Тема: Проблемы духовности в Украине. Массовая и элитарная культура
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Социальные нормы и социальная культура
2.Проблемы духовности в Украине
3. Массовая и элитарная культура
4.Кризис культуры, духовности и глобальные проблемы
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЯ (от лат. societas — общество и греч logos-знание)- наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, в более узком смысле — сфера духовной жизни людей. К духовной культуре относятся знание, образованность, нравственные ценности, уровень воспитания, религия, мораль, этика, эстетика, степень приобщения к достижениям науки и искусства. Социологический подход к культуре связан с её ролью в регулировании поведения людей и социальных групп, в развитии общества, с определением ценностно-нормативного содержания культуры. Ценности для человека могут быть духовными и материальными. Они определяют мировоззрение и меняются в различные периоды жизни общества. Культуру можно подразделить на высокую (изящное искусство, классическая музыка и литература)- создавалась и воспринималась элитой и народную, включающую сказки, фольклор, песни и мифы. С появлением средств массовой информации(радио, телевидение) народная культура трансформировалась в массовую. Проблемой сегодня стал единый механизм моды, на который массовая культура ориентирует, подчиняя все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до музыкальных вкусов и выбора идеологии. Данная работа посвящена проблеме духовности в Украине. В современном обществе происходят изменения в поведении людей, многие нормы и правила поведения прошлого уходят на задний план. Происходит пропаганда насилия через кино и телевидение, с появлением компьютеров падает читательская активность среди молодёжи, появляются новые религиозные организации. Нетрадиционные религии не застрахованы от фанатизма, экстремизма и нарушений прав человека. Применяются физиопсихотехники, изменяющие сознание. Основной мотив обращения к нетрадиционным религиям — не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией (светской или церковной). Приверженцы нетрадиционных религий надеются, что утопические программы сакрального совершенствования человека и общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей современной цивилизации и прежде всего, безотлагательно помогут им лично. Именно культура должна способствовать духовному и нравственному возвышению человека.
1.СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Духовность и нравственность непосредственно связана с установившимися в обществе социальными ценностями и нормами. Социальные ценности – продукт социального взаимодействия людей, в процессе которого обнаруживается способность социального явления удовлетворять потребностям членов общества. Социальные ценности позволяют каждому понять и усвоить, что признаётся добром, а что злом; какие черты поведения личности принимаются, одобряются и насколько, а какие осуждаются. Не все люди в одном и том же обществе привержены одним и тем же ценностям, одинаково многие принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства. Одни – сторонники коллективизма, другие– индивидуализма, для одного главное в жизни – карьера, для другого – богатство, для третьего- честность и порядочность. Социальные нормы – это общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и путей и средств, ведущих к этим целям. Так, в демократическом обществе нормой является мир, свобода, равенство, братство людей, их честь и достоинство, социальная справедливость, солидарность, гражданский долг, материальное благополучие, духовное богатство и мн. др. Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Непосредственно связаны с духовностью номы морали. Соблюдение их обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется нормативной культурой. Самым древним и распространённым кодексом нравственного поведения являются 10 библейских заповедей. Аналогичный моральный кодекс встречается в разных религиях. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции. Социальную роль культуры невозможно переоценить, поскольку она определяет само содержание любого социального явления, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы. Социальная роль культуры проявляется в трёх основных аспектах. Во-первых, культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его подготовке к жизни в обществе, его социализации. Эта роль определяется тем, что культура выступает как своеобразный резервуар накопления, аккумуляции и передачи социального опыта. Во-вторых, обеспечивая единство ценностей, норм, значений, идеалов и верований всех членов общества, культура служит его важнейшей сплачивающей, интегрирующей силой, во многом определяющей стабильность, устойчивость всей общественной системы. И в третьих, культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Эта функция культуры связана, прежде всего, с тем, что её основную часть составляют социальные ценности людей, содержание и стиль их жизни, ориентиры в её развитии. Особенно наглядно социальная культура проявляется в переходные эпохи развития общества. Культура