Реферат по предмету "Философия"


Традиционная культура в современном мире

Федеральноегосударственное образовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
Сибирскаяакадемия государственной службы
Кафедрагуманитарных основ государственной службы
Контрольнаяработа
по дисциплине:Культурология
на тему:Традиционная культура в современном мире
 
 
Выполнила:
Студентка 4курса
группы 09313
Пудова Н.А.
Проверила:
к.ф.н., доцент
Отургашева Н.В.
 
Новосибирск2010

Содержание
Введение
1. Традиционная культура вфилософии
2. Традиционная культура всоциологии
3. Традиционная культура:социогуманитарный подход
4. Традиционная культура исовременное общество: особенности на современном этапе и перспективы
Заключение
Список литературы

Введение
Интерес к традиционнойкультуре в современных исследованиях существенно возрос. Это связано с тем, чтов условиях глобализации и информатизации традиция становится связующим звеном систорической памятью и помогает сохранить национально-культурную идентичность. Однакоанализ специальной литературы существенно затруднен вследствие того, что само понятие«традиционная культура» трактуется различным образом. Отсюда существование на равныхтаких терминов, как «традиционная», «архаическая», «доиндустриальная», «аграрная»,«крестьянская», «дописьменная», «бытовая», «повседневная», «неспециализированная»(культура), наконец, «фольклор», которое демонстрируют современные исследования,посвященные аналогичной проблематике. Выбор названия связан с исследовательскимизадачами и теми аспектами явления, которые требуют определенной фиксации. Это можетбыть способ опредмечивания информации (в этом случае культура определяется как «дописьменная»),тип социальной трансляции («традиционная»), социальный носитель («крестьянская»),характер производства («неспециализированная»), уровень ожидаемости и прецедентности(«бытовая», «повседневная»), соотнесенность с определенным периодом общественногоразвития («архаическая», «доиндустриальная»), тип хозяйствования («аграрная»).
В данной работепредлагается рассмотреть традиционную культуру с философской, социологической исоциальногуманитарной точки зрения, а также сравнить традиционную культуру и современноеобщество, выявив их особенности на современном этапе и обозначив перспективы наближайшее будущее.

1. Традиционная культура в философии
Философскийподход к рассмотрению традиционной культуры предполагает выделение двух ее аспектов— субстанционального (это те элементы социокультурного опыта, которые транслируются)и функционального (учитывающего, каким «коммуникативно-трансляционно-трансмутационным»способом «внутри- и межпоколенного взаимодействия людей» осуществляется эта передача).Иными словами, традиционная культура здесь определяется как «механизм воспроизводствасоциальных институтов и норм, при котором поддержание последних обосновывается,узаконивается самим фактом их существования в прошлом». Традиционная культура функционируеткак система, обеспечивающая воспроизводство в системах современной культуры техобразцов прошлой деятельности, которые выдержали испытание временем и были апробированыв аналогичных социокультурных условиях.
Эта культуранепосредственно связана с традицией, характеризующей такие самоорганизующиеся исаморегулирующиеся системы человеческой деятельности и связанный с ними социокультурныйопыт, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формамиобеспечения через специальный аппарат власти. Правомерность этих образцов жизнедеятельностиопределяется самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оцениваетсячерез точность следования прецедентному образцу. Основными формами трансляции этойкультуры при этом выступают фольклорно-мифологические формы и ритуалы. Постоянноевоспроизведение однажды заданных образцов поведения выступает в качестве обычаев,постепенно утрачивающих свою сакрально-ритуальную составляющую. Отсюда консерватизм,статичность, экстенсивность развития.

