Реферат по предмету "Государство и право"


Республика. Понятие и сущность. Основные формы государственного устройства в зарубежных странах

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа
на тему: “Республика. Понятие и сущность. Основные формы
государственного устройства в зарубежных странах”

Студента 2 курса,
группы ГУП-3.
Минск 2008

Содержание
Введение
1. Республиканская форма правления
1.1 Президентская республика
1.2 Парламентская республика
1.3 Смешанная республика
2. Соединенные штаты америки как пример президентскойреспублики
2.1 Законодательная власть
2.2 Структура Конгресса США
2.3 Полномочия Конгресса
2.4 Исполнительная власть
Заключение
Список использованных источников
Введение
Республика — форма правления,при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либоформируются общенациональными представительными учреждениями. Главными признакамилюбой республики является коллективность правления; все высшие органыгосударственной власти (собрания, советы и т.д.) имеют сложную структуру,наделяются определёнными, только им свойственными полномочиями и несутответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону;принятие же решения осуществляется, как правило, путём голосования. Оносчитается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простоебольшинство. Однако, что касается остальных признаков республики, то я считаю,что их следует, ввиду своеобразия темы, рассматривать в частных случаяхразличных видов республик.
Данная тема является актуальнойтолько потому, что из 199 государств156 имеют именно эту форму правления. Уже только заэто такое понятие как республика имеет право быть рассмотрено. Кроме того,ввиду того, что республика, как я уже указывал выше, является формойгосударственного правления, она обязана быть рассмотрена со всех сторон. Так жеследует обратить внимание на тот факт, что республика (как форма правления) появилась(IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах-государствах), и самое главное то,что она появилась и в таком культурно — правово-развитом государстве как Рим. Тоесть уже в те далекие времена человеческая мысль смогла по достоинству оценитьпревосходство республики над другими формами государственного правления ивоплотить в жизнь идею построения именно республиканской формы правления. Именнопоэтому множество ученых, начиная с античности и кончая сегодняшним днем всвоих юридических работах, огромное место уделяли проблемам формы правлениягосударства и в особенности проблеме республики, так как почти во всеисторические этапы республика должна была постоянно бороться за свое существование.
Цель моей курсовой работы — изучение такой формы правления, как республика, ее основные признаки и виды.
Чтобы реализовать поставленнуюцель, необходимо разрешить следующие задачи:
дать определение республиканскойформы правления и раскрыть ее общие признаки;
рассмотреть виды республиканскойформы правления;
изучить Соединенные ШтатыАмерики как пример президентской формы правления;
В соответствии с поставленнойцелью объектом курсовой работы является понятие республиканской формы правления,и ее отличительные признаки.
Для написания курсовой работыбыла использована учебная и методическая литература: работы таких авторов, какАрбузкин А.М., Чиркин В.Е., Чудаков М.Ф. и другие, которые рассматривали всвоих работах республиканскую форму правления.
1. Республиканская форма правления
Республиканская форма правленияявляется наиболее распространенной в современном мире.
Республика (лат. respublica от rex — дело, publicus — общественный, т.е. «общее дело» или«общественное дело») — форма правления, при которой главойгосударства является единоличный (крайне редко коллегиальный) президент,избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми«квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране отграждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическимиправами и др.). Есть и иные, искаженные формы республики, когда президент неизбирается гражданами, а провозглашается таковым военным или революционнымсоветом после государственного переворота или провозглашается пожизненнымпрезидентом. [18, с.170]
Общими признакамиреспубликанской формы правления являются:
существование единоличного иколлегиального главы государства;
выборность на определенный срокглавы государства и других верховных органов государственной власти;
осуществление государственнойвласти не по своему велению, а по поручению народа;
юридическая ответственностьглавы государства в случаях, предусмотренных законом;
обязательность решений верховнойгосударственной власти.
Республиканская форма правленияокончательно установилась, во Франции лишь с принятием Конституции 1875 годапосле двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государствоСан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современныхевропейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XXвека, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешнаявооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний противмонархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую формуправления. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной системы всередине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик. [5,с.227]
При прочих равных условияхреспублика — наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает,что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главугосударства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следуетподчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.
