Реферат по предмету "Социология"


Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Кафедрасоциологии и социальной работы
Курсоваяработа
подисциплине: Профессионально-этические основы социальной работы
на тему:Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска
Студент 1курса
Группа СР –061
ДворниковаН.Д.
Руководительдоцент, к.п.н.
Коныгина М.Н.
Ставрополь,2007

Содержание
Введение
Глава I Теоретические основы исследования социальной работы с детьмигруппы риска
1.1.    Социально-психологическиеособенности детей группы риска
1.2.    Особенностипроблем детей группы риска и специфика взаимоотношений при решении общихпроблем
Глава II Этические основы социальной работы с детьми группы риска
2.1. Основные документы, регламентирующиедеятельность социального работника
2.2. Принципы и стандарты поведениясоциального работника в отношениях с детьми группы риска
Заключение
Список литературы

Введение
Сфера деятельностисоциального работника, как известно, очень широка. Даже при самой жесткой еерегламентации перед социальными работниками возникают какие-то новыенеожиданные задачи и проблемы. От них требуется оперативность, инициативность,сообразительность в решении конкретных потребностей каждого ребенка, с которымони работают. Работа с детьми группы риска является одной из самых тяжелых впсихологическом плане.
В современном российскомобществе наблюдается необходимость этической регламентации профессиональногоповедения социальных работников во взаимоотношении с различными категориямиграждан, а в частности – с детьми группы риска. Этой необходимостью иопределяется актуальность проблемы профессиональной этики социального работникав современном обществе. Рассмотрим, в результате чего данная проблема сталаактуальной.  Во-первых, в настоящее время наблюдается общее падение духовностии нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентаций неможет не сказаться на нравственном облике конкретных социальных работников.Во-вторых, в социальную работу порой приходят люди случайные, морально неготовые к данному виду деятельности, ставящие перед собой цель лишь пережитьтяжелые для них времена, стремящиеся иметь хотя бы какую-нибудь работу истабильных источник средств к существованию. Такие социальные работники, неимея соответствующей мотивации к труду, выполняют свои профессиональныеобязанности лишь в меру внешней необходимости, не руководствуясь при этомсоображениями гуманности своей миссии, внутренней потребностью помогать людям,оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В-третьих, любая сфера человеческойдеятельности может функционировать эффективно, лишь при соответствующейэтической регламентации.
Исходя из этого, мывидим, какую актуальность в настоящее время приобретает проблемапрофессиональной этики социальных работников во взаимоотношениях с клиентами ив частности с детьми группы риска. А чтобы лучше понять сложившуюся проблему инайти пути ее решения, необходимо проанализировать социальные и психологическиеособенности детей группы риска, проблем, возникающих у таких детей, основныедокументы, на которые должны опираться специалисты во взаимоотношениях с детьмигруппы риска.
Представленная работаотражает историко-теоретическое исследование, направленное на выявлениеСтандартов и принципов работы специалистов по социальной работе с детьми группыриска.
Отправной точкойисследования стали работы исследователей современности (Медведева Г.П.,Коныгина М.Н., Шнейдер Л.Б., Ширгалин Б.Ш., Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю.)
Проблема нашего исследования может бытьсформулирована следующим образом: каковы особенности профессиональной этикисоциального работника при работе с детьми группы риска.
Решение этой проблемысоставляет цель нашего исследования.
Объектом исследования является социальные ипсихологические особенности детей группы риска.
Предмет исследования – этические принципы истандарты поведения социальных работников во взаимоотношениях с детьми группыриска.
В соответствии спроблемой, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
¾       проанализироватьсоциально-психологические особенности детей группы риска
¾       рассмотретьосновные проблемы детей группы риска и особенности взаимоотношений при решенииих проблем
¾       проанализироватьосновные документы, регламентирующие деятельность специалистов социальнойработе
¾       выявить этическиепринципы и стандарты социальной работы с детьми группы риска.

Глава I. Теоретические основы исследованиясоциальной работы с детьми группы риска
1.1 Социально-психологическиеособенности детей группы риска
Для изучения проблемэтики социальной работы с детьми группы риска, необходимо исследоватьсоциально-психологические особенности данной категории, те есть общественное исоциальное положение, самооценка статуса, особенности психики и т.п. – все этоопределяет специфический характер взаимоотношений с детьми группы риска. Враскрытии данного вопроса основываемся на работах исследователей современности,таких как Ширгалин Б.Ш., Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю., Шнейдер Л.Б., КоныгинаМ.Н.
Буквально 10 – 15 летназад беспризорность и наркомания считались болезнью развивающихся и развитыхкапиталистических стран. Действительно, раньше данные проблемы не были стольактуальными: ребенок, оказавшийся на улице, немедленно попадал в сиротскиеучреждения; наркоман же становился в принудительном порядке пациентомспециализированного учреждения. К тому же эти проблемы были закрыты дляобщественности.
