Реферат по предмету "Социология"


Социально незащищенные слои населения как объекты социальной защиты

Социально незащищенныеслои населения как объекты социальной защиты/>/>/>/>/>/>/> 
1 Теоретико‑организационные аспектысоциальной защиты женщин и гендерная политика государства
Понятие «гендер» используется дляобозначения социальных признаков пола человека. Когда мы говорим «полчеловека», мы подразумеваем его анатомо-физиологические особенности. Когда мыговорим «гендер», мы имеем в виду социальные и культурные отличия женщин имужчин. Культура предъявляет разные требования к представителям разного пола.«Можно сказать, что гендерная система – это социально сконструированная системанеравенства полов».
Утверждение «Все люди рождаются свободнымии равными в своем достоинстве» (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948года) отражает только естественную природу человека. При этом игнорируется социальныйхарактер прав, остается за скобками тот факт, что подлинная свободапредполагает не только равенство прав, но и равенство возможностей. Напомним,что законы, принятые в советском государстве сразу после Великой Октябрьскойсоциалистической революции 1917 года, предоставляли советским женщинам такоеколичество прав, которым не обладали женщины ни одной из стран планеты.
Однако юридическое закреплениеразнообразных прав женщин, ликвидация правовой дискриминации по полу не нашли вполной мере своего отражения в реальной действительности. Многие правовыеположения до сих пор являются всего лишь декларациями. У наших женщин нет такихже возможностей для реализации своих прав, как у мужчин, ни в экономической, нив политической, ни в семейно-бытовой или социальной сферах. Это связано как сфактической двойной занятостью женщин, так и с самосознанием женщин и мужчин.Эмансипация женщин «по‑советски» привела к тому, что женщины, помимоимевшихся у них испокон веков обязанностей по ведению дома и воспитанию детей,получили право на работу вне дома. С одной стороны, это давало им определеннуюстепень экономической свободы, а с другой – приводило к чрезмерным физическим,моральным, психологическим перегрузкам. Ведь мужчины в большинстве своем до сихпор не считают своей обязанностью разделять с женщинами домашнюю работу изаботу о воспитании детей. Это яркое свидетельство существующего гендерногонеравенства. «Ни в одном обществе женщины не обладают теми же возможностями,что и мужчины». (Доклад о развитии человека за 1995 год. Программа развитияООН, Нью-Йорк, 1995). Это справедливо также и в отношении тех стран, которыесчитаются демократическими. Главная причина такого положения дел заключается втом, что подавляющее большинство людей живет в патриархатных обществах, азначит, по социальным правилам, установленным мужчинами. Советский Союз (иБеларусь как его часть) представлял собой типичный пример страны, в которойдекларировалось гендерное равенство, однако на деле существовала дискриминацияженщин, как в общественной, так и в семейной жизни.
Социально‑экономическое положениеженщин в переходный период в целом характеризуется ухудшением. Это проявляетсяв чрезмерном увеличении их трудовой нагрузки, как на производстве, так и вбыту, в феминизации бедности, росте женской безработицы. Женщин первыми увольняют,последними принимают на работу, у них более продолжительные сроки безработицы.Чтобы обеспечить нормальный материальный уровень жизни своей семье, детям,женщины нередко вынуждены браться за любую работу, устраиваться на несколькорабочих мест одновременно. Снижаются показатели их здоровья, падаетрождаемость, уменьшается продолжительность жизни. В нашей стране, где женщинысоставляют 53% населения, а среди работающих их также больше, чем мужчин,власть страны представлена в основном мужчинами. По большому счету, вуправлении нашим государством (как и во многих других государствах) неиспользуется женский опыт, женское видение, не реализуются женские интересы.
Осознание международной общественностьюпроблемы существования коллективных прав и двойной дискриминации женщин привелок тому, что в 1967 году Организация Объединенных Наций приняла Декларацию оликвидации дискриминации в отношении женщин. А через 12 лет, в декабре 1979года, ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношенииженщин, которая получила название «билль о правах женщин», или «Женскаяконвенция». Советский Союз ратифицировал эту конвенцию в числе первых. Натерритории БССР она обрела юридическую силу в сентябре 1981 года.
Однако содержание этого документа долгоевремя мало кому было известно. Только в начале 90-х годов ХХ столетия, когда вБеларуси, как и в России, начало развиваться женское движение, этот документоказался востребованным. Он был опубликован в нескольких женских изданиях, иего стали пропагандировать.
В 1993 году на Всемирной конференции поправам человека, которая состоялась в Вене, была принята Венская Декларация иПрограмма действий. В них подчеркивалось, что права женщин – это неотъемлемаячасть прав человека. Особого внимания удостоился вопрос о предотвращениинасилия в отношении женщин. Указывалось на такие аспекты насилия, как домашнее,сексуальные домогательства на рабочем месте, эксплуатация и торговля женщинами,дискриминация по признаку пола при совершении правосудия. В этом же году ООНприняла Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин. СогласноДекларации, государства – члены ООН обязывались включать в доклады о правахчеловека, предоставляемые в органы ООН, информацию о насилии в отношении женщини о том, какие меры предпринимаются в стране для его искоренения.
Учитывая масштабы распространения насилияи глобальность его искоренения, Генеральная Ассамблея ООН рекомендовалаправительствам всех стран установить правовые санкции за совершениенасильственных актов в отношении женщин. С 2001 по 2003 год наша страна былавовлечена в Региональную информационную кампанию в защиту прав женщин жить безнасилия, организованную UNIFEM натерритории 8 стран СНГ и Литвы. В рамках кампании проходили международныерабочие встречи и конференции, на которых обсуждались правовые механизмы поискоренению насилия. Некоторые страны уже имеют законы или законопроекты одомашнем насилии и его предотвращении. Например, Украина, стал первой странойна постсоветском пространстве, где такой закон начал действовать с осени 2001года. Другие примеры: Казахстан и Кыргызстан, где тщательно готовились такиезаконопроекты, принятые позже. Беларусь в лице своих полномочных представителейвзяла на себя обязательство в ближайшие 2 – 3 года подготовить законопроект одомашнем насилии и принять его в установленном порядке.
Проблема насилия в отношении женщин внашей стране, как показывают исследования, является острой. Согласно уголовнойстатистике, в 2000 году в Республике Беларусь более 30000 женщин пострадали отвсех видов преступлений (42,5% от всего количества пострадавших, что на 0,4%меньше, чем в 1999 году). Из них 493 женщины были жертвами изнасилований, 362 –жертвами умышленных убийств и покушений на убийство (столько же и в 1999 году),умышленных тяжких телесных повреждений – 423, умышленных менее тяжких телесныхповреждений – 714 женщин. В то же время официальная статистика о домашнемнасилии весьма бедна.
Проблемная ситуация состоит в слабомосмыслении на уровне общественного мнения в целом проблемы насилия противженщины как социальной проблемы. Данный феномен понимается населением весьмаупрощенно, чаще всего как сексуальное или физическое насилие в тяжких формах. Усамих женщин отсутствует исторический и отрефлексированный собственныйжизненный опыт в той социальной реальности, в которой они живут. Вместе с тем,последствия пережитого насилия очень серьезны как для женщин, так и для всего обществав целом.
Социологическое исследование 2002 года,проведенное при поддержке UNIFEM понациональной выборке, показало, что почти три четверти взрослого населенияпризнают существование домашнего насилия над женщиной в нашей стране.Большинство жителей достаточно хорошо представляют себе опасность последствий,которую несет с собой это насилие. 80,6% жителей Беларуси согласны с тем, чтоженщина, страдающая от разных видов насилия, испытывает стресс и имеетпсихологическую травму. 58,8% населения считают, что в результате пережитого насилияв целом ухудшается здоровье женщины. Четвертая часть населения считает, что врезультате насилия женщина не сможет рожать, станет плохой матерью. Пятая часть– что это приводит к разрушению семьи. Для общества домашнее насилие надженщиной оборачивается снижением рождаемости, ухудшением условий воспитаниядетей, ростом разводов. Причем женщины признают это чаще, чем мужчины.
В настоящее время в республике ведетсяопределенная работа информационно-просветительского плана по проблеме насилия вотношении женщин, проводятся научные исследования, оказывается некотораяпрактическая помощь пострадавшим: работают телефоны доверия, осуществляютсяконсультации психологов и юристов, есть несколько кризисных центров, одиншелтер (убежище для жертв насилия). Наиболее эффективно работает кризисноеотделение в г. Мозыре Гомельской области. В целом же социально‑психологическаяработа по оказанию помощи жертвам насилия носит эпизодический характер.Государство сегодня создает специальные службы в рамках административно-территориальныхотделений обслуживания населения. Однако они не специализируются на оказаниипомощи жертвам семейного насилия, не ведут масштабную профилактическую работу.