Дело в том, что существуютизвращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти.Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставитво главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно — президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центральногокомитета партии и т.д.) или группу диктаторов (хунту), форма правленияофициально может провозглашаться или оставаться республиканской, но еедемократическая суть выхолащивается. Это происходит в том случае, когда законноизбранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватываетнепринадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить своюдолжность по истечению срока полномочий, — словом, когда узурпируется власть. Нижемы рассматриваем разновидности действительно демократической или по крайнеймере либеральной по политическому режиму республики. При этом надо помнить, чтои в президентской, и в парламентской республике есть и президент, и парламент,а различия между этими двумя разновидностями республиканской формы правлениязаключается в характере отношений между законодательной и исполнительнойвластью.
1.1 Президентская республика
Эта форму правления нескольконапоминает дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США поее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией),однако имеет весьма существенные отличия от нее.
Термин «президентскаяреспублика» говорит сам за себя: президент играет в республикедоминирующую роль. Иногда его называют сильным президентом. [17, с.83]
Президентская республикапредставляет собой такую республиканскую форму правления, которая, преждевсего, характеризуется соединением в руках президента полномочий главыгосударства и главы правительства. Формальной отличительной особенностьюпрезидентской республики является отсутствие должности премьер-министра.
Основными ее признаками является:
четкое разделение законодательной,исполнительной и судебной ветвей властей, а взаимоотношения между ними строятсяна базе принципа так называемых «сдержек и противовесов»;
президент — глава государства иисполнительной власти;
президент избираетсянепарламентским способом — косвенным голосованием избирателей, чтообуславливает достаточно высокую степень его независимости от парламента;
президент не имеет правароспуска парламента;
принцип парламентскогобольшинства при формировании правительства не действует. Президент самостоятельно,с минимальным одобряющим участием сената, формирует «правительство», отличающеесяот обычного правительства тем, что оно не является органом, принимающимколлегиальные решения; решения принимает президент;
политическая ответственностьправительства перед парламентом (вотум недоверия) отсутствует;
президент единолично руководитисполнительной властью, должность премьер-министра не предусматривается;
акты президента не подлежатконтрасигнатуре;
президент несет ответственностьтолько в порядке импичмента и может быть отрешен от должности. [13, с. 202]
Президентская республикатеоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает,что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгоеразграничение компетенции между высшими органами законодательной,исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства нетолько структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью поотношению друг к другу.
Президент избираетсявнепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранениепрезидента от должности возможно лишь в двух случаях: признание его виновнымсудом импичмента или уход в отставку. Будучи «главой исполнительной власти»,он формирует правительство — кабинет лишь при номинальном участии сената. Никакойответственности перед конгрессом кабинет не несет. Он возглавляется президентоми фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишенправа роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют емуактивно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса. Из числаполномочий важнейшее — это право обращения к конгрессу с посланиями. Наряду сэтим президент сам является важнейшим нормоустанавливающим органом.
Конгресс является носителем«законодательной власти», но его деятельность поставлена взависимость от президента, который не только представляет собой важнейшийисточник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многихзаконопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуетсяквалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгрессимеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента иосуществлять контроля над деятельностью федерального исполнительного аппаратагосударственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональныхисполнительных ведомств не являются членами конгресса, они могут вызываться иподвергаться допросу в различно рода комитетах конгресса, наделенныхзначительными ревизионными, контрольными и расследовательскими полномочиями.
Как уже говорилось, вбольшинстве президентских республиках нет особой должности премьер-министра, имявляется президент. Если в президентской республике имеется должностьпремьер-министра (Египет, Перу, Сирия и др.; иногда она предусмотренаконституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африкиона то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административныйпремьер. Юридически он возглавляет правительство, но на деле политикуправительства определяет президент, под руководством которого проходятофициальные заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менееважные вопросы решаются под председательством административного премьера).
Президентская республикапредставляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающую к различным условиямформу правления. Эта форма правления получила достаточно широкоераспространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости. Неследует вообще абсолютизировать оценку тех либо иных политико-правовых форм внезависимости от их конкретного политического содержания. [17, с.84]
Разновидностями президентскойреспублики являются суперпрезидентская и монократическая республика. Основноеих отличие от президентской республики заключается в том, что обе они неявляются правовыми государствами, хотя в странах, где такие формы правлениясуществуют, формально действует конституция. Но эти конституции носят столь женеправовой характер, как и конституция коммунистических государств.
