Реферат по предмету "Иностранные языки"


Фонетические законы и фонетические процессы

Содержание
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие о фонетических законах и фонетических процессах. Действие фонетических законов в синхронии
1.2 Позиционные изменения звуков
1.3 Комбинаторные изменения звуков
2. Практические задания
Список литературы
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие о фонетических законах и фонетических процессах. Действие фонетических законов в синхронии
Фонетические законы (звуковые законы) — законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.
1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог — порок, молод — молот, коз — кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь — грусть [rpyc'т'], подъезд — подъест [пΛдjeст] и т.п.
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой: [пр'ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.
2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ] (дужка — душка), [в'иес'ти — в'иес'т'и] (везти — вести), [фп'ьр'ием'ешку — фп'ьр'ием'ешку] (вперемежку — вперемешку).
Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.
Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд'елу] (к делу), [зд'елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п'ат'] (раз пять).
3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).
Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.
Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б'ел], [в'ес], [м'ел], [с'ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м'ил], [п'ил'и] (мил, пили).
Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л'] (ср. конце — кольце).
Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л'ес]; ср. [Λ т ор]) и перед частицей ([рос-л'и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).
Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т'], [д'], [с'], [н'], [л']: [м'êс'т'], [в'иез'д'е], [ф-ка с'ь], [казн'] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз'д'иел'ит'], [ръс'т'иенут'], [б'ъез'-н'иево), [б'иес'-с'ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с'м'ех], [з'в'êр], [д'в'êр|, [т'в'êр], [с'п'êт'], [с'-н'им], [ис'-пêч'], [рΛз'д'êт'] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).
Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт'êн'ч'ьк], [н'ефт'], [вз'ат'] (птенчик, нефть, взять).
4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс'ит'] — [проз'бъ], [мъллт'ит'] — [мълΛд'ба] (просить — просьба, молотить — молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л']: [пол'ь] — [зΛпол'ныj] (поле, запольный).
5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.
Полная ассимиляция [з], [с] происходит:
1) на стыке морфем: [ ж ат'], [рΛж ат'] (сжать, разжать); [ ш ыт'], [рΛ ш ыт'] (сшить, расшить); [ ш'от], [рΛ ш'от] (счет, расчет); [рΛзно ш'ик], [изво ш'ик] (разносчик, извозчик);
2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).
Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж']: [по ж'] (позже), [jêж'у] (езжу); [во ж'и], [дрож'и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].
Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч'от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).
6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш'иесливы ], [г'иганск'и ], [ч'уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).
7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор'ит'] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).
К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.
Редукция — это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] — [д^ма] — [дъь^вои].
Оглушение — процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка — кни[ш]ка; дуб — ду[п].
Озвончение — процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з']делать; отбор — о[д]бор.
Смягчение — процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.--PAGE_BREAK--
Уподобление — процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий ( например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш'], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш']ина, [т']астъе, ичи[ц]а. Упрощение групп согласных — процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце — [с'э'рцъ], солнце — [сонцъ].
8. Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные — редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.
Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [биэда] (беда) и т.п.
Гласные в слабой позиции второй степени: [пърʌвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п'ьл'иэна] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.
Синхрония — (от греч. sýnchronós — одновременный), рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени. Например, форма именительного падежа единственного числа «стол» в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа «стол-а».
Выявление динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями общения) — более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка (например, сокращённая форма [чиэк] вместо «человек»).
Изучение фонетических явлений в планесинхронии— это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
1.2 Позиционные изменения звуков
Позиционной меной звуковназывается закономерное изменение их в слове в зависимости от различия фонетических условий. Так, например, звук [о] всегда чередуется со звуком [Λ], если оказывается в первом предударном слоге после твердых согласных (ср. [кот — кΛта]).
В современном русском литературном языке различаются два принципиально разных типа позиционной мены звуков.
Первый тип представляет позиционные мены, при которых образуются параллельные ряды звуков. В словах пат, спать, спят, пятьударный звук [а] находится в различных фонетических условиях и потому различается по своему качеству: между твердыми согласными звук [а] выступает как гласный среднего ряда [а], перед мягким согласным оказывается более передним в конце своей длительности [а•], после мягкого согласного перед твердым согласным становится более передним в начале своей длительности [•а], между мягкими согласными продвигается вперед и несколько вверх на всем протяжении своей длительности [а]. Позиционные мены звука [а] в данных фонетических позициях представлены рядом звуков: [а], [а•], [•а], [•а•].