В 1999 году при Главном управлении милицииМинистерства внутренних дел было создано Управление нравов и незаконногооборота наркотиков. Для учета фактов насилия в быту МВД разработало и внедрилоспециальную систему контроля. Кроме правительственных мер, к решению проблемынасилия в отношении женщины прилагают усилия неправительственные организации(НПО). Так, в 1998 году в Минске Белорусским союзом женщин был открыт Кризисныйцентр для женщин. ОО «Женское независимое демократическое движение» нескольколет осуществляло консультирование по телефону женщин, которое проводили юристыи психологи. ОО «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин»осуществило несколько социальных проектов, связанных со смягчением проблемынасилия в отношении женщин. Так, в 1998 – 1999 годах в рамках проекта «Насилиев отношении женщин как социальная проблема», который финансировал UNIFEM, было проведено социологическоеисследование по проблеме, организованы бесплатные тренинги по физическойсамообороне для девушек и женщин, телефонные консультации психологов и юристовдля женщин, пострадавших от домашнего насилия. Позже, в 2000 – 2003 годах этаже организация проводила большую информационно-просветительскую работу попроблеме насилия среди различных групп населения, прежде всего среди девушек имолодых женщин. Совместными усилиями государственные органы, международныеорганизации и НПО Беларуси проводят пресс‑конференции для журналистов, семинары,круглые столы, научно-практические конференции. В результате этой деятельностипроблема насилия в отношении женщин в последнее десятилетие была выведена науровень общественной видимости. Однако до сих пор она нередко все еще считаетсяне социальной проблемой, а частным делом. Следует подчеркнуть, что в нашейстране до сих пор нет системной, разветвленной и постоянной службы по оказаниюразносторонней помощи женщинам – жертвам насилия. Для социальных работников,нацеленных на работу с пострадавшими, имеется широкое поле деятельности.
В Беларуси, правительственная делегация которой наЧетвертой международной женской конференции по улучшению положения женщин в1995 году подписала Пекинскую платформу действий, были сделаны определенныешаги в направлениях, обозначенных в этом документе. Так, в июне 1996 года былпринят Национальный план действий по улучшению положения женщин. Былпредусмотрен регулярный сбор информации по этой проблеме и ее анализ Центромгендерной информации и политики. Национальный план предусматривал меры поформированию более сбалансированного по половому признаку резерва кадров навыдвижение, а также по улучшению информированности женщин о своих правах имеханизмах их защиты, введению в программы высших учебных заведений образовательныхкурсов по гендерной проблематике, проведению научных исследований жизни идеятельности женщин.
Положения плана были развитыи конкретизированы в республиканской программе «Женщины Республики Беларусь»,одобренной Советом Министров в августе 1996 года. В программе предусматривалисьмеры по улучшению положения женщин на рынке труда, охране материнства и детства,укреплению семьи, решению социально-психологических проблем женщин и ихадаптации к новым социально-экономическим условиям. Важным представляетсяраздел «Расширение возможностей участия женщин в процессе принятия решений и вработе органов управления». Положения этих документов нашли воплощение впрактике.
Практически было завершено формированиенационального механизма, который реализует государственную политику в отношенииженщин. К его элементам относятся такие структуры Национального собрания РеспубликиБеларусь, как Комиссия по социальным вопросам Совета Республики и Комиссия потруду, социальным вопросам, охране здоровья, физической культуре и спортуПалаты представителей. В их ведении находятся вопросы формированиязаконодательной базы в социальной сфере, в том числе по положению женщин. ВСовете Министров функционирует Управление социально‑культурной политики.В Министерстве труда и социальной защиты действует Управление адресной помощи игендерных проблем. В 2000 году был создан Национальный Совет по гендерной политикепри Совете Министров Республики Беларусь. Он был призван стать координирующиморганом по проведению в жизнь государственной политики гендерного равенства. Вего состав вошли представители государственных структур, ученые, представителиженских НПО. Необходимость создания Национального Совета по гендерной политике,имеющего более высокий статус и наделенного более широкими полномочиями, чем отдельныеминистерства и ведомства, была обусловлена тем, что мировое сообществорассматривает улучшение положения женщин как первый шаг в достижении гендерногоравенства. Инициаторы создания Национального Совета хорошо это понимали.Проводимая сегодня политика в отношении женщин должна постепеннотрансформироваться в гендерную политику. К сожалению, необходимоконстатировать, что начавшаяся в 2000 – 2001 годах деятельность НациональногоСовета в 2002 году была приостановлена. Причин тому множество.
Среди последних документов государстванаиболее значимым по рассматриваемой проблеме является Национальный пландействий по обеспечению гендерного равенства на 2001 – 2005 годы, который былутвержден Советом Министров Республики Беларусь 8 мая 2001 года за №670. Он содержитряд мероприятий, направленных на достижение гендерного равенства в ближайшембудущем, в том числе и на обеспечение работы Национального Совета по гендернойполитике при Совете Министров Республики Беларусь.
Женщины республики могут рассчитыватьсегодня на имеющуюся правовую базу и собственные усилия в отстаивании равныхправ и возможностей с мужчинами. Первоочередными сегодня могут считаться задачигендерной экспертизы национального законодательства, которая будетспособствовать большей разумности социального порядка и человечности вотношениях между людьми. Заметим, что реализация идеи гендерной экспертизызаконодательства возможна только при установлении активного взаимодействияпредставителей власти, науки и неправительственных организаций./>/>/>/>/>/>/>2 Актуальные вопросы проблемных семей иущемленного детства: теория и организация их защиты
Семья – это малая социальная группа, членыкоторой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимнойответственностью и обязанностями друг перед другом, в рамках которойосуществляется основная часть повседневной жизни людей (сексуальные отношения,деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода,образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям илицам пожилого возраста). Семья, кроме того, – это сильнейший источникэмоциональных реакций, обеспечивающий человеку в благоприятном случае поддержку,понимание, рекреацию.
Семьи изучаются различными науками. Социологи иантропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам:форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера,местожительства, а также происхождения и способу наследования имущества. Формысемьи – нуклеарная и расширенная семьи; формы брака – моногамия, полигамия,полигиния, полиандрия, групповой брак; типы властных структур – патриархальныйи матриархальный, эгалитарный; предпочитаемый партнер – правила экзогамии иправила эндогамии (внутри эндогамии – запрет кровосмешения (инцеста));местожительство – неолокальное, патрилокальное, матрилокальное; родословная инаследование имущества – родословная по мужской линии, родословная по женскойлинии, двусторонняя родословная.
Основные функции семьи: генеративная (воспроизводстванаселения); функция социализации; экономическая (хозяйственно‑бытовая).Выделяют также гедонистическую, рекреационную и психотерапевтическую функции.
От форм семьи, брака, распределения власти всемье и других структурных параметров, от реализации функций семьи зависятсодержание, формы и методы, технологии социальной работы с семьей. В целях сохраненияи развития социальных функций семьи государство разрабатывает и реализуетсемейную политику, которая включает в себя две основные задачи: с однойстороны, она направлена на стабилизацию положения семьи, создание реальныхпредпосылок положительной динамики процессов ее жизнеобеспечения, а с другой –на формирование эффективной системы социальной защиты социально‑уязвимыхсемей. В этих целях в республике внедряется ряд программ общенациональногомасштаба: «Основные направления государственной семейной политики РеспубликиБеларусь», Перспективный национальный план по выполнению Закона РеспубликиБеларусь «О правах ребенка», национальная программа «Дети Беларуси» на2001–2005 годы в составе пяти подпрограмм: «Дети Чернобыля», «Дети‑инвалиды»,«Дети‑сироты», «Совершенствование социальной защиты семьи и детей»,«Детское питание», а также Закона «О государственных пособиях семьям,воспитывающим детей». Важным звеном в целостной системе мер, направленных наулучшение положения семьи и детей, являются региональные программы «Семья»,утвержденные во всех областях республики.
В плане практической реализации комплексныхпрограмм защиты материнства и детства перспективным представляется создание ифункционирование в системе государственных органов и учреждений специальныхструктур социальной направленности.
Реализуя программы защиты материнства и детства,республиканские органы работают в тесном контакте с Представительством ООН вРеспублике Беларусь (ПРООН), с Представительством Детского Фонда в РеспубликеБеларусь (ЮНИСЕФ).
