СОДЕРЖАНИЕ:Введение
Глава І. Современное состояние пенсионнойсистемы России
1.1. Общаяхарактеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты ипроблемы пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденцииразвития пенсионной системы в России
2.1.Направлениясовершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективыреформирования пенсионного законодательства
Заключение
Списокиспользуемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
С января 2002 годаначалась реформа системы социального обеспечения. Многочисленные дискуссииучёных, представителей законодательной и исполнительной ветвей властизавершены. Национальный совет при Президенте России по пенсионной реформе воглаве с премьер-министром Михаилом Касьяновым одобрил основные её положения, апарламент принял соответствующие законы.
Касающаяся одной изнаименее социально защищённых групп – престарелых граждан, тем или иным образомвлияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводитьсягосударством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. «Отэффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всегообщества» — это слова Президента Владимира Владимировича Путина.
При всей важностиморального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние обществазависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения.Вопросы пенсионной реформы затрагивают финансы предприятий и организаций,доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы. В настоящее времяреформирование пенсионной системы может и должно стать неотъемлемым звеномреформы всей экономики и финансов России.
Регулированиегосударством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашейэкономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечениячерез имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строиточень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации игосударством в целом.
ГЛАВА І.Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общаяхарактеристика пенсионной системы России
Пенсионеров в РоссийскойФедерации почти 39 млн.[1].Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти длявсех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств ксуществованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.
С 1990 г.законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Этачасть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как посуществу, так и по форме.
Новая пенсионная системасостоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются взависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая изних финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного фонда, в орбитееё действия находятся главным образом наёмные работники и некоторые другиекатегории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием,и их семьи. Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются восновном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные инекоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либопричинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионнаясистема слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одначасть – «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая частьподсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.
Иногда эти две подсистемыпереплетаются – к страховой пенсии производится бюджетная доплата.
Обновление пенсионногозаконодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в товремя ещё в лоне СССР, был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР».Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основеобязательного пенсионного страхования наёмных работников.
Что побудило тогда Россиюприступить к формированию своей пенсионной системы, с собственной независимойфинансовой базой, обособленной от государственного бюджета, — с российскимпенсионном страховым фондом? Причин было несколько. Отмечу две главные, непотерявшие до сих пор значения, а, наоборот, ставшие ещё более актуальными.
Первая причина состояла вобъективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самойприроды обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и, главное,реализовать на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже вто время постепенно, хотя и медленно, складывалась многоукладная системаэкономических отношений, менялось представление властных структур о целяхобщественного производства и распределении богатства, создаваемого трудомнарода, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военногопротивостояния двух мировых политических систем и использованию высвобождаемыхресурсов, в прошлом пожираемых гонкой вооружений, в интересах населения страны.
В недалёком прошлом втечение десятилетий нашим соотечественникам навязывался постулат в том, чтогосударственное социальное страхование (а пенсионное – часть его)осуществляется якобы за счёт государства. Внедрённая в сознание людей, эта идеяиспользовалась при формировании управленческих решенй и получила дажезаконодательное выражение. Определяя в централизованном порядке крайне низкуюоплату труда практически для всех работников, изымая львиную долю того, чтосоздавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало полноеосвобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдаваяэто за одно из величайших завоеваний. Средства социального страхованияпрактически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в государственномбюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввидунизких страховых взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации.Всё это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавалоиллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создаётбогатства общества.
Первая основополагающаяидея российского пенсионного Закона 1990г.[2]состоялав том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионногострахования. Суть такой системы, представляющей одно из выдающихся изобретенийчеловечества в эпоху появления наёмных работников и развития общества, проста,она практически воплощена во всех развитых странах и вполне приемлема в периодстановления и развтия многоукладных экономических отношений на основе различыхформ собственности. Её принципиальное содержание определяется следующимиосновными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах можетнесколько различаться.
1. Экономическийкритерий обязательногопенсионного страхования, определяющий его сущность, коренится впроизводственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно,что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых странах давно ужене определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства.Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионныйпериод жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия.
2. Социальныйкритерий обязательногопенсионного страхования, определяющий его сущность, заключается в солидарностивсех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в разныхотраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных инетрудоспособных людей.
3. Реализуются эти сущностныекритерии через систему соответствующих страховых платежей, которые вобязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формысобственности) и наёмными работниками, независимо от их желания. Другимисловами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, всвязи с чем в отдельных странах, в том числе и в России, подобная системаназывается государственной.
Обычно страховые взносыуплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или в несколькобольшем объёме работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в конечном счете,страхование осуществляется за счёт самих работников, поскольку доходыработодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи сэтим распределение платежей между работниками и работодателями не имеетсущественного значения.
4. Страховыевзносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондомобязательного пенсионного страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Егосредства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначенытолько на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при какихобстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондомосуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) подконтролем государства.
5. Все условия инормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионногообеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для полученияпенсии стаж, порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельныеразмеры пенсии и т. д.) определяются законом.