2. Традиционная культура в социологии
Весьма содержательнуютрактовку народной культуры в рамках социологического подхода предлагает К. Б. Соколов.Исследователь исходит из того, что одной из основных функций традиционной культурыявляется утверждение определенной картины мира. Оставаясь в рамках этой логики,автор считает необходимым исследовать фольклор с точки зрения теории субкультурнойстратификации. Исследователь опирается на тезисы Б. Асафьева и Б. М. Бернштейнао создании «каждой культурой» и «каждым социальным слоем» близкого им искусстваи, соответственно, о существовании в каждом социуме различных культур, обслуживающихопределенный класс, а также на субкультурную концепцию М. С. Кагана. Автор отмечаетсущественное усложнение субкультурной структуры современного города, включающейдесятки субкультур разного рода. При этом у каждой субкультуры формируется особаякартина мира и особый образ жизни, воплощаемые своеобразным фольклором.
Данная концепциябыла представлена чуть ранее в обстоятельном исследовании, подготовленном коллективомГосударственного института искусствознания под руководством К. Б. Соколова, «Художественнаяжизнь современного общества», первый том которого посвящен исследованию спецификипроявления в художественной культуре субкультур и этносов. В статье, посвященнойсубкультурной стратификации современного фольклора, автор выделяет следующие субкультуры,создающие специфический фольклор: национальные субкультуры этнических меньшинств,гуманитарную интеллигенцию, субкультуры предпринимателей и представителей чиновничьейноменклатуры, субкультуры разных конфессий — от православных до кришнаитов, молодежныесубкультуры, субкультуры кадровых рабочих-профессионалов, лимитчиков и бомжей, субкультурыуличных подростковых группировок. Особый интерес представляет фиксированные авторомновые субкультурные образования, возникшие в результате экономических трансформацийв обществе, вокруг которых и в среде которых также сложился определенный фольклор— «мобильные профессионалы» («яппи»), «новые русские».
Необходимо отметить,что субкультурный подход к анализу фольклора оказался столь продуктивным, что вызвалряд публикаций, следующих этому принципу. Среди них фундаментальностью отличаетсяисследовательский проект «Современный городской фольклор», где применяется следующаясхема его исследования, отраженная в композиции книги: традиции субкультур — ритуалыи обряды современного города — картина городского пространства — жанровый составвербального фольклора — речевой обиход города. Исследуя субкультуры в аспекте тойинформации, которые в их границах передается традиционным способом, авторы выделяютмифологию и обряды туристов, профессиональных программистов, врачей, солдат срочнойслужбы, студентов, парашютистов и многих иных групп. Эти социальные страты, в количественномотношении не представительные (к примеру, мир больницы, прихрамовой среды, коммунальныхквартир), обладают, тем не менее, собственным видением мира, приоритетами, жизненнойстратегией, модой, сленгом, стилем жизни, бытовыми привычками, особым отношениемк представителям всех иных субкультур и, конечно, фольклором.
В рамках социологическогоподхода выстраивает свою теорию традиционной культуры А. В. Захаров. Ключевым длянего является вопрос о том, что есть традиция — содержание культуры или способ еефункционирования и, соответственно, какая методология является здесь более приемлемойи адекватной самому предмету исследования. Автор субстанциональному подходу предпочитаетфункциональный и пытается выявить специфику этого способа трансляции культуры посравнению со всеми иными способами социальной коммуникации. О традиционной культуре,по его мнению, можно говорить, когда современность «интерпретируется, оценивается,легитимируется сквозь «призму» прошлого, когда прошлое делается исходной точкойдля понимания настоящего». Для автора основным является, прежде всего, не эстетическоеили морально-нравственное содержание артефактов определенной культуры, но тот общественныйспособ, «которым производятся, тиражируются, потребляются духовные (символические)ценности». Подобный подход является весьма продуктивным, так как позволяет рассматриватьс аналогичных позиций и массовую и элитарную культуру.3. Традиционная культура: социогуманитарный подход
«Социогуманитарный»подход доминирует в коллективной монографии, посвященной особенностям функционированиятрадиционной культуры в современных условиях. Авторы выделяют в традиционной культуредва блока, включающие «нормы-ценности-смыслы-символы» («представления о природе,космосе, месте человека в мире, религиозно-мифологические понятия об отношенияхчеловека с некими высшими и низшими силами, представления об идеалах мудрости, силы,героизма, красоты, добра и зла, о формах «правильного» и «неправильного» поведенияи устроения жизни, о служении людям, отечеству (буквально — стране, земле отцов)и др.»), воплощенные в культурных текстах разной знаковой природы, а также «формыих функционирования и социальной трансмиссии».
Авторы в качественаиболее существенных выделяет следующие составляющие традиционной культуры: культурныйтекст в широком (не только вербальном) смысле; социального носителя — субъекта культуры;социальные механизмы трансмиссии культуры; социальные функции культуры в обществе.Подобный подход к анализу народной культуры представляется продуктивным, так какпозволяет рассматривать в качестве ее элементов не только готовые результаты деятельности,но также и «технологии поведения» — институализацию, регламентацию и регулирование— как механизмы включения индивида в определенную социальную общность, а даннойобщности — в окружающий мир. Данный метод анализа культуры является не только оправданным,но и в отдельных случаях, при изучении конкретно-исторических типов культур и локальныхсоциокультурных общностей, необходимым.
Подобное рассмотрениекультуры позволяет установить ее параметры как принципиально отличной от всех иных,сделать функционирование культуры в границах «качественно определенной» социальнойобщности «эмпирически воспринимаемым». В рамках этой парадигмы возможно созданиемодели актуальной культуры определенного общественного образования и описание универсальныхдля любой человеческой общности, и вместе с тем имеющих конкретно-исторический характерее культурных форм, в качестве которых выступают знания, обычаи, традиции, ценности,идеи, нормы, верования, язык, мифы, представления и т. п.
Вместе с темподобный подход обладает и существенными недостатками и, прежде всего, объединениемразличных принципов рассмотрения данного феномена. Ощущая проблематичность применениясовокупного определения народной культуры, которое предлагается в монографии, авторраздела, посвященного обоснованию подобного подхода, Н. Г. Михайлова предлагает«сформировать предмет изучения «наборным способом» и включить в народную культуруее исторически сложившиеся разновидности (городскую, крестьянскую, слободскую),творческую продукцию современных субкультур, адаптированные формы профессиональнойкультуры, а также ее различные промежуточные формы. Действительно традиционная культураявляется достаточно сложным феноменом, сущностные особенности которого трудно фиксируемы,что отмечает и сама автор, определяя ее как «собирательное понятие, не имеющее четкоопределенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древностидо настоящего времени». В качестве ее основных признаков выделяются: осознание субъект-носителемидентификации с народом (что позволяет авторам определять данную культуру как «народную»)и неспециализированный характер культурной деятельности. Однако в качестве комментарияможно отметить, что данные признаки не могут выступать в качестве сущностных характеристикэтого вида культуры: идентификация с народом характерна и для субъекта высокой культуры(другое дело, что именно акцентировать в содержании этого понятия его этногенетическуюили этносоциальную составляющую). Принцип неспециализированности деятельности непозволяет включать в это явление, к примеру, изделия народных промыслов, создаваемыхмастерами, обретающими опыт в процессе долгой практики. (К слову, неудовлетворительностьэтих признаков народной культуры отмечает и К. Б. Соколов). Действительно же существеннымкачеством народной культуры, выделенным Н. Г. Михайловой, представляется ее способностьфункционировать вне институционально-организационных форм (это «культура по преимуществуили исключительно устной традиции, бытующая и в прошлом и в настоящем по фольклорномутипу, т. е. передаваемая от лица к лицу, от поколения к поколению в акте непосредственнойкоммуникации»).4. Традиционная культура и современное общество: особенности на современномэтапе и перспективы