К настоящему времени сложились четыре основныеформы государственной помощи семьям, имеющим детей: 1) денежные выплатысемье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия ипенсии); 2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другиельготы семьям с детьми, родителям и детям; 3) бесплатные выдачи семье и детям(детское питание, лекарства, одежда, обувь и прочее); 4) социальноеобслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической,педагогической, помощи, консультирование, социальные услуги).
Важным аспектом государственной семейной политикиявляется формирование системы социальной работы с семьей, совершенствование еесодержания и технологий. Среди видов и форм социальной помощи, направленной насохранение семьи выделяют: а) экстренную социальную работу (экстренная помощь,срочная социальная помощь, предоставление убежища, немедленное удаление изсемьи детей, подвергающихся жестокому обращению, находящихся в опасности); б)социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи; в)социальную работу, ориентированную на развитие семьи и ее членов.
В настоящее время в республике развиваетсяадресная социальная помощь семье, включающая в себя денежную помощь,натуральное обеспечение, гуманитарную помощь, льготы и услуги. Традиционной вреспублике стала работа по награждению многодетных матерей орденами Матери, попроведению Дней Семьи, Дней Матери, а такжеДней отцов.
Деятельность по укреплению и социальномуоздоровлению семьи органы социальной защиты, как правило, стремятсяосуществлять в тесном союзе со школьными и внешкольными, детско‑подростковымиучреждениями, учреждениями культуры, спортивными организациями и т.д.
Реформирование политической и экономическойсистемы общества повлияло на уровень жизни семьи, на возможность выполнения еюсвоих функций, на ее жизнеспособность в целом. Семья, являясь основныминститутом развития и социализации ребенка, испытывает на себе воздействие какпозитивных, так и негативных процессов, происходящих в обществе.
Так, статистические данные свидетельствуют о том,что в республике распадается более 2/3 всех заключенных браков (для сравненияотметим, что в начале 90‑х годов распадалась только 1/3 часть) [75,с. 67] (см. рис. 3.1).
/>
Рис. 3.1Динамика браков и разводов
Хотя бракоразводные процессы несколькозамедлились, однако в результате развода ежегодно около 40 тысяч детей остаютсябез одного из родителей [24, с. 40]. Развод становится одной из основныхпричин широкого распространения в обществе неполных семей, преимущественно материнских.Во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов таких семейпоявляются сложные социально‑психологические проблемы как у родителей,так и у детей. Зачастую дети после развода родителей испытывают угнетенность,обиду и чувство собственной неполноценности, а у женщин возникает чувство виныперед детьми, начинает доминировать гиперопека по отношению к ним, или наоборотвымещение на них обиды за неудавшуюся семейную жизнь. Кроме того, значительнуюсложность представляют затруднения в правильной полоролевой идентификации иориентации детей. К этому в ряде случаев добавляется неадекватное отношениеокружающих к неполной семье как к чему‑то ущербному.
При определенном стечении обстоятельств неполнаясемья становится благоприятной почвой для формирования отклоняющегося поведенияу несовершеннолетних. Исследования показывают, что каждый третий подросток‑правонарушительвоспитывается в неполной семье.
Падение социального престижа семьи, снижениеродительской ответственности за судьбы детей, наличие конфликтных ситуаций ифактов аморального поведения родителей, жестокого обращения и различных формнасилия по отношению к детям, низкий культурно‑образовательный и профессиональныйуровень родителей, материально‑бытовые трудности и т.д. могут выступатьисточниками роста преступности в детской среде. Многие подростки являютсясвидетелями аморального поведения в семье: видят злоупотребление спиртныминапитками 15%, ссоры и драки 30%, жестокое обращение 3,5%. У 14,6%несовершеннолетних правонарушителей один из родителей был ранее судим, у 5,3% –один или оба родителя лишены родительских прав [66, с. 115]. В последнеевремя наблюдаются факты вовлечения несовершеннолетних в криминогенную сферу,что способствует росту числа несовершеннолетних преступников (см.рис. 3.2).
Как видим, наблюдается значительный ростюношеской подростковой преступности: за 10 лет их количество увеличилось на1100 человек, что составило 26%.
По данным Министерства труда и социальной защитысегодня в Беларуси насчитывается более 30 тыс. детей, лишенных родительскойопеки. Из них свыше 90% – социальные сироты, которые и становятся объектамисоциальной защиты, обитателями детских домов и интернатов [30, с. 16].

/>
Рис. 3.2Динамика роста числа осужденных несовершеннолетних
Особым объектом системы социальной защитыявляются многодетные семьи, имеющие трех и более детей. Месячный доходбольшинства такого типа семей ниже прожиточного уровня [24, с. 97] (см.рис. 3.3).
/>
Рис. 3.3Удельный вес семей, находящихся за чертой малообеспеченности в 2000 году
При этом следует учитывать, что (по даннымсоциологических исследований) 82% белорусских семей тратят деньги в основном напитание, самую необходимую одежду и обувь. Свыше 10% – «денег хватает лишь наскромное питание», 1,9% – «случается живем впроголодь» и только лишь 5,7% –могут позволить себе все, что желают. Экономические трудности существеннымобразом отражаются на детях, т.к. в семьях сокращается потребление крайневажных продуктов питания, необходимых для нормального физического ипсихического функционирования и развития ребенка (овощей, фруктов, мясных,рыбных изделий и т.д.), что в свою очередь приводит к росту уровнязаболеваемости. По данным Министерства труда и социальной защиты за последние10 лет заболеваемость детей выросла на 35%, число абсолютно здоровых детейуменьшилось с 60% до 21%, а удельный вес детей, имеющих хроническую патологию,соответственно возрос с 10% до 22%. Особую озабоченность вызывает рост случаеврака щитовидной железы: он достиг 3 случаев на 100 тысяч детского населения (встранах Европы этот показатель не превышает 0,5 случая на 100 тысяч детей).
Вместе с тем в настоящее время на фоне ростапроблемности семей, общей заболеваемости детей радует наметившаяся тенденцияснижения уровня младенческой смертности(см. рис. 3.4).
В качестве причин позитивных перемен следуетрассматривать некоторое улучшение условий жизни определенных семей, повышениеуровня медицинского обслуживания, позволяющего вовремя диагностировать ту илииную патологию и избежать нежелательных последствий.
Безусловно, этот небольшой светлый штрих следуетрассматривать как позитивное явление в ряду тех перемен в социальной защитематеринства и детства, которые осуществляются в стране в ходе реализациигосударственных комплексных программ, внедрения в жизнь ряда мероприятий,нацеленных на сохранение и развитие семьи.

/>Рис. 3.4 Динамикамладенческой смертности/>/>/>/>/>/>/>3 Молодежь и подростки как объектытеоретического анализа и организации социальной защиты
Модернизационные процессы в Республике Беларусьвнесли немало социальных проблем в молодежную среду, потребовали существенных переменв системе ее социальной защиты.
Молодежь – это особая социально‑демографическаягруппа населения, характеризующаяся специфической ролью в экономической, социальнойи политической жизни общества, переживающая период становления социальнойзрелости, получения знаний, трудового и нравственного опыта, уменияунаследовать лучшие традиции предыдущих поколений и пополнить их собственнымтворчеством.
Молодежь, как известно, с одной стороны,представляет собой наиболее грамотную часть общества; по своим психологическими возрастным характеристикам она больше предрасположена решать задачи не толькотекущего дня, но и будущего. Это наиболее подвижная и динамичная социальнаягруппа населения, способная активно реагировать на перемены в обществе,выступать определенным индикатором его социальной напряженности или социальногокомфорта.
С другой стороны, молодежь в силу спецификипереходного периода развития общества, его экономических сложностей оказываетсясамой экономически незащищенной, ощущающей на себе самые различные видынеблагополучия, негативных перемен современного общества. К сожалению, в современныхусловиях средисоциальных проблеммолодежи особо тревожнымиявляются: падение престижа общего и профессионально‑техническогообразования; увеличение числа молодых людей, начинающих трудовую деятельность снизким уровнем образования и не имеющих желания продолжать его, приобретатьпрофессию. Практически все слои молодежи ощущают на себе падение материальнойобеспеченности, снижение количества и качества потребляемых продуктов питания,часто ограничение в целом питания до пределов, угрожающих здоровью иработоспособности людей. Так, 32,1% студентов считают себя бедными, 4,6% –нищими, 49,5% – со средним достатком. Острой остается жилищная проблема: каждыйпятый молодой человек живет в общежитии и лишь 1/5 часть молодежи имеетсобственное жилье.
