Курсовая работа по теме:
Политическая субкультурастаршеклассников
/>Содержание
Введение
Глава 1. Природа,структура и типы политической культуры общества
1.1 Что такое политическаякультура
1.2 Типологии политическойкультуры
1.3 Понятие «политическиесубкультуры»
Глава 2. Молодежная политическая субкультура
2.1 Специфика молодежнойсубкультуры
2.2 Политическая субкультурастаршеклассников школ г. Дивногорска
Заключение
Литература
Введение
О молодежной субкультурезаговорили только в XX веке. Об этомявлении написано очень мало и то только в виде диссертаций.
Актуальность работы: молодежь — социально-демографическаягруппа, характерные черты которой — становление социальной зрелости, адаптацияк миру. В силу особых качественных составляющих молодежь как социальная группапредстает индикатором происходящих перемен, определяя потенциал общества.
Молодежь — движущаясоциальная сила. Реализация молодежи в современной политической культуре Россииносит противоречивый характер. С одной стороны, молодежь выступает социальнымсубъектом, способным к инициативе. С другой стороны, в ситуации кризисасоциально-экономической жизни характерными чертами социальной группы становятсяотсутствие личной самостоятельности, кризис самоидентификации, самосознанияинтересов.
Но, проблема заключаетсяв том, что молодежь не интересуется политикой, у нее низкая политическаякультура. У учащихся вызывает затруднение даже запоминание схемы политическойсистемы России, органов законодательной и исполнительной власти, а такжеорганов местного самоуправления. А заниматься политикой им не интересно. Тольконекоторые представители ее политически активны и грамотны.
Объект исследования: политическая субкультура молодежи нач.XXI века.
Предмет исследования: наличие политической субкультурымолодежи г. Дивногорска.
Цель работы: выявить существование политической субкультурыпредставителей молодежи г. Дивногорска.
/>/>Задачи:
1. Выделить характерныечерты политической культуры в целом и молодежной субкультуры в частности;
2. Через анкетирование иинтервьюирование провести анализ политической субкультуры старшеклассниковгимназии №10 г. Дивногорска.
/>/>Методы:
1. подбор и анализисточников по данной проблеме;
2. опрос учащихся 9-11хклассов школ города Дивногорска;
3. анализ статистическихданных (метод анкетирования);
4. интернет опросучащихся некоторых школ Красноярска.
/>/>Разработанностьданной проблемы:
Новым в работе является то, чтоисследуетсяполитическая субкультура учащихся10-х классов гимназии.
Практическаязначимость работы.Данные работы могут быть использованы в школе при проведении учебных занятий поистории, обществознанию, при проведении классных часов.
Перспективойпродолжения работы: черезпереписку в Интернете узнать об особенностях политической субкультуры молодежив США
Политика какдеятельность, тем более как профессия, предполагает определенную культуру,технологию осуществления такого рода деятельности.
В политологическойлитературе особое значение придается результатам исследования данного вопроса,полученным американскими социологами Г. Пауэллом и Г. Алмондом. Их пониманиеполитической культуры принято считать классической. Относительно целостныепредставления о политических субкультурах были выработаны в конце 20-х годов ХХвека американскими психологами Э. Майо и Ф. Ротлисбергером, в процессе изученияими особенностей групповой психологии. Первоначально понятие имело сугубоприкладной характер и использовалось для описания адаптации этнических групп винокультурной среде. Классическая теория политической социализации,разработанная чикагскими учеными под руководством Д.Истона. Л.Коэн, Р.Липтон,Т.Парсонс разрабатывают проблему взаимодействия человека с политическойсистемой и ее институтами. М.Хабермас, К.Луман оценивают политическую культурув контексте социализации — интериоризации ценностей.
Функциональные элементыполитической культуры молодежи — политическая образованность, сознательность,деятельность — наиболее полно раскрыты в работах Боровика B.C., Когана Л.Н.,Васильева В.П., Яковлева А.И., Щегорцова В.А., Ожегова Ю.П., Шендрика А.И.,Шереги Ф. Э., Чупрова В. И. и других авторов.
