Реферат по предмету "Культура и искусство"


Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"

Экономико-Технологический колледжпитания

Реферат
Картина Сандро Боттичелли “РождениеВенеры”
 
Выполнила: Даньшина Олеся
студентка группы 3ТО-418
Преподаватель: Лисицкая Вера Александровна
 
Санкт – Петербург 2011 год

Содержание
 
Репродукция картины
Паспорт картины
Биография художника
Анализ картины
Анкета
Личное впечатление
Список используемых сайтов

Репродукция картины
/>
Паспорт картины
 
Автор: Сандро Ботичелли (1482)
Название: Рождение Венеры
Материалы: темпера по холсту
Размер: 278,5Х172,5
 
Биография художника
 
Настоящее имя художника — Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Он был младшим из четырех сыновейМариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Поспециальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта МарияНовелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. Унего была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, делоприносило весьма скромный доход.
Ювелирное искусствосыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в эторусло направлял его все тот же брат Антонио. К ювелиру («некоемуБоттичелло», как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день неустановлена), отправил Алессандро отец, устав от его «экстравагантногоума», одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор ненашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошелпо стопам Антонио, работавшего ювелиром, по меньшей мере, с 1457 года, чтоположило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.
Сандро, изрядноподнаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного«чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, незабывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства.
Около 1464 года Сандропоступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшемутогдашнему живописцу, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет.Отдавшись целиком живописи, он стал последователем своего учителя и подражалему так, что Фра Филиппо его полюбил и своим обучением вскоре поднял его дотакой степени, о которой никто не мог бы и подумать.
Уже ранние работы Сандроотличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразнойпоэтической овеянности образов. Юношеская «Мадонна с Младенцем иангелом» (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), былавыполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет(«Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить,как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя ФраФилиппа. Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искатьсреди высших художественных достижений эпохи иной источник.
Какое-то время он посещалмастерскую Андреа Верроккио, плодотворного общения в этих кругах родились такиекартины, как «Мадонна в розарии» (ок. 1470, Флоренция, Уффици) и«Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, музейКаподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Возможно,эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
К периоду с 1467 по 1470год — относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый«Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), Он был выполнен для главногоалтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки.
Можно заключить, что ужев 1469 году Боттичелли — самостоятельный художник, ибо в кадастре того же годаМариано заявил, что сын его работает дома. Деятельность четырех сыновей принесласемье Филипепи значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владелидомами, землей, виноградниками и лавками.
Уже в 1970 году Сандрооткрыл собственную мастерскую и где-то между 18 июля и 8 августа 1470 года закончил произведение, принесшее ему широкое общественное признание. Картина сизображением аллегории Силы предназначалась для Торгового суда
В 1472 году он записалсяв гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность назаконном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскуюи окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если емустанут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки имодели для «штандартов и других тканей» (Вазари), инкрустаций,витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Одним из официальныхучеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников былФилиппино Липпи, сын бывшего учителя мастера
Заказы Боттичелли получалглавным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин«Святой Себастьян» (Берлин, Государственные музеи) выполнена длястарейшей церкви города Санта Мария Маджоре. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена наодной из колонн церкви В том же 1474 году, когда было завершено этопроизведение, художника пригласили работать в другой город. Пизанцы попросилиего написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы егомастерства заказали ему алтарный образ «Смерть Марии».
Именно в этот периодустановился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признаннымиправителями Флоренции. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамядля знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Незадолго до гибелимладшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников,написал несколько портретов Джулиано которые вместе с памятной медалью,отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного на века сохранили черты погибшего.Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия,Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана.
В промежутке между 1475 и1482 годами, с усилением психологической выразительности, реализм изображениядостигает своего максимального развития. Пути этого развития отчетливопрослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонениеволхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции,а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне.
Выполнение каждого образаявляет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено исжато в пространстве; отсутствует физическое движение, а вместе с ним идуховный порыв.
Две самые знаменитыекартины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и«Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурнуюатмосферу, возникшую в медическом кругу. Историки искусства единодушно датируютэти работы 1477-1478 годами. Картины написаны для Джованни и Лоренцо диПьерфранческо — сыновей брата Пьеро «Подагрика».
Судя по количеству егоучеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерскаяБоттичелли пользовалась широким признанием.
Недалеко от домаБоттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 годухудожник написал на стене лоджии фреску «Благовещение» (Флоренция,Уффици). Так как в больницу поступали, прежде всего зараженные чумой, роспись,вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей городэпидемии. Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы, асовременники оценили фрески мастера выше работ прочих художников. Боттичелли принадлежат,по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, атакже три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг противдруга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея»,«Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставшихЛевитов». Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то идело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина впоследнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие даньуважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдическийсимвол — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере,использованное в одеянии Аарона в последней картине.5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджинои Пьеро Поллайоло, исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперьносит название Палаццо Веккио). Однако Сандро в этой работе участия не принял ив следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшениясвадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл«Декамерона» Боккаччо.
По возвращении из РимаБоттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди нихнесколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться враспределении форм на плоскости.
Среди больших религиозныхкомпозиций несомненным шедевром является «Алтарь св.Варнавы»,написанный тотчас же по возвращении из Рима. Большое произведение Боттичелли«Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. В изображенииангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Иеронима дышит уверенностьюи достоинством. В то же время здесь ощущается некоторый отход от«совершенства пропорций».
В 1493 году в личнойжизни Боттичелли произошли важные события: умер и был похоронен рядом с отцом накладбище Оньисанти брат Джованни.
Уже с юношеских лет, еслине с рождения, Сандро несет в себе высокое стремление к красоте, чувствоглубокого сострадания личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, какпрежде. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чистовнешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожаетуже всему человечеству, — опасность погубить душу. И Боттичелли вновьпереживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая»,«Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегорияклеветы». После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Пытаясьпонять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» кдушераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизнисв.Зиновия». Так завершается этот путь — от идиллических грезчувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Чувства художника неутрачивают остроты, но становятся крайне чуткими к вопросам совести и морали.
Боттичелли умер в 1510году, одинокий, забытый, по словам Вазари. Возможно, одиночество былонеобходимо для духовной жизни художника и что в нем именно и заключалось егоспасение.