Суперпрезидентская республикаимеет следующие отличительные черты:
Обычно она устанавливаетсявследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, гдетакая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной). В этомслучае парламент, как правило, распускается (исключение составила, например,Бразилия, где в 1964 г. Была проведена лишь его чистка), правительство ипрезидент смещаются со своих постов. Создается новый высший орган — военныйсовет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), егопредседатель — лидер гражданского переворота провозглашается президентомреспублики. На места назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Изпрежних органов сохраняются обычно гражданские суды, но параллельно с нимисоздаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц (по определеннымсоставам преступления).
Президент получает своиполномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота,либо как глава хунты (коллегиального органа руководства мятежниками).
Президент наделяется обширнымиполномочиями при весьма слабом контроле со стороны законодательной и судебнойвластей.
Президентские полномочияреализуются в условиях перманентного чрезвычайного положения, при котором отменяютсяили существенно ограничиваются конституционные гарантии соблюдения основныхправ и свобод человека и гражданина и осуществляются массовые репрессии противоппозиции.
Суперпрезидентские республики втечение длительного времени были неотъемлемым элементом политического ландшафтаЛатинской Америки. В настоящее время их практически не осталось на картеданного континента. В процессе постепенной демократизации политической жизни,укрепление правовых начал государственности был успешно осуществлен переход кпрезидентской форме правления. [12, с.581]
Что касается монократическойреспублики, то она характерна для «молодых» государств (в основном встранах тропической Африки), а также для некоторых коммунистических государств.Ее характерными признаками являются:
Особый статус главы государствакак единого носителя исполнительной власти, не связанного никаким контролем состороны законодательной и судебной властей.
Совмещение поста президента слидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийногорежима.
Выборы президента, если ипроводят, то носят чисто ритуальный характер. Президент занимает свой постнеопределенно длительный срок, а замена президента происходит в результатеполитического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота. Вотдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненнозакреплялся за определенным лицом (Заир, Малави и некоторые другие).
Конституционно устанавливаетсяправо президента на роспуск парламента. [11, с.122]
Таким образом, главныедостоинства президентской республики состоят в том, что это — относительнопростая система командного типа с выраженной персональной ответственностью, аследовательно, обладающая значительными достоинствами с точки зренияэффективности государственного управления.
Недостатки президентской системыявляются продолжением ее достоинств: для нее характерна излишняя концентрациявласти, что в странах с неустойчивыми традициями демократии чревато сохранениеми даже усилением авторитарных черт в политическом режиме (особенно этомуспособствует соединение поста главы государства и главы исполнительной власти).Кроме того, применение президентской системы в странах со сложнымимежнациональными, межконфессиональными и внутриконфессиональными отношениямипрезидентская модель не дает адекватного решения проблем организациигосударственной власти. \
Недостатком президентскойсистемы является и отсутствие должной связи между партийным составом парламентаи партийной принадлежностью президента. Это ведет к разбалансировкеполитической системы и разнонаправленности политических процессов в единойгосударственной машине, ломаются политические циклы. Если после избранияпрезидента население быстро убеждается в невыполнении обещаний, данных во времяпрезидентских выборов, то симпатии избирателей начинают склоняться к другойпартии. В результате парламентские выборы, приходящиеся на середину срокапрезидента, выигрывает другая партия. Возникает «разделение правления»между президентом и парламентом, представленными разными партиями. Президентвместо провозглашенной четырехлетней программой начинает менять приоритеты исостав команды, ориентируясь на положении его политической партии напарламентских выборах. В результате вместо ясного четырехлетнего цикла с четковыраженным политическим вектором, получается укороченный цикл с нечеткимполитическим вектором. [2, с.337]
 1.2 Парламентская республика
Парламентская республика — разновидность республиканской формы правления, характеризуется тем, что парламент,являясь полновластным органом, формирует политически ответственное перед нимправительство и, как правило, избирает президента, который занимает в системегосударственных органов достаточно скромное место. Основными признакамипарламентской республики являются:
президент является главойгосударства, но не главой исполнительной власти как в президентской республике.Исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру,канцлеру), который и имеет все необходимые государственно-властные полномочиядля осуществления правительственной политики;
президент избирается либопарламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания собязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия), т.е. его властьпроизводна от парламента;
президент назначает главуправительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии иликоалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте или его нижнейпалате. В противном случае правительство может не получить вотум доверия впарламенте (это необходимая процедура для парламентской республики) и не будетсформирована. Члены правительства назначаются президентом по рекомендации главыправительства;
ключевой признак парламентскойреспублики — политическая ответственность правительства перед парламентом, а неперед президентом. Ответственность эта чаще всего солидарная: недоверие главеправительства влечет отставку всего правительства. В случае вынесения вотуманедоверия или отказа в доверии правительство либо уходит в отставку, либопрезидент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнююпалату) и назначить досрочные выборы;
президент не несетответственность за деятельность правительства. Она возложена н6а главуправительства;
президент не может по собственномуусмотрению отправить в отставку главу правительства, но по рекомендации главыправительства может отправить в отставку любого члена правительства;
в законодательной областипрезидент парламентской республики наделен правом законодательной инициативы,согласованной с правительством; обладает правом промульгировать законы,принятые парламентом;
акты, издаваемые президентом,нуждаются в контрасигнатуре, т.е. подписи премьер-министра или министра,которые и несут за них ответственность. Без такой подписи акты президентанедействительны. В парламентской республике ключевая фигура в государстве — глава правительства. [13, с. 202]
При парламентарной республикетакже возможны два государственных режима — парламентарный и министериальный.