Специфика и особенностиполитических интересов молодежи анализируется у Ануфриева Е.А., ГлезерманаГ.Е., Здравомыслова А.Г., Лавриненко В.Н., Ханинова А.Т., и др. В их работахрассматриваются потребность в политических знаниях, политической информации, интереск политической власти, способам ее осуществления, к политическим деятелям, ихдеятельности, собственно политической работе.
/>/>Глава 1. Природа, структураи типы политической культуры общества/>/>1.1 Что такое политическая культура
«Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных иполитических событиях, политические ценности, ориентации и навыки,непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культураявляется одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющихпроводить сравнительный анализ политических систем мира.
Однако в современнойполитической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, чтопредставляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторынасчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура» впервыебыл введен в оборот немецким философом-просветителем И.Г. Гердером (1744 — 1803)».
Как было замечено,существуют различные подходы к определению политической культуры. Вполитологической литературе особое значение придается результатам исследованияданного вопроса, полученным американскими социологами Г. Пауэллом и Г.Алмондом. Их понимание политической культуры принято считать классической.Приведем его для сравнения и полноты изложения: «Политическая культура естьсовокупность индивидуальных позиции и ориентации участников данной политическойсистемы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий ипридающая им значение». Нетрудно убедиться, что данное определение нерасходится в своей сути с тем, которое приведено выше, хотя и акцентируетвнимание на субъективной стороне изучаемого явления.
Политическая культура — по Г. Алмонду — особый тип ориентации на политическое действие, отражающийспецифику каждой политической системы.
Политическая культура — исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфереполитики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение.
Политическая культура — совокупность неформальных методов формирования и выявления политических мнений,реакций на опасности, возможности, конфликтные ситуации.
Считается, что понятие«политическая культура» было введено в научный оборот в работе американскогополитолога X. Файнера «Системы правления великих европейских государств»(1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С.Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительныйанализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики.
Согласно Г. Алмонду и С.Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие,отражающий специфику каждой политической системы.
Функции политическойкультуры:
· интеграцияполитической сферы и общей культуры, философии, религии;
· сохранения иразвития основ политической деятельности;
· проверкиистинности официальной идеологии;
· устранение икомпенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия илинарушения логической связи норм права) права;
· проявления,предупреждения и разрешения латентных конфликтов;
· прогностическая вотношении развития;
· апробации и верификацииполитических кадров;
· синтеза способовреагирования на неожиданные угрозы и др.
Роль политическойкультуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающихусловия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.
К исследованиюполитической культуры общества часто обращается политическая социология. Факторкультуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятныемодели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культураобщества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этоговзаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформацииинституциональной и политической системы с одной стороны и политическойкультуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типагражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита впостсоветских государствах, а также в странах Африки и Латинской Америки.
Исследователи давнозадаются вопросом: почему в странах неевропейской культуры западныеполитические модели не приживаются, или, приживаясь по форме, наполняются приэтом принципиально иным содержанием? Выводы, к которым пришли ученые,заключаются в том, что форма реализации этих моделей, их приятие или неприятиебольшинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками егополитической культуры. Поэтому современные исследователи чаще всегорассматривают политическую культуру как политическое измерение культурной средыв конкретном обществе, как характеристика поведения конкретного народа,особенностей его цивилизационного развития. В этом смысле политическая культуравыражает движение присущих народу традиций в сфере государственной власти, ихвоплощение и развитие в современном контексте, влияние на условия формированияполитики будущего. Выражая этот «генетический код» народа, его дух в символах иатрибутах государственности (флаге, гербе, гимне), политическая культурапо-своему интегрирует общество, обеспечивает в привычных для людей формахстабильность отношений элитарных и неэлитарных слоев общества. />1.2 Типологииполитической культуры
Наиболее известнаятипология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба которыевыделили три вида политической культуры:
1. приходскаякультура
2. зависимаякультура
3. политическаякультура участия
Приходская политическаякультура характеризуется безразличным отношением к национальной политическойсистеме, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политическихинститутов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот,заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическаякультура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Гражданеимеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативномхарактере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане ненадеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей.