И вот за какие-то 15 летданные проблемы становятся чуть ли не краеугольным камнем развития нашегообщества. Если мы сумеем их решить, то получим шанс на полноценное будущее,свое и своих детей; если нет, то будем обречены на полную деградацию нации.
Жизнь детей в кризисныхсемьях принимает все более острые формы. Большинство детских травм носятсемейно-бытовой характер. Спасаясь от жестокого обращения, более 100 000детей России ежегодно попадают в розыск, как ушедшие из дома [7, с.7].  Так скаждым годом растет число социально дезадаптированных детей, относимых нами ккатегории детей группы риска.
Дети группы риска – этота категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни болеедругих категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны обществаи его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних[7, с.9].
Беспризорники, дети улиц,уличные дети – это синонимы названия одной и той же категории детей, длякоторых улица стала домом в широком смысле этого слова. Это место, где тебямогут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу,защиту, укрытие.
Ребенок, относимый кгруппе риска, ребенок без надзора – это несовершеннолетний с аддиктивным,девиантным поведением.
В самом общем видедевиантное (отклоняющееся) поведение – это система поступков или отдельныепоступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленныхобществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права,культуры, морали, а так же поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиямданного общества в конкретный период времени [8, с.12]
Под аддиктивнымповедением понимают одну из форм деструктивного поведения, которая выражается встремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состоянияпосредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания наопределенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитиеминтенсивных эмоций. [8, с.12].
Таким образом, сутьаддиктивного поведения, присущего детям группы риска, заключается в том, что,стремясь уйти от реальности (кризиса в семье, пьющих родителей, неудач в учебе,безответная любовь), подростки пытаются искусственным путем (алкоголь,наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества и др.) изменить своепсихическое состояние, что создает иллюзию безопасности, восстановленияравновесия.
 Одна из категорий детей,относимых к группе риска, это беспризорники.
Группойнеправительственных организаций было предложено следующее объявление:
Беспризорник или уличныйребенок – это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смыслеэтого слова, включающем в себя любые помещения, используемые как укрытия) сталаего или ее обычным местопребыванием, а так же тот, кто не имеет достаточнойзащиты [7, с.9].
Существует три категориибеспризорников [7, с.9]:
— те, кто в силуразличных обстоятельств, постоянно проживает на улице;
Это дети, которые живутна улице уже более одного месяца.
— те, кто периодическиживет на улице;
Жизнь этих детей на улицеобычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель. Дети этойкатегории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголикови т.п.
— те, кто еще живет(ночует) дома, но свои потребности удовлетворяет на улице.
Последняя категория детейхарактеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице,возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это дети, в основнойсвоей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции иликомиссии по делам несовершеннолетних.
Эти дети неосознанноподводят себя к социальной дезадаптации, они не могут самостоятельно справитьсясо своими проблемами, разрешить ситуацию лучшим образом. Поэтому здесьнеобходимо вмешательство социального работника. Оказывая помощь таким детям,работники социальных служб должны знать психологические особенности детейгруппы риска, терпимо относиться к клиенту данной категории (в этом заключаетсяпринцип толерантности – основополагающий в работе с детьми группы риска),соблюдать интересы несовершеннолетнего, работать только с согласия самогоребенка, так как насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизньневозможно, для этого нужно его желание.
Один из факторов,увеличивающих рост беспризорников, это побеги детей из дома.
Существуют различныепричины, из-за которых дети решаются покинуть дом. Это и пьянство родителей,унижение и насилие над ребенком, и конфликты с родителями по разнообразнымпричинам.
Нередко побегисовершаются в поисках приключений и свободы. Считается, что дети и подросткибегут, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах.
Специалисты, в частностиВ.А. Фокин, выделяют специфические причины побега из дома девочек разноговозраста [4, с.65]:
1-я группа (7 – 9 лет).Для них основная причина побега – отставание в психофизическом развитии и слабовыраженная привязанность к родителям: убегая, играют.
2-я группа (10 – 13 лет).Причина – неблагополучное положение в семье. Пьянство родителей, скандалы идраки толкают их на побег, который следует понимать как осознанный пассивныйпротест. С каждым разом побеги становятся более длительными и контакты сбродяжничающим контингентом просто неизбежны со всеми вытекающими из этогонегативными последствиями.
3-я группа (10 — 13).Причина ухода из дома – не сложившиеся отношения с родителями и близкими. Такиепобеги являются следствием эмансипации. Стремление к самостоятельности, желаниевысвободиться от чрезмерной опеки родителей или педагогов, настоять на своеммогут толкнуть подростка на побег. Обычно это девочки с положительнымповедением в школе, привязанные к родителям и чутко реагирующие на малейшуюнесправедливость. Уйти из дома стараются не в одиночку, а с ближайшейподругой.  Во время побегов такие девочки, как правило, не ищут контактов сасоциальной средой, сторонятся ее, ночью стараются держаться около дома илинаходятся у подруг и всегда возвращаются сами, когда проходит обида народителей, взрослых.
