Реферат по предмету "Социология"


Позитивная социология Огюста Конта

РЕФЕРАТПРЕДМЕТ: ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ.ТЕМА: Позитивизм в социологии.Огюст Конт.     Студенткипервого курсаФакультетасоциологииГруппа– С1СПР, ИСНПакинойОльги.МАУП – 2000
План реферата:
 
1.  Биография ОгюстаКонта.
2.  Идейные истокисоциологии Конта.
3.  Позитивизм,классификация наук и предмет Контовской социологии.
4.  Социальная статика исоциальная динамика по Конту.
5.  Формированиепринципов социологического метода Конта.
6.  Вывод.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Биография ОгюстаКонта.
 
Был ли Огюст Конт подлинным создателем, «отцом» социологии– вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее «крестным отцом», так как дал ейимя, изобрел само слово «социология». Термин «социология» составлено из двухслов, взятых из двух разных языков: латинского “societas”(«общество») и греческого ”logos”(«слово», «учение»). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт изобрелслово «социология» он занимает важное место в истории этой науки.
  Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798года в городе Монпелье в семье чиновника, сборщика податей. Родители Конта былиправоверными монархистами и католиками. Но сам Конт довольно рано отошел отпринятых в своей семье ценностей и стал приверженцем идеалов ВеликойФранцузской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814году он поступает в Политическую школу в Париже, в которой царят либеральные иреспубликанские идеи.
  В это время Конт активно изучает математику, читаетмного трудов по философским, экономическим и социальным проблемам. Своимповедением он как бы стремился доказать правильность французской пословицы: «Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости».
  В 1817 году Огюст Конт становится секретарем Сен-Симона,сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Изначально ихотношения носили дружеский характер, и Конт, в принципе является одним изучастников школы сенсимонизма. Но в последствии их отношения портятся изаканчиваются разрывом в 1824 году.
  В 1826 году Конт приступает к чтению платных публичныхлекций по философии на дому. Лекции потом были прерваны из-за его тяжелогопсихического заболевания и возобновлены лишь в 1829 году. С 1830 по 1842 Контосуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивнойфилософии». Во второй половине 40-х он обращается к проповеднической ипрактической организационной деятельности, он проповедует позитивизм какполитическое, религиозное и моральное учение. И в 1847 году он провозглашаетРелигию Человечества, а в 1848 – создает Позитивистское общество. В последниегоды жизни он провозглашал себя первосвященником Религии Человечества изанимался разработкой нового религиозного учения и культа. Умер Огюст Конт 5сентября 1857 года в окружении своих учеников.
 Огюст Конт никогда не занимал прочных позиций вакадемической системе Франции того времени, он всего лишь довольствовался рольюрепетитора и экзаменатора в Политехнической школе и в Коллеж де Франс и ещедавал частные уроки…в последние годы жизни он в основном жил на средства,собираемые его сторонниками-позитивистами.
  В его жизни было две женщины, которые оказали на негонепосредственное влияние и вместе с Контом вошли в историю социологии. Первойженщиной была его жена – Каролина Массен. Появление Каролины в своей жизни Контрасценивал, как самую серьезную ошибку, совершенную ним. Из-за частыхконфликтов с женой, душевная болезнь Конта часто обострялась, и, в концеконцов, они расстались. Вторую же женщину Конт боготворил до конца своих дней,хоть и познакомился с ней за год до ее смерти. Ее звали Клотильда де Во, и Контпрославил ее в предисловии к своей четырехтомной работе «Система позитивнойполитики» и даже разработал особые ритуальные действа, посвященные ей, инеуклонно и тщательно исполнял их.
  Стиль сочинений Конта отличается растянутостьюизложений, громоздкими фразами и частыми повторами. Его совершенно не волновалакрасота стиля изложения мыслей. Но в то же время он стал автором многихафоризмов и девизов. Вот некоторые из них: «Порядок и прогресс», «Знать, чтобыпредвидеть, предвидеть, чтобы мочь», «Знать, чтобы мочь, думать, чтобыдействовать», «Жить для других», «Жить при ясном свете», «Любовь как принцип,порядок как основание, прогресс как цель», «Мы разрушаем только то, чтозаменяем» и другие.
 Конт был чрезвычайно неуравновешенным человеком и страдалпсихическими недугами, хотя в целом, его нельзя назвать умалишенным. Говоря оличности Конта, нужно сказать, что этот выдающийся человек был «маргиналом»,человеком «на грани», на краю во многих отношениях. Он находился на грани междуакадемическим и неакадемическим мирами, между семейным и холостым состоянием,между здоровьем и болезнью, наукой, религией и утопией.
 
2. Идейные истокисоциологии Конта.
 