Усугубляет молодежные проблемы не прекращающаясябезработица в молодежной среде. Удельный вес молодежи в общем числе безработныхпродолжает расти: в 1992 году он был равен 25,8%, в 1998 – 48,8%, а на конец2000 года он составил уже 53,9%, хотя общая численность безработных на учете вгосударственной службе занятости Республики Беларусь сократилась с 182,5 тысяччеловек в начале 1997 года до 95,8 тысяч человек в конце 2000 года, а уровеньбезработицы уменьшился с 3,3% до 1,7% к численности трудоспособного населения.В рядах безработных оказываются сотни выпускников ПТУ, техникумов, ВУЗов. Молодежьна рынке труда менее конкурентоспособна из‑за недостатка у неепрофессиональных знаний и навыков, необходимости предоставления ей ряда льгот,связанных с учебой, охраной труда, что требует от работодателей дополнительныхзатрат. К тому же среди молодежи развивается интерес и попытки зарабатывать«легкие» деньги путем незаконных махинаций, что увеличивает молодежную преступность.
Существенно снизились социально‑политические,культурные, досуговые интересы молодежи, уровень ее общей культуры. Частьмолодежи самоизолируется, уходит «в себя», в социальный вакуум, а это ограничиваетее способность активно включаться в новые общественные отношения, искатьразличные формы самозащиты и т.д. А главное – социальная бездеятельностьрождает социальную безответственность. В качестве негативного примера можносослаться на такое явление, как внебрачная рождаемость срединесовершеннолетних, доля которых в общем объеме внебрачных рождений в страневесьма велика  (см. рис.3.5).
/>
Рис. 3.5Динамика роста внебрачной рождаемости
Как видно из графика, количество юных «мам»,возраст которых зачастую составляет 15 лет и меньше, остается большим. Такие«мамы» и «папы» не только не имеют материальных средств для воспитания детей,но и сами нуждаются в помощи и поддержке. В результате внебрачной рождаемостиот новорожденных отказываются около 500 матерей в год.
В обществе обостряются традиционные и порождаютсяновые формы и факторы социального риска для подростков и молодежи, растутправонарушения и преступность. Помочь молодежи разрешить эти проблемы можетгосударственная система социальной, правовой, психологической защиты иадаптации подростков и молодежи, создание условий, гарантирующих развитие иреализацию их жизненного потенциала. Наряду с разнообразными мерами посоциальной защите молодежи (стипендии, выплаты, льготы и т.д.) необходимоосуществить переход к инновационному подходу, к развернутой социальной политикегосударства.
Разноплановость и острота молодежных проблем вусловиях модернизации общества потребовала существенной корректировкигосударственной молодежной политики, которая разрабатывается и осуществляетсяна основе Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственноймолодежной политики в Республике Беларусь» и предусматривает деятельностьгосударства по созданию социально‑экономических, правовых,организационных условий и гарантий для социального становления и развитиямолодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи винтересах всего общества. Государственная молодежная политика охватываетразнообразные проблемы жизнедеятельности молодежи и, прежде всего: формированиевысокой социально‑нравственной зрелости, гражданственности; разработкумеханизма правовой защиты молодежи (трудовые права, защита от безработицы,обеспечение условий профориентации и трудоустройства и др.); обеспечениесоциальной защиты молодежи в области жилищно‑бытового обеспечения;создание условий для образования молодых семей; развития всех видов творчества(технического, экономического, предпринимательского и т.д.).
В республике разработана и реализуетсяреспубликанская комплексная программа «Молодежь Беларуси», а во всех областяхприняты и действуют программы «Молодежь», в рамках которых решаются, преждевсего, проблемы молодежной безработицы. В 1997 году создана республиканскаяслужба занятости молодежи (РСЗМ), целью которой является подготовка учащейся истуденческой молодежи к самостоятельному выходу на рынок труда и улучшение еематериального положения; разрабатываются и реализуются республиканскиепрограммы по созданию рабочих мест для молодежи, по переобучению безработных и предоставлениюим вакантных мест.
В республике зарегистрировано и действует более70 молодежных и детских общественных объединений, организаций, фондов поразличным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские,занятости молодежи, студенческие и др.). Наиболее массовые из них: Белорусскийреспубликанский союз молодежи (БРСМ), образовавшийся в результате слияния воктябре 2002 года двух крупнейших по численности молодежных организаций –Белорусского патриотического союза молодежи и Белорусского союза молодежи, иориентированный на решение вопросов трудоустройства молодежи, проведениеспортивных акций, работы по созданию стройотрядов, волонтерских лагерей, клубовпо интересам; Белорусская республиканская пионерская организация, Белорусская ассоциациямеждународных молодежных обменов и туризма, Союз скаутов, Ассоциациябелорусских гайдов, Ленинский коммунистический союз молодежи, Лигадобровольного труда, Фонд социальной защиты детей и подростков «Мы – детям»,Ассоциация студентов вузов и др. Многие из проводимых ими мероприятийнаправлены не только на организацию содержательного отдыха, но и сопровождаютсяконкретными полезными акциями.
социальная защитанаселение
/>/>/>/>/>/>/>4 Социальные проблемы и социальная защитапожилых людей
 
/>Однимиз характерных явлений современности является процесс старения общества,увеличения количества пожилых людей в общей численности населения, что требуетпроявления по отношению к ним, к их опыту и заслугам большого уважения изаботы. Уважение к старым людям выражается их включенностью в социум,установлением контактов между старым и молодым поколениями, а также темиматериальными условиями, которые общество может им предоставить (размеромпенсий, качеством жилья, уровнем здравоохранения, комфортностью услуг и т.п.).
По данным Министерства труда и социальной защитыпо состоянию на 1 января 2002 года в Республике Беларусь проживало около 2,45млн. граждан пожилого возраста, что составило почти 25% населения. Количествоодиноких составило более 102 тысяч и одиноко проживающих граждан пожилоговозраста и инвалидов ‑ почти 550 тысяч.
Пожилые – люди, прожившие относительно долгуюжизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничениянезависимо от наличия или отсутствия заболеваний; в некоторых случаях онифункционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.
Пожилые люди как объект социальной работы нетолько многочисленный, но и весьма сложный. Процесс старения связан сизменениями, происходящими в организме, ведущими к ослаблению биологических исоциальных функций человека, к обострению уже имеющихся или появлению у негоновых, нередко весьма тяжелых заболеваний. Для любого стареющего человекахарактерны изменения со стороны центральной нервной системы, что приводит кснижению работоспособности, появлению обидчивости и раздражительности, снижениюпамяти и утрате некоторых навыков, депрессии.
В силу естественного старения организмапроявляется ряд хронических заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся впостоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов,геронтологов, гериатров. Среди распространенных болезней, которым подверженыпожилые люди, следует отметить старческий маразм, т.е. угасаниежизнедеятельности организма вследствие атрофирования коры головного мозга. Этаболезнь сопровождается крайним истощением, упадком сил, почти полнымпрекращением психической деятельности: развивается в глубокой старости иливследствие длительной болезни. Очень часто данное состояние связано с потерейсемьи, друзей, роли в обществе и т.п. Худший исход данного заболевания –самоубийство. Также большой проблемой для пожилых является потеря слуха и (или)зрения.
Переход человека в группу пожилых существенноизменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно‑нормативныепонятия, как цель и смысл жизни, добро и зло, счастье и т.д. Для многих пожилыхлюдей процесс приспособления к новым условиям жизни в связи с изменением социальногоположения (выход на пенсию, смена социальной роли в семье) протекает тяжело.Значительно меняется образ жизни людей, который во многом определяется тем, какони проводят освободившееся от работы время. Активно занимаясь общественнойдеятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полнокровной. Какпоказывает опыт, в последнее время они все больше проявляют себя в политическойи социальной жизни, открыто заявляя о своих проблемах. Но, тем не менее, выходна пенсию особенно тяжело переживают люди, чья трудовая деятельность высокоценилась в прошлом. Уход от сложившегося стереотипа трудовой деятельности,появление «излишков» свободного времени создают новые психологическиесостояния: внимание концентрируется вокруг ухудшения здоровья, одиночества,неуверенности в завтрашнем дне и т.д.
Наряду с проблемой одиночества не редко пожилыелюди тяжело переживают отсутствие взаимодействия между пожилым и молодым поколениями,а также глубокого уважения к их социальному опыту со стороны близкихродственников – детей, внуков, правнуков. Надо иметь ввиду, что значительнуюдолю людей, проживающих за чертой бедности, составляют именно пожилые, и ихматериальное положение – одна из важных социальных проблем.