4-я группа (9 – 16 лет).Девочки, убегающие из интернатов, детских домов, преимущественно попавшие тудав подростковом возрасте, после смерти родителей. Обойденные любовью ипониманием взрослых, они инстинктивно ищут защиты у более смелых (в интернатеэто неблагополучные мальчики). Такие девочки копируют манеру поведения,становятся «своим парнем». У девочек формируется «не женский» склад характера,который деформирует личность.
5-я группа (13 – 15 лет).Девочки с замедленным психофизическим развитием. При стечении неблагоприятныхобстоятельств после побега эти дети надолго остаются жертвами пороковбродяжнической среды, опускаются на ее «дно» (алкоголизм, попрошайничество,наркомания, сексуальная эксплуатация и др.).
6-я группа (14 – 16 лет).Подростки из неблагополучных семей. Это преимущественно девочки. Уход из семьискорее не побег, а бродяжничество. В поисках веселой компании и пустоговремяпрепровождения (спиртное, наркотики и т.д.) они уходят из дома, копируяповедение своей матери и ее подруг. Девочки, воспитанные в асоциальной среде,считают такой образ жизни нормой. Изменение подобного стереотипа, лишение его,приводят к тому, что эти девочки не выдерживают предъявляемых ими повышенныхтребований, предпочитая бродяжничать.
7-я группа (14 лет истарше). Данная группа склонных к побегу девочек появилась сравнительнонедавно. Это девочки как из благополучных, так и неблагополучных семей.Основная причина ухода из дома, как правило, — стремление к «красивой жизни»,возможность заработать продажей своего тела. Такие побеги носят в основномвременный характер.
В работе с такимиклиентами требуется особый подход. Рассмотрим ситуацию, определим действиясоциального работника в данном случае.
«Лиза С. – миловиднаядевочка 13 лет, употребляет алкоголь, пробовала наркотики и несколько разубегала из дому. Родители обратились за помощью к социальному работнику. Напервый взгляд, они казались приветливыми и терпеливыми. Однако по мнениюсоциального работника, который последние 4 недели общался с Лизой, проблемыбыли именно в них. На пятой встрече с девочкой в конце разговора специалистпочувствовал, что Лиза стала откровенной и начала очень эмоционально рассказыватьо причинах своих проблем. По расписанию на каждого клиента отводилось по 15минут, а визиты Лизы затягивались уже до часа. Оказалось, что отчим девочки иее старший брат не раз пытались вступить с ней в половой контакт. Когда онарассказывала об этом матери, та посоветовала ей забыть о случившемся. Это ибыло причиной побегов. Социальный работник понимал, что нельзя ограничиватьвремя разговора с девочкой только из-за того, что должен прийти другой клиент»[2,с.98].
Постараемся ответить наследующие вопросы:
— Может ли социальныйработник уделить больше времени одному клиенту за счет ограничения приемадругого клиента?
— Какие обязанности уэтого социального работника перед девочкой, ее родителями и обществом?
Отвечая на первый вопросмы сталкиваемся с различными противоречиями. С одной стороны, социальныйработник должен и обязан выслушать клиента до конца, с другой – естьвероятность, что он не сможет оказать необходимую помощь другим клиентам.Опираясь на этический кодекс социальной работы и особенности российскогоменталитета, можно ответить, что социальный работник может уделить большевремени Лизе С., но не ущемляя права остальных клиентов.
Говоря о втором вопросе,мы обращаемся к этическому кодексу социальной работы. В данном случае вобязанности социального работника входит тесное общение с девочкой, определениевсех негативных факторов, влекущих за собой побеги из дома, а также, вобязательном порядке, работа с семьей Лизы С., так как именно обстановка всемье повлекла за собой асоциальной поведение девочки.
Таким образом, работая сдезадаптированными детьми и подростками, социальный работник ориентируется напрагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретномжизненном пространстве – в месте, где он живет, семье, где его поведение,связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни,взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов и проблемстановятся гораздо понятнее, так как целостность бытия не замыкаются только наличности данного ребенка. И в своей работе с детьми группы риска социальныйпедагог должен придерживаться принципов толерантности, социальнойсправедливости, анонимности и конфиденциальности,личной неприкосновенности.
1.2 Особенности проблемдетей группы риска и специфика взаимоотношений при решении общих проблем.
Проанализировавсоциально-психологические особенности детей группы риска, мы переходим крассмотрению их проблем, которые во многом определены социальным самочувствиеми психологическими особенностями данной категории населения. В раскрытииданного вопроса основываемся на работах современных ученых в области социальнойработы и психологии, таких как, Коныгина М.Н., Медведева Г.П., Горлова Е.Б.,Шнейдер Л.Б., Ширгалин Б.Ш.
Рассмотрим основныепроблемы детей группы риска.