Политическая культураучастия характеризуется активностью участников. Граждане считают себя вправевлиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, вдеятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду,что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят заобразец, но это положение не является бесспорным для всех.
Демократическаяполитическая культура предполагает плюрализм политических субъектов, мнений,установок, типов поведения. И как следствие включает в себя толерантность,означающую не просто терпимость к чему-то и кому-то иному, но и готовностьвзаимодействовать с оппонентом, вбирать в себя наиболее рациональное.
«Политическая культуравключает в себя следующие составные элементы, которые сформировались в течениемногих сотен лет, десятилетий и поколений: познавательный — политическиезнания, политическая образованность, политическое сознание, способыполитического мышления; нравственно-оценочный — политические чувства, традиции,ценности, идеалы, убеждения, общекультурные ориентации, отношение к власти,политическим явлениям; поведенческий — политические установки, типы, формы,стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение»./>1.3 Понятие «политическиесубкультуры»
О политической культуреможно говорить не только в связи с анализом общества в целом, но и в связи санализом его составных частей. В политической жизни складываются и существуюттакже и такие её образования, которые характерны лишь для отдельных групповых(межгрупповых) — социальных, этнических, конфессиональных, региональных и иных- субъектов политики и которые отличаются специфическими предпочтениями ивзглядами людей на явления власти, отношением к правящим элитам, образцамиучастия в управлении, контроле и организации политической жизни. Такиеобразования называются субкультурами.
«Субкультура — этосовокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурныхориентации, доминирующих в обществе».
Политическая культураобщества не есть сумма политических субкультур. Она вбирает в себя наиболееустойчивые, типичные признаки, преобладающие в данном обществе.
Субкультура же включает всебя, прежде всего то общее, что характерно для политической культуры общества,но и то специфическое, что отличает данную субкультуру. />Такимобразом, политическая субкультура — совокупность однородных ценностныхориентаций и соответствующих им форм политической активности граждан (групп).
«В современнойполитологии выделяются следующие политические субкультуры:
· региональная, обусловленная экономическимиразличиями, затрагивающими образ жизни населения региона, его экологическоесостояние, особенности природно-географических и климатических условий;
· национально-этническая связанная с этно-национальнымиособенностями, самобытностью этих социальных групп;
· социально-классовая, обусловленная статусными различиямии спецификой интересов, играющих важную роль в политической жизни;
· религиозно-политическая, поскольку приверженность копределённой вере влечёт и определённые политические обязательства;
· возрастная;
· женская;
· интеллигенции;
· фермерская;
· этнолингвистическая;
· молодёжная».
«Кроме перечисленныхтипов политические субкультуры могут разделяться и по другим признакам. Так, вамериканской политологии выделяются два различных уровня субкультур — элиты имассы. В целом же наличие в обществе субкультур является вполненормальным и естественным явлением, но лишь при следующих условиях: />1) если ценности и нормы определенной субкультуры невступают в непримиримый и неразрешимый цивилизованными средствами конфликт сценностями общенациональной культуры;/>2) если выражающая ее группа терпимо и с уважениемотносится к субкультурам и ценностям других групп;/>3) если в рамках общества и общенациональной культурысуществуют общие ценности и нормы, разделяемые носителями различных субкультур(например, уважение к институтам демократии, к правам и свободам человека, квласти закона). Соблюдение всех этих условий позволяет обществу поддерживатьстабильность и обеспечивать согласие большинства его членов по тем или инымвопросам».