Историческисложились два типа, две ветви цивилизации: традиционное общество и современное общество.В рамках каждого типа существует значительное количество смешанных форм, форм переходных.
Главные отличиямежду двумя типами цивилизаций, касаются следующих аспектов:
1. Мировоззрение.
2. Система ценностей:коллективизм – индивидуализм, альтруизм – эгоизм, индивидуальная свобода и свободасоциальной общности (социума), духовное – материальное, нравственное – рациональное.
3. Пониманиепрогресса и исторического развития. Стремление к идеальному обществу и реализацияпринципа: «движение – все, конечная цель – ничто».
4. Государствои общество: патернализм, идеократия – гражданское общество.
5. Экономика:экономика – цель, экономика – средство. Рыночная экономика и экономика регулируемаяобществом государством. Роль денег, капитала.
6. Личность,семья, общество.
Глобализация– это признание одной ветви цивилизации универсальной, это попытка ассимиляции черезподавление, разрушение, разложение другой ветви. Результат может быть катастрофическийдля обеих ветвей цивилизации. Проблемы, возникшие перед человечеством, носят глобальныйхарактер. Для их решения требуется не унификация и ассимиляция, а взвешенное обогащениеи взаимодополнение. Антропологическое изучение культур обязательно включает в себяявное или неявное противопоставление, сравнение традиционного и современного типовобществ. Традиционная культура (или тип общества) — это (в самом первом приближении)общество, в котором регуляция осуществляется на основании обычаев, традиции, установлений.Функционирование современного общества обеспечивается кодифицированным правом, сводомзаконов, изменяемых посредством законодательных органов власти, избираемых народом.
Традиционнаякультура распространена в обществах, в которых изменения незаметны для жизни одногопоколения – прошлое взрослых оказывается будущим их детей. Здесь царят всепобеждающийобычай, сохраняемая и передаваемая из поколения в поколение традиция. Единицы общественнойорганизации состоят из знакомых людей. Традиционная культура органично сочетаетв себе составляющие ее элементы, человек не чувствует разлада с обществом. Даннаякультура органично взаимодействует с природой, едина с ней. Этот тип общества ориентированна сохранение самобытности, культурного своеобразия. Авторитет старшего поколениянепререкаем, что дает возможность бескровно решать любые конфликты. Источник знанийи умений – старшее поколение.
Современныйтип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими в процессебеспрерывной модернизации. Источник знаний, умений, культурных навыков – институализированнаясистема воспитания и обучения. Типичная семья – «дети-родители», третье поколениеотсутствует. Авторитет старшего поколения не так высок, как в традиционном обществе,в явной форме выражен конфликт поколений («отцы и дети»). Одна из причин его существования– изменяющаяся культурная действительность, каждый раз обусловливающая новые параметрыжизненного пути нового поколения. Современное общество – анонимно, оно состоит изнезнакомых между собой людей. Важное отличие его заключается в том, что оно унифицированно-индустриально,универсально одинаково. Такое общество существует преимущественно в городах (илидаже в мегаполисах, в бесконечной урбанистической действительности, типа восточногопобережья США), находясь в состоянии дисгармонии с природой, глобального нарушениябаланса, получившего название экологического кризиса. Специфической чертой современнойкультуры является отчуждение человека от человека, нарушение общения, коммуникации,существование людей как атомизированных индивидов, клеточек гигантского суперорганизма.
Традиционныеобщества до сих пор существуют в Южной Америке, Африке, Австралии. Их характерныечерты во многом соответствуют типу культуры, описанному ранее. Реальное воплощениеиндустриальной культуры – США, урбанизированная (городская) часть стран Европы.Однако, надо иметь в виду, что в сельской местности развитых индустриальных странсуществует тенденция к сохранению традиционного образа жизни. Таким образом, в однойстране могут объединяться два типа культуры – унифицировано-индустриальная и этническисамобытная, традиционно-ориентированная. Россия, например, представляет собой сложноесочетание традиционной и современной культур. Традиционная и современная культуры– два полюса в широком спектре межкультурных исследований. Можно выделить такжеи смешанный тип обществ-культур, вовлеченных в индустриальную модернизацию, но,тем не менее, сохранивших свои культурные традиции. В смешанном традиционно-индустриальномтипе культуры относительно гармонично сочетаются элементы модернизации и этническиобусловленные стереотипы поведения, уклада жизни, обычаев, национальных особенностеймироощущения. Примером таких обществ являются Япония, некоторые страны Юго-ВосточнойАзии и Китай.
Как уже былоотмечено выше, современные реалии таковы, что глобализация ведет человечество кунификации культур. Особенно заметно это проявляется, по мнению автора данной работы,на фоне стремления США и лидеров Европейского Союза «навязать» сверху свои демократическиеценности всему миру. Надо заметить, что это им удается благодаря сформировавшейсяпосле «холодной войны» однополярной системе международных отношений.
В настоящеевремя, конечно, государства стремятся создать многополярный мир на фоне появляющихсяновых политических и экономических центров, таких как Бразилия, Россия, Индия, Китай,например. Но это довольно длительный процесс, который к тому же неоднозначен: непонятнок чему он в итоге приведен. Такая неопределенность обусловлена нестабильностью современнойсистемы международных отношений переходного периода, когда старое уже «отмирает»,а новое еще не «родилось». У китайцев есть даже поговорка по этому поводу: «не приведивас Бог, жить в эпоху перемен», что, собственно, сегодня и происходит. Возвращаяськ теме традиционной культуры в современном обществе, важно заметить, что она находитсяв своего рода «резервации», национально-культурная самобытность трактуется в мирекак попытка оградиться от глобализации и стремление к периферии, поскольку в центрекак раз общие «безликие» культурные ценности, некий симбиоз культур с доминированиемв нем управляемых сильными мира сего демократическими ценностями.
В будущем нафоне повышение политико-экономического веса Азиатско-тихоокеанского региона в миревполне возможно на первый план выйдут традиционные восточные культурные ценностии другие страны начнут им подражать. Автор данной работу считает, что в современноммире и ближайшее будущее в культуре будет преобладать тенденция к общности национальныхкультур с определенным акцентом на специфику традиционной культуры тех государств,которые станут лидерами на мировой арене. И, в конечном итоге, этот процесс передачикультурного лидерства от Запада к Востоку и, возможно, обратно приведет к сближениюэтих традиционно далеких друг от друга культур и мировоззрений и, скорее всего,культура станет единой и общей для всех, а традиционные культуры, в том смысле,в котором мы их сегодня понимаем, останутся на обочине прогресса, будут восприниматьсялюдьми как нечто, отсталое от современной жизни.
В принципе,мы уже сегодня это наблюдаем, например, туристы с удовольствием знакомятся с особенностямитой или иной национальной традиционной культурой, но в качестве развлечения, а некак ценители чьей бы то ни было самобытности, без особого уважения и почитания культурныхтрадиций отдельных народов. И, наоборот, выезжая в развитые страны, граждане менееразвитых государств стесняются рассказывать о своих национальных традициях, опасаясьнепонимания и восприятия себя иностранцами как несовременного человека. Это явлениехарактерно не для всех людей, но для большинства, что создает реальную угрозу длянациональных традиционных культур.
 