Одной из острейшихпроблем детей, относимых к группе риска является неблагоприятная, асоциальнаяобстановка в семье. Пьющие родители, которые то и дело избивают ребенка,попрекают его в том, что он сидит у них на шее своим поведением вынуждаютсвоего ребенка уйти от них, забыться, нередко такие ситуации в семье приводят кподростковому суициду. Работая с детьми из неблагополучных семей, следуетостанавливаться на воспитательной работе не столько с детьми, сколько с ихродителями, так как именно они и их поведение являются причиной социальнойдезадаптации ребенка. Жестокое обращение с детьми в некоторых семьях одна изважнейших проблем современности. Родители бьют и двухлетних ивосемнадцатилетних с одинаковой жестокостью. И, наблюдая за этим, общество исоциальные службы не всегда могут своевременно оказать необходимую помощь.Рассмотрим данную проблему на конкретном примере.
«Несколько месяцев назадГалина Н. сообщила, что подозревает жестокое обращение с ребенком в семье еесоседа этажом выше. Глава семья Александр С., по ее мнению, постоянно бьетсвоего двухлетнего сына Андрея. Несколько вечеров подряд она слышала сильныйшум. Мальчика Галина Н. встречает очень редко и каждый раз видит на нем синякии ссадины. Андрей выглядит очень грустным.
Социальный работникотметила это в своем отчете, но не предприняла никаких мер. Через месяц послеэтого разговора мать Андрея привела сына в больницу для оказание экстреннойпомощи. У мальчика были многократные переломы, которые, как сказала его мать,он получил в результате падения с лестницы. Наблюдающий мальчика врач неповерил в эту историю и в соответствии с законом сообщил о случившемся вуправление здравоохранения. Подозрение врача – жестокое обращение с ребенком.
Для выясненияобстоятельств заявления врача в квартиру семьи С. был направлен социальныйработник. После разговора с родителями социальный работник заключил, что прямойугрозы жизни ребенка не существует.
Через 10 дней послевизита социального работника мать мальчика позвонила в скорую помощь и сообщила,что ребенок задыхается. Когда скорая помощь прибыла, мальчик был без сознания.Спустя 12 часов Андрей умер в больнице, не приходя в сознание. В медицинскомзаключении о смерти ребенка было написано «Смерть наступила в результатежестокого обращения»[2, с.100].
Чтобы разобраться вданной ситуации, необходимо ответить на следующие вопросы:
— Было ли достаточноподозрения соседки для вмешательства социального работника?
— Когда наказание детейродителями можно считать насилием?
— В каких случаяхдопустимо перемещение ребенка из семьи и возможно ли это без согласияродителей?
По моему мнению,подозрений соседки было больше, чем достаточно, для вмешательства социальногоработника. Социальный работник был обязан посетить семью маленького Андрея,чтобы убедиться в достоверности, слов Галины Н.
В данном случае мысталкиваемся с насилием над ребенком, об этом свидетельствуют неоднократныепобои, а вследствие и смерть ребенка.
Рассматривая даннуюситуацию, можно полагать, что было бы допустимо перемещение ребенка из семьи,после рассмотрения подозрений соседки и исследования обстановки в семье.
По данной проблеме можнорассмотреть еще одну ситуацию, где мы сталкиваемся уже с достаточно взрослымребенком
«Мне не хочетсяжить. Я одинока. У меня нет друзей. С родителями отношения жуткие. Техникумненавижу. И для чего жить? Зачем? Когда все так плохо. Я уже пробовалазакончить эти муки. Наглоталась таблеток. Ну и что? Откачали. А от этого ещепротивнее. Своим существованием обязана лишь своей бабушке, которую очень люблю.Она болеет. Как-то она сказала, что если со мной что-нибудь случится, то она невыживет. И только это удержало меня от последнего шага. Но, может быть, этожелание покончить с собой пройдет? Я не знаю. Может быть, Вы знаете, какзаставить жить себя дальше?»[2, с.101].
Можно сформулироватьосновные принципы работы с данным клиентом:
1. Принцип толерантностикак основополагающий в этике социальной работы с клиентами группы риска.
2. Принцип уважения ребенка как личности.
3. Принцип добровольности.
4.Принцип анонимности иконфиденциальности, личной неприкосновенности.
5. Принцип добровольности.
6. Принцип учета специфики работы сдезадаптированными детьми и подростками.
7. Принцип социальной справедливости.
Еще одной проблемой детейявляется улица, а точнее приспособление к жизни на улице, в широком смыслеэтого слова.
Уходя из дома, ребенокидет в никуда, здесь нет жилья, нет еды. Он должен сам приспосабливаться,существовать, выживать.
В современном мире  одноиз самых распространенных средств заработка на улице – это занятиепроституцией.
Возраст сексуальногодебюта у современных подростков снижается и  в среднем составляет 14 лет [4,с.68]. При этом мальчики начинают сексуальную жизнь раньше девочек и имеютбольше сексуальных партнерш, хотя для многих мальчиков сексуальный дебютостается одноразовым событием, а для девочек началом относительно регулярнойполовой жизни.