Парламентская республика,особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чемпрезидентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (послеряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента),Кобо-Верде в Африке (с 1990 г), Вануату в Океании и др. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарногогосударственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например,правительство удерживается у власти в целом меньше года, хотя партийный составправительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановкинезначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы правления вэтой стране в последнее время резко усилилось, и похоже, что на этот раз неостанутся безрезультатными. [2, с.311]
Парламентская республика, как ипрезидентская, тоже испытывает в наше время давление, направленное на «рационализацию»управления государством. Но в данном случае суть этого управления состоит вусилении исполнительной власти, в частности, в том, чтобы ограничитьвозможность использования вотума недоверия, ибо это ведет к частой сменеправительства и, следовательно, к нестабильности управлением государством. Главнаяцель «рационализации» — создать стабильное правительство, исключитьминистерскую чехарду (в Италии, например, сменилось 60 кабинетов министров современи окончания Второй мировой войны, т.е. в среднем каждое правительствосуществовало менее года). С этой целью применяются различные конституционныеспособы. Действенным способом является также «конструктивный вотумнедоверия», предусмотренный первоначально Основным законом Германии, атеперь конституция Венгрии, Польши и даже в монархии Испании. Во-первых,ответственность перед нижней палатой несет не все правительство, а только егоглава (премьер-министр, канцлер). Отдельным министрам недоверие не может бытьвыражено, они назначаются и смещаются главой правительства. Во-вторых,парламент имеет право выразить вотум недоверия только при условии, что проектрезолюции, внесенный в парламент, будет содержать два пункта: предложение онедоверии действующему премьер-министру и предложения о кандидатуре избраниянового премьера. Решение принимается одновременно, и таким образом страна неостается без премьера и правительства. Провести такую резолюцию в парламентеочень трудно, примеры такого рода единоличны.
Главное достоинствопарламентской системы обычно видят в наиболее тесной связи с принципомнародного представительства. Весь политический спектр страны представлен иструктурирован через правительство партийного большинства (политический спектрв этом случае разделяется на партийное большинство и меньшинство). При наличиипотребности четкого конструирования политической системы парламентская моделькажется наиболее естественной и воплощающей идеалы партийного правления, в товремя как в президентской системе ценность партийного правления отступает навторой план по строению с возможностью набрать для управления высокопрофессиональнуюкоманду.
При подлинно многопартийнойсистеме парламентская форма правления обеспечивает оптимальное парламентскоебольшинство в виде коалиционного правительства. При этом и количество портфелейраспределяется в правительстве пропорционально весу этих партий, что не возможнов президентской республике.
В определенной мере и следованиепартийным установкам и программам, связанность ими политического курса можетвыступать как достоинство парламентской системы, поскольку дает четкую идеологическуюоснову независимо от вкусов и сиюминутных пристрастий партийных лидеров.
Сам политический стильпарламентской республики обеспечивает приобщение избирателей к болеефундаментальным политическим ценностям и ориентациям. Он связан с обеспечениемдействительно глубокого и сущностного для парламентских систем политическогоплюрализма с выбором между большим числом политических платформ разныхполитических партий, в то время как президентская система персонифицирована иориентирует избирателей на ярких лидеров.