6. Уровеньстрахового пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько леттрудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателямиуплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют восновном уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника идифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.[3]
Уровень пенсионногообеспечения – один из существенных показателей, характеризующихпенсионную систему и её состояние в каждый период времени. Необходимо различатьотносительный и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые неразрывносвязаны между собой.
Относительныйуровень – это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку,из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют коэффициентомзамещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам.Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из которого онаисчислена (соответственно в стране или в регионе). Относительный показательхарактеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров – бывшихнаёмных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наёмныхработников, продолжающих трудиться и живущих на заработок. Чем вышесоотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп граждан,составляющих в развитых странах большинство населения.
Как это ни парадоксальнона первый взгляд, но в странах, где высокая реальная оплата труда,относительный уровень пенсионного обеспечения обычно сравнительно невысок и,наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда, он повыше. Объясняется этопросто: при уровне пенсионного обеспечения в первых странах, допустим, в40-45%, человек, живущий на пенсию, вполне может за счёт такой пенсииудовлетворять свои обычные потребности (в пище, одежде, оплате соответствующихуслуг и т. д.), поскольку работающий член общества затрачивает на эти цели неболее той же части своего заработка. Что касается других стран, то в них наудовлетворение обычных потребностей человека расходуется значительно большаячасть заработка, следовательно, относительный уровень пенсионного обеспечениядолжен быть существенно выше. В противном случае пенсионер оказывается зачертой бедности или на её грани.
Абсолютный уровень пенсионного обеспечения – этопотребительская стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другимисловами, данный показатель определяет, в каком объёме пенсионер можетприобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги,достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качествожизни.
В российском пенсионномЗаконе 1990 г. Отражены все перечисленные выше критерии – принципы, на которыхдолжна основываться обязательная страховая пенсионная система. На их основе,кстати, во всех развитых странах успешно функционируют и развиваютсяобщенациональные страховые системы. Эти критерии являются не изобретениемразработчиков закона и законодателей, его принявших, а практической реализациейобщепризнанных в мире идей обязательного пенсионного страхования.
Вторая причина,побудившая Россию приступить к формированию новой пенсионной системы, состоялав необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров,живущих, как правило, на пенсию. При этом учитывалось, что за последние годы вСССР существенно снизился как относительный, так и абсолютный уровеньпенсионного обеспечения, особенно тех граждан, пенсия которых превышаламинимальный размер. Это произошло в связи с ростом номинальной оплаты труда иконсервацией в то же время максимального размера пенсии (он не повышался более30 лет). В результате пенсия стала составлять значительно меньшую частьзаработка, чем прежде[4].Кроме того, в прошлом пенсии вообще не индексировались ни с учётом роста цен напотребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достатокпенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.
Закон 1990 г. затронул ибюджетную систему пенсионного обеспечения. Он, во-первых, существенно повысилуровень пенсионного обеспечения военнослужащих из числа солдат, сержантов истаршин и приравненных к ним категорий граждан, упорядочил их пенсионноеобеспечение. Ранее зачастую пенсии граждан, инвалидность которых наступилавследствие военной травмы, оказывались по своему уровню ниже пенсий поинвалидности вследствие общего заболевания и пенсий по старости. Закон устранилэту явную социальную несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потерикормильца, умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1февраля 1993 г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военнуюслужбу, службу в органах внутренних дел, и их семей»[5]завершилось создание достаточно развитой и «возвышенной» системы пенсионногообеспечения всех категорий военнослужащих и приравненных к ним других категорийграждан и их семей.
«Возвышенная», т. е.прежде всего более высокая по своему уровню система пенсионного обеспечения дляуказанных категорий граждан, условия службы которых специфичны и опасны, и ихсемей, типична для большинства стран. Особые пенсии для таких граждан были и вСССР.
Общие тенденции развитиядвух российских пенсионных подсистем в последние годы (начиная с 1993 г.)очевидны: они характеризуются, с одной стороны, резким, постоянно нарастающимснижением относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспеченияпрактически всех, без какого-либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию всоответствии с Законом 1990 г., а с другой – введением значительно болеевысоких пенсий для сотрудников властных, силовых структур как на федеральном,так и на региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям,которые определены в Законе 1990 г., — формированию единой системыгосударственных пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровняпенсионного обеспечения и повышению его, дифференциации условий и нормпенсионного обеспечения с учётом труда и его результатов.
1.2.Результатыи проблемы пенсионной реформы
В настоящее время происходит переходк трёхуровневой системе пенсионного обеспечения:
1) базовая часть формируется за счёт14% от фонда оплаты труда. Эта сумма поступает в федеральный бюджет, а затем вПенсионный фонд РФ и используется для выплаты социальной пенсии и базовой частитрудовой пенсии. В случае недостатка поступлений федеральный бюджеткомпенсирует образующийся дефицит;
2) страховая часть пенсии (11-14% отфонда оплаты труда) поступает сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется длявыплаты условно-накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит отстажа работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величинызаработной платы по стране;
3) накопительная часть пенсии (2-6%от фонда оплаты труда) поступает на специальный индивидуальный счёт работника.Будущий размер выплат зависит от взносов работника и дохода от инвестированиянакопительной части пенсии.
Кроме того, работник (илиработодатель) могут добровольно делать взносы в негосударственные пенсионныефонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.