Детская проституциявлечет за собой огромный риск, а именно: подростковую беременность, вероятностьзаразиться болезнями, передающимися половым путем (включая ВИЧ-инфекцию), атакже социальную дискредитацию. Это занятие может сформировать у ребенканегативное отношение к своей личности. Относительно высокий доход от занятийпроституцией и, как следствие, в некоторых случаях – благосклонность семьи кподобной деятельности лишает ребенка возможности отказаться от нее. Нередкосами родители принуждают детей к зарабатыванию денег с помощью проституции. Этоодна из самых «грязных» форм заработка, которая очень сильно калечит психикуребенка.
Ребенку, пережившему всвоей жизни опыт занятия проституцией, требуется немедленная помощь со сторонысоциальных служб, которая бы заключалась в социальной реабилитации, и основнымипринципами работы выступали бы принцип толерантности и конфиденциальности.
Существует проблемаупотребления наркотиков в подростковом и детском возрасте. Многие дети, вчастности ведущие уличный образ жизни, употребляют разнообразные токсическиевещества, чтобы помочь себе справиться с жизненными проблемами.
Вдыхание паров клея,намазанного внутри пластикового мешка, или различных растворителей приводит кпритуплению чувства голода, холода, одиночества, усталости. Дети могут утратитьощущение реальности и испытывать галлюцинации. Клей становится своеобразныматрибутом уличной жизни. Благодаря ему они знакомятся, дружат, впускают в свойкруг общения. В то же время психоактивные вещества пагубно влияют на головноймозг. Дети, длительно употребляющие психоактивные вещества, значительно отстаютв умственном развитии, у них плохая память, резкие перепады эмоциональногосостояния.
Таким образом, ребенок,попавший в трудную жизненную ситуацию, сталкивается с рядом проблем, при чемнередко провокаторами этих проблем являются родители и близкие ему люди. Этоприводит к девиантному,  асоциальному поведению детей. Дети уходят из дома,часто начинают заниматься проституцией, пробуют наркотики. Из-за отреченностиот реальности, юношеского максимализма и недоверительному отношению к людям,дети, относимые к группе риска, не могут самостоятельно справиться со своимипроблемами.
Отсюда следует, чтознания социально-психологиеских особенностей детей группы риска, типичныхпроблем подросткового возраста являются необходимыми для социального работника,для того, чтобы он смог правильно построить взаимоотношения с клиентами.

Глава II. Этические основы социальной работыс детьми группы риска
2.1 Основные документы,регламентирующие деятельность социального работника
Для того чтобы изучатьпринципы и стандарты поведения социального работника в отношении с детьмигруппы риска, необходимо выяснить, какие существуют документы, регламентирующиедеятельность специалиста при работе с данной категорией граждан. В раскрытииданного вопроса основываемся на работах современных исследователей в областисоциальной работы (Коныгина М.Н., Медведева Г.П., Фирсов М.В, Шнейдер Л.Б.)
В практике социальнойработы уже имеется ряд средств для регулирования поведения и действийспециалистов социальной работы. В системе социальной защиты населения действуетсистема правового регулирования отношений между участниками процесса –Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента и распоряженияместных органов власти и система административного регулирования – уставы,положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы и т. п.Предусмотрена также система отчетности и формального контроля за деятельностьюучреждений социальной защиты и отдельных социальных работников.
Все законодательные инормативно-правовые акты,которые применяются вработе социального работника с различными категориями населения и в частности сдезадаптированными детьми и подростками можно разделить на 3 блока документов:
1. Международноезаконодательство;
2. Российские законы инормативно-правовые акты;
3. Нормативно-правовыеакты субъектов РФ.
Основополагающимдокументом международного права, содержащим изложение в систематизированномвиде комплекса основных прав человека является «Всеобщая декларация правчеловека», принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Содержание статейДекларации стало критерием для определения степени уважения и соблюдениягосударствами международных норм, касающихся неотъемлемых прав человека». «Вселюди, – гласит ст. 1, – рождаются свободными и равными в своем достоинстве иправах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении другдруга в духе братства»[5].
На основе принципов этогодокумента многими странами были приняты важные правовые акты.
В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла  Конвенцию о правах ребенка, к которой присоединиласьРоссийская Федерация в 1990 г. Конвенция явилась продолжением общейгуманистической линии, проводимой международным сообществом в защиту прав исвобод человека.
В отличие от ранеепринятых международных актов (Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 г. в рамках Лиги Наций, Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 г.) Конвенция по новому ставит вопрос о правах ребенка [5].
Признавая ребенком каждоечеловеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматриваетдетей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальнойсистеме защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового игармоничного развития каждого ребенка как личности, считая его самостоятельнымсубъектом права. Конвенция ставит перед государством задачу подготовки ребенкак самостоятельной жизни в обществе, воспитание его «в духе мира, достоинства,терпимости, свободы, равенства и солидарности».
Одно из основныхтребований Конвенции в адрес государства, ратифицировавших Конвенцию, –приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельностивсех государственных, частных, административных, судебных и законодательныхорганов [5].
Конвенция не толькоподчеркивает приоритет интересов детей над интересами общества, но специальновыделяет из них депривированные группы: сирот, инвалидов, беженцев,правонарушителей.