Парламентская системаобеспечивает единство действий исполнительной и законодательной власти, полнуюподдержку законодательных инициатив правительства (за исключением правительстванеустойчивого парламентского большинства или правительства парламентскогоменьшинства).
Недостатки парламентскойсистемы, так же как и президентской, являются продолжением ее достоинств.
При коалиционном правительственесконцентрированность государственной воли, необходимость учета противоречивыхинтересов политических партий ведет к противоречивости политической платформыправительства, отсутствию внятного политического курса.
Неустойчивость коалиций впарламентских системах ведет к частной смене правительства, к неустойчивостивсей политической системы в целом (характерный пример этого дает Италия с еечастыми парламентскими кризисами).
В результате необходимостивыдерживания определенной идеологической линии у правительства можетнаблюдаться недостаток прагматизма. Кроме того, партийные правительства,связанные определенной идеологией, не могут быстро реагировать на вызовы, меняясвои взгляды в соответствии с прагматическими потребностями.
Во время кризисов и осложнений,когда нужно действовать быстро, принимая персонально всю ответственность, впарламентских системах ощущается недостаток полномочий у правительства и главыгосударства.
В то же время в парламентскихсистемах есть на первый взгляд парадоксальная тенденция принижения ролипарламента в условиях, когда члены правительства одновременно являютсядепутатами и выступают в качестве политической элиты в противоположность «заднескамеечками».В этом случае правительство узурпирует законодательную власть, предоставляяпарламенту возможность только «штамповать» законы, чего не может впринципе быть в президентских системах. [10, с.339]
 1.3 Смешанная республика
Смешанная форма правления (иногдав научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной,полупрезидентской, полупарламентарной) — это такая разновидность республиканскойформы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются сэлементами парламентарной республики. Эти элементы характеризуются тем, чтопрезидент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (каки в президентской республике), но в данной форме правления предусматриваетсявозможность вотума недоверия правительству и (или) министрам (но нефактическому главе правительства — президенту), которые остаются и в то жевремя ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда,такая ответственность имеет разную степень: главной все же остаетсяответственность министров перед президентом, под началом которого работаютминистры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле,Колумбии, Уругвае, Перу, Эквадоре и некоторых других латиноамериканскихстранах, где парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этоготребуется нередко квалифицированное большинство голосов 2/3, а сам вопрос онедоверии может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента (обычноне менее 1/10). Кроме того, президент в определенных случаях вправе неувольнять правительство или министра даже после вотума недоверия парламента. [10,c.173]
Основными признаками смешаннойреспублики следует назвать:
1) президент является главойгосударства и арбитром;
2) президент избирается наоснове всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа;
3) президент не являетсяюридически главой исполнительной власти (правительство возглавляет глава правительства- премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий,позволяющих ему воздействовать на политику правительства. Он председательствуетна официальных заседаниях правительства, утверждает акты правительства, т.е. фактическипрезидент руководит правительством, чем проявляется свойство бицифиальностиисполнительной власти;
4) президент назначает главуправительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийныхфракций в парламенте, по рекомендации главы правительства назначает и членовправительства. Назначенное президентом правительство представляется парламенту(нижней палате), излагает свою программу и просит о доверии. Парламент можетотказать в доверии, приняв резолюцию порицания, что означает сформированиеправительства, т.е. свобода выбора президента в отношении главы правительства иего членов всегда ограничена парламентом, что характерно для парламентарныхреспублик;
5) одним из признаков,свойственных смешанной республике, является двойная ответственность правительства:и перед президентом, и перед парламентом. Президент за действия правительстваответственности не несет;
6) наиболее сильное полномочиепрезидента — права роспуска парламента и назначение досрочных парламентскихвыборов. Но это право носит конституционно ограниченный характер;
7) президент наделен правом ветона законы, принятые парламентом, но одновременно некоторые, указанные вконституции, акты подвергаются контрасигнатуре. [8, с. 205]
Следует иметь в виду, чтоединого стереотипа республики смешанного типа не существует, посколькусочетание признаков президентской и парламентарной республик может быть самымразнообразным. Кроме того, в каждой смешанной республике могут присутствовать исвои специфические черты.