Взгляды на место и роль пожилых людей наиболееполное отражение получили в принципах ООН «Сделать полнокровной жизнь лицпреклонного возраста», принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году и максимальнореализованных в 1999 году, прошедшем под названием Международный год пожилыхлюдей. С учетом различного рода дополнений 18 принципов были собраны иобъединены в пять основных групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннегопотенциала, достоинство.
Принцип «независимость» подразумевает, чтопожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможностьработать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвоватьв определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможностьучастия в программах образования и профессиональной подготовки, жить вбезопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния,получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока этовозможно.
Принцип «участие» отражает вопросы вовлеченностипожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлениизатрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения илиассоциации лиц пожилого возраста,
Принцип «уход» затрагивает проблемыобеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общества, доступа кмедицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимальногоуровня физического, психического и эмоционального состояний и предупреждениязаболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугамипопечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учрежденияхправ человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений,нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода икачества жизни.
Принцип «реализация внутреннего потенциала»призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всестороннейреализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественнымценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Принцип «достоинство» затрагивает вопросынедопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношениипожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо отвозраста, пола, расовой или этнической принадлежности инвалидности или иногостатуса, а также от предыдущего экономического вклада.
Принципы ориентированы на то, чтобы при ихосуществлении помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворнуюжизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достиженияудовлетворительного качества жизни.
Современное общество должно быть нацелено нетолько на то, чтобы помочь людям пожилого возраста преодолеть неудовлетворительноесостояние здоровья, малообеспеченность и одиночество, но и как можно дольшесохранить свое социальное лицо в отношениях «индивид – социальнаясреда».
Обострение социальных проблем пожилых людейпотребовало перемен в их социальной защите, совершенствовании еезаконодательной базы, и, прежде всего, в области пенсионного обеспечения.Пенсионное обеспечение является важнейшей составляющей системы социальнойзащиты населения и осуществляется в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь. Финансирование расходов при назначении пенсий осуществляется изтекущих страховых платежей нанимателей и работающих граждан, аккумулируемых вФонде социальной защиты населения. Пенсионная система предусматривает механизмкорректировки (индексации) размеров пенсий, который позволяет, в зависимости отповышения минимальной и роста средней заработной платы производить перерасчетыпенсий и поддерживать их в сложившемся соотношении с уровнем заработной платы вреспублике.
Тем не менее, состояние пенсионной системы вреспублике характеризуется невысоким уровнем размеров пенсий и недостаточной ихдифференциацией в зависимости от трудового вклада в прошлом. Соответственно вреспублике проводится работа по реформированию системы пенсионного обеспеченияс целью увязки уровня трудовых пенсий с объемом участия каждого конкретногозастрахованного в финансировании пенсионной системы. Основные направленияподобной деятельности изложены в Концепции реформы пенсионного обеспечения вРеспублике Беларусь, которая предусматривает необходимость развитиятрехуровневой системы: социальные, трудовые (страховые) и дополнительныенегосударственные пенсии. С 1 января 2003 года началось введение пенсионногообеспечения, основанного на страховых принципах, с сохранением прав, приобретенныхпо ранее действовавшей пенсионной системе. Речь идет о введении индивидуального(персонифицированного) учета не только нынешних, но и будущих пенсионеров.
Мероприятия по социальной защите пожилыхпроводится в рамках Республиканской комплексной программы по проблемам пожилыхлюдей, принятой в 1997 году и заново утвержденной на период 2001–2005 гг.,которая базируется на системе взглядов, сформированной мировым сообществом. Вее основе – идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизниобщества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации жизненногопотенциала, а также уменьшение отрицательных социальных, медицинских,психологических и других моментов у пожилых людей, которые рассматриваются какпозитивный фактор, а не как тяжкое бремя. Во всех районах и городах разработаныи утверждены региональные программы подобного плана. Принят целый рядзаконодательных актов, касающихся пожилых людей. Традицией стало ежегодно, 1октября, праздновать Международный День пожилых людей./>/>/>/>/>/>/>5 Социальные проблемы инвалидов
Проблема социальной защиты людей с ограничениямижизнедеятельности вследствие различных дефектов здоровья и нарушений психофизическогоразвития весьма актуальна в теоретическом и практическом отношении.
По данным ЮНЕСКО 10% населения земного шара является инвалидами.Доля инвалидов в нашей республике составляет 4,6%—4,8%. Меньший в два разапоказатель по сравнению с данными международных организаций объясняется инымиподходами к определению инвалидности в странах бывшего СССР. В настоящее времяв Республике Беларусь насчитывается 478004 инвалидов, что является весьмавнушительной цифрой для нашего государства. Сложившаяся в республикенеблагополучная экономическая, социальная и экологическая обстановкапровоцирует возникновение хронических заболеваний, появление наследственнойпатологии, высокий уровень травматизма. Темпы роста числа инвалидов ныне превышаюттемпы роста трудовых ресурсов.
Высока и детская инвалидность. По даннымВсемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 3% детей рождается с недостаткамиинтеллекта, 10% ‑ с другими психофизическими нарушениями. Всего в миреоколо 200 млн. детей с ограниченными возможностями. В Республике Беларусь свыше370 тыс. детей имеют различные нарушения физического, психического развития исоматического здоровья, что ограничивает их жизнедеятельность и приводит ксоциальной недостаточности.
Для того, чтобы людям с ограниченными возможностямиреализовать свое право на труд и экономическую независимость, необходима продуманнаясистема мер социальной защиты, комплексной медико‑социальной, и в последующемпрофессиональной реабилитации.
Государственная политика РеспубликиБеларусь в отношении инвалидов имеет целью осуществление эффективных мер попредупреждению инвалидности, их реабилитации, обеспечению равенства иполноправного участия в жизни общества.
Для координации политики в отношении проблем инвалидности ивыработки согласованных действий, направленных на обеспечение выполненияположений настоящих Законов, Правительством республики образованРеспубликанский межведомственный совет по проблемам инвалидов. Состав советаформируется из первых лиц министерств и ведомств, занимающихся вопросамисоциального обеспечения, здравоохранения, занятости, транспорта, связи,жилищного строительства, образования, культуры и планирования; организацийинвалидов и других неправительственных организаций. Возглавляет совет первыйзаместитель Председателя Совета Министров Республики Беларусь.
Понятие «инвалид» определено в Законе «О социальной защитеинвалидов в Республике Беларусь», принятом Верховным Советом РеспубликиБеларусь 11.11.91 г. Настоящий Закон впервые рассматривает инвалидность взависимости от ограничений жизнедеятельности человека, а не оттрудоспособности, как определялось ранее. Таким образом, «инвалидом признаетсялицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличияфизических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите».Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате имспособности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение,ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовойдеятельностью.
Государственные органы Республики Беларусь гарантируютполучение инвалидами образования, профессиональной подготовки и их трудоустройство.В Законе определены основы правового положения инвалидов, в соответствии скоторыми инвалиды в Республике Беларусь обладают всей полнотой социально‑экономическихи личных прав и свобод, закрепленных в Декларации а правах инвалидов, принятойГенеральной Ассамблеей ООН. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение ихчеловеческого достоинства. Дискриминация инвалидов запрещается и преследуетсяпо закону.
Впервые Закон«О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» закрепил обязательностьсоставления в Медико‑реабилитационных экспертных комиссиях (МРЭК)индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Таким образом, медицинская,профессиональная и социальная реабилитация инвалидов осуществляется всоответствии с индивидуальной программой реабилитации, определяемой на основезаключения медико-социальной экспертизы государственными органами с участиемпредставителей общественных организаций инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида определяетконкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мер, а также видысоциальной помощи. Данная программа является документом, обязательным дляисполнения соответствующими государственными органами, а также предприятиями,учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования.
В Законе «О предупреждении инвалидности иреабилитации инвалидов в Республике Беларусь», определены основные понятия,связанные с реабилитацией инвалидов, а также приведены их определения:
– предупреждениеинвалидности‑ система медицинских, гигиенических, педагогических,профессиональных и других мер, направленных на предупреждение (профилактику)или уменьшение частоты и тяжести инвалидности;
– реабилитация‑процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимальногофизического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельностии поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни ирасширения рамок их независимости;
– медицинскаяреабилитация ‑ процесс, направленный на восстановление и компенсациюмедицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека,нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм;
– медико‑профессиональнаяреабилитация ‑ процесс восстановления трудоспособности, сочетающиймедицинскую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально значимыхфункций, подбором профессии и адаптацией к ней;
– профессиональнаяреабилитация ‑ система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получитьподходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе),способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции;
– трудовая реабилитация ‑процесс трудоустройства и адаптации инвалида на конкретном рабочем месте;
– социальнаяреабилитация ‑ система мероприятий, обеспечивающих улучшение уровня жизниинвалидов, создание им равных возможностей для полного участия в жизниобщества.