Всемирная декларация ООНоб обеспечении выживания, защиты и развития детей – принята 30 сентября 1990 г. В ней регламентирована одна из главных задач правительств  всех стран мира – обеспечить возможностивсем детям определить себя как личность, реализовать свои возможности вбезопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающихих благополучие.
Основополагающимдокументом России является Конституция Российской Федерации, принятая 12декабря 1993 г. Она провозглашает равные права и возможности всех детей,независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, форм воспитания.Защита прав детства признается главной заботой государства. Кроме тогоКонституцией РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаеболезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,установленных законом.
Важным документом,который необходимо знать каждому специалисту по социальной работе, работающемус детьми является Семейный Кодекс РФ, принятый 8 декабря 1995 г., который провозглашает права семьи, ее членов, родственные отношения, нормы опеки,попечительства, имущественные и алиментные отношения и другие. В Кодексеопределена государственно-правовая защита семьи, в т.ч. приоритет семейноговоспитания детей, обеспечение прежде всего защиты прав и интересовнесовершеннолетних, а также в разделе 4 фиксируются права несовершеннолетнихдетей, в первую очередь право жить и воспитываться в семье, право на общение сродителями и другими родственниками, право на защиту. Кроме того, эта главафиксирует содержание родительских прав, а также возможности постоянного иливременного лишения родительских прав лиц, не исполняющих должным образом своиобязанности. В разделе 6 содержатся нормы по выявлению и устройству детей,оставшихся без попечения родителей [5].
Однако всевышеперечисленные документы не могут охватить всего разнообразия отношений иситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делаетнеобходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системыконтроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональнойдеятельности.
Такой системой контроляявляется этический кодекс социального работника, формирующий основные принципыпрофессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих еепрофессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, атакже освещающий те социальные функции, которые возложены на профессиюобществом. Рациональный, проверенный временем и откорректированный социальнойдействительностью набор этических норм приобретает статус кодекса,представляющего собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению,принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и вдальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональнойдеятельности.
Из данного определенияследует, что основная цель этического кодекса социального работника –содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальнойсправедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом, а главнаязадача – служить эталоном профессионального поведения и деятельностисоциального работника.
Анализ основныхзаконодательных и нормативно-правовых актов в данном параграфе позволяетсделать вывод, что социальный работник, в силу специфики своей профессии,выступает важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, игосударственным аппаратом на различных уровнях, а также с законодательством.
Таким образом, можнозаключить, что социальная работа с такой категорией как дети группы риска иподростки, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности,имеет целый ряд специфических особенностей, определяющимися как спецификойданной категории, так и  ценностно-нормативной основой этики социальной работы.
2.2 Принципы и стандартыповедения социального работника в отношении детей группы риска
Рассмотрев проблемы детейгруппы риска и проанализировав основные документы, регламентирующиедеятельность социального работника при решении этих проблем, выделим принципы истандарты поведения специалиста в отношении с детьми группы риска. В раскрытииданного вопроса основываемся на работах исследователей современности (МедведеваГ.П., Коныгина М.Н., Ширгалин Б.Ш.).
Для изучения особенностейпрофессиональной этики социального работника необходимо выяснить, что включаетв себя понятие «профессиональной этики» вообще.
Профессиональная этика –одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональнойдеятельности, представляющая собой науку о профессиональной морали каксовокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и нормповедения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения междулюдьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания ихпрофессиональной деятельности. Вместе с тем профессиональная этика – этонравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология [3].
Деонтология (сочетаниегреческих слов: деонтос – долг, должное, надлежащее, и логос – наука) – этонаука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своихпрофессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область,разрабатываемая с древних времен до настоящего времени, больше была связана смедициной, составляя ее отдельный раздел.
Социальная работа в еетеперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчийи А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических нормпрофессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию онивключают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечитьэффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятныефакторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системывзаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб иклиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания:профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание,доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.
Рассмотрим этическиепринципы социальной работы с детьми группы риска
1. Принцип толерантностикак основополагающий в этике социальной работы с клиентами группы риска.Работая с детьми группы риска необходимо проявлять терпимость к их образужизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они несовпадают с собственными. Не являясь враждебным свойством личности,толерантность формируется в течение жизни путем воспитания и самовоспитания иотносится к важным компонентам готовности социального работника кпрофессиональной деятельности.
2. Принцип уваженияребенка как личности. Уважение подразумевает под собой соблюдение прав ребенка.Все права подробно прописаны во «Всеобщей декларации прав человека», а так же в«Конвенции о правах ребенка». Этот принцип очень важен при работе с детьмигруппы риска, ведь взаимное уважение – это залог успеха разрешения проблем.
3. Принципдобровольности. Насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизньневозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступитьк оказанию помощи и коррекционной работе с каждым ребенком, необходимо егосогласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь.
4. Принципконфиденциальности – это один из ведущих принципов в социальной работе, которыйопределяет следующие нормы и стандарты поведения в деятельности специалиста.