настолько широко, повсеместно и глубоко в ткань общественных отношений, что, когда общество переживает периоды нормального, сравнительно плавного развития, её роль особо не выделяется, как бы не заметна, само собой разумеется. Но вот когда общество попадает в кризисную ситуацию, часто связанную с его переходным состоянием, сразу обнаруживается важное значение и ничем незаменимая роль культуры для всей общественной жизни её организации, функционирования и развития. Об этом говорит и опыт современной Украины. Кризисное состояние её общества обусловлено не только кризисом промышленного и сельскохозяйственного производства, но и духовным кризисом, когда старая, советская ценностно-нормативная система оказалась разрушенной, а новая пока ещё на пути создания. И глубоко ошибаются те, кто, ища выход из сложившегося положения, видят его в сосредоточении внимания на решении экономических и политических задач при недооценке роли духовной культуры; кто не видит недопустимости резкого сокращения ассигнований на развитие систем воспитания и образования, науки и духовной культуры; кто не учитывает менталитет украинского общества и пытается без учёта этого механически перенести методы хозяйствования и пути развития культуры других стран в нашу страну. Последние несколько лет реформирования в Украине убедительно показали, что вне учёта роли культурного фактора, без его серьёзного роста рациональных результатов достичь невозможно, а социальная напряжённость и конфликты не могут быть преодолены. В теориях культуры всегда важное место отводилось языку. Общий язык поддерживает сплоченность общества, помогает людям координировать действия. Между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях, он способствует формированию чувства группового единства. Руководители Украины стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая значение данного фактора для сплочения всей нации. Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, — чужими.
2. ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ В УКРАИНЕ
Говоря о проблеме духовности в Украине нельзя не коснуться самой глобальной проблемы: существования самого человечества. Глубинной причиной экологического кризиса является потребительская ориентация современной западной цивилизации. Если ставить материальное благополучие превыше всего, то материальные потребности в принципе могут расти беспредельно, в то время как возможности их удовлетворения биосферой ограничены и конечны. Низкий духовный и нравственный уровень населения не позволяет противостоять господствующей идеологии, отсутствует чувство личной ответственности за состояние природной среды. Однако только сам человек способен создать такую социальную систему, при которой человечество может не ограничивать свою численность и при этом улучшать свой жизненный уровень, сохраняя окружающую среду. 23 % населения планеты относятся к категории абсолютно бедных. Учёные считают, что скоро неизбежным станет сокращение населения Земли, численность которого не должно превышать 1-2 млрд. человек. Сейчас уже ясно, что образ жизни, который требует все большего количества невозобновляемых ресурсов планеты, бесперспективен; что разрушение среды ведет за собой деградацию человека, как физическую, так и духовную, вызывает необратимые изменения в его генотипе.
Перечислим основные проблемы в развитии современного общества.
Во-первых, несмотря на рост численности религиозных организаций, происходит расставание с ориентацией на высшую духовность. Огромное количество людей понимают только один мотив совершения поступков — собственную практическую выгоду. Это зачастую приводит к равнодушию, жестокости, воровству.
Во-вторых, высокий уровень развития производства позволил иметь материальные блага и жить в комфорте. «Вещизм» и «Потребительство» перевешивают такие поступки, как благотворительность и умеренность. Человек-потребитель принимает помощь и услуги других людей, но сам не стремится никому помочь или быть милосердным.
В-третьих, произошли изменения в семейных отношениях, в отношениях женщин и мужчин. Люди, освободившись от насильственного брака, когда их судьбу решали родители, постепенно перешли к тому, что многие семьи живут вне брака, увеличилось число разводов, дети растут в неполных семьях, появились пары мужчина + мужчина или женщина + женщина. Так называемая «сексуальная революция» привела к деинтимности человеческих отношений. В литературе, искусстве, по телевидению показывают откровенные сцены, часто с насилием. Такая откровенная реклама способствует распространению СПИДа.
В-четвёртых, в культуре возникает попустительство по отношению к наркомании, алкоголизму, что особенно влияет на молодёжь.
В-пятых. Источником нравственных проблем сегодня является развитие новых современных технологий и биотехнологий.
А) Огромное количество разработанного и накопленного оружия становится угрозой жизни всему человечеству. Интересы группы людей, развязывающих войну приводит к торжеству зла и гибели ни в чём не повинных людей.
Б) Безответственность. Например, водителей или техников, обслуживающих самолёты, что нередко приводит к гибели пассажиров.