Заключение
В данной работетрадиционная культура была рассмотрена с философской, социологической и социогуманитарнойточки зрения. Автор сравнил традиционную культуру и современное общество, выявилих особенности, проанализировал современные тенденции развития традиционной культурыи общей культуры современного общества в условиях глобализации, представил своевидение перспективы развития традиционных культур в современном мире.
Подводя итогпроведенной работе, важно отметить, что изучение особенностей традиционной культурыво все времена привлекало ученых-культурологов, поскольку только посредством такихзнаний можно сформировать полноценное представление о жизни людей зарубежных государств.
Однако в современноммире в изучении традиционной культуры сменились акценты, ученые стали исследоватьее как некий исчезающий вид культуры, которого, возможно, скоро почти не останется.По мнению автора данной работы, это тесно связано с таким явлением, как глобализация,которая унифицирует традиционные культуры, аккумулируя их в единое целое, но подуправлением стран-лидеров на мировой арене.
Это наглядновидно в современных условиях на примере деятельности США и стран Европы, которыепосле «холодной войны», стали активно насаждать свои демократические ценности всемумиру, хотя, как известно, демократичность западной демократии под большим вопросом,более того, демократия в чистом виде, скорее всего, просто не возможна.
Но проблемане в этом. Традиционной культуре, которой свойственна самобытность, противопоказанаглобализация, которая имеет сегодня необратимый характер, поскольку она стираеткультурные границы между государствами, заставляя всех подражать выдуманным идеаламсильных мира сего.
В результате,в погоне за этими идеалами, государства и народы теряют и свою самобытность, и национально-культурнуюпреемственность поколений.

