте от 18 до 55 лет, в случае необходимости и женщинам с детьми, на период от 1 до 7 суток; проведение просветительской работы среди населения; телефонное консультирование; предоставление женщинам полной информации о социальной, психологической, юридической и медицинской помощи. Кризисный центр создан женщинами для женщин. В центре работают специалисты различных областей: юриспруденции, психологии и др. Вся помощь оказывается на общественных началах. По статистике, более 70% всех обращений в кризисные центры Мурманска и Мурманской области – заявления женщин на жестокое обращение и домашнее насилие, на критическое неблагополучие в семье.
В городе Полярные Зори также функционирует кризисный центр. Данный центр является структурным подразделением государственного областного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Полярнозоринский комплексный центр социального обслуживания населения». В учреждении работают 3 специалиста по социальной работе и 2 психолога.
Основные направления деятельности Кризисного центра: «телефон доверия» (экстренная психологическая помощь женщинам, детям, мужчинам); очное индивидуальное консультирование; тренинги, лекционная работа, участие в семинарах.
Основной целью работы Полярнозоринского кризисного центра является снижение психологического дискомфорта и повышение качества жизни обратившихся жителей города. Также в городе Полярные Зори с 1996 года работает отделение социально-психологической реабилитации для женщин.
Опыт деятельности имеется и в Костромском регионе: кризисное отделение помощи женщинам дневного пребывания осуществляет свою деятельность в Костромском областном Центре социальной помощи семье и детям с 2001 года.
Главной целью деятельности данного отделения Центра является оказание специализированной, комплексной помощи (психологической, социально-медицинской, юридической, педагогической и др.) женщинам, находящимся в кризисном и опасном, для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшихся психофизическому насилию.
В апреле 2006 года в Краснодаре было создано отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, или, как его по другому называют, «кризисное отделение для женщин» на базе государственного учреждения социального обслуживания Краснодарского края. Это единственный центр в Краснодарском крае, занимающийся реабилитацией женщин и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в условиях круглосуточного стационара на 16 мест.
Кризисное отделение работает круглосуточно. Клиентки могут оставаться в отделении до 15 (в экстренных случаях до 45) дней, получая различные виды помощи. За время работы специалистами отделения приобретен значительный опыт работы в оказании помощи жертвам семейного насилия. Сформирован сплоченный коллектив, в составе которого психологи, юристы, специалисты по социальной работе, медицинские работники, социальные педагоги, который работает по определенному алгоритму и является единой командой, что положительно влияет на качество оказываемых услуг.
В оказании помощи клиентам особое внимание оказывается постреабилитационному сопровождению и профилактике семейной жестокости.
Кризисный центр для женщин существует и в республике Коми – это кризисный центр» Райда» в городе Сыктывкаре.
Кризисный центр помощи женщинам является учреждением государственной (муниципальной) системы социального обслуживания населения, предназначенным для оказания женщинам, находящимся в кризисной ситуации, социальной помощи различных видов.
Центр развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями социальной защиты населения, взаимодействует с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с населением, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в целях эффективной социальной поддержки женщин, находящихся в кризисных ситуациях. При Центре может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности. Ответственность за соблюдение анонимности, прав и свобод женщин, обратившихся в Центр, несет как руководство, так и каждый сотрудник Центра в рамках действующего законодательства.
Целью создания Центра является: оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и др. помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.
Основными задачами Центра являются: создание необходимых условий для обеспечения максимально полной социально-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье; привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной Деятельность Центра направлена на: выявление совместно с государственными органами и общественными объединениями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи, занятости, миграции, комитетами Общества Красного Креста, ассоциациями много – детых, неполных семей, обществами инвалидов и другими) женщин, остронуждающихся в незамедлительной социальной защите и помощи; предоставление клиентам Центра необходимых социальных услуг разового или постоянного характера; поддержка женщин в решении проблем мобилизации их собственных возможностей и внутренних ресурсов по преодолению сложных жизненных ситуаций; социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке, предоставление временного приюта; повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь женщинам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений; социально-психологическая помощь женщинам в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
В центре работает дневное и стационарное отделение.
Отделение дневного пребывания предназначается для диагностики состояния женщин; разработки мероприятий по реабилитации женщин и координации их выполнения; оказания экстренной психологической помощи по телефону доверия; организации поэтапного выполнения мероприятий по реабилитации женщин; оказания женщинам медико-социальной, психолого-педагогической, юридической, бытовой помощи; проведения досуговых мероприятий (с целью профилактики); консультирования по медико-социальным вопросам (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, сексуальные расстройства, психосексуальное развитие и др.); содействия в направлении в специализированные учреждения лиц, требующих лечения в специализированных учреждениях органов здравоохранения. Отделение работает в течение рабочей недели в дневное и вечернее время.
Помимо Психологической работы в центре осуществляется также юридическая помощь: женщина подвергшаяся насилию получает консультацию от юриста в ходе которой он разъясняет ее права; по просьбе женщин, от их имени, составляет заявление в правоохранительные органы (милицию, прокуратуру). Кроме того, Центром ведется совместная работа с участковыми инспекторами, работающими по месту жительства женщин, обратившихся за помощью. В случае необходимости женщины направляются в бюро судебно-медицинской экспертизы.
Стационарное отделение (социальная гостиница) создано для пребывания в нем женщин и обеспечивает бытовые, психологические и прочие условия их жизнедеятельности на срок не более двух месяцев. Оно рассчитано на 9 койко-мест, где оборудованы: душ, прачечная, чайная.
Услугами гостиныца пользуются женщины, вынужденные покинуть свой дом после агрессивных действий своих близких, пытающихся избежать психофизических травм, по другим причинам.
Основными направлениями деятельности отделения являются: обеспечение доступной, своевременной и эффективной помощи женщинам, нуждающимся во временном приюте; оказание квалифицированного и разностороннего (психологического, педагогического, медицинского, юридического и др.) консультирования в зависимости от конкретных при чин социальной дискомфортности; проведение индивидуальных диагностических бесед с целью выявления актуальных проблем и степени психологического стресса, помощь в их разрешении, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации; предоставление бесплатного питания; содействие в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности женщин в семье, на работе или иной среде жизнедеятельности; привлечение к сотрудничеству организаций, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку. Оказание помощи женщинам осуществляется в любое время суток. Независимо от места жительства любая женщина в Центре может получить первичную консультацию специалистов.
Центр «Райда» еще очень молод, но его деятельность становится важным звеном в системе преодоления домашнего насилия.
Итак, женщина во время кризисной ситуации теряет объективную способность думать над проблемой, принимать решения, концентрировать внимание на задаче, с которой она столкнулась. В связи с этим перед сотрудниками различных центров помощи женщинам, испытывающим насилие стоит задача вывести женщину из депрессивного состояния, оказать помощь в осмыслении происходящего и в определении наилучшего выхода из ситуации.
продолжение
--PAGE_BREAK--