Наличиенесовпадающих политических субкультур чревато утерей общенациональныхинтересов, идеалов и целей. История свидетельствует о том, что наличие вобществе политических субкультур негативно влияет на стабильность политическойсистемы. Однако они существуют объективно, и в таком обществе постоянноприсутствует проблема их совместимости, согласования интересов их носителей дляобеспечения стабильности всей общественной системы в целом. />Региональныесубкультуры обусловлены такимиразличиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенныхресурсов т.п. />Социоэкономическиесубкультуры обусловленысуществованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющихразличный экономический статус, а следовательно, и различия в образе жизни, винтересах, играющих особо важную политическую роль. />Этнолингвистическиесубкультуры связаны с языковыми,этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическуюкультуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, какэтническое самосознание и национальный характер. Политические ценности,предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническимфакторам./>Религиозныесубкультуры возникают в том случае, когдарелигия является основным всепроникающим элементом общей культуры определеннойгруппы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная,сколько политическая идеология./>Некоторые особенности свойственны политической субкультуреженщин. В литературе отмечается, в частности такоераспространенное явление, характеризующее эту субкультуру в странах Запада, каксклонность к поддержке партий и организаций консервативного направления, чтообусловливается рядом факторов, как-то: узость социальных контактов женщин,меньшая по сравнению с мужчинами вовлеченность в общественные движения»./>/>В данной работе мы будем говорить о возрастнойсубкультуре, которая отражает различныесистемы политических ценностей у представителей разных поколений. Данныесубкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах.Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившейполитической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системыполитических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказываютотносительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильныхсистемах.
/>Глава 2. Молодежная политическая субкультура 2.1 Специфика молодежной субкультуры/>/> Значительнойспецификой отличается молодежная субкультура. Данные социологическихисследований в 1970-1987 г.г. в шести западноевропейских странах позволилизарубежным политологам сделать выводы о наличии существенных различий в базовыхсоциальных ориентациях молодежи и старших поколений./>/>Поведение молодежи является вопределенной мере распредмеченным слепком с конкретного общества и в то жевремя существенно отличается от поведения, например, ветеранов. Для молодежнойсубкультуры характерно преобладание нонконформизма, радикализма, культа силы,преобладание таких ценностей, как возможность общения и качество жизни. Длястарших поколений наибольшими ценностями является стабильность, традиции, опыт,материальный достаток и обеспечение.
Молодежный возраст — периодсоциального роста, первичной социализации. Главная цель юности — самоопределение, персонализация. В этом возрасте особо проявляется чувствоиндивидуальности. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативноеповедение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) онопроявляется в спонтанности, непосредственности, нестандартности поведения.Молодость — особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм,жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости отреального возраста.
Всовременном российском обществе граждане не слишком охотно проявляют свойинтерес к политической жизни страны и политической обстановке в мире в целом.На то есть множество причин, как частного, так и общего характера, но сводятсяони к отсутствию достижения продуктивного итога демократических выборов — зачастую народ не верит в исполнение своего волеизъявления и бойкотируетвыборы, основываясь на собственных убеждениях в невозможности учтения голосакаждого, да и незаметно подчас это внедрения народа в государственный аппарат,если говорить по чести.
Содержание современныхполитических трансформаций заключается в замене традиционных форм жизни советскогопериода качественно новыми формами, фундамент которых – свободная личность.
Молодость — неподготовительная фаза возрастного развития, а главный источник перемен.Правильное понимание сущности молодежи, грамотная молодежная политика — условиепрорыва общества в будущее.
Носитель огромногоинтеллектуального потенциала, способностей к творчеству (повышенныечувственность, восприятие, образность мышления, и т.п.) — молодежь предстаетускорителем внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни.Молодежь сегодня — понятие не столько демографическое, сколько социальное,политическое. Молодежь одновременно предстает объектом и субъектомсоциализации.