Список литературы
1. Захаров А. В. Традиционнаякультура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 7. – 185с.
2. Михайлова Н. Г. Народная культура// Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. СПб., 2002. – 224 с.
3. Народная культура в современныхусловиях. М., 2005. – 318 с.
4. Омельченко В. М. Традиционнаякультура в современном мире. – М.: Просвещение, 2006. – 276 с.
5. Современный городской фольклор.М., Книга, 2003. – 245 с.
6. Соколов К. Б. Субкультурнаястратификация и городской фольклор // Традиционная культура: Научный альманах. 2000.№ 1. – 210 с.
7. Традиция // Новейший философскийсловарь. Минск, 2002. – 756 с.
8. Традиция // Философский энциклопедическийсловарь. М., 2003. 562 с.
9. Художественная жизнь современногообщества. В 4 т. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни. Л., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление запасами материальных ресурсов предприятия на основе анализа финансовых вложений в оборотные средства
Реферат Разработка элементов информационной системы средствами СУБД MS Access и языка программирования
Реферат Управление основным капиталом предприятия на примере филиала РУПП "БелАЗ"
Реферат Управление товарными запасами предприятия
Реферат Управление затратами 8
Реферат Управление финансовым состоянием предприятия
Реферат Управление затратами предприятия
Реферат Управление текущими издержками предприятия
Реферат Управление качеством за рубежом
Реферат Управление оборотными средствами предприятия
Реферат Предмет экономической теории
Реферат Управление социальной защиты населения
Реферат Управление доходами от обычных видов деятельности
Реферат Управление привлечением банковского кредита
Реферат Управление финансами предприятия на основе бюджетного метода