Трёхуровневая система позволяетосуществлять переход от распределительной системы пенсионного обеспечения ксистеме с преобладанием страхового принципа. Это способствует повышениюустойчивости пенсионной системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциациипенсий вырастет заинтересованность граждан (особенно со средними и высокимидоходами) в участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своихзаработных плат.
На 1 января 2003 года пенсионныенакопления в Пенсионном фонде РФ составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от ВВП),причём 1,36 млрд. руб. из них были получены в виде дохода от временногоразмещения средств в государственных ценных бумагах. Таким образом, доходностьэтих вложений составила около 8%, что в условиях инфляции более 15% за 2002 годозначает сокращение реального размера пенсионных накоплений.
Современный период пенсионной реформыявляется одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионногообеспечения к смешанной накопительно-распределительной системе. В настоящиймомент граждане впервые могут самостоятельно определить, кому они доверятинвестирование накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапабыли осуществлены следующие мероприятия:
1) практически сформировананормативная база для трёхуровневой системы пенсионного обеспечения;
2) создан Общественный совет поинвестированию средств пенсионных накоплений, который провёл первые заседания;
3) проведены конкурсы по выборууправляющих компаний и спецдепозитария;
4) заключены договоры междуПенсионным фондом РФ и управляющими компаниями на управление накопительнойчастью пенсии;
5) проведена рассылка писем гражданамо размере накопленных за 2002 г. средств на их индивидуальном счёте и бланковзаявлений для выбора управляющей компании;
6) подписаны соглашения обудостоверении подписей на заявлениях о выборе частной управляющей компаниимежду несколькими крупными банками и Пенсионным фондом РФ.
В ходе реализации указанныхмероприятий возникли определённые проблемы, отрицательно влияющие на ходпенсионной реформы:
1) технические проблемы в Пенсионномфонде с рассылкой писем гражданам привели к срыву сроков проведения пенсионнойреформы. В результате задержки рассылки писем на три месяца целый год оказалсяво многом потерян для пенсионной реформы;
2) отсутствие информационной кампаниио пенсионной реформе ведёт к тому, что большая часть населения не очень хорошознает, как можно распорядиться накопительной частью своей пенсии;
3) сложность подачи заявления овыборе управляющей компании сокращает число граждан, которые доверят имуправление своими пенсионными накоплениями;
4) отсутствие механизма раскрытияинформации о деятельности частных и государственных управляющих компаний, а такжесамого Пенсионного фонда РФ приводит к сложности выбора населением управляющейкомпании для наиболее эффективного инвестирования пенсий;
5) отсутствие закона о методикерасчёта размера пенсии в зависимости от суммы накопленных средств на индивидуальномсчёте сокращает прозрачность пенсионной реформы и ограничивает мотивациюграждан к участию в пенсионной реформе;
6) юридическая неопределённостьстатуса Внешэкономбанка в качестве государственной управляющей компании, атакже самого Пенсионного фонда РФ повышает вероятность возникновения конфликтовмежду ними, частными управляющими компаниями и гражданами;
7) недостаточно жёсткие требования кчастным управляющим компаниям позволили пройти конкурс 55 компаниям, большаячасть из которых, вероятно, не сможет принять активного участия в реформе, авыбравшие их граждане не будут получать стабильный доход от инвестирования ихпенсионных накоплений.
Единая пенсионная системагосударственных пенсий в России не состоялась. Другого вывода сделать, ксожалению, нельзя. В последние годы для многих категорий работников введеныособые, привилегированные по своему уровню и условиям государственные пенсиилибо весомые доплаты к «обычным» пенсиям. Все эти «особые» пенсии и доплатырегулярно повышаются пропорционально росту оплаты труда соответствующихпродолжающих трудиться чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которыхпрактически оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию ипродолжающийся процесс обесценения рубля.
Не обеспечена также стабильностьреального уровня пенсионного обеспечения, достигнутого до введения в действиеЗакона 1990 г. Он снизился к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколькораз и продолжает падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости,выплачиваемая за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточногоминимума и практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить напенсию. Следствие этого – многократный рост смертности среди пенсионеров, вчастности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжёлыхзаболеваний, включая психические.[6]
В связи со сдерживанием повышенияминимальных размеров пенсий, ограничением их размеров предельной суммой,сопоставимой с заниженным минимумом, неполной индексацией пенсионных сумм изаменой её компенсационными выплатами общая пенсионная система превращена вуравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности трудовойдеятельности и уровня оплаты труда (т. е. трудового вклада), заложенная вЗаконе 1990 г., практически ликвидирована. Сейчас в России установленынищенские пенсии для большинства граждан, крайне незначительно различающиеся взависимости от того, как долго, на какой работе и с какой оплатой трудилсячеловек[7].
ГЛАВА І І.Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
Законы и сопутствующие имнормативно-правовые акты развивают основные положения пенсионной реформы,предложенные Президентом России. Они устанавливают основные правовые,организационные и финансовые принципы формирующейся в Российской Федерациипенсионной системы. Целью данных законов является закрепление именнонаправления пенсионной реформы в Российской Федерации и создание условий дляпостроения трёхуровневой пенсионной системы, уклады которой взаимодополняютдруг друга и обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение встарости, при наступлении инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионнаясистема России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность,всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и нормпенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение властныхполномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство, финансовая устойчивостьсистемы.