Все, что касается условийжизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем являетсяконфиденциальной информацией. Социальный работник обязан не разглашать этуинформацию.
Сведения о клиентеспециалист может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и толькотем, кто имеет отношение к решению проблемы клиента.
При передаче информациитретьему лицу, социальный работник должен обязательно предупредить его онеразглашении информации.
В случае получения отклиента информации, связанной с нарушением закона,  социальный работник обязанпередать ее соответствующим органам, при этом обязательно известить клиента оразглашении информации.
При работе с детьмигруппы риска очень важно, чтобы ребенок знал, что может доверять специалистулюбую информацию и не боялся ее разглашения.
5.Принцип доброжелательности,бескорыстия, честности и откровенности. Этот принцип подразумевает под собой несовсем формальные отношения между специалистом социальной работы и клиентом.Откровенность, честность, открытость, доброжелательность – это те качества,которые должны быть в наличии у социального работника, незаменимые при работе склиентами всех категорий, в частности с детьми группы риска. Доброжелательностьи открытость со стороны специалиста способствует быстрому и эффективномуразрешению проблем ребенка.
6. Принципбезоценочности. Этот принцип состоит в том, что специалист, оценивая действия иповедение клиента, не дает четкой оценки. Это способствует большему доверию состороны клиента к социальному работнику. Естественно этот принцип не заменим вроботе с детьми группы риска, так как все мы знаем, какая реакция у детей на оценкиих поведения со стороны окружающих людей. Поэтому, чтобы добиться необходимогорезультата, специалист социальной работы должен придерживаться этого принципа.
7. Принцип социальной справедливости. Этот принцип предполагаетминимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы иреализацию принципа личной ответственности и индивидуализма, основными чертамикоторого являются уважение личности как таковой, т. е. признание абсолютногоприоритета взглядов и пристрастия человека к его собственной сфередеятельности, а также убеждение в желательности развития индивидуальныхдарований и наклонностей. В этом случае экономическая свобода индивидадополняется политической и равенством стартовых возможностей. Приоритетотдается активности людей в гражданском обществе, основная роль в системесоциальной работы принадлежит общественным организациям и объединениям, имеющимбольшое значение в реализации социальной политики. Этот принцип является важнымпри работе социального работника с клиентом, в частности с детьми группы риска.
Таким образом, мывыделили, рассмотрели и проанализировали 7 принципов, необходимых при работесоциального работника с детьми группы риска. Определили  основополагающийпринцип  — принцип толерантности.
Рассмотрим стандарты поведениясоциального работника по отношению к клиентам, в частности к детям группыриска.
1. Признавать и уважатьиндивидуальные цели, ответственность и различие клиентов.
Профессиональная службадолжна помогать всем клиентам в равной мере, принимая на себя ответственностьза личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны притаких условиях, клиенты должны быть информированы об этом, чтобы иметь свободудействий.
Мы рассматриваем один изсамых важных стандартов поведения социального работника при работе с детьми группыриска. Неирархизированность клиентов, по моему мнению, это наиболее важное вработе с детьми группы риска.
2. Поддерживать правоклиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации.Сбор и обмен информации относится к функции профессиональных услуг, когдаклиента информируют о необходимости ее сбора и в каких целях она будетиспользована. Информацией не пользуются без предварительного предупрежденияклиента, кроме случаев, когда клиент не может отвечать за свои поступки иликогда это может нанести серьезный ущерб другим. Клиент имеет доступ к записямсоциального работника, касающихся его.
Доверие клиента кспециалисту социальной службы – это самое важное в профессиональнойдеятельности социального работника. Сохранение и неразглашение информации,касающейся клиента,  помогает добиться успеха в работе, тем более, если речьидет о детях группы риска.
3. Помогать клиенту,индивиду, группе, общине в самореализации и максимальном использовании своегопотенциала при уважении прав других людей. Социальные службы должны оказыватьклиенту помощь в понимании и пользовании профессиональными услугами дляудовлетворения их законных требований и развития их интересов.
Для детей группы рисканаиболее важной является помощь в самореализации и саморазвитии, поэтомусоциальный работник должен делать все возможное для реализации этих качеств уребенка.
4. Нести основнуюответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений,установленных этическими требованиями.
Деятельность социальногоработника подразумевает под собой ответственность за клиента. Когда речь идет одетях, на плечи социального работника ложится двойная ответственность, и приэтом профессионал не должен отступать от этических требований к личностисоциального работника.
Таким образом, мырассмотрели стандарты поведения специалиста социальной работы при работе сдетьми группы риска. Можно сделать вывод, что такая категория как дети группыриска требует большего внимания и ответственности со стороны социальногоработника.
Таким образом, мы выявилиэтические принципы и стандарты поведения социального работника при работе сдетьми группы риска. Мы определили, что основополагающим принципов  в работе сдетьми группы риска является принцип толерантности, так как, работая с детьмигруппы риска необходимо проявлять терпимость к их образу жизни, поведению,чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они не совпадают ссобственными.