Таким образом, основными задачамизаконодательства Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности иреабилитации инвалидов является:
– разграничениекомпетенции в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидовмежду органами государственной власти;
– создание правовыхгарантий для организации и развития системы предупреждения инвалидности иреабилитации инвалидов;
– обеспечение и защитаправ граждан Республики Беларусь на медицинскую, профессиональную и социальнуюреабилитацию;
– определение прав,обязанностей, полномочий, ответственности и правовое регулирование отношенийюридических и физических лиц в области предупреждения инвалидности и реабилитацииинвалидов;
– участие общественныхорганизаций инвалидов в государственных программах реабилитации инвалидов.
Для человека, ставшего инвалидом, начинаетсяновый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушаетсясложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статусличности, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биологических исоциальных потребностей.
Система социальной защиты инвалидов представляетсобой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовыхмер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации)ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другимигражданами возможностей участия в жизни общества.
Особо важным аспектом деятельности современногогосударства можно назвать профилактику инвалидности, включающую в себяобеспечение своевременного лечения больных, здорового образа жизни населения,безопасных условий труда, создание экологически безопасных условий проживаниянаселения.
Решение проблем, связанных с инвалидностью,возможно лишь при совместных действиях государственных структур и общества.Сегодня плодотворно работают многие общественные организации инвалидов. Извсего обилия общественных образований, численность которых возросла в последниегоды, следует выделить три основные, обладающие системным характероморганизации социальной защиты инвалидов. Это такие организации, как Белорусскоеобщество инвалидов (БелОИ), Белорусское общество инвалидов по зрению (БелТИЗ) иБелорусское общество глухих (БелОГ). Эти организации оказывают комплексную,дифференцированную социальную помощь лицам с ограниченными возможностями,направленную на максимально возможную реабилитацию и интеграцию их в общество.В структуре вышеперечисленных общественных организаций имеются учебные центры,предприятия, реабилитационные и культурные центры. Безусловно, характероказываемой помощи различен и продиктован специфическими проблемами членовданных организаций.
Проблемы инвалидности сложны имногогранны. Оказание всесторонней помощи инвалидам предполагает реализациюкомплексных программ и технологий их реабилитации, включающих медицинские,профессиональные и социальные разделы, а также своевременное и адекватноеоказание адресной социальной помощи. Комплекс этих мер должен преследовать однуцель – расширение рамок независимости людей с ограниченными возможностями,реинтеграцию (интеграцию) их в привычный интеллектуальный, профессиональный,социальный круг./>/>/>/>/>/>/>6 Проблемы социальной защиты населения,пострадавшего от аварии на ЧАЭС
По своим масштабам и нанесенному ущербу авария наЧернобыльской АЭС относится к числу самых крупных техногенных катастроф, происшедшихна нашей планете. Самое тяжелое бремя ее последствий легло на плечи Беларуси:70% радиоактивных веществ выпало на территорию республики.
В результате аварии на загрязненных территорияхсложилась неблагоприятная социально‑психологическая ситуация. Катастрофана ЧАЭС резко сказалась на состоянии здоровья нации: продолжается рост злокачественныхновообразований легких, щитовидной железы, почек, мочевого пузыря, молочнойжелезы. Серьезной стала проблема «чернобыльских детей», подверженных большомуколичеству заболеваний, многие из которых носят хронический характер. Тревожнойостается генетическая ситуация, важнейшим показателем которой является частотарождаемости детей с врожденными пороками развития, что отчасти объясняетсявозрастанием мутаций, спровоцированных облучением.
Серьезную опасность представляют последствияпсихологического плана, которые зачастую лежат в основе психосоматическихзаболеваний и социальной дезадаптации личности. Проведенные после чернобыльскойкатастрофы Институтом социологии Академии наук Беларуси исследования свидетельствуюто том, что у большинства людей сформировался устойчивый специфический социально‑радиоэкологическийстресс. Особенность его в том, что на обширных территориях и у большогоколичества людей возникает и не уменьшается со временем ощущение тревоги из‑завысокой степени риска для здоровья своего и своих детей, для своего будущего,что способствует долговременности и хроническому характеру специфическихпсихогенных расстройств.
Особую озабоченность вызывают стрессовыесостояния детей, у которых вследствие аварии на ЧАЭС сформировался высокийуровень тревожности, предрасположенность к восприятию многих ситуаций какугрожающих. Прогрессируют трудности в социальной адаптации, конфликтность иагрессивность, чувство отчужденности и отверженности; неуверенность в общении,боязнь насмешек, чрезмерная резкость и протест, неудовлетворенность отношениямив семье и школе.
Помимо этого наблюдается тенденция формирования всознании детей так называемой «психологии жертвы», которая выражается, с однойстороны, в действительном нанесении ущерба их здоровью, а с другой – видеализации ситуации до аварии; обвинении в недостаточности или полномотсутствии необходимой помощи и соответственно в пассивном ожидании помощи отдругих, в преобладании в детской и подростковой среде иждивенческих,потребительских настроений, приводящих к формированию негативных установок.
Значительных масштабов достигла социально‑экономическаяпроблема людей, ставших жертвами аварии на ЧАЭС: значительно ухудшилось питаниесемей, наблюдается нехватка жилья, денежных средств для восстановлениянормального социального функционирования в чистых зонах и т.д.
Чернобыльская катастрофа и ее последствия вызваликардинальные изменения в динамике миграционных потоков населения в пострадавшихот радиации регионах Беларуси. По психологическому фактору переезд являетсядополнительным стрессогенным фактором, нередко более сильным, чем самакатастрофа. Необходимость временно или навсегда оставить место постоянногопроживания, родной дом создает дополнительные условия для переживаний.
У большинства людей, проживающих на загрязненныхтерриториях или вынужденных оставить их, существенно меняется образ жизни.Многие из переселенцев оказались совершенно неготовыми к восприятию таких сокрушительныхперемен в своей судьбе, как нарушение внутрисемейных связей, неопределенностьжизненных перспектив, сложности с трудоустройством и адаптацией к новому местужительства.
Зафиксированы случаи возвращения переселенцев вродные места, причем не только пожилых людей, но и молодежи. В такой ситуацииположительные результаты адаптационного процесса зависят как от материальнойпомощи, которой обеспечиваются мигранты, так и от их личностных качеств,возможностей и наличия внутренних ресурсов при адаптации к новым условиям.Материальная помощь, выделение квартир и предоставление работы не всегда решаюттрудности личностного плана тех, у кого процесс социально‑психологическойадаптации протекает более болезненно.
Потоки беженцев в известной степени усугубляютразличного рода социальные проблемы и создают ряд негативных последствий дляобщества в целом. Неустроенные вынужденные переселенцы и беженцы осложняютвнутреннее положение в стране: отмечаются примеры негативного отношения к нимсо стороны постоянно проживающего на данной территории населения. Нередкомиграция становится причиной возникновения межнациональных конфликтов,криминогенных сил в обществе. Большие миграционные потоки ведут кперенаселенности ряда районов, что вызывает определенные осложнения: падениеуровня жизни населения, рост безработицы, бедности, бездомности.
Для преодоления разноплановых последствийкатастрофы, координации деятельности всех министерств и ведомств в этомнаправлении в Беларуси создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС),принят ряд законодательных документов. Последовательно и системно реализуютсятакие программы как «Национальная программа профилактики генетическихпоследствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС», «Охрана материнства и детствав условиях воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Дети Чернобыля»./>/>/>/>7 Социальные проблемы людей с отклоняющимсяповедением
Под девиантным (отклоняющимся) поведениемпонимается такой тип социально-ролевого поведения индивида или группы, которыйне соответствует принятым в социальной общности нормам. Социальные отклонениямогут иметь как негативные, так и позитивные последствия. Позитивные отклоненияслужат средством развития системы, повышению уровня ее организованности,преодоления устаревших, консервативных стандартов поведения (научное, художественное,социальное творчество). Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему,подчас подрывая ее основы (преступность, алкоголизм, самоубийства, наркомания).