В) С помощью повсеместного развития телевидения появилась возможность с помощью реклам и других передач влиять на психику людей.
Средства массовой информации часто выполняют заказы политиков и настраивают общественное мнение (например, в отношениях между западом и юго-востоком Украины), человек теряет возможность иметь свою точку зрения.
Г) В биологии и медицине важной этической проблемой стала проблема пересадки органов. Донорами органов стали становиться дети, похищенные или купленные у родителей. Работорговство на органы стало одной из острых моральных проблем. Известны случаи, когда человек продаёт глаз или почку, чтобы заработать на жизнь. Клонирование- выращивание из клетки организма дубликата является предметом споров и обсуждений во всём мире. Вмешательство в генетический аппарат человека может привести к непредсказуемым последствиям. С серьёзными нравственными проблемами связано возникновение операций по смене пола, искусственное оплодотворение, а также вопрос о прекращении жизни смертельно-больных людей, об умерщвлении недоразвитых и больных новорождённых.
Таким образом, можно сделать вывод, что перед современным человеком стоит сложный выбор, как среди происходящих изменений и явлений в жизни общества не совершать аморальных поступков, уметь делать правильные выводы и выбирать действия, основанные на принципах нравственности и духовности. Необходимостью становится экологический гуманизм, основанный на принципе гармонии человека и природы.--PAGE_BREAK--
3. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Во внутренней организации культуры существуют также структурные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную культуры. Высокая культура- изящное искусство, классическая музыка и литература- создавалась и воспринималась элитой. С превращением народной культуры в поп-культуру высокая культура трансформировалась в элитарную, основная задача которой сводится к сохранению творческого начала и пафоса. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) народная культура трансформировалась в массовую культуру (поп-культуру). Культура становится «массовой», когда её продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Массовая культура превращается в отрасль экономики. Через единый механизм моды массовая культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля одежды до типа хобби и музыкальных вкусов, от выбора идеологии до форм сексуальных отношений. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления. В работах западных философов и социологов данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры, потому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама, ставшая обязательным атрибутом современного общества, является неотъемлемой частью массовой культуры. В настоящее время массовая культура замахнулась на культурную колонизацию всего мира. Механизм распространения поп-культуры напрямую связан с рынком. Её продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого и оно оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Временем рождения поп-культуры можно считать 1870г, когда в Великобритании был принят закон об обязательной всеобщей грамотности. Всем стал доступен главный вид художественного творчества XIX века — роман. Вторая веха-1895г. В этот год был изобретён кинематограф, не требующий даже элементарной грамотности для восприятия информации в картинках. Третья веха — лёгкая музыка (начало XX века), распространяемая с помощью граммофонов и магнитофонов. Далее — телевидение и персональные компьютеры. Благодаря научно-техническому прогрессу и постоянному обновлению средств массовой коммуникации, появилось качественно новая массовая культура. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Собственно сама культура становится продуктом производства. Ещё более произошло деление между высокой и массовой культурой. С развитием полиграфической промышленности, стремлением людей к получению популярной информации широко распространилась «бульварная» и «жёлтая» пресса, освещающая быт высших классов, недосягаемый, но желанный для широкого круга обывателей. Массовая культура имеет огромный смысловой диапазон — от примитивного китча(комикс, мелодрама, эстрадный шлягер) до сложных содержательно насыщенных форм. Культуру второй половины XX века принято называть постмодернизмом. Для культуры постмодернизма характерно развенчивание какого бы то ни было поклонения каким бы то ни было кумирам. Мир перестаёт восприниматься как результат творения Бога, человек отлучается от стремления и необходимости служить высшим целям и посвящать свою жизнь поискам истины. Вместо ищущего добро и красоту человека приходит индивид, ни к чему не стремящийся, не ищущий, без высшей цели и предназначения, со случайной судьбой. Центральной фигурой выступает молодой горожанин-профессионал. Создаётся идеал преуспевающего человека, достигшего быстрого финансового успеха, подчинённого моде, а не высоким принципам. В искусстве постмодернизма делается попытка связать элементы элитарной и массовой культуры в новый тип культуры второго тысячелетия.