Данная группа осваиваетнаследуемые общественные отношения, духовные, материальные ценности конкретногообщества с целью их последующего воспроизводства. Характер воспроизводственногопроцесса зависит от уровня социального развития молодежи как продукта общества.Оптимизация молодежи — носителя политической культуры связывается: сраспространением идей гражданского общества, повышение уровня правосознаниянаселения, содействие защите прав и свобод граждан; повышением уровняполитико-правовой культуры молодежи; осуществлением сотрудничества сгосударственными и негосударственными структурами в деле реализации уставныхцелей; организацией, проведением молодежных мероприятий различного ранга (отполитических до просветительских); содействие улучшению социального положениямолодежи, реализации ее прав.
К сожалению, в данномвозрасте молодой человек мало осознает пришедшие с правами обязанности,тщательно их обходит, не желая встревать в «дела взрослых», с однойстороны уже причисляя себя к таковым, но с другой оставаясь инертным поотношению к бушующей общественной жизни. Приоритеты молодежи мало похожи наприоритеты человека среднего возраста; «наше будущее» по темпераментурезко контрастирует с поколением советского времени, выросшим при жесткомисполнении воли партии, закаленным в политических боях за суверенитет, свободуи единство своей родины. Возможно, спустя десяток лет, к молодежи придетпонимания, что нет ничего важнее собственного мнения, которое следует защищатьне просто в меру сил, а до последней капли крови, не считаясь ни с кем ввопросе выбора, но сейчас ситуация пока стоит на грани низвержения в ничто,когда на избирательных пунктах кроме извечных старушек, дрожащих за сохранениеустоявшегося режима, никого не будет.
Молодое поколение должноявлять собой стремление к открытию чего-то нового, ранее неизведанного.Подростки относятся к своему праву голоса, не слишком выделяя его необходимостьи неповторимость среди подобных себе.
/>2.2 Молодежнаяполитическая субкультура старшеклассников гимназии №10 г. Дивногорска
политическийсубкультура старшеклассник
Для выявления особенностиполитической субкультуры молодежи г. Дивногорска был подобран материал ипроведен опрос в гимназии среди учащихся 10-х классов. Исследование показало,что политическая культура молодежи нашего городаограничивается только событиями.
Примеры:
«В Дивногорске 16 марта2008 года прошло заседание Дискуссионного клуба на тему «ОбъединениеКрасноярского края, Таймыра и Эвенкии – что оно несет?». Организаторамимероприятия стали Молодежный Совет г. Дивногорска, отдел по молодежной политикеадминистрации г. Дивногорска, а также Дивногорский Общественный центр «Запроведение референдума». Дискуссионный клуб собрал представителей Молодежныхпарламентов, молодежной общественности, инициативных групп по проведениюреферендума городов и районов Центральной зоны края (Дивногорска,Сосновоборска, Железногорска, Зеленогорска, Канска, Березовского, Манского,Емельяновского, Балахтинского районов). В качестве экспертов в заседании клуба принялиучастие политики краевого и местного уровней, известные люди города Дивногорска».(16)
«9 апреля 2007г.Дивногорская молодежная команда приняла участие в краевом проекте «Новыйфарватер — 2007». В проекте приняло участие 52 команды территорийКрасноярского края, более 1700 молодых людей. В рамках проекта проведеныконкурсы: молодежных проектов «Красноярский молодежный форум»,инновационных проектов, муниципальных программ по работе с молодежью,творческие конкурсы, дискуссионные площадки, фестиваль молодежных телевизионныхпроектов, конкурс волонтерского движения. Территориям-победителям «Новогофарватера — 2007» будет оказана поддержка в реализации проектов, наиболееточно соответствующим направлениям молодежной политики. В рамках «Новогофарватера» команды, сформированные районными и городскими отделами поделам молодежи, соревновались между собой в пяти группах городов и районов краяза звание самой «продвинутой» территории в области молодежнойполитики». (15)
Опрос:
возраст: 14-17 лет
время: январь 2010 г.