Смешанные формы являютсяпопыткой преодолеть недостатки той или и другой системы, причем, когда хотятснять или ослабить недостатки президентской республики, усиливают рольпарламента, вводят зависимость правительства не только от президента, но и отпарламента, что способствует присвоению политической системы под политическуюсистему с партийным режимом и партийной системой. Если стремятся преодолетьнедостатки парламентской системы, то усиливают роль президента, передавая емудополнительные полномочия. Разница между президентско-парламентарной и парламентарно-президентскойсмешанными системами состоит в разнице в акцентах: в первой ответственностьправительства перед президентом сохраняется параллельно с ответственностьюперед парламентом и вотумом недоверия, во второй в теории не должно бытьответственности правительства перед президентом, однако нередко сохраняетсявозможность влиять на деятельность нескольких министров, обеспечивать функцииглавы государства (оборона, внешняя политики). С другой стороны, смешанныесистемы позволяют трансформировать государственный механизм под потребностисложившейся расстановки политических сил. Характерный пример этого даетконституционная реформа 2004 г. В Грузии, которая согласно официальной версиидолжна способствовать превращению Грузии в парламентарно-президентскоегосударство.
Сами по себе эти системыявляются переходными к парламентской модели, но полномочия президента в нихгораздо шире, чем это характерно для нее.
Хотя введение смешанных системпреследует цели преодоления недостатков президентской и парламентской систем,достижение их на практике является не столь частое. Дело в том, что смешанныесистемы сами по себе содержат коренной недостаток: реальную ситуацию «двухправительств», одного — официально установленного, другого — «правительстваиз числа подчиненных президенту министров или в лице его администрации». Всмешанных системах этот коренной недостаток нередко усугубляется ситуацией«разделенного правления». Это можно проиллюстрировать на примереБолгарии, республики с парламентским правлением, как характеризуется она вКонституции 1991 г. В ней неоднократно возникала ситуация избрания президентаот одной партии и парламентского большинства от другой, что приводило кпротивостоянию президента и парламента. [9, с.340]
2. Соединенные штаты америки как примерпрезидентской республики
 2.1 Законодательная власть
Конституция США исходит изпринципа разделения властей в его «жестком» варианте. Статья I Конституции посвящена законодательной власти (Конгресс), ст.II — исполнительной (Президент),ст. III — судебной (преимущественноВерховному суду США). Стремление обеспечить их равновесие осуществляется путемчеткого разделения полномочий между органами государства, установления системысдержек и противовесов властей, их взаимозависимости. Деятельность Президента иВерховного суда осуществляется на основе законов, принятым Конгрессом, но в тоже время Президент имеет право отлагательного вето в отношении законов, аВерховный суд может признать законы неконституционными и тем самым парализоватьих действие. Президентские полномочия распространяются на Верховный суд: Президентназначает его членов (включая председателя), но при участии законодательнойвласти, поскольку эти назначения подлежат утверждению Сената (2/3 голосовприсутствующих сенаторов). [18, с.400]
 2.2 Структура Конгресса США
Конгресс США состоит из двухпалат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается на двагода в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются двакандидата: от Демократической и Республиканской партий), кроме того, в составпалаты входят несколько представителей от тех территорий США, которые неявляются штатами (эти представители не имеют права решающего голоса). Сенаторыизбираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируетсясписок из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканскойпартии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые двагода.
Каждая палата создает своируководящие и внутренние органы. Заседаниями Палаты представителей руководитспикер (он всегда является представителем партийной фракции большинства), вСенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президентаможет быть избран временный председатель из фракции большинства). Спикер, как ив других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяетповестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководитвспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания кдепутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда егоголос — решающий. Председатель Сената, напротив, существенных полномочий неимеет. [16, c.34]
 2.3 Полномочия Конгресса
У Конгресса имеются общиеполномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеихпалат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны, иинститут преодоления вето верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. Крометого, каждая палата обладает своими, специальными полномочиями: например,Палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностныхлиц, а утверждает назначения на должности, сделанные Президентом, Сенат. Он жератифицирует международные договоры.