Согласно статьям 72 и76 Конституции Российской Федерации пенсионное обеспечение относится кпредметам совместного ведения России и её субъектов.
Устанавливаютсяследующие виды пенсий: по старости, или по возрасту, пенсия за выслугу лет,пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия.Система пенсионного обеспечения состоит из обязательного и дополнительногопенсионного обеспечения. Обязательное пенсионное обеспечение осуществляетсяпосредством нестрахового государственного пенсионного обеспечения иобязательного пенсионного страхования. Дополнительное пенсионное обеспечениеосуществляется посредством коллективного и индивидуального пенсионногообеспечения и страхования. Все уклады системы дополняют друг друга.
Базовым укладомявляется нестраховое государственное пенсионное обеспечение. Базовые пенсииустанавливаются с учётом прожиточного минимума в одинаковом для всех размере.Они призваны обеспечить минимальный уровень пенсий всем пенсионерам и ликвидироватьпроблему их бедности. Источником финансирования базовых пенсий являетсяфедеральный бюджет. Средства федерального бюджета, направляемые нафинансирование базовых пенсий, формируются за счёт налоговых поступлений,включая часть единого социального налога, и определяются законом о федеральномбюджете на очередной финансовый год. Через нестраховое государственноепенсионное обеспечение также осуществляется пенсионное обеспечениевоеннослужащих и иных категорий служащих (судей, прокуроров и др.).
В дополнение к базовомууровню предусматривается обязательное пенсионное страхование. Обязательныестраховые пенсии дифференцированы по размеру в зависимости от экономическоговклада застрахованного в пенсионную систему. Обязательному пенсионномустрахованию подлежат все лица, занятые трудовой деятельностью с целью получениядохода. Обязательное пенсионное страхование осуществляется на принципахсолидарности поколений, отраслей народного хозяйства и застрахованных.Финансирование страховых пенсий осуществляется за счёт части единогосоциального налога, пеней, штрафов, налагаемых за неисполнение своихобязательств налогоплательщиками. Учёт пенсионных прав застрахованныхосуществляется через механизм условного накопления.
За последние десять летв России получило развитие дополнительное пенсионное обеспечение,осуществляемое на добровольной основе негосударственными пенсионными фондами истраховыми компаниями. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» закрепляетсложившуюся практику этого уклада и разделяет его на дополнительноеколлективное и дополнительное индивидуальное пенсионное обеспечение истрахование, которые осуществляются негосударственными пенсионными фондами,страховыми компаниями и специализированными паевыми инвестиционными фондами наосновании договоров о дополнительном пенсионном обеспечении.
Реализация пенсионногообеспечения разделяется на четыре основные функции: аккумулирование средств,учёт пенсионных прав граждан, назначение и выплата пенсий, управлениефинансовыми потоками и резервами пенсионной системы. Управление системойпенсионного обеспечение базируется на принципе разделения властных и финансовыхфункций.
Для управленияпенсионными потоками и резервами обязательного пенсионного страхованиясоздаются специализированные финансово-кредитные учреждения. Они осуществляютаккумулирование средств, размещают резервы и управляют финансами.
Основой существовавшейв течение последних лет пенсионной системы являлся Закон РФ «О государственныхпенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. №340-1. Социальнаясущность данного закона заключалась в солидарности всех застрахованных и всехстрахователей, в солидарности поколений. Эта пенсионная система называетсяраспределительной (нефондируемой).
В течение последнихдесяти лет в Закон 1990г. был внесён целый ряд изменений и дополнений, принятонесколько новых законов в пенсионной сфере, на правительственном уровне былиразработаны Концепция и Программа пенсионной реформы в России. Основная цельэтих изменений – усиление в пенсионном обеспечении страховых начал.
Важную роль в развитиипенсионной системы играет принятый в 1996г. Федеральный закон «Обиндивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственногопенсионного страхования». Он явился основой создания новой инфраструктурыпенсионной системы, безусловно необходимой для материализации страховогоаспекта а построении пенсионного обеспечения.
Для упорядочениядеятельности негосударственных пенсионных фондов большое значение имеетФедеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998г.№75-ФЗ. Он создал основу регулирования деятельности негосударственныхпенсионных фондов (НПФ) и установил основные принципы государственного контроляза их деятельностью.
Существовавшаянормативно-правовая база пенсионной системы позволяла Правительства РФпроводить работу по частичному улучшению пенсионного обеспечения в стране.Однако коренного прорыва в этом вопросе не могло быть в силу ограничений,диктуемых распределительной сущностью действующей системы и рядом объективныхвнешних факторов. Внесение в Государственную Думу пакета законопроектов,направленных на создание новых принципов функционирования пенсионной системы,стало следующим этапом проведения пенсионной реформы. Среди них стоит выделитьследующие законы:
1) «Об обязательномстраховании в Российской Федерации», который устанавливает общие основыобязательного пенсионного страхования;
2) «О трудовыхпенсиях в Российской Федерации», который регулирует права граждан на трудовуюпенсию по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца;
3) «Огосударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которыйустанавливает порядок предоставления пенсий государственным служащим, военным,а также гражданам, которые не приобрели права на трудовую пенсию;
4) «О внесениидополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», которыйзатрагивает платежи на обязательное пенсионное страхование;
5) «Обинвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии вРоссийской Федерации», который устанавливает принципы управления направляемойна накопление частью пенсионных взносов.