Ключевым в понимании сущности девиацииявляется понятие «норма». Социальная норма – мера допустимого поведенияотдельной личности, социальной группы или организации в конкретныхсоциально-исторических условиях; это требования, предписания, пожелания и ожиданиясоответствующего поведения. Социальные нормы воплощают в себе модельвзаимодействий, которая дает возможность индивидам предвидеть действия другихучастников общественных отношений и соответственным образом строить своеповедение.
Социальные нормы возникаюткак адекватное отражение социальных отношений. Норма будет эффективной, еслинеобходимость ее существования признается большинством, а также, если онаболее-менее стабильна, неизменна во времени. Однако социальные системыизменяются под воздействием внешних и внутренних процессов. И многие нормыперестают выполнять свои функции, сами своим существованием создавая противоречия.В этом случае только отклонение от нормы, выработка новых стандартов даетвозможность разрешить создавшееся противоречие. Постепенно новый образецповедения становится нормой, а образец, бывший когда-то нормой, становитсяотклонением.
Функционирование той или иной социальнойнормы всегда выражает ценностные приоритеты определенной общности. Социальнаяценность – понятие, означающее социокультурную значимость определенных явленийобщественной жизни. Социальная ценность наделяется особым значением виндивидуальном и общественном сознании. Социальной ценностью может обладатьлюбой объект – реальный или воображаемый, если он рассматривается группой илиотдельными лицами как важное условие существования.
Социальные отклонения более разнообразны,чем социальные нормы, так как норма типична, а отклонения от нееиндивидуализированы. Трудность определения девиации связана с многообразиемсоциальных ожиданий, которые часто бывают противоречивыми, неясными,меняющимися со временем, кроме того, на основе различных культур могут формироватьсяразличные социальные ожидания.
В настоящее время существует ряд теорий,объясняющих появление и сущность девиаций. Основоположником биологическогоподхода был итальянский врач Черазе Ломброзо, который обнаружил связь между криминальнымповедением и определенными физическими чертами индивида. Согласно егоутверждению, люди предрасположены к определенным типам поведения по своемубиологическому складу.
Основоположником психологического подходасчитается Зигмунд Фрейд, который считал, что у истоков преступного поведениялежит инстинкт агрессии. И если данный инстинкт является ведущим в поведенииотдельной личности, то он непременно проявится не просто в агрессивных, но и впреступных действиях. Ученик Фрейда Альфред Адлер предложил свое видениепроблемы. По определению Адлера, определяющей внутренней силой девиантногоповедения является «комплекс превосходства», который (как это ни парадоксальнона первый взгляд) является следствием «комплекса неполноценности». Дляличности, страдающей от ощущения своей неполноценности, характерно то, что наначальных этапах своей жизни такая личность плохо адаптируется, социально неприспособлена, не уверена в себе, своих действиях, склонна винить в своихнеудачах других и оправдывать себя. Если комплекс неполноценности«накладывается» на врожденные порочные наклонности (например, агрессивность,жесткость), то он неминуемо «переходит в комплекс превосходства». Чувствопротеста, стремление избавиться от своей неполноценности, от своего зависимогоположения со стороны окружающих (родителей, учителей, старших друзей и т.д.)провоцирует склонность к антисоциальным поступкам. Механизм «превращения …установок и целей в антисоциальные…» таков: социальная неприспособленность,неуверенность в себе сменяется стремлением стать сильным, любой ценойсамоутвердиться, возвыситься и превосходить других. И это стремление становитсяопределяющей внутренней силой индивида, главным источником его поведенческоймотивации. Комплекс превосходства Адлер трактовал, как своеобразную компенсациютого чувства неполноценности, которое было подавляющим в детские годы. И чемглубже было чувство неполноценности в прошлом, чем больше был индивид унижен иподавлен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества.
Основы социологического подхода былизаложены Эмилем Дюркгеймом в теории аномии. Буквально аномия означает«разрегулированность», состояние социального хаоса. Дюркгейм характеризоваланомию, как состояние отсутствия ценностей на стыке между изжитой старой и несформировавшейся новой структурой норм и ценностей, в рамках которой индивидыне могут однозначно определить, что хорошо, а что плохо, что допускается, а чтонет. Во время кризисов или социальных перемен, жизненный опыт людей перестаетсоответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате людииспытывают состояние дезориентации. Социальные нормы разрушаются, люди теряюториентацию, и все это способствует девиантному поведению. Девиация происходит вследствиенарушения или отсутствия ясных социальных норм. Исследователь вводит понятиесоциальной дезорганизации, которая обозначает состояние общества, когдакультурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи ослабевают и противоречатдруг к другу.
Свое развитие теория аномии получила втрудах американского социолога Роберта Мертона. По его мнению, причина девиации– разрыв, несоответствие между культурными целями общества и социально одобряемымисредствами их достижения. Одним из случаев рассогласования являетсяраспространение в качестве разрешенных альтернативных способов поведения,обещающих достижение цели. Например, когда люди стремятся к финансовому успеху(так называемая «американская мечта»), но убеждаются в том, что его нельзядостичь законным путем, они могут прибегать к социально не одобряемым методам:рэкету, спекуляции, торговле наркотиками и др. Т.о. девиация выступает какненормативный способ приспособления к окружающей действительности. Р.Мертонвыделил пять типов (способов) приспособления, четыре из которых – девиантны посвоей сути: 1) конформность (следование предписанным культурным целям исоответствие поведения институционализированным нормам); 2) инновация(вызывается значительным акцентированием цели и заключается в использованииинституционально запрещаемых, но эффективных средств достижения цели); 3)ритуализм (предполагает отказ или понижение значимости культурных целей прижестком следовании допустимых средств их достижения); 4) ретритизм (отказ отпредписанных культурных целей и несоответствие поведенияинституционализированным нормам); 5) мятеж (отчуждение от господствующих целейи стандартов и замена их новыми).
Представители культурологического подхода(Селлин, Миллер) считают, что девиация имеет место, когда индивид идентифицируетсебя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.По мнению Эдвина Сатерленда девиации обучаются в ходе общения с носителямипреступных ценностей. Криминальная девиация является результатомпреимущественного общения с носителями преступных норм. При этом значение имеютчастота и интенсивность контактов человека с девиантом, а также возраст. Чеммоложе человек, тем с большей интенсивностью он усваивает образцы поведения,навязываемые другими. Клауорд и Оулин пришли к выводу, что «возможностипроцветания с помощью девиантного поведения соблазняют людей, имеющихограниченный доступ к законным способам достижения успеха».
По мнению Н.Смелзера, «… особенностиличности и мотивы ее поступков, наверное, оказывают важное влияние на все видыдевиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологическойчерты, конфликта или «комплекса» нельзя объяснить сущность преступности илилюбого другого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает врезультате сочетания многих социальных и психологических факторов».
Реакция социальной группы на поведение индивида,отклоняющееся от социальных ожиданий, норм и ценностей, называется социальнойсанкцией. Выражение любой санкции – определенный вид и размер наказания илипоощрения социального субъекта. По способу воздействия различают санкции:физические (лишение свободы, избиение, смертная казнь); экономические (премии,штрафы, лишение имущества); символические (уважение, признание, позор). Похарактеру воздействия выделяют негативные (пресекающие нежелательное поведение)и позитивные (стимулирующие желательное поведение) санкции. Если социальныесанкции налагаются в соответствии с заранее оформленной (например, в законе)процедурой, то они являются формальными, или оформленными. Формальныесоциальные санкции осуществляются специально уполномоченными на это лицами(например, арест, штраф, анафема или повышение по службе, премия, орден).Неформальные или диффузные социальные санкции возникают как спонтанные реакциинепосредственного окружения на поведение, отклоняющееся от социальных ожиданий.Неформальные санкции всегда имеют яркую эмоциональную окрашенность (бойкот илинеформальное лидерство).
Каким бы относительным нибыло соотношение нормы и девиации, существуют формы поведения с предельно яснымвыражением определенных нарушений, например, преступность, наркомания, суицид ипр. Однозначным критерием для оценочного суждения о той или иной форме поведенияможет стать характер тех последствий, к которым она приводит – конструктивнымили деструктивным, созидательный или разрушительный потенциал несет в себе.
Среди различных видов девиантного поведения наиболеераспространенным и достаточно живучим является пьянство и алкоголизм. Большинствоисследователей под пьянством понимают злоупотребление спиртными напитками,которое связано с социально-психологической деградацией личности. Алкоголизм жепредставляет собой болезненное влечение к злоупотреблению ими и характеризуетсякак физиологической, так и психологической зависимостью лица от спиртныхнапитков. При этом, как показывают исследования, в среднем каждый 16-й пьяницаиз числа взрослых лиц становится алкоголиком.