ПАМЯТКА
СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ,РАБОТАЮЩЕМУ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Этические принципы всоциальной работе с детьми группы риска:
1.        Принциптолерантности
2.        Принцип уваженияребенка как личности
3.        Принципдобровольности
4.        Принципконфиденциальности
5.        Принципдоброжелательности, бескорыстия, честности и откровенности
6.        Принципбезоценочности
7.        Принципсоциальной справедливости
Стандарты поведениясоциального работника по отношению к детям группы риска:
1.        Признавать иуважать индивидуальные цели, ответственность и различие клиентов
2.        Поддерживатьправо клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использованиеинформации
3.        Помогать клиенту,индивиду, группе, общине в самореализации и максимальном использовании своегопотенциала при уважении прав других людей
4.        Нести основнуюответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений,установленных этическими требованиями
Личностные качества,которыми должен обладать социальный работник.
— терпимость, вежливостьи способность эмпатии;
— доброта исправедливость;
— гуманистическая направленность;
— готовность понятьдругих и прийти к ним на помощь;
— чувство собственногодостоинства и уважение достоинства других людей;
— эмоциональнаяустойчивость;
— личная и социальнаяответственность;
— личная адекватность исоциальная адаптивность.

Заключение
Исследовав проблему,поставленную в начале работы, мы можем заключить, что основное содержаниеработы социального работника с детьми группы риска – это создание атмосферыреального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. Ориентироватьсясоциальному работнику приходится не на официальные ценности и «постулатыдолженствования», а на то состояние, в котором реально находится сейчасребенок, продуцируя и реализуя те потребности, которые затрагивают систему егопристрастий и предпочтений «здесь» и «теперь».
Это означает, что, работаяс дезадаптированными детьми и подростками, социальный работник ориентируется напрагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретномжизненном пространстве – в месте, где он живет, семье, где его поведение,связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни,взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов и проблемстановятся гораздо понятнее, так как целостность бытия не замыкаются только наличности данного ребенка.
Знаниясоциально-психологиеских особенностей детей группы риска, типичных проблемподросткового возраста являются необходимыми для социального работника, длятого, чтобы он смог правильно построить взаимоотношения с клиентами.
Проанализировав основныезаконодательные и нормативно-правовые акты в деятельности социального работника,мы делаем вывод, что социальный работник, в силу специфики своей профессии,выступает важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственнымаппаратом на различных уровнях, а также с законодательством.
Мы выяснили, что приработе с детьми группы риска, социальный работник должен соблюдать этическиепринципы социальной работы, такие как принцип толерантности, уважения ребенкакак личности, добровольности, конфиденциальности, социальной справедливости, безоценочности, доброжелательности, бескорыстия, честности и откровенности.
Также мы проанализировалистандарты поведения социального работника по отношению к детям группы риска,соблюдение которых необходимо для рационального и эффективного решенияжизненных проблем детей.
Итогом проделанной работыявляется памятка социальному работнику, работающему с детьми группы риска, вкоторой прописаны принципы и стандарты поведения социального работника приработе с детьми группы риска, а также личностные качества, которыми долженобладать социальный работник, целью деятельности которого является разрешениепроблем детей группы риска.

Список литературы
1.        Группы риска исоциальная работа. Социальная работа: Вопросы и ответы. Москва, 1996
2.        Коныгина М.Н.,Горлова Е.Б. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебноепособие, — Ставрополь, 2007
3.        Коныгина М.Н.Пофессионально-этические основы социальной работы: Учебно-методическое пособие,- Ставрополь, 2002
4.        Косарецкая С.В.,Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи, — Москва, 2004
5.        Медведева Г.П.Этика социальной работы, — Москва, 1999
6.        Шеляг Т.Толерантность как принцип социальной работы. Российский журнал социальной работы.– 1995. — №2
7.        Ширгалин Б.Ш.,Работа с детьми группы риска. Метод. пособие для соц. Службы «Ребенок наулице», Выпуск 1,  — Москва, 1999
8.        Шнейдер Л.Б.,Девиантное поведение детей и подростков, — Москва, 2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Способы изменения конституционного текста
Реферат Философская культура эпохи Возрождения
Реферат Проблема свободы и ответственности человека
Реферат Философская позиция Струве
Реферат Философские взгляды H. Бердяева. Н. Бердяев о "российской душе"
Реферат Гельминтозные заболевания свиней
Реферат Философия, ее предмет и основные функции
Реферат Философская антропология
Реферат Философия. Ее роль в жизни общества
Реферат Философская картина мироздания
Реферат Философская система мировоззрения. Социальное неравенство и социальная стратификация
Реферат Философские взгляды Платона, Аристотеля, Канта. Сущность бытия в истории философии
Реферат Домашняя учебная работа по английскому языку в начальной школе как условие развития навыков самообразовательной
Реферат Философские взгляды Ф.М. Достоевского
Реферат Excessive Working Essay Research Paper Excessive WorkingHow