Полномочия Конгресса вКонституции изложены в значительной мере прагматично, а иногда казуистично. Кчислу общих полномочий Конгресса относятся полномочия: финансовые; в областиэкономики, обороны, охраны общественного порядка. В Конституции говорится такжеи о других полномочиях Конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (онатурализации), создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды,осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого районаместопребывания правительства (в настоящее время это федеральный округКолумбия, где находится столица государства — г. Вашингтон), а также натерриториях, приобретенных у какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов,доков и т.д. Ряд полномочий Конгресса, записанных в Конституции (выдаватькаперские свидетельства частным судам для захвата неприятельских судов,свидетельства на право аналогичных репрессалий, устанавливать правила длязахватов на суше и на море), в настоящее время не соответствуют международномуправу и не осуществляются Конгрессом. Некоторые из них официально отмененымеждународными соглашениями. [1, с.372]
Конституция устанавливает дляКонгресса ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны безсоответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об оплатеи с обратной силой, приостанавливать действие правила habeas corpus в мирное время; не могутвводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться предпочтениепортам одного штата перед портами другого штата. В соответствии с решениямиВерховного суда США Конгресс может делегировать законодательные полномочияисполнительной власти. Он вправе отменять акты делегированного законодательстварешениями обеих палат. Отмена решением одной палаты (а таких отмен было боле200), решением Верховного суда признана неконституционной.
В последние десятилетия рольКонгресса усилена (особенно по финансовым вопросам) путем создания при нем рядановых служб: Бюджетного управления Конгресса, Главного контрольно-финансовогоуправления, Управления оценки технологий, Исследовательской службы Конгресса. [18,с.402]
2.4 Исполнительная власть
Согласно Конституцииисполнительную власть в федерации осуществляет Президент. Президент США — государственный лидер, который является наиболее влиятельной политическойфигурой и обладает наибольшей властью. В отличие от парламентарной республикион осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров. Советаили кабинета министров в точном значении этого понятия в США нет, министры (помимоуправления своими ведомствами) выполняют роль советников Президента и необразуют правительства, это кабинет Президента, его совещательный орган. Сказанноеотнюдь не означает, что министры не имеют исполнительной власти по вопросам,отнесенным к их ведению. Однако они осуществляют такую власть на основеделегирования им соответствующих полномочий Президентом. Должностипремьер-министра в США тоже нет. Эту роль выполняет Президент, но он являетсянепререкаемым премьером. В кабинете Президента вопросы решаются не голосованием:решения принимает Президент. Бывали случаи, когда все министры высказывалисьпротив предложения Президента, но он принимай свое решение. [13, с.391]
Под руководством Президентапомимо министров работают различные ведомства, некоторые из них имеют болееважный статус, чем министерства (например, Совет национальной безопасности). Президентнепосредственно назначает множество федеральных должностных лиц. Создание иупразднение самих министерств и важных «независимых агентств» осуществляетсязаконами конгресса.
Вице-президент существенныхполномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует в Сенате ивыполняет отдельные поручения Президента.
В общем виде Конституцияустанавливает, что Президент обеспечивает выполнение законов и определяетполномочия всех должностных лиц федерации. Эта формулировка позволила расширитьполномочия исполнительной власти путем применения конструкции подразумеваемых вКонституции полномочий (сформулирована Верховным судом США).
Президент имеет важныеполномочия по отношению к Конгрессу: он обращается к нему с ежегоднымипосланиями о положении страны, с бюджетными посланиями, рекомендует принятиеопределенных законов, созывает Конгресс на чрезвычайную сессию, промульгируетзаконы и имеет право отлагательного вето. [16, с.62]
Президент назначает высшихдолжностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия Сената (достаточнопростого большинства). Обычно Сенат утверждает назначения Президента, но бываютслучаи отказа, главным образом по моральным соображениям. Для назначения другихдолжностных лиц такого согласия не требуется. Президент руководит огромнымгосударственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнениегосударственного бюджета, представляет соответствующие документы Конгрессу. Онимеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями (орденов иСША нет), другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий Президентиздает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из нихимеют нормативное значение.
Президент вправе временнопередать исполнение своих обязанностей вице-президенту (например, этим правомвоспользовался Р. Рейган в 1995 г. в связи с хирургической операцией).
Президент США политическойответственности перед Конгрессом не несет, но он может быть отстранен им отдолжности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене,взяточничестве, других тяжких преступлениях. [18, с.411]
Заключение
На основании рассмотренногоматериала, возможны следующие заключения и выводы.
Во-первых, республиканская формаправления — самая распространенная в современном мире. Абсолютное большинствогосударств, представленных сегодня в такой универсальной международнойорганизации, как ООН, являются республиками. Республика — форма правления, прикоторой высшие органы государственной власти избираются народом непосредственнолибо иным способом на определенный срок полномочий. [7, с.91]
Во-вторых, отличительнымипризнаками республики являются:
существование единоличного иколлегиального главы государства;
выборность на определенный срокглавы государства и других верховных органов государственной власти;
осуществление государственнойвласти не по своему велению, а по поручению народа;
юридическая ответственностьглавы государства в случаях, предусмотренных законом;
обязательность решений верховнойгосударственной власти.
