Реферат по предмету "Социология"


Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом

Курсоваяработапо социологиина тему:«преимущества и недостатки контент-анализа по сравнениюс опросом» Пенза2010
СОДЕРЖАНИЕ
введение
1. Природа метода опроса всоциологическом исследовании
1.1 Сущность и значение метода опроса
1.2 Два основных класса опросных методов: интервью ианкетирование
2. Контент-анализ: возможности его использования и техника проведения
2.1 Возможности использования контент-анализа
2.2 Техника проведения контент-анализа
3. Преимущества инедостатки контент-анализа по сравнению с опросом
3.1 Преимущества контент-анализа
3.2 Основные недостатки контент-анализа
Заключение
библиография
введение
 
Актуальность темыкурсовой работыне вызывает сомнений.
Слово «контент»означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют методсбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся вдокументах. Под документом при этом понимается не только официальный текст(типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное,все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные илижурнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи,фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также,разумеется, и официальные документы.
Этот метод используетсясоциологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика ипопулярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин отпорнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов,используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялисьособенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных запискахсамоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявляласьнаправленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах,идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того жесобытия в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние десятилетияданный социологический метод заимствовали и активно используют те представителисоциогуманитарных наук, которые заинтересованы в установлении объективныхпризнаков разнообразных человеческих коммуникаций.
Существует два вида контент-анализа(в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественныйи количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной моделисодержания текста. Такой подход позволяет выявить типы качественных моделейсодержания. Количественный контент-анализ основан на использовании количественныхмер, его задача получить количественную структуру содержания текста (в рамкахиспользуемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяетто, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедурыисследования.
На развитие техникиконтент-анализа оказывают воздействие также методы (техники) социологическогоисследования. Особенно следует отметить значение связи контент-анализа стехникой опроса. В свою очередь техника контент-анализа может оказывать влияниена методику социологических исследований. Наиболее широко известен один способтакого употребления техники контент-анализа — это анализ открытых вопросованкет и интервью.
Контент-анализ являетсяодним из каналов проникновения лингвистических методов в социологическое исследование.Роль лингвистики и психолингвистики в социологии определяется в первую очередьнеобходимостью повышения надежности проведения полевых работ. Надежностьполевой информации при опросах во многом определяется степенью адекватностиотражения сознания респондентов в опросных листах. Повышение степениадекватности отражения требует кропотливого анализа структуры содержания, каксамих опросных листов, так и ответов респондентов, что требует использованиятехники контент-анализа.
Целью исследования является изучениеосновных преимуществ и недостатков контент-анализа по сравнению с опросом.
Для достижения указаннойцели поставлены следующие задачи:
— рассмотреть природуметода опроса в социологическом исследовании, подробно остановившись насущности метода опроса и его видах;
— дать характеристику контент-анализу,подробно остановившись на возможности его использования и технике проведения;
— изучить основные преимуществаи недостатки контент-анализа по сравнению с опросом;
В качестве предметаисследования выступил контент-анализ.
Методологическойосновой работы служитдиалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.
Характер рассматриваемыхв курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основныхметодов:
– материалистические;
– исторические;
– методсравнительного анализа;
– формально-юридическийметод;
– эмпирические;
– источниковедческие.
Выбор структурыкурсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленныхзадач и логикой изучения темы.
– В первой главе рассматриваютсяприрода метода опроса в социологическом исследовании.
– Во второй главедается характеристика контент-анализу, возможности его использования и техникепроведения.
– В третьей главеизучаются основные преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению сопросом.
При написаниикурсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации настраницах периодической печати.
1. Природа метода опроса в социологическомисследовании 1.1 Сущность и значение метода опроса
Опроспредставляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте входе опосредованного (анкетирования) или непосредственного (интервью)социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента)путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задачисследования.
Опросзанимает важное место в социологических исследованиях. Его основное назначениесостоит в получении социальной информации о состоянии общественного, группового,коллективного, индивидуального мнения, а также о фактах, событиях, оценках,связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, сего помощью собирается 70% информации. Опрос является ведущим методом визучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследованиисоциальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдателю, атакже в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальнойинформацией.
Опрос, вотличие от многих других методов социологических исследований, позволяетуловить через систему формализованных вопросов не только акцентированные мненияреспондентов, но и нюансы, оттенки их настроения, структуры мышления, выявитьроль интуитивных моментов в их поведении.
Многиесчитают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичнойсоциологической информации. И в этом утверждении есть значительная доля истины.Оперативность, простота, экономичность этого метода делают его популярным иприоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований.Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Вся проблемасостоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных данныхопроса. Для этого необходимы определенные условия, соблюдение определенныхтребований.
К числуглавных из них (что проверено практикой социологических исследований) можноотнести:
— наличиенадежного инструментария, обоснованного программой исследования;
— созданиеблагоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко невсегда зависит только от подготовки и опыта лиц, проводящих его;
— тщательнаяподготовка социологов. Они должны обладать высоким интеллектуальнымбыстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки ипривычки, что прямо сказывается на качестве опроса, знать типологию возможныхситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов нанеточные или неверные ответы, опытом составления анкет по социологическикорректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов и т. д.Соблюдение указанных требований и их значимость во многомпредопределяются видами опроса. Поскольку опрос представляет собой в первуюочередь общение социолога и опрашиваемого (респондента), то, в зависимости отхарактера этого взаимодействия, различают два основных вида опроса:анкетирование и интервью, каждый из которых имеет свои многочисленныеразновидности. Рассмотрим их основные виды.
Социологическийопрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный нанепосредственной связи между исследователем и респондентом с целью получения отпоследнего интересующих данных в форме ответов на поставленные вопросы. Опросы- незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях,мотивах деятельности, мнениях.

1.2 Два основных класса опросных методов: интервью ианкетирование
Существуютдва больших класса опросных методов: интервью и анкетные вопросы.
Интервью- это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контактинтервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись проводится либоинтервьюером, либо механически (на пленку).
Имеетсямножество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают такназываемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнениефактов) и интервью мнений — выявление оценок, взглядов, суждений. По техникепроведения различаются стандартизированные (строго формализованные) интервью,свободные (проводимые по заранее установленной общей программе) ифокусированные, имеющие целью выявление реакций опрашиваемого на относительноузкий круг проблем. По способу организации можно выделить групповые ииндивидуальные интервью. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированныйпорядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причемони регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо вприсутствии анкетера (прямой опрос).
Анкетазаполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и всекомментарии должны быть предельно ясны для респондента.
В. Ядовформулирует следующие основные принципы построения анкеты.
Первыйпринцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикойпостроения анкеты; опросный лист строится под углом зрения психологиивосприятия опрашиваемого.
Второйпринцип — учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемых.
Третийпринцип — при расположении вопросов идти от частного к общему, а не наоборот.
Четвертыйпринцип — смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одинаковогообъема.
Пятыйпринцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Анкета должнаначинаться с относительно простых вопросов, далее следуют более сложные(желательно событийные, не оценочные) затем — еще сложнее (мотивационные),потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложныевопросы (один — два), после чего — завершающая «паспортичка».
Достоверностьданных опросов оценивается по-разному. Так существует мнение, что опросывыявляют лишь то, «что люди считают нужным сказать о себе, а не то, что онидействительно думают или делают» (Э. Гидденс). При этом ссылаются на четкоустановленные факты «лукавства» респондентов, когда они заявляли о своейосведомленности о несуществующих книгах и кинофильмах. По некоторым сведениямдоля таких респондентов составляет от 10 до 25 %. Однако эти же данныесвидетельствуют о том, что абсолютное большинство респондентов «честны» исообщают в основном достоверную информацию. К тому же в методологическом арсеналесоциолога имеется немало приемов контроля получаемой информации, совмещение еес информацией получаемой другими методами. Поэтому интервью и анкетные опросывполне могут быть использованы как источник социологических данных.
2.Контент-анализ: возможности его использования и техника проведения
Средимногочисленных методов изучения социальной реальности особое место занимает«анализ содержания» текстов или контент-анализ. Если при проведении опросалюди, выступающие в качестве объекта исследования, знают об этом, токонтент-анализ использует уже существующие тексты, что повышает объективностьполучаемых данных. С целью получения количественного описания содержания текстаисследователь использует в контент-анализе объективное измерение интересующихего характеристик текста. В контент-анализе измеряется частота внимания и объемвнимания к теме, фиксируется характеристика содержания по знаку (плюс, минус),выявляется модальность, интенсивность признака. С помощью контент-анализаисследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его спомощью количественных методик (например, диаграмм, таблиц), чтобы выявить теаспекты содержания текста, которые трудно обнаружить на поверхности. Полученныеданные позволяют ему сделать определенные выводы относительно намерений,ценностных ориентаций и других особенностей автора текста.
Контент-анализв социологии — это изучение массовых вербальных документов в целях описаниясоциального поведения или проверки гипотез о нем. 2.1 Возможности использования контент-анализа
Наиболеечасто он используется для описания событий и процессов, происходящих вобществе, изучения социальных изменений. Так, используя контент-анализ средствмассовой коммуникации или каких-либо частных документов, можно изучатьизменения в системах ценностей, установках, мотивах поведения людей. Например,индекс дискриминации каких-либо малых национальных групп можно измеритьподсчетом частоты появления негативных этнических стереотипов в учебниках поистории, на обложках журналов, в телевизионных и радиопрограммах, газетах,рекламе.
Общественноемнение относительно таких серьезных вопросов, как различные экономическиепроблемы, проблемы демократизации, правовой и социальной защищенности людей ит. п., можно изучать при помощи контент-анализа писем в редакции газет, вуправленческие органы.
Хотя восновном контент-аналитические исследования выполняют описательную функцию,контент-анализ можно использовать также и для проверки гипотез. Наиболее частыйтип проверяемых гипотез — гипотезы об изменении ценностных установок исоциального поведения в течение определенного временного периода.
Иногдаконтент-анализ используется как вспомогательный метод в интерпретации открытыхвопросов в вопросниках или интервью. С его помощью могут упорядочиваться такжесловесные комментарии, полученные в течение какого-либо эксперимента, с тем,чтобы описать частоту проявления определенных поведенческих реакций вконкретных условиях или проверить взаимосвязь различных вариантов.