Место: 9-11 классы школ г.Дивногорска
Анкета
1.Считаете ли Вы, что молодежь должнаучаствовать в политике?
а) да б) нет
2. Что такое политическая культура?
__________________________________________________
3. Вы:
а) просто интересуетесь политикой
б) участвуете в дебатах, слетах,выборах?
4. Считаете ли вы, что у вас особаяполитическая культура
а) да б) нет
5. Какая?
а) подданническая
б) демократическая
в) патриархальная
г) не знаю
Результаты:Считаете ли вы чтомолодежь должна участвовать в политике?/>
Рис. 1
Вывод: Большинство старшеклассников считают,что молодежь должна участвовать в политике, но какое это участие должно быть –не знают (рис. 1).Знаете ли вы что такоеполитическая культура?/>
Рис.2
Вывод: Большая часть учащихся гимназиизатруднились дать ответ на вопрос о том, что такое «политическая культура».Чаще всего отвечали о культуре правления, политики (рис. 2).
Вы: а) просто интересуетесь политикойб)участвуете в дебатах слетахв) вообще не участвуете в политике?
/>Рис.3Вывод: более 61% анкетируемых учащихся ответили, что простоинтересуются политикой. Треть учеников – участвуют в дебатах. Это говорит отом, что политическая активность молодежи низкая (рис. 3).Считаете ли вы что увас особая политическая культура?/>Рис.4Вывод: Большинство учеников (81%) считают, что у них нет особойполитической культуры. Они относят себя к общепринятой культуре (рис. 4).
Какая у васполитическая культура? а) подданическая б) демократическая в) патриархальная г) не знаю
/>
Рис. 5Вывод: Старшеклассники школ выбрали ответ, что их политическаякультура ничем не отличается от культуры взрослых. Она носить демократическийхарактер. Это можно объяснить тем, что в школе на уроках объясняют, что в себявключает та или иная политическая культура (рис. 5).
/>Заключение
· Молодежь — этогруппа со специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами,ценностями. Политическая культура молодежи, которую чаще называют «молодежнаяполитическая субкультура», показывает, что она будет низкой. Молодежь не будетактивной в политике, если не будет должного политического воспитания.
· Многие нюансы,связанные с участие молодежи в политической жизни страны, например,деятельностью молодежных парламентов, остаются и, вероятно, будут оставатьсянепонятыми широкой молодежной общественности.
· Исследованиепоказало, что для становления правого государства в нашей стране требуется нестолько время, сколько увеличение правовой культуры и гражданского самосознанияв среде современной молодежи, утверждение ее политических прав и обязанностей.Это может быть достигнуто лишь посредством внедрения знания и понимания сутивещей в чистые разумы подрастающего поколения.
/>/>Литература
1. Алмонд Г.А.,Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политическиеисследования. — 1992.
/>/>2. Википедияwww/ru.wikipedia.org/wiki/ Политическая культура
3. Голосов Г.В.,Лифанов А.В. Введение в политологию. — Учеб. пособие. Новосибирск, 1991.
/>/>4. Липсет С. Рольполитической культуры(http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/kolotkin_politologya/10_Polit.html)
5. Краткийполитический словарь. — 6-е изд. Москва, 1989.
6. Мельников М.Е.Политология. Учебник. Мн., 1998 г.
7. Мухаев Р. Теорияполитики: учебник для студентов вузов. М., 2005.
8. Основыполитологии. — Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1993.
9. Пикалов Г.А.Теория политической культуры: Учебное пособие. СПб., 2004. С.148-149.
10. Политология: «Рабочая книгапреподавателя и студента». Учебное пособие для вузов. М., 1998г. – стр.179-197.
11. revolution.
12. ru.wikipedia.org/.../Политическая_культура
13. www.glossary.ru/.../gl_sch2.cgi
14. сайт г. Красноярска (www.krasgay.ru)
15. Сайт администрации г. Дивногорска(www.divnogorsk-adm.ru)