В-третьих, все три разновидностиреспубликанской формы правления отличаются друг от друга.
Характерным для всехпрезидентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, чтопрезидент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства иучаствует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президентнаделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспускапарламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайноеположение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует вправительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странахпрезидентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне скоторой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательнаяи судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов,существующих в современных президентских республиках, способствует возможностигармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороныисполнительной власти.
Для парламентарных республикхарактерно:
президент получает своиполномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента;
президент может быть наделенобширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несетправительство;
правительство несет коллегиальнуюответственность перед парламентом;
парламент может быть распущенпрезидентом по инициативе правительства в определенных конституцией случаях.
Смешанная республика, сочетая всебе элементы президентской и парламентарной республик, является самой распространеннойв настоящее время республиканской формой. Она построена на принципе единствавласти.
Таким образом, республикаявляется самой демократичной формой правления.
Список использованных источников
1.        Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.:Юристъ, 2005. — 666 с.
2.        Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Тома1-2. часть общая: Учебник / Отв. ред. проф., Б.А. Страшун — 3-е изд., обновл. идораб. — М.: Издательство БЕК, 2000. — 784 с.
3.        Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. В 4-хтомах. Тома 1-2. Отв. Ред. Б.А. Страшун. — М.: Издательство БЕК, 1995. — 778 с.
4.        Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. — 10-е изд., испр. и доп. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ»; 2003. — 512 с.
5.        Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие/ М.Ф. Чудаков. — Мн.: Новое знание, 2001. — 576 с.: ил.
6.        Конституционное право зарубежных стран: вопросы и ответы / И.А. Алебастрова.- Изд.2-е, испр. и доп. — Москва: Юриспруденция, 2004. — 186, [1] с.
7.        Конституционное право зарубежных стран: Учеб. — метод. комплекс / А.А. Прокопов.- Мн,: МГЭИ, 2004. — 2000 с.
8.        Конституционное право зарубежных стран: Учеб. — метод. пособие по одноим.курсу для студентов специальности Г 09.01.00. — Право — ведение / С. В Агиевец,И.А. Белова; Учреждение образования «Гродненский государственныйуниверситет имени Я. Купалы». — Гродно: ГрГУ, 2001. — 99 с.
9.        Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович,Л.А. Приходько; Под общ. ред. Г.А. Василевича. — Мн.: Книжный Дом, 2006. — 480с.
10.     Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.Н. Андреева. — Москва: Эскимо, 2005. — 265, [1] с.
11.     Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. Под общей ред.члена-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, доктора юридических наук, проф. Ю.И. Лейбои доктора юридических наук, проф.Л.М. Энтина. М.: Издательская группаНОРМА-ИНФРА М, 1999. — 872 с.
12.     Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов поспециальности «Юриспруденция» / [Баглай М.В. и др.; под общейредакцией М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина]; Московский государственныйинститут международных отношений (Университет) МИД России. — 2-е изд.,переработанное. — Москва: Норма, 2005. — XII, 1043 с.
13.     Конституционное право зарубежных стран = Constitutional law of foreign countries: Учеб. для вузов по юрид. специальности/ П.А. Барбалат и др. под ред.В.О. Лучина, Г.А. Василевич, А.С. Прудникова: Моск.Университет МВД России, Фонд содействия правоохранительным органам «Закони право». — Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 20004. — 687с.
14.     Конституции государств Европы. В 3 т. Т.2/Под общ. ред. Л.А. Окунькова. — М.: НАРМА, 2001. — С.621
15.     Теория государства и права: [учеб. для юрид. вузов]. / А.В. Венгеров — 3-е изд., испр. и доп.; табл. — М.: Омега-Л, 2006. — 608 с.
16.     Чудаков М.Ф. Конституционное право Соединенных Штатов Америки. Основныеинституты: Пособие для студентов. — Мн.: «Тесей», 1999. — 192 с.
17.     Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник.- М.: Белые альвы, 1996. — 400 с.
18.     Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 4-е изд.,перераб. и доп. — М.: Юристь, 2006. — 669 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.