Между темдокументы нередко выступают основным и, зачастую незаменимым источникомсоциологической информации. Объективный систематический анализ совокупноститекстов дает исследователю надежную информацию об имплицитно присутствующихнамерениях коммуникатора. Контент-анализ может с помощью объективных,количественных индикаторов показать, являются ли ваши предположения, основанныена несистематическом наблюдении, истинными.
Контент-анализ(или анализ содержания) получил в течение последних десятилетий большоераспространение. Суть этого метода состоит в выделении сравнительно постоянныхэлементов текста, затем систематической фиксации данных элементов (единицизучаемого содержания) с последующей квантификацией, то есть количественным выражениемкачественных признаков. В итоге выявляется частота использования данныхэлементов в тексте, что в сочетании с качественным анализом позволяет делатьсоответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять егоцели, направленность на ту или иную аудиторию и т.д.
Исследованиясодержания различных произведений литературы и искусства, проведенныеСеменовым, показали возможности использования метода контент-анализа приизучении эстетической коммуникации для получения данных об авторах художественныхпроизведений как представителях определенных социально-профессиональных идемографических групп (прежде всего в плане социальной перцепции). Результатыанализа содержания художественной прозы показывают, что подобный анализ можетиспользоваться с целью формулирования гипотез о различныхсоциально-психологических явлениях. Так, изучая образы брака и любви в проземолодежных журналов, Семенов выявил различные типы совместимости инесовместимости супругов, которые могут быть использованы в качествегипотетических в исследованиях успешности брака. При этом писатели могутквалифицироваться как специфически одаренные наблюдатели и эксперты в сфереинтуитивного познания социально-психологических явлений.
Учитывая опытмногочисленных исследований, можно отметить следующие основные областиприменения контент-анализа в социально-психологических исследованиях (Семенов).
1. Изучениесоциально-психологических особенностей коммуникаторов (лиц, передающихсообщения, авторов) через содержание их сообщений. Одним из видов подобногоизучения являются сравнительные исследования типов личности и ценностей вразличных обществах и культурах.
2. Изучениереальных социально-психологических явлений объекта, которые отражены всодержании сообщений (включая явления, имевшие место в прошлом и недоступныедля исследования другими методами). Особый интерес в этом плане представляетанализ произведений литературы и искусства, а также публицистики.
3. Изучениеразличных средств коммуникации через содержание сообщений, а также особенностейформ и приемов организации содержания, в том числе пропагандистских.
4. Изучениесоциально-психологических особенностей реципиентов (адресатов коммуникации,аудитории). Это имеет смысл только тогда, когда известно, что коммуникатор(автор сообщения) достаточно верно представляет реципиента.
5. Изучениесоциально-психологических аспектов воздействия эффектов коммуникации нареципиентов через содержание сообщений.
Кроме того,можно выделить следующие виды применения контент-анализа во вспомогательныхцелях:
а) дляобработки открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик;
б)специальное (науковедческое) употребление для изучения научной литературы посоциальной психологии — эволюция интересов ученых по различным проблемам вразное время, анализ цитирований и ссылок. 2.2 Техника проведения контент-анализа
Основныеэтапы проведения контент-анализа практически во многом совпадают с основнымиэтапами социологического исследования с использованием других методов, хотяимеют и свои специфические особенности.
Контент-аналитическоеисследование, как и любое другое, начинается с постановки исследуемой проблемыи выделения конкретных задач, которые предстоит решить в ходе исследования. Этапопределения цели и задач исследования имеет принципиальное значение, от негозависят выбор конкретного эмпирического материала, содержание категориальнойсхемы, типы единиц счета и единиц анализа, а также основания для анализа-
Следующийэтап — выбор эмпирического материала дляисследования, конкретногоисточника коммуникации. Ими могут быть любые документы — журналы, газеты,художественная литература, официальные документы, протоколы собраний трудовыхколлективов, радио- и телепередачи и т. п. Может быть выбран как один типисточника, так и несколько. Например, в простейшем случае, когда контент-анализиспользуется для изучения специфики какого-либо информационного канала,способов конкретизации его деятельности, выявления закономерностей,существующих в распределении площади (печатный орган) или трансляционноговремени (радио- или телепрограмма), принципов отбора материала, их тематическойнаправленности и т.п., в качестве эмпирического материала, естественно, беретсяконкретный источник коммуникации, интересующий исследователя.
Выбравконкретный источник, необходимо решить, какие именно материалы, содержащиеся внем, исследователь будет анализировать. Будут ли это все материалы безисключения (если, например, цель исследования — изучить структуру и особенностифункционирования данного источника) или материалы по какой-либо однойинтересующей исследователя проблеме.
Оченьважно, кроме того, правильно выбрать временной период. Он может быть совсемкоротким (одна неделя), если необходимо получить мгновенный ситуационный срез,или очень длинным (несколько лет), если исследуется динамика развитиякакого-либо социального явления.
Следующийэтап анализа — операционализация понятий. Первым шагом в построенииоперациональных определений является единица анализа. Такой единицей может бытькак одно слово, так и целый, законченный материал. В аудиовизуальных средствахмассовой коммуникации это, чаще всего, отдельное законченное сообщение илиединичный поведенческий акт. Чтобы правильно вычислить единицу анализа изинформационного потока, необходимо четко ее определить. Это определение можетбыть как простым, так и довольно сложным.
Единицыанализа должны отвечать требованиям объективности и систематичности.