  Древнейшим предшественником подлинной социальной наукиКонт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение, как основуэтой науки, а человека, как животное политическое. Среди оказавших влияние наформирование взглядов Конта или просто высоко им ценимых, нужно отметитьфилософов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видныхестествоиспытателей прошлого.
  Первую значительную попытку целостного, основанного на«духе универсальности» рассмотрения социального развития Конт находит у Боссюэ.Конт испытал влияние либерального направления в политической экономии, главнымобразом Адама Смита и Жан-Батиста Сэя. У Адама Смита, которого Конт называет«прославленным и рассудительным», он отмечает глубокий анализ разделения труда.«Мудрый» Тюрго также повлиял на контовское представление о прогрессе и предвосхитилего закон «трех стадий», разделив культурный прогресс человечества на тристадии: религиозную, спекулятивную и научную.
  Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье,который впервые распространил принцип детерминизма на познание социальныхявлений и показал, что эти явления подчинены действию естественных законов.Конт признает важный вклад Гоббса в становление социальной науки. Но особенновысоко он ценит двух мыслителей, идеи которых противостояли друг другу: деМестра и Кондорсе. Стремясь соединить и примирить традиционализм и либерализм,консервативный и революционный дух, он рассматривает концепции обоихмыслителей, как взаимодополняющие. Главный социальный лозунг Конта: «Порядок ипрогресс» опирается на идею порядка у де Местра и идею прогресса у Кондорсе,которого, между тем, Конт считал своим «духовным отцом».
  Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон,хотя сам Конт это решительно отрицал. Трудно найти у Конта какую-либо идею,которая бы не присутствовала уже в какой-либо форме в сочинениях Сен-Симона.Можно сказать, что идея социальной реальности, ключевая для становлениясоциологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона.Даже само выражение «позитивная философия» Сен-Симон использовал еще в 1808 году,то есть задолго до основания Контом самой позитивной философии. Еще до КонтаСен-Симон в «Письмах Женевского обитателя» указывает на аналогию междусоциальным телом и биологическим организмом. Сам жизненный и творческий путьКонта от проповедника новой науки до проповедника новой религии в известномсмысле повторил маршрут Сен-Симона, в деятельности которого также различаютсятри периода: научный, социально-реформаторский и период чувства и веры, вкоторый он разрабатывал «новое христианство».
 В целом Конт стремился объединить противоречивые идейныетрадиции: просветительскую идею прогресса и традиционализм, и средневековыйкатолицизм. В последнем ему особенно импонировала идеологиясоциально-иерархической и наднациональной структуры. Конт считает устаревшейхристианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить Богаименем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его интерпретации, — существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколькоэмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же, как ивсего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания.
 
3.Позитивизм,классификация наук и предмет Контовской социологии.
 
  Аналитические размышления Конта касаются того периодаистории, который переживало европейское общество в начале 19-го столетия. Насмену обществу, которое он называл теософским и военным, приходит другоеобщество – научное и индустриальное. Конт считал, что в зарождавшемся обществе,ученые заменят теософов и создадут новую интеллектуальную и моральную основуобщественного порядка. Присматриваясь к обществу, в котором он жил, Конт пришелк выводу, что главное условие победы нового строя – проведение интеллектуальнойреформы. Социология должна стать способом понимания неминуемости истории, иобъясняя ее ход, должна способствовать построению определенной социальнойорганизации. В общем, история человечества представлялась Конту, как историядуховного прогресса, в виде обучения позитивному мышлению, которого достигиндустриальный мир Западной Европы.
  Овладение позитивныммышлением в социальном знании должно было воплотиться в новой науке –социологии. Эта наука должна стать, по мнению Конта, способом преодолениякризиса социального мира, она предложит систему идей, касательно перестройкиобщества.  Такая наука, которая синтезирует все предыдущие достижения, попроекту Конта, будет опираться на общие законы развития человечества, раскроетвсеобъемлющий детерминизм, который может быть использован людьми длясовершенствования общественной организации. То есть, понимая и объясняя спомощью позитивного мышления «колебательную фатальность», социология будетспособствовать общественному прогрессу.
  Французский теоретикпредпринял еще и попытку классифицировать науки. Все науки, по его мнению,составляют непрерывную шеренгу, в которой прогрессивно уменьшающейся общности иабстрактности соответствует прогрессивно возрастающая сложность и конкретность.Начиная от самых абстрактных и общих и переходя к конкретным дисциплинам,Контовская иерархия наук такова: математика, астрономия, физика, химия,биология, социология, в ней каждая последующая наука менее абстрактна иисследует более сложные явления.
  Из предложенной иерархииследует, что развитие конкретных наук невозможно без предыдущего изученияположений, установленных  более абстрактными науками.
  Социология появляется варсенале человеческого знания, когда другие его сферы уже достаточно развиты.
  Создание всеобъемлющейсистемы наук было необходимо фундатору  социологии для изложения «позитивнойфилософии», то есть того, что есть наукой в науках, и отделение ее отметафизики и религии. Социология завершала приход позитивной стадии развитиячеловеческого познания, победу над схоластикой и мистицизмом прошлого.
  Конт считал, что социологидолжны изучать «социальные органы», как биологи живые «организмы», акцентируяна «органической целостности» и саморегуляции общества, части которого –взаимозависимы. Такой подход в социальном анализе получил названиефункционализма. Органические аналогии были обусловлены желанием основателейсоциологии опираться на авторитет биологии, успехи которой в 19-ом веке былиобщепризнанными.
4.Социальная статика исоциальная динамика по Конту.
  В социальном анализе О.Конт выделил два направления:
1)  изучение социального порядка –социальную статику;
2)  изучение социальных процессов иизменений – социальную динамику.
В плоскости первогоисследуются предпосылки существования и законы функционирования общественнойсистемы, а другого – законы развития и изменений социальных систем. Французский социолог поставил перед собой задачу: раскрыть законы социальногосуществования в его организованных формах и процессах развития.
  «Всеобщее благополучие»,которое ученый положил в центр своего понимания общества – это последствиеприсущих человеку врожденных психологических черт, которые подталкивают его кобщественной жизни. Эти черты сводятся к двум склонностям людей: быть вобществе себе подобных и делать вместе с другими добро другим. При этомнеобходимо преодолевать эгоистические стремления, которые подталкиваютиндивидов отрекаться от гражданского положения. В борьбе двух инстинктов:социального (альтруистического) и индивидуалистичного (эгоистического) висторическом развитии победил первый,  и это реализовалось в наиболеераспространенных формах социальной общности, таких как семья и трудоваякооперация. Предложенные Контом законы социальной статики – дифференциация,централизация власти и развитие общей морали – стали фундаментом его видениясоциального порядка.
  Изучение законов развитияобщества в системе французского теоретика предполагается в плоскости социальнойдинамики. Под таким углом зрения рассматриваются «законы наследования», илимодели изменений социальных систем во времени. Такие изменения обусловлены философскимидоминантами социума. То есть, решающим фактором считается прогрессчеловеческого духа. Социальный прогресс – это продукт интеллектуальногоразвития, который проходит 3 стадии – теологическую, метафизическую и, в концеконцов, позитивную. Этим стадиям соответствуют определенные формы хозяйства,общественного строя, политики, искусства. Контовский «закон трех стадий»иллюстрирует его тезис, что социальное развитие зависит от интеллектуальногоразвития человечества.
 