Массовая культура, распространяясь по миру, стремилась сделать все традиционные категории культуры универсальными, выработать стандартные культурные формы в масштабе сначала общенациональном, а затем и планетарном. Таким образом, массовая культура постепенно переводила общечеловеческое культурное наследие на понятный самым широким кругам населения язык, что, в конце концов, привело к возможности манипулирования сознанием массового потребителя в интересах заказчиков «продукции» массовой культуры. Влияние массовой культуры на население планеты сказывается буквально во всём: это и стандартные ценностные установки в процессе воспитания детей, которые формируются через детскую литературу и искусство, производство игрушек, игр, детские клубы и лагеря; это и общеобразовательная школа, которая предлагает стандартные мировоззренческие и культурно-художественные представления об окружающем мире в упрощённом виде, понятном для детского сознания; это и средства массовой информации, которые ежедневно излагают человеку союытия, интерпретируя их в соответствии с потребностями заказчика; это и патриотическое воспитание, которое занимается формированием политических и идеологических вкусов населения, манипулируя его сознанием в интересах правящей элиты; Это и пропаганда, которая создаёт кумиров, занимается поисками врагов, инопланетян и др., чтобы отвлечь людей от решения неотложных проблем, а заодно и сформировать инфантильную личность; в политике- это бесконечный процесс создания многочисленных политических движений, которые обрушивают на бедные головы населения свои неисполнимые обещания и программы, чтобы оно отдавало голоса партийным лидерам как «единственным» служителям народа; это реклама, которая бомбит население настойчивыми рекомендациями приобретать «элитные товары», на этом наживаются отдельные производители, в странах же второго и третьего мира исчезает базовое производство, тормозится развитие прогрессивных технологий; та же реклама и другая продукция массовой культуры формирует имидж личности, превознося « совершенные физические данные», так называемое «суперменство»: главное – быть физически красивым, а морально-психологические и гуманистические качества особенной роли не играют; это и чрезмерно раздутая и привлекательная индустрия досуга, которая предлагает населению приключенческую, фантастическую, бульварную литературу, развлекательные жанры- кино, комиксы, рок- и поп-музыку, эстрадную хореографию и сценографию, эротичные шоу, учитывая возрастные особенности и запросы потребителя. По сути современная массовая культура делает попытку создать новую универсальную культуру, которая вобрала бы в себя существующий исторический опыт и перевела бы весь культурный процесс на новый качественный уровень. Несмотря на «наступление» массовой культуры в Украине предпринимаются попытки сохранения и развития культурного наследия. Среди первых документов, принятых Верховной Радой Украины, были законы о языках, образовании, культуре. Принятый в 1991 году закон «Об образовании» определял школу в качестве основы духовного и социально-экономического развития государства и предусматривал кардинальные изменения в её работе. Начинается процесс возрождения украинской литературы. Академией Наук Украины ведётся работа по исследованию истории украинского народа и культуры. Обнадёживающие сдвиги происходят в театре, изобразительном искусстве и музыке. Возрождение духовной культуры Украинского народа в значительной мере связано с возрождением религии и церкви. Обновление государственной системы на демократических началах невозможно без национальной школы, где осуществлялась бы подготовка кадров национальной интеллигенции, без активной помощи процессу национально- культурного развития со стороны государства. Статья 54 Конституция Украины от 28 июня 1996 г. провозглашает, что гражданам Украины гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности. Государство содействует развитию науки. Культурное наследие охраняется законом.