В фонетических положениях, тождественных указанным выше позициям звука [а], точно так же параллельно изменяются и звуки [о], [у]: плот — плоть — плётка — переплёте(плот — пло•т' — пл'о•ткъ — п'ьр'иеплöт'ь], суда — судя — сюда — сюсюкать[суда— су•д'ъ — с'•уда— с'ÿс'укът'].
Второй тип представляют позиционные мены звуков, при которых образуются непараллельные ряды звуков, пересекающиеся друг с другом, имеющие один и более общих членов. Примером непараллельных мен является мена гласных звуков в зависимости от места по отношению к ударению. Они называются вариантами гласных фонем.
Наличие в фонетической системе двух типов позиционной мены звуков — параллельной и непараллельной — является основой для разграничения понятий сильной и слабой фонемы, сильных и слабых позиций.
1.3 Комбинаторные изменения звуков
Комбинаторные изменения звуков, результат влияния окружающих звуков в речевом потоке.
Таковы:
ассимиляция ((от лат. assimilatio), уподобление, слияние, усвоение),
диссимиляция (,один из видов комбинаторного изменения звуков в потоке речи, когда один из двух тождественных или сходных звуков речи (смежных или несмежных) заменяется другим звуком, отличным или менее сходным с ним),
аккомодация (частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного, состоящее в том, что экскурсия (т. е. начало артикуляции) последующего звука приспособляется к рекурсии (т. е. окончанию артикуляции) предыдущего звука (прогрессивная аккомодация) или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация).)— приспособление согласных к гласным и гласных к согласным («игры – отыгран»), выпадение звука («сонце» вместо «солнце»), гаплология — выпадение одного из одинаковых или подобных слогов («знаменосец» из «знаменоносец»), стяжение двух смежных гласных в один (русское диалектное «быват» из «бывает»), афереза — отпадение начального гласного слова после конечного гласного предшествующего слова, элизия — отпадение конечного гласного слова перед начальным гласным следующего слова, эпентеза — вставка звуков (просторечное «Ларивон», «радиво»), метатеза — перестановка («Фрол» из лат. Florus).
2. Практические задания
1. В данных словах определите позиции гласных. Укажите характер и степень их редукции.
Аксиома — [ʌкс`иомъ]
а [ʌ] – гл. редуц., в нач. слова, безуд., слаб. позиц.
и [и] – гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
о [о] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
а [ъ] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
бабочка — [бабъчкъ]
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
о [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
а [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
воспитание — [въсп`итан`иь]
о [ъ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
и [и] — гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
и [и] — гл, нередуц., зауд., слаб. позиц.
е [ь] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
грамота — [грамътъ]    продолжение
--PAGE_BREAK--
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
о [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
а [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
доверху — [дов`иэрхъ]
о [о] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
е [иэ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
у [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
кремоватый — [кр`ьмʌватъj]
е [ь] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
о [ʌ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
ы [ъ] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
накануне — [нъкʌнун`ь]
а [ъ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [ʌ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
у [у] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
е [ь] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
остановились — [ʌстънʌв`ил`ьс`]
о [ʌ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [ъ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
о [ʌ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
и [и] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
и [ь] — гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
плясовая — [пл`исʌваь]
я [и] — гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
о [ʌ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
я [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
тяжелый — [т`ьжолъj]
я [ь] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
о [о] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
ы [ъ] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
улетают — [ул`иэтаьт]
у [у] — гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
е [иэ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
ю [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
швейцар — [шв`ицар]
е [и] — гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
времяисчесление — [в`р`иэм`ьиш`эсл`эн`иь]
е [иэ] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
я [ь] — гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
е [э] — гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
е [э] — гл, нередуц., уд., сильн. позиц.
и [и] — гл, нередуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
е [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
2. Сравните слова. Какие фонетические процессы отражаются в каждой паре? Объясните их.
Резьба – косьба – происходит озвончение — процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: ре[з']ба — ко[з']ба
пророк – порог – происходит оглушение — процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; поро[к].
жмут – сжать – жженый – изжарить – происходит уподобление — процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий: [ж]мут, [ж]ать, [ж]еный, и[ж]арить.
с чучелом – щуриться — происходит уподобление [ш]чучелом, [ш`]уриться.
второе – фтор — происходит оглушение [ф]торое.
шоколад – топот – происходит редукция — это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: ш[ъ] колад — топ[ъ]т.
мороз – морозный — происходит оглушение моро[с].
горести – горестный – происходит упрощение групп согласных — процесс, при котором в сочетаниях согласных стн происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: горестный — [гор`ьснъj].