5.Формированиепринципов социологического метода Конта.
  Конт был одним измыслителей, кто уделял большое внимание методологическим проблемам. В ответ навопрос: как выделять, систематизировать и использовать факты социальной жизни?Он предложил несколько исследовательских принципов, сформулированных в 4методах новой науки: наблюдение, эксперимент, сравнение и историческийанализ.
  Метод наблюдения, поутверждению основателя социологии, это основной метод данной дисциплины.Опираясь на объективные данные, социология будет избавляться от ненаучныхспекуляций.  В то же время, Огюст Конт подчеркивал, что подбор эмпирическогоматериала должен направляться теорией, иначе социолог получит простонагромождение случайных, изолированных фактов, которые сами по себе мало чтоскажут: «Очевидно, что любые социальные наблюдения, статичные илидинамичные…должен предусматривать…постоянное  использование фундаментальныхтеорий». В отсутствии позитивной теории Конт видел основную преградустановления новой науки.
  Экспериментальный методзаключается в том в обследовании процессов изменений под влиянием  специальносозданных для исследования условий.
  Сравнительный методзаключается в сопоставлении подобных или отличных, прошлых или возможныхэлементов различных общественных форм для выяснения фундаментальных чертсоциального мир, сравнения жизнедеятельности разных народов для выведения общихзаконов их существования. При этом важно пользоваться этим методом в пределахопределенной теории развития человеческого общества.
  Исторические методы основываются на сравнениипоследовательных этапов развития человечества. Конт считал, что эти методы –наиболее специфичны для социологии. Сопоставление современного состояния спрошлым – этот своеобразный вариант сравнительного метода в широкомисторическом контексте – дает возможность выявить закономерности социальнойдинамики, систему общих законов общественного развития.
 
6.Вывод.
 
  Значение личности ОгюстаКонта в истории социологии заключается в том, что он стал первымсистематизатором социальных закономерностей, объединил идеи и выводы изширокого круга протосоциологии. Он сумел связать зачатки социальных знаний вопределенную целостность – социологию, разработал модель новой науки.
  По словам его известногоученика – Эмиля Дюркгейма, заслуга Конта состоит в том, что в результатеанализа наук того времени, он констатировал присутствие определеннойвзаимосвязи в социальных процессах, которая требовала отдельной дисциплины дляизучения. И даже если Конта не удалось создать новую науку «одним махом», от егоосновная идея – позитивизм, объективная характеристика социальной жизни, пословам Э. Дюркгейма, «была бесконечно плодотворной и пережила, намного пережиласвоего автора.
  Огюст Конт понимал лучшечем большинство его приверженцв и последователей, значение выделенияфундаментальных принципов социальной организации, раскрытие природыобщественной жизни. Его активная защита принципов научности, аргументациинеобходимых черт новой науки стала прочным фундаментом той теоретическойконструкции, которая в последствии утвердилась, как социология.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.