Пьянство и алкоголизм однозначно определяются какдевиантные формы поведения, тогда как умеренное потребление алкоголя несчитается девиантным (по данным исследования, проведенного в рамках международногосравнительного исследования «Образ жизни, условия жизни, здоровье» (2001 год, V = 1000) 78,7% взрослого населения Беларуси употребляют спиртные напитки и лишь 21,3 % –абсолютные трезвенники). Опасность алкоголизации населения заключается в том,что пьянство имеет тесную связь с преступностью и является питательной средойдля нее. В основе пьянства, как правило, лежат традиции, переходящие изпоколения в поколение. Пьянству и алкоголизму способствует безразличное отношение,а также полное отсутствие осуждения со стороны населения пьяниц и алкоголиков.По отношению к пьяницам и алкоголикам не в полной мере используются действующееантиалкогольное законодательство и сила общественного мнения, что даетвозможность лицам, злоупотребляющим спиртными напитками, оставаться внесоциального контроля или вообще безнаказанными.
Особое значение приобретает предупреждение пьянства срединесовершеннолетних и молодежи. По данным социологического исследования,проведенного Центром социологических и политических исследований БГУ (2001 год,V= 2461, объектом исследования выступала учащаяся, работающая и безработнаямолодежь в возрасте от 14 до 28 лет), употребление спиртного – довольно распространенноеявление в молодежной среде. В таблице представлено распределение ответов (в %)на вопрос «Употребляете ли (и как часто) Вы спиртные напитки?» в разрезеразличных социально-демографических групп молодежи.
В такой ситуации необходимы координация и взаимодействиевсех социальных институтов по систематической и целенаправленной антиалкогольнойпропаганде. Пол Возраст Место жительства Всего мужской женский 14-17 18-21 22-28 город село Употребляю раз в неделю и чаще 18,3 4,8 9,2 12,8 12,0 11,7 9,7 11,3 Употребляю несколько раз в месяц 37,0 30,3 21,6 38,9 43,8 35,0 26,5 33,6 Употребляю реже, чем раз в месяц 19,3 25,3 22,7 21,5 24,0 21,8 25,3 22,4 Практически не употребляю 25,3 39,6 46,5 26,9 20,2 31,5 38,5 32,7
Злоупотребление наркотическими (токсическими) средствамисреди негативных социальных явлений занимает особое место. Глобальность иопасность этой угрозы отмечены в Конвенции ООН 1981 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». В нейуказано на то, что наркотизм и его последствия (наркомания, незаконный оборотнаркотиков, наркобизнес) представляют серьезную угрозу для здоровья,благополучия людей и отрицательно воздействуют на экономические, культурные иполитические основы общества.
Втаблице представлено распределение ответов (в %) на вопрос «Доводилось ли Вампробовать наркотические, токсические вещества?» в разрезе различныхсоциально-демографических групп молодежи. Пол Возраст
Место
жительства Всего мужской женский 14-17 18-21 22-28 город село Да, неоднократно 7,1 2,1 4,4 5,2 3,4 5,1 1,6 4,6 Да, несколько раз 24,0 9,9 12,2 20,1 17,5 17,9 10,9 16,7 Нет, не приходилось 68,9 88,1 83,4 74,8 79,1 76,9 87,5 78,7
Если учесть, что 5%-й уровень потребления наркотиковможет рассматриваться как угрожающий генофонду нации, то не будет преувеличениемутверждение, что для Беларуси наркомания становится национальной проблемой.Кроме того, наркомания, как и любая болезнь, имеет свойство распространяться:один наркоман, если он не изолирован, способен вовлечь в болезнь 10-15 человек.Уже сегодня в «зоне возможного поражения» находятся 29,6% учащейся молодежиБеларуси (именно столько респондентов имеют в своей микросредезнакомых-наркоманов). Первичная наркотизация уподростков происходит в форме групповых «проб», экспериментов, стремления кновому, необычному, свойственному миру взрослых. Мотивами таких поисков можетбыть также любопытство, подражание, неудовлетворенность своим положением всемье, школе, в жизни в целом.
Однимиз факторов приобщения к наркотикам является их доступность. Значительная частьмолодежи считает, что наркотики вполне доступны, и их при желании можноприобрести в местах проведения досуга, например, на дискотеках (50,3%), вобщежитиях учебных заведений (16,1%) или в учебных заведениях (13,7%).
Приобщение к приемунаркотиков происходит чаще всего в возрасте до 20 лет: именно в этот период7,8% учащейся молодежи Беларуси впервые попробовали те или иные наркотическиевещества. Самый опасный период (с точки зрения вероятности приобщения кнаркотикам) начинается в 14 и длится примерно до 19 лет, достигая своего пика в15-16 лет. Так, около трети опрошенных (32%) впервые попробовали наркотики ввозрасте 14-16 лет и 28,9% – от 17 до 20 лет. Эти цифры составляют абсолютноебольшинство ответов, поскольку 30% от числа тех, кто пробовал наркотики,отказались отвечать на этот вопрос.
Ещеодним фактором приобщения к употреблению наркотиков является то, насколькозначимой, привлекательной является та среда, в которой, по мнению молодежи,чаще всего употребляют наркотики. Кем эти люди выглядят в глазах молодежи?
Помнению значительной части респондентов (38,8%) основное, что отличает,характеризует наркоманов, – это то, что они не могут себя реализовать, найти своеместо, это «выброшенные» люди. И наркотик для них – вполне доступное (мы в этомуже убедились) «лекарство от безысходности».
Но, по мнению молодых людей, вовсе необязательно быть аутсайдером, чтобы начать принимать наркотики. Этой болезниодинаково подвержены и дети из неблагополучных семей (25,1%), и те, ктозанимает более высокие ступени социальной лестницы (например, те, у кого естьденьги – по нынешним меркам один из наиболее значимых критериев социальногопрестижа) – 31%, и люди творческие, талантливые (11,6%), и «отморозки», которыене в состоянии о чем-либо думать и ничего не хотят делать (16,9%).
К наркотикам чаще обращаются юноши (посравнению с девушками), учащиеся ПТУ и вузов, жители больших городов.Факторами, провоцирующими подростков на употребление наркотиков (большинствовпервые их пробуют в возрасте 14-16 лет), выступают: отсутствие понимания состороны родителей и ухудшение отношений между взрослыми членами семьи;отсутствие надлежащего родительского контроля над досугом подростков; резкиеизменения в материальном положении семьи: наркотики чаще употребляют выходцы изсамых бедных семей, ставших еще беднее, и из обеспеченных, ставших еще богаче.
К числу психологических особенностейподростков, начавших употреблять наркотики, относятся следующие: для ниххарактерны эмоциональная неустойчивость и чувство одиночества; они режезадумываются о своем будущем, но более других подростков уверенны вдостижимости поставленных целей; структура их ценностного познания существеннодеформирована: они ориентированы на такие ценности, как богатство, секс,власть, и реже – на деловой успех, друзей, семью, любовь, интересную профессию;в качестве средств достижения своих целей они чаще готовы использоватьаморальные методы.
Еще одной актуальной проблемой сегодняявляется опасное сексуальное поведение молодежи. Актуальность данной проблемысегодня возросла в связи с эпидемической ситуацией по ВИЧ-инфекции: на01.07.2002г. кумулятивное число ВИЧ инфицированных в республике составило 4422,т.е. 45,5 на 100 тысяч населения. Основной причиной заражения является инъекционноеиспользование наркотических средств – 76,6%. В 2002 году на парентеральный путьпришлось 65,3% случаев передачи ВИЧ. Однако в последние годы прослеживаетсятенденция увеличения количества людей, инфицирование которых произошло врезультате сексуальных контактов (2001г. – 27,2%, 2002г. – 32,9%).
В условиях угрозы распространенияВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, сложившаясясегодня ситуация выглядит небезопасной: 74,8% молодых людей считают для себядопустимыми внебрачные сексуальные контакты, 9,3% – нетрадиционные сексуальныеотношения (групповой, однополый секс), 4,5% допускают в сексуальных отношенияхпринуждение к сексуальной близости против желания партнера. Более половинымолодых людей (58,7%) первый сексуальный опыт приобретают в возрасте до 17 лет.
В такой ситуации крайне важным становитсявыработка эффективных моделей формирования установок на здоровый образ жизнисреди населения, а также работы с уязвимыми группами, к числу которых относятсяи молодежные группы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.