Объективностьозначает, что категории, используемые при анализе содержания, должны быть определенынастолько точно, чтобы, используя их, разные люди, анализируя один и тот жетекст, получали одинаковый результат. Все термины и категории, содержащие в себеявный элемент оценки, должны быть исключены, так как они очень субъективны, ихзначение меняется с изменением ситуации и времени.
Систематичностьозначает, что анализ должен осуществляться на формальном основании, без учеталичной заинтересованности и предрасположенности исследователя.
Обычноединицы анализа классифицируются по нескольким категориям, разработанным наоснове материала и целей исследования. Эти категории можно определятьиндуктивно, дедуктивно или при помощи комбинации этих методов. Индуктивныйподход требует начального погружения исследователя в документы, чтобыопределить точки отсчета или темы, наиболее значимые для целей исследования.Дедуктивный подход применяется в случае, если категории подсказаныисследователю теоретическим анализом предмета исследования, а документыпредставляются подходящим источником данных, на основе которых можно проверитьимеющиеся гипотезы. Во многих случаях соотношение между теорией идокументальными данными предполагает как индуктивный, так и дедуктивныйподходы. Однако чаще делается упор на индукцию, особенно на начальной стадииконтент-анализа.
Категориианализа должны быть взаимоисключающими, чтобы каждая единица могла бытьотнесена только к одной категории. Категориальная схема также должна бытьисчерпывающей, чтобы не осталось ни одной единицы наблюдения, не соотнесенной скакой-либо категорией. Иногда для этого вводят дополнительно специальнуюкатегорию, в которую помещаются единицы, очень редко встречающиеся или покаким-либо причинам не поддающиеся кодировке.
Всевышеописанные этапы относятся к подготовительной стадии исследования. Длянепосредственного осуществления перевода содержания документов в категориальнуюсхему, другими словами, для кодирования текста нужны (как правило, при большомобъеме информации) специально подготовленные исполнители-кодировщики. Онидолжны быть хорошо проинструктированы отом, как распознавать признаки,позволяющие отнести ту или иную единицу анализа к определенной категории. Видеальном случае для большей надежности два или более кодировщика должнынезависимо друг от друга закодировать один и тот же текст. Затем результаты ихработы следует тщательно сверить. Простейший путь проверки согласованностимежду кодировщиками заключается в том, чтобы подсчитать коэффициент надежности,разделив количество единиц, попавших в одну и ту же категорию, на общее числозакодированных единиц.
Коэффициентнадежности = Число единиц в одной и той же категории / Общее числозакодированных единиц
Единогостандарта необходимой надежности данных не существует. Считается приемлемымкоэффициент, равный 60%. Если согласованность между кодировщиками менее 60%,значит, операциональные определения должны быть более четкими и исчерпывающими.Иногда проблема состоит в том, что две или три категории так похожи друг надруга, что кодировщики не могут уловить разницу между ними. Она может быть снята,если объединить эти категории в одну.
Послетого как все данные закодированы, наступает ответственный этап анализаполученных результатов или интерпретирования данных. Количественные данные,полученные в результате контент-анализа, можно далее анализировать с помощьюстандартных статистических методов, измерять, группировать, сравнивать,переводить в индексы, оформлять в виде таблиц и графиков.
Заканчиваетсяконтент-аналитическое исследование, как и любое другое, написанием отчета илианалитической записки, содержащей как теоретические, так и чаще всегопрактические выводы и рекомендации.
3.Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом 3.1 Преимущества контент-анализа
Текст можно условноразделить на две неравные составляющие: непосредственный или первичныйсмысловой слой, т.е. то, что воспринимается при чтении слов, предложений; иглубинная смысловая часть текста, или, как иногда говорят, подтекстовая,которая определяется при сложном анализе взаимосвязи составляющих егокомпонентов. Образно говоря, примерно так же как при взгляде на поверхностьводоема и то, что находится под его поверхностью.
На протяжении всей своейтекстовой истории человечество вынуждено было ограничиваться исключительно, такскажем, «поверхностным» смыслом текста: человек читал только то, что былоизвестно и что было понятно. И каждый раз по крупицам приращивая новое знаниеиз своего эмпирического опыта, фиксируя его опять же в известных слоях текста.Другого просто не было дано.
Проникнуть вглубь непозволяли, прежде всего природные ресурсы. Человек был ограничен своей памятью,ориентированной в основном на моментальное схватывание смысла и только наограниченный срок, соответственно, их ограниченное количество. Не говоря уже отом, что бы понять хотя бы небольшую часть всего многообразие внутренних связейобъектов текста. За исключением, может быть интуитивного прорыва в глубинутекста.
Однако, даже при всейскудности «поверхностного» анализа, тем не менее, предоставляло внимательномучитателю, (именно внимательному читателю), необходимый и нередко вполнедостаточный объем информации и вполне конкретное знание для решения своихзадач. Правда и задачи, как правило, были не сложные и не большие, нерассчитанные на многоуровневые связи.
Но при усложнении задачвосприятие непосредственного смысла текста становилось явно недостаточным.Поэтому человек время от времени испытывал страстное желание прорваться заповерхность, проникнуть вглубь и тем самым попытаться овладеть иным смыслом,называя его нередко сокровенным, и даже сакральным. Более того попытаться найтиили открыть некую вечную истину, которая обязательно находится именно там вглубинах текста. Впрочем кроме как в тексте, как зафиксированном знании, истинаи не может нигде находится, а соответственно и проявиться. Поэтому направленияпоиски истинны были вполне правильные.