Устойчиво функционирующая пенсионнаясистема – залог социальной стабильности в обществе и, наоборот,неудовлетворительно работающая пенсионная система порождает опасную социальнуюнапряжённость.
Соотношение междунаселением трудоспособного и пенсионного возрастов, от которого зависитфинансовая устойчивость пенсионной системы в нашей стране, является менееблагоприятным, чем в подавляющем большинстве развитых стран (за исключениемФранции и Италии). Это происходит, несмотря на то, что Россия в настоящее времясущественно отстаёт от развитых стран по средней продолжительности жизни.
Столь низкоесоотношение между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами вызвано нетолько демографическими факторами и уровнем занятости в экономике, но и широкимраспространением в России практики досрочного выхода на пенсию, по существуснижающим фактический возраст выхода на пенсию по сравнению собщеустановленным на 1,5-2 года. До 25 % общей численности пенсионеровполучили пенсию досрочно. В частности, в целях привлечения работников надолжности, связанные с неблагоприятными условиями труда, а также в районыКрайнего Севера, принят целый ряд нормативных правовых актов, предусматривающихснижение общеустановленного пенсионного возраста на 5, 10 или даже 15 лет.Также существенную роль играет более низкий в России возраст выхода на пенсиюпо сравнению с некоторыми другими странами. За границей этот показатель восновном равен 65 годам для мужчин и для женщин[8].
Значительныепреимущества установлены для назначения пенсии за выслугу лет. Такие пенсиинередко назначаются трудоспособным лицам в возрасте около 45 лет(педагогическим работникам, работникам учреждений здравоохранения, творческимработникам театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов и т.д.), причём многие из них продолжают трудовую деятельность, получая и пенсию, изарплату.
Наличие многочисленныхльгот по возрасту ставит в неравные условия трудящихся и создаёт ситуацию,когда лица, меньше платившие взносы, получают более высокий размер пенсии.
Нагрузка пенсионнойсистемы на экономически активную часть населения с каждым годом возрастает.Уровень пенсионного обеспечения падает, число пенсионеров растёт, число жезанятых в различных сферах налогоплательщиков, наоборот, снижается.
Современный уровеньпенсионного обеспечения большинства населения Российской Федерации не можетсчитаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизнипенсионеров. Углубившейся в августе – сентябре 1998 года финансовый кризис ипоследовавший за ним резкий скачок цен на потребительские товары привёл ксущественному ухудшению финансового положения самого уязвимого социального слоя– получателей государственных пенсий, для которых пенсия является единственнымисточником существования.
Сложившаяся в РоссийскойФедерации пенсионная система имеет государственный и всеобщий характер.
Пенсионное обеспечениеосновывается на обширной законодательной базе, насчитывающей свыше 50 основныхфедеральных нормативных правовых актов. Подавляющее большинство лиц, достигшихпенсионного возраста обеспечивается пенсиями в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Крометого, военнослужащие, государственные служащие, лица, пострадавшие в результатеаварии на Чернобыльской АЭС и некоторые другие категории пенсионеров получаютпенсии на основании других законодательных актов.
Российское пенсионноезаконодательство характеризуется крайней нестабильностью. После принятия в1990г. Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в него более30 раз вносились изменения и дополнения, а в последующие годы был принят ряддругих крупных законов, регламентирующих особый порядок пенсионного обеспеченияразличных категорий граждан[9].Пенсионное законодательство становится всё более громоздким и сложным, особеннов вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии на основе введённого с1 февраля 1998 года так называемого индивидуального коэффициента пенсионера,хотя по сути своей должно быть простым и понятным каждому. Многие положенияпо-прежнему регулируются подзаконными нормативными актами, что усложняетознакомление с ними широкого круга граждан.
Федеральным законом РФ от21.07.1997г. №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»дана новая редакция статьи 7 Закона «О государственных пенсиях в РФ»,регулирующая исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы встране, коренным образом изменившая ранее существовавший и, безусловно,несовершенный порядок исчисления размеров пенсии. Этим законом с 01.02.1998г.введён порядок исчисления государственных пенсий путём применения такназываемого индивидуального коэффициента пенсионера вместо ранеезафиксированного в статье 7 положения, согласно которому не реже одного раза втри месяца подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимостижизни.
К Закону «Огосударственных пенсиях в РФ» непосредственно примыкают законы общего плана:Закон Российской Федерации от 02.07.1993г. № 5318-1 «О выплате пенсийгражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РоссийскойФедерации», Закон РСФСР от 19.04.1991г. № 1032-1 (с последующими изменениями идополнениями) «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривающийвозможность досрочного пенсионного обеспечения работников, высвобождаемых впредпенсионном возрасте, Закон РФ от 14.07.1992г. № 3297-1 «О закрытомадминистративно-территориальном образовании», также предусматривающийвозможность досрочного пенсионного обеспечения высвобождаемых работников.