4. КРИЗИС КУЛЬТУРЫ, ДУХОВНОСТИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Культура XX века отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Перед человеком стоят важнейшие вопросы: о его месте в космосе, о сути и ценности прогресса и науки, о будущем Земли и самого человечества. Идеал, к которому стремилась европейская культура, начиная с Возрождения,- это идеал саморазвивающейся творческой личности. Её главными характеристиками являлись неповторимость и оригинальность. В дальнейшем возвеличивание человека с одной стороны и выпячивание массовой культурой низменных инстинктов с другой способствовали к развитию крайнего индивидуализма и снижению общего уровня культурных потребностей. В прежние эпохи в качестве приоритетного был идеал постижения истины. В современной жизни царит культ жизни. В ХХ веке господствующей становится система общемировоззренческих установок, установление европейского и американского эгоцентризма. Сегодня в слаборазвитых странах проживает большая часть населения планеты. Наблюдается массовая бедность, неплатёжеспособность, социальная нестабильность, агрессивность, зависть. Вмешательство человека в биосферные процессы нарушили баланс между природой и обществом. Рост численности населения земли приводит к усилению дефицита естественных ресурсов. Глобальной является проблема постоянной угрозы ядерной, химической и биологических войн. Система общемировоззренческих установок предлагается наукой, массовой культурой, но не религией. Распад традиционных религиозных ценностей способствует утверждению нигилизма — отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Культура развивается, отражая потребности новой жизни, использует достижения науки и техники, создает уют и благоденствие. Современная культура стремительно преображает окружающую среду, общество, быт людей. В XX столетии, как считают исследователи, произошел разрыв социального и культурного циклов. Темпы культурных перемен стали быстрее. Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что недавно составляло смысл бытия. Меняются ориентации. Низвергаются святыни. Преображается социальное и культурное бытие. Все эти проблемы могут эффективно решаться при гуманистическом использовании достижений научно-технического прогресса: здравоохранение и образование должны стать доступными, могут быть созданы психофизические условия для жизни в информационном обществе, должны вводиться программы борьбы с загрязнением среды, безработицей, стрессами и т.д. Судьбу 21 века будут определять не только научно-технические достижения, но и культурно-мировоззренческий настрой людей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социологию культура интересует в трёх основных аспектах:
1.как общеразделяемая система ценностей, норм, символов и значений;
2. как основа социализации личности, т.е. как объект усвоения человеком в процессе его жизнедеятельности;
3.как-то, что передаётся людьми от поколения к поколению.
Итак, социальная культура – это система социально-значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений идей, верований и традиций, общих для людей, связанных с определённым образом, социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.
Данная работа была посвящена проблемам духовности в Украине, влиянию массовой культуры на общественное сознание. Феномен массовой культуры предлагает стандартные мировоззренческие и культурно-художественные представления об окружающем мире. Многие программы настроены непосредственно на молодёжь. Реклама американского образа жизни-«выглядеть на миллион» отвлекает от насущных вопросов сегодняшнего дня: борьбы с бедностью, со СПИДом, с угрозой войны и экологической катастрофы. Развлекательные жанры не позволяют огромному количеству теле и Интернет зрителей соприкоснуться с великими шедеврами истинного искусства. Привлечение молодёжи в игровой бизнес становится опасным для семьи и общества. Пропаганда спиртных напитков и насилия несовместима с нормами морали и права. Сегодня многие проблемы духовности в Украине связаны с развитием постиндустриального общества. Медицинские технологии являются предметом споров и вызывают осуждение церкви. Несмотря на появление огромного количества нетрадиционных для Украины религий, всё- таки основой духовности являются 10 библейских заповедей. Духовность в Украине неразрывно связана с национальной культурой. К художественной культуре национального возрождения можно отнести произведения И.П. Котляровского, Г. Квитки-Основьяненко, Н. Костомарова, А. Метлинского, Т. Шевченко, П. Мирного, Л. Украинки, И. Франко, В. Винниченко, М. Рыльского. В настоящее время, несмотря на засилье массовой культуры возобновили работу многие культурологические и просветительские организации. На демократических принципах развиваются отношения между государством и религиозными конфессиями. Развитие культурного потенциала украинского народа возможно только при условии серьёзнейшей заинтересованности всего общества в процветании образования, науки, искусства, литературы, активизации церковной жизни, утверждении демократии с гарантией свободы творчества, совести, слова и защиты интеллектуальной собственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация “Логос”, 1996.280. с.
2. Тадемосян Э.В. Социология. Учебное пособие – М.: Знание, 1998. – с. 272.
3.Власенко О.И., Зайончковский Ю.В. Культурология: учеб.пособие.-Х.: Парус,2006.-512с
4. Культурология: учебн.пособие/Под ред. Г. Драча. — Ростов-н/д.; Издательство “Феникс”, 1998 г. -572с.
5. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа.// Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988, c. 504-518.
6.Конституция Украины от 28 июня 1996 года о развитии культуры.
7. А.А. Горелов. Экология. Курс лекций. М.: издательство «Центр»,1988,-237с.
8. А.А. Горелов. Религиоведение в вопросах и ответах. М.: Эскмо,2007,-272с.