Правда, чаще всего вместосокровенного и истинного человек видел то, что выдумывает сам. Это еще однаформа интерпретации. Точнее выдумывает, потому, что не может увидеть. Можно подругому сказать: не может увидеть потому, что выдумывает. Бывало и домысливаети нередко весьма своеобразно и вольно, основываясь на некоторых проявленияхглубинного смысла. Но чаще всего человек ограничивался его интуитивнымвосприятием.
Внутренний мир текста и всамом деле стоит того, что бы в него заглянуть. Это своеобразный мир«Зазеркалья», интересный, неожиданный, весьма странный, не привычный и непонятный. Там своя потаенная жизнь со своими субъектами, собственными законамии правилами взаимоотношений. Там свои особые смысловые пространства ипонятийные поля, смысловые реки и моря, выражаясь географическим языком,понятийные лагуны, впадины, глубины и смысловые горные хребты. И слова тамимеют совсем иное значение, нежели в их непосредственном восприятии. И все этоделает текст таким, каким он и представляется читателю.
И сколько человек теряетот того, что не может проникнуть за условную грань двух миров — поверхностногои внутреннего, не побывать в этой стране чудес. Это все равно, что неспуститься в глубины океана, не быть в космосе, не видеть недра земли, непроникнуть в тайны атома и пр. и пр. В мире физического пространства человекуже заглянул во многие его потаенные уголки. И только мир текста остается покане тронутым.
Попытки были, и иногдаудавалось неимоверными усилиями немного заглянуть внутрь текста и то только вего отдельные уголки. Но не вооруженный мощным техническим инструментом,человек не мог узнать и тысячной доли того, что мог бы увидеть. Поэтому ивозникла потребность в разработке такого методологии и технологии исследования,метода и механизма анализа, которые бы и позволили решать все более сложные исложные задачи.
Одним из таких методов истал контент-анализ, который, пожалуй впервые, в качестве своего основногометода стал применять количественную оценку значимости смысла. Фактическиконтент-анализ открыл новую ступень в долгой истории поисков метода пониманиясмысла текста, это была настоящая революция в системе анализа текста.
За последние годыконтент-анализ обогатился современными техническими и программными средствами,что позволило ему во все в большей степени основываться на всем богатствезнаний по формализованному статистическому анализу. Можно сказать, чтоконтент-анализ впервые приблизился к тому состоянию, когда анализ теста можетиметь бесконечное количество вариантов, что бы найти в нем то самое истинное исокровенное знание, которое и было заложено природой.
Контент-анализ в этомплане можно, наверное, сравнить с мощным микроскопом, открывающий человекупрактически новый мир, ранее не видимый и соответственно не известный, новсегда интуитивно ощущаемый. Позволяет открыть тот мир, который стал или точнеестановится для человека фактически новым социальным бытием, позволяющий осваиватьего с все большей и большей интенсивностью, полнотой и всеохватностью.
Но новые техническиевозможности требуют уже разработки иной теории, методологии анализа текста. Посути дела мы сегодня находимся на пороге нового направления в текстологии, основанногона логике и философии природы смысла как особого объекта сознания. В болеешироком плане можно и нужно говорить о философии текста или точнее, смысла.
Если подходить к текстукак к форме выражения смысла, то интересным оказывается взаимосвязь текста исмысла как соотношение понятий «содержания» и «формы», основных философскихкатегорий, о чем мы и пытались рассказать в данной работе. В этом планеконтент-анализ выступает только одним из направлений работы с таким особымобъектом как смысл.
Новый метод основанный накомпьютерных технологиях и современном программном обеспечении позволяет:
— определить содержаниепонятий «объект» и «признак» в рамках их частотного выражения;
— выделить основнуюсмысловую единицу, которая находит выражение в некотором понятийном оформлении,в частности, в предложении;
— установить взаимосвязьчастотных распределений различных признаков объектов;
— построить логикувзаимодействия объекта и его признаков относительно друг друга;
— формировать частотноераспределения признаков в объектах;
— формироватьискусственные смысловые пространства текста;
— осуществитьформализованный статистический анализ смысловых структур текста.
Все это позволяет перейтик очень интересной и полезной вещи. Фактически любое явление, зафиксированное втекстах, можно обработать в соответствии с поставленной задачей, причем полно,объективно. Получив тексты, (чаще всего используя случайный метод формированиявыборочной совокупности), и сформировав некий единый искусственный текст,используя компьютерную технику и современные программы обработки текста, можнополучить полную и самое главное объективную картину явления или процесса,выраженную в данных текстах.
Контент-анализаиспользуется на разных стадиях социально-психологического исследования. Так, наначальном этапе работы при составлении программы исследования к этому методупорой обращаются с целью уточнения изучаемой проблематики и окончательногоформулирования гипотез. Анализ документов может выступать также как основнойметод сбора первичной информации. Наконец, анализ документов иногда применяетсяс целью дополнения информации, полученной другими методами социальнойпсихологии.