Ряд законов регулируетвопросы пенсионного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Прежде всего, это ЗаконРФ от 18.06.1992г. № 3061-1 «О внесении изменении и дополнений в Закон РСФСР «Осоциальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС», регламентирующий особый порядок пенсионногообеспечения данной категории граждан с учётом степени радиационноговоздействия.
2.2. Перспективыреформирования пенсионного законодательства
Сегодня на наших глазахпроисходит формирование законодательства, которое будет определять состояниепенсионной системы государства, как минимум, на ближайшие десять лет. От того,каким станет это законодательство зависит будущее не только ныне работающегонаселения, но и тех молодых людей, которые начинают свою профессиональнуютрудовую деятельность. Можно сказать, что на отношение к государству его граждансильно повлияет то, насколько внимательно и серьёзно власти отнесутся ксегодняшнему и завтрашнему дню недееспособной части населения.
Положение с пенсиями втечение девяностых годов нельзя было назвать стабильным. Особенно тяжёлаяситуация сложилась в 1997-1998 годах, когда реальный размер пенсии снизился вдва раза, а получить эти крохи на руки не удавалось месяцами, из-замногомесячных задолженностей. В последние три года ситуация стала выправляться,но, по большому счёту, долгосрочные проблемы ещё не решены. По-прежнему,современная пенсионная система даёт гигантскую нагрузку на систему оплаты трудаи страховых взносов. Россия входит в число пятнадцати стран с самыми высокимиставками взносов, из-за чего происходит ослабление налогооблагающей базы.
Второй причинойпробуксовки пенсионной системы стала её перегруженность большим числомобязательств, часто не оправданных ни экономически, ни социально. А ведь насегодня, по данным Минтруда, из трудоспособного возраста выбыло 1,5 миллионачеловек, а вошло в него – 2,4 миллиона. И это ещё без учёта сокращенияпродолжительности жизни населения.
При этом нельзя неучитывать и долгосрочные демографические тенденции. Те люди, которые появилисьна свет в результате послевоенной волны рождаемости, условно к 2005 году уйдутна пенсию. На смену им прийти некому – в девяностые годы рождаемость снизиласьв два раза.
Полумеры в сложившейсяситуации не помогут. Не изменив самих принципов действия пенсионной системыможно дождаться повторения печального опыта 1998 года, и вряд ли странавыдержит подобное ещё раз. Начиная с 1997 года и на протяжении четырёх лет вПравительстве России шли напряжённые дискуссии по разработке новой пенсионноймодели. Вариантов было много, и все они широко освещались в средствах массовой информации.
Последний и основнойвариант пенсионной реформы включает в себя несколько этапов, которые будутрегулироваться шестью федеральными законами.
Уже принят закон «Обобязательном пенсионном страховании», который устанавливает три основныхсоставляющих пенсионной системы. Первая – базовая пенсия, которая финансируетсяза счёт средств федерального бюджета и является всеобщей социальной гарантией.Вторая – это трудовая пенсия, состоящая из двух компонентов, одним из которыхявляется страховая пенсия, финансируемая за счёт текущих поступлений вПенсионный фонд РФ и напрямую зависящая от прошлых заработков и персональныхвзносов пенсионеров. И, наконец, накопительная составляющая, которая будетфинансироваться нетрадиционно для российской пенсионной системы, но о ней –чуть позже.
Ещё два принятыхфедеральных закона регулируют размер и порядок выплаты пенсий. Это закон «О государственном пенсионном обеспечении», в котором рассматриваются разного родавыплаты, связанные с бюджетным финансированием пенсий. Второй закон – «Отрудовых пенсиях в РФ», который определяет и размер, и порядок назначениястраховой и накопительной части пенсий.
Надо сказать, чтосодержание этих законов вызвало неоднозначную реакцию, как со стороныспециалистов, так и со стороны средств массовой информации. К примеру, в статье1 пункте 3 закона «О трудовых пенсиях» говорится о том, что: «При возникновениинеопределённости в вопросах, связанных с установлением и выплатой трудовыхпенсий, могут раздаваться разъяснения в порядке, определённом ПравительствомРФ». Таким образом, Правительство может поручить принимать эти самыеразъяснения одному органу, к примеру – Пенсионному фонду, а может – нескольким,т.е. Пенсионному фонду и Минтруда, и всё это – лишь в силу собственного разумения.Однако в правовом государстве подобные законодательные коллизии разрешаютсязаконодательным же образом, а именно – внесением поправок в закон.
Четвёртый закон,связанный с пенсионной реформой – это закон, определяющий новые размеры взносови социального налога в Пенсионный фонд. Пока этот закон будет регулировать лишьизменения структуры ставок социального налога в рамках тех 20 процентов,которые сейчас направляются на финансирование пенсий. Все ставкидифференцированы в зависимости от заработка работника, то есть по всем из нихприменяется регрессивная шкала, причём предлагается с заработка свыше 600 тысячрублей в год вообще не взимать социального налога в Пенсионный фонд, вместонего будет действовать не применявшаяся ранее долевая ставка.