Анализ картины
Пурпурный хитон, которымОра прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоникаПорфирия «О пещере нимф» означает душу,одевающуюся плотью, нисходя в мир. «Спящая Венера»что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианскойтемой Крещения, и с сюжетом «КоронованияДевы». В образе Венеры,как и в других женских персонажах,преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногахее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции.
Пример: аллегория «Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены временгода. Весна или Ора в «Рождении Венеры»,возможно, символизирует целомудренную любовь, а зефиры, согласно учениюПлатона, — чувственную, плотскую. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» (греческаямифология)
Богиня любви, возникла обнаженной из морской пены и нараковине добралась до берега. Первой сушей на ее пути оказался остров Кифера,но, обнаружив, что он очень мал, она перебралась на Пелопоннес, а затемокончательно обосновалась» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:
В пене воздушной
Пригналоее дуновенье Зефира
Влажноюсилой своей
И Орры взлатых диадемах
Радостновстретив богиню
Нетленнойодели одеждой

Картинанаписана художником темперой (по-итальянски tempera, от temperare — смешиватькраски). Краски (а также живопись такимикрасками), приготовляемые на основе сухих натуральных порошковых пигментов и(или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служатэмульсии — натуральные (разбавленный водой). На холсте в 1482 г. по заказу герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи для его виллы в Кастелло. Она висела над камином и выполнялафункцию стенного панно.
Композиция картины отражает содержание бесед, которые вели междусобой члены платоновской Академии при дворе Лоренцо Великолепного во Флоренции.
Самая знаменитая картинаБоттичелли “Рождение Венеры” в нет никаких “амуров, помогающих ей вступить наземлю”.
Центральныйобраз картины — богиня Венера, рожденная из пены морской, подплывающая нараковине к берегу. Слева от нее дуют Зефиры, от их дыхания сыплются розы исловно наполняют всю картину тонким благоуханием. Ритм их падения подобен ритмуволн, образуемых движением раковины. С другой стороны нимфа Ора, украшеннаямиртом, приготовила пурпурный плащ, чтобы укрыть Венеру. Венера, с теломантичной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханиюЗефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению изВенеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, онианалогичны Зефиру и Хлоре в “Примавере”). Венера равнодушна и к охранительнымдействиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в “Примавере”).
Согласнофилософии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляетсячерез любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником Венера достигает берега в раковине(любимая форма Итальянского Возрождения), которуюподгоняют по морю зефиры. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть еенакидкой, вышитой цветами. Картина написана через четыре года после «Аллегории (отдревне-греческого allegoria — иносказание).
Выражение отвлечённых идей (понятий) посредством конкретных художественных
ботичеллиитальянский художник картина
Анкета
 
1. В каком годуродился художник?
2. Знаете ли вы,какой эпохе принадлежит творчество Сандро Боттичелли?
3. Назовитенастоящее имя художника.
4. В каком году быланаписана картина «Рождение Венеры»?
5. Названия, какихкартин написанных Сандро Боттичелли вы запомнили?
6. понравилась ливам картина?
7. Чем понравилась/не понравилась картина?
8. Кто по картиневстречает на берегу Венеру?
Личное впечатление
Начнем с того, что, еслибы мне не понравилась эта картина, я бы не писала о ней работу. А выбрала я еепотому, что она меня зацепила. Своей нежной и мягкой натурой.
Сама по себе картина нерезкая на нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. Больше всего в этойкартине нравится, как изображена сама Венера, ее невинный взгляд, ее руки,которыми она слегка прикрывает части своего тела. Несмотря на то, что онаполностью обнажена, ты глядишь на нее, будто она полностью одета. Никакойцензуры и никаких элементов, которые могли бы оскорбить чувства смотрящего нанее.
Через образ Весныпередается определенная теплота смотрящему, так как на картине можно сразузаметить проявление некой заботы к Венере. Ведь Весна хочет прикрыть Венерукрасивой тканью.
Каждый раз, когда ясмотрю на такие произведения искусства, задумываюсь о том, что могло подвигнутьчеловека на то, чтобы написать что-то такое. Ведь «Рождение Венеры» неединственная картина, которая поражает и восхищает глаз человека. Поройхотелось бы забраться в голову автору и ощутить все эмоции и понять все мыслина момент написания картины. Но, увы, это невозможно. И мы довольствуемсясвоими мыслями и эмоциями когда смотрим на такие шедевры.

Список используемыхсайтов
 
ancientart.in/arti/Rozhdenie-Veneryi-Botichelli.html
www.centre.smr.ru/win/artists/bottich/biogr_bottich.htm
www.centre.smr.ru/win/pics/pic0118/p0118.htm
library.by/portalus/modules/biographies/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1096279235&archive=&start_from=&ucat=1&
smallbay.ru/artreness/botticelli04.html
www.maranat.de/agr_02_01.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.