Главныедостоинства метода анализа документов заключаются в возможности избежатьвлияния исследователя на изучаемый объект и достижения сравнительно высокойстепени надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны дляперепроверки. Кроме того, этот метод позволяет получать информацию, которую неудается выявить посредством других методов. 3.2 Основные недостатки контент-анализа
Хотя контент-анализ представляет собойотносительно недорогой метод, опирающийся на доступные базы данных, и хотя приего проведении мы не рискуем столкнуться со сложностями и весьма специфическимиэтическими проблемами (кроме тех случаев, когда анализу подвергаетсяконфиденциальная или засекреченная информация), нам все же надо проявлятьопределенную внимательность, чтобы избежать кое-каких трудностей, заключенных вэтом методе.
Прежде всего,необходимо учитывать, что сообщения публикуются и соответствующим образомсоставляются не просто так, а с какой-то определенной целью — с целью то лиинформирования, то ли описания, то ли призыва, предписания, самозащиты или дажес целью дезинформации. Поэтому при анализе сообщений мы должны старатьсяинтерпретировать их содержание не иначе, как в Контексте их очевидных целей.
Например,часто в китайской прессе можно встретить утверждения типа: «Весь китайскийнарод верит, что новая сельскохозяйственная Политика является главным(коренным) шагом вперед на пути к прогрессу и социальной революции».Рассматриваемые по сути, они представляют собой очевидную демонстративную ложь,поскольку не может каждый из миллионов и миллионов человек осознавать какую-тоодну установку (в данном случае мы не берем во внимание ее достоинства). С этойточки зрения мы бы должны были склониться к рассмотрению этих утверждений какнаиболее вульгарной формы пропаганды. Однако из опыта изучения китайской прессывидно, что утверждения такого типа публикуются совсем не с целью чисто внешнейиностранной пропаганды, но более всего предназначены для внушения самимкитайцам веры в то, что их правительство хочет, чтобы они были сильными.
Другимисловами, такие утверждения о единодушии носят не описательный, но директивныйхарактер. Знание этого позволит интерпретировать их скорее как удачныйиндикатор политических интересов китайских лидеров, нежели как бессмысленную ипустую пропаганду, и мы можем использовать их с некоторой выгодой для себя. Такимобразом, цель, с которой информация вводится в оборот, сама по себе может,рассмотрена как важный для понимания сути контекст, который мы должныпопытаться по возможности вытащить.
Сходнымобразом и характер распространения того или иного сообщения может неявновыражать многое в его значении. Предвыборная листовка, распространяемая посписку адресов избирателей, является примером сообщений с ограниченной илиособой сферой распространения. Даже общедоступная газета может иметьограниченный или особый круг читателей. У «Нью-Йорк тайме», например,читательская аудитория состоит из более состоятельных и образованных людей,чему «Нью-Йорк дейли Ньюс», при том, что обе газеты легкодоступны для всех.Журнал «Уолл-стрит джорнэл» можно купить везде в США, но круг его читателейохватывает далеко не все социально-экономические группы населения.Следовательно, если мы должны дать адекватную оценку значимости некоторогосообщения, нам зачастую надо при этом знать, кому оно адресуется и какраспространяется. Опираясь то ли на чье-то индивидуальное мнение (например, намнение хорошо осведомленных лиц), то ли на наведение справок, когда мы пытаемсяузнать у отправителей сообщения список его получателей, то и на самоочевидныесвидетельства, когда к документу прилагается список всех ознакомившихся с нимлиц, иногда с их личными подписями, то ли на опрос читательской аудитории (типатех, которые обычно проводят газеты, чтобы документально обосновать своипретензии по доставке), мы должны постараться измерить или оценить круграспространения сообщения. Эта информация позволит нам судить о значимости и оважности анализируемого нами материала.
Мы должныпостараться правильно оценить степень доступности интересующих нас сообщений.Обеспечена ли нам возможность свободного отбора материалов для анализа?Доступны ли нам все материалы в неискаженном виде или же нам навязан некийконтроль извне? Имеем ли мы доступ, например, только к рассекреченнымдокументам (к газетам, издаваемым в расчете на иностранных читателей; кстенограммам только официальных заседаний правительственных комиссий)? Здесь мыимеем дело с проблемой обобщаемости результатов: вопрос в том, насколькорепрезентативна исследуемая совокупность сообщений, не говоря уже о выборке изнее. Если совокупность непредставительна, то исследователь при отсутствии унего должной бдительности может быть, самое малое, введен в заблуждение, а то ихуже: может стать объектом сознательной манипуляции.
В каждом изэтих случаев основная сложность заключается в том, что информация, необходимаядля адекватной оценки, может быть нам просто недоступна. Мы можем не знать и неиметь возможности уточнить цели сообщений, сферу их распространения и реальнуюстепень своего доступа к ним. За этим скрываются весьма многообразныеопасности, и контент-аналитик должен быть наготове, чтобы вовремя с нимисправиться. Нельзя строить свои оценки на первом впечатлении; напротив, надосохранять здоровый скептицизм в отношении имеющихся данных, До тех пор пока небудут получены ответы на все обсуждавшиеся выше вопросы. Сказанное, конечное,не означает, что в условиях неопределенности проведение контент-анализаисключается; оно значит только, что, приступив к анализу, исследователь недолжен забывать об этой неопределенности.