Ещё одна новация этогозакона – половина социального налога по ставке 14 процентов направляется вфедеральный бюджет и оттуда будет расходоваться на выплату пенсий погосударственному пенсионному обеспечению, связанных с социальными гарантиямигосударства. Остальные 14 процентов разбиваются между накопительной ираспределительной составляющими. Большая часть пойдёт на финансированиераспределительной пенсии, а для работников в возрасте до 30 лет, начиная с 2006года, шесть процентов от суммы социального налога пойдёт на накопительнуюпенсию. До этого весь социальный налог шёл непосредственно в Пенсионный фонд.
Та часть, которая будетперечисляться в Пенсионный фонд, перестанет называться социальным налогом и небудет регулироваться Налоговым кодексом РФ. Она приобретёт статус страховоговзноса и будет взиматься по отдельному закону. Изменение в статусе этой частисоциального налога связано с тем, что по современному гражданскому и налоговомузаконодательству, а также по Конституции РФ такой платёж невозможно сделатьналоговым. Этот взнос будет делаться в пользу работников предприятий и от суммывыплат будет формироваться пенсия. По-прежнему собирать его будет Министерствопо налогам и сборам, но меры внесудебного администрирования к нему применятьсяне будут. Если работодатель не уплатит эти 14 процентов в Пенсионный фонд, то всудебном порядке ему придётся платить пени и штрафы, а также вместо 14заплатить 28 процентов социального налога в федеральный бюджет.
В этот же пакет изшести законов войдёт и закон «Об инвестировании средств пенсионной системы».Одна его часть коснётся всеобщей накопительной части трудовой пенсии. С 1января 2002 года действие закона распространилось на ту часть населения,которой до пенсионного возраста осталось больше, чем десять лет, а затем,постепенно, будет охватывать всех остальных.
Вопрос о том, какинвестировать пенсионные накопления оказался наиболее острым из всехобсуждавшихся в ходе реформы. Только за последние два года Минтруда подготовилопять его вариантов и несметное количество поправок. В последней версии этотзакон даёт большую свободу выбора гражданам в части инвестированиянакопительных взносов. Граждане могут доверить формирование этой части своейпенсии Пенсионному фонду, который будет инвестировать эти средства в активы,список которых жёстко регламентируется и федеральным законом, и решениямиПравительства РФ. Одновременно будет создана и жёсткая система государственногои общественного контроля за этой деятельностью. О результатах инвестированиянаселение будет получать всю информацию.
Те граждане, которые нехотят, чтобы их накопления формировало государство, могут поручитьинвестирование своих взносов в негосударственные пенсионные фонды. Это станетвозможным с 1 января 2004 года. Их деятельность также будут жёсткоконтролировать органы государства.
Кроме того, возможен итретий, так называемый «шведский» вариант формирования накопительной частипенсии. Допустим, гражданин доверяет Пенсионному фонду РФ. В этом случае онполучает возможность самостоятельно выбрать тот инвестиционный портфель, кудабудут направляться его взносы. Схема проста: у Пенсионного фонда существуетнесколько управляющих компаний, в каждой из которых своя структура вложений. Гражданинвыберет удобную для себя схему. Опять же Минтруда утверждает, что винвестиционные портфели войдут наиболее надёжные активы и риск доверившегосяработника будет минимальным.
И, наконец, последнийиз предполагаемого пенсионного списка возможный закон «О реформированиидосрочного пенсионного обеспечения». Сейчас получается так, что всеналогоплательщики, помимо финансирования пенсий по старости, вынужденосолидарно финансировать пенсии работников определённых профессий и отраслей,которые по различным причинам имеют право на досрочный – на пять-десять лет, — выход на пенсию. По мнению специалистов Минтруда, не всегда подобная льготаоправдана, как экономически, так и социально.
Новый вариант решенияпроблемы заключается в том, чтобы финансировали ранний выход своих специалистовсами работодатели, а не всё население страны и только в том случае, если этотвыход на сегодняшний день оправдан, а не является историческим атавизмом.
Это значит, что понаиболее массовому виду досрочного выхода на пенсию – в связи с особымивредными условиями труда – с 1 января 2003 года введён новый механизмфинансирования. Для тех предприятий, которые имеют рабочие места, позволяющиеработникам выходить на пенсию досрочно, схема накопительного финансированиядосрочной пенсии действует через профессиональные пенсионные системы. В подобнуюсистему работодатель должен выплачивать взносы, и не маленькие. Если работапредполагает выход на пенсию за десять лет до общего срока, то в размере от 25и более процентов, в зависимости от зарплаты работника. Если – за пять лет допенсионного возраста, то ставка составит 12-15 процентов.
Для финансированиядосрочных пенсий своих работников, работодатель имеет возможность на основеколлективного договора заключить соглашение с негосударственным пенсионнымфондом, либо формирует накопления с участием Пенсионного фонда РФ.
В связи с этим назрелаи проблема пересмотра и повторной аттестации «привилегированных» профессий напредмет их соответствия вредным условиям труда. Если в результате выяснится,что условия труда изменились, то и действие закона на данное рабочее местопрекратится.