лист – листья – происходит смягчение — процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: ли[с’]тья.
оторвать – отдежурить — происходит озвончение: о[д]дежурить.
мука – муку — происходит редукция: мук[ъ] — мук[ъ].
3. Затранскрибируйте предложения. Какие фонетические процессы наблюдаются? Подчеркните одной чертой позиционные изменения, двумя чертами – комбинаторные изменения звуков. Охарактеризуйте все процессы в выделенных словах. Охарактеризуйте звуки в слове скрипевший.
1. Ночь была лунная, морозная. Снег лежал сухой, легкий, коротко скрипевший под ногами.
[ноч бъла лунъь мʌрознъь//сн`эк л`иэжал сухоj/л`охк`ьj коръткъ скр`ип`эфшъj път нʌгамь//]
морозная — происходит озвончение: моро[з]ная
снег — происходит оглушение сне[к].
легкий — происходит смягчение: ле[х’]кий.
скрипевший — происходит оглушение скрипе[ф]ший.
2. И отчее племя, и близкие души, и лучшее время все дальше, все глуше (Рубц).
[и от`чь пл`эм`ь и бл`иск`иь душъ/и лутшыъ в`р`эм`ь фс`о дал`шэ/фс`о глушъ//]
отчее — происходит уподобление о[ч]ее.
3. День с самого утра хмурился. Здесь на этом неприветливом северном море, на его пустынных островах и прибрежьях, круглый год ненастье (Бунин)
/>[д`эн` самъвъ утра хмур`илс`ь//с`д`эс` на этъм н`эпр`ив`этл`ивъм с`эв`ирнъм мор`ь/на иво пустынъх ʌстрʌвах и пр`ибр`эж`ах/круглъj гот н`иэнас`т`ь]
хмурился — происходит редукция: хмурилс[ь]
здесь — происходит оглушение [с]десь
северном — происходит редукция: сев[ь]рн[ъ]м
скрипевший [скр`ип`эфшъj]
с [с] — согл., шумн., фрик., зубн., глух., парн. [з], тв., парн. [с`].
к [к] — согл., шумн., взрывн., заднее-небн., глух. парн. [г], тв. парн. [к`]
р [р`] — согл., сон., плавн., зубн., зв., непарн., мяг., парн. [р].
и [и] — гл., верхн. подъем, перед. ряд, нелаб., безуд, предуд.
п [п`] — согл., шумн., взрывн., губн., глух., парн. [б], мяг., парн. [п].
е [э] — гл., ударн., сред. подъем, перед. ряд, нелаб.
в [ф] — согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух., парн. [в], тв., парн. [ф`].
ш [ш] — согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух., парн. [ж], тв., парн. [ш`].
и [ъ] — гл., редуц., послеуд.
й [j] — согл., шумн., фрикат., средне-небный, зв., непарн., мяг., непарн.
Список литературы
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М.: Слово, 2005. – 328 с.
Виноградов В. В. Избранные труды. — М.: Наука, 2004. – 512 с.
Дудников А.В. Русский язык. — М.: Просвещение, 2004. – 165 с.
История русского языка / Под ред. С.А. Хорошилова. М.: Т ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 652 с.
Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Учебник. — М.: ВЛАДОС, 2006 – 236 с.
Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка — М.: Наука, 2006 – 987 с.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Слово, 2006. – 529 с.
Современный русский язык. / Под ред. Е.И. Дибровой. — М.: Педагогика, 2007. – 472 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изучение проблемы диалога культур в контексте интерпретации восточной традиции в русской поэзии ХХ века
Реферат Проектирование и предварительный расчет точности полигонометрического хода при создании геодезического обоснования
Реферат Туристичний бізнес визначальні поняття маркетинг загальна характеристика
Реферат Транспортная схема Суйфэньхэ-Гродеково-Уссурийск-Хабаровск
Реферат Паяные соединения Технология магнитных дисков Коммутационные устройства
Реферат Мигель Сервантес
Реферат Huckleberry Finn Essay Research Paper The Adventures
Реферат Компьютеры как средство общения людей
Реферат История развития персонального компьютера
Реферат Лариса, Кнуров и Вожеватов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница")
Реферат Правовые проблемы информационной безопасности
Реферат НДФЛ эффективность воздействия на уровень реальных доходов
Реферат Адаптація першокурсників до нових умов навчання
Реферат Уход и защита тела
Реферат Понятие и лингвистическое изучение диалога как средства коммуникации Понятие прикладной