Наконец,следует сказать несколько слов о надежности интеркодирования. За исключением полностьюкомпьютеризованных контент-аналитических процедур (существует целый рядпрограмм, специально разработанных в расчете на составление словарей ключевыхслов, а также на поиск в тексте и числовую обработку последних), контент-анализцеликом опирается на суждения совершенно определенного человека о содержаниисообщения. В конце концов, информация сама себя не анализирует. Она изучается,обрабатывается, обсчитывается и классифицируется человеком в лице конкретногоисследователя. При этом разные исследователи могут расходиться между собой впонимании данного сообщения. Однако измерения могут считаться достаточнонадежными лишь тогда, когда относительно их содержания между исследователямидостигнут определенный уровень консенсуса. Надежность интеркодирования — термин, используемый вполитологии для описания степени такого консенсуса. Чем она выше, тем лучше.Повысить надежность интеркодирования можно с помощью следующих правил:
1. Коперационализации любой переменной следует подходить с осторожностью итщательностью. Удостоверьтесь в том, что все значения сформулированы ясно и повозможности недвусмысленно. На деле такая мера поможет формированию общихкритериев оценки, которые можно будет последовательно использовать приклассификации и измерении содержания.
2.Используйте услуги как можно большего числа наблюдателей (кодировщиков). Чембольше людей участвует в достижении консенсуса, тем он более значим. Конечно,это может привести к сильному увеличению объема работы (а в случае еслинаблюдатели плохо подготовлены, то и к риску увеличения ошибки измерения), но иотдача от этой меры может быть очень велика. Ограничивающим фактором здесьобычно выступает нехватка денежных средств.
3. Всяческиспособствуйте тому, чтобы наблюдатели как можно больше взаимодействовали междусобой. Проводите совместные практические занятия с обязательным обсуждениемвсех нюансов в интерпретации данных; это приведет к достижению консенсуса нетолько в отношении самих данных, но и в отношении истинных значенийоперациональных определений.
Успехвышеприведенных мер может быть численно оценен двумя разными способами,связанными со статистическими понятиями. Один из этих способов, применяющийсяглавным образом в содержательном контент-анализе, состоит в том, что всенаблюдатели, задействованные в данном проекте, независимо друг от другаанализируют и кодируют одно и то же сообщение (т.е. приписывают ему своисобственные числовые оценки), после чего вычисляется коэффициент корреляциикодов, выданных каждыми двумя наблюдателями. Этот коэффициент измеряет степеньсогласованности между собой принадлежащих разным наблюдателям оценок наличияи/или частоты встречаемости отдельных слов или тем. Значения коэффициентаколеблются в диапазоне от -1 до +1, и показания от +0,9 и выше обычносвидетельствуют о высокой степени интерсубъективной надежности кодирования.
Другой приемболее подходит для структурного контент-анализа, при котором нас интересует нестолько трактовка тем, сколько факт их наличия или отсутствия, и при которомдублирующие друг друга измерения не столь необходимы. В данном случае мырассматриваем все расхождения между наблюдениями, принадлежащими разнымнаблюдателям, как самостоятельную переменную, в отношении которой имеет смыслзадать вопрос, связана ли она с систематическими расхождениями значений любойдругой измеренной нами переменной.
Другимисловами, нас занимает проблема: возможно ли, что один (или более) наблюдательфиксировал результаты последовательно отличным от других наблюдателей образом?Если признать, что все случаи были распределены между наблюдателями безсмещений (обычно особые усилия приходится приложить, чтобы распределить ихслучайным образом), то любые систематические расхождения, наблюдаемые нами,являются результатом скорее расхождений между кодировщиками, нежели глубинныхрасхождений между отдельными случаями, которые оказались приписаннымиошибающемуся наблюдателю.
Мы видим, чтоконтент-анализ — этометодика с широким спектром применения, с определенными преимуществами в видедешевизны, небольшого объема выборки, доступности данных. Однако, возможно,более, чем любой другой метод, он требует тщательной операционализации всехпеременных и постоянного мониторинга процесса наблюдения. Благодаря ему можнополучить высокоинформативные результаты, которые, однако, должныинтерпретироваться лишь в контексте, подчас не достижимом средствами толькоконтент-анализа. По этой причине этот метод используется чаще всего в сочетаниис другими методами сбора данных опросом, непосредственным наблюдением.
Такимобразом, одно из больших преимуществ контент-анализа заключается в том, что онникак не влияет на субъекты исследования: никто не подвергаетсяинтервьюированию, анкетированию или эксперименту. Поэтому для его проведениятребуется относительно мало затрат по сравнению с другими методами. Материалыдля такого анализа обычно легкодоступны. В библиотеках имеются архивы какобщественных (газеты, журналы), так и частных (письма, дневники) документов.Записывающее видео- и аудио оборудование во многом облегчает контент-анализаудиовизуальных средств массовой коммуникации. Другим важным его преимуществомявляется то, что он позволяет исследователю изучать какое-либо общество,социальные группы бесконтактно, не наблюдая непосредственно за ними, а лишьиспользуя документы.
Наиболеезначимым недостатком контент-анализа является ограниченность сообщений,относящихся к изучаемой проблеме. Некоторые темы очень нерегулярно появляются вдоступных средствах информации. Еще труднее бывает найти в одной и той выборкекомбинацию из двух и более вариантов, которые позволяли бы проверить гипотезыоб их взаимоотношениях. Контент-анализ требует от исследователя намного большевоображения и изобретательности, чем какой-либо другой метод исследования.