Так выглядит основнойпакет законов пенсионной реформы. Что сулит нам их реализация – трудноспрогнозировать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению, реальнаяситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколениянаших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иногоисточника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровеньпенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособныхграждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого длявыживания человека превратил наиболее социально уязвимые слои населения взаложников экономических реформ в стране. Положение усугубляется также тем, чтона фоне катастрофического обнищания населения создаются системыпривилегированных пенсий главным образом для представителей всех структурвласти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социальногообеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, всвою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов,адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактическиприостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, тонынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим намногие десятилетия.
Как следует извышеизложенного, во многом успех преобразований зависит от того, удастся липутем осуществления запланированных изменений
стимулировать увеличение долификсируемой заработной платы в стране и, таким образом, обеспечить своеобразноесамофинансирование пенсионной
реформы. Не до конца проясненнымиостаются и вопросы конвертации созданных в рамках распределительной системыпенсионных прав, гарантирования накопительных взносов, их наследования в случаесмерти страхователя до наступления пенсионного возраста, участия в управлениинакопленными пенсионными взносами и их инвестировании негосударственныхпенсионных фондов.
Успешностьпроведения пенсионной реформы для многих в России будет являться показателемуспешности всех рыночных реформ. Относительно
благоприятная демографическаяситуация в ближайшие пять лет, достигнутая
стабилизация общеэкономическогосостояния и состояния Пенсионного фонда России являются хорошими предпосылкамидля начала реформы.
Думаю, что стоитнадеяться, что Россия, пережив трудные времена, сможет пополнить содружествоподлинно цивилизованных, правовых и социальных стран, где права граждан в сфересоциального обеспечения имеют первостепенное значение, как и права в иныхсферах.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РоссийскойФедерации, 1993.
2. Закон РФ от 20ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ.2000. №45. Ст. 4400, 4402.
3. Закон РФ от 18июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиациивследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // СЗ РФ. 1999. №28. Ст.3460.
4. Закон РФ от 26июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №29.Ст.3690.
5. Закон РФ от 14июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» // СЗ РФ.1996. №49. Ст. 5503.
6. Закон РФ от 12февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительнойсистемы, и их семей» // СЗ РФ. 2001. №47. Ст. 1648.
7. Закон РФ от 19февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающихи проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» //Ведомости РФ. 1998. №2. Ст. 220.
8. Закон РФ от 2июля 1993 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительствоза пределы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №11. Ст. 998.
9. Федеральный законот 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системегосударственного пенсионного страхования» // СЗ РФ. 1996. №14. Ст. 1401.
10. Федеральный законот 20 апреля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №47. Ст. 5613.
11. Федеральный законот 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»// СЗ РФ. №30. Ст. 3585.
12. Федеральный законот 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ.2000. №22. Ст. 2264.
13. Федеральный законот 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 1998. №19.Ст. 2071.
14. Федеральный законот 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ.№29. Ст. 3686.
15. Федеральный законот 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по РоссийскойФедерации» // СЗ РФ. 1999. №47. Ст. 5619.
16. Налоговый кодексРоссийской Федерации. Часть вторая. Гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» //СЗ РФ. 2000. №32. Ст.3340.
17. Федеральный законот 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РоссийскойФедерации» // СЗ РФ. 2001. №51. Ст. 4831.
18. Федеральный законот 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» // СЗ РФ. 2001. №51. Ст. 4832.
19. Федеральный законот 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ.2001. №52. Ст.4926.
20. Указ ПрезидентаРФ от 15 апреля 2000 г. «Об отношении среднемесячного заработка пенсионера ксреднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определениииндивидуального коэффициента пенсионера» // СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1691.
21. Положение оПенсионном фонде Российской Федерации. Утв. Пост. Верховного Совета РФ от 27декабря 1991 г. // СЗ РФ. 1997. №19. Ст. 2188.
22. ПостановлениеПравительства РФ от 20 мая 1998 г. «О программе пенсионной реформы в РоссийскойФедерации» // СЗ РФ. 1998. №21. Ст. 2239.
23. Программапенсионной реформы в Российской Федерации. Одобрена Пост. Правительства РФ от20 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №21.Ст. 2239.
24. Азарова Е. Г.,Виноградова З. Д. Полупанов М. И. Концепция развития законодательства осоциальном обеспечении // Концепция развития российского законодательства. М.,1998.
25. Бабич А. М.,Егоров Е. Н., Жильцов А. П. Экономика социального страхования. М., 1998.
26. Батыгин К. С.Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М., 1998.
27. Буянова М. О.,Кондратьева З. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения: Учебн. пособие.М., 1997.
28. Захаров М. Л.,Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и плачевныерезультаты // Государство и право. 1998. №3.
29. Захаров М. Л.,Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2002.
30. Захаров М. Л.,Тучкова Э. Г. Практический и научный комментарий к Закону Российской Федерации«О государственных пенсиях в Российской Федерации». М., 1997.
31. Мачульская Е. Е.Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1998.
32. Право социальногообеспечения: Учебн. пособие / Под ред. К. Н. Гусова. М., 1999.
33. Социальная защитаза рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия / Под ред. М.Л. Захарова. М., 1993.
34. Тучкова Э. Г.Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) //Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М., 1999.