Достоинстваи недостатки контент-анализа обусловливают возможности его выбора из числадругих методов в зависимости от поставленных исследователем целей иособенностей изучаемых проблем. Пригодный для изучения одних проблем, он можетбыть совершенно неприменим при изучении других. Контент-анализ можноиспользовать для изучения тенденций развития в течение какого-то временногопериода. Он позволяет дать верную оценку событий и процессов, происходящих всоциальных группах, которые исследователь не может наблюдать лично, но окоторых говорится в различного рода документах. Хотя он и не пригоден какосновной метод в экспериментальных исследованиях по проверкепричинно-следственных взаимоотношений, но как вспомогательный очень полезен вовсех видах исследований.
Заключение
Таким образом,контент-анализ — это исследовательская техника для получения выводов путеманализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности(в частности, источника текста сообщения).
Контент-анализ среди многочисленныхметодов изучения социальной реальности занимает особое место. Если припроведении опроса люди, выступающие в качестве объекта исследования, знают обэтом, то контент-анализ использует уже существующие тексты, что повышаетобъективность получаемых данных. С целью получения количественного описаниясодержания текста исследователь использует в контент-анализе объективноеизмерение интересующих его характеристик текста. В контент-анализе измеряетсячастота внимания и объем внимания к теме, фиксируется характеристика содержанияпо знаку (плюс, минус), выявляется модальность, интенсивность признака. Спомощью контент-анализа исследователь может сравнить содержание множестватекстов и анализировать его с помощью количественных методик (например,диаграмм, таблиц), чтобы выявить те аспекты содержания текста, которые труднообнаружить на поверхности.
Наиболее часто ониспользуется для описания событий и процессов, происходящих в обществе,изучения социальных изменений. Так, используя контент-анализ средств массовойкоммуникации или каких-либо частных документов, можно изучать изменения всистемах ценностей, установках, мотивах поведения людей.
Общественное мнениеотносительно таких серьезных вопросов, как различные экономические проблемы,проблемы демократизации, правовой и социальной защищенности людей и т. п.,можно изучать при помощи контент-анализа писем в редакции газет, вуправленческие органы.
Одно из большихпреимуществ контент-анализа заключается в том, что он никак не влияет насубъекты исследования: никто не подвергается интервьюированию, анкетированиюили эксперименту. Поэтому для его проведения требуется относительно мало затратпо сравнению с другими методами.
Другим важным егопреимуществом является то, что он позволяет исследователю изучать какое-либообщество, социальные группы бесконтактно, не наблюдая непосредственно за ними,а лишь используя документы
Значимымнедостатком контент-анализа является ограниченность сообщений, относящихся кизучаемой проблеме. Некоторые темы очень нерегулярно появляются в доступныхсредствах информации. Еще труднее бывает найти в одной и той выборке комбинациюиз двух и более вариантов, которые позволяли бы проверить гипотезы об ихвзаимоотношениях. Контент-анализ требует от исследователя намного большевоображения и изобретательности, чем какой-либо другой метод исследования.
Подводяитог, можно сказать, что контент-анализ получает в современном обществе всебольшее распространение и постепенно выходит на ведущую позицию по сравнению сдругими методами социологического исследования.
библиография
1.  Бельский В.Ю. Социология: Учебник /Под ред. Д.Г. Лощакова.- М.: ИНФРА-М, 2002.
2.  Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., ПоповА.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. идоп.- М.: Гардарики, 2004.
3.  Добреньков В.И. Социология: Учебникдля вузов.- М.: ИНФРА-М, 2001.
4.  Зборовский Г.Е. Общая социология:Учебник для вузов.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Гардарики, 2004.
5.  Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я.,Яременко С.Н. Социология.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.
6.  Общая социология: Учеб. пособие / Подред. А.Г. Эфендиева.- М.: ИНФРА — М, 2002.
7.  Соколов В.А. Социология: Длястудентов вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
8.  Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-книготорговый центр«Маркетинг», 2002.
9.  Фролов С.С. Социология: Учебник длявузов.- М.: Гардарики, 2004.
10. Ядов В.А.Социологическое исследование: Методология, программа, методы.- Самара:Самарский университет, 1995.
11. Бутенко И.А.Использование новых технологий при опросах // Социологические исследования.-2000.- № 10.- С. 120.
12. Контент-анализPublic relations в цифрах // PR в России.- 2004.- № 1.- С. 2.
13. Маршак А.Л.Социология: Учеб. пособие для вузов.- М.: Высш. шк., 2002.- С. 230.
14. Парахонская Г.А.Из опыта преподавания курса «Контент-анализ текстов» //Социологические исследования.- 2006.- № 5.- С. 113-117.
15. Григорьев С.И.,Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Контент-анализ // business.polbu.ru/grigoriev_sociology/ch23_vi.html
16. Контент-анализ //http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/54350
17. Контент-анализ //http://www.marketologu.aaanet.ru/method14_1.htm
18. Манаев О.Т.Контент-анализ — описание метода // psyfactor.org/lib/kontent.htm
19. Манекин Р.Контент-анализ: общая характеристика //http://articles.excelion.ru/science/info/02829515.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.